Учебно-методическая разработка для проведения практического занятия по фармакологии Тема: «Жидкие лекарственные формы»
методическая разработка по теме
В представленном материале - указания для преподавателя по проведению практического занятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodichka_zhlf.docx | 161.31 КБ |
praktika_zhidkie_lf.pptx | 1.41 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж №6» Структурное подразделение №2
Учебно-методическая разработка для проведения практического занятия по фармакологии
Тема: «Жидкие лекарственные формы»
Специальность: 31.02.02 «Акушерское дело» базовый уровень
34.02.01 «Сестринское дело» базовый уровень
Москва
2018-2019 учебный год
«Одобрено»
П(ЦК) ОПД
Протокол №
От_______2018г.
Председатель П(Ц)К ОПД _______________________________________О.В. Пашедко
ГБПОУ ДЗМ «МК №6»
«Согласовано»
Председатель методического совета ГБПОУ ДЗМ «МК №6»____________С.В.Полоса
Автор Н.И.Захарова Преподаватель фармакологии
Высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК №6» СП №2
1
Содержание
- Введение…………………………………………………………………………3
- Пояснительная записка………………………………………………………….3
- Организационно-методический блок…………………………………………....5
- Технологическая карта занятия………………………………………………………6
- Цели занятия……………………………………………………………………………6
- Оснащение занятия……………………………………………………………............7
- Список литературы…………………………………………………………………....8
- Домашнее задание……………………………………………………………………..8
- Хронологическая карта занятия……………………………………………………..8
- Схема междисциплинарных связей…………………………………………………12
- Схема внутридисциплинарных связей……………………………………………...13
- Информационный блок………………………………………………………14
- Глоссарий……………………………………………………………………………..15
- Методические указания для студентов к практической работе…………………..17
- Рекомендации для студентов по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы………………………………………………………………………………….22
- Блок контроля знаний………………………………………………………...23
- Вопросы для проверки базовых знаний в форме тестовых заданий……………..24
- Профессиональные задачи для проверки эффективности обучения (задания-расчёты, анализ рецептурных прописей на жидкие лекарственные формы)……………….26
- Критерии оценки………………………………………………………………………28
- Эталоны ответов тестового контроля………………………………………………..29
- Эталоны ответов заданий-расчётов………………………………………………….30
- Эталоны ответов анализа рецептурных прописей жидких лекарственных форм………………………………………………………………….30
- Эталоны ответов задания внеаудиторной самостоятельной работы (таблица «Общая характеристика жидких лекарственных форм )………………..31
- Приложения…………………………………………………………………….34
- Глоссарий………………………………………………………………………………35
- Сорбонки……………………………………………………………………………….35
- Таблица: «Классификация лекарственных форм»………………………………….37
- Таблица: «Классификация жидких лекарственных форм»………………………...38
- Таблица «Падежные окончания латинских склонений»…………………………...39
- Образцы выписывания рецептов на жидкие лекарственные формы……………...39
- ФЗ №61 от 2010г «Об обращении лекарственных форм» (статья «Термины и понятия» - извлечение)………………………………………………………………..41
- Мультимедийная презентация
2
- Введение
Жидкие лекарственные формы занимают значительную часть в разделе «Общая рецептура».
Отдельным разделом фармакологии является общая рецептура-это раздел лекарствоведения о путях введения лекарственных средств в организм в различных лекарственных формах и правилах выписывания рецептов. Для успешной работы в любой области науки, техники и производства необходимо понимание и правильное применение специальных терминов.
В медицине, как и в любой науке необходимо правильное толкование терминов. Основными терминологическими понятиями этого раздела являются: лекарственное средство, лекарственная форма, лекарственный препарат, субстанция, рецепт и др.
Наименование лекарственной формы входит в состав обязательной информации в лекарственном препарате, предоставляемой пациентам и специалистам здравоохранения в инструкциях по применению препаратов, в официальных и справочных изданиях, электронных информационно - поисковых системах.
Содержание данного занятия по теме «Жидкие лекарственные формы» поможет будущим специалистам здравоохранения в решении их профессиональных задач.
- Пояснительная записка
Данная учебно-методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по фармакологии по теме «Жидкие лекарственные формы», специальность 34.02.01 «Сестринское дело» базовый уровень, 31.02.02 «Акушерское дело» базовый уровень.
Практическое занятие рассчитано на два академических часа.
Учебной целью занятия является грамотное применение специальных терминов и понятий лекарствоведения, использование нормативной документации, медицинских справочников, необходимых для выполнения профессиональных задач, умение выписывать рецепты в виде.
При подготовке к занятию обучающиеся выполняют самостоятельную внеаудиторную работу.
Для наиболее эффективного закрепления знаний и умений по теме: «Жидкие лекарственные формы», формирования общих и профессиональных компетенций студенты на занятии осуществляют различные виды деятельности-отвечают на вопросы преподавателя, решают тестовые задания и ситуационные задачи. Выполняют самостоятельную аудиторную работу.
Использование в процессе занятия технологических средств обучения, раздаточного материала способствуют усвоению изучаемого материала, глубокому его пониманию, без снижения интереса к изучаемому материалу.
3
Специально разработанные критерии оценки, получаемых на занятии знаний и умений реализуют дифференцированный подход к студентам, как субъектам образовательного процесса, позволяют объективно оценивать знания и умения обучающихся на этапе «Рефлексия» выявить, проанализировать и исправить допущенные ошибки.
Преподавателю для реализации предлагаемой формы занятия необходимо:
- Четко хронометрировать этапы занятия
- Владеть техническими средствами обучения (мультимедийной установкой)
Использование методической разработки по теме: «Жидкие лекарственные формы» позволит преподавателю повысить результативность усвоения знаний, обучающихся по данной теме, формировать общие и профессиональные компетенции и обеспечить качественную подготовку будущих специалистов.
4
- Организационно-методический блок
5
2.1. Технологическая карта занятия
2.1.1. Классификатор и наименование специальности 31.02.02 Акушерское дело;
34.02.01 Сестринское дело
Дисциплина/МДК Фармакология
Количество часов 2
Тема занятия Жидкие лекарственные формы
Вид занятия Практическое
Тип занятия Комбинированный урок
Курс 1
Цели занятия :
Знать:
- Классификация лекарственных форм, ЛС.
- Понятие о ЛС, ЛП, ЛФ.
- Способы выписывания в рецептах жидких ЛФ
Уметь:
- Определять ЛФ препарата.
- Выписывать рецепты с учётом требований, предъявляемых к жидким ЛФ.
- Проводить анализ рецепта.
Формируемые ОК и ПК
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды(подчинённых), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать повышение квалификации.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебно-диагностического процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
ПК 2.6. Вести утверждённую медицинскую документацию.
Развиваемые ОК
- Аналитически мыслить
- Делать логические выводы
- Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием.
Междисциплинарные связи:
Обеспечивающие дисциплины, междисциплинарные курсы (МДК) Латинский язык, Микробиология
Обеспечиваемые междисциплинарные курсы (МДК) Раздел «Общая рецептура», Общая фармакология, Частная фармакология
6
Методы обучения: Фронтальный опрос, беседа по контрольным вопросам. Тестирование.
Средства обучения:
НД:
ГФ ХIII издания 2015г
ФЗ №61-2010г; №403н; 54-н
Приказы МЗ РФ и СР №1175; 706-н
Учебная и медицинская литература ОИ-1 ДИ
Машковский М.Д. «ЛС» изд16 новая волна 2012г
Наглядные пособия мини таблицы, ЛФ (образцы)
Раздаточный материал
- Методические указания для студентов к практической работе.
- Глоссарий
- Опорные конспекты
- Рецептурные бланки 107-1/у; 148-1/у; 107/у НП
Технические средства обучения
ТСО: Мультимедийная аппаратура (мультимедийная презентация)
Литература:
НД:
ГФ ХIII издания 2015г
ФЗ №61-2010г; №403н; 54-н
Приказы МЗ РФ и СР №1175; 706-н
Учебная и медицинская литература ОИ-1 ДИ
Машковский М.Д. «ЛС» изд16 новая волна 2012г
Домашнее задание:
Подготовиться к практической работе по теме: ЛФ для инъекций
Использовать материалы лекции ОИ-1 стр. 34-36
Самостоятельная работа: подготовить выступления и презентации (темы получить у преподавателя).
2.1.2 Оснащение занятия
НД:
ГФ РФ -13 издание 2015г
ФЗ №61-2010г «Об обращении лекарственных средств»
Приказы МЗ РФ и СР №1175
Учебная и медицинская литература ОИ-1 ДИ
Машковский М.Д. «Лекарственные средства»
Наглядные пособия: презентация «ЖЛФ и лекарственных форм для инъекций»
Раздаточный материал (глоссарий, таблицы)
Лекарственные формы, лекарственные препараты, вспомогательные вещества, лекарственные средства (образцы)
7
Дидактические материалы:
Методические указания для студентов к практической работе, контрольные вопросы для исходного уровня и ситуационные задачи для проверки эффективности обучения
ТСО:
Мультимедийная аппаратура (мультимедийная презентация)
2.1.3 Список литературы
Основные
№ | Наименование | Автор | Издательство и год издания |
1 | Фармакология | Н.И. Федюкович, Э.Д. Рубан | Ростов-на-Дону «Феникс» 2014г с.688 Гриф МО РФ |
Дополнительные
№ | Наименование | Автор | Издательство и год издания |
1 | Фармакология с общей рецептурой | В.В. Майский, Р.Н. Аляутдин | М.;ГЭОТАР-Медиа 2012г |
2 | Справочник «Лекарственные средства» | М.Д. Машковский | Новая Волна, 2012г |
2.1.4 Домашнее задание
- Подготовиться к практическому занятию по теме: «Лекарственные формы для инъекций»
- изучить материалы лекции по теме: «Лекарственные формы для инъекций». Учебная и медицинская литература ОИ-1
2. Подготовить внеаудиторную самостоятельную работу согласно индивидуальному плану.
2.1.5 Хронологическая карта занятия
Этапы занятия и продолжительность
- Организационные моменты и мотивация учебной деятельности – 3-5 минут
Дидактические единицы: приветствие, создание оптимальных условий для восприятия учебного материала. Проверка отсутствующих, внешний вид студентов, готовность аудитории к занятию. Сообщение темы, цели занятия.
Цели этапа: создать рабочую обстановку в группе, формировать интерес познавательной деятельности. Проверить готовность группы, кабинета.
8
Методы и средства: вербальный и невербальный контакт преподавателя со студентами.
Деятельность преподавателя: преподаватель фармакологии приветствует студентов, проверяет отсутствующих, внешний вид студентов, готовность студентов и аудитории к занятию. Заполняет журнал. Проводит мотивацию занятия: объясняет значимость темы для будущей профессиональной деятельности.
Деятельность студента:
Записывает в рабочую тетрадь по практике тему, цели занятия. Принимает участие в постановке целей занятия, определении значимости темы занятия для профессиональной деятельности медицинского работника.
- Контроль исходного уровня – 25 минут
- фронтальный опрос
- тестовый контроль (устный и письменный)
Дидактические единицы: диагностика исходного уровня знаний по вопросам фармакологии (перечень вопросов прилагается и представлена на мультимедийной презентации).
Цели этапа: выявить имеющий уровень знаний, соотнести его с требуемым для данного этапа обучения, избежать со стороны студентов непонимания.
Методы и средства обучения: репродуктивный. Индивидуальный устный и письменный опрос студентов.
Деятельность преподавателя:
Преподаватель настраивает студентов на работу, вводит в ситуацию общения, комментирует и корректирует ответы студентов.
Деятельность студента:
Отвечают на вопросы, задают вопросы, учувствуют в обсуждении результатов ответов.
Пишут тестовый контроль.
3. Инструктаж студентов перед практической работой- 5 минут
Дидактические единицы: подготовка студента к выполнению практической работы.
Цели этапа: создать условия для выполнения практической работы.
Методы и средства обучения: объяснительно-иллюстрационный
Деятельность преподавателя: подробно инструктирует студентов о ходе проведения практической работы и оформлении результатов.
Деятельность студента: знакомится с методическими указаниями по выполнению самостоятельной аудиторной работы.
9
4.Самостоятельная работа студентов- 45 минут
Дидактические единицы: подготовка рабочего места
- выполнение практических заданий
- оформление результатов работы
Цели этапа: закрепить имеющиеся знания, формировать практические умения по выработке поиска правильного решения задач, обобщения результатов, по выписыванию рецептов в виде ЖЛФ.
Методы и средства обучения: репродуктивный, частично-поисковый метод. Индивидуальная и самостоятельная работа. Помощь и контроль со стороны преподавателя.
Деятельность преподавателя: наблюдает за работой, корректирует их самостоятельную деятельность.
Деятельность студента: выполняют практическую работу в соответствии с методическими указаниями, оформляют рабочую тетрадь, делают расчёты и выводы по результатам работы.
5.Контроль эффективности обучения
Дидактические единицы: диагностика эффективности обучения. Разбор заданий практической работы.
Цели этапа: обобщить и систематизировать полученные знания. Научить анализировать полученную информацию.
Методы и средства обучения: репродуктивный. Индивидуальный устный и письменный опрос студентов.
Деятельность преподавателя: оценивают правильность выполнения практической работы каждого студента индивидуально (лист оценивания). Проводят контроль эффективности обучения с использованием решения ситуационных задач.
Деятельность студента: отвечают на вопросы разного уровня сложности. Объясняют результаты своей работы.
6.Подведение итогов занятия (рефлексия) – 8 минут
Дидактические единицы: анализ работы по закреплению знания и результатов обучения: оценка достижения целей занятия; положительных и отрицательных моментов в ходе самостоятельной практической работы студентов, выставление оценок.
Цели этапа: оценить результаты работы студентов.
Методы и средства обучения: объективный подход к контролю знаний и умений. Личностно-вербальное поощрение студентов.
Деятельность преподавателя: оценивает индивидуальную работу студентов, положительные и отрицательные моменты в ходе самостоятельной практической работы студентов.
10
Деятельность студента: обобщают изученный материал на занятии, анализируют ошибки, оценивают индивидуальную степень достижения целей, причины возникших затруднений и достигнутых успехов.
7.Домашнее задание – 2 минуты
Дидактические единицы: 1.подготовка к практическому занятию по теме: «Лекарственные формы для инъекций» - изучить материалы лекции по теме: «Лекарственные формы для инъекций»;
2. Подготовить внеаудиторную самостоятельную работу согласно индивидуальному плану.
Цели этапа: объяснить содержание и выполнение домашнего задания.
Методы и средства обучения: общение с группой.
Деятельность преподавателя: объясняет тему следующего занятия, при необходимости поясняет сложные моменты.
Деятельность студента: записывают домашнее задание
11
2.2. Схема междисциплинарных связей
Фармакология |
Латинский язык |
Раздел: «Общая рецептура» |
Латинские названия Термины и понятия по
ЖЛФ с учетом общей рецептуре.
классификации. Чтение Правила выписывания и
и выписывание на лат.яз. отпуска лек.ср-в: Рецепт
рецептов на ЖЛФ Лек.формы. Классификация Характеристика ЖЛФ
Правила выписывания рецептов
на ЖЛФ
12
2.3. Схема внутридисциплинарных связей
Введение |
Основные разделы Фармакологии
Нормативные документы
Жидкие лекарственные формы |
Раздел «Общая рецептура» |
Классификация лекарственных форм
Характеристика и классификация ЖЛФ:
Термины и понятия:
Лек.ср-во; лек.ф.; лек.пр-т; рецепт и др.
Правила выписывания рецептов
Общая фармакология |
Частная фармакология |
Пути введения ЛС
Биодоступность лек.ср-в Особенности действия ЖЛФ
при введении их в организм
с учетом особенности
патологии и схемы приема
13
3.Информационный блок
14
3.1. Глоссарий
Лекарственные средства - вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты;
Вспомогательные вещества - вещества неорганического или органического происхождения, используемые в процессе производства, изготовления лекарственных препаратов для придания им необходимых физико-химических свойств;
Лекарственная форма - состояние лекарственного препарата, соответствующее способам его введения и применения и обеспечивающее достижение необходимого лечебного эффекта;
Лекарственное растительное сырье - свежие или высушенные растения либо их части, используемые для производства лекарственных средств организациями - производителями лекарственных средств или изготовления лекарственных препаратов аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность;
Лекарственный препарат - лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности;
Фармацевтическая субстанция - лекарственное средство в виде одного или нескольких обладающих фармакологической активностью действующих веществ вне зависимости от природы происхождения, которое предназначено для производства, изготовления лекарственных препаратов и определяет их эффективность;
Рецепт на лекарственный препарат - медицинский документ установленной формы, содержащий назначение лекарственного препарата для медицинского применения, выданный медицинским работником в целях отпуска лекарственного препарата или его изготовления и отпуска на бумажном носителе или с согласия пациента или его законного представителя в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника, либо документ установленной формы, содержащий назначение лекарственного препарата для ветеринарного применения, выданный ветеринарным работником в целях отпуска лекарственного препарата или его изготовления и отпуска на бумажном носителе;
15
Растворы - жидкая лекарственная форма, получаемая растворением жидких, твердых или газообразных веществ в соответствующем растворителем или смеси взаимосмешивающихся растворителей с образованием гомогенных дисперсных систем.
Микстуры- жидкая лекарственная форма преимущественно экстемпорального изготовления, предназначенная для приема внутрь и дозируемая ложками.
Капли - жидкая лекарственная форма, содержащая лекарственные вещества, растворенные или диспергированные в соответствующем растворителе, и дозируемая каплями.
Сиропы - жидкая лекарственная форма, предназначенная для приема внутрь, преимущественно представляющая собой концентрированный раствор различных сахаров, содержащий действующие и вспомогательные вещества.
Суспензии - жидкая лекарственная форма, представляющая собой гетерогенную дисперсную систему, содержащую одно или несколько твердых действующих веществ, распределенных в жидкой дисперсионной среде.
Эмульсии - жидкая лекарственная форма, представляющая собой, гетерогенную двухфазную систему с жидкой дисперсионной средой.
Настойки - жидкая лекарственная форма, представляющая собой обычно окрашенные спиртовые или водно-спиртовые извлечения, получаемые из лекарственного растительного сырья (высушенного или свежего), а также из сырья животного происхождения без нагревания и удаления экстракта.
Настои и отвары - жидкая лекарственная форма, представляющая собой водные извлечения из лекарственного растительного сырья.
Экстракты - представляют собой концентрированные извлечения из лекарственного растительного сырья, раже из сырья животного происхождения.
16
3.2. Методические указания для студентов к практической работе
Время занятия: 90 минут
Цели:
- закрепить знания основных понятий и терминов общей рецептуры
- находить сведения о ЖЛФ в доступных базах данных
- научиться определять виды ЖЛФ
- обозначать концентрацию в прописях рецептов, выписанных в виде ЖЛФ
- определять общий объем ЖЛФ и рассчитывать массу ЛС
- выписывать рецепты в виде ЖЛФ и лекарственной формы для инъекций
Оснащение занятия
НД:
ГФ РФ -13 издание 2015г
Справочные материалы:
Машковский М.Д. «Лекарственные средства» изд.2012г
Учебная и медицинская литература ОИ-1 ДИ
Контрольные вопросы «Общая рецептура»
- Дать определение понятиям: лекарственное средство, лекарственная форма, вспомогательное вещество, субстанция, рецепт.
- Какие требования предъявляются к рецепту?
- Как классифицируют лекарственные формы, жидкие лекарственные формы?
- Какие растворители используют для изготовления растворов?
- Как выписывают в рецептах водные растворы?
- Как выписывают в рецептах масленый (спиртовой) раствор?
- Как обозначают концентрацию в прописях рецептов, выписанных в ЖЛФ?
- Как определяют общий объем и массу ЛС в ЖЛФ?
- Чем отличаются суспензии и эмульсии от растворов?
- В чем различия между настоями и отварами? Как их выписать в рецепте?
- Чем настои отличаются от настоек?
- Как настойки выписывают в рецепте?
- Охарактеризуйте экстракты. Классификация. Как их выписывают в рецептах?
- Что такое новогаленовые препараты? Как их выписывают в рецептах?
- Как выписывают микстуры в рецептах? Способы хранения и дозирования микстур при назначении для приема внутрь.
Порядок действий
- Запишите: дату, тему занятия, формулировку задания в рабочую тетрадь (дневник) для практических работ
- Выполните практические задания
17
I этап занятия
Проверка исходного уровня знаний (тестовый контроль)
I вариант
Совместите термины примеры
- Лек.средство А.вазелин
- Лек.форма Б.суппозитории ретальные с эуфиллином
- Вспомогательные вещества В.таблетки
- Лек.препарат Г.аспирин
Выберите один верный ответ
5.Дозе лекарственного средства «0,025» соответствует название
- 25 дециграмм
- 25 миллиграмм
- 25 сантиграмм
- 250 миллиграмм
6. Дозированными лекарственными формами являются:
1. мази
2. суппозитории
3. микстуры
4. водные извлечения
7. Лекарственная форма, получаемая путем настаивания мягких частей растения на водяной бане.
1. настои
2. настойка
3. отвар
4. раствор
8. Латинское название лекарственной формы «раствор»
1. pulvis, eris, m
2. solutio , onis, f
3. infusum , i, n
4. decoctum, i, n
9. Масса лекарственного средства для изготовления раствора в концентрации
1:5000 – 400мл составит
- 0,05
- 1,0
- 0,08
- 0,5
18
10. Жидкая лекарственная форма-взвесь мельчайших твердых частиц в жидкости:
1. эмульсия
2. суспензия
3. настойка
4. микстура
II вариант
Выберите правильный ответ
- Понятию «Лекарственное растительное сырье» соответствует
1.экстракт белладонны
2.вода мятная
3.цветки ромашки
4.настой шалфея
2. Сборник обязательных общегосударственных стандартов и норм определяющих качество лекарственных средств и порядок их изготовления
1. Справочник фармацевта
2. Государственная фармакопея
3. Правила GMP
4. Приказ МЗ по контролю качества лекарственных средств
3. Латинское название лекарственной формы «настойка»
1. decoctum, i, n
2. solutio , onis, f
3. tinctura, ae, f
4. aqua, ae, f
4. Спиртовое извлечение из лекарственных растений:
1. настои
2. настойка
3. отвар
4. раствор
5. Дозируются (назначаются) растворы для внутреннего применения:
1. стаканами
2. ложками
3. по массе
4. каплями
6. Водное извлечение из твердых частей лекарственного растительного сырья:
1. настои
2. настойки
3. отвары
4. микстуры
19
7. Как правило, из листьев, цветов, травы готовят:
1. жидкие экстракты
2. слизи
3. настои
4. отвары
8. Латинский эквивалент рецептурной формулировке «Выдай. Обозначь.» это
1. Misce. Signa
2. Da tales doses
3. Quantum satis
4. Da. Signa
9. Основной единицей измерения массы ЛС является:
1. килограмм
2. грамм
3. дециграмм
4. сантиграмм
10.Масса лекарственного средства для изготовления раствора в концентрации
3%-200мл составит:
- 6,0
- 0,6
- 3,0
- 0,06
II этап занятия
Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы
Вид работы: Составление таблицы
Тема: Общая характеристика ЖЛФ
Выполнение данной работы поможет Вам лучше усвоить изучаемую тему, углубить, расширить и систематизировать знания по данному вопросу.
Алгоритм Ваших действий:
- Внимательно изучите ОФС ГФ XIII издания, материалы лекции и учебник
«Растворы»
«Суспензии»
«Эмульсии»
«Настои и отвары»
«Капли»
«Экстракты»
«Сиропы»
«Настойки»
- Составьте таблицу по следующей форме на листах формата А, оформите и представьте на занятии.
Наименование ЖЛФ (русское и латинское название) | Общая характеристика ЖЛФ |
20
III этап занятия
Обозначение концентрации в прописях рецептов, выписанных в виде ЖЛФ. Расчеты.
- Заполните таблицу:
Обозначение концентрации в прописях рецептов ЖЛФ | Количество ЛС | Количество воды при изготовлении ЖЛФ в мерной посуде |
| ? | До 200мл |
| ? | До 200мл |
| ? | До 200мл |
| ? | До 100мл |
2.Определить процентную концентрацию Раствора фурацилина 1:5000
3.Рассчитать дозу натрия бромида на один прием при назначении 2% раствора столовыми ложками (15мл)
4.Кальция хлорид назначается внутрь в растворе по 1 столовой ложке (15мл) 4 раза в день в течение 5 дней. Разовая доза препарата 1,5г. Определить общий объем раствора и количество кальция хлорида, необходимого для этого раствора.
IV этап занятия
Пользуясь образцами выписывания рецептов на ЖЛФ, таблицей падежных окончаний латинских склонений, проведите анализ рецептов и укажите замечания.
Выписать рецепты с учетом замечаний.
- Rp: Calcii chloridi 10%-200ml
D.S. По 1столовой ложке 4 раза в день
2. Rp: Sol.herbae Leonuri 10.0-200ml
D.S. По 1столовой ложке 3 раза в день
3. Rp.: Absinthii 20 ml
D.S. По 20 капель 3 раза в день за 20 минут до еды.
21
3.3. Рекомендации для студентов по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы
Вид работы: составление таблицы «Общая характеристика жидких лекарственных форм»
Цели:
После выполнения работы студент должен
Знать:
- классификацию жидких лекарственных форм.
- латинские названия ЖЛФ.
- определения, свойства, преимущества и недостатки ЖЛФ: растворов, эмульсий, суспензий, настоев и отваров, настоек, экстрактов .
Уметь:
находить сведения о свойствах ЖЛФ в доступных базах данных.
Алгоритм действий:
- внимательно прочитайте ОФС ГФ XIII издания, материалы учебника и лекций.
- запишите в таблицу:
Наименование ЖЛФ, русское и латинское название, характеристика ЖЛФ.
- оформите Вашу работу и предоставьте ее на занятии.
Требования к оформлению работы
Работа выполняется на листах формата А4 и включает в себя:
1.Титульный лист с указанием темы, вида работы и ФИО выполнившего, № группы.
2.Заполните таблицу по образцу:
Общая характеристика жидких лекарственных форм
Наименование ЖЛФ
| Общая характеристика ЖЛФ |
22
4.Блок контроля знаний.
23
4.1. Тестовые задания.
Проверка исходного уровня знаний (тестовый контроль)
I вариант
Совместите термины примеры
1.Лек.средство А.вазелин
2.Лек.форма Б.суппозитории ретальные с эуфиллином
3.Вспомогательные вещества В.таблетки
4.Лек.препарат Г.аспирин
Выберите один верный ответ
5.Дозе лекарственного средства «0,025» соответствует название
- 25 дециграмм
- 25 миллиграмм
- 25 сантиграмм
- 250 миллиграмм
6. Дозированными лекарственными формами являются:
1. мази
2. суппозиторий
3. микстуры
4. водные извлечения
7. Лекарственная форма, получаемая путем настаивания мягких частей растения на водяной бане.
1. настои
2. настойка
3. отвар
4. раствор
8. Латинское название лекарственной формы «раствор»
1. pulvis, eris, m
2. solutio , onis, f
3. infusum , i, n
4. decoctum, i, n
9. Масса лекарственного средства для изготовления раствора в концентрации
1:5000 – 400мл составит
- 0,05
- 1,0
- 0,08
- 0,5
24
10. Жидкая лекарственная форма-взвесь мельчайших твердых частиц в жидкости:
1. эмульсия
2. суспензия
3. настойка
4. микстура
II вариант
Выберите правильный ответ
1. Понятию «Лекарственное растительное сырье» соответствует
1.экстракт белладонны
2.вода мятная
3.цветки ромашки
4.настой шалфея
2. Сборник обязательных общегосударственных стандартов и норм определяющих качество лекарственных средств и порядок их изготовления
1. Справочник фармацевта
2. Государственная фармакопея
3. Правила GMP
4. Приказ МЗ по контролю качества лекарственных средств
3. Латинское название лекарственной формы «настойка»
1. decoctum, i, n
2. solutio , onis, f
3. tinctura, ae, f
4. aqua, ae, f
4. Спиртовое извлечение из лекарственных растений:
1. настои
2. настойка
3. отвар
4. раствор
5. Дозируются (назначаются) растворы для внутреннего применения:
1. стаканами
2. ложками
3. по массе
4. каплями
6. Водное извлечение из твердых частей лекарственного растительного сырья:
1. настои
2. настойки
3. отвары
4. микстуры
25
7. Как правило, из листьев, цветов, травы готовят:
1. жидкие экстракты
2. слизи
3. настои
4. отвары
8. Латинский эквивалент рецептурной формулировке «Выдай. Обозначь.» это
1. Misce. Signa
2. Da tales doses
3. Quantum satis
4. Da. Signa
9. Основной единицей измерения массы ЛС является:
1. килограмм
2. грамм
3. дециграмм
4. сантиграмм
10.Масса лекарственного средства для изготовления раствора в концентрации
3%-200мл составит:
- 6,0
- 0,6
- 3,0
- 0,06
4.2.Профессиональные задачи для проверки эффективности обучения
Обозначение концентрации в прописях рецептов, выписанных в виде ЖЛФ. Расчеты.
- Заполните таблицу:
Обозначение концентрации в прописях рецептов ЖЛФ | Количество ЛС | Количество воды при изготовлении ЖЛФ в мерной посуде |
| ? | До 200мл |
| ? | До 200мл |
| ? | До 200мл |
| ? | До 100мл |
Определить процентную концентрацию Раствора фурацилина 1:5000
Рассчитать дозу натрия бромида на один прием при назначении 2% раствора столовыми ложками (15мл)
Кальция хлорид назначается внутрь в растворе по 1 столовой ложке (15мл) 4 раза в день в течение 5 дней. Разовая доза препарата 1,5г. Определить общий объем раствора и количество кальция хлорида, необходимого для этого раствора.
26
Анализ рецептурных прописей в виде ЖЛФ
Пользуясь образцами выписывания рецептов на ЖЛФ, таблицей падежных окончаний латинских склонений, проведите анализ рецептов и укажите замечания.
Выписать рецепты с учетом замечаний.
- Rp: Calcii chloridi 10%-200ml
D.S. По 1столовой ложке 4 раза в день
2. Rp: Sol.herbae Leonuri 10.0-200ml
D.S. По 1столовой ложке 3 раза в день
3. Rp.: Absinthii 20 ml
D.S. По 20 капель 3 раза в день за 20 минут до еды.
27
4.3.Критерии оценки знаний и умений студентов
По итогам работы студентов на занятии по данной теме выставляется общая оценка, которая складывается из оценок за выполнение различных видов заданий на различных этапах занятия:
1.Ответы на вопросы преподавателя фармакологии по ходу занятия
2.Тестовый контроль
3.Самостоятельная работа аудиторная работа (выполнение заданий)
4.Внеаудиторная самостоятельная работа
Оценочный лист
№п/п | ФИО студента | 1 | 2 | 3 | 4 | Итог |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 | ||||||
8 | ||||||
9 | ||||||
10 | ||||||
11 | ||||||
12 | ||||||
13 | ||||||
14 |
Критерии оценки выполнения тестового контроля
Каждый правильный ответ – 1 балл
Шкала Оценка
9-10 баллов «5»
8 баллов «4»
7 баллов «3»
6 баллов и менее «2»
28
4.4. Эталоны ответов на тестовые задания (самоконтроль)
I вариант
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
№ ответа | Г | В | А | Б | 2 | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 |
II вариант
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
№ ответа | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 4 | 2 | 1 |
Критерии оценки выполнения внеаудиторной работы
- Правильность и осознанность изложения содержания
- Речевая грамотность и логическая последовательность изложения
Оценка «5» (отлично) - ставится, если студент выполняет все задания без ошибок, или допускает незначительные ошибки, активно учувствует во всех видах деятельности и творчески подходит к их выполнению.
Оценка «4» (хорошо) - ставится, если студент выполняет задания с 1-2 ошибками, которые самостоятельно устраняет, активно учувствуют во всех видах деятельности и творчески подходит к их выполнению.
Оценка «3» (удовлетворительно) - ставится, если студент делает большое количество ошибок при выполнении заданий или выполняет задания частично, учувствует во всех видах деятельности.
Оценка «2» (неудовлетворительно) - ставится, если студент большую часть заданий выполняет не верно, допускает грубые ошибки.
4.4.Эталоны ответов тестового контроля по теме: «Жидкие лекарственные формы.»
I вариант
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
№ ответа | Г | В | А | Б | 2 | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 |
II вариант
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
№ ответа | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 4 | 2 | 1 |
29
4.5.Эталоны ответов заданий - расчетов
1.Задания-расчеты
Обозначение концентрации в прописях рецептов ЖЛФ | Количество ЛС | Количество воды для изготовления ЖЛФ |
| 0,04 | До 200мл |
| 6,0 | До 200мл |
| 3,0 | До 200мл |
| 4,0 | До 100мл |
2.Концентрация раствора фурацилина обозначена в соотношениях
Рассчитываем, что 1,0 фурацилина содержит 5000мл, следовательно, в 100мл –процентная концентрация равна 0,02%.
3.Доза натрия бромида на один прием равна
2,0-100
Х-15 РД=0,3
4.Общий объем раствора кальция хлорида равен
15мл (1ст.л)-1,5
100мл ------Х Х=10%
15мл (1ст.л) *4р=60мл*5дней= 300мл
Масса кальция хлорида равна
10,0-100мл
Х-300мл Х=30,0
4.6. Эталоны ответов анализа рецептурных прописей жидких лекарственных форм
Анализ рецептурных прописей ЖЛФ
1. Rp: Sol.Calcii chloridi 10%-200ml
D.S. По 1столовой ложке 4 раза в день
(Замечание: не указан вид лекарственной формы)
2. Rp: Inf.herbae Leonuri 10.0-200ml
D.S. По 1сnоловой ложке 3 раза в день
(Замечание: Неверно указан вид лекарственной формы)
3. Rp.: Tincturae Absinthii 20 ml
D.S. По 20 капель 3 раза в день за 20 минут до еды. (Замечание: Не указано название ЛФ)
30
- Эталоны ответов задания внеаудиторной самостоятельной работы (таблица «Общая характеристика жидких лекарственных форм)
Название жидкой лекарственной формы (русское и латинское название) | Характеристика жидкой лекарственной формы |
Растворы (Solutio, onis, f) Капли (Gutta, ae, f) Экстракты (Extractum, i, n) Сиропы (Sirupus, i, m) Настойки (Tinctura, ae, f) Настои и отвары (Infusum, i, n Decoctum, i, n) Суспензии (Suspensio, onis, f) Эмульсии (Emalsio, onis, f) | Жидкая лекарственная форма, получаемая растворением жидких, твердых или газообразных веществ в соответствующем растворителе или смеси взаимосмешивающихся растворителей с образованием гомогенных (однородных) дисперсных систем. Различают растворы: для внутреннего, наружного и местного применения - по способу применения. Растворы разделяют на водные и неводные в зависимости от растворителя. Растворители: вола очищенная, спирт этиловый, масла жирные, масло вазелиновое, глицерин и др. Растворы дозируются (назначаются) для приема внутрь ложками: 1столовая ложка – 15мл, 1десертная ложка – 10мл, 1 чайная ложка – 5мл). Преимущества: 1. разнообразие путей введения; 2. удобство применения; 3. простота и герметичность упаковки; 4. возможность регулировать биодоступность ЛС; 5. позволяют снизить раздражающие действие ЛС и корригировать органолептические свойства препарата. Недостатки: водные растворы подвергаются микробной контаминации. Жидкая лекарственная форма, содержащая лекарственные вещества, растворенные или диспергированные в соответствующем растворителе и дозируемая каплями. Прописывают в рецептах масляные, водные, глицериновые и спиртовые растворы, настойки, жидкие экстракты. Различают капли для наружного (капли для носа, ушные, зубные) и внутреннего применения. Особую группу составляют глазные капли. Представляют собой концентрированные извлечения из лекарственного растительного сырья, реже из сырья животного происхождения. По консистенции различают: экстракты сухие (Extractum siccum), экстракты густые (Extractum spissum), экстракты жидкие (Extractum fluidum). Различают: экстракты водные, спиртовые, масляные и др. По способу применения различают экстракты: для приёма внутрь, для наружного применения. 31 Жидкая лекарственная форма, предназначенная для приема внутрь, преимущественно представляющая собой концентрированный раствор различных сахаров, содержащий действующие и вспомогательные вещества. Сиропы- это, как правило, прозрачные жидкости вязкой консистенции, обладающие сладким вкусом. Сиропы делятся вкусовые и лекарственные. Вкусовые сиропы: простой сахарный сироп, малиновый, вишневый и др. К лекарственным сиропам относятся сироп алтейный, солодковый, шиповника, сироп алоэ с железом и др. для приготовления сиропов применяют сахар - рафинад и обязательно включают стадии кипячения. Жидкая лекарственная форма, представляющая собой обычно окрашенные спиртовые или водно-спиртовые извлечения, получаемые из лекарственного растительного сырья (высушенного или свежего), а также из сырья животного происхождения без нагревания и удаления экстракта. Настойки подразделяют на простые и сложные. Настойки могут использоваться как лекарственные растительные препараты для внутреннего и наружного применения, или входить в состав эликсиров, капель для приема внутрь. Хранят настойки в зачищенном от света месте при температуре от 15-25 градусов. При хранении настойки могут осаждаться. Жидкие лекарственные формы, представляющие собой водные извлечения из лекарственного растительного сырья. Для приготовления настоев используют рыхлое, мягкое сырье – листья, травы, стебли, цветки. Из плотного сырья (коры, корней, корневищ) изготавливают отвары. Достоинства: лекарственное растительное сырье используют в неизменном виде. Водные извлечения действуют мягче. Сырье доступно и технология изготовления их проста. Недостатки: неустойчивость; большая продолжительность изготовления; ограниченный срок хранения; невозможность использования их для купирования приступов. Водные извлечения быстро обсеменяются микрофлорой (поэтому необходима надпись при отпуске «Хранить в прохладном месте», так как водные извлечения неоднородной системы - этикетка «Перед употреблением взбалтывать». Хранят при температуре 2-8 градусов С, Зачищенном от света месте. Срок годности не более 2 суток.
32 Жидкая лекарственная форма, представляющая собой гетерогенную дисперсную систему, содержащую одно или несколько твердых действующих веществ, распределенных в жидкой дисперсионной среде. Достоинства: разнообразие способов и удобства приема; регулирование терапевтического эффекта; возможность корригирования вкуса, запаха, цвета лекарственного средства (в детской практике); возможность отпуска в виде сухих полуфабрикатов. Недостатки: нестабильность лекарственной формы. По способу применения различают: для приема внутрь, ингаляций, наружного, местного и парентерального применения. В зависимости от типа растворителя водные и неводные. Суспензии выпускаются как в многодозовой упаковке, так и в одноразовой упаковке. В качестве средства для отмеривания предписанной дозы в комплекте упаковки могут быть предусмотрены мерная ложка или стаканчик, капельница. На этикетке должно быть предусмотрена предупредительная надпись: «Перед употреблением взбалтывать». Жидкая лекарственная форма, представляющая собой, гетерогенную двухфазную систему с жидкой дисперсионной средой. Эмульсии бывают дозированными и не дозированными. Эмульсии предназначены для приема внутрь, ингаляций, местного, наружного и парентерального применения. Эмульсии могут расслаиваться, но при взбалтывании должны легко восстанавливаться. Для обеспечения устойчивости в состав эмульсий вводят эмульгаторы. Эмульсии выписывают в многодозовой или однодозовой упаковке. Не допускается замораживание. На этикетке – «Перед употреблением взбалтывать». |
33
5.Приложения
34
5.1.Глоссарий
Растворы - жидкая лекарственная форма, получаемая растворением жидких, твердых или газообразных веществ в соответствующем растворителем или смеси взаимосмешивающихся растворителей с образованием гомогенных дисперсных систем.
Микстуры- жидкая лекарственная форма преимущественно экстемпорального изготовления, предназначенная для приема внутрь и дозируемая ложками.
Капли - жидкая лекарственная форма, содержащая лекарственные вещества, растворенные или диспергированные в соответствующем растворителе, и дозируемая каплями.
Сиропы - жидкая лекарственная форма, предназначенная для приема внутрь, преимущественно представляющая собой концентрированный раствор различных сахаров, содержащий действующие и вспомогательные вещества.
Суспензии - жидкая лекарственная форма, представляющая собой гетерогенную дисперсную систему, содержащую одно или несколько твердых действующих веществ, распределенных в жидкой дисперсионной среде.
Эмульсии - жидкая лекарственная форма, представляющая собой, гетерогенную двухфазную систему с жидкой дисперсионной средой.
Настойки - жидкая лекарственная форма, представляющая собой обычно окрашенные спиртовые или водно-спиртовые извлечения, получаемые из лекарственного растительного сырья (высушенного или свежего), а также из сырья животного происхождения без нагревания и удаления экстракта.
Настои и отвары - жидкая лекарственная форма, представляющая собой водные извлечения из лекарственного растительного сырья.
Экстракты - представляют собой концентрированные извлечения из лекарственного растительного сырья, раже из сырья животного происхождения.
35
5.2.Сорбонки
Лекарственные средства - вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты.
Вспомогательные вещества - вещества неорганического или органического происхождения, используемые в процессе производства, изготовления лекарственных препаратов для придания им необходимых физико-химических свойств;
Лекарственная форма - состояние лекарственного препарата, соответствующее способам его введения и применения и обеспечивающее достижение необходимого лечебного эффекта.
Лекарственное растительное сырье - свежие или высушенные растения либо их части, используемые для производства лекарственных средств организациями - производителями лекарственных средств или изготовления лекарственных препаратов аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
Лекарственный препарат - лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности.
Фармацевтическая субстанция - лекарственное средство в виде одного или нескольких обладающих фармакологической активностью действующих веществ вне зависимости от природы происхождения, которое предназначено для производства, изготовления лекарственных препаратов и определяет их эффективность;
36
Рецепт на лекарственный препарат - медицинский документ установленной формы, содержащий назначение лекарственного препарата для медицинского применения, выданный медицинским работником в целях отпуска лекарственного препарата или его изготовления и отпуска на бумажном носителе или с согласия пациента или его законного представителя в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника, либо документ установленной формы, содержащий назначение лекарственного препарата для ветеринарного применения, выданный ветеринарным работником в целях отпуска лекарственного препарата или его изготовления и отпуска на бумажном носителе.
- Таблица: «Классификация лекарственных форм»
Классификация лекарственных форм
Уровень | Классификационный признак | ||||||||
Лекарственные формы по агрегатному состоянию | |||||||||
1 | Твёрдые | Жидкие | Мягкие | Газообразные | |||||
Лекарственные формы по типу дисперсионной системы | |||||||||
2 | Гомогенные | Гетерогенные | Комбинированные | ||||||
Лекарственные формы по пути введения | |||||||||
3 | для приема внутрь | для наружного применения | для местного применения | для парентерального применения | |||||
Лекарственные формы по типу высвобождения | |||||||||
4 | с обычным высвобождением | с модифицированным высвобождением |
37
- Таблица: «Классификация жидких лекарственных форм»
Классификация лекарственных форм |
Для внутреннего | ||||
По медицинскому назначению | ||||
Для наружного | ||||
Растворы для д/и | ||||
Микстуры, капли, растворы |
По составу |
38
5.5 Таблица «Падежные окончания латинских склонений»
Окончания именительного, родительного и винительного падежей латинских склонений
ПАДЕЖ | СКЛОНЕНИЕ | ||||
1-е | 2-е | 3-е | 4-е | 5-е | |
ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО | |||||
Именительный | -a | -us, -er, -um | различные | us, -u | -es |
Родительный | -ae | -i | -is | us | ei |
Винительный | -am | -um | em (im) | um, -u | -em |
МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО | |||||
Именительный | -ae | -i, -a | -es, -a, (ia) | us, -ua | -es |
Родительный | -arum | -orum | -um (ium) | -uum | -erum |
Винительный | -as | -os, -a | -es, -a (ia) | -us, ua | -es |
5.6 Образцы выписывания рецептов на жидкие лекарственные формы
ЛФ | Алгоритм | Примечание |
Растворы недозированные – сокращенная форма (для наружного применения) |
Rp.: Назв. в Р.П. | Концентрация может быть: …%-… ml Растворитель может быть: Aqua purificata Spiritus aethylicus Glycerinum Oleum Vaselini Oleum Olivarum |
Растворы | Rp.: Sol. Назв. в Р.П. spirituosae …%-… ml D.S. Rp.: Sol. Назв. в Р.П oleosae …%-… ml 39 | |
Настойки | Rp.: Tinct. Назв. в Р.П. … ml | Дозируются каплями |
Экстракты | Rp.: Extr. Назв. В Р.П. вид экстракта …ml | Fluidi |
Настои | Rp.: Inf. Часть растения в Р.П. m - …ml | |
Отвары | Rp.: Dec. Часть растения в Р.П. m - …ml | |
Эмульсии | Rp.: Emuls. Масло в Р.П. …ml/%-… ml D.S. | Масла: Oleum Persicorum Oleum Vaselini Oleum Jecoris Aselli Перед употреблением взбалтывать |
Суспензии | Rp.: Susp. Назв. в Р.П. …%-… ml D.S | Перед употреблением взбалтывать |
Слизи | Rp.: Mucil. Назв. в Р.П. … ml D.S | |
Новогаленовы препараты | Rp.: Назв. в Р.П. … ml D.S | |
Сиропы | Rp.: Sir. Назв. в Р.П. … ml D.S | |
Микстуры | Rp.: Назв. в Р.П. m Растворитель в Р.П. ad …ml | Для сухого в - ва |
5.7. ФЗ №61 от 2010г «Об обращении лекарственных форм» (статья «Термины и понятия-извлечение»)
Лекарственные средства - вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты.
Вспомогательные вещества - вещества неорганического или органического происхождения, используемые в процессе производства, изготовления лекарственных препаратов для придания им необходимых физико-химических свойств.
Лекарственная форма - состояние лекарственного препарата, соответствующее способам его введения и применения и обеспечивающее достижение необходимого лечебного эффекта.
Лекарственное растительное сырье - свежие или высушенные растения либо их части, используемые для производства лекарственных средств организациями - производителями лекарственных средств или изготовления лекарственных препаратов аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
Лекарственный препарат - лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности.
Фармацевтическая субстанция - лекарственное средство в виде одного или нескольких обладающих фармакологической активностью действующих веществ вне зависимости от природы происхождения, которое предназначено для производства, изготовления лекарственных препаратов и определяет их эффективность.
Рецепт на лекарственный препарат - медицинский документ установленной формы, содержащий назначение лекарственного препарата для медицинского применения, выданный медицинским работником в целях отпуска лекарственного препарата или его изготовления и отпуска на бумажном носителе или с согласия пациента или его законного представителя в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника, либо документ установленной формы, содержащий назначение лекарственного препарата для ветеринарного применения, выданный ветеринарным работником в целях отпуска лекарственного препарата или его изготовления и отпуска на бумажном носителе.
41
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Термин (от лат. terminus — предел , граница )- слово или словосочетание , отражающее определенные понятия какой-либо науки, техники и производства
Основные терминологические понятия раздела «Общая рецептура». Лекарственное средство Лекарственная форма Фармацевтическая субстанция Вспомогательное вещество Лекарственный препарат Рецепт
Назовите соответствующий термин по определени ю указанной на сорбонке вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий.
Лекарственные средства
вещества неорганического или органического происхождения, используемые в процессе производства, изготовления лекарственных препаратов для придания им необходимых физико-химических свойств
вспомогательные вещества
состояние лекарственного препарата, соответствующее способам его введения и применения и обеспечивающее достижение необходимого лечебного эффекта;
лекарственная форма
лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности;
лекарственные препараты
Письменное назначение лекарственного препарата по установленной форме, выданное медицинским или ветеринарным работником, имеющим на это право, в целях отпуска лекарственного препарата или его изготовления и отпуска.
Рецепт
Тестовый контроль по теме: «Общая рецептура» 1 вариант Совместите термины 1.Лек.средство 2.Лек.форма 3.Вспомогательные вещества 4.Лек.препарат Примеры А . вазелин Б . суппозитории ректальные с эуфиллином В. таблетки Г . аспирин
Правильный ответ 1-Г 2-В 3-А 4-Б
Дозе лекарственного средства «0,025» соответствует название Выберите один верный ответ 25 дециграмм 25 миллиграмм 25 сантиграмм 250 миллиграмм
Выберите один верный ответ Дозированными лекарственными формами являются: 1. мази 2 . суппозиторий 3 . микстуры 4 . водные извлечения
Выберите один верный ответ Лекарственная форма, получаемая путем настаивания мягких частей растения на водяной бане. 1. настои 2 . настойка 3 . отвар 4 . раствор
Выберите один верный ответ Латинское название лекарственной формы «раствор» 1. pulvis , eris , m 2 . solutio , onis , f 3 . infusum , i , n 4 . decoctum , i , n
Выберите один верный ответ Масса лекарственного средства для изготовления раствора в концентрации 1:5000 – 400мл составит 0,05 1,0 0,08 0,5
Выберите один верный ответ Жидкая лекарственная форма-взвесь мельчайших твердых частиц в жидкости: 1. эмульсия 2 . суспензия 3 . настойка 4. микстура
2 вариант Выберите один верный ответ Понятию «Лекарственное растительное сырье» соответствует 1.экстракт белладонны 2.вода мятная 3.цветки ромашки 4.настой шалфея
Сборник обязательных общегосударственных стандартов и норм определяющих качество лекарственных средств и порядок их изготовления 1. Справочник фармацевта 2. Государственная фармакопея 3. Правила GMP 4. Приказ МЗ по контролю качества лекарственных средств
Латинское название лекарственной формы «настойка» 1. decoctum , i , n 2. solutio , onis , f 3. tinctura , ae, f 4. aqua, ae, f
Спиртовое извлечение из лекарственных растений 1.настои 2.настойка 3.отвар 4.раствор
Дозируются (назначаются) растворы для внутреннего применения: 1. стаканами 2 . ложками 3 . по массе 4 . каплями
Водное извлечение из грубых частей лекарственного растительного сырья: 1. настои 2 . настойки 3 . отвары 4 . микстуры
Как правило, из листьев, цветов, травы готовят: 1. жидкие экстракты 2 . слизи 3 . отвары 4 . настои
Латинский эквивалент рецептурной формулировке «Выдай. Обозначь .» это 1. Misce . Signa 2 . Da tales doses 3 . Quantum satis 4 . Da . Signa
В аптечной практике основной единицей измерения массы ЛС является: 1. килограмм 2 . грамм 3 . дециграмм 4 . сантиграмм
Масса лекарственного средства для изготовления раствора в концентрации 3%-200мл составит: 6,0 0,6 3,0 0,06
2 ЭТАП ЗАНЯТИЯ Представление внеаудиторной самостоятельной работы. Наименование ЖЛФ (русское и латинское название) Общая характеристика ЖЛФ . «Растворы» «Суспензии» «Эмульсии» «Настои и отвары» «Капли» «Экстракты» «Сиропы»
3 ЭТАП ЗАНЯТИЯ Обозначение концентрации в прописях рецептов ЖЛФ Количество ЛС Количество воды при изготовлении ЖЛФ в мерной посуде 1:5000-200мл ? До 200мл 2.3 %-200мл ? До 200мл 3.из 3,0-200мл ? До 200мл 4.4,0-100мл ? До 100мл Обозначение концентрации в прописях рецептов, выписанных в виде ЖЛФ. Расчеты. Заполните таблицу :
Эталоны ответов заданий - расчетов 1.Задания-расчеты Обозначение концентрации в прописях рецептов ЖЛФ Количество ЛС Количество воды для изготовления ЖЛФ 1:5000-200мл 0,04 До 200мл 3%-200мл 6,0 До 200мл из 3,0-200мл 3,0 До 200мл 4,0-100мл 4,0 До 100мл
Определить процентную концентрацию: Раствора фурацилина 1:5000
Концентрация раствора фурацилина обозначена в соотношениях. Рассчитываем , что 1,0 фурацилина содержит 5000мл, следовательно, в 100мл –процентная концентрация равна 0,02%.
Рассчитать дозу натрия бромида на один прием при назначении 2% раствора столовыми ложками (15мл)
Доза натрия бромида на один прием равна 2,0-100 Х-15 РД=0,3
Кальция хлорид назначается внутрь в растворе по 1 столовой ложке (15мл) 4 раза в день в течение 5 дней. Разовая доза препарата 1,5г. Определить общий объем раствора и количество кальция хлорида, необходимого для этого раствора.
Общий объем раствора кальция хлорида равен 15мл (1ст.л)-1,5 100мл ------Х Х=10% 15мл (1ст.л) *4р=60мл*5дней= 300мл Масса кальция хлорида равна 10,0-100мл Х-300мл Х=30,0
4 ЭТАП ЗАНЯТИЯ Пользуясь образцами выписывания рецептов на ЖЛФ, таблицей падежных окончаний латинских склонений, проведите анализ рецептов и укажите замечания. Выписать рецепты с учетом замечаний. Rp : Calcii chloridi 10 %-200 ml D . S . По 1столовой ложке 4 раза в день 2. Rp : Sol . herbae Leonuri 10.0-200 ml D . S . По 1столовой ложке 3 раза в день 3 . Rp .: Absinthii 20 ml D.S. По 20 капель 3 раза в день за 20 минут до еды.
1. Rp : Sol . Calcii chloridi 10%-200 ml D . S . По 1столовой ложке 4 раза в день (Замечание: не указан вид лекарственной формы) 2. Rp : Inf . herbae Leonuri 10.0-200 ml D . S . По 1с т оловой ложке 3 раза в день (Замечание: Неверно указан вид лекарственной формы) 3. Rp .: Tincturae Absinthii 20 ml D . S . По 20 капель 3 раза в день за 20 минут до еды. (Замечание: Не указано название ЛФ)
Этап занятия «Рефлексия» к онцентрацию в прописях
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по учебной дисциплине Фармакология, раздел 2. Рецептура, тема: "Твердые лекарственные формы. Мягкие лекарственные формы"
Электронная презентация подготовлена для проведения теоретических занятий по учебной дисциплине Фармакология в учебных группах специальностей 31.02.01 Лечебное дело, 34.02.01 Сестринское дело....
Методическая разработка лекции Тема «Жидкие лекарственные формы»
Методическая разработка содержит цели образовательные, воспитательные, развивающие, метод обучения ВДС и МДС, формируемые ПК и ОК. Структуру занятия, режим времени с подробным пояснением к струк...
Методическая разработка теоретического обобщающего занятия "Жидкие лекарственные формы"
Методическая разработка теоретического занятия «Жидкие лекарственные формы» по технологии изготовления лекарственных форм специальности «Фармация» составлена с целью обобщения ...
Теоретическое занятие "Истинные растворы. Способы изготовления жидких лекарственных форм"
В разработке рассматриваются вопросы определения растворов как лекарственной формы, способы изготовления растворов, определение процентной концентрции, общего объема ЖЛФ...
Практическое занятие "Изготовление жидких лекарственных форм с использованием концентратов
Разработка практического занятия предназначена для студентов 2 курса специальности Фармация. Содержит вопросы проверки исходного уровня знаний, примеры выполнения заданий, задания для выполнения с алг...
Учебно-методическая разработка для проведения практического занятия по фармакологии Тема: «Мягкие лекарственные формы»
Учебно-методическая разработка для проведения практического занятия по фармакологии Тема: «Мягкие лекарственные формы»...
Методическая разработка практического занятия "Рецепт. Твердые, мягкие, жидкие лекарственные формы. Лекарственные формы для инъекций "
Общая рецептура. Особенности выписывания различных лекарственных форм....