Практическое занятие "Изготовление жидких лекарственных форм с использованием концентратов
методическая разработка
Разработка практического занятия предназначена для студентов 2 курса специальности Фармация. Содержит вопросы проверки исходного уровня знаний, примеры выполнения заданий, задания для выполнения с алгоритмом действия и задания на закрепление материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 52.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство здравоохранения Амурской области ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
АМУРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Методическая разработка
практического занятия для студента
Тема: «Изготовление жидких лекарственных форм с использованием концентратов».
МДК 02.01. «Технология изготовления лекарственных форм» II курс
ПМ 02. Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля» Специальность 33.02.01.«Фармация»
Составлена: Суховой Л. П., преподавателем технологии
изготовления лекарственных форм
г. Благовещенск 2014 г.
Практическое занятие № 9
Тема: «Изготовление жидких лекарственных форм с использованием концентратов».
Продолжительность занятия: 270 мин.
Цель занятия: Научиться готовить жидкие лекарственные формы с использованием концентратов, оформлять их к отпуску.
Задачи: Студент должен:
Знать:
- Правила асептики и санитарного режима для обеспечения асептических условий изготовления концентрированных растворов.
- Требования нормативных документов по приготовлению, оценке качества, хранению и оформлению к отпуску жидких лекарственных форм из аптек.
Уметь:
- Рассчитывать количество воды и лекарственных веществ
- Выбирать и обосновывать оптимальную технологию изготовления жидких лекарственных форм.
- Проводить проверку доз веществ сп. А и Б
- Осуществлять основные технологические операции (отвесить, отмерить, растворить, процедить)
- Оценивать качество жидких лекарственных форм .
- Упаковывать и оформлять жидкие лекарственные формы к отпуску.
- Заполнять паспорт письменного контроля.
В результате обучения студент должен овладеть общими компетенциями:
ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии
ОК.2. Организовывать собственную деятельность
ОК 3. Решать проблемы, принимать решения в нестандартных ситуациях
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, личностного развития
ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК.6.Уметь работать в коллективе
Студент должен овладеть профессиональными компетенциями:
ПК 2.2. Изготавливать внутриаптечную заготовку, фасовать лекарственные средства
ПК.2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств
ПК.2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности
ПК.2.5. Оформлять документы первичного учета
Тип занятия: практическое занятие с элементами проблемного обучения.
Место проведения: кабинет технологии изготовления лекарственных форм
Литература:
- Аванесьянц Э. М Технология изготовления лекарственных форм. Феникс 2002 г. 448 с.
- Грецкий В. М. Хоменок В. С. Руководство к практическим занятиям по технологии лекарственных форм. М. Медицина 2000 г. 304 с.
- Погорелов В И. Фармацевтическая технология Феникс. 2002 г. 543 с.
Оснащение занятия:
- Методическая разработка практического занятия для студентов и преподавателя.
- Дидактический материал (приказы МЗ РФ № 305, 376, 308, опорные таблицы).
- Средства деятельности: штангласы с лекарственными веществами, вода очищенная, весы, разновес, марлевые салфетки, флаконы, пробки, крышки, бумажные прокладки, этикетки, подставки.
Внутрипредметные связи:
1. Изготовление истинных растворов.
2. Дозирование по массе, объёму.
3. Средства упаковки и оформления жидких лекарственных форм.
4. Оценка качества жидких лекарственных форм.
Межпредметные связи:
1. Латинский язык (чтение и перевод рецептов).
2. Химия (свойства лекарственных веществ, работа с мерной посудой).
3. Знания гигиены.
4. Фармакология (правила выписывания ЖЛФ).
5. Организация и экономика фармации ( хранение лекарственных средств).
Структура занятия
- Организационный момент - 5 мин.
- Контроль исходного уровня знаний - 45 мин.
- Самостоятельная работа - 180 мин.
- Закрепление пройденного материала - 20 мин.
- Подведение итогов занятия - 15 мин
- Задание на дом - 5 мин.
Содержание программы
- Организационный момент
Преподаватель проверяет у студентов наличие дневника, халата, шапочки, готовность рабочего места к занятию.
Методическая установка: Концентрированные растворы применяют при изготовлении жидких лекарственных форм массо-объемным способом. Применение этих растворов повышает производительность труда, эффективность и качество работы фармацевта, обеспечивает массо-объемную концентрацию лекарственных веществ в лекарственных формах, ускоряет отпуск лекарственной формы больному. Поэтому знание правильной технологии растворов и умение верно рассчитать количество ингредиента и растворителя является необходимым для качественного изготовления лекарственной формы.
Поэтому сегодня на занятии Вы должны научиться готовить жидкие лекарственные формы с использованием концентрированных растворов и оформлять их к отпуску.
П. Контроль исходного уровня знаний.
1. Фронтальный опрос (приложение № 1)
2. Решение ситуационных задач у доски (приложение № 2)
III.Самостоятельная работа
- Внимательно изучить теоретическую основу и алгоритм действия. Выявить неясные вопросы и получить ответы у преподавателя до выполнения задания.
- Под руководством преподавателя:
- Получить индивидуальное задание (приложение № 3)
- Перевести рецепты на латинский язык
- Ознакомиться со свойствами лекарственных веществ, входящих в состав прописи
- Провести необходимые расчеты по данной прописи (проверить дозы веществ сп. А и Б, рассчитать количество концентрированного раствора и воды очищенной)
- Выбрать оптимальную технологию для данной прописи
3. Самостоятельно (пользуясь алгоритмом действия):
- Приготовить раствор с использованием концентрированного раствора
- Оценить качество приготовленной лекарственной формы
- Заполнить паспорт письменного контроля
IV. Закрепление пройденного материала
- Решить ситуационные задачи (групповая работа) (приложение № 4)
- Тестовый контроль (приложение № 5)
V. Подведение итогов занятия
Сдать дневник и приготовленную лекарственную форму на проверку преподавателю. Преподаватель оценивает ваши ответы, активность на всех этапах занятия, самостоятельную работу. Оценка выставляется комплексная.
- Задание на дом
Тема: Особые случаи изготовления растворов.
Вопросы для самоподготовки:
- Какими способами обозначается концентрация веществ в растворах?
- Как ГФ характеризует растворимость лекарственных веществ?
- Каковы основные требования к воде очищенной?
- Как приготовить раствор из веществ, обладающих окислительными свойствами?
- Какова концентрация йода (если она не обозначена) в растворах Л ЮГОЛ Я? В чем особенность технологии изготовления раствора йода?
- Особенность изготовления растворов фурацилина.
7. В чем заключается особенность изготовления растворов сулемы и оформления к отпуску?
8. Какие показатели используются при оценке качества растворов?
9. В чем особенность изготовления растворов кальция глюконата?
10. В чем особенность изготовления раствора осарсола?
Литература:
- Аванесьянц Э. М. Технология изготовления лекарственных форм. Феникс 2002 г. 448 с.
- Грецкий В. М., Хоменок В. С. Руководство к практическим занятиям по технологии лекарственных форм. М. Медицина 2000 г. 304 с.
- Погорелов В. И. Фармацевтическая технология Феникс. 2002 г. 543 с.
- Лекционный материал.
Теоретическая основа
Концентрированные растворы - это заранее изготовленные растворы лекарственных веществ более высокой концентрации, чем концентрация, в которой эти вещества выписываются в рецептах.
Концентраты предназначены для быстрого и качественного изготовления жидких лекарственных форм т.к. они фильтруются, подвергаются полному химическому анализу и проверяются на отсутствие механических примесей. Концентрированные растворы готовят массо-объемным методом в асептических условиях на свежеполученной воде очищенной.
При изготовлении жидких лекарственных форм с использованием концентратов проводят соответствующие расчеты. Чтобы рассчитать количество концентрированного раствора, необходимо количество лекарственного вещества, выписанное в прописи рецепта, умножить на разведение (соотношение) раствора. Следовательно, объем воды очищенной необходимо уменьшить на объемы взятых концентратов.
Рассчитанное количество концентрата добавляют к рассчитанному количеству воды очищенной или водного раствора. Причем сначала добавляют концентрированные растворы ядовитых веществ, затем сильнодействующих, а далее в порядке прописывания веществ.
Следует отметить, что общий объем микстуры определяют по прописи рецепта суммированием объемов всех жидких ингредиентов. Если в рецепте обозначено «до определенного объема», то объемы жидких ингредиентов входят в общий объем микстуры.
Экстракционные препараты добавляют в порядке увеличения крепости этанола в последнюю очередь непосредственно в отпускной флакон.
Алгоритм действия
Что делать? | Как делать? | Контроль |
1.Проверить дозы веществ сп.А и Б. | 1.1. Найти общий объем лекарственной формы, для этого сложить объемы всех жидких ингредиентов. 1.2. Если в прописи указано «до определенного объема», то общий объем уже указан в рецепте. 1.3. Найти разовую дозу, т.е количество вещества в выписанном объеме ложки (чайная 5 мл, десертная 10 мл, столовая 15 мл). 1.4. Найти суточную дозу: РД умножить на число приемов в сутки 1.5. Сравнить РД и СД с ВРД и ВСД. | 1. Дозы веществ сп. А и Б не завышены. |
2. Рассчитать количества концентрированного раствора и воды очищенной. | 2.1. Рассчитать количество концентрированного раствора: количество лекарственного вещества по рецепту умножить на разведение раствора. 2.2. Найти количество воды очищенной: а) из выписанного количества воды отнять количества концентрированных растворов; б) если указано «до определенного объема», то из общего объема вычесть количества всех жидких ингредиентов | 2. На обратной стороне паспорта письменного контроля произведены расчеты количеств концентрированного раствора и воды очищенной. |
3. Подобрать упаковочный и укупорочный материал. | 3. Подобрать отпускной флакон в соответствии с объемом лекарственной формы и свойствами лекарственного вещества, соответствующую пробку или крышку с бумажной прокладкой. | 3. Флакон по объему значительно не превышает объема приготовленного раствора. Пробка герметически укупоривает флакон. |
4. Растворить лекарственное вещество. | 4. В подставку отмерить рассчитанное количество воды очищенной, добавить лекарственное вещество и помешивать до полного его растворения. | 4.Лекарственное вещество растворено полностью, без остатка. Раствор прозрачен. |
5. Процедить раствор. | 5. Полученный раствор лекарственного вещества процедить через ватный тампон или марлевую салфетку во флакон для отпуска соответствующего стекла. | 5. В растворе отсутствуют видимые невооруженным глазом механические примеси. |
6. Смешать компоненты раствора. | 6.1. В этот же флакон к приготовленному раствору лекарственного вещества добавить: а) концентраты веществ сп.А, затем сп.Б, б) концентраты веществ простого списка в) сироп г) настойки и другие спиртосодержащие жидкости в порядке возрастания крепости спирта | 6. Раствор прозрачен или окрашен (при добавлении галеновых препаратов). Раствор может мутнеть при добавлении спиртосодержащих жидкостей. |
7. Укупорить препарат. | 7. Флакон закрыть пробкой, завинчивающейся крышкой с бумажной прокладкой. | 7. При переворачивании флакона жидкость не вытекает из флакона. |
8. Оформить препарат. | 8. На флакон наклеить основную этикетку «Внутреннее», на которой указать № аптеки, № рецепта, Ф.И.О. больного, дату изготовления, способ применения, цену. Дополнительные этикетки «Беречь от детей», «Перед употреблением взбалтывать», «Хранить в прохладном месте», для детских микстур – «Детское». | 8. На этикетке указаны № аптеки и рецепта, Ф.И.О. больного, способ применения, дата, стоимость, наклеены предупредительные этикетки «Беречь от детей», «Перед употреблением взбалтывать», «Хранить в прохладном месте», для детских микстур – «Детское». |
Тема: Изготовление растворов с использованием концентратов Приложение № 1
Контроль исходного уровня знаний. Контрольные вопросы:
1.Что значит процентное выражение концентрации лекарственного вещества?
2.Что собой представляют концентрированные растворы?
3.Каковы преимущества использования концентрированных растворов?
4.Как в ГФ характеризуется растворимость лекарственных веществ?
5.Каковы общие правила изготовления жидких лекарственных форм?
6.Какова последовательность добавления воды, концентрированных растворов и других жидких ингредиентов в технологии микстур?
7.Как определить общий объем микстуры?
8.В чем особенность проверки доз веществ сп.А и Б в микстурах?
9.Как рассчитать объем концентрированного раствора?
Тема: Изготовление растворов с использованием концентратов Приложение № 2
Контроль исходного уровня. Ситуационные задачи:
1 Задача. Rp: Analgini 0,5
Natrii bromidi 3,0
T – rae Valerianae 6 ml
Aquae purificatae 200 ml
M.D.S. По I столовой ложке 3 раза в день
Выписана микстура для внутреннего применения. Анальгин- вещество сп.Б. Общий объем 206 мл.
РД = 0,5 – на 206 мл
Х – 15 мл (объем стол. лож) х = 0,036; СД = 0,036 * 3 = 0,108. ВРД = 1,0 ВСД = 3,0.
Количество концентрата натрия бромида 20 % (1:5) = 3,0 * 5 = 15 мл
Воды: 200 мл – 15 мл = 185 мл.
В подставке в 185 мл воды очищенной растворяют анальгина 0,5, процеживают в отпускной флакон темного стекла, затем туда добавляют 15 мл раствора натрия бромида 20 % и затем 6 мл настойки валерианы. Укупоривают. Взбалтывают, оформляют «Внутреннее», «Беречь от детей», «Перед употреблением взбалтывать», «Хранить в прохладном месте».
2 задача. Rp: Analgini 0,5
Natrii bromidi 3,0
T – rae Valerianae 6 ml
Aquae purificatae ad 200 ml
M.D.S. По I столовой ложке 3 раза в день
Общий объем 200 мл.
РД = 0,5 – на 200 мл
Х – 15 мл х = 0,037; СД = 0,111.
Количество концентрата натрия бромида 20 % (1:5) 15 мл, настойки валерианы 6 мл,
Воды:200 мл – (15 мл + 6 мл) = 179 мл. Технология аналогична предыдущему рецепту.
3 задача. Rp: Coffeini-natrii benzoatis 0,5 сп.Б
Natrii bromidi 3,0
T – rae Valerianae 2 ml
Aquae purificatae 200 ml
M.D.S. По I столовой ложке 3 раза в день
Общий объем 202 мл. Проверка доз аналогична примеру 1.
Раствора натрия бромида 20 % (1:5): 3,0 * 5 = 15 мл,
Раствора кофеин-бензоата натрия 10 % (1:10): 0,5 * 10 = 5 мл,
Воды очищенной: 200 – (15 + 5) =180 мл.
В отпускной флакон темного стекла отмеривают 180 мл воды очищенной, добавляют 5 мл раствора кофеин-бензоата натрия 10 % (сп.Б), затем 15 мл раствора натрия бромида 20 % и затем 2 мл настойки валерианы. Взбалтывают. Укупоривают, оформляют.
Тема: Изготовление растворов с использованием концентратов Приложение № 3
Индивидуальные задания для выполнения:
- Возьми: Анальгина 0,3
Натрия бромида 1,0 раствор 20 %
Настойки валерианы 2 мл спирт 70 %
Воды очищенной 100 мл
Смешай. Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке 3 раза в день
- Возьми: Папаверина гидрохлорида 0,05 сп.Б
Кофеина натрия бензоата 0,1 сп.Б раствор 10 %
Настойки пустырника 3 мл спирт 70 %
Воды очищенной до 100 мл
Смешай. Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке 2 раза в день
3) Возьми: Анальгина 1,0 сп.Б
Натрия салицилата 0,5 раствор 10 %
Настойки пустырника 3 мл спирт 70 %
Воды очищенной 200 мл
Смешай. Дай Обозначь. По 1 десертной ложке 2 раза в день
- Возьми: Димедрола 0,08 сп.Б
Натрия гидрокарбоната 1,0 раствор 5 %
Настойки мяты 3 мл спирт 90 %
Воды очищенной 100 мл
Смешай. Дай. Обозначь. По 1 десертной ложке 2 раза в день ребенку 10 лет
- Возьми: Анальгина 0,4 сп.Б
Натрия бромида 2,0 раствор 20 %
Настойки пустырника 4 мл спирт 70 %
Воды очищенной 200 мл
Смешай. Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке 3 раза в день
- Возьми: Папаверина гидрохлорида 0,2 сп.Б
Кофеина натрия бензоата 1,0 сп.Б раствор 20 %
Настойки элеутерококка 5 мл спирт 40 %
Воды очищенной 100 мл
Смешай. Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке 3 раза в день
- Возьми: Анальгина 0,5 сп.Б
Натрия салицилата 1,0 раствор 20 %
Настойки элеутерококка 5 мл спирт 40 %
Воды очищенной 150 мл.
Смешай. Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке 2 раза в день
8) Возьми: Экстракта корня алтея сухого 0,5
Натрия гидрокарбоната 0,5 раствор 5 %
Нашатырно-анисовых капель 5 мл спирт 80 %
Воды очищенной 100 мл.
Смешай. Дай. Обозначь. По 1 чайной ложке 3 раза в день ребенку 7 лет
9) Возьми: Калия бромида 0,2 раствор 20 %
Натрия бромида 2,0 раствор 20 %
Сиропа сахарного 4 мл
Воды очищенной 100 мл
Смешай. Дай. Обозначь. По I столовой ложке 2 раза в день
10) Возьми: Магния сульфата 1,0 раствор 50 %
Натрия бромида 2,0 раствор 20 %
Настойки ландыша 2,5 мл спирт 70 %
Воды очищенной 200 мл
Смешай. Дай. Обозначь. По 1 десертной ложке 2 раза в день
11) Возьми: Глюкозы 5,0 раствор 40 %
Магния сульфата 2,0 раствор 50 %
Раствора цитраля 1 % 2 мл спирт 96 %
Воды очищенной 300 мл
Смешай. Дай. Обозначь. По 1 чайной ложке 3 раза в день ребенку 9 лет
12) Возьми: Дибазола 0,3 сп.Б
Натрия бромида 1,0 раствор 20 %
Грудного эликсира 2 мл спирт 14 %
Воды очищенной 100 мл
Смешай. Дай. Обозначь. По 1 чайной ложке 3 раза в день
13) Возьми: Кофеин – бензоата натрия сп.Б раствор 10 %
Натрия бромида поровну по 1,0 раствор 20 %
Сиропа сахарного 5 мл
Воды очищенной до 100 мл
Смешай. Дай. Обозначь. По 1 десертной ложке 2 раза в день ребенку 14 лет
14) Возьми: Натрия гидрокарбоната раствор 5 %
Натрия бензоата поровну по 0,5 раствор 10 %
Нашатырно – анисовых капель 4 мл спирт 80 %
Воды очищенной до 100 мл
Смешай. Дай. Обозначь. По 1 десертной ложке 3 раза в день
15) Возьми: Анальгина 1,0 сп.Б
Магния сульфата 2,0 раствор 50 %
Настойки валерианы 5 мл спирт 70 %
Сиропа сахарного 10 мл
Воды очищенной 200 мл
Смешай. Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке 2 раза в день
16) Возьми: Кодеина фосфата 0,1 сп.Б
Натрия бромида 1,0 раствор 20 %
Адонизида 5 мл спирт 20 %
Воды очищенной 100 мл
Смешай. Дай. Обозначь. По 1 чайной ложке 3 раза в день ребенку 14 лет
Тема: Изготовление растворов с использованием концентратов Приложение № 4
Закрепление материала. Ситуационные задачи:
Задача 1. Определите общий объем микстуры:
Возьми: Раствора натрия бромида 3% 150 мл
Настойки валерианы 3 мл
Сиропа сахарного 50 мл
Смешай. Дай. Обозначь. По 1 ст. л. 2 раза вдень.
Задача 2.Определите последовательность добавления жидких компонентов в состав микстуры:
Rp: Sol. Natrii bromidi 3 % 200 ml
Magnii sulfatis 2,0
T – rae Valerianae 5 ml
Sirupi simplicis 10 ml
M.D.S. По 1 столовой ложке 3 раза в день
Задача 3.Можно ли приготовить данную лекарственную форму:
Rp: Codeini phosphatis 0,1 (ВРД = 0,1)
Natrii bromidi 2,0
Adonisidi 5 ml
T – rae Valerianae 6 ml
Sol.Glucosi 10 % ad 200 ml
M.D.S. По 1 столовой ложке 4 раза в день больному 70 лет
Ответ обоснуйте.
Задача 4. Практикант приготовил микстуру согласно прописи рецепта:
Rp: Codeini 0,3 (ВРД = 0,05)
Sol.Kalii chloridi 2,5 % 200 ml
Natrii bromidi 3,0
Coffeini-natrii benzoatis 0,6
M.D.S. По 1 столовой ложке 3 раза в день
Провизор – технолог забраковал лекарственную форму. Прав ли провизор – технолог? Ответ обоснуйте.
Тема: Изготовление растворов с использованием концентратов Приложение № 5
Итоговый тестовый контроль:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/24/picture-595291-1424742319.jpg)
Контроль качества жидких лекарственных форм промышленного производства
Презентация к теоретическому занятию по МДК "Контроль качества лекарственных средств"...
Методическая разработка лекции Тема «Жидкие лекарственные формы»
Методическая разработка содержит цели образовательные, воспитательные, развивающие, метод обучения ВДС и МДС, формируемые ПК и ОК. Структуру занятия, режим времени с подробным пояснением к струк...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/12/picture-1067730-1539343798.jpg)
Теория. Жидкие лекарственные формы
Методическая разработка теоретического занятия по теме "Жидкие лекарственные формы" может быть использована при изучении технологии изготовления лекарственных форм на специальности Фармация....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/15/picture-1082414-1542282964.jpg)
Учебно-методическая разработка для проведения практического занятия по фармакологии Тема: «Жидкие лекарственные формы»
В представленном материале - указания для преподавателя по проведению практического занятия...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/12/picture-1067730-1539343798.jpg)
Методическая разработка теоретического обобщающего занятия "Жидкие лекарственные формы"
Методическая разработка теоретического занятия «Жидкие лекарственные формы» по технологии изготовления лекарственных форм специальности «Фармация» составлена с целью обобщения ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/12/picture-1067730-1539343798.jpg)
Теоретическое занятие "Истинные растворы. Способы изготовления жидких лекарственных форм"
В разработке рассматриваются вопросы определения растворов как лекарственной формы, способы изготовления растворов, определение процентной концентрции, общего объема ЖЛФ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/10/picture-1270447-1704889258.jpg)
Методическая разработка практического занятия "Рецепт. Твердые, мягкие, жидкие лекарственные формы. Лекарственные формы для инъекций "
Общая рецептура. Особенности выписывания различных лекарственных форм....