Организация групповой работы на занятиях танцами
статья

Салихзянов Сергей Сергеевич

организация групповой работы на уровне физической культуры

Скачать:


Предварительный просмотр:

Салихзянов Сергей Сергеевич,

преподаватель физической культуры

ГБОУ СОШ № 491 Красногвардейского р-на СПб

с углубленным изучением математики

Организация групповой работы на уроке физической культуры

На современном этапе развития общества, характеризующимся стремительным возрастанием объема научной информации, необходим человек, способный к активному овладению знаний, умению применять знания в нестандартных ситуациях, умеющий работать в команде, мотивированный на успех.   Для проявления конкурентоспособности на рынке труда в современных условиях выпускнику среднего образования, в частности,  необходимы следующие качества: умение защищать свои интересы, умение самостоятельно обучаться, умение брать на себя ответственность, умение планировать и реализовывать свои планы, способность работать с разными формами предоставления информации, умение устанавливать бесконфликтные отношения, работать в группе и т.д.

Дисциплина «Физическая культура» способствует развитию этих личностных качеств и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей.

Групповая работа на уроке физкультуры очень  важна, так как сама игровая деятельность – это особая сфера образовательного процесса. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу обучающегося и отвечает его потребностям и интересам. Игра в группе, в команде формирует типовые навыки социального поведения, систему ценностей личности и группы, ориентирует на групповые и индивидуальные действия, поощряет стремление к успеху.

Игры в команде, групповые технологии на уроках физической культуры дают возможности повысить интерес к дисциплине, сдружить коллектив, развить стремление к соревновательности, способствовать воспитанию упорства, смекалки, чувства ответственности, поощряют желание выполнять свое дело, свое поручение хорошо, лучше всех, и желание достичь успеха. В групповой деятельности, даже в обычной эстафете, так популярной на любых спортивных соревнования, можно моделировать развитие ситуации в зависимости от задач группы, распределение ролей, очередности выступления, поощрять творчество и взаимовыручку, находить ответы и решения на сложные ситуации и проблемы.

Творческий потенциал ребят во время командных игр (волейбол, баскетбол,  футбол и т.д.) вырастает в несколько раз по сравнению с занятиями, ориентированными

только на выполнение индивидуальных упражнений.

Групповая  работа – это выработка у обучающихся острого желания действовать, при чем действовать результативно.

Групповая работа на уроках физической культуры несет ряд функций: обучающие, воспитательные, развивающие, психотехнические, коммуникативные, развлекательные, релаксационные, позволяет более действенно обеспечить гармоничное сочетание умственных, физических и эмоциональных нагрузок, общее комфортное состояние человека, дать заряд положительных эмоций, снять негативный настрой после прохождения некоторых уроков, дать общий эффект радости от общения от успешного преодоления трудностей. Помогает восстановить физические и духовные силы, рождают спортивный здоровый азарт, дух команды, дух стремления к победе, чувство гордости за удачно проведенные соревнования.

Групповой способ состоит в том, что учащиеся распределяются на группы, каждая группа по заданию учителя занимается самостоятельно. К такому способу прибегают в основной части урока в тех случаях. Чтобы рациональнее использовать время, изучаются одновременно два-три вида упражнений. Группы через определенный промежуток времени меняются местами, для того чтобы за время, отведенное на основную часть урока, все успели выполнить задание учителя.

Разные задания выполняются в отделениях (группах) с помощью физкультурного актива.

Способы выполнения в группе:

- одновременно всем отделением;

- по одному, по два и т.д.;

- потоком.

Достигается большая индивидуализация занятия. Ученики делятся по полу, возрасту, уровню подготовленности. Учитель находится в том отделении, где изучается самое сложное упражнение или с наиболее слабыми учениками. Данный способ организации учащихся в педагогике называется смешанным управлением. Групповой метод применяют с 5-го класса, когда подготовлен физкультурный актив, класс дисциплинирован.

Групповой метод организации работы на уроке физкультуры предусматривает временное деление коллектива класса на несколько групп (команд, звеньев, отделений) и выполнение каждой группой «своих» заданий по указанию учителя и с помощью подготовленного им еще задолго до этого урока актива учащихся.

Группы не должны быть постоянными, поскольку в их составе учащиеся разного уровня успеваемости (подготовленности), что в последующем может затруднить реализацию принципа единства обучения, равное право на образование и на развитие способностей. Учебная деятельность учащихся при этом выполняется группами — одновременно всей группой  и в группе — поочередно.

По команде учителя начинается и заканчивается работа групп и смена заданий в группах. Групповая форма применяется преимущественно в основной части урока, когда изучаются два или более разнородных и сложных физических упражнения.

Положительные моменты: стимулируется самостоятельная работа школьников, которая содействует формированию у них потребности в самообразовании, что наиболее важно на данном этапе. Учитель имеет возможность уделить больше внимания группе учащихся, выполняющих наиболее сложные упражнения, оказывать им помощь и страховать их (обеспечивать безопасность при выполнении двигательного действия).

Групповой метод занятий активизирует учащихся, повышая их интерес к уроку, позволяет выполнять упражнения в индивидуальных темпе и ритме, подбирать упражнения, наиболее соответствующие силам и способностям состава данной группы и каждого ученика в отдельности. На группы ученики распределяются с учетом пола, уровня физической подготовленности, состояния здоровья. Выполняется эта работа в начале учебного года.

Групповой метод применяют тогда, когда на уроке нужно организовать обучение двум-трем упражнениям и каждое из них требует достаточно много времени. Работой каждого отделения руководит командир. Как правило, он же и оказывает помощь, выполняет страховку. Учитель же находится в том отделении, которое выполняет наиболее сложное задание. Однако время от времени он подходит и к другим отделениям и проверяет их работу. По сигналу учителя отделения меняются местами.

Групповой метод повышает самостоятельность учащихся, способствует развитию взаимопомощи.  Однако при групповом методе несколько снижается качество обучения, так как учитель не может одновременно присутствовать во всех отделениях, снижается также и безопасность. Эти недостатки можно уменьшить путем хорошей подготовки командиров отделений, обеспечения всех мест занятий поролоновыми матами, привлечения к страховке сразу двух учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптационное занятие с первокурсниками. Творческо-групповая работа с первокурсниками в общежитии.

Данная разработка ориентирована на воспитателей общежитий начального и среднего образования.Адаптация обучающегося в общежитии – довольно длительный процесс. Не день, не неделя требуются для того, что...

Мотивация обучения. Проблемная лекция. Организация групповой работы и самостоятельной работы студентов во время учебных занятий.

Одной из проблем современного образовательного процесса является недостаточная мотивация обучения учащихся. Известно, что успешность учебной деятельности зависит от многих факторов психологическо...

Организация групповых занятий студентов

статья посвещенна огранизации групповых занятий студентов...

Доклад по Современным технологиям обучения: «Техника и методика организации групповой работы»

Представлен доклад на ЦМК по изучению методов активного обучения...

Организация групповой работы студентов колледжа на уроке

В данной статье расмотрены вопросы по организации студентов на уроке...

Организация групповой работы на уроке физической культуры

Шауб Антон Александрович - учитель физической культурыГБОУ СОШ № 187 Красногвардейского районаСанкт-Петербурга Организация групповой работы на уроке физической культуры На современном этапе ...

Развитие навыков организации группового обучения при проведении учебного занятия

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования нацеливает на формирование общих учебных умений и навыков. Здесь важна активная позиция студента для решения учебной задачи. В услов...