Формирование исследовательских умений и навыков на занятиях и во внеаудиторной работе в цикле специальных дисциплин
материал на тему

Захарова Наталья Ивановна

Информация для преподавателей с целью обмена опытом

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_metodicheskom_sovete2.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Формирование исследовательских умений и навыков на занятиях и во внеаудиторной работе в цикле специальных дисциплин»

Нынешние студенты – специалисты завтрашнего дня, поэтому очень важно научить студентов творчески мыслить, самостоятельно приобретать знания из различных источников, ориентироваться в стремительном потоке научной информации, проявлять собственную инициативу в жизни и труде.

        Решению этой задачи наряду с другими методами обучения способствует учебно-исследовательская  работа студентов.

слайд (Методы обучения)

(Методы обучения: 1. Исследовательский, 2.частично-поисковый, 3.проблемное изложение, 4.объяснительно-иллюстативный, 5.репродуктивный)

Учебно-исследовательская работа, направляемая и контролируемая преподавателем, дает возможность студентам глубоко и осознанно усвоить учебный материал, так как творчески приобретенные знания являются более устойчивыми и мобильными, овладеть необходимыми умениями  производственного характера, воспитывает научный склад ума, необходимый в профессии фармацевта.

        В каждой теме по фармацевтической технологии разработаны и проводятся одно или несколько учебных исследований. Проводимые нами исследования можно разделить на 2 вида. Одни иллюстрируют уже известные студентам положения теории. Они, как правило, занимают мало времени и их можно рассматривать как элемент учебного занятия.

Вот некоторые из них:

1.  Студенты готовят порошки строго по правилам и отступлением от них. А затем оба вида порошков рассматривают под микроскопом и делают выводы.

2. При приготовлении суспензионных мазей студенты исследуют необходимость тщательного измельчения лекарственных веществ особыми приемами.

3. Студентам дается эмульсия и предлагается определить тип всеми известными способами.

     Другие исследовательские работы имеют поисковый характер.

Основными элементами исследования являются: наблюдение и постановка вопросов, гипотеза, эксперимент, последующие выводы.

Приведу несколько примеров:

  1. Исследования стабилизирующей способности различных стабилизаторов при приготовлении суспензий проводятся с целью подбора стабилизатора и выбора рационального способа приготовления, чтобы получить стойкую, а следовательно, качественную лекарственную форму.
  2. Студентам предлагаются две суспензии из одних и тех же веществ, но разные по однородности. Студенты должны заметить это, провести наблюдения во времени через 5, 10, 15 минут, измеряя высоту осадка в суспензиях.

В приведенном примере исследования. студенты предполагают, что лекарственные формы были приготовлены различными способами или для их получения использовались стабилизаторы разной силы.

После этого проводится эксперимент.

В рассматриваемом примере учебного исследования студенты готовят лекарственные формы; суспензии с разными стабилизаторами и разными способами, затем сравнивают полученные лекарственные формы, используя те же наблюдения во времени, и делают самостоятельные выводы о качестве приготовленных  лекарственных форм, о силе стабилизаторов, рациональном способе приготовления. Следует отметить, что при исследовании студенты не только отрабатывают умения и  навыки производственного характера, необходимые для приготовления лекарственных форм, но и учатся приемам экспериментальной работы, что важно для выполнения индивидуальной исследовательской работы, например в процессе производственной практики, или в их будущей научной работе.

        Социальные изменения привели к смене образовательной системы, переходу от «преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым.

Использование интерактивных методов в учебном процессе приобретает в последнее время особую актуальность, поэтому преподаватели спецдисциплин постоянно совершенствуют методику проведения учебно-исследовательских работ студентов,

слайд (таблица)

пересматривают применяемые учебные  исследования и создают новые, чтобы в них было больше поиска, чтобы они решали больше проблем. Использование метода проектов, кейс-метода расширяют сферу  самостоятельной деятельности студентов, способствуют повышению познавательной активности студентов на занятиях по спецдисциплинам.

        Представляет интерес методика проведения занятия  - по методу проектов, проведенное преподавателем по фармацевтической технологии Захаровой Н.И. и преподавателем фармакогнозии Данилиной А.М. (слайд)

(Формы и методы интерактивного обучения: 1. методы с использованием компьютерной техники, 2. дискуссия, 3. деловая игра, 4. ролевая игра, 5. тренинг, 6.метод проектов, 7. кейс – метод) 

           Студентам предлагалось выполнить учебный проект по теме: «Гомеопатические средства растительного происхождения».

Метод, доминирующий в проекте – информационный.

Предметно-содержательная область – межпредметный.

Число участников проекта – 6-7 человек.

Цель данного проекта сформировать у студентов представление о растительных сырьевых источниках для получения отечественных гомеопатических препаратов, разрешенных к медицинскому применению в Российской Федерации.

Проект – это пять П. (проблема, проектирование, поиск, продукт, презентация).

Слайд (1. Проблема, 2. Проектирование, 3. Поиск, 4. Продукт, 5. Презентация  я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. «Я знаю где и как я могу это применить» вот основной тезис современного понимания метода проектов)      

Шестое  - портфолио.

         В процессе самостоятельного выполнения проекта студенты приобретают умения обосновывать особенности номенклатуры, сырьевой базы и заготовки лекарственного растительного сырья, используемого в гомеопатии в сравнительном аспекте для получения гомеопатических лекарственных средств.

        Форма защиты проекта – доклад с использованием мультимедийной  презентации.

Учитывая, что студенты IV курса самостоятельно выполняли проект, это позволит будущему специалисту использовать полученную информацию в своей практической деятельности. Вот отзывы студентов:

Благодаря проведению таких уроков, мы узнаем много нового и интересного. Современному специалисту необходимы разносторонние знания для оказания квалифицированной помощи пациентам. Чем чаще мы будем делать такие проекты, тем более глубокими будут наши познания.

Одна из студенток сочинила Оду гомеопатии (прочитать).

Другой разновидностью исследовательской аналитической технологии является кейс-метод или разбор конкретной ситуации.

Преподаватели фармацевтической технологии Захарова Н.И. и ОЭФ Суровова О.С. провели интегрированное практическое занятие с использованием тренинга по решению конкретной ситуации.

Студентам предлагалась конкретная ситуация из практики, используемая для обсуждения.

(слайд)

Конкретнаяситуация(КС)-тренинг

(В рецептурно- производственный отдел московской аптеки  обратился посетитель с рецептом на изготовление глазных капель  атропина сульфата 1%-10 мл.

Рецепт выписан на форме №148-1/у - 88 (за полную стоимость)

и оформлен в соответствии с действующими регламентами. Провизор принял рецепт и передал его фармацевту, занятого изготовлением лекарственных форм. Фармацевт в асептических условиях приготовил глазные капли с учетом требований нормативных документов.

Провизор-аналитик провел полный химический анализ. После положительных результатов анализа фармацевт, соблюдая стадии приготовления глазных капель, продолжил работу. Готовые глазные капли фармацевт передал провизору для  проведения внутриаптечного контроля качества.

 После чего, лекарственная форма с учетом условий хранения глазных

капель поступила в отдел для отпуска больному.

При выдачи готовых глазных капель провизор провел контроль качества.

 Какие необходимо предпринять действия, чтобы рационально использовать лекарственные средства и обеспечить высокое качество изготовленной лекарственной формы?

С этой целью прилагается последовательность действий провизора и фармацевта.)

        Студенты видят в кейс - методе игру, где они имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде и применить на практике теоретический материал, увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни. Найти более рациональное решение. (приведу примеры)

типичных ошибок студентов при работе с ситуациями и способы их преодоления:

1.) На этапе работы с кейсом или ситуацией: студенты бегло просматривают ситуацию, схватывают несколько идей, положений, считают, что ситуация проработана полностью, проанализировав лишь отдельные элементы ситуации, не умеют четко сформулировать.

2.) Ошибки при работе над ситуацией в малых группах:

не умеют слушать и слышать других, не проявляют инициативы, ждут предложения, чтобы высказать свое мнение, не всегда активны.

3.) При дискуссии: ждут, чтобы сказали другие, не принимают другого мнения, не умеют защищать решение.

Для устранения поверхностной работы над ситуацией можно предложить четкий алгоритм. (слайд)

квалифицируйте действия фармацевта

(1.Провел фармацевтическую экспертизу рецептурного бланка

4. Таксировал рецепт /учитывал тарифы за изготовление/.

2.Зарегистрировал рецепт в «Журнале учета рецептуры»

5.Оформил квитанцию / в аптеке используется квитанционный метод/.

6. Выписал сигнатуру .

3.Выдал больному квитанцию, после оплаты в кассе, протаксированного

    рецепта. 

7.Передал рецепт на изготовление )

(I. стадия

  Сделал необходимые расчеты атропина сульфата  - 0,1; натрия хлорида - 0,08 (изотонический эквивалент – 0,1) воды очищенной – 10 мл.    

 (  V не учитывается)

Заполнил ППК обратную сторону

    II  стадия

Выполнил санитарные нормы и правила асептики

 - Подготовил к работе стерильный вспомогательный, укупорочный материал, посуду в соответствии с установленными требованиями

Отмерила 5 мл воды очищенной в стерильную подставку

     Получил у провизора технолога 0,1 атропина сульфата и растворил в 5мл воды очищенной

Использовал для изотонирования  0,08 натрия хлорида(прокаленного)

III стадия

- Фильтровал через заранее промытый ватный тампон и стерильный фильтр

        - Добавил оставшиеся 5 мл воды очищенной

- Укупорил резиновой стерильной пробкой

- Проверил на отсутствие механических включений и выписал ППК(лицевую сторону)

- Передал на анализ 1мл раствора провизору – аналитику

- Провизор- аналитик провел полный химический контроль(сп.А и результаты зарегистрировал в журнале - №  анализа)

    IV стадия 

- Укупорил металлическим колпачком «под обкатку» с помощью ПОК

- Проверил герметичность укупорки

- Проверил цветность раствора до стерилизации

- Сделал надпись на металлическом колпачке или жетоне до стерилизации

  V стадия

Стерилизовал при температуре 100º- 30 минут текучим паром

Параметры стерилизации зарегистрировал в журнале

Провизор-технолог проверил после стерилизации качество укупорки и на отсутствие механических включений

Провизор-технолог после стерилизации  проверил лекарственную форму на отсутствие механических включений и цветность раствора 

    VI стадия 

Наклеил этикетку  «Глазные капли»

Наклеил дополнительную надпись: «Обращаться осторожно»  (сп. А)

Наклеил рецептурный номер

Опечатал лек. форму (сп. А)

Поставил подписи на ППК, рецепте и сигнатуре

Передал лекарственную форму, рецепт, сигнатуру, ППК на проверку провизору-технологу: анализ документации, правильность упаковки и оформления 

  Для обеспечения активности каждого студента можно использовать ведомость контроля теоретических знаний и практических умений, в которой  и дать критерии оценки работы по кейсу или ситуации.

Педагогический процесс не ограничивается обучением. Воспитание в процессе обучения и воспитание во внеурочное время тесно связаны между собой.

Слайд

(что дает кейс – метод)

Использование во внеурочной работе проблемно-поисковых и «исследовательских методов».

 Слайд

(Использование во внеурочной работе проблемно – поисковых и исследовательских методов: 1.Самостоятельная работа студентов (рефераты, кроссворды) решение ситуационных расчетных задач, 2. Олимпиады, 3. Предметные недели (в рамках марафона дисциплин) 4. Предметные кружки)

Цели внеаудиторной самостоятельной работы:

  1. Формирование умений вести индивидуальный поиск
  2. Определение умения применять теоретические знания при решении задач
  3. Выявить умения применять ранее усвоенные знания в новых условиях
  4. Развитие внимания, наблюдательности
  5. Воспитание усидчивости, трудолюбия, аккуратности

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов включена в программу по фармацевтической технологии в количестве  60  часов.

Результаты этой работы впервые нашли отражение о оценочном рабочем (слайд)

ВИДЫ  ПОРТФОЛИО

(Оценочное рабочее портфолио Собирается для контроля качества обучения и состоит из контрольно-измерительных материалов различных видов: контрольные работы, тесты, лабораторные работы и т.д.

Возможно предоставление студентам права выбора из предоставленных педагогом контрольно-измерительных материалов различного уровня сложности.

Оценочный портфолио педагог может составить самостоятельно и предоставить его заблаговременно (до окончания курса обучения), таким образом акцентировать внимание студентов на достижение запланированного результата.) 

(Это важно

Типология и виды портфолио не являются определенными раз и навсегда. Каждый педагог вправе самостоятельно видоизменять и совершенствовать портфолио, соблюдая принципы компетентностно-ориентированного образования.) 

«Портфолио», которые мы со студентами  1В-3В создавали с сентября этого года, для контроля накопления знаний и навыков по предмету фармацевтической технологии. И включили в него  различные виды самостоятельных работ: контрольные работы, тесты, расчетные задачи, сообщения, кроссворды, итоги участия в олимпиаде, марафоне дисциплин по фарм. технологии.

 (показать «Оценочное портфолио студентов»)

Интересно и увлекательно проходят предметные недели в рамках марафона дисциплин по фармацевтической технологии. В эти дни проводятся выставки плакатов, фоторепортажей, творческих работ студентов, презентации учебных проектов. Кроме того, проводятся технологические  олимпиады, технологические бои, конференции, брейн-ринг, и др.

Предметные кружки

Цели кружка:
-Углубление и расширение теоретических знаний в области фармацевтической технологии и их анализ
-Создание макетов таблиц и наглядных пособий
-Привить интерес к специальности и предмету, закрепить полученные знания на лекциях и приобрести новые
-Осуществление интеграции научно-исследовательских работ на основе межпредметных связей
 
Основные направления работы:
-Реферативная работа
-научно-исследовательские работы
-создание наглядных пособий
 (кружок технолог: Приготовление мази Клеопатры – рецепт

 через века, косметика и аллергия, ароматерапия, нутрикосметика, косметика для чувствительно кожи, приготовление косметических средств домашних условиях(маски для кожи),

Предметные кружки:

Члены кружка «технолог» на своих заседаниях обсуждают: последние фармац. новости по материалам Интернета, газет. Современные аспекты производства мазей в заводских условиях, готовили «Мазь Клеопатры», косметическое мыло, встретились с косметологом, по итогам  производственной практики анализировали рецептуру аптек.

Познавательная деятельность студентов приближается к исследовательской деятельности ученого и. хотя истины, открываемые ими не новы для науки, они новы для студентов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Создание условий для активизации познавательной деятельности через формирование исследовательских умений обучающихся, развитие творческой личности на уроках музыки.

Пути развития познавательной деятельности на уроках музыки у учащихсяс ограниченными возможностями здоровья. Главная цель музыкального воспитания в школе – развитие личности ребенка, его эмоциона...

Методические рекомендации по разработке заданий для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы студентов по учебной дисциплине "Иностранный язык"

Методические рекомендации по разработке заданий для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине иностранный язык предназначены для преподавателей СПО. Внеаудиторная...

Методические рекомендации по организации самостоятельной (внеаудиторной) работы для обучающихся по дисциплине ОУД .01 Русский язык и литература (часть 2.Литература)

   Методические указания по выполнению самостоятельных работ в рамках освоения учебной дисциплины  ОУД .01 Русский язык и литература (часть 2.Литература) разработаны  в соот...

Доклад «Формирование умений и навыков на занятиях учебной практики по профессии электрогазосварщик.»

Доклад служит помощью мастеру производственного обучения при ведении методической работы....

Проектирование предметно-развивающей среды в формировании исследовательских умений дошкольников

В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развити...

Формирование двигательных умений и навыков, сочетание режима труда и отдыха. Физическое воспитание в семье.

Формирование двигательных умений и навыков, сочетание режима труда и отдыха. Физическое воспитание в семье....