Проектирование предметно-развивающей среды в формировании исследовательских умений дошкольников
опыты и эксперименты

Гутман Александра Сергеевна

В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития. Решение этих задач невозможно без создания современной предметно-развивающей среды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гутман Александра Сергеевна

1.Этапы детских экспериментов.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем, — опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности. Опыт — это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях.

В организации и проведении опытов можно выделить несколько этапов:

  1. Постановка проблемы (задачи).
  2. Поиск путей решения проблемы.
  3. Проведение опытов.
  4. Фиксация наблюдений.
  5. Обсуждение результатов и формулировка выводов.

Познавательная задача эксперимента должна быть ясно и четко сформулирована. Ее решение требует анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах
наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. Благодаря опытам у детей развиваются
способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения. Огромное
значение имеют опыты и для осознания причинно-следственных связей.

«Окрашивание воды»

Цель: Выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде.
Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.

Материалы:

  • емкости с водой (холодной и теплой),
  • раствор марганцовки,
  • палочки для размешивания,
  • мерные стаканчики.

Ход:

Взрослый и дети рассматривают в воде два-три предмета, выясняют, почему они хорошо видны (вода прозрачная). Далее выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску). Взрослый предлагает детям окрасить воду самим в стаканчиках с теплой и холодной водой. В каком стаканчике краска быстрее растворится? (В стакане с теплой водой.) Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной.)

Опыт с водой и сахаром

Цель: Выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.

Материалы:

  • емкости с водой (холодной и теплой),
  • сахар-рафинад,
  • палочки для размешивания.

Ход:

Взрослый и дети опускают кусочки сахара в колбочки. Далее выясняют, в какой воде сахар быстрее растворится.
(В теплой воде.)

«Как вытолкнуть воду?»

Цель: Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

Материалы:

  • мерная емкость с водой,
  • камешки,
  • предмет в емкости.

Ход:

Воспитатель ставит перед детьми задачу: достать предмет из емкости, не опуская руки в воду и не используя
разные предметы-помощники (например, сачок). Если дети затрудняются с решением, то воспитатель предлагает
класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдет до краев. Дети выполняют и делают вывод.

«Прятки»

Цель: Углублять знания детей о свойствах и качестве воды; развивать любознательность; закреплять знание правил безопасности при обращении со стеклянными предметами.

Материалы:

  • две колбочки (с водой, с молоком),
  • чайные ложки,
  • салфетки из ткани,
  • лист бумаги,
  • карандаши (на каждого ребенка).

Ход:

Воспитатель предлагает рассмотреть колбочки и определить их содержимое. Затем задает вопросы: какого цвета вода, какого цвета молоко? Предлагает поиграть с ложками в прятки.

  • Первый эксперимент. В колбочку с прозрачной водой дети опускают ложку, наблюдают за ней. Рассуждают,
    почему ложку видно. (Вода прозрачная.)
  • Второй эксперимент. Дети опускают ложку в молоко. Что происходит? (Ложку не видно: молоко непрозрачное.)

Дети делают зарисовки и подводят итоги: в прозрачной воде предметы хорошо видны, в молоке — не видны.

«Проектирование предметно-развивающей среды

в формировании исследовательских умений дошкольников»

В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития. Решение этих задач невозможно без создания современной предметно-развивающей среды.

 В последнее время к проблеме формирования предметно-развивающей среды обращаются многие авторы, раскрывающие её многообразие, системный характер, особенности и специфику, дидактические функции, культурологическую роль.

Развивающая предметная среда детства - это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребенка и его личности.

Иными словами, под предметно-развивающей средой следует понимать естественную, комфортабельную, уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами, имеющую развивающий характер.

Правильно организованная предметно-развивающая среда группы обеспечит воспитанникам «зону ближайшего развития», что станет предпосылкой формирования умственных качеств личности, самостоятельности и инициативности.

Создавая предметно-развивающую среду группы необходимо учитывать следующие принципы:

  • Принцип безопасности (реализуется в соблюдении педагогами правил пожарной безопасности, норм СанПиН и инструкций по охране жизни и здоровья детей);
  • Принцип рациональности и целесообразности (означает удобство, простор, функциональную значимость каждого компонента, эстетичность);
  • Принцип доступности, новизны.

Предметно-развивающая среда будет способствовать эффективному формированию познавательно-исследовательских интересов детей дошкольного возраста при соблюдении следующих условий:

  • обогащение эмоционально-чувственного опыта ребенка через ее содержание;
  • организация содержательного общения ребенка с взрослым;
  • стимулирование разнообразной деятельности детей с учетом их интересов.

 Воспитательно-образовательная система детского сада включает в себя и развитие широкого круга детских интересов и форм деятельности. Это и элементарные формы бытового труда и самообслуживания, и конструктивная деятельность с включением простейших трудовых умений, и разнообразные формы продуктивной деятельности, и занятия по ознакомлению с окружающими ребенка явлениями природы и общества, и различные формы эстетической деятельности, и элементарные формы учебной деятельности по овладению чтением, письмом, началами математики и, наконец, ролевая игра.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности, а также изменяющиеся интересы детей, появляющиеся у них конструктивные идеи и предложения для того, чтобы соответствующим образом изменить материалы и оборудование, а в некоторых случаях изменить и планировку помещения.

Грамотное оснащение различных зон и центров деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной) способствует интеллектуальному творчеству, физическому, психическому развитию детей дошкольного возраста.

Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

Грамотно созданная предметно-развивающая среда предоставляет детям большую свободу в выборе вида занятий, определении собственной роли в совместной деятельности, чередовании и продолжительности видов работы, выборе способов деятельности, оценке собственного труда.

Создание предметно-пространственной среды, обеспечивающей уважение к личности каждого ребенка, способствует развитию его уверенности в себе, инициативности, творческих способностей, самостоятельности и ответственности. Развивает у ребенка умение принимать и осуществлять перемены, критически мыслить, осуществлять выбор, ставить и решать задачи, проявлять творчество, фантазию, изобретательность, заботиться о людях, обществе, стране, окружающем мире.

В дошкольном учреждении  развивающая среда  представлена различными центрами, в содержание которых вошли:

  • образно-символический материал ("наглядные пособия", репрезентирующие мир вещей и событий, расширяющие круг представлений ребенка, способствующие поиску сходства и различия, классификационных признаков, установлению временных последовательностей, пространственных отношений);
  • нормативно-знаковый материал (материал языковых и числовых знаков, вводящий детей в новую форму репрезентации мира. Это разнообразные наборы букв и цифр, приспособления для работы с ними, алфавитные таблицы и т.п.);
  • объекты для исследования (естественный природный, культурные объекты).

Центр естествознания: мини-лаборатория, уголок природы (растения, оборудование для ухода за растениями).

Литературно-художественный центр «Полочка умных книг»: познавательная литература, энциклопедии, дидактические пособия и игры.

Центр игры представлен сюжетно-ролевыми и дидактическими играми различного содержания в соответствии с возрастом.

Центр строительства содержит разнообразные конструкторы, схемы, знаковые ориентиры, машины,  игрушки для обыгрывания, стойки, ширмы.

Центр театра и музыки: музыкальные инструменты, различные виды театров, атрибуты, схемы, предметные и сюжетные картинки.

Физкультурно-оздоровительный центр: спортивное оборудование, атрибуты, пособия, игры, плакаты, схемы, альбомы.

Центр труда: игры, инвентарь, схемы, модели, иллюстрации, бросовый и природный материал.

Центр математики (манипулятивные игры): игры, числовые фризы, материал по сенсорике, схемы, числовые фигуры и т.д.

Центр искусства «полочка красоты» представлен образцами народно- прикладного искусства, материалами (в том числе нетрадиционными) для изобразительной деятельности и т.д.

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и только в познавательно-исследовательской деятельности могут реализовывать свою поисковую активность. В дошкольном возрасте практические методы являются ведущими, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

Главное достоинство практических методов (экспериментирование, опыты, исследование предметов) заключается в том, что они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе практической деятельности дошкольники устанавливают закономерности, делают выводы, развивают речь. Правильно организованная предметно-развивающая среда, стимулирование разнообразной деятельности детей с учетом их интересов, профессионализм педагога в выборе методов и приемов будут способствовать формированию исследовательских умений и навыков. Основой познавательной активности ребенка в разнообразной деятельности являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели в какой-либо деятельности («что получится, если добавить синюю краску в желтую?», «сможет ли растение расти в закрытой банке?»). Решая проблемные ситуации приходится использовать интерактивные методы и приемы, такие как ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации поисковой деятельности воспитанникам предлагаю проблемные задачи, которые можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

Каждый ребенок с первой минуты жизни стремится к открытиям, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, организовав сопровождение исследовательской деятельности.

Методы и приемы организации экспериментально-исследовательской деятельности:

  • эвристические беседы;
  • постановка и решение вопросов проблемного характера;
  • наблюдения;
  • моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
  • опыты;
  • фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
  • «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
  • использование художественного слова;
  • дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие ситуации;
  • трудовые поручения, действия.

Правильная организация предметно-развивающей среды, дает нашим воспитанникам возможность исследовать и познавать мир вокруг, расширять свои представления об окружающем, формировать у ребенка целостную картину мира.

Данные психолого-педагогических исследований позволяют сделать вывод о том, что организация предметно-развивающей среды является непременным элементом в осуществлении педагогического процесса, носящего развивающий характер. Так как, с точки зрения психологии, среда -это условие, процесс и результат саморазвития личности; а с точки зрения педагогики, среда — это условие жизнедеятельности ребенка, формирования отношения к базовым ценностям, усвоения социального опыта, развития жизненно необходимых личностных качеств, способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности, удовлетворения потребностей субъекта.

Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребёнку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность «направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном воспитании». Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

Исследовательская деятельность детей может стать одним из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка.

В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др.), неструктурированные материалы (песок, вода), карты, схемы и т.п.

Задача родителей – развивать любознательность ребят, увлечь их самим процессом познания.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т. п. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, обращают внимание на различную окраску объектов окружающей действительности.

Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности.

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой поисковой деятельности, направленной на познание окружающего мира.

Чем разнообразнее и интенсивнее эта деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается. В процессе организации познавательно – экспериментальной деятельности предполагалось решение следующих задач:

– создание условий для формирования целостного мировоззрения ребёнка средствами экспериментирования;

– развитие любознательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать;

– развитие познавательного интереса в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости;

– умение делать выводы, а также развитие внимания, восприятия, мышления;

– создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи.

Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формулировании цели, во время обсуждения хода опыта, при подведении итогов и словесном отчёте об увиденном.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений.                                                                                                    Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму, размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость.

Важную роль в формировании детского интереса к экспериментальной деятельности играют родители. Абсолютно правы те, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

Следуйте совету В.А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

Вот несколько советов для родителей по развитию экспериментально-исследовательской активности детей.

«Что необходимо, а чего нельзя делать для развития опытно – исследовательской деятельности дошкольников»

– Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

– Нельзя отмахиваться от совместных действий с ребёнком, игр и т.п. – ребёнок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

– Предоставлять возможность ребёнку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.Хочу такой сайт

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.

Например:

Что быстрее растворится:

- морская соль

- пена для ванны

- хвойный экстракт

- кусочки мыла и т.п.

Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе. Эксперимент можно провести во время любой деятельности.

Например, ребёнок рисует. У него закончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

Домашняя лаборатория.

Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:

1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)

2. Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)

3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)

4. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)

5. Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.

Помните!

При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.

Цикл наблюдений за природными объектами в течение 4х недель.

«Наблюдение за елочкой» (ноябрь-декабрь)

Составила : Гутман Александра Сергеевна

Старший дошкольный возраст

Цель:

- Формировать у детей понятия и расширять знания о елочке;

- воспитание умения видеть красоту природы;

- учить детей бережно относиться к богатствам природы;

- развитие любознательности, познавательных интересов, потребности в самостоятельной поисковой и изобразительной деятельности.

Используемые методы и приемы:

• художественное слово

• рассматривание

• вопросы

• обобщения

• сравнение

• пословицы

• дидактические, подвижные игры

• беседа

• изо деятельность

Наблюдение № 1

«Рассмотрим нашу елочку»

Цель:

Рассмотреть с детьми ель.

Назвать характерные особенности ее строения.

Показать особенности ели, по которым ее легко выделить среди других деревьев (ветви покрыты зелёными иголками, похожа на пирамидку, потому что вверху ветки короткие, а внизу становятся всё длиннее и длиннее).

Учить любоваться живой елочкой.

Вопросы:

• Что это за дерево, кто знает? Почему думаете, что елка?

• Какая она: большая или маленькая, высокая или низкая, старая или молодая?

• Какого она цвета?

• Посмотрите и скажите, какие деревья видите вокруг себя?

• Что на них растет?

• Как расположены ветви у лиственного дерева? В какой части ствола? Покажите.

• А как у ели? Покажите.

• Одинаково ли растут листья на деревьях и иголочки на елочке?

• Как вы думаете, на всех ли елках одинаковые иголки?

• А на всех ли деревьях одинаковые листья?

• Чем они отличаются? Размером, формой, цветом, расположением на ветке.

• Сравните ствол ели и березы. Потрогайте их. Какие они? Цвет, высота, толщина.

• Нравится ли вам наша елочка? Чем?

Художественное слово – загадки о берёзе, рябине и ели.

Познавательно - исследовательская деятельность:

Просим детей описать нашу елочку (стройная, уменьшающаяся к верху крона, ветви, отдельные лапы, густо покрытые иголками).

• (отличие ёлочки от всех остальных – наряд из иголок, похожа на

пирамидку);

Подвижная игра: «Раз, два, три к елочке беги».

Вечером в свободное время читаем детям сказку С. Михалкова «Елочка» Беседуем с ребятами о том, как они сочувствовали маленькой елочке, как переживали за нее.

Задание: Нарисовать дома лиственное и хвойное дерево.

Русская красавица

Стоит на поляне

В зеленой кофточке,

В белом сарафане. (береза)

Малы и неказисты

И скромно зеленеют,

Но осенью их листья

И ягоды краснеют. (Рябина)

Что же это за девица:

Не швея не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год (елка)

Наблюдение № 2

«Какая она ель?»

Цель: Формировать у детей понятие, что ёлка независимо от времени года всегда зелёная.

Уточнять представление детей о строении и цвете ели:

(один ствол, покрытый коричневой корой; верхушка; много веток, которые постепенно увеличиваются книзу, все ветки покрыты зелеными, колючими иголками, которые растут вместо листьев, что иголки короткие, острые, колются, темно-зеленого цвета, покрыты плотной кожицей, густо и крепко сидят на ветке, торчат в стороны, не опадают, если дотрагиваться; коричневые шишки (на высокой взрослой ели);

Воспитатель:

Ее в лесу всегда найдем,

Пойдем гулять и встретим.

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем. (Елка)

Вопросы детям:

• Что есть у елки? Какой у нее ствол: толстый или тонкий, какого цвета?

• Какие ветви, как они расположены? Покажите.

• А есть ли у нее листья? Покажите их.

• Как они называются? Иголочки, хвоинки.

• Почему про нее говорят «колючая», как еж?

• Потрогайте осторожно иголки пальцем. Какие они у елочки? Их цвет? Где они расположены? Как растут? Много их или мало? Опадают ли они на зиму?

• Полезна ли она людям? Принесла веточку, которая была сломана. Давайте попробуем на вкус хвоинки. Какие они?

• А можно ли просто так их рвать?

• Почему нельзя?

• Как думаете, быстро ли растет ель? Нет медленно, долго.

• А будет ли расти ель без иголочек? А будет ли она красивая?

• А зачем иголочки нужны елочке?

• А что еще бывает на елочке? Шишки.

• А есть ли на нашей елочке шишки? Почему их нет? Она маленькая

Познавательно - исследовательская деятельность:

обследование елочки - погладить ствол, прижаться к нему щекой (если возможно); потрогать зелёные иголки, которые растут вместо листьев и ощутить их колючесть (иголки зелённые, колючие); показать руками пирамидальное строение дерева;

Наблюдение № 3

«Условия, необходимые для роста елочки»

Цель:

Познакомить детей с условиями, которые необходимы для роста ели.

Познакомить детей с ароматом ели. Объяснить детям, в чем польза хвойных лесов для здоровья человека.

Учить детей бережно относиться к зеленому другу.

Вопросы:

• Давайте найдем нашу елочку. Посмотрите на нее, какая она красивая. Полюбуйтесь ею.

• Как думаете, что нужно для ее роста? Почва – земля, свет, тепло, вода.

• Что будет, если елочку не поливать?

• А кто поливает нашу елочку?

• Как вы думаете, а зимой елка растет? А почему?

• Где ей лучше расти в городе или в лесу? Там, где она одна, или там, где много деревьев?

• При каких условиях елочка бывает пушистой, ровной когда много деревьев и ей тесно, мало света или когда ей никто не мешает и достаточно света? Так нужен ли свет для елочки? Почему?

• Как выдумаете, елочка живая или нет? Почему живая?

• Что за хвойная одежка у нее? А хвоя – это что? А она пахнет? Понюхайте ее.

• Найдите смоляную ножку у ели, покажите ее. Ствол.

• Почему его называют смоляным?

• А есть ли смола на нашей елке?

• Как вы думаете, пахнет ли смола?

• Пахнет ли воздух около ели. Закройте глаза и вдохните воздух. Хорошо ли человеку дышать этим воздухом? Полезен ли он для здоровья?

• А будет ли она расти, если ломать ветви?

• Надо ли елочку беречь? Как?

Познавательно-исследовательская деятельность: (обследование игрушечной елочки, сравнение елочек);

Рассуждение, вывод: (Ель на участке живая, у неё есть корни, лапа-веточка ели, ель издаёт аромат; игрушечная ель, её сделали на заводе, у неё есть ствол, ветки, но нет корней- она не живая, не пахнет, её можно поставить в любое место, с ней можно играть.

Наблюдение за насекомыми.

Цель: Развивать интерес к живому миру, наблюдательность, учить устанавливать связи между погодой и поведением насекомых. Закреплять названия насекомых, их пользу для природы. Рассказать, что при наступлении осени все насекомые прячутся от холода (в стволы старых деревьев, в пни, в землю и т.д.)                                 

Обогащение словаря: мухи, пчелы, шмели, муравьи, убежище, зимовать.                                                                          

Осень.                                                                                                                                

 Если на деревьях листья пожелтели.                                                                                          

Если в край далёкий птицы улетели.                                                                        

Если небо хмурое, если дождик льётся,                                                                            

 Это время осенью зовётся.

                                                 М. Ходякова

Муха, пчела, кузнечик – кто это?

Каких насекомых вы ещё знаете?                                

 Почему их совсем не видно?

Что с ними случилось?

Правильно, насекомые готовятся к зиме.

А как они готовятся к зиме? (прячутся).

Куда они прячутся?

Наблюдение за ветром

Цели:

—- формировать представление об одном из признаков

зимы — метели; — учить определять направление ветра.

Ход наблюдения

Кружится и хохочет

 Метель под Новый год.

 Снег опуститься хочет,

А ветер не дает.

И весело деревьям

И каждому кусту.

Снежинки, как смешинки,

Танцуют на лету.

Обратить внимание: ветер переносит снег с одного места на другое, не дает снегу опуститься на землю — это метель.

Наблюдение за сосульками

Цельзакреплять знания о различных состояниях воды.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Если сели на карниз,

То растут все время вниз. (Сосульки.)

Из чего состоит сосулька?

Какие свойства льда вам знакомы?

Сосулька — замерзшие капельки воды, превратившиеся в лед. Они образуются только с солнечной стороны дома. Почему? Снег подтаивает и стекает в капельки, которые не успевают упасть с крыши и замерзают

В морозный день сосулька растет или уменьшается? А в солнечный?

Чем отличается место, где есть сосульки, от другого участка?

Почему сосульки растут «головой вниз»? (Когда капелька стекает вниз по сосульке, она вытягивает кончик, и он становится тонким.)

Если появляются сосульки — это первый признак приближения весны. Капель — борьба весны с зимой.

Наблюдение за сосной

Цельуточнить знания о хвойных деревьях, их сходстве и различиях (сосна, как и ель, всегда зеленая, у нее тоже есть иголки, только длиннее).

Ход наблюдения

Была ли малым деревцем?

Сосне совсем не верится:

Давно с высокой кручи

Достала кроной тучи

И с другого берега

 Достала тень от дерева.   В. Могутин

В народе говорят: «Сосна там красна, где взросла»,

«Всякая сосна своему бору шумит».

Сосна — высокое дерево, ствол у нее прямой, веточки только на макушке. Внизу сосновая кора грубая и шершавая, а наверху тонкая. У сосны длинные и узкие хвоинки, поэтому сосну называют хвойным деревом. Хвоинки располагаются парами. Размножается сосна шишками.

Воспитатель задает детям вопросы.

- Как выглядит сосна?

- Почему про сосну говорят: «Зимой и летом одним цветом»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Создание условий для активизации познавательной деятельности через формирование исследовательских умений обучающихся, развитие творческой личности на уроках музыки.

Пути развития познавательной деятельности на уроках музыки у учащихсяс ограниченными возможностями здоровья. Главная цель музыкального воспитания в школе – развитие личности ребенка, его эмоциона...

Создание предметно-развивающей среды в группах ДОУ в соответствие по ФГОС

Особо актуально на сегодняшний день стоит вопрос организации предметно-развивающей среды в ДОУ. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре осно...

Проект по созданию предметно-развивающей среды в кабинете.

Предметно-развивающая среда- уютная, комфортабельная уютная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными предметами. В данных местах дети могут хорошо отдохнуть, расслабиться и за...

ПК 4.2 Предметно-развивающая среда учебного кабинета начальных классов

Создавать предметно-развивающую среду в кабинете....

Организация предметно-развивающей среды для развития детей раннего возраста с учётом индивидуальных особенностей.

Развивающая предметно-пространственная среда – это естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми м...