Классный час, посвященный Дню воинской славы России
классный час

Классный час , посвященный Дню воинской славы России (5 декабря 1941 г. - день начала контрнаступления советских войск в битве под Москвой) Дата проведения 5 декабря 2024г

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx34.47 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час, посвященный Дню воинской славы России (5 декабря 1941 г. - день начала контрнаступления советских войск в битве под Москвой)

Если выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки.   Расул Гамзатов

Сценарий построен так, чтобы привлечь к участию в мероприятии как можно больше обучающихся. По форме это «час памяти», основное содержание которого - сообщения студентов о Московской битве. В начале и в конце классного часа учитель проводит беседу об исторической памяти и патриотизме.

Эмоциональное настроение должна создать песня Ю. Визбора «Помни войну» в исполнении студентов. Можно поставить эту песню в записи, можно просто прочитать текст на фоне гитарных переборов или аккордов.

Учитывая камерный характер мероприятия, автор намеренно избегает излишнего пафоса. Ведь главное - напомнить обучающимся потрясающие исторические факты, связанные с обороной Москвы, создать атмосферу искреннего, доверительного общения.

Цели: углубить знания студентов об истории Великой Отечественной войны; способствовать формированию положительной оценки таких нравственных качеств, как самопожертвование, героизм, патриотизм; побуждать обучающихся к активному сопротивлению попыткам очернить историю страны.

Подготовительная работа:

- поручить гитаристам класса разучить песню Ю. Визбора «Помни войну» (или найти запись этой песни);

- распределить фрагменты сценария между ведущими (19 чел).

Оформление:

- фотографии, плакаты, посвященные Великой Отечественной войне, портрет Г.К. Жукова;

- на доске написать тему классного часа, эпиграф.

План классного часа

I. Вступительное слово.

II. Час памяти.

1. Враг рвется к Москве.

2. Операция «Тайфун».

3. Чудо генерала Мороза.

4. Защитники столицы.

III. Истории из семейного архива (Рассказы детей о родственниках, принимавших участие в Московской битве).

IV. Заключительная беседа по теме «Выстрелы в память».

V. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель. Сегодняшний классный час мы посвящаем Московской битве. Это было самое крупное сражение Великой Отечественной войны. Битва под Москвой продолжалась в общей сложности 203 дня и ночи на огромном пространстве, равном примерно территории Франции. С обеих сторон в ней было задействовано около 7 миллионов человек. Общие безвозвратные потери советских войск в сражениях на ближних и дальних подступах к столице составили 926 тысяч человек. Немцам также был нанесен значительный урон - 615 тысяч человек. А всего в войне погибло около 27 миллионов наших соотечественников. Нет в нашей стране семьи, которой бы не коснулась война. Можно сказать, что Великая Отечественная война прошла через сердце и память всего нашего народа. Память о Великой Отечественной войне - это историческая память. Это память об общих радостях и горестях, об общих ошибках, поражениях и победах. Это память об общей исторической судьбе. Той общей судьбе, которая и объединяет миллионы людей разных национальностей в один народ - народ России. Вот почему нам нужно обязательно беречь эту память.

(Гитаристы исполняют песню Ю. Визбора «Помни войну». Если исполнителей не будет, учитель может включить запись или прочитать текст песни.)

Помни войну! Пусть далека она и туманна.

Годы идут, командиры уходят в запас.

Помни войну! Это, право же, вовсе не странно:

Помнить все то, что когда-то касалось всех нас.

 

Гром поездов. Гром лавин на осеннем Кавказе.

Падает снег. Ночью староста пьет самогон.

Тлеет костер. Партизаны остались без связи.

Унтер содрал серебро со старинных икон.

 

Помни войну! Стелет простынь нарком в кабинете.

Рота - ура! Коммунисты - идти впереди!

Помни войну! Это мы - ленинградские дети,

Прямо в глаза с фотографий жестоких глядим.

 

Тихо, браток. В печку брошены детские лыжи.

Русский народ роет в белой земле блиндажи.

Тихо, браток. Подпусти их немного поближе -

Нам-то не жить, но и этим подонкам не жить.

Уже после войны известный бард Юрий Визбор написал песню «Помни войну». Мне кажется, поэт нашел ключевые слова, которые извлечены прямо из нашей исторической памяти.

II. Час памяти

Классный руководитель. Помнить о том, что когда-то касалось всех нас... Сегодня мы вспоминаем великую битву за Москву. Одно из грандиознейших сражений в истории человечества. Эта битва разрушила миф о непобедимости немецкого солдата и заложила первый камень в храм нашей победы.

Нужно только слушать и запоминать. Факты, события, имена...

Враг рвется к Москве

Ведущий 1. Как известно, перед нападением на СССР Гитлер завоевал почти все страны Западной Европы. Он мечтал о создании всемирного тысячелетнего рейха. Но для этого нужно было завоевать еще и Советский Союз, чтобы захватить его богатые ресурсы. Так был разработан план Барбаросса. Вот какие задачи ставил Гитлер в этом плане: «Необходимо напасть на Россию молниеносно и захватить ее ресурсы, не считаясь с возможной гибелью миллионов людей в этой стране. Нам надо взять у России все, что нам нужно. Пусть гибнут миллионы». «Россия должна быть уничтожена», - объявил Гитлер. Позже фюрер уточнил: «Цель моей восточной политики заключается в том, чтобы заселить эту территорию, по крайней мере, ста миллионами людей германской расы». У каждого немецкого офицера была при себе книжечка, содержащая «12 заповедей обращения с русскими», в которой, в частности, говорилось о том, что к русскому народу должны применяться самые жестокие и безжалостные меры.

Ведущий 2. Максимум 5 месяцев отводил Гитлер на всю операцию. Предполагал даже закончить ее за 3 недели. Все свои силы Гитлер бросил на осуществление этого плана. Казалось, не было в мире силы, которая остановит гитлеровскую машину. Но блицкрига, молниеносности не получилось. Солдаты, партизаны, старики, женщины, дети, люди всех национальностей поднялись на борьбу с фашизмом. В первые месяцы войны успех сопутствовал врагу, и наша армия с боями отступала, сдавая город за городом, село за селом... А в конце сентября вражеские полчища подошли настолько близко к Москве, что остро встал вопрос о ее обороне. Не 3 недели, а долгие 5 месяцев немцы шли к Москве, встречая яростное сопротивление.

Операция «Тайфун»

Ведущий 3. Вот тогда-то немецко-фашистское командование и составило план взятия Москвы. Этот план фашисты назвали «Тайфун». Это многозначительное название должно было подчеркнуть стремительность и разрушительную силу наступления. По этому плану Москва должна быть окружена, захвачена и затоплена. С фашистских самолетов над нашими войсками сбрасывались листовки, в которых говорилось, что в начале ноября Гитлер, подобно Наполеону, въедет в Москву на белом коне, чтобы принять на Красной площади парад своих войск. Гитлеровцы даже подвезли к Москве несколько тонн гранита для памятника своей победе. Сейчас этот гранит можно увидеть на здании Центрального телеграфа в Москве. Гитлер бросил на Москву колоссальные силы. По численности и технике враг превосходил советские войска, прикрывавшие московское направление, в 2 раза; на двух участках прорыва - в 5-8 раз, а на третьем (под Рославлем) - даже в 13-14 раз. Наступление фашистской армии началось 30 сентября. Мощными танковыми ударами немцам удалось прорвать оборону, окружить часть советских войск в районе Брянска. В плен попали 663 тысячи советских солдат! Гитлер торопил своих солдат. Фашистам нужно было во что бы то ни стало до морозов захватить Москву.

Ведущий 4. В течение октября шли упорные бои, наши части даже в окружении продолжали сопротивление, сдерживая крупные силы врага и тормозя его продвижение. Но фашистам все же удалось перейти в наступление и подойти вплотную к столице. Уже в середине октября они получили приказ: «Завтракать в Волоколамске, а ужинать в Москве». Но этот фашистский ужин в древней столице России так и не состоялся. В эти решающие дни основным лозунгом для нашего народа стал призыв: «Все на защиту родной Москвы!» На защиту столицы поднялся весь народ. Сотни тысяч москвичей строили укрепления, уходили в ополчение, тушили «зажигалки» - 1610 фугасных и 110 тысяч зажигательных бомб было сброшено на Москву! Со всех концов страны шли в Москву эшелоны с продовольствием, подкреплением, техникой. К концу октября - началу ноября противник стал выдыхаться. Его наступление на Москву было остановлено железной стойкостью и волей наших воинов. А 7 ноября 1941 г. в Москве, как всегда, состоялся праздничный парад. Прямо с парада воинские части уходили на фронт.

Ведущий 5. Новое наступление на Москву началось 15 ноября. Враг приблизился к Москве в некоторых местах на 60 км. У немцев было в 2 раза больше солдат и офицеров, в 2,5 раза больше артиллерии и в 1,5 раза больше танков. Ближе всего немцы подошли к Москве в районе деревни Крюково (23 км). Немецкие солдаты пытались разглядеть в бинокли улицы Москвы. Гитлер считал, что захват советской столицы является делом ближайших часов. Берлинским газетам было приказано оставить 2 декабря пустые места для экстренных сообщений о взятии Москвы. Гитлеровское командование было уверено, что советские войска обессилены и у них нет резервов. Но они жестоко ошиблись. С 12 октября оборону Москвы возглавил маршал Г.К. Жуков. За 1,5 месяца он сделал все, чтобы отбросить немцев от города. Наши войска накопили силы, пополнились подоспевшими из Сибири резервами.

Ведущий 6.5 декабря наши войска начали контрнаступление. Подобно снежной лавине, советские войска обрушились на немцев, шаг за шагом освобождая подмосковные земли от врага. Весь мир узнал о наступлении советских войск и о зверствах, которые чинили нацисты на оккупированной территории: разрушенные храмы, сожженные заживо красноармейцы и просто жители, виселицы, трупы женщин, стариков, детей. Но увидел мири первые колонны пленных гитлеровцев, огромные кладбища брошенной и разбитой военной техники, увидел первое поражение нацистской военной машины. Миф о непобедимости немецкого солдата погиб в снегах под Москвой. Ударные дивизии группы армий «Центр» были разгромлены и отброшены от Москвы на 100 и более километров.

Ведущий 7. В битве под Москвой германской армии было нанесено первое за эту войну поражение: она потеряла около 500 тысяч солдат, 1300 танков, 2500 орудий и другую технику. Но и наши потери были огромны: в полях под Москвой пало около миллиона наших бойцов и командиров. Уже после войны, в своих мемуарах, прославленный полководец Жуков, руководивший сотнями важнейших операций, в том числе и взятием Берлина, писал: «Когда меня спрашивают, что больше всего запомнилось из минувшей войны, я всегда отвечаю - битва за Москву... В битве под Москвой была заложена прочная основа для последующего разгрома Германии... Я склоняю голову перед светлой памятью тех, кто стоял насмерть, не пропустил врага к сердцу нашей Родины, ее столице... Мы все в неоплатном долгу перед ними!..»

Чудо генерала Мороза

Ведущий 8. Осень в Подмосковье - это дожди, грязь и бездорожье. Немцы со своей тяжелой техникой с трудом пробирались по дорогам. Даже танки и тягачи вязли в жидком грунте - 10 км проходили за 2 суток. А до Кремля каких-то 80 км - 2-3 часа пути по твердой дороге. Враг с нетерпением ждал похолодания. И вот оно пришло. Но оказалось, что это не просто похолодание, а самый настоящий генерал Мороз, который тоже не захотел пустить врага на свою территорию. Судите сами: в Подмосковье средняя температура ноября -5 °С, декабря - -12 °С и января - -19 °С. А январь 1941 г. оказался на 8° холоднее обычного. Толщина снежного покрова перевалила за полметра. А 5 и 6 декабря - в начале нашего наступления - внезапно ударил 35-градусный мороз. Наши войска хорошо знакомы с генералом Морозом, а у немцев нет теплого обмундирования - ведь Гитлер планировал до зимы уже взять Москву. Фашисты были просто парализованы холодом.

Ведущий 9. Православные люди, которые в течение всей войны молились о спасении нашей страны, говорят, что только Божьей помощью можно объяснить такие температурные чудеса зимы 1941 г. Сами по себе морозы не могли, конечно, остановить фашистов, да и в Красной Армии люди страдали от морозов не меньше. Чудо генерала Мороза, как оказалось, было в другом. Как известно, у немцев было большое преимущество в технике. А эта техника требовала горючего. И горючее это было, в основном, летних сортов. Оно замерзало уже при температуре -10-15 С°. Были и смеси летнего и зимнего горючего, которые замерзали при -28 °С. А в дни наступления, как мы уже говорили, температура упала ниже -30 °С. В этих условиях техника германской армии останавливалась: в бензиновых баках машин вместо жидкого топлива оказывалась каша. А наша техника заправлялась обычным авиационным бензином, который выдерживает температуру до -45-55°. Вот так и помог Мороз нашим солдатам, а заодно наказал врагов за их самоуверенность.

Защитники столицы

Ведущий 10. Долгие месяцы продолжалась битва за Москву. На защиту столицы поднялся весь народ: солдаты, офицеры, женщины, дети, старые и молодые - каждый считал своим долгом остановить врага. Они не говорили о подвигах и героизме. Они просто совершали подвиги. Вспомним их имена.

Ведущий 11. Генерал М.Ф. Лукин - человек редкой храбрости и хладнокровия. Его дивизия попала в окружение, но не сдалась в плен, а продолжала упорно сражаться, отвлекая на себя большие силы гитлеровцев. Одна дивизия Лукина сковала 28 вражеских дивизий! Находясь в окружении, генерал постоянно поддерживал связь со штабом, передавал донесения: «Войска держатся и будут держаться до последнего солдата и до последнего патрона».

Ведущий 10.28 пехотинцев из дивизии генерала Панфилова и их политрук Клочков в течение 4 часов отбивали атаки 50 немецких танков. «Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва», - сказал политрук. Им удалось уничтожить 18 машин. Они задержали наступление немцев и не дали немецким танкам прорваться к Москве. Почти все они погибли, как и генерал Панфилов. Все стали Героями Советского Союза.

Ведущий 11. Михаил Гурьянов - Герой Советского Союза, заместитель командира партизанского отряда. Его отряду удалось сжечь вражеский штаб и вынести важные документы. Каратели выследили партизан, Михаил Алексеевич был ранен и взят в плен. После жестоких пыток его отвезли к сожженному зданию штаба, повесили на шею табличку «Вождь партизан» и казнили. Согнанные на площадь жители села услышали последние слова, которые Михаил Алексеевич успел крикнуть перед смертью: «Смерть фашизму! Нас миллионы! Победа будет за нами!».

Ведущий 12. Легендарный партизан Илья Кузин. Он был подрывником в Волоколамском партизанском отряде. Илья славился тем, что находил выход из самых невероятных ситуаций. Однажды, когда группу Кузина преследовали на грузовике гитлеровцы, Илья решился на отчаянный шаг: прыгнул на подножку немецкой автомашины и застрелил водителя и офицера. Немецких солдат в кузове расстреляли партизаны. Еще один интересный случай, когда Илье удалось уничтожить фашистский склад боеприпасов и горючего. Он вскрыл бочку с бензином, облил им ящики с боеприпасами, прикрепил к одной из бочек бикфордов шнур и поджег его. Получился такой партизанский салют, который не умолкал в течение нескольких часов. Потом оказалось, что он один уничтожил 350 тысяч винтовочных патронов, 100 авиабомб, 300 артиллерийских снарядов, 30 ящиков с гранатами и 5 тонн горючего. Бесстрашному подрывнику было присвоено звание Героя Советского Союза. Скончался Илья Николаевич Кузин уже после войны.

Ведущий 13. Вера Волошина - московская студентка из города Кемерово. Во время учебы Вера стала курсантом аэроклуба имени В.П. Чкалова, научилась прыгать с парашютом, водить мотоцикл и даже стрелять из винтовки и пистолета. Она добровольно пошла на фронт и была зачислена разведчицей в воинскую часть. В ноябре 1941 г. ее разведгруппа выполняла задание возле знаменитой деревни Крюково. Партизаны заминировали дороги возле деревни и забросали окна домов, где располагались гитлеровцы, гранатами. На обратном пути они попали в засаду. Вера, прикрывавшая отход отряда, была тяжело ранена и попала в плен. После долгих пыток и допросов немцы казнили ее. О подвиге Веры стало известно уже после войны. А в деревне Крюково работает музей, посвященный мужественной разведчице.

Ведущий 14. Иван Петрович Иванов - житель деревни Лишняги Серебряно-Прудского района Тульской области, повторил подвиг Ивана Сусанина. Он завел 40 автомашин в глухой и глубокий обледенелый лесной овраг. Выбраться оттуда немцы не смогли. Они расстреляли 65-летнего старика.

Ведущий 15. Сержант В.В. Васильковский - молодой историк, выпускник Ленинградского университета. В бою у деревни Рябинки он закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота и открыл путь солдатам своей роты для наступления. Это было за несколько дней до подвига Александра Матросова. Сержант В.В. Васильковский в числе первых удостоился звания Героя Советского Союза.

Ведущий 16. Зоя Космодемьянская - десятиклассница московской школы № 201. В октябре 1941 г. она ушла добровольцем в партизаны. Во время одной из операций Зоя пробралась в село, где был штаб крупной немецкой части. Зое удалось перерезать провода полевого телефона, поджечь конюшню, где находились 20 лошадей и оружие. На следующий день Зоя решила уничтожить конюшню, в которой находилось 200 лошадей. Но немецкие часовые выследили девушку и схватили ее. После страшных пыток и истязаний фашисты казнили Зою. Во время казни, на которую фашисты согнали всех жителей села, Зоя крикнула: «Мне не страшно умирать, товарищи! Это счастье - умереть за свой народ!»

Зое Космодемьянской посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Ведущий 17. Виктор Талалихин - в свои 22 года он уже был заместителем командира авиационного полка. С первых же дней Великой Отечественной войны вся страна узнала его имя: в августе 1941 г. он на своем истребителе протаранил немецкий бомбардировщик. Это был первый ночной таран Великой Отечественной войны. В.В. Талалихину тоже было присвоено звание Героя Советского Союза.

Погиб Виктор Талалихин в воздушном бою над московским небом в октябре 1941 г.

Ведущий 18. Маршал Победы - так назвали Георгия Константиновича Жукова. В самые трудные для Москвы дни Жуков возглавил оборону столицы. Именно он смог собрать в один кулак все силы Красной Армии, сумел вдохнуть в бойцов веру в победу, именно он смог развеять миф о непобедимости немецкого солдата. Все главные сражения Великой Отечественной связаны с именем Жукова: Ленинградская, Московская, Сталинградская и Курская битвы. Украина, Белоруссия, Европа, и, наконец, Берлин. Именно Г.К. Жуков 8 мая 1945 г. принял капитуляцию фашистской Германии.

Его называли последним русским генералом, который делал то, чего ждали от него Бог, народ и совесть.

Георгий Константинович Жуков похоронен на Красной площади, у Кремлевской стены.

Ведущий 19. Неизвестный солдат... Сражение под Москвой было одной из самых кровопролитных и больших битв в истории человечества. В битве за безымянные высоты, за переправы через речки, за города и села Подмосковья полегли сотни тысяч солдат и офицеров. Имена многих из них до сих пор не известны. Осенью 1941 г. у деревни Крюково шли жестокие бои на подступах к Москве, полегло много бойцов. А в 1966 г. было обнаружено захоронение неизвестного солдата. Прах солдата перенесли в Александровский сад, захоронили у Кремлевской стены. И зажгли там Вечный огонь.

III. Истории из семейного архива

Классный руководитель. В битве за Москву принимала участие вся страна. У кого-то из вас обязательно есть родственники, которые воевали в белоснежных полях под Москвой, участвовали в защите столицы. Считаете ли вы, что Великая Отечественная - это то, что когда-то касалась и вас, вашей семьи?

(Учитель предоставляет слово студентам, которые подготовили рассказы из семейного архива.)

Ребята, может быть, среди ваших близких еще есть люди, которые помнят эту войну? Поговорите с ними, расспросите об их жизни в эти военные годы, восстановите прерванную историческую память в своей семье.

IV. Заключительная беседа по теме «Выстрелы в память»

Классный руководитель. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Эти слова Александра Невского хорошо усвоили многочисленные агрессоры. После Второй мировой войны им стало ясно, что завоевать наш народ силой не удастся - любое вторжение только укрепит единство народа. Но можно разрушить народ изнутри. Для этого нужно просто отнять у него память. «Идет война народная, священная война» - высокие, зовущие на подвиг слова. Она, эта война, продолжается. Ныне идет такая война. Эта война с нашей памятью. Все чаще в газетах и на телевидении вместо «Великая Отечественная» произносится - «Вторая мировая». Появляются авторы, которые порочат имена Александра Матросова, Зои Космодемьянской, героев-панфиловцев. А ведь дело здесь не в именах. Подвиг Матросова повторили более 200 бойцов! А допросы и пытки мужественно вынесли тысячи партизанок! Да и панфиловцы - что бы там ни было, но их было только 28 - против 50 танков! И они 4 часа сдерживали эти танки винтовками и гранатами. А за 4 часа танки могли бы доехать до Москвы.

Все эти приемы рассчитаны на молодежь - людей старшего поколения на этом не проведешь. Но те, кто сознательно очерняет историю Великой Отечественной, забывают мудрую заповедь: «Если стреляешь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки». Как вы понимаете эти слова?

Примерные ответы детей:

- Нужно уважать прошлое своей страны, пытаться понять его.

- Нужно изучать свою историю, и, если были ошибки, не повторять их.

- Если будут порочить имена героев, никто не захочет совершать подвиги, страну легко завоюют.

- Народ, который плюет на историю своей страны, не ценит ее защитников, становится рабом других народов.

- Если мы сейчас будем порочить поступки дедов и прадедов, то наши внуки и правнуки будут презирать нас еще больше, вообще откажутся от нас.

- Если народ забывает предыдущую войну, презирает ее героев, начинается новая война, и в этой войне победы уже не будет, потому что не будет новых героев.

Классный руководитель. Что же делать, чтобы будущее не выстрелило в нас из пушки?

Примерные ответы детей:

- Не читать, не слушать всяких сплетен о Великой Отечественной войне.

- Не верить кому попало, разбираться самим.

- Нужно наказывать тех, кто плохо говорит о Великой Отечественной, о наших героях.

- Изучать историю войны, читать воспоминания участников сражений.

- Хранить благодарную память о защитниках Отечества.

- Защищать память о Великой Отечественной войне, не позволять втаптывать ее в грязь.

- Нужно создать сильную армию, мощное оружие, тогда никакие пушки из будущего не будут страшны.

Классный руководитель. Запреты и наказания не помогут делу. Каждый человек имеет право на свое мнение. А сильная армия и мощное оружие помогут только тем, кто будет хранить победные традиции своего народа. Поэтому, мне кажется, нужно изучать эти традиции, изучать историю Великой Отечественной войны, помнить имена и подвиги героев. Помнить о том, что когда-то касалось всех нас... Только за одно то, что перенес русский солдат на своих плечах, он достоин священной памяти своего народа! Без сна и отдыха, голодные и в страшном напряжении, на лютом морозе и все время в снегу, под ураганным огнем немцев, передовые роты шли вперед. Вообще, Московская битва, так или иначе, касалась всех нас: если бы она была проиграна, мы сейчас жили бы с вами совсем в другом государстве, да и жили бы вообще, неизвестно.

V. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Оставит ли след в вашей памяти сегодняшний классный час? Что особенно запомнилось? (Ответы обучающихся.)

Литература

1. Безыменский Л. Укрощение «Тайфуна». М., 1987.

2. Битва под Москвой: Военно-исторический очерк. М.,1989.

3. Гуркин В.В. О людских потерях на советско-германском фронте в 1941 -1945 гг. // Новая и новейшая история. 1992. № 3.

4. «И врагу никогда не добиться, / Чтоб склонилась твоя голова...»: методическое пособие по проведению урока 1 сентября 2006 г. М.: МИИО, 2006.

5. Мягков М.Ю. Битва под Москвой в документах группы армий «Центр» // Вторая мировая война. Актуальные проблемы. М., 1995.

6. Николаев И. Единственный (О маршале Жукове в 1941 году - оборона Москвы) // Звезда. 2000. № 5. С. 119-142.

7. Хаупт В. Сражения группы армий «Центр». М.: Яуза; Эксмо, 2006.

8. 100 великих битв. М.,1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучающая программа-тест "Дни воинской славы России"

На диаграмме показаны 16 дат. Нужно для каждой даты (если год совпадает, учитывать месяц) выбрать день воинской славы из выпадающего списка....

"Дни воинской славы России"

Методическая разработка внеурочного мероприятия...

«23 февраля - день воинской славы России»

Внеклассное мероприятие «23 февраля - день воинской славы России»...

Дни воинской славы России

Дни воинской славы России...

День защитника Отечества - день воинской славы России

22 февраля в группе № 48 прошёл классный час на тему «День Защитника Отечества – День воинской славы России».Цели:формирование нравственно-патриотического воспитания студентов;воспит...

Круглый стол "День воинской славы России - День защитника Отечества"

Методическая разработка круглого стола "День воинской славы - День защитников Отечества"...

СЦЕНАРИЙ круглого стола «День воинской славы России - День защитников Отечества!»

23 февраля наша страна  будет отмечать  день Защитника Отечества.  Мы собрались, чтобы поговорить о русской воинской доблести. В самом названии этого дня - Защитника Отечества, заложено...