Методическая разработка теоретического занятия "Суспензионные и эмульсионные мази"
методическая разработка

Сухова Людмила Павловна

Методическая разработка теоретического занятия "Суспензионные и эмульсионные мази" для преподавателя МДК 02.01 Технология изготовления лекарственных форм специальности 33.02.01 Фармация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon suspenz.emuls_._mazi.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство здравоохранения  Амурской области

Государственное автономное  учреждение Амурской области

 профессиональная образовательная организация

Амурский медицинский колледж

Методическая разработка

теоретического занятия для преподавателя

ПМ 02 « Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля»

МДК 02.01 «Технология изготовления лекарственных форм»

Тема: «Изготовление суспензионных и эмульсионных мазей»

Специальность: 33.02.01 «Фармация»

          Вид подготовки: базовый

          Курс III, семестр 5

                                                                                 Составлена преподавателем Суховой  Л.П.,

в соответствии с требованиями             Федерального государственного

                                                                                 образовательного стандарта        

                                                                                 среднего профессионального образования

                                                                                                     

                                                              г. Благовещенск

2017 г.

Рассмотрено на                                                                                  Утверждаю    

заседании ЦМК «Фармация»  

 Протокол № _____                                                                   Экспертный совет при                                                                                                                                                                                                                                                

   «___» __________ 2017г.                                        информационно-методическом центре

Председатель ЦМК                                                                 ГАУ  АО ПОО АМК                                      

                                                                                             «____»_______________2017 г.

Давыдова О.А.__________

       

Пояснительная записка

Методическая разработка теоретического занятия составлена в соответствии с требованиями программы МДК 02.01. «Технология изготовления лекарственных форм» и  Федерального государственного образовательного стандарта по специальности  среднего профессионального образования 33.02.01 «Фармация», профессия фармацевт. Методическая разработка составлена с целью формирования у студентов теоретических знаний по изготовлению мазей суспензионного и эмульсионного типа. Данная тема изучается в связи с тем, что в экстемпоральной рецептуре аптек довольно часто встречаются прописи  суспензионных и эмульсионных мазей, которые не подлежат промышленному производству.  Знание фармацевтом особенностей  изготовления  данных мазей и умение проводить точные расчёты  необходимы для обеспечения больных качественными лекарственными формами.

В разработку включены контрольные вопросы для проверки уровня усвоения пройденного материала, новый теоретический материал, вопросы для закрепления изученного материала, домашнее задание. 

Тема:   Изготовление суспензионных и эмульсионных мазей.

Время занятия: 90 минут.

Вид занятия: теоретическое

Тип занятия: урок передачи и усвоения новых знаний

Цель занятия:

- Сформировать у студентов знания по приготовлению суспензионных и эмульсионных мазей

Задачи:

- Повторить материал по правилам выписывания мягких лекарственных форм  в рецептах

- Развивать мышление, логику

- Воспитывать организованность, внимательность

Место проведения: кабинет технологии изготовления лекарственных форм

Дидактическое оснащение:

 - методическая разработка теоретического занятия для преподавателя

- презентация

Студенты должны знать:

- правила прописывания мягких лекарственных форм в рецептах

- технологию изготовления суспензионных мазей

- технологию изготовления эмульсионных мазей

- правила оформления мягких лекарственных форм к отпуску

Студенты должны уметь:

- анализировать свойства лекарственных веществ и определять тип мази

- проводить необходимые расчеты

- подбирать средства упаковки и оформления лекарственной формы

- В результате обучения студент должен овладеть общими компетенциями:

- ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии

- ОК.2. Организовывать собственную деятельность

- ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

- ОК.6.Уметь работать в коллективе

 Студент должен овладеть профессиональными компетенциями:

- ПК.2.1. Изготавливать лекарственные формы по рецептам

- ПК.2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств

- ПК.2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности

- ПК.2.5. Оформлять документы первичного учета

Внутрипредметные связи:

- дозирование по массе

- мягкие лекарственные формы

Межпредметные связи:

- латинский язык ( чтение и перевод рецептов)

- фармакология (правила выписывания рецептов)

- контроль качества лекарственных средств (свойства лекарственных веществ)

Литература:

  1.  Алексеев К.В., Суслина С.Н. Фармацевтическая технология. Феникс. 2016 г.
  2.  Гаврилов А.С. Фармацевтическая технология. Изготовление лекарственных препаратов. ГЭОТАР-Медиа, 2016 г.
  3.  Краснюк И.И., Михайлова Г.В. Фармацевтическая технология. ГЭОТАР-Медиа, 2016 г.
  4. Интернет-источники

Структура занятия

 1. Организационный момент  -                                       3 мин.

 2. Повторение пройденного материала –                      10мин.

 3. Изучение нового материала-                                      70мин.

.4. Закрепление изученного материала –                        5мин.

 5. Задание на дом -                                                           2 мин.

Содержание занятия

I . Организационный момент. Преподаватель отмечает отсутствующих, опоздавших студентов, готовность аудитории к занятию. Сообщает тему и (сл. 3) план занятия:

1. Изготовление суспензионных мазей

2. Изготовление эмульсионных мазей

II. Повторение пройденного материала:

1. Что собой представляют мази как лекарственная форма?

2. Какова классификация мазей?

3. Какими способами выписывают мази в рецептах?

4. Какие основы используют для изготовления мазей?

5. Что значит процентное выражение концентрации лекарственного вещества?

6. Как упаковывают и оформляют мази к отпуску?

III. Изучение нового материала. Преподаватель  излагает новый материал в сочетании с актуализацией базовых знаний  по предыдущим изученным темам (приложение 1)

IV. Закрепление изученного материала: С целью актуализации опорных моментов темы, выяснения усвоения нового материала преподаватель проводит фронтальный опрос (приложение № 2)

V. Задание на дом:

Преподаватель обращает внимание студентов на основные вопросы, необходимые для повторения к следующему занятию (приложение № 3)

                                                                                                                    Приложение № 1

Содержание нового материала:

Суспензионные мази – образуются в случае, если содержат:

  1. твердые лекарственные вещества, не растворимые ни в воде, ни в основе
  2. водорастворимые вещества, но выписанные в больших количествах
  3. резорцин и цинка сульфат ( кроме глазных мазей)

Необходимо отметить, что предварительное растворение этих двух веществ в воде (а они водорастворимые) значительно усиливает всасываемость и может сопровождаться токсическим действием на организм (сильное раздражение, некроз кожи).

Диспергирование (измельчение, растирание) лекарственных веществ является одной из важнейших стадий в изготовлении суспензионных мазей, т.к. их фармакологическая активность во многом зависит от дисперсности нерастворимой фазы (например, уменьшение размера частиц кислоты салициловой увеличивает ее высвобождение из мази в 3-4 раза). Высокая вязкость среды в суспензионных мазях практически исключает седиментацию (оседание) твердой фазы. Поэтому в отличие от жидких суспензий применение стабилизаторов в данном случае не требуется. Диспергирование твердых лекарственных веществ следует проводить в присутствии жидкостей, понижающих твердость частиц, облегчающих их измельчение за счет расклинивающего действия и изолирующих отдельные мелкие частицы друг от друга для предупреждения их слипания.

Отметьте, что технология суспензионных мазей зависит от количественного содержания твердых лекарственных веществ (до 5% или больше 5%).

Если концентрация нерастворимых в воде и в основе твердых лекарственных веществ меньше 5% от общей массы мази - их измельчают в присутствии жидкости, родственной основе, взятой в количестве ½ от массы твердых лекарственных веществ.  В качестве вспомогательной   жидкости используют воду очищенную, глицерин, масло вазелиновое (если основа углеводородная), жирные масла (масло подсолнечное) – если основа жировая.

Если концентрация твердых лекарственных веществ больше 5% - их измельчают с частью расплавленной основы, взятой в количестве ½ от массы твердых веществ. Введение вспомогательной жидкости в данном случае нецелесообразно, т.к. это повлечет за собой разжижение мази и значительное понижение концентрации лекарственного вещества, не укладывающееся в нормы допустимых отклонений.                        

Rp: Ung. Acidi salicylici 2%- 15,0

  DS.Смазывать пораженные участки кожи

Кислота салициловая нерастворима ни в воде, ни в основе. Так как основа не указана и мазь не является официальной, то готовят на вазелине. Концентрация мази < 5%, поэтому для измельчения кислоты салициловой используем вспомогательную жидкость – масло вазелиновое (т.к. основа углеводородная) в количестве 0,15( ½ от массы вещества).

Расчеты:

Кислота салициловая -  2,0 -100,0

                                                Х – 15,0         Х= 0,3

      Вазелин – 15,0 – 0,3= 14,7.

Технология изготовления. В ступку помещают 0,3 кислоты салициловой, ступку тарируют на технических весах и отвешивают туда 0,15 масла вазелинового, растирают. Затем, по частям, в 2-3 приема, добавляют 14,7 вазелина, все тщательно перемешивают до однородности. Готовую мазь переносят в широкогорлую баночку, укупоривают и оформляют. Заполняют лицевую сторону ППК (записывают у доски, один из студентов )

Rp: Bismuthi subnitratis 3,0

       Ung. Zinci 10,0

       Vaselini 20,0

       M.f.unguentum

       D.S.Защитная мазь от солнца

Выписана суспензионная мазь на углеводородной основе. Висмута нитрат основной практически нерастворим в воде, жирах и углеводородах. В прописи не указана концентрация мази цинковой, а так как она является официальной, то используем 10% мазь. Общая масса мази 33,0. Содержание висмута нитрата основного в мази составляет 9,1% ( 3,0 - 33,0

            Х – 100,0 , х = 9,09 %), а это > 5 %. Для измельчения висмута используем расплавленный вазелин в количестве 1,5 (1/2 от 3,0).

Технология изготовления. На листах чистой бумаги на технических весах отвешиваем 20,0 вазелина и 10,0 готовой мази цинковой 10%. В ступку помещаем 3,0 висмута нитрата основного, слегка растираем. В выпарительной чашке на водяной бане расплавляем ~ 1,5 отвешенного вазелина, добавляем в ступку к висмута нитрата основного и растираем. Затем в 2-3 приема при помешивании добавляем остальное количество вазелина, перемешиваем,  добавляем 10,0 мази цинковой 10%, все тщательно перемешиваем до однородности и характерного потрескивания. Упаковываем, оформляем.  

Лицевая сторона ППК:

          Дата      № Rp

      Bismuthi subnitratis 3,0

      Vaselini 1,5 (t 20 C   )

      Vaselini 18,5

      Ung. Zinci 10% 10,0

      Общая масса 33,0

      Приготовил:

      Проверил:

      Отпустил:

ЭМУЛЬСИОННЫЕ МАЗИ – характеризуются наличием жидкой дисперсной фазы, нерастворимой в основе и распределенной в ней по типу эмульсии.

В качестве жидкой дисперсной фазы могут быть как сами жидкие лекарственные вещества (настойки, сиропы, жидкие экстракты и др.), так и твердые лекарственные вещества, растворимые в воде или их растворы. В качестве основ в таких мазях используются вазелин, смесь вазелина с ланолином и др. основы. В виде водных растворов в эмульсионные мази вводят колларгол, протаргол, танин (вне зависимости от их количества), а также соли алкалоидов, нитрат серебра, калия иодид и др. водорастворимые вещества. Общая технология сводится к тому, что такие вещества растворяют в минимальном количестве воды очищенной и затем смешивают с основой. Иногда для растворения веществ используют воду, входящую в состав ланолина водного (если он прописан в рецепте), заменив его после соответствующих расчетов ланолином безводным.

Rp: Analgini 0,5

       Lanolini

       Vaselini ana 25,0

       MDS.Смазывать пораженный участок

Выписана мазь на комбинированной основе. Анальгин – вещество водорастворимое. В рецепте выписан ланолин водный. Чтобы не использовать дополнительное количество воды для растворения анальгина, и учитывая плохую смешиваемость вазелина с водой, вместо ланолина водного используем ланолин безводный, сделав соответствующий перерасчет на обратной стороне ППК:

Ланолин безводный – 70, -100,0

                                         Х – 25,0       х = 17,5

Вода: 25,0 – 17,5 = 7,5 мл.

Технология изготовления: В подставке, в 7,5 мл. воды очищенной растворяем 0,5 анальгина, процеживаем в другую подставку (при необходимости). В ступку помещаем предварительно отвешенные 25,0 вазелина и 17,5 ланолина безводного, перемешиваем. К полученной мазевой основе  в 2-3 приема добавляем ранее приготовленный раствор анальгина при помешивании, аккуратно, не допуская разбрызгивания. Тщательно перемешиваем до однородности и характерного потрескивания, переносим в баночку, укупориваем, оформляем. Заполняем ППК.

                Лицевая сторона ППК:

               Дата                № Rp          

              Aquae purificatae 7,5 ml

              Analgini 0,5

              Lanolini anhydrici 17,5

              Vaselini 25,0

                   Общ.масса 50,5

              Приготовил

              Проверил

              Отпустил

Rp: Dimedroli 0,5

       T- rae Valerianae 1 ml.

       Em.osnovae 50,0

       M.D.S.Смазывать пораженные участки кожи

Выписана эмульсионная мазь, т.к. димедрол – вещество водорастворимое. В подставке в 1 мл. настойки валерианы растворяем 0,5 димедрола, процеживаем в другую подставку. В ступку помещаем 50,0 эмульсионной основы и по частям, в несколько приемов, при перемешивании, добавляем приготовленный раствор димедрола, все тщательно перемешиваем до однородности и характерного потрескивания, упаковываем, оформляем.

Лицевая сторона ППК:              

Дата                     № Rp

    Dimedroli 0,5

    T- rae Valerianae 1 ml

    Em.osnovae 50,0

    Общая масса 51,5

Приготовил:

Проверил:

Отпустил:

IV.  Закрепление изученного материала:                                                     Приложение № 2

  1. В каких случаях образуются суспензионные мази?
  2. От чего зависит технология суспензионных мазей, и каким образом?
  3. Что собой представляют эмульсионные мази?
  4. В чем заключается общая технология эмульсионных мазей?
  5. Как упаковывают и оформляют мази к отпуску?

V. Задание на дом: Повторить:                                                                      Приложение № 3

1. Что собой представляют суспензионные мази?

2. С чем растирают лекарственные вещества в суспензионных мазях, если их концентрация менее 5%?

3. С чем растирают лекарственные вещества в суспензионных мазях, если их концентрация более 5%?

4. Какие мази называют эмульсионными?

5. Какие лекарственные вещества образуют эмульсионные мази?

6. Как вводят лекарственные вещества в эмульсионные мази?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка теоретического занятия "Диагностика поздних сроков беременности"

Методическая разработка занятия по теме «Диагностика поздних сроков беременности» предназначена для проведения теоретического занятия со студентами 2 курса специальности 060102 Акушерское дело в рамка...

Методическая разработка теоретического занятия "Мази. Гомогенные мази"

Методическая разработка теоретического занятия "Мази как лекарственная форма. Гомогенные мази" предназначена для преподавателя МДК "Технология изготовления лекарственных форм"...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине: «Генетика человека с основами медицинской генетики» Тема занятия: «Наследственное предрасположение к болезням»

Болезни с наследственной предрасположенностью обусловлены как наследственными факторами, так и факторами внешней среды. В настоящее время эта группа болезней составляет 92% от общего числа наследствен...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине: «Генетика человека с основами медицинской генетики» Тема занятия: «Профилактика наследственных заболеваний. Медико-генетическое консультирование»

Методическая разработка может быть использована преподавателем для проведения теоретического занятия, содержит для этого все необходимые материалы: вопросы для проверки домашнего задания, для закрепле...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя. Тема занятия: «Энтеральный способ введения лекарственных средств» Специальность: Сестринское дело

Данная методическая разработка составлена на основании требований ФГОС III поколения, на основании рабочей программы, КТП.ПМ 04 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за бол...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине « Общественное здоровье здравоохранение» Тема занятия: Оплата труда в здравоохранении

Особое место в экономике здравоохранения занимает проблема оплаты труда. Цель методической разработки оказать методическую помощь преподавателям в проведении теоретического занятия по дисциплине ...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя ПМ 04.«Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» МДК 04.02 Безопасная больничная среда для пациента и персонала Тема занятия: Стерилизация: понятия и мет

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя составлена  в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессиональн...