Методическое пособие для практического занятия: «Потребности человека в разные возрастные периоды. Рост и развитие» (для преподавателя) специальность - 060101 «Лечебное дело»
методическая разработка

Тернавская Алефтина Михайловна

     Процесс жизнедеятельности человека тесно связан с понятиями «потребность»,  «удовлетворение потребностей». Чтобы жить в гармонии с окружающей средой, человеку необходимо постоянно удовлетворять свои потребности. В каждом возрастном периоде, на разных этапах жизни они могут изменяться. При нарушении хотя бы одной у человека развивается болезненное состояние. Тогда человек нуждается в том или ином виде помощи, постороннем уходе.

Знание анатомо-физиологических и психологических особенностей здоровых людей разного возраста, возможные проблемы, медицинский работник должен быть способен оказать влияние на здоровье пациента и его окружение в различные возрастные периоды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

«Медицинский колледж №2

Департамента здравоохранения города Москвы»

Методическое пособие

для практического занятия:

«Потребности человека  в разные возрастные периоды.

Рост и развитие»

(для преподавателя)

специальность - 060101 «Лечебное дело»

Москва 2014 год

Утверждено

Материалы составлены на основании ФГОС по специальности 060101

« Лечебное дело»

На заседании ЦМК №2

Протокол №

От  «___ » ___________     2014  г.

Согласовано с зам. директора

По научно-методической работе

“____”______________2014 г.

     ________________ Волкова М. М.

 

Автор: Тернавская А. М. –       преподаватель первой квалификационной

                                                     категории ГБОУ СПО                                                  

                                               г.Москвы «Медицинский колледж № 2  

Департамента здравоохранения

                                             г. Москвы»

Рецензент:   Овсянникова А. В. -  заместитель директора по практическому

                                                       обучению, преподаватель высшей

                                                       квалификационной категории ГБОУ СПО

                                                       г. Москвы «Медицинский колледж

                                                       Департамента здравоохранения г. Москвы»

Рецензент:  Гераськова О.В. –     главная медицинская сестра высшей

квалификационной категории ГУЗ Департамента здравоохранения г. Москвы Городская клиническая больница № 40 Департамента здравоохранения г. Москвы

Введение в тему

                                           Уважаемые коллеги!

     Процесс жизнедеятельности человека тесно связан с понятиями «потребность»,  «удовлетворение потребностей». Чтобы жить в гармонии с окружающей средой, человеку необходимо постоянно удовлетворять свои потребности. В каждом возрастном периоде, на разных этапах жизни они могут изменяться. При нарушении хотя бы одной у человека развивается болезненное состояние. Тогда человек нуждается в том или ином виде помощи, постороннем уходе.

   Чтобы помочь, медицинский работник должен знать о возрастных особенностях здорового человека, о потребностях физиологических и потребностях, возникающих в разные периоды жизни человека. Нарушить удовлетворение потребностей человека могут факторы риска. Некоторые из них могут возникать при определенных условиях жизни человека. Если невозможно их устранить, то необходимо найти способ адаптации человека к жизни в новых условиях, научить его жить с факторами риска. Деятельность медицинского персонала в целом, должны быть направлены на сохранение здоровья человека, ликвидацию факторов риска и на помощь в преодолении последствий заболевания или травмы.

    Вашему вниманию представлена методическая разработка учебно-практического занятия «Потребности человека  в разные возрастные периоды. Рост и развитие». Разработка состоит из 2 занятий по 90 минут.

Организационно-

методический

блок

  • Тема практического занятия
  • Вид занятия
  • Время, отведённое на изучение темы
  • Методика проведения занятия
  • Цели занятия (общие и конкретные)
  • Хронологическая карта
  • Оснащение

http://s47.radikal.ru/i118/0909/35/c8822edc6553.jpg

Тема: «Потребности человека  в разные возрастные периоды.

                       Рост и развитие»

Занятие: «Потребности человека  в разные возрастные периоды».

Вид занятия: доклиническое практическое.

Время, отведённое на изучение темы: 90 минут.

Методика проведения занятия: сочетание традиционных и активных методов обучения (из активных- индивидуальная работа студентов)

Цель занятия:

  • Обучить студентов выявлять факторы риска здоровью
  • обучить рекомендациям по здоровому образу жизни

Конкретные цели:

Студент должен знать:

  • Уровни потребностей человека
  • Способы удовлетворения потребностей
  • Категории потребностей
  • Факторы риска здоровья

Студент должен уметь:

  • Определить факторы риска здоровья
  • Оценить факторы образа жизни
  • Дать рекомендации по формированию здорового образа жизни

Оснащение занятия:

Методическое:

  • методическое пособие для преподавателя – 1 шт.;
  • методическое пособие для студента – 10 шт.;
  • задания для самостоятельной работы – 10 шт.;
  • (анкеты- опросники для студентов);
  • индивидуальные задачи  для студентов– 10шт
  • итоговый тестовый контроль для студентов -10 шт.

             

Технические средства обучения:

  • телевизор;
  • компьютер;
  • мультимедийная установка.

   Наглядные пособия:

  • презентация, выполненная в программе «Power Point»

   Учебная литература:

  1. С. Р. Волков, М. М. Волкова. Здоровый человек и его окружение. – Москва: Авторская Академия, 2012. – 640 с.

  1.  Волков С. Р., Волков, Волкова М. М. Проведение профилактических мероприятий. Здоровый человек и его окружение. Руководство к практическим занятиям. – Москва: Авторская Академия, 2011. – 496 с.

  1. Журавлева Т. П. Основы гериатрии: Учеб. Пособие. – М:. ИНФРА-М,2003. – 271 с. – (Серия «Профессиональное образование).

4. Островска И. В. Широкова Н. В. Основы сестринского дела: учебник.:ГЭОТАР-Медиа, 2008.-320.

Использованные сайты:

1.     http://coolreferat.com/372153/

2. http://cde.osu.ru/demoversion/course 94/glava 1.3html

3. f smare.com/test-na-opredelenie-biologicheskogo-vozrasta.htm.

Ход занятия

п/п

Этап занятия

Вре-мя

Методы

обучения

Деятельность

преподавателя

Деятельность

студента

1.

Организационный момент

5

Заполняет журнал, сообщает студентам тему, цели и план занятия.

Записывают в тетради тему и цели занятия.

2.

Актуализация знаний

20

Информационно-дискусионный блок

Предлагает студентам посмотреть презентацию и вспомнить пройденный материал, отвечая на вопросы.

Инструктирует студентов, раздает анкеты. Организует индивидуальную работу студентов

Студенты смотрят презентацию,  отвечают на вопросы преподавателя

Заполняют анкеты.

3.

Изучение нового материала

15

Объяснение

Мотивирует студентов к изучению нового материала. Объясняет студентам новый материал, сопровождая объяснения просмотром презентации.

Студенты слушаю преподавателя, смотрят презентацию, записывают новые понятия в тетрадь.

4.

Закрепление материала

20

Самостоятельная работа

Инструктирует студентов, наблюдает за их работой

Работают индивидуально, выполняют самостоятельную работу.

5.

Рубежный контроль

15

Письменный

Организует работу студентов на этапе контроля. Контролирует выполнение обучающих заданий. Разбирает и корректирует ответы.

Студенты выполняют тестовые  задания Участвуют в обсуждении результатов, отвечают на вопросы преподавателя.

6.

Рефлексия

10

Проблемный

Предлагает студентам обобщить изученное на занятии, проанализировать допущенные ошибки, причины затруднений и успехов, оценить степень достижения целей.

Обобщают изученное на занятии, анализируют допущенные ошибки, оценивают индивидуальную степень достижения целей, причины возникших затруднений и достигнутых успехов.

7.

Итоги занятия

5

Оценивает работу группы, выставляет оценки за занятие и комментирует их, даёт задание на дом.

Записывают задание на дом.

Общее время занятия

90 (мин)

http://www.intersota.ru/zna/radar.jpg

Организационный момент проводится согласно общепринятой методике.

Этап « Актуализация знаний» является важным на учебном занятии. Во-первых, преподаватель может на нём сориентироваться в объеме  знаний, имеющихся у студентов (воспроизведение материала), во-вторых это необходимо для успешного понимания изучаемого материала.

Тема «Пирамида потребностей человека» разбирается на учебном предмете «Психология» на I  курсе, а также на школьном предмете «Обществознание». В связи с этим считаю рациональным, на этапе актуализации знаний оперировать имеющимся у студентов понятийным аппаратом.  Важным является опора преподавателя дисциплины на знакомую студентам  со школы схему. Такая работа позволит быстрее и легче воспроизвести учебный материал.

Этап актуализации знаний считаю возможным проводить в форме фронтальной беседы, в которой преподаватель акцентирует внимание на следующих вопросах:

1. Пирамида А. Маслоу;

2. Основные положения теории потребностей по А. Маслоу.

Преподаватель формулирует перед студентами учебную задачу – рассказать

о потребностях человека и предлагает в качестве напоминания просмотреть

 презентацию по данной теме. Вопрос «Основные положения теории потребностей по А. Маслоу» напрямую связан с основными понятиями, такими как:

  • нарушения потребностей человека
  • модель сестринского дела

и напрямую связан  с темой, которую студенты проходят параллельно на ПМ07. МДК 07.01, поэтому, считаю важным понимание каждым студентом материала.

При просмотре презентации студентам рекомендовано комментировать увиденное и отвечать на вопросы преподавателя.

Для выявления исходного уровня знаний преподаватель использует индивидуальную работу, осуществляемую самим студентом. Предлагает задания в виде анкет по теме «Ваше отношение к здоровому образу жизни».  Необходимо напротив выбранного вами ответа поставить любой знак (галочка, кружок, крестик). Каждый учащийся заполняет свою анкету, отвечая на поставленные вопросы. Такой вид задания позволит самому студенту сделать вывод о своем отношении к здоровому образу жизни, и возможно серьезно задуматься, ведь будущему медицинскому работнику необходимо  будет консультировать пациентов именно о правилах соблюдения здорового образа жизни. На выполнение отводится 10 минут.

На этапе «Изучение нового материала» преподаватель опирается на теоретические знания лекционного материала по теме  

«Потребности человека  в разные возрастные периоды», сопровождает свои объяснения демонстрацией презентации по данной теме.    

На этапе «Закрепление  материала» предлагаю использовать снова индивидуальную работу студентов. Решение ситуационной задачи, в которой необходимо оценить факторы образа жизни, самостоятельно дать рекомендации по формированию здорового образа жизни. Для выполнения задания студентам рекомендуется использовать данные таблиц «Факторы образа жизни и их влияние на здоровье детского и взрослого населения» из руководства  к практическим занятиям о дисциплине «Здоровый человек и его окружение». Задание занимает основной объем времени на занятии, и дает возможность самостоятельно оценить и правильно дать нужные рекомендации. Таким образом, студенты максимально приближены к своей будущей профессии.

  На этапе « рубежного контроля» можно использовать задания в тестовой форме, которые представлены в виде трехуровневых тестов. После того, как студент напишут их, преподаватель вместе с ними проверяет, объясняет, где допущены ошибки.

                                                                               

Инструкция по заполнению анкеты «Ваше отношение к здоровому образу жизни».

Уважаемые студенты, Вам предложено ответить на 9 вопросов. Напротив ответа, который вы выбрали,  поставьте любой знак (галочка, крестик). Подписывать анкеты не надо. После выполнения задания, просмотрите еще раз ваши ответы и постарайтесь ответить для себя на вопрос « Получается ли у меня соблюдать здоровый образ жизни».

1.   Сколько часов составляет продолжительность вашего ночного сна?              

 

  • 10                                                                          
  •  8
  •  6

2.  Наличие дневного сна в выходной день или праздники

  • нет
  • 1 час
  • 2 часа

3. Сколько времени вы отводите на выполнение домашних заданий (час)?

  • 1
  • 2
  • 3

4. Сколько вы тратите время на ежедневные прогулки (час)?

  • 1
  • 2
  • 3
  • больше 3

5.  Занимаетесь ли вы спортом вне колледжа?

  • да
  • нет

6.  Стараетесь ли вы соблюдать режим дня?

  • да
  • нет
  • не получается

7. Сколько раз в день вы питаетесь?

  • 1
  • 2
  • 3
  • более 3 раз

8. Что такое на ваш взгляд «здоровый образ жизни»?

  • не курить
  • не употреблять алкоголь
  • не употреблять наркотики
  • заниматься спортом

9. Считаете ли вы для себя необходимым соблюдать «здоровый образ жизни»?

  • да
  • нет
  • частично
  • меня это вообще не волнует

«Здоровье – это капитал, данный человеку природой изначально, потеряв который, трудно вернуть обратно»

М. Монтень

Потребность – это физический или психологический дефицит чего-либо, который человек испытывает на протяжении всей жизни

 http://i027.radikal.ru/1205/d5/be6626254f1e.jpg

                    Иерархия потребностей   по    А. Маслоу

                                       ПОТРЕБНОСТИ:

1.   Биологические;         Социальные;                      Духовные;

                           По времени возникновения:

         Постоянные                               Периодические

               В зависимости от сроков возникновения:

Текущие            Перспективные         краткосрочные       долгосрочные

                               По степени важности

Актуальные                                                  Потенциальные

                           По степени необходимости

Первостепенные                                         Второстепенные

      В процессе нормальной жизнедеятельности человек способен удовлетворять свои биологические и многие социальные потребности самостоятельно.

  Но есть периоды в жизни человека, когда эта способность может нарушаться (болезнь, старческий возраст) или отсутствовать (период младенчества).

  Часто к болезни приводит неправильный образ жизни, т. е. в жизни человека присутствуют факторы риска здоровья.

Факторы риска – факторы, создающие фон для развития заболевания (первичные и вторичные).

 По ВОЗ к первичным факторам относят:

  • курение;
  • алкоголь
  • нерациональное питание
  • гиподинамию
  • стресс.

По ВОЗ к вторичным факторам относят:

  • диабет
  • артериальную гипертензии
  • гиперлипидемию
  • ревматизм
  • аллергию
  • иммунодифицит.

   Существенное влияние на здоровье оказывает и образ жизни.

Образ жизни – это устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экологических условиях способ жизнедеятельности человека, проявляющийся в нормах общения, поведения, складе мышления.

 В это понятие также входит формирование позитивного поведения, и преодоление факторов риска.

  Способ удовлетворения потребностей, связанный с состоянием здоровья, во многом зависит от этапа жизнедеятельности, фазы развития организма.

   В настоящее время  в России принята модель сестринского дела В. Хендерсон (в которую входит 14 потребностей) в модификации Мухиной-Тарновской, В которой рассматриваются 10 фундаментальных потребностей.

  • нормальное дыхание
  • адекватное питание
  • физиологические отправления
  • движение
  • сон
  • одежду, личная гигиена
  • поддержание нормальной температуры тела
  • поддержание безопасности
  • общение
  • труд
  • отдых

   Такое выделение потребностей связано с категорией людей, имеющих те или иные отклонения в состоянии здоровья. Деятельность медицинской сестры должна быть направлена на восстановление и укрепление здоровья человека, и независимости в удовлетворении  потребностей.

  При этом медицинский работник должен учитывать анатомо-физиологические изменения в том или ином возрасте, ведь например, особенности дыхания у детей сильно отличаются от дыхания в пожилом возрасте, питание, питье, двигательная активность имеет свои особенности.

 Не обладая такими знаниями, медицинская сестра не сможет оказать должной помощи.

                 Задачи для самостоятельной работы студентов.

Задача1.

 Оценить факторы образа жизни мальчика 6 лет. Ребенок от 1 беременности, родился на 41 недели. Возраст матери в момент рождения 35 лет, отца 36 лет. Беременность и роды протекали без осложнений, грудное вскармливание до 1 года 1 месяца. Ребенок детский сад не посещает, так как родители беспокоятся, что там ему будет плохо. Сам ребенок хотел бы ходить в садик.

 Санитарно-гигиеническим навыкам ребенок овладевал с опозданием по возрасту. Родители проявляют беспокойство за здоровья ребенка, так как он часто болеет простудными заболеваниями. Никакими закаливающими процедурами не занимается, родители против. В доме всегда закрыты форточки, чтобы избежать простуды ребенка. В целом внутрисемейные отношения складываются удовлетворительно, ребенок все время проводит с родителями.

Задача2.

Оценить факторы образа жизни девочки 5 лет. Ребенок от 1 беременности, родилась в 37 недель. Возраст матери на момент рождения ребенка 18 лет, отца 19 лет. Беременность протекала с проявлениями неосложненного токсикоза 1 половины. Роды без осложнений. Девочка находилась на искусственном вскармливании, так как мама, ссылаясь на гипогалактию, перешла на искусственное вскармливание. С 2 лет ребенок посещает детский сад. Почти всегда с ребенком находится бабушка, родителей не бывает очень часто дома. В выходные папа с мамой надолго уходят из дома без ребенка.  

   Ребенок с удовольствием посещает детский сад, где у нее много друзей. Санитарно-гигиеническими навыками овладела в соответствии с возрастом. С удовольствием занимается физкультурой в детском саду, дома с ребенком не занимаются. Внутрисемейные отношения можно назвать неудовлетворительными. Ребенок почти не проводит время с родителями,  в основном в саду и с бабушкой. Родители очень мало уделяют время своему ребенку и подолгу не бывают дома.

Задача3. 

Оценить факторы  образа жизни, дать рекомендации по формированию здорового образа жизни.

  Мужчина 30 лет имеет среднее специальное образование и не стремится продолжать свое обучение. Работа по специальности его устраивает, с коллегами по работе складываются хорошие дружеские отношения, много времени проводит с друзьями, посещая пивные бары, где за вечер выпивает в среднем до 1 литра пива. Имеет избыточную массу тела. Курит примерно по половине пачки сигарет в день, физкультурой не занимается, предпочитает подольше поспать утро, так как за ночь не высыпается, проводя несколько часов за компьютером. При этом самочувствие удовлетворительное и свое здоровье он оценивает как хорошее. Не женат, живет с родителями, с которыми находится в ровных отношениях.

Задача 4.

Оценить факторы образа жизни подростка, дать рекомендации по 

формированию здорового образа жизни.

   Подросток 16 лет имеет неполное среднее образование, продолжает учиться в школе, мотивирован на дальнейшее обучение и посещает подготовительные курсы. В связи с эти затрачивает на самообразование до 12 часов в неделю, кроме того, много времени проводит, работая на компьютере, поэтому не высыпается, утром часто чувствует себя разбитым, но свое здоровье в целом оценивает как хорошее. Гимнастикой не занимается, в выходные дни совершает пешие прогулки продолжительностью 1,5-2 часа. Живет с родителями, отношения в семье доброжелательные, конфликтов практически не бывает. Вредных привычек не имеет.

Задача 5.

Оценить факторы образа жизни мальчика 5 лет, исходя их следующих данных

   Ребенок от 1 беременности, родился в срок, возраст матери 23 года, отца – 24. Беременность и роды протекали без осложнений, грудное вскармливание – до 9 месяцев. С 3-х лет мальчик посещает детский сад, однако не всегда ходит туда с удовольствием, хотя в детском саду у него много друзей. Санитарно-гигиеническими навыками овладевал в соответствии с возрастом.

 С удовольствием занимается физкультурой в детском саду, но дома утреннюю гимнастику не делает. Часто болеет, что, по мнению родителей, является достаточным основанием для отказа от закаливающих процедур и гимнастики дома. В целом внутрисемейные отношения складываются удовлетворительно, ребенок много времени проводит с родителями и ближайшим окружением.

Задача 6.

Оценить факторы образа жизни мальчика 8 лет. Ребенок от 1 беременности, родился в 36 недель, возраст матери в момент рождения ребенка 37 лет, отца- 40. Беременность протекала без осложнений, грудное вскармливание –до 3 мес. Детский сад ребенок посещает с 4-х лет, ходит в садик без желания, иногда просит маму оставить его дома. В детском саду у него друзей почти нет, мальчик малообщительный, замкнут. Санитарно-гигиеническими навыками овладевал в соответствии с возрастом. В саду и дома физкультурой заниматься отказывается. Болеет не очень часто. Внутрисемейные отношения удовлетворительные, ребенок достаточно много времени проводит в своем ближайшем окружении.

Задача 7.

Оценить факторы  образа жизни, дать рекомендации по формированию здорового образа жизни.

 Женщина 52 лет имеет высшее образование, работает. Трудовой стаж на последнем месте работы 3 года. Разведена. Проживает вместе с дочкой, зятем и внуком, которому 1 год. Зять временно не работает. В связи с этим женщина вынуждена оставаться на работе дольше, чем положено, домой приходит поздно. На работе питается  в основном всухомятку, много употребляет выпечки. Имеет избыточную массу тела, курит. Стаж курильщика 25 лет. Зарядкой дома не занимается. В выходные дни много времени посвящает  внуку, ходит с ним гулять.

  Состояние свое оценивает как удовлетворительное, жалобы только на усталость и избыточную массу тела. С зятем и дочкой находится в ровных отношениях.

Задача 8.

Оценить факторы  образа жизни, дать рекомендации по формированию здорового образа жизни.

 Мужчина 45 лет, образование высшее. Работа по специальности его устраивает. На работе длительное время приходится проводить за компьютером. С коллегами по работе складываются хорошие отношения, но много времени с друзьями не проводит. Вечером нигде не задерживается, сразу идет домой. Курит по пол пачки в день. Избыточной массой тела не страдает. В выходные никуда не ходит, много времени проводит у компьютера, любит  выпить пива. Употребляет до 1 литра, но только в выходные. Женат, отношения в семье ровные, детей в браке нет. Жена в выходные дни уезжает к родителям.

  Самочувствие удовлетворительное, но иногда жалуется на головные боли.

Задача 9.

Оценить факторы  образа жизни, дать рекомендации по формированию здорового образа жизни.

  Женщина 30 лет, имеет среднее специальное образование, работает по специальности. Работой и зарплатой не удовлетворена, хочет получить другую, но ничего для этого не предпринимает. С коллегами по работе не очень хорошие, возникают частые конфликты, из-за чего домой возвращается в плохом настроении. График работы 2 дня через 2 дня. В выходные дни долго спит, далее весь день проводит у компьютера. Питается из фастфуда, заказывая по телефону. Проживает с родителями, отношения в семье конфликтные. Свое состояние здоровья оценивает удовлетворительно, не смотря на то, что иногда страдает болями в желудке.

Задача 10

Оценить факторы образа жизни ребенка, дать рекомендации по 

формированию здорового образа жизни.

  Мальчик 8 лет, учится в 3 классе. Учится хорошо. Дополнительно занимается 3 раза в неделю в музыкальной школе. Семья полная, проживает вместе с бабушкой и дедушкой. Бабушка принимает активное участие в жизни и воспитании ребенка, отводит и приводит в школу, а также сопровождает в музыкальную школу. Ребенок страдает избыточным весом.

 В доме всегда есть мучные изделия, конфеты. Отводя мальчика на дополнительные занятия, всегда берет ему сладкое с собой. Ребенок с удовольствием все съедает. Друзья у ребенка есть, но не много. Спортивными занятиями, гимнастикой не занимается, не хочет, в семье его не заставляют. В выходные любит днем лечь поспать, спит 1-1,5 часа. Гулять с друзьями не выходит, проводит время за компьютером, но не более 1,5 часов в день.

  Мама и бабушка страдают избыточной массой тела.

              Критерии оценки знаний – умений студентов при решении  

                                           ситуационных задач.

                Оценка знаний проводится по 5-и бальной системе.

«5» отлично.

 Комплексная оценка предложенной ситуации; правильная оценка факторов, верные выводы и рекомендации, логическое обоснование.

«4» хорошо

 Комплексная оценка предложенной ситуации: некоторые затруднения с оценкой факторов; верные выводы и рекомендации, логическое обоснование.

 «3» удовлетворительно

 Комплексная оценка предложенной ситуации; неполный ответ, требующий наводящих вопросов со стороны преподавателя, выбор тактики действий в соответствии с ситуацией возможен при наводящих вопросах преподавателя.

«2» неудовлетворительно

Неверная оценка ситуации; неверная оценка факторов и как следствие неправильные рекомендации, либо рекомендации не даны.

Задание в тестовой  форме для контроля

знаний итогового уровня к занятию

«Потребности человека  в разные возрастные периоды»

Задания  части А

При выполнении заданий ответа этой части (А1 – А6) обведите кружком номер правильного ответа в работе.

А1. Что является  высшей ступенью в иерархии потребностей человека?

1) любовь

2) безопасность

3) самоуважение

4) самореализация

А2. Сколько категорий потребностей выделяла,  Д. Орем, относящихся к проблеме самостоятельного удовлетворения потребностей?

1) 3

2) 6

3) 9

4) 12

А3. К какой группе физической активности относятся работники, занятые легким трудом?

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

А4. Сколько (%) от энергетической ценности суточного рациона для взрослых и детей должно быть потребление насыщенных жирных кислот?

1) не более 5%

2) не более 10%

3) не более 15%

4) не более 20%

А5. Кто является автором модели сестринского ухода, основанной на 14 потребностях человека:

1) Д. Орем

2) А. Маслоу

3) В. Хендерсон

4) Ф. Найтингейл

А6. При умственном труде наиболее эффективной формой восстановления является:

1) пассивный отдых

2) компьютерные игры

3) адекватная физическая нагрузка

4) потребление дополнительного количества пищи

Задания  части В

В задании (В7) выберите три верных ответа из шести. Обведите кружком номер правильного ответа в работе.

В7. Какие потребности  по Маслоу- Годфруа относятся к физиологическим

    1) голод

    2) жажда

    3) любовь

    4) дыхание

    5) признание

    6) безопасность

При выполнении заданий (В8-В9) установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.  

В8. Установите соответствие между номером группы фактора риска

 и ее характеристикой

А. Первая группа

1. диабет

2.нерациональное питание

3. гиподинамию

4. стресс

  5. алкоголь

  6. артериальную гипертензии

  7. гиперлипидемию

  8. ревматизм

Б. Вторая группа

А

Б

В9. Установите соответствие между типом дыхания и его характеристикой

А. Внешнее дыхание

1. транспорт кислорода из легких в ткани

2.транспорт углекислого газа в ткани

3.обмен воздуха между внешней средой и альвеолами легких

4. утилизацию кислорода тканями

  5.обмен газов между альвеолярным воздухом и кровью

 

Б. Внутреннее дыхание

А

Б

Задания  части С

При выполнении заданий части «С» впишите правильно определения понятий.

Потребность

Факторы риска здоровья

Качество жизни

Образ жизни

Условия жизни

Коэффициент физической активности (КФА)

Перечислите факторы, от которых зависит потребность в витаминах, жирах, белках, углеводах

Эталоны ответов к заданию в тестовой форме:

А1- 4

     А2- 2

А3-2

А4-2

А5-3  

А6-3  

В7-1,2,4

В8 – А-2,3,4,5;  Б-1,7,8

В9 – А-3,5; Б-1,2,4

АС10

 

Потребность

- это физический или психологический дефицит чего-либо, который человек испытывает на протяжении всей жизни

Факторы риска здоровья

- факторы, создающие фон для развития заболевания (первичные и вторичные).

Качество жизни

- соответствие желаний человека его возможностям, лимитированным заболеванием

Образ жизни

-исторически сложившаяся совокупность характерных черт активности людей.

Условия жизни

- материальные и нематериальные факторы, воздействующие на образ жизни

Коэффициент физической активности (КФА)

- отношение энергозатрат на выполнение конкретной работы к величине основного объема

Перечислите факторы, от которых зависит потребность в витаминах, жирах, белках, углеводах

  • от пола
  • от возраста
  • от характера труда и физической активности
  • от климатических условий
  • от общего состояния организма

Критерии оценки заданий части «А»

Задания «А1 – А6»

Задание с выбором ответа считается выполненным, если выбранный учащимся номер ответа совпадает с верным ответом.

  • Все задания с выбором ответа оцениваются в 1 балл.
  • Если студент выбрал более одного ответа, то задание считается выполненным неверно.

В итоге, за все задания части «А» (А1….А6), при условии, что задания будут   выполнены, студент  получает  от 4 до 6 баллов.

Критерии оценки заданий части «В»

 Задания «В7» - выберите три верных ответа из шести.  

  • За ответ на задание «В»  (три из шести) выставляется -2 балла.
  • Если в ответе указаны две любые цифры, представленные в эталоне ответа, выставляется -1 балл.
  • Во всех других случаях-0 баллов.
  • Если экзаменуемый указывает в ответе больше символов, чем в правильном ответе, то за каждый лишний символ снижается - 1 балл (до 0 баллов включительно).

Задания «В8 –В9» - установите соответствие

  • Выставляется - 2балла, если задание  верно.
  • Выставляется - 1 балл, если допущена 1 ошибка.
  •  Выставляется - 0 баллов, если допущено 2 и более ошибок.

Критерии оценки заданий части «С»

Задание «С 10 »  Заполните таблицу

Задание оценивается в 3 балла, если:

  • Таблица заполнена полностью, указаны точные параметры возраста.

Оценивается в 2 балла, если:

1) Таблица заполнена полностью, но определения неточны;

2) Таблица заполнена на половину, даны правильно определения

Оценивается в 1 балл, если:

  • Таблица заполнена на 1/3.

Оценивается в 0 баллов, если:

  • Таблица не заполнена.

Критерии оценки итогового тестового задания  

Оценка «5»  

Студент набрал  - 15 баллов;  

- за выполнение задания части «А» - 6 баллов,

-  за выполнение части «В» - 6 баллов

 при условии  выполненного задания части «С».

Оценка «4»  

Студент набрал  - 12 - 10 баллов:

- за выполнение задания части «А»  - (6 баллов),

- части«В» - (6-4 баллов).

- задание части «С» - не выполнено.

Оценка «3»  

Студент набрал  -  9 - 8 баллов:

за выполнение задания части «А» -  (6 баллов),

за выполнение задания части «В»  - (2 - 3 балла).

Студент набрал  -6 - 4 баллов

за выполнение задания части «А»

Оценка «2»

  • Студент набрал  -3 балла и менее за выполнение задания части «А».

К дальнейшим испытаниям студент не допускается.

Вопросы для самоподготовки студентов

(предлагаются для ознакомления и изучения в качестве домашнего задания на предыдущем занятии):

1.  Дать определение что такое «потребность».

2. Дайте определение понятию «здоровье» по ВОЗ.

3. Как определяется качество жизни здорового человека?

4. Что такое факторы риска здоровья? Перечислите главные.

5. Что в себя включает понятие «образ жизни»?

6. Какие факторы влияют на физическое развитие человека?

7. Какие факторы определяют развитие человека?

Введение в тему

 Знакомясь с возрастными периодами жизни человека, надо учитывать, что не существует жестких границ начала и завершения каждой стадии. Многочисленные исследования показали, для процессов созревания  и инволюции характерны неравномерность и гетерохронность (различия во времени наступления морфологических изменений, связанных с возрастом, в различных тканях, органах и системах), которые содержат различные возможности жизни – от преждевременного старения в одних случаях до активного долголетия в других. В самом деле, можно быть тридцатилетним стариком – или творчески и физически активным, «молодым» и до, и после семидесяти.

В медицине принято собственное деление на возрастные периоды.  Каждый из периодов характеризуется вполне определенными процессами, происходящими в организме: вначале расцветом, а потом угасанием функций, нейроэндокринной перестройкой, появлением возрастных заболеваний.

Знание анатомо-физиологических и психологических особенностей здоровых людей разного возраста, возможные проблемы, медицинский работник должен быть способен оказать влияние на здоровье пациента и его окружение в различные возрастные периоды.

http://img-fotki.yandex.ru/get/9103/64843573.285/0_b4c45_c060dc24_orig.jpg?from=http://img-fotki.yandex.ru/get/9103/64843573.285/0_b4c45_c060dc24_orig.jpg

Организационно-

методический

блок

  • Тема практического занятия
  • Вид занятия
  • Время, отведённое на изучение темы
  • Методика проведения занятия
  • Цели занятия (общие и конкретные)
  • Хронологическая карта
  • Оснащение

http://s47.radikal.ru/i118/0909/35/c8822edc6553.jpg

Тема: «Потребности человека  в разные возрастные периоды.

                       Рост и развитие»

Занятие: «Рост и развитие».

Вид занятия: доклиническое практическое.

Время, отведённое на изучение темы: 90 минут.

Методика проведения занятия: сочетание традиционных и активных методов обучения (из активных- индивидуальная работа студентов)

Цели занятия:

  • ознакомить студента с понятием «возраст»;
  • правильно определять возрастные периоды в жизни человека.

Конкретные цели:

Студент должен знать:

  • определение термина «возраст»
  • возрастные периоды в жизни человека;
  • возрастные изменения и особенности человека.

Студент должен уметь:

  • объяснить смысл понятий «хронологический возраст», «биологический возраст» и «юридический возраст»;
  • по дате рождения определить возраст человека;
  • дать краткую характеристику каждого из возрастных периодов жизни человека.

Оснащение занятия:

Методическое:

  • методическое пособие для преподавателя – 1 шт.;
  • методическое пособие для студента – 10 шт.;
  • тест: «биологический возраст»  - 10шт.
  • итоговый тестовый контроль для студентов -10 шт.

                     

     Технические средства обучения:

  • телевизор;
  • компьютер;
  • мультимедийная установка.

   Наглядные пособия:

  • презентация, выполненная в программе «Power Point»

   Учебная литература:

  1. С. Р. Волков, М. М. Волкова. Здоровый человек и его окружение. – Москва: Авторская Академия, 2012. – 640 с.

  1.  Волков С. Р., Волков, Волкова М. М. Проведение профилактических мероприятий. Здоровый человек и его окружение. Руководство к практическим занятиям. – Москва: Авторская Академия, 2011. – 496 с.

  1. Журавлева Т. П. Основы гериатрии: Учеб. Пособие. – М:. ИНФРА-М,2003. – 271 с. – (Серия «Профессиональное образование).

4. Островска И. В. Широкова Н. В. Основы сестринского дела: учебник.:ГЭОТАР-Медиа, 2008.-320.

Использованные сайты:

1.     http://coolreferat.com/372153/

2. http://cde.osu.ru/demoversion/course 94/glava 1.3html

3. f smare.com/test-na-opredelenie-biologicheskogo-vozrasta.htm.

Ход занятия

п/п

Этап занятия

Вре-мя

Методы

обучения

Деятельность

преподавателя

Деятельность

студента

1.

Организационный момент

5

Заполняет журнал, сообщает студентам тему, цели и план занятия.

Записывают в тетради тему и цели занятия.

2.

Актуализация знаний

15

Информационно-дискусионный блок

Предлагает студентам вспомнить пройденный материал  по анатомии, лекционный материал по теме дисциплины, отвечая на вопросы.

Студенты отвечают на вопросы преподавателя

3.

Изучение нового материала

20

Объяснение

Мотивирует студентов к изучению нового материала. Объясняет студентам новый материал

Студенты слушаю преподавателя, записывают новые понятия в тетрадь.

4.

Закрепление материала

20

Самостоятельная работа,в ви

Инструктирует студентов, наблюдает за их работой

Работают индивидуально, выполняют самостоятельную работу.

5.

Рубежный контроль

15

Письменный

Организует работу студентов на этапе контроля. Контролирует выполнение обучающих заданий. Разбирает и корректирует ответы.

Студенты выполняют тестовые  задания Участвуют в обсуждении результатов, отвечают на вопросы преподавателя.

6.

Рефлексия

10

Проблемный

Предлагает студентам обобщить изученное на занятии, проанализировать допущенные ошибки, причины затруднений и успехов, оценить степень достижения целей.

Обобщают изученное на занятии, анализируют допущенные ошибки, оценивают индивидуальную степень достижения целей, причины возникших затруднений и достигнутых успехов.

7.

Итоги занятия

5

Оценивает работу группы, выставляет оценки за занятие и комментирует их, даёт задание на дом.

Записывают задание на дом.

Общее время занятия

90 (мин)

Организационный момент проводится согласно общепринятой методике.

Этап « Актуализация знаний»  На данном этапе предлагаю студентам вспомнить немного анатомии. Данный предмет ребята изучали в школе, а также эту дисциплину параллельно проходят в колледже на предмете «Анатомия». Преподаватель может на нём сориентироваться в объеме и знаний, имеющихся у студентов (воспроизведение материала) и во-вторых это необходимо для успешного понимания изучаемого материала.

Этап актуализации знаний считаю возможным проводить в форме фронтальной беседы, в которой преподаватель акцентирует внимание на следующих вопросах:

1. Рост и развитие человека

2. Закономерности роста и развития человека

 Данный этап проходит в виде беседы.

Следующий этап - выявления исходного уровня проходит в виде фронтального опроса, что позволяет выявить исходный уровень знаний студентов по теме «Рост и развитие» и сделать вывод о подготовке студентов к занятию. .

 «Изучение нового материала». На этом этапе преподаватель объясняет новую тему, опирается на теоретические знания лекционного материала по теме  «Основные закономерности роста и развития человека», сопровождает свои объяснения демонстрацией презентации по данной теме.    

На этапе «Закрепление  материала» предлагаю использовать  индивидуальную работу студентов. Для этого необходимо раздать учащимся анкеты « Ваш биологический возраст», которые состоят из 8 заданий.  Но на уроке необходимо ответить на 7, так как 8 задание не представляется возможным выполнить в кабинете учебных дисциплин, и предложено студентам осуществить дома. Этот этап проходит в виде игрового момента. Отвечая на вопросы анкеты студентам необходимо совершать некоторые движения, что всегда положительно влияет на настроение студентов и течение урока. В результате выполнения данного задания студент определяет свой биологический возраст, который далее сравнивает с календарным,  делая вывод о совпадении в возрасте или нет. Задание занимает основной объем времени на занятии.

  На этапе « рубежного контроля» можно использовать задания в тестовой форме, которые представлены в виде трехуровневых тестов. После того, как студент напишут их, преподаватель вместе с ними проверяет, объясняет, где допущены ошибки.

В конце занятия студентам предложено выполнить самостоятельную работу дома (домашнее задание) по пройденной теме в виде реферативных сообщений:

  • «Универсальные  потребности человека».
  • «Теории развития человека».

Правила оформления рефератов прилагаются (см. приложение 1).

Блок материалов для обучения

  • глоссарий
  • введение (мотивация темы)
  • дидактический материал по теме:

                      «Потребности человека  в разные возрастные периоды.

                       Рост и развитие»

        занятие: «Рост и развитие»

  • источники информации для преподавателя и студента

http://900igr.net/datai/russkij-jazyk/Tekst-s-narechijami/0004-003-Tekst-s-narechijami.jpg

Термин

Определение

Возрастные периоды

- периодизация этапов в жизни человека, которая необходима для завершения этапа морфологического и функционального развития отдельных тканей, органов, систем организма и всего организма в целом.

Хронологический возраст

- время (период) прошедшее с момента рождения до момента его исчисления

Биологический возраст

-степень физического и морфологического развития человека

Юридический возраст

- связан с возникновением правовой ответственности (с 18 лет)

Социальный возраст

- соответствие овладения социальных ролей и функций, достижения определенного социального статуса общепринятым нормам, характерным для данного возраста, измеряется соотношением уровня социального развития человека и нормой, принятой для сверстников

Психологический возраст

- определяется степенью субъективной реализованности жизненных планов. Определяет наше мировосприятие, а также диктует систему поведения и контакт с внешним миром

Сенситивные периоды развития

- это время качественного скачка в развитии ребенка в одной или нескольких, связанных друг с другом области.

Прогерия

- наследственное заболевание, проявляющееся ускоренным развитием признаков старения, патологическое преждевременное старение.

Инфантилизм

- сохранение у взрослых особей физических и психических черт, свойств, характерных для детского организма.

Дидактический материал

Возраст – продолжительность периода от момента рождения живого организма до настоящего или любого другого определенного момента времени.

Границы между теми или иными возрастными периодами не всегда можно четко установить, особенно у взрослого человека.

Если учитывать так называемый хронологический возраст и взять во внимание несколько сверстников, среди них будут значительные различия. Эти люди будут себя по-разному чувствовать, у них будет разный уровень активности, различное поведение. И только оценка их биологического возраста позволит определить, сколько реально лет этим, казалось бы, сверстникам.

Расхождение сроков хронологического и биологического возраста зависит от:

  • конституциональных и расовых особенностей организма;
  • состояния здоровья человека;
  • региональных отличий, связанных с климатическими условиями;
  • режима и характера питания.

Возрастные периоды

В детском возрасте:

А.                         Внутриутробный этап:

1. стадия эмбрионального развития (первые 2 лунных месяца);

2. стадия плацентарного развития (с 3-го по 10-й лунный месяц).

Б.                            Внеутробный этап:

1. период новорожденности (до 4 недель);

2. период грудного возраста (с 4 недель до 12 месяцев);

3. преддошкольный, или старший ясельный, период (от 1 года до 3 лет):

4. дошкольный период (с 3 до 6-7 лет)

5. младший школьный период (с 6-7 до 11-12 лет);

6. старший школьный, или подростковый, период (с 12 до 16-18 лет).

В жизни взрослого человека:

1. юношеский возраст (от 16 до 20 лет у женщин, от 17 до 21 года у мужчин);

2. зрелый возраст (от 20 до 55 у женщин, от 21 до 60 лет у мужчин)

а) от 20 до 35 лет у женщин,                   б) от 35 до 55 лет у женщин,

от 21 до 35 лет у мужчин;                        от 35 до 60 лет у мужчин.

3.  пожилой возраст (от 55до 75 у женщин, от 60 до 75 лет у мужчин);

4.  старческий возраст (от75 до 90 лет);

5.  долгожители (после 90 лет).

В жизни человека можно выделить несколько наиболее важных. Критических периодов (горячие точки), которые характеризуются более значительными физиологическими, психологическими и морфологическими изменениями, требующие повышенного внимания, как со стороны медперсонала, так и самого человека и его ближайшего окружения.

период

новорожденности  

                                половое созревание

                                                                      климактерический

                                                                                                             старение

В каждом возрастном периоде имеются свои характерные особенности, касающиеся как всех органов и систем, так и психической и интеллектуальной сфер.

Параметры

Период роста

Зрелый возраст

Пожилой и старческий возраст

Кожа

Розова, эластичная, гладкая

Розовая, эластичность снижается, появляются морщины

Бледная, возможен желтоватый оттенок, морщин

Слизистые

Розовые, блестящие

Розовые

Бледно-розовые, возможен цианотичный оттенок

Оволосение

Только на голове, волосы мягкие, тонкие

Появляется в подмышечных впадинах и на лобке; у мужчин – на конечностях и теле; на голове появляются седые волосы.

Волосы редкие, ломкие, истонченные, часто поседение, облысение

Зубы

Рост молочных зубов, их замена на постоянные

Полный набор постоянных зубов

Выпадение зубов, уменьшение размеров челюсти

Развитие скелета

Рост костей, формирование скелета

Скелет сформирован полностью

Остеопороз, остеохондроз, возможны деформации (кифоз), кости хрупкие

Пропорции тела

Относительно короткие конечности и большая голова

Пропорциональные, в соответствии с типом конституции

Уменьшение размеров тела, роста и массы, изменение формы частей тела

Дыхание

Зависит от возраста: чем младше ребенок, тем чаще и поверхостней

ЧДД -16-18 в 1 мин, ритмичное

Несколько чаще и поверхостнее, чем в зрелом возрасте, возможна аритмия дыхания

Сердцебиение

От 160 ударов в 1 мин у новорожденных до 60-75 – в 1 мин в подростковом и юношеском возрасте, выраженная дыхательная аритмия у детей младшего возраста

60-75 ударов в 1 мин, пульс ритмичный, хорошего наполнения и напряжения

40-60 в 1 мин, часто развиваются аритмии, пульс малый, пустой

Система анализаторов

Дальнозоркость в периоде новорожденности сменяется нормальным зрением, слух острый; постоянное развитие вкусовых ощущений

Острота зрения 1,0 с расстояния 5 метров, шепотная речь – 6 метров; вкусовое восприятие - индивидуально

Снижение зрения и слуха, развитие старческой дальнозоркости и тугоухости; снижение вкусового восприятия

Движение

Некоординированные в раннем периоде, более точные - в последующих

Точные, координирванные в полном объеме

Ограничение подвижности суставов, походка медленная, неуверенная, движения теряют плавность

Адаптационные возможности

Невысокие в раннем периоде, повышаются в процессе роста

Достаточно высокие, устойчивые

Снижаются в процессе старения

Психическая деятельность

Зависит от стадии развития: лабильная, ранимая в критические периоды, стабильная в периоды равновесия

Стабильная, в большей степени зависит от типа высшей нервной деятельности

Лабильная, с преобладанием процессов торможения. Психическая активность снижается

Способность к самостоятельному удовлетворению потребностей

Полная зависимость от окружающих в раннем возрасте, ограниченная – в дошкольном, полная самостоятельность – в старших возрастных периодах

Полная возможность самостоятельного удовлетворения потребностей

Ограниченная, во многом зависти от состояния здоровья

Половая функция

Неразвита в ранних периодах, появление полового влечения в подростковом возрасте

Гиперсексуальность в подростковом и юношеском периоде, индивидуальная стабильность в последующем

Сексуальная активность, потенция, эякуляторные возможности снижаются; медленнее наступает половое возбуждение, уменьшается увлажнение влагалища

Рост – это количественное увеличение биомассы организма за счет увеличения геометрических размеров и массы отдельных его клеток или увеличение числа клеток благодаря их делению

Развитие – качественные преобразования в многоклеточном организме, которые протекают за счет дифференцировочных процессов (увеличение разнообразия клеточных структур) и приводят к качественным и количественным изменениям организма.

Развитие человека продолжается в течение всей его жизни, начиная от момента образования зиготы и заканчивая смертью, рост же (увеличение длины и нарастание массы тела) заканчивается в конце юношеского возраста.

К закономерностям процесса роста и развития относят:

  • генетическая  предопределенность;
  • стадийность;
  • определенные морфофункциональные изменения, характерные для каждого периода человека.

Степень и скорость изменений, происходящих с человеком, неодинаковы  в различные периоды его жизни: чем моложе организм, тем интенсивнее идут процессы положительного развития, с возрастом они значительно замедляются.

К числу особенностей развития человека можно отнести:

  • непрерывность;
  • постепенность;
  • необратимость;
  • цикличность.

Уровень физического развития определяются следующими факторами:

  • наследственные;
  • биологические;
  • климатические и экологические;
  • социально-экономические;
  • образ жизни.

АкселерацияНа главную страницу Яндекса - ускоренное развитие живого организма, используется для описания ускоренного физиологического развития человека.

Причины:

  • миграция населения;
  • смешанные браки;
  • сменившиеся биологические ритмы жизни;
  • изменения питания;
  • гипервитаминозы;
  • урбанизация;
  • наследственные механизмы;
  • изменившийся температурный режим в жилых помещениях

Децелерация - процесс, обратный акселерации, замедление процессов биологического созревания всех органов и систем организма.

Причины:

  • экологический фактор;
  • генные мутации;
  • ухудшение социальных условий жизни, прежде всего питания;
  • рост информационных технологий, который начал приводить к перевозбуждению нервной системы и, в ответ на это, к ответному её торможению;
  • снижение физической активности.

Психоэмоциональное и социальное развитие человека определяет качество его жизни (личная жизнь, взаимоотношения с людьми, профессиональная удовлетворенность, физическое здоровье). Адекватное психоэмоциональное и социальное развитие позволяет человеку лучше приспосабливаться к различным условиям жизни, при условии физического здоровья.

Тест: «Определение вашего биологического возраста»

Уважаемые студенты!  Вашему вниманию предложен тест-задание. Внимательно читайте каждый пункт! Задание 8 делать на занятии не рекомендуется, выполните его дома.

http://magicforce.ru/wp-content/uploads/2012/11/Gao_min1.jpg

Источники информации для преподавателя и студента

1. С. Р. Волков, М. М. Волкова. Здоровый человек и его окружение. – Москва: Авторская Академия, 2012. – 640 с.

2.  Волков С. Р., Волков, Волкова М. М. Проведение профилактических мероприятий. Здоровый человек и его окружение. Руководство к практическим занятиям. – Москва: Авторская Академия, 2011. – 496 с.

      3. Журавлева Т. П. Основы гериатрии: Учеб. Пособие. – М:. ИНФРА-

       М,2003. – 271 с. – (Серия «Профессиональное образование).

4. http://coolreferat.com/372153/

5. http://cde.osu.ru/demoversion/course 94/glava 1.3html

6. f smare.com/test-na-opredelenie-biologicheskogo-vozrasta.htm.

Блок контролирующих материалов

  • Вопросы для самоподготовки к занятию.
  • Материалы для контроля исходного уровня знаний
  • Задание в тестовой форме с эталонами ответов и

критериями оценки.

  • Материалы для самостоятельной работы студентов по усвоению изучаемого материала (тесты – анкеты).


Вопросы для самостоятельной подготовки

студента к занятию.

  1. Что такое «возраст»?
  2. Как определяется «хронологический возраст».
  3. Что такое биологический возраст?
  4. Что такое акселерация?
  5. Возрастные периоды человека.
  6. Какие факторы влияют на физическое развитие человека?
  7. Какие факторы определяют развитие человека?

Задание в тестовой  форме для контроля

знаний итогового уровня по занятию

«Рост и развитие»

Задания  части А

При выполнении заданий ответа этой части (А1 – А10) обведите кружком номер правильного ответа в работе.

А1.Определите возраст, охватывающий период от рождения организма до момента исчисления возраста:

1)  социальный возраст

2) биологический возраст

3)хронологический возраст

4)  психологический возраст

А2. Сколько длится период новорожденности?

1)  до 2 недель

2)  до 4 недель

3) с 2 недель до 1 месяца

4) с 4 недель до 12 месяцев

А3. Назовите, сколько длится период грудного возраста:

1) с 2 недель до 1 месяца

2) с 4 недель до 6 месяцев

3) с 4 месяцев до 12 месяцев

4)  с 6 месяцев до 12 месяцев

А4.Назовите возраст,  с которого пациент сам дает согласие на оказание медицинской помощи:

1) с 14 лет

2) с 15 лет

3) с 17 лет

4) с 18 лет

А5.  Назовите возраст, который связан с возникновением правовой деятельности:

1)  социальный возраст

2) юридический возраст

3)хронологический возраст

4)  психологический возраст

А6. Как называется период, охватывающий возраст от3 до 6 лет?

1) дошкольный

2) пубертатный

3) преддошкольный

4) младший школьный

А7. Как называется период у женщин, охватывающий возраст от 16 до 20лет?

1)зрелый возраст

2) юношеский возраст

3) подростковый возраст

4) младший школьный возраст

А8.  Назовите возрастные рамки старческого возраста:

1) 60 – 75 лет

2) 65 – 80 лет

3) 70 – 85 лет

4) 75 – 90 лет

А9. К возрасту не имеющему четких возрастных границ относятся все, кроме:

1) социальный возраст

2) биологический возраст

3)хронологический возраст

4)  психологический возраст

А10. Сколько «горячих точек» в этапах жизни человека можно выделить?

1) 2

2) 3

3) 4

4) 5

Задания  части В

В задании(В11) выберите три верных ответа из шести. Обведите кружком номер правильного ответа в работе.

В11.  Факторами риска здоровья являются:

1) гипергликемия

2) наличие белка в моче

3) гиперхолестеринемия

4) нерациональное питание

5) низкий уровень гемоглобина

6) повышенное артериальное давление

При выполнении заданий (В12-В13) установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.  

В12.

Название термина

Определение термина

1. гетерохронность

А.старение с различной скоростью

2.гетеротропность

Б. разнонаправленность возрастных изменений, при которой идет подавление одних процессов и активизация других

3.гетерокинетичность

В. различие во времени наступления старения отдельных клеток, тканей, органов и систем

Г. неодинаковая выраженность возрастных изменений в разных структурах одного и того же органа

1

2

3

В13.

Название термина

Определение термина

1. акселерация

А.наследственное заболевание, проявляющееся ускоренным развитием признаков старения, патологическое преждевременное старение.

2. прогерия

Б. процесс, обратный акселерации, замедление процессов биологического созревания всех органов и систем организма.

3. инфантилизм

В. ускоренное развитие живого организма, используется для описания ускоренного физиологического развития человека.

4. децелерация

Г. сохранение у взрослых особей физических и психических черт, свойств, характерных для детского организма.

1

2

3

4

Задания  части С

 В задании части (С14) заполните таблицу «Возрастные изменения здорового человека» период зрелого возраста.

Параметры

Зрелый возраст

Кожа

Слизистые

Оволосение

Зубы

Развитие скелета

Пропорции тела

Дыхание

Сердцебиение

Система анализаторов

Движение

Адаптационные возможности

Психическая деятельность

Способность к самостоятельному удовлетворению потребностей

Половая функция

Эталоны ответов к заданию в тестовой форме:

А1- 3

     А 2 - 2

А3  - 3

А4  - 2

А5  - 2

А6  - 1

А7 -  2

А8 -  4

А9 -  3

А10 - 3

В11 -  3,4,6.

В12  -  1 – В;  2 – Г; 3 – А.

В13  -  1- В;   2 – А;  3 – Б;  4 – Г.

    С14

Параметры

Зрелый возраст

Кожа

Розовая, эластичность снижается, появляются морщины

Слизистые

Розовые

Оволосение

Появляется в подмышечных впадинах и на лобке; у мужчин – на конечностях и теле; на голове появляются седые волосы.

Зубы

Полный набор постоянных зубов

Развитие скелета

Скелет сформирован полностью

Пропорции тела

Пропорциональные, в соответствии с типом конституции

Дыхание

ЧДД -16-18 в 1 мин, ритмичное

Сердцебиение

60-75 ударов в 1 мин, пульс ритмичный, хорошего наполнения и напряжения

Система анализаторов

Острота зрения 1,0 с расстояния 5 метров, шепотная речь – 6 метров; вкусовое восприятие - индивидуально

Движение

Точные, координирванные в полном объеме

Адаптационные возможности

Достаточно высокие, устойчивые

Психическая деятельность

Стабильная, в большей степени зависит от типа высшей нервной деятельности

Способность к самостоятельному удовлетворению потребностей

Полная возможность самостоятельного удовлетворения потребностей

Половая функция

Гиперсексуальность в подростковом и юношеском периоде, индивидуальная стабильность в последующем

Критерии оценки заданий части «А»

Задания «А1. – А10.»

Задание с выбором ответа считается выполненным, если выбранный учащимся номер ответа совпадает с верным ответом.

  • Все задания с выбором ответа оцениваются в 1 балл.
  • Если студент выбрал более одного ответа, то задание считается выполненным неверно.

В итоге, за все задания части «А» (А1….А10), при условии, что задания будут   выполнены, студент  получает  от 6 до 10 баллов.

Критерии оценки заданий части «В»

 Задания «В11» - выберите три верных ответа из шести.  

  • За ответ на задание «В»  (три из шести) выставляется -2 балла.
  • Если в ответе указаны две любые цифры, представленные в эталоне ответа, выставляется -1 балл.
  • Во всех других случаях-0 баллов.
  • Если экзаменуемый указывает в ответе больше символов, чем в правильном ответе, то за каждый лишний символ снижается - 1 балл (до 0 баллов включительно).

Задания «В12 –В13» - установите соответствие

  • Выставляется - 2балла, если задание  верно.
  • Выставляется - 1 балл, если допущена 1 ошибка.
  •  Выставляется - 0 баллов, если допущено 2 и более ошибок.

Критерии оценки заданий части «С»

Задание «С 14 »  Заполните таблицу «Возрастные изменения здорового человека. Зрелый возраст»

Задание оценивается в 3 балла, если:

  • Таблица заполнена полностью, указаны точные параметры возраста.

Оценивается в 2 балла, если:

1) Таблица заполнена полностью, но параметры неточны;

2) Таблица заполнена на половину, с указанием правильных параметров.

Оценивается в 1 балл, если:

  • Таблица заполнена на 1/3.

Оценивается в 0 баллов, если:

  • Таблица не заполнена.

Критерии оценки итогового тестового задания  

«Рост и развитие»

Оценка «5»  

Студент набрал  - 19 баллов;  за выполнение задания части «А» - 10 баллов, за выполнение части «В» - 6 баллов при условии  выполненного задания части «С».

Оценка «4»  

Студент набрал  - 16 - 14 баллов:

- за выполнение задания части «А»  - (10 баллов),

- части «В» - (6-4 баллов).

- задание части «С» - не выполнено.

Оценка «3»  

Студент набрал  -  13-12 баллов:

за выполнение задания части «А» -  (10 баллов),

за выполнение задания части «В»  - (2 - 3 балла).

Студент набрал  -10-6 баллов

за выполнение задания части «А»

Оценка «2»

  • Студент набрал  -5 баллов и менее за выполнение задания части «А».

К дальнейшим испытаниям студент не допускается.

                                                                                                          Приложение 1

Правила оформления рефератов.

Оформление реферата по госту требует соблюдения следующих условий. Согласно госту объем реферата не должен превышать 20 страниц. Он должен быть содержательным, включать в себя информацию и наглядные иллюстрации в виде графиков, таблиц, схем.

Одним из требований госта по оформлению реферата является подразделение доклада на следующие составные части:

  1. Титульный лист;
  2. Содержание;
  3. Введение;
  4. Основная часть;
  5. Заключение;
  6. Литература.

Титульный лист реферата по госту является первой страницей доклада, которая учитывается при подсчете общего объема, но не нумеруется. Все остальные страницы нумеруются.

На титульном листе следует отображать: название вуза и кафедры обучения — вверху; чуть ниже, посередине — название реферата, но без кавычек, а под ним слово «реферат» и название дисциплины. Еще ниже, справа — указываются инициалы студента, курс и группа, а также инициалы преподавателя. Внизу же страницы, посередине — название города и год сдачи работы, без использования слова «год».

Все новые разделы в реферате следует начинать с новой страницы, как и введение, заключение.

Список использованной литературы следует приводить в алфавитном порядке. Помимо учебников, зачастую, для написания реферата используются и другие информационные источники: различные законодательные акты, статьи из журналов или сайтов. Данные источники также следует указывать в списке литературы.

Вначале указывается законодательная документация, затем основные учебные пособия и периодические издания, а в самом конце — адреса электронных сайтов.

Для составления реферата следует использовать новые учебные пособия, к примеру, 5-7 летней давности. Можно и старые пособия, но только в том случае, если они являются уникальными.

Информация должна быть набрана с использованием шрифта Times New Roman, размер которого может быть 11-14. Кроме того, необходимо соблюдать следующие отступы от полей: верхнее и нижнее — 20 мм, левое — 30 мм, правое — 10 мм.

Все страницы, за исключением титульного листа, должны быть пронумерованы. Нумерация проставляется посередине либо справа в углу.

Сноски разрешается делать в двух вариантах: либо в квадратных скобках указывать номер литературного источника и страницу, либо внизу страницы, под чертой, указывая автора, название учебника, издательства, города и года издания. Второй вариант является наиболее используемым, поэтому далее будет дан пример того, как можно вставить такие ссылки в программе Word.

Для начала надо вставить курсив после фразы, на которую автор ссылается, после чего на панели инструментов выбрать «вставка» и слово «ссылка», а затем «сноска» и нажать на него правой клавишей мыши. Сноска появится автоматически, необходимо будет лишь вставить необходимые данные под черту сноски внизу страницы.

На этом процесс оформления реферата можно считать законченным. Вышеприведенные правила по оформлению из госта являются основными и наиболее важными. Как правило, если данные требования не соблюдаются автором при составлении доклада, то он может быть не принят, пока не будет доработан соответствующим образом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка имитационно-деловой игры по английскому языку по теме «Первая помощь» специальности 060101 Лечебное дело.

Методическая разработка практического занятиядля преподавателя Тема 7. «Первая помощь»                             ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПМ. 02. ЛЕЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, МДК 02.03.,раздел 2 «Оказание гинекологической помощи» СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 060101«лечебное дело» базовый уровень подготовки среднего профессионального образования

РЕЦЕНЗИЯна рабочую программу производственной практикиПМ. 02. Лечебная деятельность, МДК 02.03 раздел 2«Оказание гинекологической помощи» СПЕЦИАЛЬНОСТЬ:  060101 «Лечебное дело»базовый уровен...

Рабочая программа по анатомии и физиологии человека для специальности 060101 "Лечебное дело" за 2012-2013г.

Содержание рабочей программы соответствует знаниям и умениям студентов по анатомии и физиологии человека по специальности 060101 "Лечебное дело" Федерального Государтсвенного Образовательного Стандарт...

Рабочая программа по анатомии и физиологии человека для специальности 060101 "Лечебное дело" за 2013-2014г.

Содержание рабочей программы соответствует знаниям и умениям студентов по анатомии и физиологии человека по специальности 060101 "Лечебное дело" Федерального Государственного Образовательного Стандарт...

Методическая разработка практического занятия по теме: "Кости лицевого отдела черепа" по дисциплине "Анатомия и физиология человека" для специальности 060101 "Лечебное дело"

Причина написания методической разработки - познакомить преподавателей колледжа с элементами активного обучения студентов, используя в своей практике занятие-конкурс. Конкурс будет проводиться на прак...

Методическая разработка практического занятия по теме: "Почки. Мочевыводящие пути" по дисциплине "Анатомия и физиология человека" для специальности 060101 "Лечебное дело"

Причина написания методический разработки - познакомить преподавателей колледжа с элементами активного обучения студентов, используя в своей практике занятие-конкурс. Конкурс проводится на практическо...

Методическая разработка по теме: Рецепт. Дисциплина: Основы латинского языка с медицинской терминологией Специальность: 060101 Лечебное дело

Методическая разработка  теоретического занятия  по теме: Рецепт.  Дисциплина: Основы латинского языка с медицинской терминологией Специальность: 060101  Лечебное дело I курс, 2014...