Методическая разработка практического занятия "Лекарственные средства, влияющие на ЦНС"
методическая разработка

Собина Марина Леонидовна

Методическая разработка практического занятия позволяет выявить уровень усвоения фармакотерапевтического действия средств, влияющих на центральную нервную систему, побочные эффекты препаратов и их предупреждение.  Способствует формированию навыков выписывания рецептов на основные препараты по теме с помощью справочной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_prakticheskogo_zanyatiya.docx43.11 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБПОУ «Рославльский медицинский техникум»

Методическая разработка

практического занятия для преподавателя

по МДК 01.01. Лекарствоведение

ПМ. 01 Реализация лекарственных средств и

товаров аптечного ассортимента

на тему: Лекарственные средства, влияющие на ЦНС

Специальность 33.02.01 Фармация

(базовая подготовка)

Рославль, 2022г.

Рассмотрен и одобрен

на заседании ЦМК

специальности Фармация

Протокол №____от «____»________2022 г.

_____________ М.В. Терещенкова

Председатель ЦМК

Составлен в соответствии с требованиями ФГОС СПО специальности 33.02.01 Фармация, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 501 от 12 мая 2014 года.

________________ Н.В.Некрашевич

Зам. директора по УВР

Согласован

Зав. производственной практикой

______________Е.В. Клименкова

Разработчик:

Собина М.Л., преподаватель ПМ 01.Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента ОГБПОУ «Рославльский медицинский техникум»

Рецензенты:

Терещенкова М.В. - председатель цикловой методической комиссии профессиональных модулей специальности Фармация ОГБПОУ «Рославльский медицинский техникум»

СиняковаН.В. – зав аптеки ООО «Индустрия здоровья», провизор

Практическое занятие №3

Тема: «Лекарственные средства, влияющие на ЦНС»

1.Цели занятия:

Учебные

Для преподавателя:

- Выявить уровень усвоения фармакотерапевтического действия средств, влияющих на центральную нервную систему, побочные эффекты препаратов и их предупреждение.

- Способствовать формированию навыков выписывания рецептов на основные препараты по теме с помощью справочной литературы.

Для студентов:

- Иметь представление о механизме действия средств, влияющих на центральную нервную систему.

- Уметь, пользуясь справочной литературой, выписывать рецепты на препараты по теме «Средства, влияющие на ЦНС».

- Знать фармакотерапевтические действия средств, влияющих на ЦНС, показания к применению, побочные эффекты, и противопоказания к применению.

Воспитательные

Способствовать формированию будущего специалиста, понимающего сущность и социальную значимость своей будущей профессии, и обладающего чувством профессиональной ответственности за результаты своего труда.

Развивающие

Развивать умения:

- организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

- осуществлять поиск  и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития;

- работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Интеграционные связи.

Внутридисциплинарные:

- раздел «Общая рецептура», тема:«Средства, влияющие на эфферентную  иннервацию».

Междисциплинарные:

- «Анатомия и физиология человека», темы:" Общие вопросы анатомии и физиологии нервной системы", "Функциональная анатомия спинного мозга. Спинномозговые нервы", "Функциональная анатомия головного мозга. Черепномозговые нервы".

- «Основы латинского языка с  медицинской терминологией», Разделы: "Общая рецептура", "Медицинская терминология".

Оснащение.

Дидактические средства.

- Таблица: « Стадии наркоза».

- Рабочая тетрадь для практических занятий по фармакологии.

- Учебное пособие «Элементы сестринского процесса в фармакологии» (автор Загребина Н.Н., преподаватель высшей квалификационной категории).

- Учебное пособие «Общая рецептура».

- Раздаточные препараты по теме «Средства, влияющие на ЦНС».

- Аннотации на препараты по теме «Средства, влияющие на ЦНС».

- выписка из приказа МЗ РФ № 110 от 12.01.07 «О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания».

Основные этапы занятия:

  1. Организационный момент

Презентация и мотивация изучаемой темы – 5 минут

  1. Проверка исходного уровня знаний – 30 минут
  2. Практическая часть – 115  минут
  3. Итоговый контроль – 20 минут
  4. Подведение итогов занятия – 5 минут
  5. Задание на дом – 5 минут

Список литературы.

1. Гаевый М.Д., Петров В.И., Гаевая Л.М., Давыдов В.С. Фармакология с рецептурой: Учебник. – Изд-е 6-е, исправ. и дополн. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Дону: Издательский центр «МарТ», 2009. Стр. 5 – 46.

2. Учебное пособие «Общая рецептура».

3.Клиническая фармакология и фармакотерапия: учебник. – 3 – е изд., доп. И перераб./под ред. В.Г.Кукеса, А.К.Стародубцева. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2012. – 832 с.: ил.

4.Полный справочник фармацевта. – М.: Изд – во Эксмо, 2006. – 768 с.

5.Фармакология и лекарственная терапия / В.В.Косарёв, С.А.Бабанов, А.В.Астахова; под ред. В.К.Лепахина. – М.: Эксмо, 2009. – 464 с. – (Новейший медицинский справочник).

6.Рецептурный справочник педиатра/ Е.Н.Панкова и др. – Изд. 4- е. – Ростов н/Д : Феникс, 2010. – 416 с. – ( Медицина).

7. Интернет – источники:

www.labclinpharm.ru

www.fo.ru

www.ckff.ru

www.citofarma.ru

Ход занятия.

№ п/п

Название этапа

Описание этапа

Педагогическая цель этапа

Время этапа

1

Организационныймомент

Приветствие, проверка присутствующих, контроль внешнего вида, готовность к занятию. Проводится инструктаж по охране труда. Объявляется  тема занятия, план, цели занятия, проводится мотивация изучаемой темы (актуальность темы,  необходимость  изучения).  (Приложение № 1). Преподаватель настраивает студентов на необходимость активно работать на каждом этапе занятия.

Чётко проведённый орг. момент приучает студентов к соблюдению единых требований внутреннего распорядка. Реализуются воспитательные цели, ясное понимание которых необходимое условие сознательного обучения. Этап организационного момента способствует формированию ОК 1 (понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес).

5мин

2

Проверка исходного уровня знаний

Индивидуальный устный опрос.  Индивидуальный письменный опрос.  Студентам предлагается заполнить контрольную карточку с вопросами (Приложение № 2).

  Проводится взаимопроверка, одновременно – обсуждение ошибок.

Проводится проверка внеаудиторной самостоятельной работы.Заслушиваются рефераты, сопровождающиеся показом презентаций по темам: «История открытия наркозных средств», «Снотворные средства», «Наркотические анальгетики», «Ненаркотические анальгетики».

Подведение итогов контроля:

преподаватель обращает внимание на ошибки, допущенные студентами, отмечает лучших студентов  и делает выводы о подготовке к занятию.

Позволяет за короткое время проверить опорные знания, степень подготовки к занятию, а студентам поможет понять принципы назначения препаратов. Реализация интеграционных связей с анатомией и физиологией человека.

Данный этап занятия способствует формированию у студентов ПК2.4 (применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования), ПК2.6 (вести утверждённую документацию).

Отражает объективную оценку теоретических знаний.

45 мин

3

Практическая часть

Вводный инструктаж:

Преподаватель знакомит студентов с практической частью занятия (самостоятельной работой), объясняет этапы работы, правила оформления результатов в тетради.

Самостоятельная работа студентов :выполнение заданий с одновременным заполнением рабочей тетради(по методическим указаниям для студентов-Приложение №1).

Задания:

- определение групповой принадлежности раздаточных препаратов (средства для наркоза, снотворные средства, наркотические анальгетики, ненаркотические анальгетики) .  Чётко зачитывается условие задачи, ответ на поставленный вопрос задачи. Комментируются правильные и неправильные ответы.

-  студенты выписывают  рецепты в сокращённом виде на препараты по теме в рабочей тетради (в работе используют инструкции лекарственных препаратов по теме)

- выполнение заданий в рабочей тетради (Приложение № 5)

- решение ситуационных задач  (Приложение № 3)

Побуждает студентов к самостоятельной деятельности, рациональной организации работы, тем самым способствует развитию ОК8 (самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации)

Методические указания обеспечивают возможность самостоятельного, рационального распределения рабочего времени для достижения поставленных задач.

Практическая работа обеспечивает связь теории и практики, развивает умение работать самостоятельно, проводить анализ результатов и делать выводы.

Реализация внутридисциплинарныхсвязей и связей с основами латинского языка.

Закрепление навыков выписывания рецептов на основные лекарственные формы по данной теме.

Привитие навыков  работы со справочной литературой и анализ полученной информации, активное использование наглядных пособий способствует формированию  ПК2.1 (представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательства), ПК2.2 (осуществлять диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса).

100 мин

4

Итоговый контроль

Студенты выполняют тестовое задание, где выбирают один правильный ответ из 3 предложенных вариантов (Приложение № 4).

Контроль правильности выполнения задания проводится по эталонам ответов, методом взаимопроверки.

Определяется уровень усвоения изучаемого материала, выявляются слабые места.

Данный этап занятия способствует формированиюОК7 (брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий).

20 мин

5

Подведение итогов

Кратко анализируется занятие, преподаватель даёт критическую оценку каждого его этапа, обращает внимание на хорошие результаты и на допущенные ошибки,отмечает наиболее активных студентов, обращает внимание на недочеты, допущенные при выполнении самостоятельной работы. Выставляет оценки за занятие, исходя из оценки за каждый этап занятия

Отражает объективную оценкустудентов, стимулирует студентов улучшить свои результаты на следующем занятии.

5 мин

6

Задание на дом

Преподаватель даёт чёткие рекомендации по подготовке к следующему занятию. Акцентируя внимание на главных и сложных вопросах.

Тема: «Фармакология психотропных средств».

1.Изучить материал лекции по теме: «Фармакология сихотропных средств».

2.Учебник:Гаевый М.Д., Галенко-Ярошевский П.А., Петров В.И. Фармакология с рецептурой. Стр.250- 275

3.Внеуадиторнаяамостоятельная  работа: дополнить конспект лекции по теме сведениями из учебника (стр.250-275), об особенностях препаратов из группы «Психотропные средства».

Подробное объяснение домашнего задания помогает студентам лучше ориентироваться в новом материале, показывает значимость систематической подготовки к занятиям.

5 мин

Приложение № 1.

Методические указания для студентов к практическому занятию

Тема: « Лекарственные средства, влияющие на ЦНС» (4 часа)

Цели занятия:

- Иметь представление о механизме действия средств, влияющих на центральную нервную систему.

- Уметь, пользуясь справочной литературой, выписывать рецепты на препараты по теме «Лекарственные средства, влияющие на ЦНС».

- Знать фармакотерапевтические действия средств, влияющих на ЦНС, показания к применению, побочные эффекты, и противопоказания к применению.

Этапы занятия:

  1. Контроль исходного уровня знаний:

1.Индивидуальный письменный  опрос по тестам открытого типа (приложение № 2) с взаимопроверкой.

Написать определение в тетради, прочитав вопросы в контрольной карточке и принять участие в обсуждении ответов, отмечая правильные ответы (+), неправильные (-). Посчитать количество (+) и (-) и поставить себе оценку.

Критерии оценки:

«5» - 0 – 1 ошибка

«4» - 2-3  ошибки

«3» - 3-4 ошибки

«2» - больше 4 ошибок

2.Индивидуальный устный опрос по вопросам:

- На какие группы делятся средства, влияющие на ЦНС?

-  Что такое наркоз?

- Стадии наркоза?

- Что такое премедикация?

- Что такое ингаляционный и неингаляционный наркоз?

- Когда используют снотворные средства?

- Классификация снотворных средств.

- Что такое анальгетики (наркотические, ненаркотические).

3.Проверка внеаудиторной работы.

Заслушивание рефератов, подготовленных по теме занятия

  1. Самостоятельная работа:

1.Из 4 предложенных препаратов по теме «Средства, влияющие на ЦНС» определить групповую принадлежность, пользуясь справочной литературой (работа в паре) -  15 мин.

2.Выписывание рецептов  – работа индивидуальная.

Выписать рецепты в сокращённом виде, пользуясь таблицей окончаний латинских существительных (тетрадь для практических работ по фармакологии, занятие № 1)  учебным пособием «»Общая рецептура», где приведены образцы оформления рецептов на основные лекарственные формы. При определении доз и количества выписываемого рецепта. После окончания выполнения задания сдать тетрадь на проверку.

3.Решение ситуационных задач (приложение № 3 – 30 минут.

 По окончании выполнения задания контроль совместно с преподавателемСтуденты выполняют задание из приложения № 5. Пользуясь справочной литературой, распределяют лекарственные препараты по фармакологическим группам.

III. Закрепление.

Выполнить тестовое задание для закрепления знаний по изучаемой теме (приложение № 4 )-20 минут. В тесте выбрать один правильный ответ.

Критерии оценки:

«5» - 0-2 ошибки

«4» - 3- 4 ошибки

«3» - 4-5 ошибок

«2»- больше 5 ошибок

IV.Подведение итогов занятия.

  1. Задание на дом.

Тема: «Фармакология психотропных средств».

1.Лекция по теме: «Фармакология психотропных средств».

  1. Гаевый М.Д., Галенко-Ярошевский П.А., Петров В.И. Фармакология с рецептурой. Стр.250- 275

3.Внеуадиторная самостоятельная  работа: дополнить конспект лекций сведениями из учебника об особенностях предложенных препаратов.

Приложение № 2

Тест открытого типа

1.Наркоз –

2.Какие препараты относятся к ингаляционному наркозу?

(напишите минимум 3 лекарственных препарата)

3.Какие препараты относятся к неингаляционному наркозу?

(напишите минимум 3 лекарственных препарата)

4.Премедикация – это

5.Как вводятся наркозные средства?

6.Назовите стадии наркоза:

7.Фармакологические средства, способствующие наступлению сна – это:

8.Анальгетики – это:

9.Когда применяются наркотические анальгетики?

(не менее 5 показаний)

10. Когда применяются ненаркотические анальгетики?

(не менее 5 показаний)

Эталоны ответов на тест открытого типа

Приложение № 2.

1.Наркоз – обратимое угнетение функций центральной нервной системы, при котором у человека выключается сознание и наступает потеря чувствительности и способности двигаться.

2.Эфир для наркоза, фторотан, хлорэтил, закись азота, циклопропан.

3.Тиопентал – натрий, гексенал, пропанидин, кетамин, натрия оксибутират.

4.Премедикация – медикаментозная подготовка пациента к операции.

5.Наркозные средства вводятся: ингаляционно,  в/в, в/м, ректально.

6.Анальгезия (оглушение), возбуждение, хирургический наркоз, пробуждение.

7.Снотворные средства.

8.Анальгетики – это средства, которые подавляют болевую чувствительность.

9.Наркотические анальгетики применяются:

- сильные боли в результате травмы

- ожоги

- операции

- инфаркт миокарда

- злокачественные опухоли

- почечная или печёночная колики

- обезболивания родов (промедол)

10.Ненаркотические анальгетики применяются:

- головная боль

- зубная боль

- повышенной температуре

- миозиты,  миалгия

- невралгии

- артриты

Приложение № 3

Ситуационные задачи

Задача №1

Пациент 44 лет, наблюдается с диагнозом грыжа межпозвонкового диска, по причине выраженного  болевого синдрома  вынужден регулярно принимать трамадол. В настоящее время пациент обратился в поликлинику с жалобами на недостаточную терапевтическую эффективность препарата, на усиление болей в спине. В течение последних 2 дней пациент вместо привычного препарата (трамадол) начал принимать, по совету знакомых, ибупрофен, после чего отметил выраженную тревожность, потоотделение, судороги икроножных мышц.

а) Вследствие чего терапевтический эффект трамадола был ослаблен?

б) Что произошло с пациентом после отмены препарата?

Задача №2

В аптечном пункте имеются следующие лекарственные средства:

Ацетилсалициловая кислота

Парацетамол

Диклофенак натрия

Задания:

-Определить фармакологическую принадлежность, формы выпуска и пути введения этих лекарственных средств.

-Назовите другие лекарственные средства из этой фармакологической группы.

-Проинструктируйте пациента о возможных побочных эффектах -Выпишите рецепт на любой имеющийся препарат.

Задача №3

В аптеке имеются следующие лекарственные средства:

Морфилонг(МНН:Морфин),

Пантопон (МНН:Омнопон)

Промедол(МНН:Тримеперидин)

Фентанил (МНН:Фентанил)

Фортрал (МНН:Пентазоцин)

Задания:

-Определите  фармакологическую принадлежность и формы выпуска данных лекарственных препаратов.

-Расскажите о показаниях к применению препаратов этой группы.

-Какие побочные эффекты возможны при применении этих препаратов

-Выпишите рецепт на один из препаратов.

Задача №4

 Во время ингаляционного наркоза у пациента развилась брадикардия, резко упало АД. Для повышения АД ввели адреналин, что тут же вызвало желудочковую тахикардию (нарушение сердечного ритма). Какой препарат был применён для наркоза? Почему возникло вышеназванное осложнение? Что необходимо было ввести в данной ситуации?

Эталоны ответа на ситуационные задачи

Приложение № 3.

1.На фоне длительного приёма наркотического анальгетика у пациента развилась толерантность, в связи с чем привычный терапевтический эффект не был достигнут. После резкой отмены трамадола и перехода на препарат с обезболивающим действием из другой группы в течение короткого промежутка времени появились симптомы, характерные для синдрома отмены.

2.

-Ненаркотические анальгетики (НПВС),выпускаются в таблетках, раствор в ампулах, суппозиториях, мазях.

-Анальгин, бутадион, индометацин, фенацитин, баралгин, темпалгин, ибупрофен.

-Наиболее часто тошнота, изжога, рвота, боли в животе, язвы слизистой оболочки желудка.

3.

-Наркотические анальгетики. Выпускаются в таблетках, раствор в ампулах, порошок.

--Показания к приёму наркотических анальгетиков: ожоги, операции, сильные боли в результате травмы, инфаркт миокарда, злокачественные опухоли, почечная или печёночная колики, обезболивание родов.

-Побочные эффекты (основные): привыкание, пристрастие, тошнота, рвота, снижение АД, угнетение дыхательного центра, судороги, головокружение, обморок, сонливость, кошмарные сновидения.

4.

 Был применён фторотан. Брадикардия и резкое снижение АД характерно. Совместное сочетание с адреналином противопоказано, т.к. возможна сердечная аритмия. Надо было ввести атропин, т.к. препарат предупреждает рефлекторное осложнение со стороны сердца.

Приложение № 4

Тестовые задания

Задание:  Прочитайте вопросы, выберите 1 правильный  вариант ответа.

1.Средства для наркоза:

а) угнетают большинство рефлексов

б) не влияют на тонус скелетной мускулатуры

в) применяются при отравлении этиловым спиртом

2.Выберите средство для ингаляционного наркоза:

а) спирт этиловый

б) пропанидид

в) закись азота

3.Выберите средство для неингаляционного наркоза:

а) закись азота

б) галотан

в) тиопентал – натрий

4.Тиопентал – натрий:

а) вводится внутривенно медленно

б) вводится peros

в) вводится ингаляционно

5. Для премедикации наркозные средства целесообразно комбинировать со следующими веществами:

а) вяжущими

б) стимуляторами ЦНС

в) транквилизаторами и успокаивающими

6.При местном применении этиловый спирт:

а) может вызвать привыкание

б) вызывает анестезию

в) оказывает противомикробное действие

7. Тубокурарин:

а) расслабляет гладкие мышцы внутренних органов

б) расслабляет скелетные мышцы

в) не расслабляет скелетные мышцы

8.Для стадии анальгезии при действии наркозных средств характерно:

а) подавление болевой чувствительности

б) потеря сознания

в) полное угнетение коры головного мозга

9. Для стадии хирургического наркоза характерны:

а) сохранение сознания

б) остановка дыхания

в) выключение сознания

10.Фенобарбитал обладает действием:

а) снотворным

б) ганглиоблокирующим

в) анестезирующим

11.При лёгких отравлениях снотворными назначают:

а) кислотные растворы

б) седативные средства

в) адсорбирующие средства

Эталоны ответов на тест.

1-а

2-в

3-в

4-а

5-в

6-в

7-б

8-а

9-в

10-а

11-в

Приложение № 5

Пользуясь справочной литературой, распределите препараты, приведённые ниже, по группам.

1.Средства для наркоза.

2.Наркотические анальгетики.

3.Ненаркотичесие анальгетики.

4.Снотворные средства.

Панадол. Эфералган. Кетамин. Фенобарбитал. Ивадал. Колдрекс. Трамадол. Нитрест. Имован. Седальгин – Нео. Темпалгин. Закись азота. Севоран. Морфин. Анальгин. Трамал. Парацетамол. Ацетилсалициловая кислота. Фентанил. Диприван. Тиопентал натрия. Нурофен. Цефекон. Амобарбитал. Донормил. Севоран. Пропофол.Пропанидид. Морфилонг. Омнопон. Промедол. Диклофенак. Фторотан.

Пользуясь справочной литературой, выпишите основные побочные эффекты для данных препаратов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме Вещества, влияющие на афферентную иннервацию. по дисциплине Фармакология для специальности 31.02.01 Лечебное дело для студентов 1 курса

 Представленная методическая разработка предназначена для проведения практического занятия со студентами, обучающимися в рамках средних профессиональных образовательных учреждений ме...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия для обучающегося Тема: Лекарственные средства, влияющие на функции исполнительных органов. Средства, влияющие на дыхательную систему.

Заболевания системы органов дыхания – самая большая, по числу вновь заболевающих, группа. Болезни органов дыхания развиваются на фоне инфекционных процессов, вызванных микробами, вирусами или гр...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия для обучающегося Тема: Лекарственные средства, влияющие на функции исполнительных органов. Лекарственные средства, влияющие на сердечно -

Сердечно-сосудистая система, как и другие системы организма, имеет большой, но не беспредельный запас прочности. К естественному старению, обусловленному снижением скорости обновления клеток, добавляю...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия для обучающегося Тема: Лекарственные средства, влияющие на функции исполнительных органов. Лекарственные средства, регулирующие водно-солевой обмен.

Мочегонные средства, или диуретики, применяются для коррекции нарушений водно-солевого обмена. В практической медицине мочегонные средства широко применяются при отеках различного происхождения (серде...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия по Фармакологии "Средства, влияющие на водно-солевой баланс"

Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия, рассчитанного на 2 академических часа, по теме «Средства, влияющие на водно-солевой баланс» и составлена в соотв...

Методическая разработка практического занятия по дисциплине ОП.07. Фармакология "Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему"

Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия, рассчитанного на 2 академических часа, по теме «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему» и составлена ...