МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия по Фармакологии "Средства, влияющие на водно-солевой баланс"
методическая разработка

Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия, рассчитанного на 2 академических часа, по теме «Средства, влияющие на водно-солевой баланс» и составлена в соответствии с рабочей программой и календарно-тематическим планом для специальности 34.02.01.  Сестринское дело. Формируемые знания, умения и навыки включены в минимальный перечень знаний и умений рабочей программы по дисциплине и соответствуют требованиям ФГОС СПО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл platonova_mr_p_diuretiki_cd.docx220.06 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы

«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 2»

Платонова С.Р.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практического занятия

Средства, влияющие на водно-солевой баланс.

Дисциплина: ОП.07. Фармакология

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело

2021 г.


Одобрено

ЦМК №2

Протокол № 8

от «  24    »     марта      2021 г.

Председатель ЦМК №2

Майорова М.Е./ _______________

подпись

Составлено на основе Федерального Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское  дело

Рассмотрено и утверждено

Методическим советом ГБПОУ ДЗМ

«Медицинский колледж  №2»

Протокол №

от  «  »                         2021 г.

Согласовано

Начальник отдела организации и планирования

образовательного процесса

___________________/_Пекова Т.А.________

подпись

Автор: Платонова С.Р., преподаватель первой квалификационной категории  ГБПОУ

            ДЗМ «Медицинский колледж №2

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел

Стр.

Пояснительная записка

4

  1. Организационно-методический блок

  1. Мотивация

5

  1. Внутри- и междисциплинарные связи

6

  1. Технологическая карта занятия

7-9

  1. Информационный блок

10

  1. Общие вопросы диуреза. Классификация  диуретиков

11-12

  1. Характеристика отдельных групп диуретиков

13-15

  1. Контролирующий блок

16

  1. Внеаудиторная самостоятельная работа

  23

  1. Приложение

24 - 33


 

Пояснительная записка

Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия, рассчитанного на 2 академических часа, по теме «Средства, влияющие на водно-солевой баланс» и составлена в соответствии с рабочей программой и календарно-тематическим планом для специальности 34.02.01.  Сестринское дело. Формируемые знания, умения и навыки включены в минимальный перечень знаний и умений рабочей программы по дисциплине и соответствуют требованиям ФГОС СПО.

В методической разработке представлены следующие блоки:

- организационно-методический

- информационный блок

- контролирующий блок

- приложение

Методическая разработка предполагает использование разных форм контроля знаний обучающихся во время занятия, которые позволяют активизировать учебную деятельность обучающихся, использовать индивидуальный подход, ряд обучающих заданий, в том числе практикоориентированных ситуационных задач.


Организационно-методический блок

Мотивация темы

Средствами, влияющие на водно-солевой баланс, мочегонными средствами, или диуретиками, называют вещества, увеличивающие выведение из организма мочи и уменьшающие содержание жидкости в тканях и серозных полостях организма. Вызываемое диуретиками усиление мочеотделения связано с их специфическим действием на почки, заключающимся в первую очередь в торможении реабсорбции ионов натрия в почечных канальцах, что сопровождается уменьшением реабсорбции воды. Значительно меньшую роль играет усиление фильтрации в клубочках.

Диуретики оказывают различное по силе и продолжительности влияние на мочеобразование, что зависит от их физико-химических свойств, механизма действия и его локализации (разные участки нефрона).

В настоящее время диуретики имеют широчайшее применение в медицинский практике, как амбулаторной, так стационарной.

Показаниям к приему мочегонных препаратов разнообразны:

​Устранение отечности тканей в результате различной степени ХСН.

​Патологии почек.

​Нормализация высокого артериального давления.

​Выведение из организма токсических и прочих вредных веществ вследствие отравления (форсированный диурез).

​Асцит.

​Цирроз печени.

​Глаукома.

​Остеопороз.

Отеки являются основным симптомом патологических состояний сердца, сосудов и нарушения функции выделительной системы, гормональных нарушений.

Знание основных представителей фармакологической группы диуретиков, спектра их побочных эффектов, области применения, умение грамотно применять диуретики по назначению врача, а также  - дать профессиональную консультацию пациенту о принимаемом препарате – неотъемлемая часть оказания квалифицированной сестринской помощи, предусмотренная   федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело.


Связи

Внутридисциплинарные

Обеспечивающие

Блок-схема внутридисциплинарных связей

Междисциплинарные

Блок-схема междисциплинарных связей


Технологическая карта занятия

1.        Дисциплина: ОП.07 Фармакология

2.        Тема: Средства, влияющие на водно-солевой баланс.

3.        Занятие № 6

4.        Тип занятия: занятие применения новых знаний, умений, навыков

5.        Форма проведения: практическое

6.        Время проведения: 2 часа (90 мин)

7.        Место проведения: учебный кабинет

8.        Цели занятия:

  • Знать: Действие, применение, побочные эффекты и противопоказания к применению средств, влияющих на водно-солевой баланс, пропись препаратов в рецептах с использованием справочной литературы.
  • Уметь: пользуясь справочной литературой выписать рецепты и дать рекомендации по правильному применению назначенных лекарственных средств; проводить  профилактику побочных действий.

9.        Уровень освоения: 2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

10.        Работа по достижению данных целей обеспечивает формирование следующих компетенций:

Ком-петенция

Содержание

Пути формирования компетенции

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.  

Устные ответы, участие в обсуждении вопросов.

Соблюдение норм речевого этикета

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.  

Анализ ответов обучающихся. Взаимооценка

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы

ПК 2.1

Представлять информацию в понятном для пациента виде,

объяснять ему суть вмешательств

Развитие речи: работа с текстом, подготовка устных ответов

ПК 2.2

Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

Выполнение самостоятельной работы, работа в малых группах

ПК 2.3.

Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.

Выполнение самостоятельной работы, работа в малых группах

ПК 2.4.

Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

Решение ситуационных задач

ПК 2.6

Вести утвержденную медицинскую документацию

Заполнение таблиц, оформление работы

11.        Ход занятия:

№ п/п

Этап занятия

Время

(мин)

Методы

обучения

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

1

Организационный момент

3

-

Заполняет журнал, сообщает обучающимся тему, цели и план занятия.

Записывают тему и цели занятия.

2

Мотивация учебной деятельности

3

Объяснительно-иллюстративный

Мотивирует обучающихся к выполнению практической работы.

Анализируют, задают вопросы.

3

Актуализация и коррекция опорных знаний

5

Фронтальный опрос (устный и письменный)

Проводит устный и письменный  фронтальный опрос, корректирует ответы обучающихся, организует самопроверку выполнения письменного задания.

Отвечают на вопросы, анализируют его выполнение, оценивают свои работы, участвуют в обсуждении результатов.

4

Разъяснение содержания и последовательности практических действий

4

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Инструктирует обучающихся, разъясняет особенности выполнения заданий практической работы. Отвечает на вопросы обучающихся.

Изучают задания практической работы, уточняют алгоритмы выполнения заданий.

5

Аудиторная самостоятельная работа под контролем преподавателя

45

Частично-поисковый

Наблюдает за работой обучающихся. Поэтапно проверяет корректность выполнения.

Проверяет ВСР к занятию.

Выполняют задания, оформляют отчет в тетрадях.

Предъявляют на проверку ВСР.

6

Контроль выполнения аудиторной самостоятельной работы

15

Комбинированный

Проверяет оформленные тетради. Задает контрольные вопросы. Разъясняет индивидуальные ошибки.

Демонстрируют оформленные отчеты в тетрадях,  отвечают на контрольные вопросы.

7

Контроль усвоения знаний

10

Письменное тестирование

Наблюдает за работой обучающихся

Выполняют тестовые задания

8

Рефлексия

3

Проблемный

Предлагает  обучающимся обобщить изученное на занятии, проанализировать допущенные ошибки, оценить степень достижения целей.

Обобщают изученное на занятии, анализируют допущенные ошибки, оценивают индивидуальную степень достижения целей.

9

Итоги занятия

2

-

Выставляет оценки за занятие, комментирует их Дает задание на дом.

Записывают задание на дом.

Общее время занятия (мин)

90

12.        Задание на дом (опережающее):

1.        ОЛ 1. стр. 280 - 296

2.        Задание для самостоятельной работы:

№16 Составление памяток для пациентов о правильности применения различных групп препаратов влияющих на пищеварения.


Информационный блок


1. Общие вопросы.

1.1 . Общие вопросы диуреза (см. рис.1).
Мочегонные средства (диуретики) — вещества, которые увеличивают диурез (мочеотделение).
Стадии диуреза:

Фильтрация (клубочек, капсула Боумена-Шумлянского).

Реабсорбция (обратное всасывание):

В проксимальных канальцах - ионы Na*, CI- и связанная с ними вода;
в нисходящей части петли Генле -  только вода; в толстом сегменте восходящей части петли Генле - Na, К, 2CI, а также Са и Mg2+. Вода в этом отделе не реабсорбируется, в начальном отделе дистальных канальцев Na и CI-, вода не реабсорбируется.
В конечном отделе дистальных канальцев и корковом отделе собирательных трубок Na с секрецией (выделением в просвет канальцев) К. Чем больше реабсорбируется Na, тем больше - К в собирательных трубочках  - Вода.
        Секреция – переход веществ из кровотока в первичную мочу.

Рис. 1 Схема реабсорбции воды и ионов.

1.2. Общая характеристика диуретиков.

Диуретики увеличивают выведение натрия и воды за счет нарушения их обратного всасывания (реабсорбции) в почечных канальцах (см. рис.2).
Применяют в основном:

для уменьшения отеков – (ХСН, заболевания почек, цирроз печен – все эти явления обусловлены задержкой натрия);

для снижения артериального давления при артериальной гипертензии

для выведения токсичных веществ из организма.

Форсированный диурез - внутривенно вводят 1-2 л  изотонического раствора (водная нагрузка), а затем назначают высокоэффективный диуретик. Измеряют диурез и продолжают введение изотонического раствора с той же скоростью, с которой жидкость удаляется из организма. Вместе с жидкостью из организма выводится токсичное вещество.

Рис. 2 Схема действия диуретиков при отеках

.

2.  Диуретики. Классификация.
2.1. Тиазидные диуретики: гидрохлоротиазид;

2.2. Тиазидоподобные диуретики: индапамид; хлорталидон;

2.3. Петлевые диуретики: фуросемид; буметанид; этакриновая кислота.

2.4. Калийсберегающие диуретики: триамтерен; антагонисты альдостерона: спиронолактон.
2.5. Ингибиторы карбоангидразы: ацетозоламид (диакарб*).

2.6. Осмотические диуретики:         маннитол.

2.7. Миотропные спазмолитики (метилксантины): аминофиллин.
2.8. Мочегонные средства растительного происхождения:         Канефрон. Брусники листья, листья березы, корень, Морены красильной, трава Хвоща, Ортосифона тычиночного трава
Скорость наступления эффекта, его интенсивность зависит от точки приложения действия конкретного диуретика

Рис.3 Мишени диуретиков

Характеристика отдельных групп диуретиков

Тиазидные диуретики и тиазидоподобные диуретики: гидрохлоротиазид, индапамид; хлорталидон;
Механизм действия: нарушают реабсорбцию ионов Na и CI- в начальном отделе дистальных канальцев и увеличивают выведение ионов К+ и Mg2+. Вместе с ионами выводится вода, а выведение ионов Са2+ и солей мочевой кислоты задерживается. Т.о., вызывают умеренное уменьшение внутрисосудистого объема + прямой сосудорасширяющий эффект (см. рис.3).

Показания: ХСН, АГ

Гидрохлоротиазид (дихлотиазид, гипотиазид) — диуретик средней эффективности, применяют внутрь, эффект длится 10-12 ч. Гидрохлоротиазид применяют при ХСН, АГ и  несахарном диабете (уменьшает диурез) и мочекаменной болезни (препятствует образованию нерастворимых кальциевых солей).

Побочные эффекты гидрохлоротиазида: тошнота, слабость, гипокалиемия, гипомагниемия, гиперурикемия (повышение уровня мочевойкислоты в плазме крови), гипергликемия, аллергические реакции.
Индапамид (Арифон). Обладает диуретическим эффектом + гипотензивное действие. Время полуэлиминации 18 ч.
Показания  - АГ (возможна монотерапия)
Побочные эффекты -  гипокалиемию и ортостатическую гипотензию.
Хлорталидон (оксодолин“) – схож с Индапамидом, обладает более длительным действием (эффект сохраняется до 3 суток).
Петлевые диуретики: фуросемид, буметанид, этакриновая кислота.

Петлевые  диуретики подавляют транспорт ионов Na, К и CI- в толстом сегменте восходящего отдела (ТСВО) петли Генле., способствуют выделению кальция и магния (Гипокальциемия и гипомагниемия)
Фуросемид (Лазикс*)  - обладает быстрым, коротким действием.
Показания: при приеме внутрь: отечный синдром различного генеза, в т.ч. при хронической сердечной недостаточности, хронической почечной недостаточности, заболеваниях печени (включая цирроз печени), отечный синдром при нефротическом синдроме, острая почечная недостаточность (включая таковую при беременности и ожогах, для поддержания экскреции жидкости), артериальная гипертензия.
Парентерально: отечный синдром при хронической сердечной недостаточности II–III ст., острой сердечной недостаточности, нефротическом синдроме, циррозе печени; отек легких, сердечная астма, отек мозга, эклампсия, артериальная гипертензия тяжелого течения, некоторые формы гипертонического криза, гиперкальциемия; проведение форсированного диуреза, в т.ч. при отравлении химическими соединениями, выводящимися почками в неизмененном виде.
Побочные эффекты - слабость, головокружение, сухость во рту, ухудшение слуха, кожные высыпания, гипокалиемия и т.д.
Калийсберегающие диуретики: триамтерен; антагонисты альдостерона: спиронолактон.
Механизм действия: нарушают реабсорбцию ионов Na, без потери К – увеличивают его реабсорбцию.
Обладают умеренной активностью (при монотерапии), но их действие может потенцироваться другими  диуретиками.
Используются в комбинации с тиазидами, чтобы противодействовать потере калия.
Триамтерен и амилорид слабые диуретики, действуют 12 и 24 ч. соответственно, применяют в комбинациях с тиазидамии петлевыми диуретиками для компенсации потери калия.

Побочные эффекты: тошнота, головная боль, гиперкалиемия.
антагонисты альдостерона: спиронолактон.
Спиронолактон (верошпирон*, альдактон*) препятствует действию гормона альдостерона (гормон надпочечников - минералокортикоид, регулирует ОЦК, задерживает ионы,  воду) и таким образом увеличивает выведение Na, задерживает выведение К и Mg. Умеренно эффективный диуретик при монотерапии.
Показания к применению: отеки, АГ,  корректор диуретиков, которые вызывают снижение концентрации К и Мg.

Побочные эффекты: тошнота, рвота, диарея, головная боль, гиперкалиемия, импотенция, гинекомастия, нарушения менструального цикла.
Противопоказан при беременности
Ингибиторы карбоангидразы: ацетозоламид (диакарб*).

Механизм действия: угнетают реабсорбцию натрия за счет угнетения фермента карбоангидразы, т.о., повышается выведение бикарбоната натрия в дистальном сегменте нефрона  и  выводится вода
При этом через несколько дней приема диуретические эффект снижается (формирование толерантности), после 5 суток приема -  следует делать двухдневный перерыв.
Местно ингибиторы карбоангидразы (дорзоламид)  применяют в офтальмологии при глаукоме для снижения выделения внутриглазной жидкости.
(Эпителий ресничного тела передней камеры глаза содержит карбоангидразу, ингибирование карбоангидразы в уменьшает секрецию водянистой влаги и уменьшает внутриглазное давление).

Так же, карбоангидраза участвует секреции ликвора.
Ацетазоламид (диакарб•) помимо диуретического эффекта, препарат уменьшает выработку внутриглазной жидкости, выработку ликвора.

Назначают при глаукоме, повышенном внутричерепном давлении, эпилепсии (малых припадках у детей)и т.д.

В качестве диуретика практически не применяют – низкая эффективность и быстрое развитие толерантности.

Побочные эффекты: сонливость, нарушение слуха/шум в ушах, нарушение вкуса, проходящая близорукость, тошнота, рвота, диарея, мелена, печеночная недостаточность., нарушение электролитного баланса (при длительном применении)., аллергические реакции.
Осмотические диуретики: маннитол.

Маннитол - высокоэффективный диуретик, не метаболизируется в организме и выделяется путем почечной фильтрации. Маннитол - относительно небольшие молекулы, которые фильтруются в клубочке, но не реабсорбируются. Таким образом, они увеличивают осмотическое давление в канальцах, ограничивая реабсорбцию воды.
Вводится внутривенно. Повышает осмотическое давление крови, поэтому приводит к дегидратации тканей, что дает возможность использовать для лечения отеков.
Показания –отек мозга, тяжелые приступы глаукомы, олигурия при травмах, ожогах, форсированный диурез. Побочные эффекты: слабость, сухость во рту, тахикардия, судорожные реакции.
 Миотропные спазмолитики (метилксантины):         аминофиллин.

Аминофиллин (эуфиллин) нарушает реабсорбцию ионов натрия и хлора, увеличивает выведение калия, не влияет на кислотно-основное состояние крови. Кроме того, аминофиллин повышает почечный кровоток и усиливает клубочковую фильтрацию.
Препарат способен расслаблять гладкие мышцы бронхов и поэтому преимущественно применяется в качестве бронхорасширяющего средства (бронхолитика).
Диуретики растительного происхождения:

Обладают сложным комплексным составом и сложным комплексным действием. Диуретический компонент, как правило, сочетается с противовоспалительным. Препараты для начальной терапии отеков беременных в силу хорошей переносимости. Показания в составе комплексной терапии хронических и острых воспалительных заболеваниях почек и мочевыводящих путей.
Примеры: Канефрон, Брусники листья, листья березы, корень Морены красильной, трава Хвоща, Ортосифона тычиночного трава, Лопуха корень и др.


Контролирующий блок

Вопросы контроля исходного уровня знаний

Задание 1. Блиц-опрос

Инструкция: ответьте на поставленный вопрос.

  1. Что такое диурез?
  2. Что такое диуретик? На чем основан фармакологический эффект диуретиков?
  3. Какие диуретики вызывают гипокалиемию?
  4. Что такое Форсированный диурез? Какие диуретики применяются для форсированного диуреза?
  5. Какие – для лечения АГ и ХСН в составе комплексных препаратов с иАПФ?

Эталоны ответов

Задание 1. Блиц-опрос

Инструкция: ответьте на поставленный вопрос.

  1. Продукция мочи.
  2. Мочегонное средство, выводит натрий и воду. Нарушают обратное всасывание натрия и, соответственно, воды. Т.о., снижается ОЦК, уходят отеки.

1. Тиазидные (Гипохлортиазид).

2. Тиазидоподобные (Индапамид)

3. Петлевые (Фуросемид)

4. Форсированный диурез - внутривенно вводят 1-2 л  изотонического раствора (водная нагрузка), а затем назначают высокоэффективный диуретик. Измеряют диурез и продолжают введение изотонического раствора с той же скоростью, с которой жидкость удаляется из организма. Вместе с жидкостью из организма выводится токсичное вещество. Фуросемид, Маннитол

5. Тиазидные и тиазидоподобные – Гидрохлортиазид, Хлорталидон, Индапамид.  

Критерии оценки (задания со свободным ответом)

Правильные ответы на:

 5 вопросов – 5 баллов

4 вопроса – 4 балла

3 вопроса – 3 балла

2 вопроса – 2 балла

1 вопрос – 1 балл

Контроль усвоения знаний

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ТЕМЕ: «Средства, влияющие на водно-солевой баланс»

Вариант 1

Часть А

Инструкция: Найдите один правильный ответ

1. Мочегонное средство, применяемое в комплексном лечении гипертонической болезни:

1. Гидрохлортиазид        

2. Фуросемид        

3. Эуфиллин        

4. Маннит

2.  Калийсберегающий диуретик это        

1. Фуросемид

2. Спиронолактон (Верошпирон)

3. Гидрохлортиазид

 4. Маннитол

3. Гипокалиемия может возникнуть при приеме  

  1. Спиронолактона (Верошпирона)
  2. Триамтерена
  3. Гидрохлортиазида

4.   Клофелина

4. К осмотическим диуретикам относят        

1. Маннитол        

2. Фуросемид        

3. Гидрохлортиазид        

4. Эуфиллин

5. Калийсберегающие диуретики применяют для  

1. форсированного диуреза  

2. снижения внутричерепного давления  

3. компенсации гипокалиемии при приеме гидрохлортиазида

4. снижения АД при кризе

6. К петлевым диуретикам относится :

1. Маннитол        

2. Фуросемид        

3. Гидрохлортиазид        

4. Эуфиллин

 

7. Эналаприл и другие ингибиторы АПФ комбинируют в одном препарате с  

1. Фуросемидом

2. Гидрохлортиазидом

3. Триамтереном

 4. Диакарбом

Часть В

Инструкция: выберите несколько правильных ответов из представленных

8. Диуретики применяют при

1. Артериальная гипертензия  

2. Отек мозга, отек легких

3. Диарея (понос)

4. Аритмии

 9.  К Гидрохлортиазиду относятся утверждения

1. применяют при ХСН

2. вызывает гипокалиемию

3. вызывают обтипацию (запор)

4. снижает силу сердечных сокращений

5. диуретик средней эффективности

6. обладают мощной диуретической активностью

7. снижают ЧСС.

8. комбинируют вместе с гипотензивными средствами (иАПФ…);

10.  Соотнесите ЛС  с Фармакологической группой.

1. Канефрон

2. фуросемид

3. триамтерен

4. диакарб

5. маннитол

6. аминофиллин

7. индапамид

А. тиазидоподобный диуретик

Б. петлевой диуретик

В. осмотический диуретик

Г. калийсберегающий диуретики

Д. миотропный спазмолитик

Е. растительное мочегонное средство

Ж. ингибитор карбоангидразы

Ответьте на вопрос:

11. Какой диуретик применяется при отеке легких  и для форсированного диуреза (внутривенно), тяжелой ХСН, тяжелой артериальной гипертензии (внутрь) ?

Часть С

Выпишите:

12. 500 мл 25% раствора Маннитола (Mannitolum), внутривенно, 1 р/день.


ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ТЕМЕ: «Средства, влияющие на водно-солевой баланс»

Вариант 2

Часть А

Инструкция: Найдите один правильный ответ

1. Мочегонное средство, применяемое в комплексном лечении гипертонической болезни:

1. Диакарб        

2. Хлорталидон        

3. Эуфиллин        

4. Маннит

2.  Маннитол относится к         

1. Осмотическим диуретикам        

2. Петлевым диуретикам        

3. Калийсберегающим диуретикам        

4. Ингибиторам карбоангидразы

3. Для компенсации гипокалиемии при приеме гидрохлортиазида применяют  

1. Осмотические диуретики        

2. Петлевые диуретики        

3. Калийсберегающие диуретики        

4. Ингибиторы карбоангидразы

4. Фуросемид относится к  

1. Осмотическим диуретикам

2. Петлевым диуретикам        

3. Калийсберегающим диуретикам

4. Ингибиторам карбоангидразы

5. Гипокалиемия может возникнуть при приеме  

  1. Спиронолактона (Верошпирона)
  2. Триамтерена
  3. Каптоприла

4.   Фуросемида

6. Калийсберегающий диуретик это        

1. Фуросемид

2. Гидрохлортиазид

3. Триамтерен

 4. Диакарб

7. Эналаприл и другие ингибиторы АПФ комбинируют в одном препарате с  

1. Фуросемидом

2. Гидрохлортиазидом

3. Триамтереном

 4. Диакарбом

Часть В

Инструкция: выберите несколько правильных ответов из представленных

8. Диуретики применяют при

1. Отеки при ХСН  

2. Обезвоживание

3. Отравления (форсированный диурез)

4. Аритмии

.

9.  К эффектам Фуросемида относится

1. расширение периферических сосудов

2. кумуляция

3. гиперкалиемия

4. гипокалиемия

5. выраженный диуретический эффект

6. сужение сосудов

7. снижают объем циркулирующей крови

8. вызывает бронхоспазм;

10.  Соотнесите ЛС  с Фармакологической группой.

1. гидрохлоротиазид;

2. фуросемид

3. спиронолактон

4. диакарб

5. маннитол

6. аминофиллин

7. Канефрон

А. тиазидный диуретик

Б. петлевой диуретик

В. осмотический диуретик

Г. калийсберегающий диуретики

Д. миотропный спазмолитик

Е. Растительное мочегонное средство

Ж. ингибитор карбоангидразы

Ответьте навопрос

11. Какой диуретик, повышающий осмотическое давление как первичной мочи, так и крови;  применяют при форсированном диурезе, отеке мозга?

Часть С

Выпишите

12. Раствор Фуросемида (Furosemidum)1%  2 мл, Содержимое ампулы развести в 10 мл изотонического раствора натрия хлорида и ввести внутривенно медленно.


Эталон ответа

Вар1

Вар2

Баллы

1

1

2

1

2

2

1

1

3

3

3

1

4

1

2

1

5

3

4

1

6

2

3

1

7

2

2

1

8

1,2

13

1

9

1 2 5 8

1 4 5 7

3

10

1 – е

2 – б

3 – г

4 – ж

5 – в

6 – д

7 – а

1 – а

2 – б

3 – г

4 – ж

5 – в

6 – з

7 – е

3

11

Фуросемид

Маннит

2

12

Rp.: Sol. Mannitoli 25% - 500 ml
D. t. d. № 1
S.
внутривенно, 1 р/день

Rp.: Sol. Furosemidi 1 % 2 ml 

D.S. Содержимое ампулы развести в 10 мл изотонического раствора натрия хлорида и ввести внутривенно медленно

3

Оценка (критерии):                

А – 1 балл за каждый правильный ответ

В – 1- 3 балла суммарно согласно эталону ответа

С –-1-3 балла согласно эталону ответа

«5» - (100% -91%) – 19 –18 балла

«4» - (90% - 81%)  - 17– 15 баллов

«3» - (80% - 70%)  - 14 – 12 баллов

«2» - менее 11 баллов


Внеаудиторная самостоятельная работа

ВСР № 15

Составление сводных таблиц по теме «Диуретики»

Рекомендации по составлению сводной таблицы (указаны в материалах практической работы)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

мнн

торговое наименование

фарм группа

формы выпуска

фармакологическое действие, фармакодинамика

показания к применению

ПЭ

противопоказания

пути введения

передозировка

примечание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Инструкция по заполнению:

Пишите тезисно, кратко; пользуйтесь общеупотребимыми сокращениями:  

ПЭ – побочные эффекты,

АД – артериальное давление, ЧСС – частота сердечных сокращений, ЦНС – центральная нервная система, ОЦК – объем циркулирующей крови, ОПСС -  общее периферическое сопротивление сосудов и др.

делайте ссылки на другие препараты, не переписывайте одно и то же. (н.п. «см. амоксиклав», «см. выше»).

Рекомендуемая литература:

Основная литература:

Опорный конспект лекции по теме.

М.Д.Гаевый с соавт. «Фармакология с рецептурой» 2016 :

Фармакология с общей рецептурой: учебник        Харкевич Д.А. М.:. «ГЭОТАР - Медиа»,  2015 г

Лекарственные средства: в 2 т.        Машковский, М.Д.        - М.: Медицина, 2016

Лекарственные препараты в России        Справочник Видаль         М: Астра Фарм Сервис, 2017.-1728 с.

www.rlsnet.ru Энциклопедия лекарств и товаров аптечного ассортимент


Приложение


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Задание для самостоятельной аудиторной работы

Практическое занятие 6 (17).

Тема: Средства, влияющие на водно-солевой баланс.

Цели самостоятельной работы: 

Знать: Действие, применение, побочные эффекты и противопоказания к применению средств, влияющих на водно-солевой баланс, пропись препаратов в рецептах с использованием справочной литературы.

Уметь: пользуясь справочной литературой выписать рецепты и дать рекомендации по правильному применению назначенных лекарственных средств; проводить  профилактику побочных действий.

Контрольные вопросы по теме: 

1.Средства, влияющие на водно-солевой баланс. Классификация.

2. Тиазидные диуретики.  Фармакотерапевтическое действие лекарственных средств, принцип действия, применение, побочные эффекты.

3. Тиазидоподобные диуретики. Фармакотерапевтическое действие лекарственных средств, принцип действия, применение, побочные эффекты.

4. Петлевые диуретики. Фармакотерапевтическое действие лекарственных средств, принцип действия, применение, побочные эффекты.

5. Калийсберегающие диуретики. Фармакотерапевтическое действие лекарственных средств, принцип действия, применение, побочные эффекты.

6. Ингибиторы карбоангидразы. Фармакотерапевтическое действие лекарственных средств, принцип действия, применение, побочные эффекты.

7. Осмотические диуретики. Фармакотерапевтическое действие лекарственных средств, принцип действия, применение, побочные эффекты.

8. Миотропные спазмолитики. Фармакотерапевтическое действие лекарственных средств, принцип действия, применение, побочные эффекты

Учебная литература:
Опорный конспект лекции по теме.

М.Д.Гаевый с соавт. «Фармакология с рецептурой» 2016 :

Фармакология с общей рецептурой: учебник        Харкевич Д.А. М.:. «ГЭОТАР - Медиа»,  2015 г

Лекарственные средства: в 2 т.        Машковский, М.Д.        - М.: Медицина, 2016

Лекарственные препараты в России        Справочник Видаль         М: Астра Фарм Сервис, 2017.-1728 с.

www.rlsnet.ru Энциклопедия лекарств и товаров аптечного ассортимент

Алгоритм Ваших действий:
1. Ознакомьтесь с целями самостоятельной работы и контрольными вопросами по изучаемой теме.
2. Повторите учебный материал по теме.
3. Выполните практические задания. Записи производите на линованных строчках и предоставленных таблицах, ответы на тестовые задания обводите кружком.


1. Дополните классификацию, приведите в скобках по 1-2 примера ЛП.

1. Тиазидные диуретики:                           _________________________________;
2. Тиазидоподобные диуретики:              
_________________; _______________;
3.  Петлевые диуретики:           
____________________; буметанид; - этакриновая кислота.
4.  Калийсберегающие диуретики:     ________________
; антагонисты альдостерона: _____________.

5. Ингибиторы карбоангидразы:          ______________ .
6. Осмотические диуретики:                 
_______________.
7.
_________________________  (метилксантины): аминофиллин.

8. Мочегонные средства растительного происхождения:         _________________________

______________________________________________________________________________

2. Укажите основные показания к приему диуретиков.

1. _____________________________________________________________________________
2. _____________________________________________________________________________
3. ______________________________________________________________________________ .

3. Заполните таблицу, указав показания к применению диуретика: поставьте + и укажите путь введения

АГ

ХСН

Форсированный диурез, отек легких, мозга

Снижение ВЧД после травмы, при эпилепсии

Хронические заболевания почек и МВП, циститы

Гидрохлортиазид

Фуросемид

Канефрон

Маннитол

Индапамид

Диакарб

Спиронолактон (верошпирон)

Триамтерен

4. Совместите

Препараты

Фарм. группа

1. Ортосифона         тычиночного трава

2. Аминофиллин

3. Диакарб

4. Канефрон

5. Маннитол.

6. Спиронолактон

7. Триамтерен

8. Фуросемид

9. Хлорталидон

10. Индапамид

11. Гидрохлоротиазид

А. тиазидный диуретик

Б. тиазидоподобный диуретик

В. петлевой диуретик

Г. осмотический диуретик

Д. калийсберегающий диуретики

Е. миотропный спазмолитик

Ж. антогонист альдостерона

З. Растительное мочегонное средство

И. ингибитор карбоангидразы

5. Дополните фразу

А. Ингибитор карбоангидразы __________ как диуретик практически не применяют из-за быстро развивающейся ______________________ и низкой диуретической активности. Используют его способность снижать _______________________ при глаукоме и _________________________ давление.

6. Определите, верны ли следующие пары утверждений и есть ли связь между ними (Пример ответа: «да, да, есть», «да, да, нет» и т.д.)

А. Триамтерен повышает выведение калия, поэтому его применяют с гидрохрохотиазидом

Б. Фуросемид обладает быстрым и сильным диуретическим эффектом и прямым сосудорасширяющим действием блокирует β-АР, поэтому его используют в скорой помощи.

*В Маннитол противопоказан при сердечной недостаточности, потому что маннитол увеличивает нагрузку на сердце.

7. Решите задачи на определение препарата

А. Препарат относится к спазмолитикам миотропного действия, увеличивает почечный кровоток, влияет на реабсорбцию натрия. Основное действие - бронхолитическое

1. Дилтеазем 2. Фуросемид 3. Аминофиллин  4. Споронолактон

Б. Тиазидоподобный диуретик, применяют для лечения хронических отеков, артериальной гипертензии (в комбинациях с , н.п, ингибиторами рецепторов К АТII). Продолжительность эффекта до 3 х суток.

1. Маннитол 2. Хлорталидон 3. Спиронолактон 4.Гидрохлортиазид  

8. Решите ситуационную задачу, пользуясь Сводной таблицей (ВСР)

А.  Родственники пациентки кардиологического отделения, интересуется у Вас, как будущего специалиста медика, что нужно принести из продуктов родственнице. Пациентка лечится по поводу гипертонической болезни и получает среди прочих препаратов  фуросемид.

Вопросы:

                1.Назовите фармакологическую группу препарата Фуросемид.

                2.Назовите  вид фармакологического действия препарата Фуросемид. Укажите возможные осложнения при лечении Фуросемидом и способы профилактики гипокалиемии, основные                противопоказания к его применению.  

               3.Назовите калийсберегающие диуретики.

1. __________________________________________________________________________________________

2. __________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

3. __________________________________________________________________________________________

Б*. Пациентка с диагнозом «хроническая застойная сердечная недостаточность» принимала дигоксин и для борьбы с отеками начала самостоятельно принимать гидрохлоротиазид. На третий день появилась рвота, головная боль, перебои в работе сердца - на ЭКГ – экстрасистолы (аритмия). Объясните с чем связано ухудшение? Предложите пути коррекции.

__________________________________________________________________________________

9. Выпишите (Обратите внимание - наименования ЛВ указаны в именительном падеже!)

Раствор Фуросемида 1%  2 мл, Содержимое ампулы развести в 10 мл изотонического раствора натрия хлорида и ввести внутривенно медленно

 

ВСР.

Пользуясь справочниками (в т.ч. электронными, см. лист 1)  Заполните таблицу (см ниже) по следующим препаратам:

Маннитол

Диакарб

Спиронолактон

Фуросемид

Индапамид

Гидрохлоротиазид 

Хлорталидон

Канефрон 

Сводная таблица по ЧФЛ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

мнн

торговое наименование

фарм группа

формы выпуска

фармакологическое действие, фармакодинамика

показания к применению

ПЭ

противопоказания

пути введения

передозировка

примечание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Инструкция по заполнению:

Пишите тезисно, кратко; пользуйтесь общеупотребимыми сокращениями:  

ПЭ – побочные эффекты,

АД – артериальное давление, ЧСС – частота сердечных сокращений, ЦНС – центральная нервная система и др.

делайте ссылки на другие препараты, не переписывайте одно и то же. (н.п. «см. амоксиклав», «см. выше»)


ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Задание для самостоятельной аудиторной работы

Практическое занятие 6 (17).

Эталон ответов

1. Дополните классификацию, приведите в скобках по 1-2 примера ЛП.

1.Тиазидные диуретики:                   гидрохлоротиазид;
2.Тиазидоподобные диуретики:              индапамид; хлорталидон;
3.  Петлевые диуретики:                         фуросемид; буметанид; - этакриновая кислота.
4.  Калийсберегающие диуретики:           триамтерен; антагонисты альдостерона: спиронолактон.

5. Ингибиторы карбоангидразы:          ацетозоламид (диакарб*).
6. Осмотические диуретики:                 маннитол.
7. Миотропные спазмолитики  (метилксантины): аминофиллин.

8. Мочегонные средства растительного происхождения:         Канефрон. Брусники листья, листья березы, корень Морены красильной, трава Хвоща, Ортосифона         тычиночного трава

2. Укажите основные показания к приему диуретиков.

1. для уменьшения отеков (ХСН, заболевания почек, цирроз печени …..задержка натрия);
2. для снижения артериального давления при артериальной гипертензии
3. для выведения токсичных веществ из организма - .
Форсированный диурез - внутривенно вводят 1-2 л  изотонического раствора (водная нагрузка), а затем назначают высокоэффективный диуретик. Измеряют диурез и продолжают введение изотонического раствора с той же скоростью, с которой жидкость удаляется из организма. Вместе с жидкостью из организма выводится токсичное вещество.

3. Заполните таблицу, указав показания к применению диуретика: поставьте + и укажите путь введения

АГ

ХСН

Форсированный диурез, отек легких, мозга

Снижение ВЧД после травмы, при эпилепсии

Хронические заболевания почек и МВП, циститы

Гидрохлортиазид

+ (внутрь)

+ (внутрь)

Фуросемид

+ (внутрь)

+ (внутрь)

+ (в\в)

Канефрон

+ (внутрь)

Маннитол

+ (в\в)

Индапамид

+ (внутрь)

+ (внутрь)

Диакарб

+ (внутрь)

Спиронолактон (верошпирон)

+ (внутрь)

+ (внутрь)

Триамтерен

+ (внутрь)

+ (внутрь)

4. Совместите

Препараты

Фарм. группа

1. Ортосифона         тычиночного трава

2. Аминофиллин

3. Диакарб

4. Канефрон

5. Маннитол.

6. Спиронолактон

7. Триамтерен

8. Фуросемид

9. Хлорталидон

10. Индапамид

11. Гидрохлоротиазид

А. тиазидный диуретик

Б. тиазидоподобный диуретик

В. петлевой диуретик

Г. осмотический диуретик

Д. калийсберегающий диуретики

Е. миотропный спазмолитик

Ж. антогонист альдостерона

З. Растительное мочегонное средство

И. ингибитор карбоангидразы

1- з, 2 – е, 3- и, 4 – з, 5 – г, 6 – д,ж, 7- д, 8 – в, 9 – б, 10 – б, 11 – а.

5. Дополните фразу

А. Ингибитор карбоангидразы Диакарб как диуретик практически не применяют из-за быстро развивающейся толерантности  и низкой диуретической активности. Используют его способность снижать внутриглазное давление при глаукоме и внутричерепное давление.

6. Определите, верны ли следующие пары утверждений и есть ли связь между ними (Пример ответа: «да, да, есть», «да, да, нет» и т.д.)

А. Триамтерен повышает выведение калия, поэтому его применяют с гидрохрохотиазидом

-+-

Б. Фуросемид обладает быстрым и сильным диуретическим эффектом и прямым сосудорасширяющим действием блокирует β-АР, поэтому его используют в скорой помощи.

+++

*В Маннитол противопоказан при сердечной недостаточности, потому что маннитол увеличивает нагрузку на сердце.

+++

7. Решите задачи на определение препарата

А. Препарат относится к спазмолитикам миотропного действия, увеличивает почечный кровоток, влияет на реабсорбцию натрия. Основное действие - бронхолитическое

1. Дилтеазем 2. Фуросемид 3. Аминофиллин  4. Споронолактон

Б. Тиазидоподобный диуретик, применяют для лечения хронических отеков, артериальной гипертензии (в комбинациях с , н.п, ингибиторами рецепторов К АТII). Продолжительность эффекта до 3 х суток.

1. Маннитол 2. Хлорталидон 3. Спиронолактон 4.Гидрохлортиазид  

8. Решите ситуационную задачу, пользуясь Сводной таблицей (ВСР)

А.  Родственники пациентки кардиологического отделения, интересуется у Вас, как будущего специалиста медика, что нужно принести из продуктов родственнице. Пациентка лечится по поводу гипертонической болезни и получает среди прочих препаратов  фуросемид.

Вопросы:

                1.Назовите фармакологическую группу препарата Фуросемид.

                2.Назовите  вид фармакологического действия препарата Фуросемид. Укажите возможные осложнения при лечении Фуросемидом и способы профилактики гипокалиемии, основные                противопоказания к его применению.  

               3.Назовите калийсберегающие диуретики.

  1. Диуретик. 2. Фармакологическое действие: мочегонное. Осложнения: препарат нарушает калиево-кальциевый обмен и может привести к судорогам и нарушению работы сердца.

Профилактика гипокалиемии: диета богатая калием (сухофрукты, картофель в кожуре)  аспаркам, панангин. Противопоказания: понижение уровня калия в крови, аритмия.

  1. Калийсберегающие диуретики: спиронолактин (верошпирон), комбинированные – триампур.

Б*. Пациентка с диагнозом «хроническая застойная сердечная недостаточность» принимала дигоксин и для борьбы с отеками начала самостоятельно принимать гидрохлоротиазид. На третий день появилась рвота, головноя боль, перебои в работе сердца - на ЭКГ – экстрасистолы (аритмия). Объясните с чем связано ухудшение? Предложите пути коррекции.

Гипокалиемия на фоне дигоксина приводит к аритмиям, коррекция- диета богатая калием (сухофрукты, картофель в кожуре)  аспаркам, панангин. КCL, и др., триамтерен добавить (в  виде триампура н.п.)

9. Выпишите (Обратите внимание - наименования ЛВ указаны в именительном падеже!)

Раствор Фуросемида 1%  2 мл, Содержимое ампулы развести в 10 мл изотонического раствора натрия хлорида и ввести внутривенно медленно

Rp.: Sol. Furosemidi 1 % 2 ml 

D.S. Содержимое ампулы развести в 10 мл изотонического раствора натрия хлорида и ввести внутривенно медленно

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка практического занятия "Лекарственные средства, влияющие на ЦНС"

Методическая разработка практического занятия позволяет выявить уровень усвоения фармакотерапевтического действия средств, влияющих на центральную нервную систему, побочные эффекты препаратов и их пре...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия для обучающегося Тема: Лекарственные средства, влияющие на функции исполнительных органов. Средства, влияющие на дыхательную систему.

Заболевания системы органов дыхания – самая большая, по числу вновь заболевающих, группа. Болезни органов дыхания развиваются на фоне инфекционных процессов, вызванных микробами, вирусами или гр...

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА практическое занятие Лекарственные средства, влияющие на функцию органов дыхания.

изучить фармакологические свойства ЛС, влияющих на функцию органов дыхания научиться оценивать возможности использования противокашлевых, отхаркивающих и бронхолитических препаратов для фармакотерапии...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия для обучающегося Тема: Лекарственные средства, влияющие на функции исполнительных органов. Лекарственные средства, влияющие на сердечно -

Сердечно-сосудистая система, как и другие системы организма, имеет большой, но не беспредельный запас прочности. К естественному старению, обусловленному снижением скорости обновления клеток, добавляю...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия для обучающегося Тема: Лекарственные средства, влияющие на функции исполнительных органов. Лекарственные средства, регулирующие водно-солевой обмен.

Мочегонные средства, или диуретики, применяются для коррекции нарушений водно-солевого обмена. В практической медицине мочегонные средства широко применяются при отеках различного происхождения (серде...

Методическая разработка практического занятия по дисциплине ОП.07. Фармакология "Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему"

Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия, рассчитанного на 2 академических часа, по теме «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему» и составлена ...