КТП по анатомии и физиологии человека
календарно-тематическое планирование
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж №6»
УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора - руководитель СП № 4 _____________./Долгова Т.А../ «_____»_________2018 г. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
На 2018/2019 учебный год
по учебной дисциплине ОП.02. Анатомия и физиология человека
(наименование дисциплины)
Составлен на основании рабочей программы, утвержденной на методическом совете колледжа
Протокол № 1 от «31»августа2018г.
Специальность: 31.02.02 Акушерское дело
Преподаватель: Шахмарданов А.З.
Группы: 1АД1
Курс | Семестр | Максимальная учебная нагрузка(час) | Внеаудиторная самостоятельная работа (час) | Обязательная аудиторная учебная нагрузка (час) | В том числе | Форма промежуточной аттестации | ||
Теоретические занятия (час) | Практические занятия (час) | Курс.проект. | ||||||
1 | 1 | 130 | 70 | 60 | 30 | 30 | - | |
1 | 2 | 128 | 66 | 62 | 32 | 30 | - | Комплексный экзамен |
Всего по дисциплине | 258 | 136 | 122 | 62 | 60 |
Рассмотрен на заседанииП(Ц)К ОПД«30» августа 2018г.
Председатель П(Ц)К ОПД _________________/ О.В. ПАШЕДКО/
Содержание календарно-тематического план
№ | Наименование разделов и тем дисциплины | Количество часов | Вид занятий | Тип занятия | Материально-техническое обеспечение занятия | Задания для обучающихся | ||||||||||
Аудиторных занятий | ВСР | Теоретическое | Практическое | Виды внеаудиторной самостоятельной работы | Домашнее задание с указанием литер. и стр. | |||||||||||
1 курс 1 семестр | ||||||||||||||||
РАЗДЕЛ 1. Анатомия и физиология как науки. Человек – предмет изучения анатомии и физиологии | 2 | 6 | 2 | |||||||||||||
1.1 | Анатомия и физиология как науки. Человек – предмет изучения анатомии и физиологии | 2 | 6 | 2 | Комбинированный урок. | Наглядные пособия. Плакаты органов. | Составление словаря терминов и конспекта «История развития анатомии физиологии». | 15-26 | ||||||||
РАЗДЕЛ 2. Отдельные вопросы цитологии и гистологии | 4 | 6 | 2 | 2 | ||||||||||||
2.1 | Основы цитологии. Клетка. Основы гистологии. Классификация тканей. | 4 | 6 | 2 | 2 | Комбинированный урок. | Наглядные пособия. Плакаты: Клетка. Ткани. | Составление словаря терминов и таблиц: Эпителиальная, соединительная, нервная и мышечная ткани. | 27-39 | |||||||
РАЗДЕЛ 3. Органы. Системы органов. Нервно-гуморальный механизм регуляции. | 4 | 8 | 2 | 2 | ||||||||||||
3.1 | Органы. Системы органов. Нервно-гуморальный механизм регуляции. | 4 | 8 | 2 | 2 | Комбинированный урок. | Таблицы органов и систем. Таблицы нервной системы. | Составление словаря терминов. Зарисовка частей, плоскостей тела. Составление таблиц | 39-46 | |||||||
РАЗДЕЛ 4. Общие вопросы анатомии и физиологии опорно-двигательного аппарата | 32 | 28 | 16 | 16 | ||||||||||||
4.1 | Морфофункциональная характеристика аппарата движения. | 8 | 7 | 4 | 4 | Комбинированный урок. | Скелет человека. Таблицы мышц. | Составление словаря терминов. Схематическое изображение геометрических видов суставов. Схематическое изображение мест переломов костей конечностей. | 47-55 107-113 | |||||||
4.2 | Морфофункциональная характеристика скелета и аппарата движения туловища. | 8 | 7 | 4 | 4 | Комбинированный урок. | Скелет человека. Скелет позвоночника. Виды позвонков, рёбра, грудина. Таблицы мышц. | Составление словаря терминов. Зарисовка позвонков, рёбер, грудины Составление таблицы соединений костей туловища. Зарисовка топографических образований шеи. Работа с макропрепаратами. Составление сравнительной таблицы мышц. Составление таблиц «Мышцы груди», «Мышцы спины», «Мышцы живота». | 70-80 119-124 | |||||||
4.3 | Морфофункциональная характеристика скелета и аппарата движения конечностей. | 8 | 7 | 4 | 4 | Комбинированный урок. | Скелет человека. Таблицы мышц. | Изучение препаратов костей верхних и нижних конечностей. Изучение групп мышц верхних и нижних конечностей: пояса и свободного отдела, функциональных групп мышц конечностей. Расположение, начало, прикрепление, функции. | 80-102 124-135 | |||||||
4.4 | Кости головы, их соединения. Мышцы головы и шеи. | 8 | 7 | 4 | 4 | Комбинированный урок. | Скелет человека. Таблицы мышц. | Составление таблицы соединения костей черепа Работа с макропрепаратами. Составление словаря терминов. Составление таблицы «Характеристика строения костей мозгового и лицевого черепа». Составление опорного конспекта по теме «Роднички черепа новорожденных» «Мышцы головы и шеи». | 55-70 114-119 | |||||||
РАЗДЕЛ 5. Общие вопросы анатомии и физиологии сердечно-сосудистой системы. | 18 | 22 | 8 | 10 | ||||||||||||
5.1 | Кровь. Гомеостаз. Форменные элементы. Свертывание крови Группы крови Резус-фактор | 4 | 6 | 2 | 2 | Комбинированный урок | Плакаты: Видеофильм. ТСО. Телевизор. Презентация по теме | Составление словаря терминов. Составление схем: «Состав крови». «Гемопоэз». характеристика форменных элементов крови». | 316-325 | |||||||
5.2 | Общие вопросы анатомии и физиологии сердечно-сосудистой системы. Анатомия и физиология сердца. Основы гемодинамики. | 6 | 6 | 2 | 4 | Комбинированный урок. | Плакаты: Видеофильм. ТСО. Презентация по теме | Зарисовка с использованием препаратов, муляжей, планшетов строения сердца. Подготовка доклада по теме "Проводящая система сердца".Написание реферата на тему «Анатомия и физиология сердца» Заполнение таблицы «Характеристика строения камер сердца» Выполнение рисунка-схемы «Строение сердца» Выполнение схемы-рисунка «Проводящая система сердца» Заполнение таблицы «Характеристика фаз сердечного цикла». Схема: «Сравнительная характеристика различных видов сосудов». | 329-346 | |||||||
5.3 | Процесс кровообращения. Сосуды малого и коронарного кругов кровообращения. Артерии и вены большого круга кровообращения. Кровообращение плода. | 4 | 6 | 2 | 2 | Комбинированный урок. | Плакаты по теме. Плакаты кругов кровообращения. | Составление словаря терминов. Составление схем кровоснабжения головы, мозга, конечностей. Составление схем систем верхней и нижней полых вен, воротной вены печени. Схематическое изображение микроциркуляторного русла кровообращения, транскапиллярного обмена. Выполнение таблицы «Сравнительная характеристика видов давления». Выполнение схемы «Факторы, влияющие на величину артериального давления». | 350-377 | |||||||
5.4 | Функциональная анатомия лимфатической системы | 4 | 4 | 2 | 2 | Комбинированный урок. | Составление сравнительной характеристики венозной и лимфатической систем Зарисовка схемы расположения регионарных лимфоузлов. Составление словаря терминов. Написание реферата на тему «Функциональная анатомия лимфатической системы» Составление сравнительной характеристики венозной и лимфатической систем Зарисовка схемы расположения регионарных лимфоузлов. Составление словаря терминов. Написание реферата на тему «Функциональная анатомия лимфатической системы» | 377-384 | ||||||||
ИТОГО | 60 | 70 | 30 | 30 | ||||||||||||
1 курс 2 семестр | ||||||||||||||||
РАЗДЕЛ 6. Анатомия и физиология дыхательной системы | 4 | 8 | 2 | 2 | ||||||||||||
6.1 | Анатомия и физиология органов дыхания | 4 | 8 | 2 | 2 | Комбинированный урок. | Плакаты: Воздухоносные пути. Дыхательная система. Видеофильм. ТСО. Телевизор, DVD-плейер | Составление словаря терминов Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика строения стенок дыхательных путей» Выполнение схем: «Бронхиальное дерево», «Альвеолярное дерево» Составление конспекта «Границы легких и плевры» Зарисовка микроскопического строения легких Выполнение схемы «Механизм вдоха и выдоха» Заполнение таблиц «Легочные объемы», «Емкости легких» Составление сравнительной таблицы «Содержание кислорода и углекислого газа в дыхательных средах организма» | 389-410 | |||||||
РАЗДЕЛ 7. Общие вопросы анатомии и физиологии пищеварительной системы | 16 | 18 | 10 | 6 | ||||||||||||
7.1 | Анатомия органов пищеварения. Полость рта, пищевод, желудок. | 6 | 6 | 4 | 2 | Комбинированный урок. | Плакаты: Пищева-рительная система. Глотка. Пищевод. Желудок. Кишечник. Плакаты: Полость рта. Слюнные железы. | Зарисовка органов полости рта, глотки, пищевода, желудка, тонкой кишки и ее отделов, толстой кишки и ее отделов Составление словаря терминов Написание доклада «Значение нормальной микрофлоры кишечника» Составление конспекта «Отношение брюшины к внутренним органам брюшной полости» Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика особенностей строения стенки отделов толстого кишечника» | 414-426 | |||||||
7.2 | Анатомия и физиология печени и поджелудочной железы. Анатомия и физиология тонкого и толстого кишечника. | 6 | 6 | 4 | 2 | Комбинированный урок. | Плакаты: Печень. Поджелудочная железа. | Составление словаря терминов. Заполнение таблиц: «Функциональное значение отделов пищеварительного тракта», «Состав и функции пищеварительных секретов», «Моторика различных отделов пищеварительного тракта». Выполнение схем: «Строение дольки печени», «Формирование желчных протоков». Выполнение конспекта «Топография печени и поджелудочной железы» Составление схем регуляции выделения пищеварительных соков, сравнительной таблицы пищеварения в различных отделах пищеварительного канала. Написание доклада «Значение нормальной микрофлоры кишечника» Составление конспекта «Отношение брюшины к внутренним органам брюшной полости» Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика особенностей строения стенки отделов толстого кишечника». Составление схем регуляции выделения пищеварительных соков, сравнительной таблицы пищеварения в различных отделах пищеварительного канала. Подготовка доклада на тему: "Регуляция пищеварения" | 426-452 | |||||||
7.3 | Обмен веществ и энергии в организме. Витамины. . | 4 | 6 | 2 | 2 | Комбинированный урок. | Составление словаря терминов. Заполнение таблиц «Витамины» Подготовка сообщения «Пищевой рацион. Диета». | 459-479 | ||||||||
РАЗДЕЛ 8. Общие вопросы анатомии и физиологии мочевыделительной системы человека | 6 | 8 | 2 | 4 | ||||||||||||
8.1 | Анатомия и физиология мочевыделительной системы | 6 | 8 | 2 | 4 | Комбинированный урок. | Плакаты: Строение почки. Строение мочеточников, мужского и женского мочеиспускательных каналов. | Составление словаря терминов. Схема «Строение нефрона». «Сравнительная характеристика мужской и женской уретры». Изображение схемы нефрона. Зарисовка строения почек, мочеточников, мочевого пузыря, мочеиспускательного канала Подготовка доклада «Искусственная почка». Работа с бланками анализа мочи, оценка показателей Подсчет суточного диуреза и водного баланса | 490-504 | |||||||
РАЗДЕЛ 9. Общие вопросы анатомии и физиологии репродуктивной системы человека | 6 | 8 | 2 | 4 | ||||||||||||
9.1 | Анатомия и физиология репродуктивной системы человека | 6 | 8 | 2 | 4 | Комбинированный урок. | Плакаты: Мужские половые органы Таз мужской. Женские половые органы. Таз женский. | Составление словаря терминов Составление схемы «Наружные и внутренние органы мужской половой системы» Выполнение схемы «Функциональное значение внутренних мужских половых органов» Составление схемы «Наружные и внутренние органы женской половой системы» Выполнение схемы «Функциональное значение внутренних женских половых органов» Подготовка сообщения «Молочные железы» Изображение схем ово- и сперматогенеза Составление сравнительной таблицы ово- и сперматогенеза Написание доклада на тему «Критерии оценки процесса репродукции» | 508-526 | |||||||
РАЗДЕЛ 10. Анатомо-физиологические аспекты саморегуляции функций организма | 28 | 22 | 14 | 14 | ||||||||||||
10.1 | Гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности. Эндокринная система человека | 6 | 6 | 2 | 4 | Комбинированный урок. | Плакаты: Эндокринные железы. | Составление словаря терминов Составление сравнительной таблицы желез внутренней секреции Схематическое отображение функций желез внутренней секреции Написание докладов на темы: «Сахарный диабет», «Эндемический зоб», «Несахарный диабет», «Базедова болезнь», «Гигантизм и карликовость», «Аддисонова болезнь». | 273-286 | |||||||
10.2 | Нервная регуляция процессов жизнедеятельности | 14 | 8 | 8 | 6 | Комбинированный урок. | Плакаты: Головной мозг. Черепномозговые нервы. Спинной мозг. Спинномозговые нервы. Вегетативная нервная система. | Составление схем рефлекторных дуг. Зарисовка грудных спинномозговых нервов. Описание основных нервов сплетений передних ветвей спинномозговых нервов Зарисовка зон иннервации сплетений передних ветвей спинномозговых нервов (шейное, плечевое, поясничное, крестцово-копчиковое) Составление схем иннервации туловища, верхних и нижних конечностей Зарисовка схем полостей головного мозга Зарисовка схем синусов головного мозга Составление сравнительной таблицы функциональных зон коры правого и левого полушарий конечного мозга Составление сравнительной таблицы 12 пар черепных нервов по тексту учебника Зарисовка зон иннервации черепных нервов Зарисовка схем вегетативных рефлексов Составление сравнительной таблицы вегетативной и соматической Составление сравнительной таблицы симпатической и парасимпатической нервной системы Составление словаря терминов Выполнение схем: «Типы высшей нервной деятельности», «Стадии сна» Подготовка рефератов на темы: «Сон», «Память», «Интеллект», «Эмоции», «Мышление», «Сознание» (по выбору) | 142-232 291-313 | |||||||
10.3 | Общие вопросы анатомии и физиологии сенсорных систем | 8 | 8 | 4 | 4 | Плакаты: Органы чувств | Подготовка доклада на тему: "Ноцицептивная сенсорная система" Зарисовка строения вкусовой луковицы Схема прохождения света через оптические системы глаза Схема прохождения звука Составление сравнительной таблицы анализаторов | 238-268 | ||||||||
РАЗДЕЛ 11. Морфофункциональная характеристика органов иммунной системы | 2 | 2 | 2 | |||||||||||||
11.1 | Иммунная система. Виды иммунитета. | 2 | 2 | 2 | Комбинированный урок. | Плакаты: Органы иммунной системы | Составление словаря терминов Выполнение схем: «Центральные и периферические органы иммунной системы», «Виды иммунитета» Составление конспекта «Функциональное значение органов иммунной системы» Выполнение схем: «Механизмы иммунитета», «Механизм работы гипоталамо-гипофизарно-симпатико- адреналовой системы» Составление конспекта «Нейрогуморальная регуляция функций иммунной системы» | 532-541 | ||||||||
ИТОГО | 62 | 66 | 32 | 30 | ||||||||||||
ВСЕГО | 122 | 136 | 62 | 60 |
III. Источники
Основные
№ | Наименование | Автор | Издательство и год издания |
1 | Анатомия и физиология: учебник /. - 2-е издание, перераб. и доп. | Н. В. Смольянникова, Е. Ф. Фалина, В. А. Сагун | - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014 - 576 с.: ил. |
2. | Анатомия и физиология человека. | Федюкович Н.И., Гайнутдинов И.К. | Ростов н/Д: Феникс, 2012. |
Дополнительные
№ | Наименование | Автор | Издательство и год издания |
1 | Нормальная анатомия человека. | Кондрашев А.В., Каплунова О.А. | Кондрашев А.В., Каплунова О.А. |
2 | Анатомия человека. | Николаев В. Т. | Ростов н/ Д.: Феникс, 2006. |
3 | Атлас анатомии человека: в 3- х. т. | Сапин М.Р. | М.: Медицина, 2007. |
4 | Анатомия и физиология человека с основами общей патологии. | Швырев А.А. | Ростов н/Д.: Феникс, 2007. |
Интернет- ресурсы
«Анатомия и физиология человека».
1. www. e - anatomy. ru 2. www.anatomus.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тесты по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» по разделу «Анатомия и физиология человека»
Тесты по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» по разделу «Анатомия и физиология человека» включают в себя тесты по следующим темам: "Пищеварительная система", "Система органов дыхани...
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ОП.02. Анатомия и физиология человека ОП.03. Анатомия и физиология человека Специальность 34.02.01 «Сестринское дело» 31.02.01. «Лечебное дело»
ПАСПОРТФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВпо учебной дисциплинеАнатомия и физиология человекаСпециальность 34.02.01 «Сестринское дело»...
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА для текущего контроля знаний, умений обучающихся ОП. 02.Анатомия и физиология человека ОП.03. Анатомия и физиология человека Специальность 34.02.01 «Сестринское дело» 31.02.01. «Лечебное дело»
Текущий контроль успеваемости представляет собой проверку усвоения учебного материала, регулярно осуществляемую на протяжении семестра. При этом акцент делается на установлении подробной, реальной кар...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по учебной дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека Тема «Анатомия и физиология сердца»
В представленной методической разработке учебного занятия показана равноправная роль обучающегося в образовательном процессе, значительная самостоятельность в процессе обучения, ответственность за рез...
Презентация по учебной дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека Тема «Анатомия и физиология сердца»
Презентация по учебной дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека Тема «Анатомия и физиология сердца»...
Итоговые тестовые задания по теме: "Анатомия и физиология нервной системы" (часть 1) (дисциплина "Анатомия и физиология человека")
Итоговые тестовые задания по теме: "Анатомия и физиология нервной системы" (часть 1) (дисциплина "Анатомия и физиология человека")...
Итоговые тестовые задания по теме: "Анатомия и физиология нервной системы" (часть 2) (дисциплина "Анатомия и физиология человека")
Итоговые тестовые задания по теме: "Анатомия и физиология нервной системы" (часть 2) (дисциплина "Анатомия и физиология человека")...