Методическая разработка практического занятия для преподавателя «Сестринский процесс при шизофрении».
методическая разработка

Рудакова Надежда Владимировна

Методическая разработка на тему: «Сестринский процесс при шизофрении» предназначена для проведения практического занятия со студентами 2 курса по специальности 34.02.01  «Сестринское дело». Тема соответствует программе по ПМ 02 «Участие медсестры в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах».

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

БУДЕННОВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

                                                                                           

Методическая разработка практического занятия

для преподавателя

 ПМ 02 МДК 02.01.Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях.

Специальность 34.02.01 «сестринское дело»

 ТЕМА:

«Сестринский процесс при шизофрении».

Разработала:

Преподаватель ПМ

высшей  квалификационной категории

 Рудакова Н.В.

Буденновск, 2019 г

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка.
  2. Цели занятия.

3.        Основные этапы занятия.

4.        Карта модульных связей.

5.        Требования ФГОС к результатам освоения модуля.

6.        Теоретическая часть.

7.        Практическая часть занятия.

8.        Итоговый контроль.

9.        Список литературы.

  1. Пояснительная записка

Распространенность шизофрении в мире достаточно велика. Шизофрения занимает третье место среди психических заболеваний после неврозов и алкоголизма.   При этом шизофрения является тяжелым психическим расстройством, в особо тяжелых формах приводящим к сильной социальной и трудовой дезадаптации больных.

По данным ВОЗ 45 миллионов человек во всем мире страдают шизофренией. Число новых случаев в год составляет 4,5 миллиона, при этом начало заболевания приходится, как правило, на молодой возраст. К сожалению, эта проблема может коснуться любого – точные причины развития шизофрении неизвестны. Значение имеет наследственность, спровоцировать недуг могут также психотравмы, стрессы, образ жизни. 

        Методическая разработка на тему: «Сестринский процесс при шизофрении» предназначена для проведения практического занятия со студентами 2 курса по специальности 34.02.01  «Сестринское дело». Тема соответствует программе по ПМ 02 «Участие медсестры в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах».


  1. Цели занятия:

  1. Обучающие:

Изучить:

  1. Этиологию и патогенез шизофрении.
  2. Формы и типы течения шизофрении.
  3. Принципы медикаментозного лечения шизофрении.
  4. Проблемы пациента при шизофрении.
  5. Особенности сестринского ухода за больными шизофренией.
  6. Фиксация пациента в состоянии психомоторного возбуждения.

  1. Воспитательные:
  1. Формировать интерес студентов к будущей профессии.
  2. Воспитывать чувство ответственности при оказании помощи.
  3. Формировать познавательную потребность студентов.

  1. Развивающие:
  1. Развивать умение воспринимать и осмысливать знания
  2. Делать обоснованный выбор в назначении лекарственных препаратов
  3. Активизировать мыслительную деятельность   студентов

Тип занятия: практическое

Место проведения: кабинет доклиники на базе ПНД

Время занятия: 270 минут

Оснащение занятия:

  • Аппарат для измерения артериального давления
  • Стетофонедоско
  • Кожный антисептик
  • Патентованые спиртовые салфетки

Раздаточный материал:

•        Тесты

•        Стандарты технологий простых медицинских услуг

•        Ситуационные задачи

ТСО

  • Ноутбук
  • Учебный фильм

3. Основные этапы занятия.

Этапы занятия.

Время (мин.)

Описание деятельности

Цель деятельности

Преподавателя

Студентов

1. Организационный момент

2. Актуализация

5 минут.

Проверка санитарного

состояния аудитории и внешнего вида студентов; регистрация отсутствующих.

Готовятся к занятию.

Воспитание организованности и ответственности студентов.

Сообщает: тему, информирует цели занятия, задачи и пути их решения. Знакомит с ходом занятия, сроками выполнения заданий, системой выставления оценок.

Слушают, записывают в дневники тему и цели занятия.

Мотивация необходимости  освоения общих и профессиональных компетенций, использования их  в  будущей практической деятельности.

3. Контроль исходного уровня знаний

Задание №1

20минут

Задание №2

10минут

1.Демонстрирует вопросы,

корректирует,

дополняет ответы.

2.Фармакологический диктант

Отвечают с места.

Пишут в дневниках, распределяют препараты на группы

Получение объективной информации о степени  исходного   уровня знаний, коррекция ошибок.

4.Демонстрационная часть

25минут.

Показ учебного фильма

Демонстрация оборудования, оснащения и оказание медицинских услуг

Наблюдают, фиксируют виды технологий в дневниках.

Приобретение практических навыков.

5.Самостоятельная работа

180 минут

Контроль выполнения технологий медицинских услуг

Корректирует, поясняет и дополняет

Дополняет, поясняет, корректирует этапы решения ситуационных задач с ориентировкой на сестринский процесс

Отработка практических навыков  на муляжах и фантомах.

Решение ситуационных задач

Формирование практических навыков, возможность самостоятельно применить в дальнейшей практической деятельности.

Формирование клинического мышление, закрепление этапов сестринского процесса

6. Контроль

эффективности усвоения знаний.

Тестовые  задания.

Задание №3

20 минут

Обеспечивает материалом контрольного тестирования.

Знакомит с инструкцией выполнения задания.

Подписывают бланки-ответники. Письменно фиксируют ответы  в бланке.

Получение объективной информации о степени усвоения учебного материала, коррекция ошибок.

7. Подведение итогов занятия

5 минут

Оценивается работа группы в целом и каждого студента с обоснованием оценок.

Отмечаются  активные студенты.

Анализируют свою работу.

Оценить достигнуты ли цели занятия.

8. Домашнее задание.

5 минут.

Сообщается домашнее задание и задание для самостоятельной  внеаудиторной работы студентов. Рекомендации по выполнению задания.

4. Карта модульных связей.

Внутримодульные связи:

  1. Алкогольные психозы.
  2. Маниокально-депрессивный психоз.

Межмодульные связи:

  1. ПМ 01 –Роль медицинской сестры в профилактике психических заболеваний.
  2. ПМ 04 – в/м инъекция, измерение артериального давления
  3. Дисциплина «Фармакология»  - нейролептики, транквилизаторы, антидепрессанты
  4. Дисциплина «Психология» - общение с пациентом и его родственниками.

5.   Дисциплина «Основы патологии» - органические поражения головного мозга.

  1. Требования ФГОС к результатам освоения модуля.

Профессиональный модуль 02 является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 34.02.01  Сестринское дело в части освоения основного вида профессиональной деятельности. Изучение ПМ 02  ведется согласно  рабочей программе и календарно – тематическому плану.  В соответствии с этими документами студент после изучения темы должен овладеть профессиональными компетенциями:

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств

Устанавливает контакт с пациентом/членом его семьи.

Проводит оценку исходного уровня знаний пациента о вмешательстве.

Предоставляет информацию в доступной форме для конкретной возрастной или социальной категории.

Получает согласие на вмешательство.

Контролирует усвоение полученной информации

Оценка качества памятки, плана беседы, терапевтической игры, санбюллетеня.

Анкетирование пациента или статиста в конкретной ситуации.

Интервьюирование пациента и персонала на учебной и квалификационной практиках.

Наличие устных и письменных благодарностей от пациента и персонала

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса

Выбирает дистанцию максимального комфорта для взаимодействия с пациентом и окружающими.

Совместно со всеми участниками лечебно-диагностического процесса готовит пациента и участвует в проведении вмешательств в соответствии с протоколами, принятыми в ЛПУ.

Целесообразно и адекватно оснащает рабочее место.

Обеспечивает постоянную обратную связь  с пациентом в процессе вмешательства.

Обеспечивает безопасность пациента и медперсонала.

Оценка качества

памятки для пациента, ролевой игры. Экспертная оценка терапевтической игры.

Сопоставление процесса выполнения лечебно-диагностического вмешательства с протоколами, принятыми в ЛПУ.

Текущая аттестация.

Зачёт у постели пациента.

ГИА

ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами

Взаимодействует с медицинскими, социальными и правоохранительными организациями в соответствии с

нормативно-правовыми документами

Своевременность извещений: устных, письменных, телефонограмм.

Качество оформления документов

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии
с правилами их использования

Обеспечивает применение годного препарата в соответствии с назначением.

Информирует об особенностях приема медикаментозных средств и их воздействии на организм.

Владеет методиками введения медикаментозных средств

Собеседование.

Составление памятки.

Тестовый контроль.

Решения проблемных ситуационных задач.

Демонстрация навыков на зачёте, ИГА

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса

Использует, обрабатывает и хранит аппаратуру согласно инструкциям по применению.

Обучает пациента и родственников применению изделий медицинского назначения и уходу за ними.

Обучает пациента и родственников регистрации полученных результатов

Контроль качества памяток.

Контроль ведения листов динамического наблюдения.

Наблюдение за действиями на учебной и производственной практиках

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию

Точно, грамотно, полно, достоверно, конфиденциально ведет  утвержденную медицинскую документацию.

Правильно регистрирует и хранит документы

Проверка качества заполнения документов

ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия

Организует мероприятия по улучшению качества жизни, вовлекая в процесс пациента.

Осуществляет реабилитационные мероприятия в пределах своих полномочий в условиях первичной медико-санитарной помощи и стационара.

 Проводит комплексы упражнений лечебной физкультуры, основные приемы массажа

Отзыв пациента и окружающих

ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь

Организует мероприятия по поддержанию качества жизни, вовлекая в процесс пациента, родных.

Осуществляет сестринский уход за пациентом при различных заболеваниях и состояниях

Отзыв пациента и окружающих.

Демонстрация навыков на зачёте, ИГА

И общими компетенциями:

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 9

Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

уметь:

  • готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;
  • осуществлять сестринский уход за пациентом при различных заболеваниях и состояниях;
  • консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств;
  • осуществлять реабилитационные мероприятия в пределах своих полномочий в условиях первичной медико-санитарной помощи и стационара;
  • осуществлять фармакотерапию по назначению врача;
  • проводить комплексы упражнений лечебной физкультуры, основные приемы массажа;
  • проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента;
  • осуществлять паллиативную помощь пациентам;
  • вести утвержденную медицинскую документацию

знать:

  • причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики,  проблемы пациента, организацию и методы оказания сестринской помощи при нарушениях здоровья;
  • пути введения лекарственных препаратов;
  • виды, формы и методы реабилитации;

правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения

сформировать практический опыт:

  • осуществления ухода за пациентами при различных заболеваниях и состояниях;
  • проведения реабилитационных мероприятий в отношении пациентов с различной патологией

  1. Теоретическая часть

Конспект темы.

1.Шизофрения - (с греч. «расщепляю ум» ) эндогенное психическое заболевание, которое протекает хронически в виде приступов или непрерывно, и приводит к характерным однотипным изменениям личности с дезориентацией психических функций; мыслительной, эмоциональной, волевой. Этиология — окончательно не выяснена, существует ряд гипотез: наследственность, нарушение обменных и иммунных свойств организма, вирусная теория.  

2.Основные симптомы шизофрении.

         Негативная симптоматика:

Эмоциональное снижение. Начинается с нарастающей эмоциональной холодности больного к своим родным и близким людям, безразличия к окружающему, безучастности к тому, что непосредственно относится к больному, утраты прежних интересов и увлечений. Со временем развиваются следующие симптомы: эмоциональная амбивалентность-одновременное существование двух противоположных эмоций (любви и ненависти, интереса и отвращения), диссоциация эмоциональной сферы -больной смеётся при печальном событии или плачет при радостном, со временем наступает уплощение, притупление эмоций, а затем наступает эмоциональна тупость.

Нарушения волевой сферы. Проявляется в виде апатико-абулического синдрома. Аутизм-проявляется уходом больного в себя, отгороженностью от окружающего внешнего мира, больной закрыт для всех, включая самых близких людей. Негативизм-бессмысленное противодействие, немотивированный отказ больного от любого движения, действия или сопротивление его осуществлению. Мутизм- отсутствие ответной и спонтанной речи при сохранение больного разговаривать и понимать обращенную к нему речь.  

Формальные нарушения мышления. Нарушения мышления при шизофрении называются формальными, так как они касаются не содержания мыслей, а самого мыслительного процесса. В тяжелых случаях наблюдается разорванность мышления, что приводит к разорванности речи- речь больного состоит из сумбурного набора отрывков фраз, совершенно не связанных между собой («словесная окрошка»). В менее выраженных случаях наблюдается «соскальзывание» мыслей- лишенный логики переход от одной мысли к другой, которого больной сам не замечает.

         Продуктивная симптоматика:

Слуховые галлюцинации- «голоса» проговаривают мысли больного вслух, критикуют его, обсуждают его между собой. «Вкладывание» или «отнятие» мыслей больного посторонними лицами.  Бред воздействия - ощущение, что все действия пациента осуществляются под чьим-то контролем. Стойкие бредовые идеи - заявление  о сверхчеловеческих способностях, восприятие нормальных событий как имеющих особый и «скрытый» смысл.

3. Формы и типы течения шизофрении.

         Пять основных «классических» форм шизофрении.

1.Простая форма. Начинается в 15-20 лет, развивается медленно, проявляется негативной симптоматикой. Протекает злокачественно, приводит к изменению личности и формированию дефектного состояния с выраженным апатико-абулическим синдромом. В настоящее время встречается редко.

2.Гебефреническая форма. Начинается в 15-25 лет с эмоционально- волевых, интеллектуальных нарушений и развитием гебефренического синдрома (дурашливость, вычурность поведения, суетливость, стереотипность движений на фоне эйфории). Данная форма имеет наиболее злокачественное течение с быстрым развитием глубокого слабоумия.

3. Параноидная форма. Развивается в возрасте 30-40 лет, проявляется параноидным синдромом с бредовыми идеями отношения, преследования, отравления и т. д. Негативная симптоматика выражена незначительно. Эта форма встречается чаще других, прогноз относительно благоприятный.

4. Катотоническая форма. Развивается в возрасте 22-30 лет. Проявляется выраженным негативизмом с преобладанием катотонического синдрома. Эта форма шизофрении лучше других поддается лечению и имеет наиболее благоприятный прогноз.

5. Циркулярная форма. Развивается в возрасте 30-40 лет,           периодически возникают маниакальные и депрессивные фазы с включением галлюцинаторных и бредовых расстройств, а т. ж. синдрома Кандинского-Клерамбо. Протекает относительно благоприятно.              

Типы течения шизофрении.

1.Непрерывно текущая. Характеризуется отсутствием спонтанных ремиссий и постоянным утяжелением симпроматики.

2. Приступообразно-прогридиентная (шубообразная) протекает в виде приступов с последующими ремиссиями, при этом ремиссия не сопровождается полным восстановлением.

3. Периодическая шизофрения- происходит полное обратное развитие симптоматики во время ремиссии. Для всех форм и типов шизофрении характерна прогридиентность – постоянное нарастание симптоматики.

Диагностика:

Наличие каких-либо двух симптомов: бред, галлюцинации, расстройства мышления, гебефреническое или кататоническое поведение, «негативные симптомы».

Наблюдение симптомов на протяжении одного или боле месяцев.

Значительное изменение поведения, по сравнению с периодом предшествующим психотическому расстройству.

4. Лечение.

1. Шоковые методы – инсулино-коматозная терапия, электрошоковая терапия.

Психотропные препараты:  

- нейролептики: аминазин, азалептин, галоперидол, тизерцин, трифтазин.

- антидипресанты: амитриптилин,, мелипромин, анафранил, людиамил.

- корректоры: циклодол, паркопан.

3 . Противорецидивное лечение – препараты пролонгированного действия: модитен-депо, галоперидол –деканоат, лепонекс.

4. Психотерапия.

Фронтальный опрос по теме

1.Этиология шизофрении- ( теории: вирусная, наследственность, нарушение обменных и иммунных свойств организма).

2. Негативная симптоматика при шизофрении- (эмоциональное снижение, нарушение волевой сферы, формальные нарушения мышления).

3. Формальные нарушения мышления при шизофрении- («соскальзывание» мыслей, разорванность мышления).

4. Нарушения волевой сферы при шизофрении- (абулия, негативизм, аутизм, мутизм).

5. Эмоциональное снижение при шизофрении- (эмоциональная амбивалентность, диссоциация волевой сферы, эмоциональная тупость).

6. Продуктивная симптоматика при шизофрении – (бред, бредовые идей, галлюцинации).

7. Основные «классические» формы шизофрении – (простая, гебефреническая, параноидная, катотоническая,  циркулярная).

8. Самая злокачественная форма шизофрении – (гебефреническая).

9. Форма шизофрении с самым благоприятным прогнозом – (катотоническая).

10. Типы течения шизофрении – (непрерывно текущая, приступообразно-прогридеентная, периодическая.

11. Какие препараты относятся к нейролептикам- (аминазин, тизерцин, галоперидол.)

12. Какие потребности чаще всего нарушаются у больных шизофренией (общаться, есть, быть чистым, двигаться, избегать опасность, работать)

Фармакологический диктант

Распределите препараты на группы

фенозепам, неулептил, клопиксол, амитриптилин, реланиум, паркопан, мелипромин, аминазин, трифтазин, циклодол, рисполепт, элзипам, галоперидол, анафранил.

нейролептики

нейролептики нового поколения

транквилизаторы

антидепрессанты

корректоры

аминазин

неулептил

фенозепам

амитриптилин

паркопан

трифтазин

 клопиксол

реланиум

мелипромин

циклодол

галоперидол

рисполепт

элзипам

анафранил

  1. Практическая часть занятия.

Демонстрационная часть.

  1. Преподаватель демонстрирует учебный фильм «Фиксация пациента в состоянии психомоторного возбуждения».
  2. Преподаватель демонстрирует технологию простой медицинской услуги «Измерение артериального давления на периферических артериях»

https://cardiolog.online/wp-content/uploads/2017/06/izmerenie-davleniya.jpg

Самостоятельная работа студентов.

1.Отрабатывают друг на друге технологию простой медицинской услуги«Измерение артериального давления на периферических артериях»

2. Решают ситуационные задачи.

3.Заполняют дневники.

Технология выполнения простой медицинской услуги функционального назначения

Измерение артериального давления на периферических артериях (А02.12.002)

Содержание требования, условия

Требования по реализации, алгоритм выполнения

1.Функциональное назначение простой медицинской услуги

Диагностическое.

Профилактическое

2.  Материальные ресурсы
2.1.  Приборы, инструменты, изделия медицинского назначения

Прибор для измерения артериального давления (прошедший ежегодную поверку средств измерения), соответствующий росто-возрастным показателям пациента, разрешенный к применению в Российской Федерации и поверенный.

Стетофонендоскоп (при аускультативном определении тонов Короткова).

Кушетка (при измерении артериального давления в положении лежа).

Стул (при измерении артериального давления в положении сидя).

Стол

  1. Лекарственные средства

Антисептическое или дезинфицирующее средство для обработки мембраны стетофонендоскопа

2.3 Прочий расходуемый материал

Салфетки марлевые однократного применения

3.1 Алгоритм исследования артериального давления на периферических артериях

  1. Подготовка к процедуре:
  1. Проверить исправность прибора для измерения артериального давления в соответствии с инструкцией по его применению.
  2. Представиться пациенту, объяснить цель и ход процедуры.
  3. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.
  4. Придать пациенту удобное положение, усадить или уложить его.
  1. Выполнение процедуры:
  1. Обнажить руку пациенте, расположив ее ладонью вверх, на уровне сердца.
  2. Наложить манжету прибора для измерения артериального давления на плечо пациента. Между манжетой и поверхностью плеча должно помещаться два пальца (для детей и взрослых с маленьким объемом руки — один палец), а ее нижний край должен располагаться на 2.5 см выше локтевой ямки.
  3. Мембрану стетофонекдоскопа поместить у нижнего края манжеты над проекцией плечевой артерии в области локтевой впадины, слегка прижав к коже, но не прилагая для этого усилий.
  4. Накачать манжету прибора для измерения артериального давления.
  5. Сохраняя положение стетофонендоскопа, начать спускать воздух из манжеты.
  6. Запомнить по шкале на приборе для измерения артериального давления появление первого тона Короткова — это систолическое давление.
  1. Отметить по шкале на приборе для измерения артериального давления прекращение громкого последнего тона Короткова — это диастолическое давление.
  2. Снять манжету прибора для измерения артериального давления с руки пациента.

3.  Окончание процедуры:

  1. Сообщить пациенту результат измерения артериального давления.
  2. Обработать мембрану прибора для измерения артериального давления антисептическим или дезинфицирующим средством.
  1. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.
  2. Записать результаты в соответствующую медицинскую документацию.
    Об изменении артериального давления у пациента сообщить врачу

Фиксация пациента в состоянии психомоторного возбуждения.

Цель: обеспечение безопасности пациента и окружающих.

Показания: поведение пациента с признаками двигательного возбуждения, с эмоциональными расстройствами (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, интоксикационные и инфекционные психозы, психозы позднего возраста, эпилепсия, органические и сосудистые поражения ЦНС, послеоперационный, послеродовой период).

Оснащение: шприцы; полотенца, матрац.

Обязательные условия: наличие достаточного количества медперсонала (3-4 человека); медикаментозные средства использовать только по назначению врача.

Этапы

Обоснование

1. подготовка к манипуляции.

Перевести пациента в отдельную палату под наблюдение медперсонала.

Обеспечение постоянного наблюдения для предупреждения само повреждений, суицида, нападения на окружающих.

Подойти к пациенту, держа матрац или одеяло.

Обеспечение смягчения ударов, которые может нанести пациент.

2.Выполнение манипуляции.

Поставить кровать на середину палаты.

Обеспечение доступа к пациенту.

Фиксировать ноги выше колен, руки - ближе к кистям, плечи, избегать удержания пациента за грудь и давления на живот.

Обеспечение адекватной фиксации пациента.

Удерживать голову, наложив на лоб полотенце и прижав его концы к подушке.

Профилактика травматизма.

3. Завершение манипуляции.

Поставить кровать с пациентом на место. Обеспечить постоянное наблюдение за пациентом.

Обеспечение безопасности пациента.

Примечание: механическое стеснение применять только по согласованию с врачом, не более двух часов, с занесением записи в журнал.

Ситуационные задачи.

  1. Задача

Больная Б., 19 лет, находится в психиатрическом отделении.

Анамнез: со слов матери сестра отца страдает психическим заболеванием. Девочка родилась в срок, росла и развивалась правильно. В школе училась хорошо, поступила в институт, имела подруг, была общительна. Год тому назад появились головные боли, бессонница, стала труднее усваивать учебный материал. Любимые ранее предметы стали меньше интересовать. Начала тяготиться обществом друзей. Казалось, что окружающие на нее подозрительно смотрят, посмеиваются. С большим трудом заставляла себя выходить из дома, но в институт не ходила, бесцельно бродила по улицам. Постепенно вялость, безразличие нарастали, лежала в постели, не умывалась, не причесывалась. Стала грубой и злобной по отношению к близким. Физическое состояние без патологии.

Психическое состояние: В отделении двигательно спокойна, в контакт вступает неохотно. На вопросы отвечает односложно. Говорит, что слышит голоса, которые ее окликают по имени, недовольна пребыванием в больнице. Считает себя психически здоровой. Неряшлива, непричесана, с окружающими больными не общается, бесцельно бродит по коридору или лежит в постели. Планов на будущее нет.

Задания.

  1. Выявите потребности, удовлетворение которых нарушено;
  2.  сформулируйте проблемы пациента.
  3.  Составьте план сестринских вмешательств по приоритетной проблеме.
  1. Задача

Больной В., 18 лет, инвалид I группы, находится на лечение в психиатрической больнице. В течение многих месяцев состояние остается неизменным. Ни с кем не общается, часами лежит в постели, сохраняя одну и ту же позу, голова приподнята над подушкой. Иногда встает и подолгу стоит возле кровати, однообразно переступая с ноги на ногу. На лице застыла бессмысленная улыбка, губы вытянуты (симптом хоботка), кожные покровы лица сальные, изо рта выделяется слюна. Вступить в контакт с больными не удается, на вопросы не отвечает, смотрит в сторону, чему-то усмехается. При попытке осмотреть больного, открыть ему рот, оказывает сопротивление. Тонус мышц конечностей повышен. Накормить больного очень трудно. При кормлении он отворачивается, сжимает зубы. Но иногда предоставленный самому себе, берет в руки ложку и начинает медленно есть. Неопрятен, мочится и испражняется в постель.

Задания.

  1. Выявите потребности, удовлетворение которых нарушено;
  2.  сформулируйте проблемы пациента.
  3.  Составьте план сестринских вмешательств по приоритетной проблеме.

Эталон ответов

Задача 1

  1. Нарушены потребности: спать, отдыхать, избегать опасности, общаться, быть чистой.
  2. Проблемы: Настоящие – нарушение восприятия, головная боль, бессонница, неряшлива Приоритетная – нарушение восприятия вследствие слуховых галлюцинаций.
  3. Сестринские вмешательства: вызвать врача; проведение гигиенических мероприятий; в течении дня необходимо несколько раз беседовать с больной, постараться узнать содержание галлюцинаций; привлечь больного к занятиям в психосоциальной группе; выработать у больного правильное отношение к приему медикаментов.

Задача 2

  1. Нарушены потребности: есть, выделять, общаться, двигаться, быть чистым.
  2.  Проблемы: Настоящие – часами лежит в постели, сохраняя одну и ту же позу, голова приподнята над подушкой; губы вытянуты (симптом хоботка); изо рта выделяется слюна; на вопросы не отвечает, смотрит в сторону, чему-то усмехается; неопрятен, мочится и испражняется в постель.   Приоритетная – часами лежит в постели, сохраняя одну и ту же позу, голова приподнята над подушкой вследствие катотонического ступора.
  3. Сестринские вмешательства: усиленное наблюдение; проведение гигиенических мероприятий; постановка мочевого катетера;  контроль за приемом пищи; привлечь больного к занятиям в психосоциальной группе; выработать у больного правильное отношение к приему медикаментов.

  1. Итоговый контроль.

Вариант № 1.

1. Эмоциональная тупость – это когда больной:

    а) безразличен к любимым прежде родным;

    б) не выполняет инструкций;

    в) замкнут;

    г) угрюм

2. Кататонический синдром встречается при:

    а) психопатиях;

    б) неврозах;

    в) шизофрении;

    г) эпилепсии

3. Шизофрения относится к категории болезней:

    а) реактивных;

    б) психогенных;

    в) органических;

    г) эндогенных

4. Формы шизофрении все, кроме:

    а) простой;

    б) ипохондрической;

    в) параноидной;

    г) кататонической

5. Дурашливость, вычурность движений характерно для шизофрении:

    а) циркулярной;

    б) гебефренической;

    в) простой;

    г) кататонической

6. Самое злокачественное течение шизофрении:

    а) непрерывно текущая;

    б) шубообразная;

    в) периодическая

7. Основным лечением шизофрении является все, кроме:

    а) психотоников;

    б) нейролептиков;

    в) корректоров;

    г) инсулино – коматозной терапии

8. Полная утрата волевой активности – это:

    а) негативизм;

    б) абулия

    в) мутизм;

    г) аутизм

9. Продуктивная симптоматика при шизофрении все, кроме:

    а) слуховые галлюцинации;

    б) бред воздействия;

    в) эмоциональная тупость;

    г) «вкладывание» мыслей пациента посторонними лицами

10. Простая форма шизофрении развивается в:

     а) 15 – 20 лет;

     б) 30 – 40 лет;

     в) 22 – 30 лет

2 Вариант

1. При амбивалентности больной испытывает:

    а) недовольство;

    б) стремление к побегу;

    в) нежелание лечиться;

    г) два противоположных чувства

2.Синдром Кандинского – Клерамбо встречается при:

   а) психопатиях;

   б) неврозах;

   в) шизофрении;

   г) эпилепсии

3. Формы шизофрении все, кроме:

    а) простой;

    б) истерической;

    в) гебефренической;

    г) циркулярной

4. Апатико – абулический синдром встречается при шизофрении:

    а) простой;

    б) параноидной;

    в) кататонической;

    г) циркулярной

5. Самое благоприятное течение шизофрении:

     а) непрерывно текущая;

    б) шубообразная;

    в) периодическая;

6. Основным лечением шизофрении является все, кроме:

    а) нейролептиков;

    б) антиконвульсантов;

    в) корректоров;

    г) электросудорожной терапии

7. Уход больного от действительности в свой внутренний мир это:

    а) негативизм;

    б) абулия;

    в) мутизм;

    г) аутизм

8. Негативная симптоматика при шизофрении все, кроме:

    а) бред воздействия;

    б) эмоциональная тупость;

    в) разорванность мышления;

    г) негативизм

9. Циркулярная форма шизофрении развивается в:

    а) 15 – 20 лет;

    б) 30 – 40 лет;

    в) 22 – 30 лет

10. К группе препаратов нейролептики относятся:

     а)  циклодол, паркопан;

     б) аминазин, тизерцин;

     в) амитриптелин, анафранил

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ:

Вариант 1

Вариант 2

1

А

Г

2

В

В

3

Г

Б

4

Б

А

5

Б

В

6

А

Б

7

А

Г

8

Б

А

9

В

Б

10

А

Б

Оценочный лист                                                                        

Контроль знаний проводится преподавателем на каждом этапе на протяжении всего  занятия

Ф.И. студента

Фронтальный опрос, диктант

Технологии оказания медицинских услуг

Ситуационная задача

Тесты

Итог

9. Рекомендуемая литература.

       

  1. Бортникова С.М. Нервные и психические болезни : учеб. пособие / С.М. Бортникова ( Цыбалова), Т.В.Зубахина. – Изд. 9-е, стер. – Ростов н/Д : Феникс, 2011. – 478 с. : ил. – ( Медицина ).
  2. Косарев В.П. Общая и клиническая фармакология: учебник для медицинских училищ и колледжей / В.В.Косарев, С.А.Бабанов. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 477 с.
  3. Спринц А.М. Нервные болезни: учебник для медицинских  училищ и колледжей. – СПб.: СпецЛит, 2011.- 431с.: ил.
  4. Спринц А.М. Психиатрия. СПб.: СпецЛит, 2008.
  5. Чернов В.Н. Сестринское дело в психиатрии с курсом наркологии. М.: АНМИ, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка практического занятия для преподавателя на тему"Осложнения беременности (гестозы)" по специальности "Сестринское дело".

В разработке указаны  пояснительная записка, обоснование темы,технологическая карта, согласно которой проводится практическое занятие. Даны приложения №7 , с помощью которых  проводится заня...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя по дисциплине Иностранный язык (Английский язык) по специальности 060501 "Сестринское дело"

Методическая разработка разработана согласно программе учебной дисциплины на основе Федерального государственного образовательного стандарта  по   специальности 060501 «Сестринско...

Методическая разработка теоретического занятия (для преподавателя) «Сестринский процесс при раке легкого»

Методическая разработка теоретического занятия (для преподавателя) «Сестринский процесс при раке легкого»...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия для преподавателя по теме: "Органы дыхательной системы" Дисциплина: ОП.02. Анатомия и физиология человека Специальность: Сестринское дело

Тема актуальна: неблагоприятная обстановка окружающей среды приводят к росту заболеваемости органов дыхательной системы.Используемые в ходе занятия методы и приемы обучения способствуют выработке клин...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПМ.02. «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» МДК.02.01. «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях»

Методическая разработка по теме: «Сестринский уход при хронических гепатитах и циррозах печени» предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта при под...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК.02.02 Основы реабилитации

Министерство Здравоохранения РФКыштымский филиал ГБПОУ «Миасский медицинский колледж»    Методическая разработкапрактического занятия для преподавателяПМ.02 Участие в л...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК.02.02 Основы реабилитации

Кыштымский филиал ГБПОУ «Миасский медицинский колледж»      Методическая разработкапрактического занятия для преподавателяПМ.02 Участие в лечебно-диагно...