Методическая разработка лекционного занятия по теме:"Гельминтозы класса Нематодозы. Аскаридоз".
методическая разработка

Нематодозы – наиболее распространенные гельминтозы в общей структуре заболеваемости человечества. Возбудителями их являются паразитические круглые черви, относящиеся к классу Собственно круглые черви. Нематодозы, несмотря на их распространенность, остаются одной из самых недиагностируемых патологий. Целью занятия является сформировать теоретические знания по теме: "Гельминтозы класса Нематодозы. Аскаридоз". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mr_lektsii_askaridoz.docx58.17 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Тюменской области «Тюменский медицинский колледж»

(ГАПОУ ТО «Тюменский медицинский колледж»)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ:

Гельминтозы класса Нематодозы. Аскаридоз.

 

ПМ. 02 Участие в лечебно-диагностическом и

реабилитационных процессах 

МДК 02.03. « Решение проблем пациента при паразитарных заболеваниях»

Специальность 34.02.01 Сестринское дело

(очная, очно-заочная форма обучения)

                                              г.   Тюмень

Рассмотрено

на заседании ЦМК

«____»______________20_____г.

Протокол №_____

Председатель ЦМК

_____________________________

Подпись                                      ФИО

Согласовано

Методист

____________________________

«_____» ______________20_____г.

Автор:                             Восквицова А.И., преподаватель медицинской

                                         паразитологии, инфекционных болезней  

                                         ГАОУ СПО ТО ТМК.                                                                                      

Рецензент                       Самопальникова М.И., преподаватель инфекционных

                                        болезней  ГАОУ СПО ТО ТМК, высшей категории.                  

Место проведения занятия: Аудитория

Оснащение: Методическая разработка лекции, мультимедийное сопровождение

1.Продолжительность изучения темы– 2 часа

2.Вид занятия: Теоретическое занятие - лекция с элементами проблемного обучения.

3.Актуальность темы: Нематодозы – наиболее распространенные гельминтозы в общей структуре заболеваемости человечества. Возбудителями их являются паразитические круглые черви, относящиеся к классу Собственно круглые черви. Больше половины видов паразитических червей – возбудителей болезней человека относятся именно к этому классу. России ежегодно выявляется более 2 млн. больных нематодозами (Маркин А.В., 1995; Сергеев В.П., 1991).

Нематодозы по частоте распространения и величине, охватываемых заболеваниями территорий, среди всех гельминтозов стоят на первом месте.

Аскаридоз относится к числу самых распространенных паразитарных заболеваний, который регистрируется во всех регионах Земли.

Ежегодно в мире аскаридозом заражаются около 650 миллионов человек.

Особенно часто данные инвазии встречаются у детей (Jevitic M., 1974).

В детском возрасте гельминты являются фактором , способствующим развитию хронических расстройств питания, дисфункции желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), интоксикации, сенсибилизации организма, ослабления иммунитета.

Нематодозы, несмотря на их распространенность, остаются одной из самых недиагностируемых патологий. В связи с этим поиски методов ранней диагностики с целью проведения своевременной дегельминтизации не теряют своей актуальности.

 4.Основная цель занятия: сформировать новые теоретические знания по теме «Гельминтозы класса Нематодозы. Аскаридоз». Сформировать профессиональные компетенции.

5.Задачи занятия:

Учебная: Помочь студентам овладеть знаниями по теме «Гельминтозы класса Нематодозы. Аскаридоз».

Развивающая: формировать ключевые образовательные компетенции: ценностно-смысловую, учебно-познавательную, личностного самосовершенствования.  

Воспитательная: Подчеркнуть роль и ответственность медицинского работника среднего звена в диагностике аскаридоза.

Формирование чувства долга, милосердия.

Формирование профессионально значимых качеств личности через предмет.

Профессиональные качества

Возможности их формирования через содержание деятельности студентов

1

Организованность

При организации рабочего места

2

Внимательность, такт, ответственность, терпение, уверенность в себе

Общение друг с другом, преподавателем

3

Усидчивости, аккуратности, бережное отношение к рабочему месту.

Соблюдение техники безопасности.  

6. Уровни усвоения знаний:

6.1. Студент должен знать:

- этиологию возбудителей кл. Нематодозы (аскаридоз), а также факторы патогенности возбудителя;

- эпидемиологию развития гельминтов кл. Нематодозы;

- патогенез;

- клиническое проявление аскаридоза;

- патогенез, клиническое проявление осложнений аскаридоза;

- лабораторную диагностику аскаридоза;

- принципы лечения;

- принципы профилактики;

- прогноз заболевания;

6.2. Студент должен уметь:

- планировать обследование пациента;

- осуществлять сбор анамнеза;

- применять различные методы обследования пациента;

- формулировать предварительный диагноз в соответствии с современными классификациями;

- интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов диагностики;

- оформлять медицинскую документацию.

7.0 ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:

Дисциплина

Знать

Уметь


Инфекционные болезни


Особенности инфекционных болезней. Принципы диагностики, лечения, профилактики инфекционных болезней. Патогенез, эпидемиологию, динамику клинических проявлений, лабораторную диагностику, возможные осложнения инфекционных болезней.


Проводить дифференциальную диагностику болезней разного генеза. Распознать инфекционное заболевание, его осложнение; интерпретировать данные лабораторного обследования. Назначить лечение. Оказать неотложную помощь на догоспитальном этапе

8.0 МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:

Дисциплина

Знать

Уметь


Эпидемиология


Эпидемический процесс (источник, механизм заражения, пути передачи) при аскаридозе; распространенность патологии в России и в мире.


Собрать эпидемиологический
анамнез, провести противоэпидемические и профилактические мероприятия в очаге инфекции.


Пропедевтика внутренних болезней


Основные этапы и методы клинического обследования больного.


Собрать анамнез, провести клиническое обследование больного, выявить патологические симптомы и синдромы. Анализировать полученные данные.


Клиническая фармакология


Фармакокинетику и фармакодинамику, побочные эффекты средств специфической и патогенетической терапии.


Назначить лечение в зависимости от степени тяжести, индивидуальных особенностей больного.

Параллельные дисциплины:  ПМ 01. МДК.01.01 Пропедевтика клинических дисциплин

9.Литература, рекомендуемая для самоподготовки:

1. Корнакова, Е.Е. Медицинская паразитология. 3-е изд., стер., СПО изд. Академия, 2012.-224с.- Содержание: .- ISBN 978-5-7695-9254-6

2. Смирнов, И. В.  Функциональная диагностика. ЭКГ, Реография, спирография. [Текст] / И. В. Смирнов, А. М. Старшов. - М. : Эксмо, 2008. - 224 с. - Содержание: . - ISBN 978-5-699-26695-1

3. Тульчинская, В. Д.  Сестринское дело в педиатрии [Текст] / В. Д. Тульчинская. - 9-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 383 с. - Содержание: . - ISBN 978-5-222-12836-7

4. Костюкевич, С.В., Никитина, А.Ф.,  Введение в медицинскую паразитологию-

Спб: СПбГМА-2008-68 с.

5. Пехов, А.П. Медицинская биология, генетика, паразитология: учебник / изд. ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 664 с. ISBN: 978-5-9704-1413-2

6. Боянович,Ю.В.,  Кравченко, М.А., Киося, Е.А., Биология –М.: Эксмо, 2009.- 320 с.

7. Интернет-ресурсы

http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/BIO/ISAEV/

10.План занятия:

№ п\п

Этапы урока

Время

1

Введение

2мин

2

Организационная часть

3мин

3

Ход лекции (изложение нового материала)

120 мин

4

Домашнее задание

2 мин

5

Подведение итогов

3 мин

11. Этапы занятия:

Название этапа(дидактическая структура занятия

Описание деятельности

Цель деятельности

Время

преподавателя

студентов

Организационный момент

Проявляется   готовность   группы   к   лекции, отмечаются отсутствующие студенты, внешний вид студентов. Сообщается тема и план проведения лекции.

Открывают тетради для лекционного материала, записывают тему занятия

Привлечение внимания, установление рабочей обстановки, формирование благоприятного климата для занятий.

ё

Мотивация учебной деятельности

Объясняются   цели   лекции,  значение  данной темы в процессе последующей работы с пациентами.

Студенты формируют и записывают в рабочие тетради цели и задачи занятия

Показать практическую значимость для дальнейшей учебы и практической деятельности.

Пробудить интерес, активизировать внимание и мышление.

Ход лекции

Изложение       нового материала

Лекция сопровождается мультимедийным показом слайдов

Материалы  даются под запись.

Записывают, анализируют материал, принимают участие в обсуждении

Формирование знаний и умений в соответствии с целями занятия, стимулирование познавательной деятельности студентов

Вывод по данной теме

Задает вопросы,

Анализируют, значимость темы, отвечают на вопросы

Делаются выводы, заключение по данной теме

Домашнее задание

Изучить конспект лекции, основную и дополнительную литературу по данной теме (список прилагается)

Составить схему цикла развития гельминта.

Решить проблемы предложенные на лекции

Записывают в тетрадь

Закрепление темы

План лекции:

  1. Актуальность проблемы гельминтозов класса Нематоды.
  2. Этиология  возбудителей.
  3. Эпидемиологические особенности распространения аскаридоза.
  4. Патогенез заболевания.
  5. Клиника аскаридоза.
  6. Лабораторная диагностика аскаридоза.
  7. Профилактика.

В ходе лекции студентам предлагается решить следующие проблемы:

  • Чем обусловлены клинические явления при паразитировании гельминта;
  • Каково значение ранней диагностики аскаридоза;
  • Какова связь между развитием гельминтоза и наличием гигиенических знаний у населения;

Цель: Ознакомиться с основными клиническими проявлениями, методами обследования пациента в соответствии  с профессиональными компетенциями.

Задачи лекции: 

- ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп

- ПК 1.2. Проводить диагностические исследования

- ПК 1.3. Проводить диагностику острых  и хронических заболеваний

- ПК 1.7. Оформлять медицинскую документацию

Конспект лекции:

Аскаридоз — заболевание, обусловленное паразитированием в организме аскарид — червей, относящихся к типу круглых червей. Аскаридоз широко распространен по всему земному шару и часто занимает лидирующую позицию среди всех гельминтозов. Но данным различных источников заболеваемость населения Земли аскаридозом в среднем составляет до 100 млн случаев в год. Заболевание наиболее распространено в странах с умеренным и теплым климатом, особенно при повышенной влажности в течение года. Возбудитель заболевания — круглый червь Ascaris lumbricoides. Взрослые особи имеют вытянутую форму с заостренными краями. Самцы достигают в длину 15—25 см, самки крупнее, их размеры 25—40 см.

Развитие заболевания

Единственно возможным источником инфекции является человек, в кишечнике которого паразитируют аскариды. Самка аскариды откладывает в сутки до 240 тыс. незрелых яиц, которые с испражнениями больного попадают во внешнюю среду, где они могут сохраняться в течение многих лет (при благоприятных условиях — более 20 лет!). Яйца аскарид очень устойчивы к внешним воздействиям и остаются жизнеспособными под снегом при температуре до – 25 30°С. Незрелые яйца не могут вызвать заболевание. И только при определенной температуре и влажности (наиболее оптимальная для созревания личинок температура - 24—30°С) и только оплодотворенные яйца созревают и превращаются в личинку. После этого личинка, уже обладающая подвижностью, линяет, сбрасывая верхний защитный слой, и приобретает способность вызывать заболевание. Температура более 38 °С является смертельной для личинок.

Механизм заражения аскаридозом - фекально-оральный, т. е. заражение происходит при проглатывании зрелых яиц. В организм человека они попадают с грязными овощами, ягодами и фруктами, на которых остались частицы почвы. Например, как часто на даче мы срываем спелую клубнику и кладем ее в рот. Нередко источником заражения могут быть грязные руки.

После попадания в просвет кишечника человека личинки внедряется в стенку кишки. Затем они оказывается в кровеносных капиллярах и с током крови начинают мигрировать.

Кровь от кишечника оттекает сначала в мезентериальные сосуды, а затем в воротную вену и печень, куда неминуемо попадают и личинки аскариды.

По печеночным сосудам они продолжают свое путешествие в нижнюю полую вену и оказываются в правой половине сердца, которое выбрасывает их в малый круг кровообращения.

Оказавшись в густой сети капилляров легких, личинки повторно проделывают движения, аналогичные тем, что они выполняли в кишечнике, но теперь в другом направлении: из просвета сосудов — в альвеолы легких.

Личинки попадают сначала в бронхи, а затем в трахею, глотку и ротовую полость. Часть из них оказывается на воздухе и погибает, остальные же вместе со слюной заглатываются и повторно попадают в кишечник, где и превращаются во взрослую особь за 70—75 суток.

 Этот жизненный цикл наблюдается чаще, однако не является единственным. Вместе с током крови личинки могут задерживаться в печени, поджелудочной железе, сердечной мышце, легочной ткани. Вены головы и шеи не являются для них препятствием, так как в отличие от вен нижней части тела в них нет клапанов. Таким образом, личинки могут оказаться в носовых пазухах, слюнных железах, головном мозге и других органах.

Считается, что аскариды могут проникать в другие органы и ткани не только на стадии личинки, но так же будучи взрослой особью. Она может перемещаться по кишечнику в просвет желудка, пищевод, глотку, а оттуда в носовые пазухи и дыхательные пути. Накапливаясь в различных органах, возбудитель может нарушать естественный отток биологических жидкостей: желчи — при локализации в желчевыводящих путях, панкреатического сока — в поджелудочной железе, слюны — в слюнных железах. Клубок аскарид в просвете кишечника может  вызывать механическую кишечную непроходимость.

В течение заболевания отмечается одна особенность - к аскаридам вырабатывается своеобразный иммунитет, так как при повторном заражении проявления заболевания изменения в органах выражены гораздо меньше.

Продолжительность жизни аскариды - примерно 1 год, после чего она погибает и выделяется вместе с калом. Аскариды оказывают на организм хозяина двоякое воздействие.

1) Продукты его жизнедеятельности являются сильными аллергенами, поэтому при любых проявлениях аллергии никогда нельзя исключать наличие глистной инвазии. Помимо аллергического действия, 2) личинки благодаря своей подвижности прорывают стенки кишечника и капилляров, оказывая механические повреждения.

Течение заболевания.

Проявление заболевания напрямую зависит от места нахождения паразитов, а также от их количества.

Аскаридоз протекает в две фазы: миграционная (ранняя) и кишечная (поздняя).

Ранняя стадия обусловлена патологическим влиянием на организм хозяина мигрирующих личинок.

В поздней стадии взрослая особь паразитирует в просвете кишечника.

В миграционную фазу симптомы заболевания, как правило, слабо выражены:

 -  В некоторых случаях это может быть слабость, недомогание, сухой либо с незначительным количеством слизистой мокроты кашель.

- Температурная реакция организма также выражена незначительно, и температура тела редко поднимается до 38°С.

- Характерным признаком является аллергическая реакция организма, проявляющаяся в виде крапивницы и небольших пузырьков, наполненных прозрачной жидкостью, на коже.

Диагностика

При рентгенографии патология в легких определяется не ранее чем через одни сутки после заболевания, чаще на 5—7-е сутки. При этом на рентгенограмме отмечаются инфильтраты (уплотнения) различной формы, не имеющие строгой локализации, количество их также разнообразно: встречаются как одиночные инфильтраты, так и множественные. Подобные «рецидивы» могут наблюдаться в течение нескольких месяцев.

В анализе периферической крови в ранний период лейкоцитоз и увеличение СОЭ наблюдаются редко. Наиболее характерна для гельминтозов эозинофилия (увеличение количества эозинофилов).

Количество эозинофилов может достигать 60—80. При очень значительной инвазии уже в миграционную фазу может наблюдаться умеренная анемия.

Поздняя фаза заболевания также может протекать без клинических проявлений, однако чаше больные все же предъявляют жалобы:

-  на слабость,

- утомляемость,

- снижение аппетита (реже — на его повышение),

- тошноту, рвоту,

- боли в эпигастральной области, причем часто схваткообразные.

Почти обязательным спутником гельминтозов является нарушение стула, причем одинаково часто возникают как запоры, так и поносы и их чередование.

Продукты жизнедеятельности оказывают токсическое воздействие на организм хозяина. Больные часто жалуются на:

-  беспричинные головные боли,

- головокружение,

- нарушение сна (помимо нарушения фаз сна наблюдаются ночные кошмары). Встречаются и более серьезные поражения нервной системы: истерические припадки, эпилептиформные судороги. Во время заболевания могут отмечаться светобоязнь, различная реакция зрачков на свет и т. д.

Отмечаются изменения со стороны сердечно-сосудистой системы в виде сниженного артериального давления и рефлекторного повышения частоты сердечных сокращений.

Из-за значительной потери крови, которой питаются аскариды в кишечной фазе, в анализе периферической крови часто определяется умеренная анемия. Эозинофиллия в этот период незначительная и даже может отсутствовать.

Осложнения

- Кишечная непроходимость, обусловленная закупориванием просвета кишечника клубком аскарид.

- При длительном застое кишечного содержимого происходит воспаление стенки кишки присоединением вторичной инфекции,

-  происходит обратное всасывание содержимого кишечника с развитием комовой интоксикации.

- Довольно тяжелым осложнением аскаридоза является закупорка паразитами желчевыводящих путей. Резкие схваткообразные боли являются одними из самых интенсивных в терапевтической практике, причем купировать эти боли возможно лишь введением спазмолитиков, а в крайних случаях— наркотических анальгетиков.

- Часто при поражении желчевыводящих протоков наблюдается рвота. В рвотных массах иногда можно обнаружить взрослых гельминтов и их яйца.

Нарушение оттока желчи в просвет кишечника способствует накоплению в организме метаболитов, которые являются результатом жизнедеятельности не только паразита, но и самого человека. Среди собственных метаболитов человека, выделяемых с желчью, наиболее важным является билирубин. Концентрация его в крови может довольно быстро увеличиться. Попадая на слизистые оболочки и кожу, билирубин окрашивает их в желтоватый цвет (желтуха), а также раздражает рецепторы. Появляется зуд, который в свою очередь усугубляет проявления аллергии, а места расчесов могут спровоцировать вторичную инфекцию (наиболее важно в детской практике, так как дети более чувствительны к зуду). Печень, пораженная аскаридами, также может стать мишенью для бактериальной флоры. В этом случае могут сформироваться абсцессы печени, гнойный холангит, причем инфекция может распространиться и на другие органы брюшной полости, а также спровоцировать сепсис.

Иногда поражается поджелудочная железа. При закупорке ее протока вызывается не только болевой синдром и нарушение пищеварения, но и эндокринные сдвиги. Как правило, у здорового до этого человека серьезных последствий не наблюдается, у больных сахарным диабетом отмечается отрицательная динамика заболевания.

За счет своей подвижности взрослые особи могут подняться по пищеварительному тракту к глотке и, попав в дыхательные пути, вызвать закупорку дыхательных путей и смерть, причем подобная активность паразитов отмечается чаще ночью. Гораздо реже отмечается локализация аскарид в мочеполовых органах, среднем ухе, евстахиевой трубе, околопочечная клетчатке, головном мозге.

В целом за счет токсико-аллергического воздействия аскариды изменяют иммунологическое состояние организма, отягощая течение различных инфекционных и соматических заболеваний.

Лечение

В фазе миграции личинок проводится противоаллергическая терапия. Для изгнания аскарид из кишечника назначают пиперазин, левамизол, комбатрин, вермокс, пирантел. Эффективность этих препаратов 80-100%. Противопоказанием для их применения является беременность. Перед назначением препарата необходимо внимательно ознакомиться с инструкцией по его применению.

В условиях стационара применяют кислород, так как введение кислорода в желудок через тонкий зонд — довольно сложная медицинская манипуляция, которую опасно выполнять в домашних условиях. Введение кислорода осуществляют натощак (или через 3—4 ч после завтрака) в течение 2—3 дней подряд. В течение одного сеанса в организм вводится до 1500 мл кислорода, после чего больной не должен вставать с постели 2 ч.

Существует более простой способ кислородотерапии, который заключается в приготовлении кислородных коктейлей. Для этого метода используются специальные баллоны. Проведение этого метода кислородолечения не требует присутствия медицинского персонала и может применяться для амбулаторного лечения на дому.

Профилактика

Основную роль в профилактике заболевания играет соблюдение правил личной гигиены: мытье рук перед едой, тщательное мытье и обваривание овощей и фруктов. С целью профилактики гельминтозов проводятся мероприятия, направленные на очищение почвы садовых и огородных участков от загрязнения фекалиями. Недопустимо на огородных участках вместо удобрений использовать фекалии. Довольно доступный метод диагностики аскаридоза — анализ кала на яйца глистов — позволяет вовремя обнаружить больного (путем охвата большей части населения) и тем самым предотвратить распространение инвазии.

Вопросы для самоподготовки студентов к семинару

1. Особенности возбудителя аскаридоза.

2.  Источник инфекции и факторы передачи.

3.  Патогенез нематодоза.

4.  Основные клинические синдромы аскаридоза.

5.  Клинические проявления в зависимости от тяжести течения болезни.

7.  Специфические осложнения аскаридоза.

8.  План обследования больного аскаридозом.

9. Методы специфической диагностики нематодоза. Интерпретация результатов лабораторного исследования.

10. Этиотропная терапия аскаридоза: дозы, продолжительность лечения.

11. Профилактика и мероприятия в очаге.

Использованная литература:

1. Борзунов В.М. Протозойные инвазии и гельминтозы человека: учебник для врачей инфекционистов, терапевтов, паразитологов, лаборантов / Екатеринбург: Уральская государственная медицинская академия.- 2004 г.

2. Государственный доклад «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2012 году».- М.- 2013.

3. Инфекционные болезни / Национальное руководство под редакцией акад. РАМН Н.Д. Ющука, акад. РАЕН Ю.Я. Венгерова. – М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка лекционного занятия № 24: «Анатомия и физиология больших пищеварительных желез"

ГОУ СПО «Армавирский медицинский колледж» ДЗ КК «Утверждено»на заседании ЦКОбщих междисциплинарных дисциплинпротокол №____«__» от _________2014председатель ЦМК___________________Парфенова. Е.Г.Ме...

Презентация к Методической разработке лекционного занятия: «Сестринский уход при гипертонической болезни» 12. 2016 г.

Презентация к Методической разработке лекционного занятия «Сестринский уход при гипертонической болезни» подготовлена в соответствии с рабочей программой раздела междисциплинарного курса: «Сестринская...

Методическая разработка лекционного занятия «Сестринский уход при ИБС, стенокардии». 12. 2016 г.

Методическая разработка лекционного занятия «Сестринский уход при ИБС, стенокарди» подготовлена в соответствии с рабочей программой раздела междисциплинарного курса: «Сестринская пом...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ по профессиональному модулю ПМ 04: «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» Раздел:. Оказание медицинских услуг в пределах своих полномочий МДК 04.03.Технология оказания м

Методическое пособие разработано для проведения лекционного занятия со студентами по теме: «Участие сестры в различных исследованиях и правила подготовки к ним». «Методическая разработка состав...

Методическая разработка лекционного занятия по хирургии

Методическая разработка лекционного занятия по дисциплине: "Лечение пациентов хирургического профиля" для специальности 31.02.01 Лечебное дело 3 курс. Тема: " Асептика и антисептика в х...

Методическая разработка лекционного занятия по анатомии. Нервная система

Методическая разработка лекционного занятия для студентов СПО по Анатомии по теме: «Анатомо-физиологические особенности нервной системы»...

Методическая разработка лекционного занятия по теме "Медикаментозная терапия. Введение лекарственных средств"

Методический материал будет интересен обучающимся медицинских колледжей, изучающим профессиональный модуль ПМ.04, а так же может быть использован педагогами для проведения лекционного занятия по теме...