Методической разработка ПМ. 02 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях» по теме «Сестринский уход в хирургии»: Асептика
методическая разработка

Сухов Константин Алексеевич

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение «Фельдшерский колледж»

__________________________________________________________________

 

 

Методическая разработка

ЛЕКЦИИ №

Профессионального модуля

ПМ.02 Участие в лечебно - диагностическом и реабилитационном процессах

для специальности

34.02.01 «Сестринское дело»

/Очная форма обучения/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2019 г.

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка профессионального модуля: Составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело" (Приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 N 502) в части освоения основного вида профессиональной деятельности: Выполнение работ по профессии медицинская сестра по уходу за больным

 

Организация-разработчик: СПб ГБПОУ «Фельдшерский колледж»

 

Разработчик:

Сухов К.А., преподаватель ПМ. 02.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                              © Сухов К.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

к методической разработке ПМ. 02 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях» по теме «Сестринский уход в хирургии»: Асептика

Методическая разработка разработана для преподавателя с целью формирования знаний по теме: Асептика

Используются следующие формы работы: словесный ( вербальный) метод обучения.

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС, для использования на теоретическом занятии в рамках специальности 34. 02. 01. «Сестринское дело».

В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен

знать:

- Асептика

Формируемые компетенции:

ПК 2.5.

Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных ее руководителем.

ОК 3

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач.

 

ОК 5

Использовать  информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

 

ОК 6

Работать  в  коллективе и команде,  эффективно  общаться  с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8

Соблюдать правила охраны труда, пожарной безопасности и техники безопасности.

 

Методы и формы, используемые на занятии:

Содержание учебного материала, тестовые задания для закрепления материала.

Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Описание хода занятия», «Теоретическое осмысление учебного материала и актуализация опорных знаний» (приложение №1), «Изложение нового материала» (приложение №2),«Физкультминутка» (приложение №3).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Тема занятия: : Асептика

Место проведения: Учебная аудитория.

Продолжительность проведения занятия : 90 минут

Мотивация темы: Данная тема является основой для дальнейшего усвоения учебного материала при изучении профессиональных модулей

Цели занятия:

1.Образовательная: после изучение темы студент должен знать: Определения «асептика», «дезинфекция», «ПСО», «стерилизация». Виды, методы Асептики и Антисептики. Виды уборок функциональных помещений ЛПУ. Способы обеззараживания воздуха и проветривания палат, помещений, кабинетов. Современные средства дезинфекции, преимущества и недостатки различных групп дезинфицирующих средств. Правила техники безопасности при работе с дезинфицирующими средствами. Правила оказания первой помощи при попадании хлорсодержащих средств на кожу.

2. Воспитательная: содействовать воспитанию деловых качеств, развитию положительных черт личности студентов. Способствовать формированию чувства профессиональной ответственности. 

3. Развивающая:  Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных ее руководителем. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Требования ФГОС к уровню подготовки студента:

Знать: Санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря. Определения «асептика», «дезинфекция», «ПСО», «стерилизация». Виды, методы Асептики и Антисептики. Виды уборок функциональных помещений ЛПУ. Способы обеззараживания воздуха и проветривания палат, помещений, кабинетов. Современные средства дезинфекции, преимущества и недостатки различных групп дезинфицирующих средств. Правила техники безопасности при работе с дезинфицирующими средствами. Правила оказания первой помощи при попадании хлорсодержащих средств на кожу.

Методическое обеспечение занятия: Содержание учебного материала, тестовые задания для закрепления материала.

Внеаудиторная работа: Учебник Э.Д. Рубан. Хирургия, 2-е издание, «Феникс», Ростов-на Дону,2017

Подготовка реферативных сообщений по темам:

  1. Дезинфекция
  2. ПСО
  3. Сетрилизация
  4. Профилактика ВБИ
  5. Современные средства дезинфекции

Основные источники:

Учебники (основная литература)

Учебник Э.Д. Рубан. Хирургия, 2-е издание, «Феникс», Ростов-на Дону,2017

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka.docx165.59 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение «Фельдшерский колледж»

__________________________________________________________________

Методическая разработка

ЛЕКЦИИ №

Профессионального модуля

ПМ.02 Участие в лечебно - диагностическом и реабилитационном процессах

для специальности

34.02.01 «Сестринское дело»

/Очная форма обучения/

Санкт-Петербург

2019 г.

Методическая разработка профессионального модуля: Составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело" (Приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 N 502) в части освоения основного вида профессиональной деятельности: Выполнение работ по профессии медицинская сестра по уходу за больным

Организация-разработчик: СПб ГБПОУ «Фельдшерский колледж»

Разработчик:

Сухов К.А., преподаватель ПМ. 02.

                                                  © Сухов К.А.

Пояснительная записка

к методической разработке ПМ. 02 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях» по теме «Сестринский уход в хирургии»: Асептика

Методическая разработка разработана для преподавателя с целью формирования знаний по теме: Асептика

Используются следующие формы работы: словесный ( вербальный) метод обучения.

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС, для использования на теоретическом занятии в рамках специальности 34. 02. 01. «Сестринское дело».

В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен

знать:

- Асептика

Формируемые компетенции:

ПК 2.5.

Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных ее руководителем.

ОК 3

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач.

ОК 5

Использовать  информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать  в  коллективе и команде,  эффективно  общаться  с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8

Соблюдать правила охраны труда, пожарной безопасности и техники безопасности.

Методы и формы, используемые на занятии:

Содержание учебного материала, тестовые задания для закрепления материала.

Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Описание хода занятия», «Теоретическое осмысление учебного материала и актуализация опорных знаний» (приложение №1), «Изложение нового материала» (приложение №2),«Физкультминутка» (приложение №3).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Тема занятия: : Асептика

Место проведения: Учебная аудитория.

Продолжительность проведения занятия : 90 минут

Мотивация темы: Данная тема является основой для дальнейшего усвоения учебного материала при изучении профессиональных модулей

Цели занятия:

1.Образовательная: после изучение темы студент должен знать: Определения «асептика», «дезинфекция», «ПСО», «стерилизация». Виды, методы Асептики и Антисептики. Виды уборок функциональных помещений ЛПУ. Способы обеззараживания воздуха и проветривания палат, помещений, кабинетов. Современные средства дезинфекции, преимущества и недостатки различных групп дезинфицирующих средств. Правила техники безопасности при работе с дезинфицирующими средствами. Правила оказания первой помощи при попадании хлорсодержащих средств на кожу.

2. Воспитательная: содействовать воспитанию деловых качеств, развитию положительных черт личности студентов. Способствовать формированию чувства профессиональной ответственности.  

3. Развивающая:  Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных ее руководителем. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Требования ФГОС к уровню подготовки студента:

Знать: Санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря. Определения «асептика», «дезинфекция», «ПСО», «стерилизация». Виды, методы Асептики и Антисептики. Виды уборок функциональных помещений ЛПУ. Способы обеззараживания воздуха и проветривания палат, помещений, кабинетов. Современные средства дезинфекции, преимущества и недостатки различных групп дезинфицирующих средств. Правила техники безопасности при работе с дезинфицирующими средствами. Правила оказания первой помощи при попадании хлорсодержащих средств на кожу.

Методическое обеспечение занятия: Содержание учебного материала, тестовые задания для закрепления материала.

Внеаудиторная работа: Учебник Э.Д. Рубан. Хирургия, 2-е издание, «Феникс», Ростов-на Дону,2017

Подготовка реферативных сообщений по темам:

  1. Дезинфекция
  2. ПСО
  3. Сетрилизация
  4. Профилактика ВБИ
  5. Современные средства дезинфекции

Основные источники:

Учебники (основная литература)

Учебник Э.Д. Рубан. Хирургия, 2-е издание, «Феникс», Ростов-на Дону,2017

Ход занятия



Основные этапы

занятия.

Коды формируемых

компетенций

Ориентировочное время

Содержание этапа.

Методическое обоснование

1.

Организационный момент

Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность

2 мин.

Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию

2.

Теоретическое осмысление учебного материала и актуализация опорных знаний (приложение №1) .

Цель: выявить уровень теоретических знаний, оценить степень подготовки к занятию

15 мин.

Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.

3.

Мотивация учебной деятельности. Целевая установка.

Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста

3 мин.

Использование активных форм опроса с указанием цели:

- тестовый контроль

4.

Изложение нового материала (приложение №2) Цель- сформировать знания

58 мин

Словесный, (вербальный) метод обучения.

5

Физкультминутка (приложение №3) ОК. 13.Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей

3 мин

Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений.

6

Методические указания к проведению самостоятельной работы по выполнению .

Цель: организовать студентов для самостоятельной работы

3 мин

Преподаватель поясняет этапы самостоятельной работы:

7

Осмысление и систематизация полученных знаний

Цель: систематизировать и закрепить полученные знания

2 мин.

Закрепление материала.

8

Подведение итогов

2 мин.

Обсуждаются итоги самостоятельной работы студентов и выставляются оценки с комментариями. Оценка выставляется с учетом всех этапов занятия.

9.

Задание на дом

2мин.

Учебник Э.Д. Рубан. Хирургия, 2-е издание, «Феникс», Ростов-на Дону,2017

Подготовка реферативных сообщений по темам:

  1. Дезинфекция
  2. ПСО
  3. Сетрилизация
  4. Профилактика ВБИ
  5. Современные средства дезинфекции

Всего

90 мин




Приложение№1

Теоретическое осмысление учебного материала и актуализация опорных знаний

Текст задания: Перечислите способы реализации сестринского ухода путем решения тестовых заданий.

1.Укажите, какое утверждение является верным

  1. Дезинфекция – это комплекс мероприятий, направленный на уничтожение патогенной и условно-патогенной микрофлоры, кроме спор на объектах окружающей среды;
  2. дезинфекция – это комплекс мероприятий, направленный на уничтожение всех форм микрофлоры, включая споры;
  3. дезинфекция – это комплекс мероприятий, направленный на уничтожение всех форм бактерий, кроме спор;
  4. дезинфекция – это мероприятия, направленные на уничтожение биологических и химических загрязнений; дезинфекция – это мероприятия, направленные на очистку инструментария от лекарственных загрязнений.

2.Отметьте, что из перечисленного относится к видам дезинфекции

  1. химическая;
  2. паровая;
  3. очаговая;
  4.  газовая;
  5. механическая.

3.Укажите, что из перечисленного относится к методам дезинфекции

1)физические воздействия на объект;
2) орошение;
3) очаговые мероприятия;
4) профилактические мероприятия;
5) дератизация.

4.Отметьте правильный ответ:

Для дезинфекции использованных многоразовых инструментов не допускается проведение

1) кипячения инструментов в дистиллированной воде – 30 минут;
2) кипячения инструментов в 2% растворе пищевой соды – 15 минут;
3) погружения инструментария в дезинфицирующее средство;
4) автоклавирования;
5) уничтожения инструментария.

Эталон ответов:

  1. – 1
  2. – 3
  3. – 1
  4. – 5

Критерии оценки:

0 ошибок – «отлично»

1 ошибка – «хорошо»

2 ошибки – «удовлетворительно»

3 и более – «неудовлетворительно»

Приложение№2

( Изложение нового материала)

Асептика — система мероприятий, направленных на предупреждение внедрения возбудителей инфекции в рану, ткани, органы, полости тела больного при хирургических операциях, перевязках и диагностических процедурах. http://vmede.org/sait/content/Xirurgiya_objaya_petrov_2010/3_files/mb4_004.png

Одним из основателей асептики считается немецкий хирург Эрнст фон Бергманн. Он предложил физические методики обеззараживания — кипячение, обжигание, автоклавирование. Это произошло на X конгрессе хирургов в Берлине в 1890 г.

Чтобы предупредить попадание инфекции в рану, прежде всего нужно знать её источники и пути распространения.

Асептика включает:

а) стерилизацию инструментов, материалов, приборов и др.;

б) специальную обработку рук хирурга;

в) соблюдение особых правил и приемов работы при проведении операций, исследований и др.;

г) осуществление специальных санитарно-гигиенических и организационных мероприятий в лечебном учреждении.

Методы асептики:

механический,

физический,

химический,

биологический,

комбинированный .

Способы проведения асептики.  Профилактика. 

Предупреждение воздушно-капельной инфекции в операционных и перевязочных способствуют их устройство и оборудование, организация работы в них, проведение мероприятий, направленных на уменьшение загрязнения воздуха микробами и на уничтожение уже имеющихся в нем бактерий: систематическая влажная уборка, наличие вентиляционных установок ,бактерицидных ламп, а также соблюдение медперсоналом установленных правил.

Доступ в операционные посторонних лиц должен быть максимально ограничен, передвижение персонала сокращено. Все лица, находящиеся в операционной, должны быть в халатах, колпаках, масках, бахилах. О степени загрязнённости воздуха в операционной и перевязочной судят по результатам систематически проводящихся бактериологических исследований.

Уборка операционной 

Предварительная уборка. Предварительная уборка проводится утром перед началом работы операционной.

Текущая уборка. Текущая уборка проводится во время операции. Санитарка подбирает упавшие на пол шарики, салфетки пропитанные кровью и другие предметы, случайно упавшие с операционного стола, а также убирает весь отработанный материал и использованный инструмент.

Уборка после каждой операции (в промежутках между операциями)

Заключительная (ежедневная) уборка производится ежедневно после окончания операций.

Генеральная уборка  производят раз в неделю в свободный от операций день.

Предупреждение контактного инфицирования достигается стерилизацией операционного белья, перевязочного и шовного материала, перчаток, инструментов, обработкой рук хирурга и операционного поля. Стерилизация шовного материала направлена на профилактику инфицирования раны. Ответственность за стерильность несёт операционная сестра.

Профилактика эндогенного инфицирования раны заключается в выявлении и лечении очагов инфекции у больного, готовящегося к плановой операции.

 Плановая операция должна быть отложена, если у больного повышена температура тела, имеются фурункулы, тонзиллит, кариозные зубы или другие очаги гнойной инфекции.

Основой асептики является стерилизация.

Стерилизация 

Ее проводят с целью уничтожения всех микроорганизмов, как патогенных, так и непатогенных, в том числе и спор.

Стерилизации подвергаются

все изделия медицинского назначения, соприкасающиеся с раной, контактирующие с кровью, инструменты, которые в процессе использования соприкасаются со слизистыми оболочками и могут повредить их (эндоскопы, интубационные трубки, зонды и т. п.), причем повреждения могут быть незначительными, но они достаточны для проникновения бактерий.

Некоторые операции требуют особой стерильности, например трансплантация органов и тканей, или повышенного содержания кислорода – это операционные с абактериальной средой и бараоперационные.

В операционных с абактериальной средой через потолок постоянно нагнетается стерильный воздух, прошедший через бактериальный фильтр. Вмонтированное в пол устройство забирает воздух. Таким образом создается ламинарный (прямолинейный) поток воздуха, препятствующий его запылению.

Бараоперационные предназачены для выполнения операций, при которых требуется не только абсолютная стерильность, но и повышенная оксигенация тканей. Барооперрационные представляют собой барокамеры, в которых больной и операционная бригада находятся под повышенным давлением. В них также подается абсолютно стерильный воздух, а медицинский персонал одет в специальные герметичные костюмы, а дыхание осуществляется через систему трубок по замкнутому контору, изолированному от воздуха в операционной.

Методы, средства и режимы стерилизации 

Существуют следующие виды стерилизации:

*термические (паром под давлением и воздушный при температуре 160 и 180 гр. С);

*химические (газовые стерилизаторы, растворы химических средств),

*ультразвуковой;

*радиационный.

В хирургии чаще всего используются паровой и воздушный методы стерилизации.

Паровой метод стерилизация проводится паром под давлением в паровых стерилизаторах - автоклавах

Режимы и условия парового метода стерилизации.

1. При температуре 132 °С, давлении пара в стерилизационной камере 2 атм. в течение 20 мин рекомендуют стерилизацию для изделий из антикоррозийного материала, стекла, текстильных материалов.

2. При температуре 120 °С, давлении пара 1,1 атм. в течение 45 минут рекомендуют стерилизацию для изделий из резины и латекса, полимерных материалов.

Срок сохранения стерильности изделий, простерилизованных, в коробках без фильтров равен трем суткам, в стерилизационных биксах с фильтром — до 20 суток.

Воздушный метод стерилизации

Применим для изделий из резины силиконовой, металла, стекла. Стерилизацию проводят сухим горячим воздухом в воздушном стерилизаторе — сухожаровом шкафу.

Режимы стерилизации.

1. При температуре 180 °С в течение 60 минут для изделий из металла.

2. При температуре 160 °С в течение 150 минут.

Химический метод стерилизации.

В этом случае в ход идут специальные химические растворы. Могут применяться такие дезинфектанты, как перекись водорода или аламинол.

Радиационный метод

В этом случае обработка инструментов производится при помощи воздействия гамма-лучей. Применяют такой способ дезинфекции для подготовки тех инструментов, которые чувствительны к влиянию химических соединений и высокой температуры.

Физический. Суть его сводится к обработке инструментов посредством кипячения в дистиллированной воде, в которую может добавляться натрий.

 Биологический. В его основании лежит использование антагонизма разных микроорганизмов. Посредством воздействия бактериофагов достигается уничтожение синегнойной палочки, брюшнотифозных бактерий, стафилококков и др.

Дезинфекция (обеззараживание) означает уничтожение патогенных или условно патогенных микроорганизмов (кроме их спор) в окружающей человека среде, на предметах ухода за больным, медицинском инструментарии и оборудовании. Дезинфекция имеет исключительно важное значение как для профилактики воздушно-капельной, так и контактной инфекции. 

Методы и средства дезинфекции могут быть механическими, физическими и химическими.

Различают виды дезинфекции:

Очаговая и Профилактическая.

Приложение№3

Физкультминутка

И.п. – о.с. 1 – руки через стороны вверх; 2–3 раза подняться на носки; 4 – и.п.; 4 раза, темп медленный.

И.п. – о.с. 1 – прогнуться, руки отвести назад; 2–4 раза держать; 5–6 – и.п.; 6 раз, темп медленный.

И.п. – стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях, ладонями вниз. Имитация плавания стилем «брасс». 1 – наклон вперед, руки вперед; обе руки в стороны, 3–4 – и.п.; 4 раза, темп средний.

И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон туловища назад: 2–4 – держать; 5–6 – и.п.; 4 раза, темп медленный.

И.п. – сидя за партой, лицом к проходу, руки в упоре. Имитация движений «велосипед»; произвольно, темп средний.

Ходьба на месте, руки через стороны вверх, сжимая и разжимая пальцы рук; 10 сек, темп средний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации и выполнению практических занятий по МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях. Раздел. Сестринский уход в терапии. ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.

Методические рекомендации по организации и выполнению лабораторных работ/практических занятий  по  профессиональному модулю МДК 02 01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояния...

Технологическая карта учебного занятия по теме: Сестринский уход при заболеваниях органов мочевыделительной системы

Технологическая карта учебного занятия по теме: Сестринский уход при заболеваниях органов мочевыделительной системы...

Методическая разработка для проведения практического занятия « 1 этап-оценка состояния пациента» по специальности Сестринское дело 060501 Лечебное дело 060101 для ПМ 04; ПМ 07.«Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным"

Методическая разработка для проведения практического занятия "1 - этап  -  оценка состояния пациента" по специальности Сестринское дело 060501 для ПМ 04 (МДК 04.01 "Теория и п...

учебно-методическое пособие. Особенности сестринского ухода за пациентами с заболеваниями дыхательной системы.

пособие предназначено для проведения практических занятий обучающихся по специальности 34.02.01. в данном пособии расматриваются особенности сестринского ухода за пациентами с заболеваниями щитовидной...

Методическая разработка практического занятия «Сестринский уход при заболеваниях органов дыхания»

Цель данного методического пособия – помощь студентам в процессе подготовки к аудиторному практическому занятию и учебной практике, данное пособие поможет студентам изучить клинические проявлени...