КОС по дисциплине ОП.01 Основы латинского языка с медицинской терминологией
тест

Басырова Нурия Мясумовна

КОС по дисциплине "Основы латинского языка с медицинской терминологией" позволяют определить знания и умения обучающихся по дисциплине на дифференцированом зачете. Работа включает в себя пояснительную записку, внеаудиторные самостоятельные работы с указанием темы и количества часов на выполнение.  Задания КОС имеют 4 варианта по 30 вопросов,критерии оценивания, в конце каждого варианта даются ответы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж №2»

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

для текущего контроля знаний, умений обучающихся

ОП. 01. Основы латинского языка с медицинской терминологией

Специальность 34.02.01 Сестринское дело

(очно-заочная форма обучения)

Москва

2019

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка        3

Раздел 1. Фонетика        4

Тема 1.1. Фонетика.  Введение. Значение латинского языка, его роль в медицине. Медицинская терминология. Фонетика. Латинский алфавит. Произношение гласных, согласных, дифтонгов и буквосочетаний. Правила постановки ударения. Долгота и краткость слога.        4

Раздел 2. Анатомическая терминология        7

Тема 2.1. Имя существительное. Имя существительное. Грамматические категории имен существительных. Словарная форма. Определение склонения. Существительные 1-го и 2-го склонений. Несогласованное определение. Латинизированные греческие существительные на –on. Склонение существительных греческого происхождения на –е.        7

Тема 2.2. Имя прилагательное. Имя прилагательное. Грамматические категории прилагательных: род, число, падеж. Две группы прилагательных. Словарная форма. Прилагательные первой и второй групп. Согласованное определение. Сравнительная и превосходная степени прилагательных и их употребление в анатомической терминологии.        10

Тема 2.3. Склонение имен существительных. Склонение имен существительных. Окончания существительных мужского, женского и среднего родов 3-го склонения. Словарная форма. Исключения из правил о роде. Систематизация признаков рода существительных 3-го склонения. 4-е и 5-е склонения существительных.        13

Согласование прилагательных первой и второй групп с существительными 3,4,5 склонений        13

Раздел 3. Фармацевтическая терминология        16

Тема 3.1. Глагол. Словарная форма. Основа глагола. Четыре спряжения глаголов. Образование повелительного и сослагательного наклонений глагола, их употребление в стандартных рецептурных формулировках. Краткие сведения о рецептуре. Структура рецепта. Порядок выписывания рецептов.        16

Тема 3.2. Оформление латинской части рецепта. Частотные отрезки в названиях лекарственных веществ и препаратов. Оформление латинской части рецепта. Предлоги в рецептах. Рецептурные сокращения. Названия групп лекарственных средств по их фармакологическому действию.        18

Химическая номенклатура. Название химических элементов и их соединений (кислот, оксидов, солей).        20

Раздел 4. Клиническая терминология        23

Тема 4.1. Терминологическое словообразование        23

Важнейшие латинские и греческие приставки. Терминологическое словообразование. Состав слова. Понятие «терминоэлементы» (ТЭ).        23

Греческие клинические терминоэлементы        24

Греко-латинские дублеты        27

Тема 4.2. Структура клинических терминов        31

Суффиксы – oma, - itis , -iasis, - osis , -issm- в клинической терминологии        31

Анализ клинических терминов по терминоэлементам, конструирование терминов в заданном значении        31

Тема 4.3. Профессиональные медицинские выражения на латинском языке. Терминологическое словообразование        33

Профессиональные медицинские выражения на латинском языке        33

Латинские и греческие числительные-приставки и предлоги в медицинской терминологии        35


Пояснительная записка

Текущий контроль успеваемости представляет собой проверку усвоения учебного материала, регулярно осуществляемую на протяжении семестра. При этом акцент делается на установлении подробной, реальной картины достижений и успешности усвоения обучающимися рабочей программы на данный момент времени.

Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляется в следующих формах:

- опрос (устный или письменный)

- выполнение практических работ

- тестирование

- составление и решение тематических кроссвордов

Цель: закрепить и проверить качество усвоения полученных знаний, умений и компетенций

Критерии оценки

Оценка устного ответа

Отметка «5»:

- ответ полный и правильный на основании изученной теории, материал изложен в определенной логической последовательности, ответ самостоятельный

Отметка «4»:

- ответ полный и правильный на основании изученной теории, материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены 2-3 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя

Отметка «3»:

- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный, по наводящим вопросам учителя

Отметка «2»

- при ответе обнаружено непонимание обучающимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые обучающийся не может исправить при наводящих вопросах учителя

Оценка письменного ответа

Отметка «5»:

- ответ полный и правильный, возможно несущественная ошибка

Отметка «4»:

- ответ полный или допущено не более 2-х несущественных ошибок

Отметка «3»:

- работа выполнена не менее, чем на половину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные

Отметка «2»:- работа выполнена меньше, чем на половину или содержит несколько существенных ошибок

Раздел 1. Фонетика

Тема 1.1. Фонетика.  Введение. Значение латинского языка, его роль в медицине. Медицинская терминология. Фонетика. Латинский алфавит. Произношение гласных, согласных, дифтонгов и буквосочетаний. Правила постановки ударения. Долгота и краткость слога.

Вопросы для устного ответа

1. Сколько букв в латинском алфавите?

2. Что называют дифтонгом? Как они произносятся?

3. Какие графические и фонетические особенности имеет дифтонг [Э]

4. Дайте пример слов с дифтонгами

5. Что называется диграфом? Как они произносятся?

6. Какие слова с диграфом вы знаете?

7. Какие буквы и буквосочетания встречаются в словах греческого происхождения?

8. Назовите сочетания согласных. Как они произносятся?

9. В каких случаях С произносится как русское Ц ?

10. В каких случаях С произносится как русское К ?

11. Как произносится сочетание qu ?

12. В каких случаях S произносится как русское З ?

13. Когда [ti] произносится как [ци] ?

14. На какой слог в латинских словах никогда не ставиться ударение?

15. Как графически обозначается краткость и долгота слога?

16. Дальше какого слова запрещено ставить ударение?

17. Когда согласный бывает кратким (т.е. безударным)?

18. Когда согласный бывает долгим?

19. Объясните правила постановки ударения

Письменные задания

I. Напишите транскрипцию следующих слов и прочтите их

Например: Semen [cэмэн]

1. Praeparatum

2. Aёr

3. Aurum

4. Arteria

5. Rosa

6. Radix

7. Phosphorus

8. Hypotonia

9. Anaemia

10. Medicina

11. Cuprum

12. Lingua

13. Chronicus

14. Solutio

15. Aqua

16. Mentha

17. Pneumonia

18. Cystis

II. Из задания I выпишите слова с дифтонгами

III. Из задания I укажите слова греческого происхождения

IV. Поставьте ударения в словах:

1. Arteria

2. Ligamentum

3. Althaea

4. Uterus

5. Tinctura

6. Pilula

7. Amplulla

8. Hydrogenium

Эталон ответов:

Задание № 1

1. [прэпаратум]

2. [аэр]

3. [аурум]

4. [артериа]

5. [роза]

6. [радикс]

7. [фосфорус]

8. [гипотония]

9. [анэмиа]

10. [мэдицина]

11. [купрум]

12. [лингва]

13. [хроникус]

14. [солюцио]

15. [аква]

16. [мэнта]

17. [пнэумония]

18. [цистис]

Задание № 2

1. Praeparatum

2. Aёr

3. Aurum

9. Anaemia

17. Pneumonia

Задание № 3

6. Radix

7. Phosphorus

8. Hypotonia

13. Chronicus

16. Mentha

18. Cystis

Задание №4

1. Ar-te ́-ri-a

2. Li-ga-mén-tum

3. Al-tháe-a

4. U ́-te-rus

5. Tinc-tú-ra

6. Pi ́-lu-la

7. Am-pu ́-lla

8. Hyd-ro-ge ́-ni-um

Критерии оценки

1 ошибка – «5»

2 ошибки – «4»

3 ошибки – «3»

4 и более ошибок – «2»  

Самостоятельная работа обучающихся № 1

Подготовка презентации по теме «История развития латинского языка и его роль в современной жизни»

Раздел 2.Анатомическая терминология

Тема 2.1. Имя существительное. Имя существительное. Грамматические категории имен существительных. Словарная форма. Определение склонения. Существительные 1-го и 2-го склонений. Несогласованное определение. Латинизированные греческие существительные на –on. Склонение существительных греческого происхождения на –е.

Входной контроль

1. Сколько букв в латинском алфавите?

2. Дайте определение дифтонга, диграфа.

3. Какие буквы и буквосочетания пишутся в словах греческого происхождения?

4. Объясните постановку ударения в латинском языке.

Закрепление темы «Имя существительное»

Фронтальный устный опрос

1. Какие грамматические категории у существительных латинского языка?

2. Из каких компонентов состоит словарная форма?

3. Как определяется тип склонения существительного?

4. Назовите окончания Родительного падежа единственнного числа (Genitivus Singularis) всех пяти склонений.

5. Как определяется основа существительного?

6. Какие латинизированные греческие существительные на –on известны?

7. Как склоняются существительные греческого происхождения на –е?


Задание в письменной форме

I. По окончанию Родительного падежа единственного числа определите склонение существительного. Напишите существительные в тетрадь с переводом.

1. Rosa, ae, f – шиповник

2. unguentum, i, n – мазь

3. Mentha, ae, f – мята

4. extractum, i, n – экстракт

5. pulvis, eris, m – порошок

6. solutio, onis, f – раствор

7. fructus, us, m – плод

8. genu, us, n – колено

9. species, ei, f – сбор

10. musculus, i, m – мышца

Эталон ответов                                                    Критерии оценки

I склонение – 1, 3                                                          1 ошибка – «5»

II склонение – 2,4,10                                                     2 ошибки – «4»

III склонени. – 5,6                                                         3 ошибки – «3»

IV склонение – 7, 8                                                       более 4 ошибок- «2»

V склонение – 9

II. Определите основу и склонение существительных, опираясь на Родительный падеж единственного числа

Nominativus Singularis (Именит. падеж)

Genitivus Singularis. (Род.п.)

Основа

gutta - капля

guttae

gutt

1. Salvia                  Salviae                  Salvi  - шалфей  

2. herba                   herbae                   ……  - трава    

3. unguentum          unguenti               ……   - мазь

4. solutio               solutionis               ……   - раствор

5. folium                  folii                     ……    - лист

6. liquor                   liquoris                ……    - жидкость

7. spiritus                spiritus                  ……   - спирт

8. Glycerinum         Glycerini              ……     - глицерин

Эталон ответов                                                        

1. Salvi – 1 склонение                  5. foli – 2 склонение                

2. herb – 1 склонение                   6. liquor – 3 склонение            

3. unguent – 2 склонение             7. spirit – 4 склонение              

4. solution – 3 склонение             8. Glycerin – 2 склонение      

Критерии оценки

1 ошибка – «5»

2 ошибки – «4»

3 ошибки – «3»

Более 4 ошибок – «2»

III. Переведите на русский язык фармакологические термины с несогласованным определением.

1. tinctura Menthae

2. sirupus Aloёs

3. radix Althaeae

4. oleum Vaselini

 

Эталон ответов                                                   

1. Настойка мяты = мятная настойка                

2. сироп Алоэ                                                      

3. корень алтея = алтейный корень                  

4. масло вазелина = вазелиновое масло

Критерии оценки

1 ошибка – «4»

2 ошибки – «3»

Более 2 ошибок – «2»

Самостоятельная работа обучающихся № 2

Подготовка презентации по теме «Твердые лекарственные формы»

Тема 2.2. Имя прилагательное. Имя прилагательное. Грамматические категории прилагательных: род, число, падеж. Две группы прилагательных. Словарная форма. Прилагательные первой и второй групп. Согласованное определение. Сравнительная и превосходная степени прилагательных и их употребление в анатомической терминологии.

Устный опрос

Закончите предложения:

1. В латинском языке существительные имеют … склонений.

2. Склонения существительных различаются по окончанию …

3. К 1 склонению относятся существительные … рода, в Родительном падеже окончание …

Ко 2 склонению относятся существительные … рода, в Родительном падеже окончание …

4. Словарная форма существительных латинского языка включает в себя …

5. Несогласованное определение можно перевести двумя способами, как …

6. Основа существительных определяется по … падежу, путем отбрасывания этого окончания.

Закрепление темы «Имя прилагательное»

Фронтальный устный опрос по теме: «Имя прилагательное»

1. Какие грамматические категории у прилагательных латинского языка?

2. На сколько групп делятся прилагательные латинского языка?

3. По какому принципу они делятся на 2 группы?

4. Как прилагательные согласуются с существительными?

5. Какое место в предложении занимают место прилагательные, относительно существительного?

Письменный опрос

I. По словарной форме отличите прилагательные I и II группы. Запишите прилагательные с переводом, укажите группу.

1. camphoratus, a, um – камфорный

2. amarus, a, um – горький

3. vernalis, e – весенний

4. silvester, tris, tre – лесной

5. simplex, icis, - простой

6. oleosus, a, um – масляной

7. solubilis, e – растворимый

8. dexter, tra, trum – правый

Эталон ответов                                                   Критерии оценки

I группа – 1, 2, 6, 8                                              1 ошибка – «5»

II группа – 3, 4, 5, 7                                             2 ошибки – «4»

                                                                              3 ошибки – «3»

                                                                              более 4 ошибок- «2»

II. Согласуйте прилагательные с существительными, переведите предложения.

1. tinctura (f) amar … (us, a, um)

2. decoctum (n) amar … (us, a, um)

3. musculus (m) profound … (us, a, um)

4. tabuletta (f) alb … (us, a, um)

5. aqua (f) destillat … (us, a, um)

6. extractum (n) fluid … (us, a, um)

Эталон ответов                                                    

1. tinctura amara – горькая настойка

2. decoctum amarum – горький отвар

3. musculus profundus – глубокая мышца

4. tabuletta alba – белая таблетка

5. aqua destillata – дистиллированная вода

6. extractum fluidum – жидкий экстракт

Критерии оценки

1 ошибка – «5»

2 ошибки – «4»

3 ошибки – «3»

более 4 ошибок - «2»

 

Самостоятельная работа обучающихся № 3

Составление (таблиц) алгоритмов согласования прилагательных с существительными 1-го и 2-го склонений

Тема 2.3. Склонение имен существительных. Склонение имен существительных. Окончания существительных мужского, женского и среднего родов 3-го склонения. Словарная форма. Исключения из правил о роде. Систематизация признаков рода существительных 3-го склонения. 4-е и 5-е склонения существительных.

 

Устный опрос

1. Какие существительные относятся к 3 склонению?

2. Какое окончание Родительного падежа единственного числа у существительных 3 склонения?

3. Какие существительные называются неравносложными?

4. Особенность словарной формы неравносложных существительных?

5. Родительный падеж существительных 4 и 5 склонений?

6. Какова словарная форма имен существительных?

7. Как согласуются прилагательные первой и второй группы с существительными 3.4.5 склонений

Согласование прилагательных первой и второй групп с существительными 3,4,5 склонений.

Письменный опрос

I. По словарной форме отличите существительные 3 склонения и прилагательные 3 склонения.

1. simplex, icis                                    

2. liquor, oris, m

3. oleosus, a, um                                                

4. solutio, onis, f

5. par, paris

6. spiritus, us, m

7. dosis, is, f

8. do, dare

Эталон ответов

Существительное 3 склонения - 2,4,7

Прилагательное   3 склонения - 1,5

Критерий оценки

1 ошибка – «5»                          

2 ошибки – «4»                          

3 ошибки – «3»            

4 ошибки – «2»

II. Запишите предложения на латинском языке

Переведите без словаря и запишите переводы словосочетаний

Выучите термины

1. Flores Chamomillae

2. Infusum florum Calendulae

3. Pulmo dexter

4. Solutio concentrata

5. Liquor Ammonii anisatus

6. Spiritus camphoratus

7. Decoctum radicis Valerianae

8. Solutio(f) Iodi spirituosa

Эталон ответов                                              

1. Цветы ромашки

2. Настой цветков ноготков

3. Правое легкое

4. Концентрированный раствор

5. Нашатырно – анисовые капли

6. Камфорный спирт

7. Отвар валерьянового корня

8. Спиртовой раствор йода

Критерий оценки

1 ошибка – «5»

2 ошибки – «4»

3 ошибки – «3»

Более 4 ошибки - «2»

Самостоятельная работа обучающихся № 4

Выполнение индивидуального проектного задания «Подготовка трехъязычного словаря (русско-латинско-английского) медицинских терминов».


Раздел 3. Фармацевтическая терминология

Тема 3.1. Глагол. Словарная форма. Основа глагола. Четыре спряжения глаголов. Образование повелительного и сослагательного наклонений глагола, их употребление в стандартных рецептурных формулировках. Краткие сведения о рецептуре. Структура рецепта. Порядок выписывания рецептов.

Устный опрос

  1. Сколько спряжений имеет латинский глагол?
  2. Как определяется основа глагола?
  3. В чём особенность словарной формы глагола?
  4. Как образуется повелительное/сослагательное наклонение?
  5. Какие стандартные рецептурные формулировки вы знаете?
  6. С какого обращения/глагола начинается рецепт?
  7. Какова структура рецепта?
  8. Как образуется единственное число повелительного наклонения?

Письменный опрос

I. Определите спряжение следующих глаголов:

  1. signare - обозначать                                    5. dividere - делить
  2. dare - давать, выдавать                               6. audire - слушать
  3. sterilisare - стерилизовать                           7. fieri - образовываться
  4. recipere - взять, брать                                  8. miscere - смешивать

II. От глаголов, данных в I задании, образуйте повелительное наклонение единственного числа и переведите их.

Эталоны ответов I задания

I спряжение - 1, 2, 3                              

II спряжение - 8                                      

III спряжение - 4, 5, 7                            

IV спряжение - 6

Критерий оценки

1 ошибка - «5»

2 ошибки - «4»

3 ошибки - «3»

Более 3  - «2»

Эталоны ответов II задания

  1. signa - обозначь!                      
  2. da – выдай                                
  3. sterilisa - простерелизуй!        
  4. recipe - возьми!                        
  5. divide - раздели!                      
  6. audi - слушай!
  7. fie - образуй!
  8. misce - смешай!

Критерий оценки

1 ошибка - «5»

2 ошибки - «4»

3 ошибки - «3»

Более 3 – «2»

III Переведите предложения и запишите их             

  1. Audi bene!                                                              
  2. Sterilisa bene!                                                          
  3. Da cito!                                                                
  4. Audi attente!                                                        
  5. Labora multum et bene!                                    

Эталон ответов

1. Слушай хорошо!

2. Хорошо стерилизуй!

3. Срочно выдай!

4. Слушай внимательно!

5. Работай много и хорошо!

Самостоятельная работа обучающихся № 5

Перевод рецептов и оформление их по заданному нормативному образцу

Тема 3.2. Оформление латинской части рецепта. Частотные отрезки в названиях лекарственных веществ и препаратов. Оформление латинской части рецепта. Предлоги в рецептах. Рецептурные сокращения. Названия групп лекарственных средств по их фармакологическому действию.

Устный опрос

1. С какого обращения начинается рецепт?

2. В каком падеже пишутся фармакологические термины?

3. Как обозначается количество твердых и сыпучих веществ?

4. Как обозначается количество жидких веществ?

5. Какие предлоги вы запомнили?

6. Как звучит выражение «с водой»? Какой падеж требует предлог «cum»?

7. Как звучит фармакологический термин «с вазелином, с экстрактом, с глицерином»?

8. Какая особенность в написании слова «глицерин»? Какого происхождения этот термин?

9. Какие бывают рецептурные сокращения?

10. Какие существуют названия групп лекарственных средств по их фармакологическому действию?

Письменный опрос

I Запишите фармакологические термины, переведите их и выучите, обращая внимание на название групп по фармакологическому действию

1. Extractum Urticae fluidum – remedium haemostaticum est.

2. Chloraminum, Iodoformium, Phenolum purum – antiseptica sunt.

3. Extractum Rhei siccum purgativum est.

4. Synthomycinum remedium antibioticum est.

5. Tinctura Convallariae, tinctura Strophaauthi cardiaca sunt

Эталон ответов

1. Жидкий экстракт крапивы – кровоостанавливающий.

2. Хлорамин, йодоформ, чистый фенол – обеззараживающие (антисептики).

3. Сухой экстракт ревеня – слабительное.

4. Синтомицин – антибиотик.

5. Настойка ландыша, настойка строфанта – сердечные (препараты)

Критерии оценки

Без ошибок – «5»

1 ошибка – «4»

2 ошибки – «3»

Более 2 – «2»

II Запишите фармакологические термины, переведите их, обращая внимание на окончания существительных в Творительном падеже единственного числа

  1. Свечи с синтомицином.
  2. Настойка валерианы с ментолом.
  3. Свечи с экстрактом красавки.
  4. Сироп алоэ с железом.

Эталон ответов

  1. Suppositoria cum Synthomycino
  2. Tinctura Valerianae cum Mentholo
  3. Suppositoria cum extracto Belladonnae
  4. Sirupus Aloёs cum Ferro   

Критерий оценки

Без ошибок – «5»

1 ошибка – «4»

2 ошибки – «3»

Более 2 – «2»

Химическая номенклатура. Название химических элементов и их соединений (кислот, оксидов, солей).

Устный опрос

1. Дайте определение существительных I склонения

2. Дайте определение существительных II склонения. Какого рода будут существительные греческого происхождения на –on?

3. Что такое неравносложность существительных III склонения?

4. Скажите окончания Родительного падежа единственного числа всех 5-ти склонений

5. Как прилагательные согласуются с существительными?

6. Назовите химические элементы и их соединения (кислоты, оксиды, соли)

7. Какие существуют частотные отрезки в названиях лекарственных веществ и препаратов?

8. Назовите группы лекарственных средств по их фармакологическому действию

Письменный опрос

I Напишите в Родительном падеже единственного числа химические элементы и напишите их перевод

Nominat. Sing.             Genit. Sing.          Перевод

1. Calcium, in                Calcii            -      кальций

2. Chlorum, i, n             Chlori           -      хлор

3. Ferrum, i, n               …..                -      железо

4. Iodum, i, n                 …..               -  

5. Hydrogenium, c, n     …..               -  

6. Oxygenium, c, n         …..               -

7. Hydrargyrum, c, n      …..               -

8. Kalium, i, n                 .....                -

9. Sulpfur, uris, n            .....                -

II Переведите термины на латинский язык, сформулируйте Родительный падеж единственного числа

                                   N.S           G.S

1. Натрий                Natrium       Natrii

2. Цинк                    ………        …….

3. Медь                    ……...         …….

III Запишите латинские названия кислот и сформируйте Родительный падеж единственного числа

                                                                G.S

1. Кислота аскорбиновая      -        Acidi ascorbinici      

2. Кислота борная                 -

3. Кислота аскорбиновая                  -

4. Кислота хлористоводородная      -

5. Кислота бензойная                        -

Эталон ответов

I задание

3. Ferri – железо

4. lodi – йод

5. Hydrogenii – водород

6. Oxydi – кислород

7. Hydrargyri – ртуть

8. Shosphori – фосфор

9. Sulphori – сера

II задание

1. Zincum – Zinci – цинк

2. Cuprum – Cupri – медь

III задание

2. Acidi borici

3. Acidi acetylsalicylici

4. Aclidi hudrochlorici

5. Acidi benzoici

Критерии оценки

2 ошибка – «5»

4 ошибки – «4»

6 ошибки – «3»

Более 6 ошибки - «2»

Самостоятельная работа обучающихся № 6

Выписывание рецептов с использованием справочной литературы


Раздел 4. Клиническая терминология

Тема 4.1. Терминологическое словообразование.

Важнейшие латинские и греческие приставки. Терминологическое словообразование. Состав слова. Понятие «терминоэлементы» (ТЭ).

Устный опрос

1. Что входит в состав слов русского языка?

2. Назовите составные части латинских слов?

3. Какие существуют приставки (префиксы)?

4. Скажите значение греческих приставок (префиксов)

а-, an-,  dys-, endo- , hyper- , hypo- , endo- , poly- , poli- , olig- , tachy- , brady-.

5. Что называется териминоэлементом?

Письменное задание

Зная значение (перевод) термина, поставьте нужную приставку. Выучите эти термины.

1. …tonia –давление выше нормы

2. …tonia – понижение давления

3. …aemia –малокровие

4. …cholia – отсутствие железы

5. …mnesia – отсутствие памяти

6. …mnesia – нарушение памяти

7. …functio –нарушение функции

8. …function – повышенное содержание сахара в крови

9. …glycaemia – повышение функции

10. …thyreosis  - пониженная функция щитовидной железы

11. …thyreosia – повышенная функция щитовидной железы

12. remedia … pyretica – жаропонижающие средства

13. …vitaminosis –недостаточность витаминов

14. …uria – расстройство мочеиспускания

15. …oxia – понижение содержания кислорода в тканях

16. …pnoё – отдышка (нарушение дыхания)

Эталон ответов

1. hypertonia

2. hypotonia

3. anaemia

4. achlia

5. amnesia

6. dysmnesia

7. dysfunctio

8. hyperfunctio

9. hyperglycaemia

10. hypothyreosis

11. hyperthyreosis

12. antipyritica

13. hypovitaminosis

14. dysuria

15. hypoxia

16.dyspnoe

Критерии оценки

2 ошибка – «5»

4 ошибки – «4»

6 ошибки – «3»

Более 6 ошибки - «2»

Греческие клинические терминоэлементы

Устный опрос

1. Назовите составные части латинских слов

2. Какие приставки (префиксы) вы изучали?

3. Что такое «терминоэлементы» (ТЭ)?

Письменные задания

I Переведите (скажите значение) следующих клинических терминов, зная значение приставок

1. acholia

2. dyscholia

3. hypertonia

4. hypothermia

5. hypoglycaemia

6. dyspnoe

7. amnesia  

8. tachycardia

Эталон ответов

1. отсутствие желчи                                      5. пониженный сахар в крови

2. нарушение желчи                                     6. нарушение дыхания

3. повышенный тонус                                   7. отсутствие памяти

4. пониженный тонус                                    8. ускоренное сердцебиение

II Какое значение имеют терминоэлементы

1. – tonia

2. – aemia

3. – cholia

4. – tomia

5. – mnesia

6. – uria

7. – trophia

8. – logia

Эталон ответов

1 -тонус, напряжение                                     5 -память

2 -кровь                                                           6 -моча                    

3 -желчь                                                          7 -питание

4 -рассечение, разрез                                      8 -наука, учение

III Подберите соответствующий перевод терминоэлемента                 

1. – algia

2. - scopia

3. - pathia

4. - trophia

5. - haemat

6. - uria

7. - therapia

8. - tomia

9. - ectomia

10. -plasia

1. заболевание

2. кровь

3. моча

4. рассечение

5. инструментальный осмотр

6. удаление

7. боль

8. формирование, образование

9. шов

10. питание органов

11. лечение

       

Эталоны ответов

3.- 1                                    8.- 4

4.- 10                                  9.- 6

5.- 2                                  10. - 8

1.- 7                                    6.- 3

2.- 5                                   7.- 11

Критерии оценки

1 ошибка – «5»

2 ошибки – «4»

3 ошибки – «3»

Более 3 ошибки – «2»

Греко-латинские дублеты

IV Подберите греко-латинские дублеты

1. aqua                                 1. cyst -

2. vena                                 2. gastr-

3. musculus                         3. nephr-

4. ventriculus                       4. stomat-

5. vesica                               5. myo-

6. femina                              6. phleb-

7. ren                                   7. hydro-

8. os                                     8.gynaec-

                                             

Эталоны ответов

1. aqua – hydro-

2. vena – phleb-

3. musculus – myo-

4. ventriculus – gastr-

5. vesica – cyst-

6. femina – gynaec-

7. ren – nephr-

8. os – stomat-

Критерии оценки

1 ошибка – «5»

2 ошибки – «4»

3 ошибки – «3»

Более 3 – «2»

V Запишите Греко-латинские дублеты, заполните пропуски в таблице

Латинские слова

Греческие термино-элементы

Значение

Vertebra, ae, f

Spondyl-

позвонок

Nasus, i, n

нос

Glandula, ae, f

Aden-

Femina, ae, f

женщина

Musculus, i, n

Gastr-

желудок

Vesica urinaria

мочевой пузырь

phleb

вена

Lien, lienis, m

Splen-

Os, ossis, n

кость

Os, oris, n

рот

Эталоны ответов

Латинские слова

Греческие термино-элементы

Значение

Vertebra, ae, f

Spondyl-

позвонок

Nasus, i, n

Rhin-

нос

Glandula, ae, f

Aden-

железа

Femina, ae, f

Gynaec-

женщина

Musculus, i, n

Myo-

мышца

Ventriculus,i,

m

Gastr-

желудок

Vesica urinaria

Cyst-

мочевой пузырь

Vena, ae, f

phleb

вена

Lien, lienis, m

Splen-

селезенка

Os, ossis, n

Osteo-

кость

Os, oris, n

Stomat-

рот

 

Критерий оценки

1 ошибка – «5»

2 ошибки – «4»

3 ошибки – «3»

Более 3 ошибок – «2»

Самостоятельная работа обучающихся № 7

Выписывание рецептов с использованием справочной литературы

Тема 4.2. Структура клинических терминов

 

Суффиксы – oma, - itis , -iasis, - osis , -issm- в клинической терминологии

Устный опрос

1.Что такое терминоэлемент (ТЭ)?

2. Что такое греко-латинские дублеты и для чего они нужны?

3. Какие греческие приставки вы знаете?

4.Переведите клинические термины: hypertonia, hypotonia, atonia, dystonia, hyperglycaemia, hyperaemia, anaemia, anuria, dysuria, polyuria, oliguria, tachycardia, bradycardia, acholia, dyspnoё.

5. Назовите греческие дублеты к существительным: musculus, oculus, nasus, vertebra, vesica urinaria, vena, os.

Анализ клинических терминов по терминоэлементам, конструирование терминов в заданном значении

Письменные задания

 I Переведите (напишите значение) клинические термины, разберите слова по составу

1.gastritis                        

2.myositis                      

3.nephroma                  

4.dermatologia                

5.mycosis                

6.haemophilia                

7.nephropatia

8.pneumonia

9.laparoscopia

10.gastralgia

11.angiographia

12.blepharitis

Эталоны ответов

1. воспаление желудка

2. воспаление мышц

3. опухоль почки

4. изучение заболеваний кожи

5. грибковое заболевание

6. кровоточивость

7. заболевание почек

8. воспаление легких

9. инструментальное исследование стенки живота

10. боль в желудке

11. снимок сосудов

12. воспаление век

Критерии оценки:

1 ошибка – «5»

2 ошибки – «4»

3 ошибки – «3»

Более 3 ошибок – «2»

II Напишите дублеты с латинским анатомическим терминам

1. cor, cordis, n….. сердце

2. vas, vasis, m…..cосуд

3. abdomen, inis, m.....стенка живота

4. articulatio, onis, f…..сустав

5. auris, is, f …..ухо

6. ventriculus, i, m ….. желудок

7. femina, ae, f ….. женщина

Эталон ответов

1. cardio-

2. angio-

3. laparo-

4. arthr-

5. ot-

6. gastr-

7.  gynaec-

Самостоятельная работа обучающихся № 8

Подготовка презентации по теме «Использование терминоэлементов в клинической терминологии»

Тема 4.3. Профессиональные медицинские выражения на латинском языке. Терминологическое словообразование 

Профессиональные медицинские выражения на латинском языке

I Подберите нужную приставку к корню: a(an-), dys-, hypo-, hyper- и образуйте клинический термин с заданным значением и напишите:

1.-pnoё-дыхание

нарушение дыхания- …..pnoё

остановка дыхания-….. pnoё

2. –thermia-температура

тепловой удар- ….. thermia

охлаждение-…..thermia

3. –glykaemia-сахар в крови

пониженное содержание сахара-…..glykaemia

повышенное содержание сахара-…..glykaemia

4.-asemia-кровь

переполнение кровью-…..aemia

малокровие-…..aemia

5.-mnesia-память

расстройство памяти-…..mnesia

потеря памяти-…..mnesia

6.-cholia-желчь

прекращение выделения желчи-…..cholia

недостаточное выделение желчи-…..cholia

7.-phagia-глотание

нарушение глотательной функции-…..phagia

отсутствие глотательного рефлекса-…..phagia

8.-trophia-питание (органов, тканей)

недостаточное питание-…..trophia

чрезмерное питание-…..trophia

отсутствие питания-…..trophia

отсутствие питания-…..trophia

расстройство питания-…..trophia

9.-aesthesia-ощущение, чувствительность

расстройство восприятия некоторых ощущений-…..aesthesia

полная потеря чувствительности (обезболивание)-…..aesthesia

пониженная чувствительность-…..aesthesia

повышенная чувствительность-…..aesthesia

Латинские и греческие числительные-приставки и предлоги в медицинской терминологии

Письменное задание

I Запишите предложения и переведите:

1. Musculus biceps femoris.

2. Nervus trigeminus.

3. Ligamentum quadratum.

4. Viola tricolor.

II Напишите данные лекарственные препараты, определите греческие числительные-приставки, выделите их и напишите их значение.

  1. Tetracyclinum
  2. Acidum trichloracetinum
  3. Tabulettae «Pentalginum»
  4. Dragee «Hexavitum».

III Переведите на русский язык:

  1. Da in ampullis.
  2. Da in scatila.
  3. Da in oblatis.
  4. Solve in aqua.
  5. Infunde aquam in ollam.
  6. Forma pilulas ex massa pilularum.
  7. Collige herbas et plantas pro officina.
  8. Pone tabulettam sub linguam.

Эталон ответов

Задание I:

  1. dyspnoё          

apnoё

  1. hyperthermia

hypothermia

  1. hypoglykaemia

hyperglykaemia

  1. hyperaemia

anaemia

  1. dysmnesia

amnesia

  1. acholia

hypocholia

  1. dysphagia

aphagia

  1. hypotrophia

hypertrophia

atrophia

dystrophia

  1. dysaesthesia

anaesthesia

hypoaesthesia

hyperaesthesia

Задание II:

  1. Двуглавая мышца бедра.
  2. Тройничный нерв.
  3. Четырёхглавая связка.
  4. Трёхцветная фиалка.

Задание III:

  1. Дай в ампулах.
  2. Дай в коробочке.
  3. Дай в облатках.
  4. Раствори в воде.
  5. Налей воду в банку.
  6. Сформируй         пилюли из пилюльной массы.
  7. Собери травы и растения для аптеки.
  8. Положи таблетку под язык.

Критерий оценки

1 ошибка – «5»

2 ошибки – «4»

3 ошибки – «3»

Более 3 ошибок – «2»

Самостоятельная работа обучающихся № 9

Выполнение индивидуального проектного задания по теме

«Подготовка трехъязычного словаря (русско-латинско-английского) медицинских терминов».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по дисциплинам «Фармакология» и «Основы латинского языка с медицинской терминологией»

Методическая разработка предназначена для проведения олимпиады по дисциплинам «Фармакология» и «Основы латинского языка с медицинской терминологией» со студентами II курса, а также может быть использо...

Рабочие программы учебной дисциплины ОП. 01. Основы латинского языка с медицинской терминологией, специальности 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.02 Акушерское дело 2016-2017 гг.

Рабочая программа ОП. 01. Основы латинского языка с медицинской терминологией, составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессиональног...

Рабочие программы учебной дисциплины ОП. 01. Основы латинского языка с медицинской терминологией, специальности 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.02 Акушерское дело 2017-2018 гг.

Рабочая программа ОП. 01. Основы латинского языка с медицинской терминологией, составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессиональног...

Календарно-тематический план дисциплины ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией 2016-2017 гг.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН дисциплины ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией 2016-2017 гг. Составлен в соответствии с рабочей программой дисциплины для специальностей34.02.0...

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.07 «ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ» Специальность: 31.02.01 Лечебное дело

Программа учебной дисциплиныразработана на основе примерной программы дисциплины «Основы латинского языка с медицинской терминологиейя» для образовательных учреждений реализующих образоват...

Презентации к теоретическим занятиям, дисциплина ОП. 01. Основы латинского языка с медицинской терминологией

Презентации к теоретическим занятиям, дисциплина ОП. 01. Основы латинского языка с медицинской терминологией для специальностей 34.02.01 Сестринское дело31.02.02 Акушерское дело...