Методическая разработка к практическому занятию "Обучающая функция медицинской сестры при бронхиальной астме"
методическая разработка

Методическая разработка практического занятия по теме:  «Обучающая функция медицинской сестры при бронхиальной астме» по профессиональному модулю «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» составлена в соответствии стребованиями ФГОС по освоению ППССЗ  для специальности 34.02.01 «Сестринское дело»  и предназначена  для преподавателей медицинских училищ и колледжей при проведении практического занятия по данной теме. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая  разработка

для проведения практического занятия

Тема: «Обучающая функция медсестры при бронхиальной астме»

Профессионального модуля  «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»

Для специальности 34.02.01 Сестринское дело

базовый уровень подготовки

Курс  3

семестр 6

2017 г.

Составитель Бакирова З.А., к.м.н., доцент, преподаватель  ГБОУ ДЗМ филиа № 1 "МК №6"

Рецензенты:  

Плетминцева Г.Б., главная медицинская сестра ГБУЗ «ГКБ №36 ДЗМ»,высшей квалификационной категории, президент региональной общественной организации медицинских сестер г. Москвы.

                             

Данилова В.А., заведующая отделом, преподаватель высшей квалификационной категории ГБОУ СПО МУ№30.

Пояснительная записка

        Данная методическая разработка практического занятия по теме: «Обучающая функция медицинской сестры при бронхиальной астме» по профессиональному модулю «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» составлена в соответствии стребованиями ФГОС по освоению ППССЗ  для специальности 34.02.01 «Сестринское дело»  и предназначена  для преподавателей медицинских училищ и колледжей при проведении практического занятия по данной теме.

        Целью данного практического занятия является достижение соответствующего уровня подготовки обучающихся, создающего необходимую теоретическую и практическую базу для освоения общих и профессиональных компетенций ПМ 02.

        При проведении занятия используются различные приемы, методы, формы и средства обучения. Изучение нового материала предусматривает связь с ранее изученными темами. В центре внимания изучения нового материала находятся особенности сестринской деятельности при бронхиальной астме.

        Особое внимание на практическом занятии уделяется самостоятельной работе студентов, в том числе по овладению навыка обучения пациентов при проведении образовательного процесса больным страдающим бронхиальной астмой. При этом предусматривает этапность  изложения  изучаемого материала, представленного в виде нескольких занятий направленных на создание системы знаний по этиологии, клиническим особенностям диагностике и лечению бронхиальной астмы. Особое значение при этом имеет формирование практических навыков по проведению пикфлоуметрии, заполнению дневника самонаблюдения, правилам использования дозированного аэрозольного ингалятора, небулайзера, комплекса лечебной физкультуры и дыхательной гимнастики в домашних условиях. В методической разработке имеется организационно-методический блок, информационный блок и блок контроля. В приложении даны эталоны ответов, критерии оценки.

1. ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

1.1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

ПМ. 02. «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»

МДК 02.01. «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях»  

Курс: 3  Семестр: 6

        

Тема занятия: «Обучающая функция медицинской сестры»

Вид  занятия:  практическое.        

Продолжительность занятия: 90 минут.

Место проведения: кабинет «Кабинет сестринского ухода при различных заболеваниях и состояниях и инфекционных заболеваниях» Филиала № 1 ГБПОУ ДЗМ  «МК № 6.

Мотивация темы: данная тема актуальна для формирования обучающей роли медицинского сестры/медбрата.

Цели занятия.

Общие цели занятия: формировать общие и профессиональные компетенции:

ПК.2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК.2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК.2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.

ПК.2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК.2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК.2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.

ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК.2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК.3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК.4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК.6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК.12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК.13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Конкретные цели занятия:

1. Образовательные

Студент должен уметь:

  • Доступно изложить пациенту теоретическоий материал по этиологии, факторам риска, клиническим особенностям течения, диагностике, лечению бронхиальной астмы;
  • Обучить пациента правилам применения пикфлоуметрии в домашних условиях;
  • Обучить больных особенностям заполнения дневника самонаблюдения при бронхиальной астме, в том числе в домашних условиях;
  • Обучить больных правилам применения дозированного аэрозольного ингалятора, небулайзера, в том числе в домашних условиях;
  • Продемонстрировать больным комплекс дыхательной гимнастики, комплекс лечебной физкультуры при бронхиальной астме в домашних условиях.

Студент должен знать:

  • Особенности и этапы подготовки к проведению Астма-школы;
  • Структуру образовательной программы для больных бронхиальной астмой;
  • Содержание и структуру занятий Астма-школы;
  • Особенности изложения теоретического материала по этиологии, факторам риска,клиническим особенностям течения бронхиальной астмы простым и доступным для пациентов языком;
  • Особенности обучения больных правилам подготовки пациентов к основным методам диагностики этого заболевания, в том числе в домашних условиях;
  • Особенности обучения больных правилам применения пикфлоуметрии в домашних условиях;
  • Особенности обучения пациентов особенностям заполнения дневника самонаблюдения при бронхиальной астме, в том числе в домашних условиях;
  • Особенности изложения больным информации об основных направлениях в лечении бронхиальной астмы в рамках сестринской компетенции;
  • Особенности обучения пациентов принципам элиминационной терапии и диетотерапии при бронхиальной астме;
  • Особенности обучения больных правилам применения дозированного аэрозольного ингалятора, небулайзера, в том числе в домашних условиях;
  • Особенности обучения пациентов проведению комплекса дыхательной гимнастики, комплекса лечебной физкультуры при бронхиальной астме в домашних условиях.

2. Развивающая цель занятия:

        Развивать способность анализировать, структурировать учебный материал,

проявлять наблюдательность в работе с больными, излагать доступно теоретический и практический материал при проведении образовательной программы, формировать ораторское мастерство, дикцию, коммуникативные, педагогические способности, навыки работы с группой пациентов в процессе их обучения.

3. Воспитательная цель занятия:

        Воспитывать способность установить доверительное общение с пациентами; создать атмосферу взаимопонимания; чуткое отношение к больному,  самообладание, выдержку, деликатность.

Внутридисциплинарные связи

  • МДК 02.01. «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях»  

- Сестринская помощь при заболеваниях органов дыхания

- Бронхиальная астма;

- Сестринская помощь при бронхиальной астме у детей, взрослых, пациентов пожилого и старческого возраста.

- Обучающая функция медсестры при бронхиальной астме.

Междисциплинарные связи:

Предшествующие

Последующие

специальность «Сестринское дело»

Анатомия и физиология

Безопасная среда

Теория и практика с/дела

Технология оказания медицинских услуг

Фармакология

Психология

Основы профилактики

Сестринское дело в ПСМП

ПМ. 02 Реабилитация и профилактика

ПМ.03 «Оказание помощи при неотложных

и экстремальных состояниях»

9

Обеспечение занятия

Методическое обеспечение:

- методическая разработка для преподавателя по данной теме;

- мультимедийное сопровождение занятия;

- разноуровневые и  контрольные  задания;

- опорный конспект и содержание учебного материала по теме занятия.

Наглядные пособия:

- пикфлоуметр

- дневник самонаблюдения

- дозированный ингаляционный ингалятор

- небулайзер

- презентации

- видеофильмы

Раздаточный материал:

- опорный конспект по теме;

- инструкции к заданиям;

- тесты;

- оценочные бланки.

Технические средства:

- компьютер;

- телевизор.

Литература (основная):

  1. Запруднов А.М., Григорьев К.И. Педиатрия с детскими инфекциями.- М.:ГЭОТАР-Медиа,2016.-560с.
  2. Двойников С.И. и др. Проведение профилактических мероприятий.-М.:ГЭОТАР-Медиа,2017.-448с.
  3. Качаровская Е.В., Лютикова О.К. Сестринское дело в педиатрии.М.:ГЭОТАР-Медиа,2013.-128с.
  4. Крымская И.Г. Гигиена и экология человека.-4-е изд.- Ростов-на-Дону:Феникс.2014.-351с.
  5. Кулешова Л.И., Пустоветова Е.В. Основы сестринского дела.-6-е изд.- Ростов-на-Дону:Феникс.2015.-733с.
  6. Кучма В.Р., Сивочалова О.В. Здоровый человек и его окружение.- М.:ГЭОТАР-Медиа,2015.-544с.
  7. Основы микробиологии и иммунологии/Под ред. В.В. Зверева.- М.:ГЭОТАР-Медиа,2014.-368с.
  8. Островская И.В. Психология.-2-е изд.- М.:ГЭОТАР-Медиа,2014.-480с.
  9. Пауков В.С., Литвицкий П.Ф. Патологическая анатомия и патологическая физиология: Учебник для медицинских училищ и колледжей.- М.:ГЭОТАР-Медиа,2014.-256с.
  10. Сестринская помощь при заболеваниях уха, горла, носа, глаза и его придаточного аппарата/Под ред. А.Ю. Овчинникова.-М.:ГЭОТАР-Медиа, 2016
  11. Смолева Э.В. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи: Учебное пособие для образовательных учреждений среднего профессионального образования.-Ростов-на-Дону:Феникс,2016
  12. Физическая культура: учебник для студентов учреждений спо/ Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. и др..-16-е изд.,стер.-М.: Издательский центр «Академия»,2016.-176с.
  13. Харкевич Д.А. Фармакология с общей рецептурой.- М.:ГЭОТАР-Медиа,2015.-

1.2. ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ

        В связи с необычной структурой предстоящего занятия, предусматривающей проведение ролевой игры при подготовке к нему необходимо уделить пристальное внимание тщательному объяснению сложного домашнего задания.

        Следует обратить внимание на то, что на предшествующих занятиях, посвященных темам: "Сестринская помощь при бронхиальной астме у детей",

"Сестринская помощь при бронхиальной астме у взрослых", "Сестринская помощь

при бронхиальной астме у пациентов пожилого и старческого возраста" студентами на должном уровне освоены знания и приобретены практические навыки по

выполнению сестринских манипуляций.

        Желательно, чтобы элементы этой ролевой игры были опробованы студентами ранее при изучении различных тем, таких как например "Сестринская помощь  при гипертонической болезни", "Сестринская помощь  при стенокардии" и др., которые предусматривают значительную роль обучения в сестринской деятельности.

        Каждый студент бригады получает конкретное домашнее задание по следующим темам:

1. Бронхиальная астма (с презентацией)

2. Элиминационная терапия при бронхиальной астме, аллергодиагностика (с презентацией)

3. Диетотерапия при бронхиальной астме (с презентацией)

4. Правила проведения пикфлоуметрии. Демонстрация манипуляции.

5. Правила применения ДАИ. Демонстрация манипуляции.

6. Правила применения небулайзера. Демонстрация манипуляции.

7. Дыхательная гимнастика при бронхиальной астме. Демонстрация ряда упражнений по Стрельниковой.

8. ЛФК при  бронхиальной астме. Демонстрация ряда упражнений из комплекса лечебной физкультуры, рекомендованных больным с бронхиальной астмой.

        Примечание: число тем можно изменить в зависимости от количества студентов в бригаде.

        Инструкция по подготовке домашнего задания.

        "На следующем занятии Вам предстоит провести ролевую игру по теме «Обучающая функция медсестры при бронхиальной астме».

        Вам предстоит выступить в роли обучающей медицинской сестры/брата, которая проводит школу для пациентов, страдающих бронхиальной астмой.         

        Условия игры предусматривают выступление каждого студента по конкретной

теме. В связи с этим Вам предстоит в домашних условиях самостоятельно

подготовить сообщение на обозначенную тему. Теоретические сообщения необходимо сопроводить презентацией. Практическое сообщение предусматривает демонстрацию манипуляции с целью обучения пациентов.         Регламент выступления 10 минут."

        1.3. ХОД ЗАНЯТИЯ

                Домашнее задание после завершения занятия:

1. Повторить пройденный материал, пользуясь учебным материалом, изложенным на лекции; 2. Подготовиться  к изучению новой темы: "Сестринская помощь при остром и хроническом бронхите у детей".

2. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

2.1. ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Вступительное слово преподавателя

1.1. Школа больных Бронхиальной астмой создается в составе ЛПУ
1.2. В работе Школы может быть использован

- стационарно-непрерывный цикл обучения продолжительностью 5-7 дней, для обучения детей, подростков и их родителей проводятся непрерывные занятия

- амбулаторная модель обучения (режим занятий 2 раза в неделю в течение 4-х недель),

- форма дневного стационара.

1.3. Работу Школы возглавляет заведующий, назначаемый руководителем соответствующего лечебно-профилактического учреждения.
На должность заведующего Школой назначается врач-терапевт или медицинская сестра с высшим образованием, прошедшая специальную подготовку.
1.4. Школа в своей деятельности руководствуется нормативными актами Минздрава России, Уставом учреждения здравоохранения, на базе которой она создана и настоящим Положением.
1.5. В Школу направляются больные БА (первичный цикл) или больные, уже прошедшие обучение на повторный цикл (поддерживающий цикл).
        Обучение не проводится больным в состоянии тяжелом, с выраженным обострением сопутствующих заболеваний, при значительной потере зрения, слуха, нарушении памяти, лицам с психическими нарушениями.

Основные цели обучения в Школах для больных бронхиальной астмой:

Расширить знания пациентов о причинах, симптомах обострениях, приступах, тактике оказания помощи);Изучить факторы, способствующие формированию заболевания и определяющие риск развития его осложнений;Обучить больных бронхиальной астмой проведению самооценки и 16

самоконтроля в домашних условиях, ведению дневника пациента, а также применению средств доврачебной самопомощи при появлении симптомов.

  1. Привить пациентам основы здорового питания, особенности употребления пищи при бронхиальной астме;
  2. Воспитать навыки по снижению уровня стресса, контроля стрессового поведения и формирование правильного отношение к нему для уменьшения негативного влияния на здоровье;
  3. Убедить в необходимости бросить курить;
  4. Обучить пользоваться пикфлуометром для оценки симптомов болезни;
  5. Сформировать стойкое убеждение использовать всё возможное и зависящее от самого пациента, чтобы сознательно соблюдать рекомендации врача, лечиться и оздоравливаться.
  1. Рекомендуемая структура образовательной программы в рамках врачебной практики
  1. Что такое бронхиальная астма?
  2. Пикфлоуметрия. Почему возникает приступ удушья. Аллергия и астма.
  3. Неаллергические причины  бронхиальной астмы.
  4. Ингаляционная терапия бронхиальной астмы.
  5. Лечение хронического воспаления при бронхиальной астме.
  6. Глюкокортикостероидная терапия бронхиальной астмы.
  7. Лечение и профилактика вирусной инфекции.
  8. Ночная астма.
  9. Питание при бронхиальной астме.
  10.  Дыхательная гимнастика и физкультура для больных бронхиальной астмы.
  11.  Самомассаж лица, основы общего массажа, закаливание.
  12.  Как лечить обострение бронхиальной астмы. Вопросы и ответы.

        

Структура образовательной программы в рамках деятельности

медицинской сестры/брата.

        В рамках этой образовательной программы особенно значима роль

медицинской сестры при проведении следующих занятий, которые в некоторых случаях могут проводится и самостоятельно:

  • Бронхиальная астма
  • Диетотерапия при бронхиальной астме
  • Элиминационная терапия при бронхиальной астме, аллергодиагностика
  • Правила проведения пикфлоуметрии
  • Правила применения ДАИ
  • Правила применения небулайзера
  • Дыхательная гимнастика при бронхиальной астме
  • ЛФК при  бронхиальной астме

Дополнительная информация для преподавателя

 (мотивация к изучению темы)

        В мире чрезвычайно распространены различные формы образовательных программ для больных астмой. Работают астма-школы, астма-клубы, создаются  группы самоподдержки, выпускаются газеты, журналы, видеофильмы и мультфильмы для детей. По обобщенным данным в Москве живет около 300000 больных бронхиальной астмой. Только небольшая часть из них состоит на учете у аллерголога и получает адекватное лечение. Остальные лечатся у участкового врача или не обращаются за регулярной помощью. В аптеках часто отсутствуют необходимые лекарства. В такой ситуации получение объективных знаний о своей болезни и обучение навыкам самоконтроля необходимы для больного. С этой целью была создана астма-школа. В настоящее время в Москве работают 5 астма-школ – на базе 57 ГКБ, 33 ГКБ, института иммунологии, института педиатрии и поликлиники

        В процессе проведения обучающей программы медицинская сестра самостоятельно или совместно с врачом дает полноценные рекомендации больному для улучшения качества его жизни, профилактики приступов удушья, объяснить

необходимость диспансерного наблюдения.

        В связи с этим изучение темы «Школы здоровья для пациентов с бронхиальной астмой» является актуальной в наше время.

        Согласно Методическим рекомендациям для проведения занятий в Астма-школе под общей редакцией академика РАМН, профессора А.Г. Чучалина выделяются следующие основные положения по созданию и проведению Астма-школ:

1. Набор больных. Астма-школу могут посещать все больные бронхиальной астмой. Единственные требования – это сохраненный интеллект и память, чтобы больной мог усвоить новую информацию. Группы могут быть смешанными. В одну группу входят больные разные по возрасту и с разным стажем заболевания. Так например, в одной и той же группе занимаются больные астмой в возрасте от 17 до 70 лет со стажем заболевания от 1 года до 20 и более лет. Опыт показывает, что такое смешение допустимо, более того – больные бронхиальной астмой с большим стажем обмениваются опытом с недавно заболевшим, что идет последним на пользу. Таким образом, возникает элемент астма-клуба. Набор больных в астма-школу осуществляется следующим образом: в стационаре нужно повесить объявление о том, что идет набор больных в астма-школу и сообщить об этом всем врачам, чтобы они записывали больных. В поликлинике  идет запись больных в школу на амбулаторном приеме. Медработникам обязательно нужно знать телефоны больных, чтобы предупредить их о дне открытия астма-школы. Приветствуется, если больные приводят в астма-школу членов своей семьи, болеющих бронхиальной астмой. Единственное требование - астма-школа должна была «закрытым  коллективом» и в процессе занятий не присоединялись новые больные. Если не соблюдать это правило, то новые больные начинают задавать вопросы, которые уже обсуждались на предыдущих занятиях и тянут группу назад. Группа проходит полный цикл занятий, затем набирается новая группа. Этим астма-школа отличается от астма-клуба, где на каждое занятие могут приходить новые больные. Таким образом, астма-клуб – «открытый коллектив», астма-школа – «закрытый коллектив».

2. Количество больных в группе. Опыт показывает, что для успешных занятий количество больных в группе не должно превышать 10-15 человек. В процессе

занятий примерно 1/3 больных по различным причинам перестает посещать занятия, поэтому желательно набрать группу 15-18 человек  - к 3-4 занятию сформируется постоянная группа 10-12 человек.

3. Реквизит. Для занятий нужен обычный учебный класс или любое помещение такой же площади. Важно, чтобы больным было удобно делать записи по ходу занятий. К каждому занятию желательно иметь какой-то демонстративный материал – плакат, лекарства, видеофильмы и т.д.

4. Как организовать цикл занятий. Общая продолжительность цикла обычно составляет 1,5 месяца и включает в себя 10-12 занятий. Цикл обучения основан на разработанной обучающей программе. Рекомендуется начинать астма-школу в вечернее время, так как больные должны успевать на занятия после работы. Продолжительность одного занятия от 1 до 1,5 часов. Частота занятий – 2 раза в неделю в будние дни.

5. Как строится занятие. На первом занятии нужно предупредить больных, что они должны задавать вопросы по мере их возникновения, не дожидаясь конца занятия. Таким образом, монолог врача (медсестры) перебивается вопросами и замечаниями больных и занятие быстро из лекции превращается в беседу. Желательно заранее подготовить вопросы к аудитории, чтобы выяснить уровень информированности больных и заставить активно работать аудиторию. В конце занятия демонстрируется видеофильм.

2.2.  ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Занятия № 1.

Что такое бронхиальная астма?

        План занятия:

  1. Что такое астма-школа?
  2. Определение бронхиальной астмы.
  3. Бронхиальная астма – хроническое заболевание.
  4. Как устроены дыхательные пути – внешнее и внутреннее строение.
  5. Что происходит в приступе астмы.

        Реквизит:

1. Презентация по теме.

2. Желательны плакаты «Внешнее и внутреннее строение дыхательных путей», «Бронхи вне и в присутствии астмы», издания книг, газет, журналов для больных астмой.

        Первое занятие – всегда самое трудное во всем цикле. Больные не знакомы друг с другом и не знают преподавателя. Занятие начинается с того, что преподаватель рассказывает группе как будет организован учебный цикл и кто из сотрудников принимает участие в работе астма-школы.

        Вводная информация: Легочной Фонд в 1992 году организовал 4 астма-клуба в Москве., с 1993 г. в Москве работают 5 астма-школ.

        Тема первого занятия – что такое бронхиальная астма. Вводится определение: бронхиальная астма – это хроническое воспалительное заболевание, при котором  периодически возникает обратимое сужение дыхательных путей – бронхоспазм.

        Цель первого занятия – объяснить, что бронхиальная астма, так же как и сахарный диабет, гипертоническая болезнь – заболевание хроническое. У детей бронхиальная астма может исчезнуть, но у взрослых можно говорить о длительной ремиссии, но не о полном излечении. Поэтому задача больного – научиться контролировать свою болезнь так, чтобы не допускать обострений болезни. Для этого и была создана астма-школа.

        Для того, чтобы научится самоконтролю и самоведению астмы, нужно представлять как устроено бронхиальное дерево и легкие и что происходит в приступе астмы. Демонстрационный плакат значительно облегчает эту задачу. Рассказ о строении бронхов и легких не должен быть очень подробным.

        Ниже перечислены основные понятия, используемые в этом уроке:

А. Внешнее строение бронхолегочной системы

  1. Связь трахеи, бронхов, легких.
  2. Ветвление бронхов, сравнение диаметра крупных и мелких бронхов, понятие бронхиального дерева.
  3. Понятие альвеолы, ее роль в газообмене. Сравнение площади легких с помощью учебного класса.
  4. Роль диафрагмы в дыхании, значение диафрагмального дыхания.
  5. Вдох – активный, выдох – пассивный.

Б. Внутреннее строение бронхов.

  1. Роль реснитчатого эпителия в самоочищении бронхиального дерева. Губительное влияние курения.
  2. Понятие бронхиального секрета, мышц бронхов.

Далее коротко объясняется, что происходит в приступе астмы:

  1. Понятие бронхоспазма, отека слизистой, гиперсекреции мокроты – демонстрация различий между бронхами в и вне приступа астмы.
  2. Кратко рассказывается о роли  медикаментов.

Ответы на вопросы.

Занятие № 2

Элиминационная терапия. Аллергодиагностика.

        План занятия:

  1. Понятие об аллергии
  2. Виды аллергенов
  3. Необходимость проведения элиминационной терапии
  4. Понятие об аллергодиагностике.

        Реквизит:

1. Раздаточный материал.

2. Презентация по теме.

        Аллергия – это генетически обусловленное состояние, при котором в

организме в ответ на воздействие аллергенов (домашней пыли, шерсти домашних животных и т.д.) вырабатывается целая группа специфических веществ - антител. Приведите примеры аллергических реакций (приступ удушья, сенная лихорадка и

т.д.) и в упрощенной форме объясните их механизм. Аллергическую реакцию могут вызвать холод, инфекция, резкие запахи. Необходимо разграничивать аллергию и гиперчувствительность бронхиального дерева и назвать основные виды аллергенов – пыльцевые, бытовые, эпидермальные и пищевые.

        Необходимо подробно остановиться на профилактике бытовой аллергии, которая включает: ежедневную влажную уборку, проветривание квартиры, избавление от вещей, накапливающих пыль – мягкой мебели, ковров, тяжелых штор; застекление книжных полок и т.д. Желательно, чтобы уборкой занимался не сам больной БА, а члены его семьи или чтобы он это делал во влажной маске. После того как больной пропылесосил комнату, ему не нужно в ней оставаться, так как концентрация мелкой пыли в воздухе резко повышена – нужно дать время пыли улечься. Учитывая важность профилактики БА, в курсе  астма-школы мы возвращаемся к этой теме повторно – в разделе «Ночная астма». При аллергии к эпидермису животных запрещается  заводить домашних животных, На вопрос: «Можно ли заводить дома кошку, если есть аллергия на собак?» больные часто отвечают «да». Очень важно разъяснить, что при бронхиальной астме расширяется спектр аллергенов. Приводим пример: к аллергии на эпидермис животных может присоединиться гиперчувствительность к бытовым аллергенам и наоборот и т.д.         Поэтому мы категорически против домашних животных при уже имеющейся аллергии к эпидермису животных и домашней пыли. Больные должны знать, что «гипоаллергенных»  животных нет. При пыльцевой аллергии важно знать календарь цветения растений  (у  преподавателя в асма-школе должен быть календарь цветения растений в данной местности) и принимать меры по избежанию контакта с аллергенами: не ходить в лес, на луг, в определенные месяцы придерживаться городского образа жизни, по возможности в месяц цветения растения-аллергена уезжать в отпуск и т.д. При аллергии к пищевым продуктам – создание  индивидуальных диет, голодание в условиях стационара с целью обнаружить аллергенный продукт.

        Домашняя пыль состоит из органического и неорганического компонентов.

Домашняя пыль содержит остатки насекомых, перхоть животных и человека, остатки пищи, бактерии и грибы. Другой компонент домашней пыли – домашний клещ  (Dermatophagoides pteronyssinus и Dermatophagoides farinae), питающийся перхотью и остатками пищи. Часто домашний клещ является основным аллергеном. В коврах, мягкой мебели, шерстяных вещах, пере подушки содержится огромное количество клеща. Ложась спать на перовую подушку и укрываясь шерстяным одеялом, больной астмой подвергается массивному воздействию аллергена. Вследствие этого выработаны специальные требования к помещению, в котором живет больной астмой с аллергией на домашнюю пыль. Особо строгие правила должны соблюдаться в отношении спальни.

        Ниже приводятся рекомендации:

  1. В спальне должно быть минимум мебели. Украшения на стенах (в том числе картины и ковровые покрытия) являются коллектором домашней пыли. Занавески должны быть из легкого материала и стираться. В спальне не должно быть книжных полок.
  2. Стеновой шкаф необходимо мыть и держать в нем только сезонную одежду. Одежда не должна быть развешана по стульям или лежать на кровати – она должны быть убрана в шкаф. Дверцы шкафа должны быть плотно закрыты.
  3. На полу и стенах не должно быть ковров. Необходимо проводить еженедельную влажную уборку и пылесосить квартиру. При этом желательно, чтобы пылесосили родственники больного. Если это невозможно, пылесосить нужно во влажной маске, а по окончании выходить из комнаты, так как в воздухе после уборки  с помощью пылесоса висит мелкая пыль.
  4. На матрасы надеть пыленепроницаемые чехлы. Во время уборки спальни будьте уверены, что вы вымыли также и под кроватью. Запрещено хранить что-либо  под кроватью (старые газеты и т.д.).

Перьевые, паралоновые и пуховые подушки нужно заменить на ватные или сделанные из полиэстера. На подушках также должны быть пыленепроницемые чехлы.

  1. Простыни нужно стирать  в горячей воде. На кровати должно лежать покрывало, чтобы пыль в течении дня не накапливалась на постели.
  2. Дети, болеющие астмой, не должны спать с мягкими игрушками.
  3. Пыль нужно стирать мягкой тряпкой, собирающей пыль, а не развевающей ее в воздухе. После уборки больной астмой должен в течение нескольких часов находиться вне комнаты.
  4. Не хранить в спальне детские игрушки.
  5. Домашние животные не должны бывать в спальне. Дверь в спальню должна быть закрыта в течение дня, чтобы животные не могли входить в нее. Очень трудно удалять шерсть и перхоть животных с ковров и мебели: на это могут уйти недели ежедневной уборки пылесосом.

        У больного, страдающего ночными приступами удушья, на столике около кровати должен стоять термос с горячей водой или настоем отхаркивающих трав. Горячее питание в сочетании с отхаркивающими препаратами (например, мукалтином) часто позволяет купировать приступ удушья. Больные, занимающиеся закаливанием, иногда купируют приступ удушья, обливаясь холодной водой. При более тяжелом приступе нужно вдохнуть симпатомиметик (можно 2-3 раза).         Больной должен встать, опираясь руками на стул, стол, стену и т.д., дыхание должно быть поверхностным с удлиненным выдыхом. Желательно провести пикфлоуметрию, чтобы были объективные данные о тяжести приступа. Если приступ не купируется, нужно вызвать скорую помощь. При тяжелом приступе, когда у больного есть соответствующие  врачебные рекомендации, возможно самостоятельно принять таблетированные глюкокортикоиды и вызвать скорую помощь.

        Кроме того, необходимо рассказать о методе специфической аллергодиагностики.

        Прежде всего необходимо пройти консультацию у опытного врача-аллерголога. Обследование проводится в несколько этапов. Сначала проводится ингаляционный тест, содержащий аллергены различных групп. Если тест показал

положительный результат, тогда назначается более глубокое изучение. Есть несколько вариантов его проведения.

Анализ крови. Считается более высоким по стоимости, однако менее чувствителен. Положительной стороной данного вида теста на аллергию является то, что по нему можно определить иммуноглобулин Е. 

Кожный тест. Выполняется, если имеются подозрения, что какой-то конкретный аллерген или группа вызывает аллергию. Кровь на анализ берётся из вены, натощак. Помимо этого Вы обязательно должны предупредить врача о принимаемых препаратах. Его могут проводить одним из трёх методов:

  1. Скарификационный. При нём на кожу помещают повязку с аллергеном. Если возникает зуд или покраснения, то это означает, что аллергия на данное вещество есть.  
  2. Инъекционная проба проводится следующим образом: на кожу помещают несколько капель аллергена. Затем каждая капля протыкается иглой. В данном случае результат не заставит себя долго ждать, и если есть аллергия, то она проявится в течение 15 минут.  
  3. Внутрикожная проба применяется только в том случае, если инъекционная не дала результатов. В данном случае аллерген вводится непосредственно под кожу больного. Этот метод может стать основанием для систематической аллергической реакции, и поэтому врачи не назначают его сразу, а только тогда, когда это необходимо.

Провокационный и тест на лекарственную аллергию проводятся только под строгим наблюдением врачей, в стационаре. Проведение провокационного теста заключается в помещении аллергенов непосредственно в нос пациента, а при лекарственном необходимо прополоскать рот специальным раствором.

        Ответы на вопросы.

Диетотерапия при бронхиальной астме

        План занятия:

  1. Определение пищевой аллергии.
  2. Клинические проявления пищевой аллергии.
  3. Питание больного бронхиальной астмой.

        Реквизит:

1. Раздаточный материал.

2. Презентация по теме.

        В начале занятия нужно ввести понятие пищевой аллергии.

        Пищевая аллергия – это различные виды аллергических реакций на тот или иной продукт или сочетание нескольких продуктов. Итак, какие же существуют виды аллергических реакций на пищевые продукты? Задайте этот вопрос больным, начните диалог сразу. Обязательно в конце дискуссии подчеркните, что пищевая аллергия многообразна своими проявлениями: крапивница, отек Квинке, мигрень, бронхиальная астма и др.

        Обсудив с больными многообразие проявлений пищевой аллергии, можно и даже нужно  коснуться механизмов возникновения реакции на тот или иной пищевой продукт. Разберите с пациентами истинные и псевдоаллергические  реакции. Вопросу истинной аллергии посвящается несколько слов, т.к. у взрослых подобные реакции практически не возникают,  а развиваются, как правило, в раннем детстве.

        Гораздо подробнее  разбирается механизм псевдоаллергии, при котором ведущее место имеет поражение желудочно-кишечного тракта: дисбактериоз, хронический гастрит, хронический холицистит и др.,  состояние нервной системы, эмоционального фона. Не забудьте сказать, употребление алкоголя способствует увеличению всасывания аллергенов и проявлению аллергических реакций. Важно подчеркнуть, что все острые приправы и некоторые овощи (редис, лук) могут действовать не как аллергены, а как химические раздражители, усиливая

проявления аллергических реакций. Тяжесть проявления этих реакций зависит не только от количества пищевых продуктов, но и кулинарной обработки, т.к. многие продукты теряют антигенность при кипячении и варке (молоко, яйцо, овощи,

фрукты).        

        Далее переходим к вопросу о питании больных бронхиальной астмой. Итак, диета должна быть гипоаллергенной и исключить различные неспецифические раздражители. Следует еще раз оговорить, что при бронхиальной астме нежелательно употреблять в пищу большое количество молока, яиц, крабов, орехов. Перца, горчицы и другие приправы. Особенно важно ее соблюдать в период обострения бронхиальной астмы. Однако больные должны в обязательном порядке употреблять достаточное количество белков, жиров и углеводов.  Питание должно быть 3-5 разовым и последний прием пищи должен быть не менее чем за 2 часа до сна.

        На занятии важно и нужно подчеркнуть, что соблюдать диету в период обострения бронхиальной астмы необходимо всем больным, а в период ремиссии употребление аллергенных продуктов не должно быть систематическим.

        Говоря с пациентами о питании, обязательно коснитесь вопроса об аспириновой бронхиальной астме. Этим больным следует исключить мед, малину, малиновое варенье и пищевые продукты, содержащие большое количество пищевых красителей. Разбирая вопрос о перекрестной аллергии, скажите,  что же такое перекрестная аллергия и приведите пример (сочетание поллиноза с тяжелыми аллергическими реакциями на орехи, яблоки, а у больных с аллергическими реакциями на укус перепончатокрылых – на мед и т.д.).

        Это занятие всегда проводится в хорошей эмоциональной атмосфере и обычно очень нравится больным. Они охотно принимают участие в любой предложенной дискуссии.

        Ответы на вопросы.

Занятие № 4

Правила проведения пикфлоуметрии.

        План занятия:

  1. Что такое пикфлоуметр?
  2. Методика использования пикфлоуметра.
  3. Методика самоконтроля бронхиальной астмы с помощью пикфлоуметра.

        Реквизит: пикфлоуметр, дневник астматика для самоконтроля., варианты суточных и недельных кривых пикфлоумептрии.

        Пикфлоуметр – это прибор для измерения максимальной скорости выдоха (МСВ). Во всем мире больные бронхиальной астмой утром и вечером измеряют этот показатель, контролируя состояние своего здоровья.

        Техника измерения МСВ:

  • Выдох осуществляется в положении стоя, чтобы во время выдоха активно работала диафрагма.
  • Сделать глубокий вдох.
  • Плотно обхватить мундштук прибора губами.
  • Сделать полный резкий выдох.
  • Отметить показания прибора.
  • Повторить показания 1-2 раза, выбрать лучший результат.
  • Занести его в дневник, сравнить с предыдущими показателями.

        Больных нужно обучить технике самоконтроля астмы с помощью пиклоуметра. Для этого их нужно научить ведению суточного и недельного дневника пикфлоуметрии.

        С помощью этих дневников возможно:

  • Выявить аллерген (по падению показателей  МСВ в течение дня);
  • Определить степень  бронхиальной  обструкции (сравнивая показатель МСВ с установленной  для данного больного нормой);
  • Определить суточные колебания проходимости дыхательных путей;
  • Распознать начинающееся обострение БА;
  • Оценить эффективность базисной терапии.

        Если больной научится грамотно использовать пикфлоуметр, он сможет самостоятельно контролировать свою болезнь и более сознательно общаться с врачом.

        Ответы на вопросы.

Занятие № 5

Правила применения дозированного аэрозольного ингалятора

        План занятия:

  1. Правила использования ингалятора.
  2. Принципы подбора ингалятора
  3. Спейсеры.

        Реквизит: ингаляторы, содержащие бронходилятирующие препараты, кортикостероидные гормоны, холинолитики; спейсер, пикфлоуметр.

        Нужно рассказывать правильную технику  ингаляций и самому ее продемонстрировать.  Важно, что больные освоили правильную технику ингаляций:

  1. Встряхнуть ингалятор
  2. Снять защитный колпачок
  3. Повернуть ингалятор дном вверх
  4. Сделать полный выдох через сомкнутые губы
  5. Плотно обхватить мундштук ингалятора губами
  6. Начиная делать вдох, нажать на дно ингалятора и глубоко вдохнуть лекарство. При этом должно возникнуть ощущение, что лекарство не осталось во рту, а попало в бронхи
  7. Задержать дыхание на 5-10 сек.
  8. Сделать спокойный выдох
  9. Надеть на ингалятор защитный колпачок

        Важно подчеркнуть, что при бронхиальной астме существует 2 вида лечения: базовое – противовоспалительное и симптоматическое, применяющееся главным

30

образом для купирования приступа. Существует 2 вида лекарств, которые находятся в ингаляторах.

        К противовоспалительным препаратам относятся ингаляционные стероиды, хромогликат и недокромил натрия. К препаратам симптоматического действия  относятся беротек, вентолин (сальбутамол), бриканил, атровент, беродуал. Обычно у

больных сразу возникает большое количество вопросов – по названиям препаратов, механизму действия – на все вопросы необходимо ответить, не давая при этом индивидуальных лечебных рекомендаций – это дело лечащего врача.

        Необходимо донести до каждого больного принципиальное отличие профилактических противовоспалительных препаратов от бронходилятаторов.

        Больной должен знать, что подбирать лечение ему должен врач. Вредно пользоваться советами окружающих, т.к. существуют разные формы бронхиальной астмы и, соответственно, использует разное лечение.

        Эффект от применяемого дозированного аэрозоля больной может самостоятельно мониторировать с помощью пикфлоуметра.

        Некоторые больные не могут синхронизировать вдох с нажатием на дно баллончика. В настоящее время рекомендуют использовать спейсеры – пластиковые камеры различной конструкции и размера. Также они рекомендуются при применении ингаляционных КС. Спросите у больных – знают ли они о спейсерах, и если да, то пусть продемонстрируют как им пользоваться.

        Правила использования спейсера следующие:

  1. Удалить защитный колпачок, встряхнуть ингалятор и вставить его в спейсер.
  2. Обхватить губами ротовой конец спейсера.
  3. Нажать на ингалятор так, чтобы лекарство попало в спейсер.
  4. Глубоко медленно сделать вдох.
  5. Задержать дыхание на 5-10 сек., затем выдохнуть через ротовой конец.
  6. Повторить вдох, не нажимая на ингадятор.
  7. Отсоединиться от спейсера.
  8. Выждать 30 сек., затем впрыснуть вторую дозу аэрозоля (при необходимости) и повторить п. 1-7.

         Ответы на вопросы.

Занятие № 6

Правила применения небулайзера

        План занятия:

  1. Принципы подбора небулайзера
  2. Виды небулайзеров
  3. Правила пользования

                Реквизит: небулайзер, медикаменты, пикфлоуметр.

        Ультразвуковой или компрессорный? К недостаткам ультразвукового небулайзера относятся неэффективность образования аэрозоля из суспензий и возможность разрушения структуры лекарственного препарата. Поэтому компрессорные, или струйные, небулайзеры получили более широкое распространение.

        В паспорте небулайзера следует обратить внимание на средний размер частиц аэрозоля и % частиц менее 5 мкм, а также на скорость потока рабочего газа. Это важные факторы, определяющие эффективность лечения с помощью небулайзера. Так, в зависимости от размера создаваемых частиц, будет оказываться эффект в той или иной части дыхательной системы. При бронхиальной астме оптимальные размеры частиц аэрозоля - 2-5 мкм. Рекомендуемый поток 6-10 литров в минуту. При этом, остаточный объем лекарственного вещества после ингаляции не более 50% (для струйных небулайзеров - менее 1мл). Небулайзер обязательно должен быть тестирован и сертифицирован в соответствии с Европейскими стандартами по небулайзерной терапии prEN13544-1.

        Со временем возможно изнашивание небулайзера, из-за чего скорость струи падает, а размер частиц растет. Обращайте внимание на гарантийный срок эксплуатации компрессора. Чем он больше, тем дольше прослужит небулайзер.

        Обращайте внимание на рекомендуемые сроки замены небулайзерной камеры. Для длительной терапии необходим надежный компрессор. Некоторые небулайзеры

специализированы для определенного возраста.

        Типы струйных (компрессорных) небулайзеров.

Конвекционные (простые) небулайзеры производят аэрозоль с постоянной скоростью.

Небулайзеры, постоянно производящий аэрозоль, с клавишей вдоха, управляемой

вручную (для детей, пожилых и тяжелых больных не применяется).

Через небулайзеры, активируемые дыханием, потери лекарственных веществ значительно меньше, чем через простой (конвекционный) небулайзер.

        Важно учитывать, для ингаляции каких препаратов предназначен небулайзер.

Если для Вас имеют значение такие характеристики, как портативность с наличием автономного питания (или питания от сети и от прикуривателя с наличием адаптера) или шум при работе компрессора, учитывайте их тоже. Если планируются ингаляции антибиотиков, ферментов, иммуномодуляторов, противотуберкулезных препаратов, антисептиков и гормонов, желательно наличие приспособлений, предотвращающих их попадание в окружающую среду.

        Для отличной работы небулайзера необходимо Знать:

  1. Оптимальный объём наполнения камеры небулайзера 5 мл;
  2. На протяжении всей ингаляции положение камеры небулайзера должно быть строго вертикальным;
  3. Для уменьшения потерь лекарственного препарата (оседание препарата на стенках камеры небулайзера) в конце ингаляции в камеру можно добавить 1 мл физиологического раствора, после чего необходимо встряхнуть небулайзер и продолжить ингаляцию.

Ответы на вопросы.

Занятие № 7

Дыхательная гимнастика при бронхиальной астме по Н. Стрельниковой

        План занятия:

1. Влияние гимнастики Н.Стрельниковой на организм

2. Особенности дыхания

3. Комплекс упражнений

Реквизит:

1. Раздаточный материал.

2. Видеопрезентация по теме.

        Особенностью гимнастики является создание дополнительного

сопротивления на вдохе грудной клетки мышцами грудной клетки ее мышцами и мышцами плечевого пояса.

        В дальнейшем оказалось, что тренировка дыхания по данному методу не только положительно влияет на дыхательные мышцы и голосовой аппарат, тренируя и укрепляя их, но и уменьшает отечность слизистой оболочки дыхательных путей, способствует очищению их от избыточной мокроты, снимает бронхоспазм.

        В более чем 20-летней практике врачи неоднократно убеждались, что занятие этой гимнастикой в комплексе с другими методами лечения способствует улучшению функции дыхания и общей работоспособности больных бронхиальной астмой.

        Показания и противопоказания к занятиям «гимнастикой вдоха» в каждом конкретном случае определяет лечащий врач, и осваивать эту методику следует под непосредственным руководством опытного специалиста.

  1. Особенности дыхания

        Выполняя дыхательные упражнения Н.Стрельниковой, все внимание необходимо сосредоточить только на вдохе.

ВДОХ должен быть через нос — шумным, громким, коротким, активным и небольшим по объему. ВЫДОХ — произвольный, открытым ртом.

        Из многочисленных упражнений системы Н.Стрельниковой врачи рекомендуют следующие 5, которые больные бронхиальной астмой могут выполнять в домашних условиях.

  1. 1. «Вдох – наклон кпереди»

        Это упражнение напоминает накачивание ручным автомобильным насосом, легко выполняется даже детьми. С него рекомендуется начинать обучение, как

детей, так и взрослых. На усвоение этого упражнения уходит, как правило, 7 дней.

        Исходное положение — стоя, ноги немного расставлены. Из этого положения резко наклониться вперед (колени не сгибать), опустить плечи, тянуться руками к полу и сделать шумный короткий активный вдох носом.

        Для облегчения усвоения приема в первые дни можно в руки брать палочку и

имитировать работу насоса.

        Стрельникова рекомендует проводить счет количеству дыхательных упражнений по 4—8—16—32—64. Врачи советуют, что удобнее счет вести по 4, что облегчает «вхождение» в ритм движений туловища. В первые дни учебы наращивать количество движений следует постепенно от 32 до 64—126. Между 8-32-64 и т. д. рекомендуется делать отдых на 1—2 с.

        После усвоения первого упражнения можно переходить к изучению второго.

  1. 2. «Вдох – руки»

        Исходное положение — стоя (сидя или лежа). Ноги на ширине плеч, туловище и голова находятся на одной прямой линии, руки согнуты в локтях, подняты до уровня плеч, кисти слегка сжаты в кулаки, локти развернуты.

        На коротком шумном активном вдохе носом бросить руки навстречу друг другу так, чтобы правая рука коснулась левого плеча, а левая рука — правого плеча. Взаимоотношение рук несущественно, но быстрый темп достигается при чередовании рук, один раз впереди правая, другой раз — левая и т. д. Плечи при выполнении упражнения должны быть опущены.

        Заниматься следует утром и днем (или вечером), лучше на свежем воздухе. Количество движений в день: в начале тренировочного периода — 300—400, затем постепенно количество движений в день доводят до 1 000—1 200.

  1. 3. «Вдох – наклон кзади»

        Исходное положение такое же, как и при выполнении второго упражнения.

        Движения производят с легким наклоном кзади, голову держат неподвижно или слегка отклоняют назад. Плечи остаются опущенными, руки выносят вперед.

        Дозируется упражнение так же, как и предыдущее.

  1. 4. «Вдох – присядь»

        Исходное положение такое же, как и при выполнении предыдущих упражнений, но правая нога слегка выдвинута вперед, левая — чуть позади, полусогнута (напоминает стойку боксера).

        Упражнение выполняется так же, как и предыдущие, но при вдохе носом

необходимо присесть, руки двигаются при этом навстречу друг другу. После выполнения 32 движений необходимо поменять ноги местами.

        Дозировка та же.

  1. 5. «Вдох – маятник»

        Исходное положение — ноги на ширине плеч на одной линии или одна нога выставлена вперед.

        Вдох выполняется при наклоне кпереди, при этом руки движутся навстречу друг другу. При наклоне корпуса вперед — вдох, при наклоне назад — выдох; упражнение напоминает движение маятника. Темп выполнения произвольный, 100-1 200 движений в день. При хороших навыках за 1 мин следует выполнить не менее 200 движений.

        Все 5 упражнений можно выполнять 2 раза в день по 96 раз, т. е. всего около 1 000 движений в день.

        Ответы на вопросы.

Занятие № 8

ЛФК при  бронхиальной астме

        План занятия.

1. Механизм действия ЛФК

2. Особенности упражнений при бронхиальной астме

3. Комплекс упражнений

        Реквизит:

1. Раздаточный материал.

2. Видеопрезентация по теме.

        Лечебная физкультура способствует:

36

  • восстановление уравновешенности процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга, погашение патологических рефлексов и восстановление нормального стереотипа регуляции дыхательного аппарата;
  • уменьшение спазма бронхов и бронхиол; улучшение вентиляции легких;
  • активизация трофических процессов в тканях;
  • обучение больного управлению своим дыхательным аппаратом во время астматического приступа с целью облегчить его;
  • обучение удлиненному выдоху.

        Основные упражнения, используемые в лечебной гимнастике:

  1. дыхательные упражнения с удлиненным выдохом;
  2. диафрагменное дыхание;
  3. дыхательные упражнения с произношением гласных и согласных букв, способствующих рефлекторному уменьшению спазма бронхов;
  4. упражнения на расслабления мышц пояса верхних конечностей;
  5. упражнения для укрепления мышц брюшного пресса (наружных и внутренних косых мышц живота, прямой мышцы живота), способствующие улучшению выдоха;
  6. массаж лица, грудной клетки и мышц предплечья.
  1. Рекомендованный комплекс гимнастических упражнений
  2. при бронхиальной астме

        Упражнения должны быть самыми простыми и легко выполнимыми. Между дыхательными упражнениями с произношением звуков обязательно надо включать паузу, что способствует отдыху и расслаблению мышц. Дозировка упражнений – 4-12, темп медленный и средний.

        Первый комплекс упражнений:

  1. Сидя на стуле проводить сгибание и разгибание рук в локтевых суставах 4-6 раз. Темп средний.
  2. Сидя на стуле проводить сгибание и разгибание стоп с одновременным сгибанием пальцев в кулак 6-8 раз. Темп средний.
  3. Стоя, с опорой руками о столик или спинку кровати проводить дыхательное упражнение с произношением Ж 4-6 раз. Темп медленный, выдох удлиненный.
  4. Стоя, ноги на ширине плеч, кисти рук на затылке. Проводить наклоны туловища в стороны 4-6 раз. При наклоне- выдох, темп средний.
  5. Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены.Отводить рук в стороны (вдох) с последующим сжиманием грудной клетки в нижней ее части (выдох) 4-6 раз. Темп медленный, выдох удлиненный. *Стоя, в руках мяч Поднять руки вверх с мячом – вдох, опустить вниз - выдох 4-6 раз Темп медленный, выдох удлиненный.
  6. Стоя, правая рука на груди, левая – на животе. Диафрагменное дыхание 4-6 раз. На вдохе – брюшная стенка поднимается, на выдохе – опускается.
  7. Стоя, в руках набивной мяч. Передача мяча партнеру от груди 6-8 раз. Выполняется на выдохе.
  8. Стоя отвести руки в стороны под углом 45 градусов – вдох, опустить вниз – выдох, 4-6 раз. Максимально расслабить мышцы пояса верхних конечностей и грудной клетки.
  9. Стоя. Ходьба обычная 1 мин. Дыхание свободное.
  10. Сидя на стуле, кисти к плечам. Поднимание согнутых рук в стороны (вдох) с последующим постепенным сжиманием грудной клетки (выдох) 4-8 раз. Максимально расслабить мышцы пояса верхних конечностей.
  11. Сидя на стуле проводить сгибание и разгибание стоп с одновременным сгибанием пальцев в кулак 6-8 раз. Дыхание свободное.

Противопоказания при занятиях физическими упражнениями

при бронхиальной астме

  • Противопоказаны любые перегрузки.
  • Упражнения должны быть прекращены, если замечены первые признаки

38

приступа удушья: неровное дыхание, спазм, кашель.

  • Не допустимы интенсивный бег, выполнение упражнений без перерыва на установление спокойного дыхание. Так как выявлена аллергия на пыль, в

помещении, где проводится сеанс лечебной физкультуры, должны быть заблаговременно проведены влажная уборка и проветривание.

  • Противопоказано заниматься на улице в неблагоприятных погодных условиях (слишком холодная погода, дождь, ветер), так как любое переохлаждение может вызвать приступ удушья.

        Ответы на вопросы.

   


39

3. БЛОК КОНТРОЛЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

Тестовый контроль для определения исходного уровня знаний

Вариант 1

Задание 1

Выберите действия при оказании неотложной помощи пациенту во время приступа удушья:

1. придать больному горизонтальное положение

2. вызвать врача

3. расстегнуть стесняющую одежду, открыть окно

4. приготовить эуфиллин для в/в введения, преднизолон

Задание 2

Данные аускультации при бронхиальной астме:

1. влажные хрипы

2. крепитация

3. изменений нет

4. шум трения плевры

5. сухие свистящие хрипы

Задание 3:

Оказание неотложной помощи при приступе бронхиальной астмы:

1. гипотензивные, ганглиоблокаторы, противокашлевые

2. бронхолитики, антигистаминные, кортикостероиды, муколитики

3. антикоагулянты, анальгетики, антибиотики

4. теплое щелочное питье, антибиотики, отхаркивающие, муколитики

5. сердечные гликозиды, мочегонные, бронхолитики, морфин

Задание 4

Сопоставьте периоды клинической картины приступа бронхиальной астмы и их проявления:

1. Аура приступа                                    а. Экспираторная одышка

2. Разгар приступа                                б. Чихание

3. Разрешение приступа                  в.  Отхождение мокроты в виде слепков бронхов

Задание 5

Вынужденное положение больного при приступе бронхиальной астмы:

1. коленно - локтевое

2. ортопноэ

3. горизонтальное

Задание 6

Какие рекомендации нужно дать пациенту-астматику, имеющему в анамнезе аллергию на аскорбиновую кислоту?

1. Молочно-растительная диета, прием поливитаминов

2. Заменить пуховые подушки на синтепоновые

3. Использовать пылесос с противоаллергенным фильтром

4. Исключить из питания апельсины, лимоны, грейпфруты

Задание 7

Завершите предложение.

Бронхиальная астма - это хроническое заболевание дыхательных путей ______________________ характера.

Задание 7

Изменения в общем анализе крови при бронхиальной астме:

1. повышение лейкоцитов

2. снижение эозинофилов

3. повышение эозинофилов

4. повышение базофилов

Задание 9

41

Цель использования спейсера:

1. разделить момент впрыска аэрозоля и вдоха

2. преобразовать лекарственное вещество в мельчайшие частицы

3. вести подсчет использованных доз лекарственного вещества

4. уменьшить частоту заправки ингалятора

Вариант 2

Задание 1

Выберите факторы риска бронхиальной астмы:

1. Наследственность

2. Пыль, синтетические моющие средства

3. Избыточный вес

4. Стресс

Задание 2

В основе патогенеза бронхиальной астмы лежит:

1. пропотевание экссудата в полость альвеол

2. повышение давления в малом кругу кровообращения

3. скопление жидкости в плевральной полости

4. спазм мелких бронхов

5. острое воспаление слизистой

Задание 3

Изменения в мокроте при бронхиальной астме:

1. грибы

2. атипичные клетки

3. лейкоциты

4. эозинофилы

Задание 4

Сопоставьте:

1. экспираторная одышка

2. небулайзер

3. неотложная помощь при удушье

  1. а. затруднен выдох
  2. б. эуфиллин
  3. в. туманообразные частицы лекарства

Задание 5

Оптимальный метод диагностики бронхиальной астмы:

1. Пикфлоуметрия

2. Бронхография

3. Биохимичесий анализ крови

Задание 6

Данные объективного обследования при бронхиальной астме:

1. Пальцы "барабанные палочки"

2. Бочкообразная грудная клетка, положение ортопноэ

3. Астеническое телосложение, выбухание одной половины грудной клетки

4. Пульсация сосудов в области верхушки легких

Задание 7

Заполните пропуски:

Пикфлоуметр измеряет _________ скорость выдоха из легких при резком выдохе, которому предшествует глубокий вдох.

Задание 7

Что измеряет пикфлоуметр?

1. Максимальную скорость вдоха

2. Границы легких

3. Максимальную скорость выдоха

4. Жизненную емкость легких

Задание 9

Потенциальные проблемы пациента с бронхиальной астмой:

1. порок сердца

2. ателектаз

3. пневмония

4. астматический статус, легочно-сердечная недостаточность

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Эталоны ответов к заданиям для контроля усвоения темы

Тестовый контроль

1 вариант

2 вариант

Количество баллов

1

2, 3, 4

1, 2, 3

2

2

5

4

1

3

2

4

1

4

1 - б, 2 - а, 3 - в

1 - а, 2 - в, 3 - б

3

5

2

1

1

6

4

2

1

7

воспалительного

пиковую

1

8

2

3

1

9

1

4

1

ИТОГО

Маx 15

Паспорт

комплекта оценочных материалов

МДК 02.01. «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях»  

ПМ. 02. «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» 34.02.01 «СД»

Тема объединенного занятия: «Школы здоровья для пациентов с бронхиальной астмой» и «Обучающая функция медицинской сестры»

Вид контроля: текущий

Формы тестовых заданий:

60% заданий – «выберете один правильный ответ»;

10% заданий - «выберете несколько правильных ответов»;

20% заданий - «установите соответствие»;

10% заданий - «впишите пропущенное слово».

Количество тестовых заданий: 10

Количество вариантов: 2

Ограничение по времени: 10 минут

49

Возврат к предыдущему: разрешен

Последовательность заданий: случайная

Критерии оценок

87-100% (13-15 баллов) правильных ответов  - «5»

67-80%    (10-12 баллов) правильных ответов  - «4»

47-60% (7-9 баллов) правильных ответов  - «3»  

40% и менее (6 и менее баллов) правильных ответов  - «2»

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Раздаточный материал для пациентов  (в помощь студентам)

  1. Общая неспецифическая гипоаллергенная диета

Не рекомендовано употреблять

Можно употреблять

  • Цитрусовые (апельсины, мандарины, лимоны, грейпфруты и др.)
  • Орехи (фундук, миндаль, арахис и др.)
  • Рыба и рыбные продукты (свежая и соленая рыба, рыбные бульоны, консервы из рыб, икра и др.)
  • Птица (гусь, утка, индейка, курица и др.) и изделия из нее
  • Шоколад и шоколадные изделия
  • Кофе
  • Копченые изделия
  • Хрен, редис, редька
  • Томаты, баклажаны
  • Грибы
  • Яйца
  • Молоко
  • Клубника, земляника, дыня, ананас
  • Сдобное тесто
  • Мед
  • Категорически запрещаются
  • Все алкогольные напитки
  1. Мясо говяжье нежирное, отварное
  2. Супы: крупяные, овощные на вторичном говяжьем бульоне, вегетарианские
  3. Масло сливочное, оливковое, подсолнечное
  4. Картофель отварной
  5. Каши: гречневая, геркулесовая, рисовая
  6. Молочнокислые продукты – однодневные (творог, кефир, простокваша)
  7. Огурцы свежие, петрушка, укроп
  8. Уксус, горчица, майонез и прочие специи
  9. Яблоки печеные, арбуз
  10. Чай
  11. Сахар
  12. Компоты из яблок, сливы, смородины, вишни, сухофруктов
  13. Белый несдобный хлеб
  1. Продукты с различным аллергизирующим потенциалом

Потенциал

Продукт питания

Высокий

Коровье молоко, рыба, ракообразные, яйцо, куриное мясо, клубника, малина, земляника, черная смородина, ежевика, виноград, ананасы, дыня, хурма, гранаты, цитрусовые, шоколад, кофе, какао, орехи, мед, грибы, горчица, томаты, морковь, свекла, сельдерей, пшеница, рожь

Средний

Говядина, индейка, кролик, картофель, горох, персики, абрикосы, красная смородина, бананы, перец зеленый, кукуруза, греча, клюква, рис, шиповник

Низкий

Конина, кисломолочные продукты, баранина (нежирные сорта), кабачки, патиссоны, репа, тыква (светлых тонов), яблоки зеленой и желтой окраски, белая смородина, крыжовник, слива, арбуз, миндаль, зеленый огурец, огородная зелень (петрушка и укроп)

  1. Причинно значимые аллергены у детей и взрослых

Дети

Взрослые

Пищевая аллергия как первый признак аллергической болезни

Пищевая аллергия как симптом  сенсибилизации к другим аллергенам, особенно ингаляционным (пыльца)

  1. Самые частые аллергены - коровье молоко, куриные яйца (желток), рыба и бобовые.
  2. Часто встречается сенсибилизация к глютену или изолировано к пшенице, белкам банана и риса.
  3. Сенсибилизация к грече, картофелю, сое и бобовым и кукурузе встречается реже
  1. Преобладает аллергия к арахису и древесным орехам (фундук и др.), и именно эти аллергены вызывают наиболее тяжелые реакции, вплоть до анафилактического шока.
  2. Высока роль перекрестной аллергии к свежим фруктам и овощам.
  3. Иногда отмечаются тяжелые реакции на говядину и свинину, при употреблении зерновых продуктов, зараженных клещами.
  4. Нередки случаи аллергии к рыбе, ракообразным и моллюскам.
  5. Аллергия на молоко и яйца встречается реже, причем более характерна аллергия к яичному белку.

Трехзонная система контроля ПСВ

Зона

Состояние

Показание

(в % от нормального)

Зеленая

«НОРМА» Лечение оказывает положительное влияние. Продолжайте заниматься своими делами.

80-100%

Желтая

«ВНИМАНИЕ» Соблюдайте осторожность в повседневной деятельности. Меры, которые необходимо предпринять, смотрите в плане лечения.

60-80%

Красная

«ТРЕВОГА» Риск для здоровья. Немедленно обратитесь к врачу.

Менее 60%

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

АЛГОРИТМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ МАНИПУЛЯЦИЙ

1. Алгоритм выполнения пикфлоуметрии

Цель: диагностическая (определение пиковой скорости выдоха)

Показания: диагностика и мониторинг бронхиальной астмы

Противопоказания: нет

        Даже у одного и того же человека могут быть существенные расхождения при показаниях пикфлоуметрии. Для каждого человека характерен свой дневной и ночной режим. С практической точки зрения, необходимо определить для каждого пациента его собственную норму. Это можно сделать, используя так называемые лучшие личные показатели пациента.

Оснащение: пикфлоуметр, сменный мундштук, кожный антисептик

Этапы

Обоснование

I. Подготовка к процедуре

Поприветствовать пациента уважительно и доброжелательно, представился.

Установление контакта с пациентом.

Объяснить пациенту ход и суть предстоящих действий, показал правильное применение пикфлоуметра.

Мотивация пациента к сотрудничеству.

Получить согласие пациента.

Соблюдение прав пациента.

Подготовить оснащение.

Обеспечение быстрого и эффективного проведения манипуляции.

II. Выполнение процедуры

Сообщить пациенту что при каждом при каждом измерении он должен занимать одинаковую позу (сидя или стоя).

Более эффективное выполнение манипуляции.

Установить стрелку на ноль.

Для получения достоверных данных.

Взять пикфлоуметр так, чтобы пальцы рук не перекрывали выходные отверстия и не мешали движению стрелки.

Для предотвращения погрешностей.

Попросить принять нейтральное положение шеи (шея не согнута).

Для лучшего усвоения методики выполнения манипуляции.

Инструктировать пациента вдохнуть максимально глубоко.

Для набора воздуха в легкие.

Попросить обхватить губами и зубами мундштук пикфлоуметра, избегая закрывания отверстия мундштука языком

Для избегания попадания исходящего воздуха за пределы измерительного аппарата

Попросить с максимальной силой выдохнуть воздух, акцентируясь на силе выдоха, а не его количестве.

Для получения данных об объеме выдыхаемого воздуха

Определить показания.

Для получения достоверной информации о пиковой скорости выдоха.

Повторить пп. 7-12 еще 2 раза

Определение максимальный результат.

Наилучший результат занести в дневник самоконтроля.

Для диагностики или оценки эффективности лечения.

III. Окончание процедуры.

Продезинфицировать пикфлоуметр, прополоскать проточной водой, высушил.

Профилактика внутрибольничной инфекции.

2. Алгоритм использования спейсера

I. Подготовка к процедуре:

1. Представиться пациенту, объяснить ход и цель процедуры. Убедиться в наличии у пациента информированного согласия на предстоящую процедуру.

1. Предложить/помочь пациенту занять положение: стоя или сидя со слегка запрокинутой головой.

2. Вымыть руки.

II Выполнение процедуры:

3.Энергично встряхнуть ингалятор.

4.Держа ингалятор в вертикальном положении, снять с него защитный колпачок.

5. Плотно насадить спейсер на мундштук ингалятора.

6. Сделать глубокий выдох.

7. Плотно обхватить мундштук спейсера губами.

8. Нажать на дно ингалятора и затем сделать несколько спокойных вдохов.

III Окончание процедуры:

10. Отсоединить спейсер от ингалятора.

11. Надеть на мундштук ингалятора защитный колпачок.

12. Промыть спейсер в мыльном растворе, а затем кипяченой водой.

3. Алгоритм использования небулайзера

Цель: Лечебная.

Показания: Заболевания органов дыхания (БА, ХОБЛ, бронхоспастический синдром, острый бронхит, пневмония) по назначению врача.

Противопоказания: нет.

Оснащение: 1. Небулайзер. 2. Лекарственное средство (сальбутамол, беродуал, лазолван, фликсотид и др.).

Алгоритм применения лекарственных средств через небулайзер.

I. Подготовка к процедуре:

1. Представиться пациенту, объяснить ход и цель процедуры. Убедиться в наличии у пациента информированного согласия на предстоящую процедуру.

2. Проверить название и срок годности лекарственного средства.

3. Предложить/помочь пациенту занять положение сидя, откинувшись на спинку стула (в удобном положении).

4. Вымыть руки.

5. Подготовить небулайзер к ингаляции (подключить к сетевому питанию, залить в резервуар назначенную врачом дозу лекарственного средства, прикрепить нужную ингаляционную насадку)

II Выполнение процедуры:

6. Предложить пациенту взять загубник в рот (или одеть маску для ингаляции).

7. Включить небулайзер и предложить пациенту дышать спокойно.

III Окончание процедуры:

8. Выключить небулайзер из сети.

9. Вынуть загубник из полости рта.

10. Обработать детали небулайзера

Примечание: Небулайзер – это устройство для введения лекарств в верхние и нижние дыхательные пути в виде потока мелкодисперсной смеси, содержащей

лечебный раствор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме «Структура, функции и основные типы современного урока»

В данной работе рассматриваются основные аспекты современного урока в соответствии с требованиями ФГОС....

Методическая разработка научно-практической студенческой конференции: "Профилактика гриппа в работе среднего медицинского персонала"

Методическая разработка создана для проведения студенческой научно-практической конференции по теме: "Профилактика гриппа в работе среднего медицинского персонала". Актуальность выбора темы ...

Методическая разработка открытого практического занятия по ПМ.05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям, должностям служащих Младшая медицинская сестра по уходу за больными на тему: "Методы простейшей физиотерапии. Оксигенотерапия"

         Методическая разработка предназначена и разработана для преподавателя профессионального модуля ПМ.05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям, должн...

Статья Бакировой З.А. "Обучающая роль медицинской сестры при бронхиальной астме"

Опубликована статья Бакировой З.А. "Обучающая роль медицинской сестры при бронхиальной астме"...

Методическая разработка к практическому занятию «Оказание медицинской помощи на догоспитальном этапе с поражениями аварийно-химически опасными веществами» ПМ 03 «Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе». МДК 03.02. Медицина катастроф

В сфере промышленного, оборонно-промышленного и топливно-энергетического комплексов в настоящее время функционируют химически опасные объекты, перерабатывающие, получающие, использующие или хранящие в...

Методическая разработка открытого практического занятия на тему "Разведение антибиотиков" ПМ 02 Курс "Технология оказания медицинских услуг".

В разработке представлены:1. История открытия антибиотиков;2.Правила расчета и разведения антибиотиков;3.Правила введения суспензии антибиотика "Бициллина";4. Алгоритм манипуляции введения с...

Презентация на тему: "Первая медицинская помощь при бронхиальной астме" ОП.13 Первая медицинская помощь, специальность 33.02.01 фармация

Презентация на тему: "Первая медицинская помощь при бронхиальной астме" ОП.13 Первая медицинская помощь, специальность 33.02.01 фармация...