Методические рекомендации к семинарско-практическому занятию по теме Электрокардиография.
учебно-методический материал

Яценко Ирина Владимировна

Методические рекомендации для студентов 2 курса Лечебное дело

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_tema_3_ekg.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

к практическому занятию

ПМ: 01.Диагностическая деятельность

МДК: 01.01.Пропедевтика в терапии

Раздел: Участие в обследовании пациентов различных возрастных групп

Тема № 3 «Электрокардиография»

Форма проведения: семинарско-практическое занятие.

Продолжительность занятия: 6 часов (семинар – 2 ч, практика – 4 ч).

Компетенции ОК (ПК):

ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп.

ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.

ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний

ПК 1.7. Оформлять медицинскую документацию.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Цели занятия:

 

Учебная: Научиться ЭКГ-диагностике различных нарушений функции автоматизма, возбудимости и проводимости сердца.

Воспитательная: привитие умений и навыков учебной работы. Формирование добросовестного отношения к работе.

Методическая: демонстрация методики проведения практического занятия, использование различных методов контроля знаний (устный опрос, тесты, задачи), использование современных информационных технологий.

Обучающийся должен уметь: 

1.Выполнять анализ ЭКГ при синусовой тахикардии, синусовой брадикардии и синусовой аритмии.

2.Распознавать на ЭКГ синусовые, предсердные, атриовентрикулярные и желудочковые экстрасистолы.

3.Выполнять анализ ЭКГ при пароксизмальных тахикардиях.

4.Выполнять анализ ЭКГ при мерцании и трепетании предсердий.

5.Выполнять анализ ЭКГ при синоаурикулярной блокаде.

6.Выполнять анализ ЭКГ при внутрипредсердной блокаде.

7.Выполнять анализ ЭКГ при атриовентрикулярных блокадах I,II,IIIстепеней.

8.Выполнять анализ ЭКГ при блокаде ножек пучка Гиса.

Обучающийся должен знать: 

1.Основные варианты нарушения функции автоматизма сердца и их ЭКГ – признаки.

2. Основные варианты нарушения функций возбудимости сердца и их ЭКГ – признаки.

3. Основные варианты нарушения функции проводимости сердца и их ЭКГ – признаки.

Обеспечение занятия: Оснащение занятия: лекционный материал, методические рекомендации, информационный материал для студентов, ноутбук, электрокардиограф, фильм  «ЭКГ по силу каждому». Тестовый контроль. 

Структура занятия:

  1. Организационная часть (проверка присутствующих, готовность к занятию)
  2. Начальная мотивация учебной деятельности (название темы, цель, значение, перспективы развития вопроса).
  3. Контроль исходного уровня знаний (устный фронтальный опрос, решение заданий по теме).
  4. Актуализация опорных знаний.
  5. Выполнение учебных задач.
  6. Контроль практических навыков.
  7. Проверка самостоятельной работы студента.

 Учебные вопросы:

1.Проводящая система сердца.

2.Стандартные отведения.

3.Усиленнные однополюсные отведения от конечностей.

4.Однополюсные грудные отведения.

5.Компоненты электрокардиограммы.

6. Определение, механизмы развития, этиология, клиника нарушений ритма сердца и проводимости.

7.Варианты нарушения функции автоматизма сердца.

8.ЭКГ-признаки синусовой тахикардии и ее диагностическое значение.

9.ЭКГ-признаки синусовой брадикардии и ее диагностическое значение.

10.ЭКГ-признаки синусовой аритмии и ее диагностическое значение.

11.Основные варианты нарушения функций возбудимости сердца.

12. Что такое экстрасистолы и их диагностическое значение.

13. Классификация экстрасистол.

14. ЭКГ-признаки синусовых экстрасистол.

15.ЭКГ-признаки предсердных экстрасистол.

16. ЭКГ-признаки атриовентрикулярных экстрасистол.

17. ЭКГ-признаки желудочковых экстрасистол.

18. Варианты экстрасистол, отличающихся по ритму экстрасистолических импульсов.

19. Варианты экстрасистол, отличающихся по количеству очагов экстрасистолических импульсов.

20. ЭКГ-признаки пароксизмальной тахикардии.

21. ЭКГ-признаки мерцания предсердий.

23. ЭКГ-признаки трепетания предсердий.

24. Варианты нарушения функции проводимости сердца.

25. ЭКГ-признаки синоаурикулярной блокады.

26. ЭКГ-признаки внутрипредсердной блокады.

27. ЭКГ-признаки атриовентрикулярной блокады I,II,IIIстепени.

28. ЭКГ-признаки блокады ножек пучка Гиса.

Задания для самостоятельной работы:

Тесты.

Вариант 1

1. На правую руку накладывается:

А) черный электрод

Б) красный электрод

В) желтый электрод

Г) зеленый электрод

2. На левую руку накладывается:

А) черный электрод

Б) красный электрод

В) желтый электрод

Г) зеленый электрод

3. Электрод V1 накладывается:

А) в IV межреберье справа от грудины

Б) в IV межреберье слева от грудины

В) в V межреберье по левой срединноключичной линии

Г) в V межреберье по левой передней подмышечной линии

4. Электрод V2 накладывается:

А) в IV межреберье справа от грудины

Б) в IV межреберье слева от грудины

В) в V межреберье по левой срединноключичной линии

Г) в V межреберье по левой передней подмышечной линии

5. Электрод V3 накладывается:

А) в IV межреберье справа от грудины

Б) в IV межреберье слева от грудины

В) в V межреберье по левой срединноключичной линии

Г) между V2 и V4

6. Отведение при расположении электродов на предплечьях рук обозначается как:

А) I

Б) II

В) III

Г) aVL

7. Зубец P на ЭКГ отражает процесс:

А) реполяризации желудочков

Б) возбуждение обоих предсердий

В) распространения возбуждения по межжелудочковой перегородке

 Г) распространения возбуждения по правому и левому желудочкам

8.  Нормальная продолжительность зубца P составляет:

А) 0,12-0,14 с

Б) 0,08-0,10 с

 В) 0,14-0,16 с

 Г) 0,16-0,20 с

9. Комплекс QRS на ЭКГ отражает процесс:

А) реполяризация желудочков

Б) возбуждение обеих предсердий

В) распространения возбуждения по межжелудочковой перегородке

 Г) распространения возбуждения по правому и левому желудочкам

10. Волна возбуждения значительно задерживается в следующем отделе проводящей системы сердца:

А) синусовый узел

Б) передний тракт Бахмана

В) средний тракт Венкебаха

Г) атриовентрикулярный узел

Вариант 2

1. На левую ногу накладывается:

А) черный электрод

Б) красный электрод

В) желтый электрод

Г) зеленый электрод

2. На правую ногу накладывается:

А) черный электрод

Б) красный электрод

В) желтый электрод

Г) зеленый электрод

3.Электрод V4 накладывается:

А) в IV межреберье справа от грудины

Б) в IV межреберье слева от грудины

В) в V межреберье по левой срединноключичной линии

Г) в V межреберье по левой передней подмышечной линии

4. Электрод V5 накладывается:

А) в IV межреберье справа от грудины

Б) в IV межреберье слева от грудины

В) в V межреберье по левой срединноключичной линии

Г) в V межреберье по левой передней подмышечной линии

5.  Электрод V6 накладывается:

А) в IV межреберье справа от грудины

Б) в IV межреберье слева от грудины

В) в V межреберье по левой срединноключичной линии

Г) в V межреберье по левой средней подмышечной линии

6.  Отведение при расположении электродов на правой руке и левой ноге обозначается как:

 А) I

 Б) II

 В) III

 Г) aVL

7. Отведение при расположении электродов на левой руке и левой ноге обозначается как:

 А) I

 Б) II

 В) III

 Г) aVL

8. Интервал P-Q на ЭКГ отражает процесс:

А) реполяризации желудочков

Б) возбуждения обеих предсердий

В) распространения возбуждения по межжелудочковой перегородке

Г) прохождения возбуждения от предсердий к желудочкам

9.  Зубец Q на ЭКГ отражает процесс:

 А) реполяризации желудочков

 Б) возбуждение обеих предсердий

 В) распространения возбуждения по межжелудочковой перегородке

 Г) распространения возбуждения по правому и левому желудочкам

 10. Нормальная амплитуда зубца Q составляет:

 А) не более 1/6 амплитуды зубца R

 Б) не более 1/5 амплитуды зубца R

 В) не более 1/4 амплитуды зубца R

 Г) не более 1/2 амплитуды зубца R

Литература.

Основная:

1.Пропедевтика клинических дисциплин: учебник: Допущено Минобразованием РФ/ А.Н. Шишкин, Д.А. Ниаури, Л.А. Слепых и др.; Под ред. А.Н. Шишкина.- М.: «ACADEMA», 2016- 448с.

2. Гребцова Н.Н. Пропедевтика в терапии: учебное пособие / Н.Н.   Гребцова. -М.: ЭКСМО, 2015 -512с.

Дополнительная:

1. Мухин Н.А., Моисеев B.C. Основы клинической диагностики внутренних болезней (пропедевтика) / Н.А. Мухин, B.C. Моисеев. - М.: Медицина, 2015, -544с.

Интернет-ресурсы:

1.Пропедевтика клинических дисциплин [Электронный ресурс] : учебник / В.М. Нечаев; под общ. ред. В.Т. Ивашкина. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970438299.html

2. Пропедевтика внутренних болезней [Электронный ресурс] : учебник / Мухин Н.А., Моисеев В.С. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970434703.html

3. Пропедевтика внутренних болезней. Кардиология [Электронный ресурс] : учебное пособие / Ивашкин В.Т., Драпкина О.М. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970419632.html

4. Атлас ЭКГ [Электронный ресурс] : учебное пособие / Ю.В. Щукин, Е.А. Суркова, В.А. Дьячков - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2012. - http://www.studmedlib.ru/book/06-COS-2340.html

5. ЭКГ при инфаркте миокарда: атлас [Электронный ресурс] / Люсов В.А., Волов Н.А., Гордеев И.Г. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970412640.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по проведению практического занятия по теме: "Вычисление неопределенных интегралов методом введения"

Пособие предназначено для проведения практического занятия, где разобраны примеры по теме и предложен тренажер для закрепления....