Методические рекомендации к семинарско-практическому занятию по теме: Методы исследования пациента с заболеваниями органов эндокринной системы
учебно-методический материал

Яценко Ирина Владимировна

Методические  рекомендации для студентов 2 курса Лечебное дело

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_tema_6_es.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

к практическому занятию

ПМ: 01.Диагностическая деятельность

МДК: 01.01.Пропедевтика в терапии

                Раздел: Участие в обследовании пациентов различных возрастных групп

Тема № 6 «Методы исследования пациента с заболеваниями органов эндокринной системы».

Форма проведения: семинарско-практическое занятие.

Продолжительность занятия: 6 часов (семинар – 2 ч, практика – 4 ч).

Компетенции ОК (ПК):

ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп.

ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.

ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний

ПК 1.7. Оформлять медицинскую документацию.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Цели занятия:

 

Учебная:  научиться самостоятельно проводить обследование пациента с заболеваниями органов эндокринной системы.

Воспитательная: привитие умений и навыков учебной работы. Формирование целостного миропонимания и современного научного мировоззрения.

Методическая: демонстрация методики проведения практического занятия, использование различных методов контроля знаний (устный опрос, тесты, задачи), использование современных информационных технологий.

Обучающийся должен уметь: выявить основные жалобы пациента, сгруппировать их по синдромам, дать оценку общего состояния пациента, положения в постели, состояния сознания, кожных покровов, подкожно-жирового слоя, щитовидной железы, наличие глазных симптомов.

Обучающийся должен знать: методы исследования пациентов с патологией эндокринной системы.

Обеспечение занятия: Оснащение занятия: лекционный материал, методические рекомендации, информационный материал для студентов. Тестовый контроль. 

Структура занятия:

  1. Организационная часть (проверка присутствующих, готовность к занятию)
  2. Начальная мотивация учебной деятельности (название темы, цель, значение, перспективы развития вопроса).
  3. Контроль исходного уровня знаний (устный фронтальный опрос, решение заданий по теме).
  4. Актуализация опорных знаний.
  5. Выполнение учебных задач.
  6. Контроль практических навыков.
  7. Проверка самостоятельной работы студента.

 Учебные вопросы:

1. Какие известны органы эндокринной системы? Перечислить.

2. Что такое гормоны? Какова их функция?

3.Какие гормоны выделяет гипоталамус и какое их действие на организм?

4. Какие гормоны выделяет гипофиз и какое их действие на организм?

5.Какие гормоны выделяет щитовидная железа и какое их действие на организм?  

6.Какое действие оказывает гормон паращитовидной железы?

7.Какова функция поджелудочной железы? Какие гормоны поджелудочной железы и их функция?

8.Какие гормоны выделяют надпочечники и их функция?

9. Какие гормоны выделяют половые железы их функция?

10.Перечислить основные жалобы больных при заболеваниях эндокринной системы.

11. Какие симптомы указывают на гиперфункцию щитовидной железы?

12.Какие основные жалобы у больных при гипофункции щитовидной железы?

13. Какое диагностическое значение имеет пальпация щитовидной железы?

14. Перечислить лабораторные и инструментальные методы исследования щитовидной железы.

15. Перечислить основные жалобы больных с сахарным диабетом.

16.Какие лабораторные показатели отражают состояние углеводного обмена?

17.О чём свидетельствует появление сахара и ацетона в моче?

18.С какой целью проводятся экспресс – методы определения глюкозы в крови и моче?

19. Дайте определение следующим понятиям:

--гиперфункция   --глюкозурия --полиурия

--экзофтальм--гипергликемия--тремор

   --акромегалия   --зоб  --гирсутизм    

20. Какие известны болезни гипофиза? Перечислить.

21. Какие болезни щитовидной железы Вы знаете?

22. Какие бывают болезни надпочечников?

23. Какие болезни поджелудочной железы известны? Перечислить

Задания для самостоятельной работы:

Тесты.

Вариант 1

1.Значительное повышение аппетита может быть симптомом:

А) гипотиреоза

Б) паратиреоза

В) сахарного диабета

Г) акромегалии

2.Гипофизарный нанизм – это:

А) синдром Иценко-Кушинга

Б) карликовость

В) Базедова болезнь

Г) гигантизм

3. К гипофункции щитовидной железы относится:

А) карликовость

Б) тиреотоксикоз

В) микседема

Г) гипокортицизм

4. В мозговом слое надпочечников вырабатывается:

А) инсулин

Б) кальцитонин

В) адреналин

Г) паратгормон

5.Глазные симптомы, блеск глаз, экзофтальм характерны для:

А) гипотиреоза

Б) адреналового криза

В) диффузного токсического зоба

Г) гипопаратиреоза

6. Лунообразное лицо, оволосение по мужскому типу характерно для:

А) гипопаратиреоза

Б) гиперпаратиреоза

В) болезни Иценко-Кушинга

Г) микседемы

7. Развитие болезни в молодом возрасте, резкое начало, «волчий» аппетит, жажда, зуд кожи, половых органов характерно для:

А) сахарного диабета 2 типа

Б) сахарного диабета 1 типа

В) гипертиреоза

Г) микседемы

8. Заболевание кретинизм – задержка роста, полового и психического развития, нарушение пропорций тела развивается при:

А) гиперфункции щитовидной железы

Б) гипофункции щитовидной железы

В) гиперфункции половых желез

Г) гипофункции поджелудочной железы

9. Какой из нижеперечисленных гормонов обеспечивает половую функцию организма, развитие вторичных половых признаков:

А) адреналин

Б) альдостерон

В) андрогены

Г) инсулин

10. Какой гормон ускоряет транспорт глюкозы в клетки, превращает глюкозу  в гликоген для запаса:

А) глюкагон

Б) кортизон

В) альдостерон

Г) инсулин

Вариант 2

1.Полидипсия это симптом:

А) эутиреоза

Б) адреналового криза

В) гипотиреоза

Г) сахарного диабета

2.Что произойдет если гормон роста соматотропин не будет вырабатываться с рождения:

А) гигантизм

Б) акромегалия

В) карликовость

Г) несахарный диабет

3. Какие факторы среды могут способствовать снижению функции щитовидной железы:

А) отсутствие витаминов в пище

Б) малоподвижность

В) недостаток йода в питьевой воде

Г) отсутствие железа в пище

4. Полоски растяжения на коже розовато-лилового цвета (стрии) характерны для:

А) сахарного диабета 1 типа

Б) сахарного диабета 2 типа

В) болезни Иценко-Кушинга

Г) остеомаляции

5. Сильный зуд кожных покровов, расчесы, гнойничковые заболевания характерны для:

А) болезни Иценко-Кушинга

Б) тиреотоксикоза

В) сахарного диабета

Г) Базедовой болезни

6. Увеличение размеров носа, губ, ушей может быть признаком:

А) гипофизарного нанизма

Б) акромегалии

В) тиреотоксикоза

Г) микседемы

7. Искривление кисти руки («рука акушера»)  бывает при:

А) гипофункция паращитовидных желез

Б) гиперфункция паращитовидных желез

В) гипофункция щитовидной железы

Г) гиперфункция щитовидной железы

8. Лицо в виде «маски застывшего ужаса» бывает при:

А) гипопаратиреозе

Б) диффузном токсическом зобе

В) акромегалии

Г) болезни Иценко-Кушинга

9. При каком заболевании может быть дистрофия миокарда, мерцательная аритмия, пульс высокого наполнения:

А) тиреотоксикоз

Б) паратиреоз

В) акромегалия

Г) гипотиреоз

10. Объективно: сухая бледная кожа, одутловатое лицо, кожа не собирается в складку из-за отека. Это:

А) адреналовый криз

Б) микседема

В) гипертиреоз

Г) сахарный диабет

Литература.

Основная:

1.Пропедевтика клинических дисциплин: учебник: Допущено Минобразованием РФ/ А.Н. Шишкин, Д.А. Ниаури, Л.А. Слепых и др.; Под ред. А.Н. Шишкина.- М.: «ACADEMA», 2016- 448с.

2. Гребцова Н.Н. Пропедевтика в терапии: учебное пособие / Н.Н.   Гребцова. -М.: ЭКСМО, 2015 -512с.

Дополнительная:

1. Мухин Н.А., Моисеев B.C. Основы клинической диагностики внутренних болезней (пропедевтика) / Н.А. Мухин, B.C. Моисеев. - М.: Медицина, 2015, -544с.

Интернет-ресурсы:

1.Пропедевтика клинических дисциплин [Электронный ресурс] : учебник / В.М. Нечаев; под общ. ред. В.Т. Ивашкина. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970438299.html

2. Пропедевтика внутренних болезней [Электронный ресурс] : учебник / Мухин Н.А., Моисеев В.С. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970434703.html

3. Эндокринология [Электронный ресурс] : учебник / И. И. Дедов, Г. А. Мельниченко, В. В. Фадеев - М. : Литтерра, 2015. - http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785423501594.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник тестовых заданий по темам «Методы обследования пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы» и «Методы обследования пациентов с заболеваниями ЖКТ» раздела 1. «Пропедевтика и диагностика заболеваний терапевтического профиля» МДК 01.01 «П

Сборник тестовых заданий по темам «Методы обследования пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы»  и «Методы обследования пациентов с заболеваниями ЖКТ» раздел...

Сборник тестовых заданий по темам «Методы обследования пациентов с заболеваниями дыхательной системы», «Методы обследования пациентов с заболеваниями мочевыводящей системы» и «Методы обследования пациентов с заболеваниями эндокринной системы» раздела 1

Сборник тестовых заданий по темам «Методы обследования пациентов с заболеваниями дыхательной системы», «Методы обследования пациентов с заболеваниями мочевыводящей системы»...