Методическое пособие для подготовки к комплексному экзамену "Фармакология. Основы латинского языка с медицинской терминологией"
учебно-методическое пособие

Проскунина Ольга Сергеевна

Методическое пособие предназначено для подготовки обучающихся специальности 31.02.01 Лечебное дело к промежуточной аттестации по учебным дисциплинам Фармакология и Основы латинскоого языка с медицинской терминологией. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство здравоохранения Рязанской области

Касимовский филиал  ОГБПОУ «Рязанский медицинский колледж»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

для подготовки к комплексному экзамену  

«Фармакология. Основы латинского языка с медицинской терминологией»

 для обучающихся

специальности  31.02.01 Лечебное дело

углубленной подготовки в очной форме обучения

 Касимов 2018 г.

РАССМОТРЕНО

на заседании ЦМК по специальности 31.02.01 Лечебное дело

и специальности 33.02.01 Фармация

Протокол № 6 от 26.12.2018 г.

ОДОБРЕНО

Методическим советом

Протокол № 6 от 27.12.2018 г.

Составитель: преподаватель Проскунина О.С.

        Методическое пособие предназначено для подготовки обучающихся специальности 31.02.01 Лечебное дело к промежуточной аттестации по учебным дисциплинам Фармакология и Основы латинского языка с медицинской терминологией.

        Экзаменационные вопросы составлены в соответствии с рабочими программами по учебным дисциплинам Фармакология, Основы латинского языка с медицинской терминологией ОГБПОУ «Рязанский медицинский колледж».


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение        4

Порядок допуска и проведения комплексного экзамена        8

Программные вопросы по учебной дисциплине Фармакология        9

Критерии оценки экзамена по учебной дисциплине Фармакология        20

Программные вопросы по учебной дисциплине Основы латинского языка с медицинской терминологией        21

Критерии оценки экзамена по учебной дисциплине Основы латинского языка с медицинской терминологией        22

Перечень экзаменационных рецептов        23

Список литературы для обучающегося        26


Введение

Фармакология в системе среднего медицинского образования занимает одно из ведущих мест. Ее научной и методической базой являются органическая химия, биохимия, физиология и морфология.

Фармакология также занимает ведущее место в системе лечения большинства заболеваний, поэтому знание фармакологии
необходимо специалистам любого медицинского профиля и уровня.
 

В соответствии с рабочей программой преподавание  фармакологии слагается из лекционного курса и практических занятий. Необходимым условием освоения теоретического и практического материала по дисциплине является систематическая самостоятельная работа.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • выписывать лекарственные формы в виде рецепта с применением справочной литературы;
  • находить сведения о лекарственных препаратах в доступных базах данных;
  • ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств;
  • применять лекарственные средства по назначению врача;
  • давать рекомендации пациенту по применению различных лекарственных форм.

знать:

  • лекарственные формы, пути введения лекарственных средств, виды их действия и взаимодействия;
  • основные лекарственные группы и фармакотерапевтические действия лекарств по группам;
  • побочные эффекты, виды реакций и осложнения лекарственной терапии;
  • правила заполнения рецептурных бланков.

Основная цель изучения фармакологии — формирование
базовых знаний, которые позволят будущим медицинским работникам
успешно ориентироваться в возрастающем потоке лекарственных
средств и условиях, обеспечивающих эффективное и безопасное
их использование.

Обучение любой профессии невозможно без овладения профессиональным языком, в котором для обозначения многочисленных предметов, явлений, процессов, действий  существуют специальные слова и словосочетания, называемые терминами. Без понимания и запоминания терминов нельзя разобраться в содержании специальных дисциплин, изучаемых в медицинских или фармацевтических колледжах.

Вместе с тем клиническая терминология опирается на терминологию таких фундаментальных дисциплин, как анатомия и физиология человека, патологическая анатомия и физиология.

Устройство человеческого организма, форма и соотношение анатомических органов, образований, их функция в норме и патологии (болезненном состоянии, процессе) — все это имеет свои специальные обозначения, т. е. термины.

Поэтому обучающимся необходимо понять и запомнить немало терминов вышеназванных теоретических дисциплин. Это относится и к такой системе специальных названий, как номенклатура лекарственных средств. Будущей медицинской сестре придется постоянно пользоваться названиями лекарственных средств.

В совокупности все упомянутые выше терминологии разных учебных дисциплин представляют единое целое — медицинскую терминологию.

В терминологии любой современной области знания значительную массу специальных слов составляют заимствования из классических языков античного мира — древнегреческого и латинского. Многие из терминов древнегреческого или латинского происхождения были в разное время заимствованы европейскими языками: одни — еще в Средние века (конец V — XIV в.), другие — в эпоху Возрождения (конец XIV XVI в.), третьи — в новое время непосредственно из сохранившихся сочинений писателей, врачей, философов, живших во времена Древней Греции (начиная с VI V вв. до н.э.) и Древнего Рима. Однако гораздо большее количество специальных слов было создано искусственно из материала древних языков на базе современных языков: западноевропейских, славянских, в том числе и русского. Это происходит в полную меру и в наше время. Поэтому, как правило, специальные слова древнегреческого и латинского происхождения являются интернациональными, так называемыми интернационализмами: их форма (с учетом некоторого различия в произношении и транскрипции на разных европейских языках) и содержание (значение) обычно одинаковы и легко отождествляются специалистами.

Общепринятые названия многих наук и областей знания обязаны своим происхождением классическим языкам. Например, анатомия (от греч. anatome — рассечение, расчленение), биология (греч. bios — жизнь + logos — наука, учение), физиология (греч. physis — природа + logos), хирургия (греч. cheir — рука + ergon — дело, действие), терапия (греч. therapeia — уход, попечение), педиатрия (греч. pais, paidos —ребенок + iatreia — врачевание), психиатрия (греч. psyche — душа, душевные свойства + iatreia), гинекология (греч. gyne, gynaikos — женщина + logos), стоматология (греч. stoma, stomatos — рот + logos), фармакология (греч. pharmakon — лекарство + logos) и т. д. Названия целых областей профессиональной деятельности, как, например, медицина (лат. medicina — врачевание, medicus — врач), санитария (лат. sanitarius — способствующий здоровью), гигиена (греч. hygieinos — приносящий здоровье, лечебный; Hygieia — богиня здоровья у древних греков), фармация (греч. pharma- keia — изготовление лекарств) и многое другое получило интернациональное распространение благодаря общекультурному наследию древнегреческого и латинского языков.

Из этого следует, что для успешного усвоения учебных дисциплин  и профессиональных модулей, предусмотренных учебными планами медицинских и фармацевтических колледжей, будущие медсестры должны активно овладеть на занятиях по латинскому языку элементами медицинской терминологии греко-латинского происхождения.

Знание элементов медицинской терминологии необходимо также для взаимопонимания между специалистами (врачами, медицинским персоналом), говорящими на разных национальных языках. Латинские термины произнося, пишутся по правилам латинской фонетики и орфографии и строятся с соблюдением правил латинской грамматики. Существуют международные перечни терминов, так называемые международные номенклатуры на латинском языке: анатомическая, гистологическая, эмбриологическая, микробиологическая. Имеются международные ботаническая и зоологическая номенклатуры на латинском языке. Созданы международные номенклатуры опухолей, где большинство названий — латинские. Есть опыт создания специальных словарей на европейских языках по различным клиническим дисциплинам, где главным принят латинский термин.

В нашей стране и в ряде других стран принято выписывать рецепты на латинском языке. В России каждое новое лекарственное средство утверждается официально одновременно на русском и латинском языках.

В Государственной фармакопее РФ, официальном сборнике стандартов на лекарственные средства, каждая статья о препарате, лекарственном сырье дается на русском и латинском языках.

Таким образом, по характеру своей профессиональной деятельности медицинский работник любого уровня должен усвоить в соответствующем объеме элементарные сведения по латинскому языку, что всегда будет помогать ему легко ориентироваться в содержании профессиональной терминологии.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

уметь:

  • правильно читать и писать на латинском языке медицинские  (анатомические, клинические и фармацевтические) термины;
  • объяснять значения терминов по знакомым терминоэлементам;
  • переводить рецепты и оформлять их по заданному нормативному  образцу.        

знать:

  • элементы латинской грамматики и способы словообразования;
  • 500 лексических единиц;
  • глоссарий по специальности.

В соответствии с Положением  «О порядке планирования, организации и проведения промежуточной аттестации студентов, обучающихся в ОГБПОУ «Рязанский медицинский колледж», одной из основных форм промежуточной аттестации является комплексный экзамен по двум или нескольким учебным дисциплинам. Комплексный экзамен проводится по окончании изучения учебной дисциплины.

Согласно рабочему учебному плану филиала колледжа по окончании изучения фармакологии и основ латинского языка с медицинской терминологией проводится комплексный экзамен.

Настоящее методическое пособие разработано для обучающихся специальности 31.02.01 Лечебное дело и предназначено для  подготовки  к комплексному экзамену по учебным дисциплинам Фармакология и Основы латинского языка с медицинской терминологией.

Методическое пособие включает программные вопросы по учебным дисциплинам, критерии оценки экзамена, перечень экзаменационных рецептов. В конце  пособия приведен список литературы для обучающегося, который отражает перечень источников, которые могут быть использованы для подготовки к комплексному  экзамену.

        Экзаменационные вопросы составлены в соответствии с рабочими программами по учебным дисциплинам Фармакология, Основы латинского языка с медицинской терминологией ОГБПОУ «Рязанский медицинский колледж».

Настоящее пособие разработано в соответствии с рабочими программами по учебным дисциплинам Фармакология, Основы латинского языка с медицинской терминологией и отвечает требованиям ФГОС СПО по специальности 31.02.01 Лечебное дело.  


Порядок допуска и проведения комплексного экзамена

Допуском к экзамену по учебным дисциплинам является выполнение всех видов учебной работы, предусмотренных рабочей программой.

Задачи итогового контроля по учебной дисциплине - оценивание сформированности элементов компетенций (знаний и умений) с последующим агрегированием оценок.

I. Задание для экзаменующего:

         1. Внимательно прочитайте вопросы экзаменационного билета.

2. Составьте план-конспект.

Вы можете воспользоваться учебно-методической и справочной литературой, имеющейся на специальном столе.

3.Проанализируйте результаты проделанной Вами работы и откорректируйте подготовленные вопросы перед сдачей.

II. Условия:

На сдачу устного экзамена предусматриваются не более одной трети академического часа на каждого обучающегося, сдачу письменного экзамена – не более трех часов на учебную группу, на выполнение заданий в тестовой форме студенту отводится не более 1 минуты на одно задание.

Комплексный экзамен по учебным дисциплинам Фармакология и Основы латинского языка с медицинской терминологией проводится в виде устного экзамена.

Время выполнения задания – 30 минут.

Выполненное задание представляется устно, с обоснованием и оценивается экзаменаторами.

        

Оборудование:  бумага, ручка.

Методическое обеспечение: 

  • ФГОС СПО по специальности 31.02.01 Лечебное дело;
  • Учебный план ППССЗ;
  • Рабочие программы по учебным дисциплинам Фармакология, Основы латинского языка с медицинской терминологией;
  • Положение о создании комплекта контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине в ОГБПОУ «Рязанский медицинский колледж»;
  • ККОС по учебной дисциплине Фармакология;
  • ККОС по учебной дисциплине Основы латинского языка с медицинской терминологией;
  • Методическое пособие для подготовки к комплексному экзамену;
  • Материалы для проведения промежуточной аттестации;
  • Учебно-методическая и справочная литература.

Программные вопросы по учебной дисциплине Фармакология

  1. Предмет и задачи фармакологии.  Основные этапы развития фармакологии.
  2. Значение работ отечественных ученых в развитии фармакологии  (И.П. Павлов, С.П. Боткин). Основоположник отечественной фармакологии  Н.П. Кравков.
  3. Определение лекарственного вещества (фармацевтическая субстанция), средства, формы, препарата. Источники получения лекарственных средств. Поиск новых лекарственных средств.
  4. Государственная фармакопея, определение. Рецепт, определение. Лекарственная форма, определение. Виды лекарственных форм.  
  5. Твердые лекарственные формы - таблетки, порошки, драже, капсулы, карамельки, пастилки.
  6. Понятие о раздельных на дозы и нераздельных лекарственных формах.
    Основные и вспомогательные вещества, значение оболочки и капсулы.
    Применение. Прописи простых, сложных таблеток, таблеток с торговым
    названием, разделенных, неразделенных, простых, сложных порошков, прописи драже.
  7. Мягкие лекарственные формы - мази, пасты, суппозитории. Состав мягких лекарственных форм, различия паст и мазей. Прописи развернутые и сокращенные.
  8. Разделенная мягкая лекарственная форма – суппозитории (свечи),
    состав, прописи развернутая и сокращенная.
  9. Жидкие лекарственные формы - растворы, спиртовые, водные вытяжки, галеновые препараты, микстуры, суспензии, эмульсии.
  10. Виды растворителей, обозначения растворителей в прописях растворов, обозначение концентраций.
  11. Спиртовые вытяжки – настойки, их отличия от водных вытяжек – отваров, настоев, обозначения концентрации водных вытяжек.
  12. Дозирование водных и спиртовых вытяжек. Суспензии, эмульсии, их различия, способы применения. Состав микстуры. Прописи жидких лекарственных форм.
  13. Особенности прописей микстур, спиртовых вытяжек, водных вытяжек.
  14. Лекарственные формы для инъекций, требования к ним – стерильность,
    апирогенность.
  15. Формы выпуска лекарственных форм для инъекций - растворы,
    порошки.
  16. Понятия фармакодинамика и фармакокинетика. Пути введения лекарственных препаратов, всасывание лекарственных препаратов, судьба лекарственных препаратов в организме.
  17. Распределение, биотрансформация, депонирование. Понятие о биологических барьерах и биологической доступности, точка
    приложения.
  18. Виды действия лекарственных средств: местное и резорбтивное, прямое и косвенное, основное и побочное, токсическое, тератогенное, эмбриотоксическое, фетотоксическое. понятие об элиминации, периоде полувыведения лекарственных средств.
  19. Факторы, влияющие на действие лекарственных средств в организме: физико-химические свойства лекарств, доза (виды доз, их характеристика, понятие о широте терапевтического действия), возраст, масса тела, индивидуальные особенности организма (понятие об идиосинкразии), состояние организма, биоритмы.
  20. Реакции, обусловленные длительным приемом и отменой лекарственных
    средств: явления кумуляции, привыкания (понятие о толерантности),
    сенсибилизация, лекарственная зависимость (понятие о физической и психической зависимости), феномен отмены, феномен отдачи («рикошета»), феномен «обкрадывания».
  21. Комбинированное применение лекарственных средств: понятие о
    полипрагмазии, синергизме (суммация, потенцирование), антагонизме.
    Виды лекарственной терапии: этиотропная, патогенетическая, заместительная, симптоматическая.
  22. Понятие о дезинфицирующих, антисептических и химиотерапевтических
    средствах. Требования к средствам. Классификация антисептических средств.
  23. Основные группы антисептиков: галогеносодержащие соединения: хлорсодержащие (хлорная известь, хлорамин Б, анолит нейтральный), гипохлориты, («жавель», «клорсепт»), показания к
    применению, особенности действия.
  24. Йодсодержащие (р-р йода спиртовой, р-р Люголя), йодофоры (йодинол, йодонат, йодопирон), особенности действия, отличие йодофоров от препаратов йода, показания к применению.
  25. Соединения ароматического ряда: особенности действия и применения фенола чистого, лизола, резорцина, дегтя березового, ихтиола.
    Соединения алифатического ряда: спирт этиловый, особенности действия 95-96 град. спирта, показания к применению этилового спирта 70-96 град.;
    формальдегид, особенности действия, показания к применению растворов
    формальдегида.
  26. Красители: бриллиантовый зеленый, метиленовый синий, этакридина лактат (риванол), показания к применению.
  27. Кислородсодержащие (окислители): механизм бактерицидного действия,
    особенности действия калия перманганата и перекиси водорода, показания к применению.
  28. Детергенты (поверхностно-активные вещества): хлоргексидин, «хибискраб»; «церигель», «роккал», «пливасепт», особенности действия, показания к применению.
  29. Соединения тяжелых металлов: препараты ртути, серебра, цинка, висмута,
    используемые в качестве антисептиков, особенности действия, показания к применению (окись ртути, серебра нитрат, протаргол, колларгол, цинка сульфат, ксероформ, дерматол).
  30. Производные нитрофурана. Применение препаратов фурацилина и фуразолидона.
  31. Щелочи: особенности действия и применения растворов аммиака, растворов натрия гидрокарбоната.
  32. Неорганические кислоты: салициловая, борная, бензойная, особенности действия, показания к применению.
  33. Общая характеристика химиотерапевтических средств, их отличия от
    антисептиков. Значение антибиоза. Основные принципы химиотерапии.
    Классификация антибиотиков по типу действия (бактерицидные,
    бактериостатические), по спектру действия (узкого, широкого), по химическому строению.
  34. Природные пенициллины короткого и длительного действия
    (феноксиметилпенициллин, бензилпенициллина натриевая соль,
    бензилпенициллина новокаиновая соль, бициллины - 1,5), спектр и тип действия, кратность введения, разведение, побочные эффекты.
  35. Цефалоспорины 1-4 поколений (цефазолин, цефаклор, цефотаксим, цефпиром), спектр и тип действия, кратность введения, разведение, побочные эффекты.
  36. Макролиды 1-3 поколений (эритромицин, мидекамицин, азитромицин,
    кларитромицин), спектр и тип действия, кратность введения, побочные эффекты.
  37. Карбапенемы (тиенам), спектр и тип действия, кратность введения, разведение, побочные эффекты.
  38. Гликопептидные антибиотики (ванкомицин, циклосерин, бацитрацин) спектр действия, показания к применению, побочные эффекты.
  39. Аминогликозиды 1-3 поколений (стрептомицин, канамицин, мономицин,
    гентамицин, амикацин), тип и спектр действия, особенности применения,
    побочные эффекты, противопоказания.
  40. Тетрациклины (тетрациклин, тетрациклина гидрохлорид, доксициклин,
    метациклин), спектр и тип действия, кратность введения, побочные эффекты, противопоказания.
  41. Полусинтетические пенициллины (ампициллин, амоксициллин, оксациллин, ампиокс, карбенициллин), спектр и тип действия, кратность введения, разведение, побочные эффекты.
  42.  Хлорамфеникол (левомицетин), тип и спектр действия, механизм действия, показания к применению, побочные эффекты»
  43.  Левомицетины (левомицетин, синтомицин), спектр и тип действия, особенности применения, побочные эффекты, противопоказания.
  44. Сульфаниламидные лекарственные средства. Конкурентный механизм действия, растворимость, продолжительность действия, спектр и тип действия, применение, побочные эффекты, основные принципы назначения.
  45. Фторхинолоны: (офлоксацин, ципрофлоксацин, норфлоксацин), тип и спектр действия, побочные эффекты, противопоказания.
  46. Нитроимидазолы (метронидазол, тинидазол), спектр и тип действия, особенности применения.
  47. Производные нитрофурана (фуразолидон,фурагин, фурадонин), спектр и тип действия, особенности применения, побочные эффекты, противопоказания.
  48. Производные 8-оксихинолина (нитроксолин) спектр и тип действия, особенности применения, побочные эффекты, противопоказания.
  49. Производные хиноксалина (хиноксидин, диоксидин) спектр и тип действия, особенности применения, побочные эффекты, противопоказания.
  50. Противотуберкулезные средства: понятие о препаратах 1 ряда (изониазид,
    рифампицин, стрептомицин) и 2 ряда (этионамид, ПАСК), принципы применения лекарственных средств при лечении туберкулеза, побочные эффекты и противопоказания к применению.
  51. Противоспирохетозные средства: препараты выбора (бензилпенициллина
    натриевая соль, бициллины -1, -5), альтернативные средства (доксициклин, ампициллин, эритромицин, азитромицин, цефтриаксон).
  52. Противопротозойные средства: противомалярийные средства (хингамин,
    хлоридин, бигумаль), противоамебные, особенности действия и применения.
  53. Противотрихомонадные средства (метронидозол, тинидазол, фуразолидон), особенности действия и применения
  54. Противомикозные средства:

-антибиотики (нистатин, леворин, гризеофульвин, амфотерицин В);
-синтетические средства (флуконазол, тербинафин). Особенности применения противомикозных средств. Особенности применения, противопоказания к применения. Требования к препаратам, свойства, применение, побочное эффекты.

  1. Противовирусные средства: (ремантадин, оксолин, арбидол, интерферон
    альфа человеческий лейкоцитарный. Особенности применения противовирусных средств, противопоказания к
    применению.
  2. Противогельминтные средства (левамизол, никлозамид (фенасал), левамизол (декарис).
  3. Классификация средств, влияющих на афферентную нервную систему.
    Вещества, угнетающие чувствительные нервные окончания:
  4. Местноанестезирующие средства (новокаин, дикаин, анестезин, лидокаин). Фармакологические эффекты при местном и резорбтивном действии, показания к применению, побочные эффекты.
  5. Вяжущие средства (органические: танин, танальбин, препараты растений; неорганические: висмута нитрат основной, ксероформ, дерматол, цинка сульфат, «викалин», «викаир»), фармакологические эффекты, показания к применению.
  6. Адсорбирующие средства (активированный уголь, магния силикат, глина белая, полифепан), показания к применению.
  7. Обволакивающие средства (слизи), показания к применению.
  8. Раздражающие средства: препараты, содержащие эфирные масла (ментол, валидол, масло эвкалиптовое, терпентинное, гвоздичное, камфора, горчичники).
  9. Классификация лекарственных средств, влияющих на эфферентную нервную систему.
  10. М-холиномиметики (пилокарпин, ацеклидин), фармакологические эффекты, показания к применению, побочные эффекты, противопоказания.
  11. Н-холиномиметики («табекс», анабазин, «гамибазин», «никоретте»,
    «никотинелл»), фармакологические эффекты, показания к применению,
    побочные эффекты.  
  12. М-и Н-холиномиметики: фармакологические эффекты, показания к применению, побочные эффекты.
  13. Антихолинэстеразные средства (прозерин, физостигмин, неостигмин, галантамин), фармакологические эффекты, показания к применению, побочные эффекты, противопоказания.
  14. М-холиноблокаторы (атропин, скополамин, метацин, платифиллин, гомотропин), фармакологические эффекты, показания к применению, побочные эффекты, противопоказания.
  15. Н-холиноблокаторы: ганглиоблокаторы (бензогексоний, пентамин),
    миорелаксанты (тубокурарин, дитилин) фармакологические эффекты, показания к применению, побочные эффекты, противопоказания к назначению  Н - холиноблокаторов, фармакологические эффекты, показания к применению.
  16. Адренергические средства: альфа-адреномиметики (мезатон, нафтизин, ксилометазолин), фармакологические эффекты, показания к применению, побочные эффекты, противопоказания.
  17. Бета-адреномиметики (изадрин, сальбутамол, фенотерол, добутамин),
    фармакологические эффекты, показания к применению, побочные эффекты,противопоказания.
  18. Альфа - и бета-адреномиметики (норадреналин, адреналин), фармакологические эффекты, показания к применению, побочные эффекты, противопоказания.
  19. Бета-адреноблокаторы: понятие о некардиоселективных (пропранолол, пиндолол) и кардиоселективных (атенолол, метопролол) средствах, фармакологические эффекты, показания к применению, побочные эффекты, противопоказания.
  20. Альфа- и бета-адреноблокаторы (лабеталол), фармакологические эффекты, показания к применению, побочные эффекты, противопоказания.
  21. Симпатомиметики (эфедрин), фармакологические эффекты, показания кприменению, побочные эффекты, противопоказания.
  22. Симпатолитики (резерпин, раунатин), фармакологические эффекты, показания к применению, побочные эффекты, противопоказания.
  23. Альфа-адреноблокаторы (фентоламин, дигидроэрготамин, празозин),
    фармакологические эффекты, показания к применению, побочные эффекты, противопоказания.
  24. Классификация лекарственных средств, влияющих на центральную нервную систему.
  25. Средства для наркоза. Понятие о наркозе, стадии наркоза. Классификация средствах для ингаляционного наркоза летучие жидкости: (галотан (фторотан), диэтиловый эфир, изофлуран, закись азота).
  26. Средства для неингаляционного наркоза (гексенал, тиопентал - натрий, натрия оксибутират, кетамин), показания к применению, противопоказания, осложнения, побочные эффекты. Отличия ингаляционного и неингаляционного наркоза.
  27. Снотворные средства: особенности действия и применения барбитуратов (циклобарбитал), бензодиазепинов (темазепам, триазолам, оксазолам, лоразепам), циклопирролонов (зопиклон), фенотиазинов (дипразин, прометазин), показания к применению, побочные эффекты.
  28. Противосудорожные средства: противоэпилептические средства (фенобарбитал, гексамидин, дифенин, карбамазепин, вальпроат
    натрия, клоназепам). Показания к применению, побочные эффекты.
    противопаркинсонические средства: центральные холинолитики (циклодол), средства, улучшающие дофаминэргическую передачу (леводопа, карбидопа, бромокриптин), показания к применению, побочные эффекты.
  29. Наркотические анальгетики: препараты опия (морфин, омнопон, кодеин), синтетические опиоиды (промедол, фентанил, пентазоцин, трамадол), фармакологические эффекты, показания к применению, побочные эффекты, противопоказания. Острое и хроническое отравление опиоидами, специфические агонисты-антагонисты,антагонисты опиоидов (налорфин, налоксон).
  30. Анальгетики-антипиретики, нестероидные потивовоспалительные средства: классификация, общие показания к применению, побочные эффекты,противопоказания к применению препаратов производных салициловой кислоты (ацетилсалициловая кислота), пиразолона (анальгин, бутадион), парааминофенола (парацетамол), уксусной кислоты (индометацин, кеторолак, диклофенак), пропионовой кислоты (ибупрофен, напроксен), оксикама (пироксикам).
  31. Психотропные средства. Понятие.
  32. Нейролептики (аминазин, трифтазин, галоперидол, дроперидол, сульпирид), фармакологические эффекты, понятие об антипсихотическом действии, показания к применению, побочные эффекты.
  33. Транквилизаторы (анксиолитики): (диазепам, хлордиазепоксид, нозепам, феназепам, нитразепам), фармакологические эффекты, понятие об
    анксиолитическом действии, показания к применению, побочные эффекты.
  34. Седативные (препараты валерианы, пустырника, пиона, мелиссы, мяты, ромашки, брома, комбинированные препараты - корвалол, валокордин, валосердин, валокормид), общие показания к применению, побочные эффекты.
  35. Антидепрессанты (ниаламид, имизин, амитриптиллин, флуоксетин),
    фармакологические эффекты, показания к применению, побочные эффекты.
  36. Препараты лития (лития карбонат), фармакологические эффекты, показания к применению, побочное действие.
  37. Психостимуляторы (сиднокарб, кофеин), фармакологические эффекты, показания к применению, побочное действие.
  38. Ноотропные (пирацетам, пикамилон, пантогам, аминалон), фармакологические эффекты, показания к применению, побочные эффекты.
  39. Общетонизирующие средства, (препараты элеутерококка, женьшеня, алоэ, пантокрин, стекловидное тело, солкосерил, фибс, апилак, препараты прополиса), показания к применению.
  40. Средства, улучшающие мозговое кровообращение (винпоцетин, циннаризин, нимодипин, пентоксифиллин, инстенон), показания к применению, побочные эффекты.
  41.  Этанол (спирт этиловый): резорбтивное действие, острое отравление, алкогольная зависимость, средства ее лечения (тетурам, эспераль).
  42. Аналептики (этимизол, кордиамин, кофеин-бензоат натрия, сульфокамфокаин), фармакологические эффекты, показания к применению, побочное действие.
  43. Противокашлевые средства центрального (кодеин, глауцин, окселадин) и периферического (либексин) действия, показания к применению, побочные эффекты.
  44. Отхаркивающие средства прямого и непрямого действия (растительные
    препараты, препараты йода, натрия гидрокарбонат), показания к применению, побочные эффекты.
  45. Бронхолитические средства: адреномиметики (адреналин, эфедрин, изадрин, сальбутамол, фенотерол, кленбутерол), М - холинолитики (атропин, атровент, тровентол), ксантины (теофиллин, эуфиллин), показания к применению, побочные эффекты.
  46. Сердечные гликозиды (дигитоксин, дигоксин, целанид, строфантин, коргликон), фармакологические эффекты, показания к применению, побочное действие,токсическое действие, его профилактика, противопоказания к применению.
  47. Противоаритмические средства. Средства, снижающие автоматизм, атрио-вентрикулярную проводимость, частоту сердечных сокращений (хинидин, новокаинамид, этмозин, лидокаин, препараты калия, бета - адреноблокаторы, блокаторы калиевых каналов, антагонисты кальция), показания к применению, побочное действие, токсическое действие, его профилактика, противопоказания к применению;
  48. Средства, повышающие автоматизм, атрио- вентрикулярную проводимость, частоту сердечных сокращений (М-холиноблокаторы, адреномиметики),показания к применению, побочное действие, токсическое действие, его профилактика, противопоказания к применению.
  49. Антиангинальные средства. Нитраты короткого (нитроглицерин) и длительного (нитронг, эринит, изосорбида динитрат) действия, показания к применению, побочное действие.
  50. Антагонисты кальция (верапамил, нифедипин, дилтиазем), фармакологические эффекты, показания к применению, побочное действие.
  51. Бета - адреноблокаторы (пропранолол, атенолол, метопролол), механизм антиангинального действия, побочные эффекты, противопоказания к применению.
  52. Антиангинальные средства различных групп (дипиридамол, молсидомин, триметазидин, кислота ацетилсалициловая), фармакологические эффекты, побочное действие отдельных препаратов.
  53. Средства, применяемые при инфаркте миокарда (обезболивающие, фибринолитики, антикоагулянты).
  54. Гипотензивные средства: центрального нейротропного действия (клофелин, метилдофа), фармакологические эффекты, показания к применению, побочное действие.
  55.  Гипотензивные средства: периферического нейротропного действия: ганглиоблокаторы (бензогексоний, пентамин), альфа - адреноблокаторы (празозин), бета – адреноблокаторы (пропранолол, атенолол, метопролол), симпатолитики (резерпин, раунатин).
  56. Гипотензивные средства: миотропные вазодилятаторы (антагонисты кальция, дибазол, папаверин, но-шпа, магния сульфат).
  57. Гипотензивные средства: средства, влияющие на ренин - ангиотензиновую систему: ингибиторы ангиотензинпревращающего фермента (каптоприл, эналаприл), блокаторы ангиотензиновых рецепторов (лозартан).
  58. Фармакологические эффекты, особенности применения, побочные эффекты препаратов отдельных групп гипотензивных средств.
  59. Антисклеротические средства (флувастатин, фенофибрат, никотиновая кислота, ксантинола никотинат), показания к применению, побочные эффекты отдельных препаратов.
  60. Диуретики, классификация: средства, нарушающие функцию эпителия почечных канальцев (диакарб, фуросемид, этакриновая кислота, гидрохлортиазид, клопамид), особенности действия препаратов, показания к применению, побочные эффекты и их профилактика. Антоагонисты (спиронолактон, триамтерен), особенности действия отдельных препаратов, показания к применению, побочные эффекты и их профилактика.
  61. Маточные средства, классификация: средства, повышающие ритмичные  сокращения и тонус моиметрия (окситоцин, питуитрин, препараты простагландинов: динопрост, динопростон), показания к применению, побочные эффекты.
  62. Средства, повышающие тонус моиметрия (препараты спорыньи: эргометрин, метилэргометрин, эрготамин, эрготал), показания к применению, побочные эффекты.
  63. Средства, снижающие ритмичные сокращения и тонус моиметрия (партусистен, сальбутамол, тербуталин). Показания к применению, побочные эффекты препаратов отдельных групп.
  64. Средства, влияющие на аппетит: средства, повышающие аппетит (горечи), особенности действия, показания к применению.
  65. Средства, влияющие на аппетит: средства, снижающие аппетит (фепранон, дезопимон), фармакологические эффекты, показания к применению, побочное действие.
  66. Средства, применяющиеся при избыточной секреции желез слизистой желудка:  антагонисты М - холинорецепторов (пирензепин, платифиллин, метацин, препараты красавки), показания к применению, побочное действие.
  67. Средства, применяющиеся при избыточной секреции желез слизистой желудка:  Н2- гистаминоблокаторы (циметидин, ранитидин, фамотидин), показания к применению, побочное действие.
  68. Средства, применяющиеся при избыточной секреции желез слизистой желудка: антацидные средства: системные (натрия гидрокарбонат) и несистемные (алмагель, фосфалюгель, гастал, маалокс, ренни), особенности действия, показания к применению, побочное действие.
  69. Средства, применяющиеся при избыточной секреции желез слизистой желудка: ингибиторы протонной помпы (омепразол, лансопразол), особенности действия, показания к применению, побочное действие.
  70. Гастропротективные средства (коллоидный субцитрат висмута, викалин, викаир, сукральфат), особенности действия, показания к применению, побочное действие.
  71. Средства заместительной терапии при гипофункции пищеварительных желез (пепсин, соляная кислота разведенная, ацидин-пепсин, абомин, панкреатин, панкурмен, панзинорм-форте, фестал, дигестал), показания к применению, побочные эффекты отдельных препаратов.
  72. Холесекретики (кислота дегидрохолиевая, аллохол, холензим, оксафенамид, холагол, фламин, танацехол, экстракт кукурузных рылец, холосас), особенности действия, показания к применению, побочное действие.
  73. Холекинетики (магния сульфат, сорбит, маннит), особенности действия, показания к применению.
  74. Холеспазмолитики (М-холиноблокаторы, папаверин, но-шпа), показания к применению.
  75. Гепатопротективные средства (легалон, лив-52, эссенциале, карсил),
    принцип действия, показания к применению, побочные эффекты отдельных препаратов.
  76. Противорвотные средства: дофаминолитики (метоклопрамид, домперидон); М- холиноблокаторы (меклозин); антисеротониновые средства (трописитрон, ондансинтрон). Принципы действия, показания к применению и побочные эффекты препаратов отдельных групп противорвотных средств.
  77. Слабительные средства: солевые слабительные (магния сульфат, натрия сульфат); слабительные, размягчающие каловые массы (миндальное масло, вазелиновое масло), свечи с глицерином; слабительные, увеличивающие объем кишечного содержимого (морская капуста, натуролакс, кологель); касторовое масло; слабительные, действующие на толстый кишечник (бисакодил, гутталакс, сенаде, регулакс, глаксена). Показания к применению, особенности действия отдельных препаратов групп слабительных средств.
  78. Антидиарейные средства (холестирамин, уголь активированный, лоперамид, смекта), особенности действия, показания к применению, побочное действие отдельных лекарственных средств.
  79. Средства, стимулирующие эритропоэз: препараты железа и кобальта (гемофер, ферковен, феррумлек); препараты витаминов (цианокобаламин, фолиевая кислота, пиридоксин, рибофлавин, токоферол); комбинированные препараты железа и витаминов (ферроплекс, тардиферон, вифер). Показания к применению, побочные эффекты препаратов, содержащих железо.
  80. Средства, стимулирующие лейкопоэз (пентоксил, метилурацил, лейкоген), показания к применению, побочные эффекты.
  81. Антикоагулянты прямого (гепарин) и непрямого (неодикумарин, фенилин, синкумар) действия, особенности действия, показания к применению, побочные эффекты.
  82. Средства, влияющие на агрегацию тромбоцитов: антиагреганты
    (ацетилсалициловая кислота, дипиридамол, тиклопидин), показания к
    применению, побочные эффекты.
  83. Коагулянты прямого (фибриноген, тромбин) и непрямого (викасол) действия, особенности действия, показания к применению, побочные эффекты.
  84. Лекарственные растения с кровоостанавливающим действием (препараты крапивы, водяного перца, пастушьей сумки), особенности действия, показания к применению.
  85. Фибринолитические средства (алтеплаза, стрептокиназа) особенности действия, показания к применению.
  86. Антифибринолитические средства (кислота аминокапроновая, контрикал, трасилол), показания к применению, побочные эффекты.
  87. Коллоидные растворы гемодинамического действия (плазма донорской крови, растворы альбумина, полиглюкин, реополиглюкин), пути введения, показания к применению.
  88. Коллоидные растворы дезинтоксикационного действия (гемодез, гемодез-нео,энтеродез), пути введения, показания к применению.
  89. Кристаллоидные растворы (растворы глюкозы изотонический и гипертонические, изотонический раствор натрия хлорида, раствор Рингера, дисоль, трисоль, лактосоль, регидрон), пути введения, показания к применению.
  90. Понятие о гормонах. Классификация препаратов. Применение гормональных препаратов.
  91. Препараты инсулина: механизм действия инсулина, показания к его применению, понятие об инсулинах короткого, средней продолжительности и длительного действия, пути введения и продолжительность действия различных препаратов инсулина, побочные эффекты инсулинотерапии.
  92. Синтетические пероральные гипогликемические средства: производные сульфанилмочевины (бутамид, глибенкламид, хлорпропамид), особенности действия, показания к применению, побочные эффекты; производные бигуанидина (буформин), особенности действия, показания к применению, побочные эффекты.
  93. Препараты гормонов коры надпочечников: минералокортикоиды (дезоксикортикостерон), фармакологические эффекты, показания к применению, побочное действие; глюкокортикоиды (гидрокортизон, преднизолон, триамцинолон, дексаметазон), фармакологические эффекты, показания к применению, побочное действие.
  94. Препараты гормонов гипофиза, фармакологические эффекты, показания к применению, побочное действие.
  95. Препараты гормонов щитовидной железы, фармакологические эффекты, показания к применению, побочное действие.
  96. Препараты женских и мужских половых гормонов в лечение заболеваний различной этиологии, фармакологические эффекты, показания к применению, побочное действие.
  97. Значение витаминов, их классификация, общие показания к применению витаминных препаратов.
  98. Витамины группы В. Влияние на сердечно сосудистую систему, нервную систему, эпителий, участие в кроветворении, процессах зрения, показания к применению, побочные эффекты.
  99. Препараты витамина С. Показания к применению, побочные эффекты,
    передозировка.
  100. Препараты жирорастворимых витаминов. Показания к применению отдельных препаратов  витаминов А, Д, Е, К. Возможные побочные эффекты.
  101. Поливитаминные препараты, показания к применению.
  102. Антигистаминные препараты: блокаторы Н1-рецепторов первого поколения (димедрол, дипразин, диазолин, тавегил, супрастин, фенкарол), второго поколения (кларитин, астемизол) и третьего поколения (телфаст), механизм действия, показания к применению, побочные эффекты.
  103. Стабилизаторы тучных клеток (хромогликат натрия, кетотифен), механизм действия, показания к применению, побочные эффекты.
  104. Глюкокортикоидные средства, особенности применения в качестве
    противоаллергических средств.
  105. Иммуностимуляторы (бронхомунал, рибомунил, тимоген, тималин, левамизол, арбидол, иммунал, сироп корня солодки), показания к применению, побочные эффекты.
  106. Иммуномодуляторы (интерфероны альфа, бета, гамма), показания к применению, побочные эффекты.
  107. Иммунодепрессанты (тимоглобулин, азатиоприн, циклоспорин А, метотрексат, препараты глюкокортикоидных гормонов), показания к применению, побочные эффекты.
  108. Цитотоксические алкилирующие средства (хлорбутин, сарколизин,
    нитрозометилмочевина, миелосан), антиметаболиты (метотрексат, фторурацил), антибиотики (рубомицин, оливомицин), растительные алкалоиды (винкристин, колхамин).
  109. Противоопухолевые лекарственные средства. Гормональные препараты (препараты половых гормонов, глюкокортикоидные средства).
  110. Противоопухолевые лекарственные средства. Ферменты (аспарагиназа).
  111. Понятие об ятрогенных заболеваниях. Побочные эффекты аллергической и неаллергической природы.
  112. Токсическое действие лекарственных средств, общие мероприятия первой помощи при отравлениях.

Критерии оценки экзамена по учебной дисциплине Фармакология

 Оценка «5» (отлично) выставляется, если обучающийся:

  • демонстрирует глубокие знания теоретического материала и умеет их применять;
  • выполняет последовательно и  правильно все задания;
  • умеет обоснованно излагать свои мысли, делает необходимые выводы.

Оценка «4» (хорошо) выставляется, если обучающийся:

  • дает комплексную оценку предложенной ситуации;
  • демонстрирует  глубокие знания теоретического материала и умеет их применять;
  • выполняет последовательно и  правильно все задания;
  • допускает единичные ошибки, исправляемые самим обучающимся после замечания преподавателя;
  • умеет обоснованно излагать свои мысли, делает необходимые выводы.

Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется, если обучающийся:

  • дает неполное теоретическое обоснование, требующее наводящих вопросов преподавателя;
  • выполняет задания при подсказке преподавателя;
  • испытывает затруднения в формулировке выводов.

Оценка «2» (неудовлетворительно) выставляется, если обучающийся

  • демонстрирует отсутствие теоретического обоснования выполнения заданий.

Программные вопросы по учебной дисциплине Основы латинского языка с медицинской терминологией

  1. Краткая история латинского языка, его роль в медицине и  общегуманитарное значение.
  2. Латинский алфавит. Произношение гласных, согласных, дифтонгов  и буквосочетаний.
  3. Долгота и краткость слога.
  4. Правила постановки ударения.
  5. Имя существительное. Грамматические категории имен существительных.
  6. Словарная форма существительных. Определение склонения. Определение рода.
  7. Имя существительное первого склонения.
  8. Имя существительное второго склонения.
  9. Латинизированные греческие существительные на  –on.
  10. Имя существительное третьего склонения.
  11. Окончания существительных мужского, женского и среднего рода третьего склонения.
  12. Словарная форма существительных 3 склонения.
  13. Исключения из правила о роде существительных 3 склонения.
  14. Систематизация признаков рода существительных.
  15. Имя существительное 4 склонения.
  16. Имя существительное 5 склонения.
  17. Несогласованное определение. Перевести на латинский язык словосочетание «Настойка ландыша».
  18. Название химических элементов  и их соединений (оксидов, закисей, кислот, солей) в латинском языке.
  19. Грамматические категории прилагательных: род, число, падеж.
  20. Две группы прилагательных. Словарная форма.
  21. Согласованное определение. Перевести на латинский язык словосочетание «Чистый вазелин».
  22. Алгоритм согласования имени прилагательного с именем существительным. Перевести на латинский язык словосочетание «жидкий экстракт».
  23. Сравнительная и превосходная степень прилагательных и их употребление в анатомической терминологии.
  24. Грамматические категории: лицо, число, время, наклонение, залог.
  25. Словарная форма глагола.
  26. Основа глагола. Четыре спряжения глаголов.
  27. Образование повелительного наклонения глагола и его употребление в стандартных рецептурных формулировках.
  28. Образование сослагательного наклонения  глагола и его употребление в стандартных рецептурных формулировках.
  29.  Рецепт. Определение. Структура рецепта.
  30. Оформление латинской части рецепта. Рецептурные сокращения.
  31. Терминологическое словообразование. Состав слова. Особенности структуры клинических терминов.
  32. Понятие «терминоэлемент» (ТЭ). Греческие клинические ТЭ.
  33. Важнейшие латинские и греческие приставки.
  34. Греко-латинские дублеты, обозначающие части тела, органы, ткани.
  35. Суффиксы  - oma, itis, osis в клинической терминологии.
  36. Частотные отрезки в названиях лекарственных веществ и препаратов.
  37. Название групп лекарственных средств по их фармакологическому действию.
  38. Латинские и греческие числительные-приставки и предлоги в медицинской терминологии.
  39. Профессиональные медицинские выражения на латинском языке.
  40. Латинские пословицы и афоризмы.

                

Критерии оценки экзамена по учебной дисциплине Основы латинского языка с медицинской терминологией

Оценка  «5» (Отлично)  - систематические знания по латинскому языку: знание элементов грамматики (система склонений, согласование прилагательных с существительными, управление предлогов, спряжение глаголов в требуемых программой формах и т.д.); умение читать и писать термины на латинском языке; переводить без словаря с латинского языка на русский и с русского языка на латинский фармацевтические термины и рецепты любой сложности, а также простые предложения и крылатые выражения; умение называть объекты в соответствии с принципами соответствующих номенклатур на латинском языке (химической); знание способов и средств словообразования тривиальных наименований лекарственных средств; умение вычленять в составе тривиальных наименований частотные отрезки, несущие определенную типовую информацию о лекарстве; умение вычленять в составе патолого-физиологических и клинических терминов терминоэлементы и объяснять их значение; владение терминологическим минимумом в объёме около 500 единиц. При тестовой форме экзамена – не менее 90% правильных ответов.

Оценка «4» (Хорошо) - программный материал усвоен полностью, однако допускаются отдельные орфографические неточности, незначительные грамматические и лексические ошибки. При тестовой форме экзамена – не менее 80% правильных ответов.

Оценка «3» (Удовлетворительно) - усвоены основные положения программы, при этом демонстрируются слабые знания латинской орфографии и грамматики (допускаются ошибки в согласовании, в образовании форм Genetivus), трудности в образовании химических наименований по «старому» способу, в определении значений отдельных терминоэлементов и частотных отрезков. При тестовой форме экзамена – не менее 70% правильных ответов.

Оценка «2» (Неудовлетворительно) - знания отрывочные, не систематические. В ответах допускаются принципиальные ошибки, указывающие на неумение построить номенклатурное наименование на латинском языке, незнание правил построения химических наименований (основных кислот, оксидов, солей), невладение необходимым терминологическим минимумом для составления номенклатурных наименований, чтения и понимания рецептов на латинском языке, незнание частотных отрезков, несущих типовую информацию о лекарстве, неумение объяснить значение патолого-физиологических и клинических терминов. При тестовой форме экзамена – менее  70% правильных ответов.

        

Перечень экзаменационных рецептов

  1. Выписать 24 порошка панкреатина (Pancreatinum) по 0,6. Назначить по 1 порошку 3 раза в день перед едой.
  2. Выписать 10 порошков, содержащих по 0,02 дибазола (Dibazolum) и папаверина гидрохлорида (Papaverini hydrochloridum) и 0,01 фенобарбитала (Phenobarbitalum). Назначить по 1 порошку 3 раза в день.
  3. Выписать 30 порошков из корня валерианы (Valeriana) по
    0,5. Назначить по 1 порошку 3 раза в день.
  4. Выписать 24 таблетки «Цитрамон» (Citramonum). Назначить по 1 таблетке 2 раза в день.
  5. Выписать 20 таблеток по 0,25 диакарба (Diacarbum). Назначить по 1 таблетке 2-3 раза в неделю утром.
  6. Выписать 10 таблеток,  содержащих по 0,015 кодеина (Codeinum) и по 0,3 терпингидрата (Terpini hydras). Назначить по 1 таблетке 3 раза в день.
  7. Выписать  100 драже,  содержащих  по 0,2 ибупрофена (Ibuprofenum). Назначить по 1 драже 2 раза в день.
  8. Выписать 12 желатиновых эластичных капсул, содержащих по 0,5 экстракта мужского папоротника (Filix mas) густого.
    Назначить все капсулы в течение 30 мин.
  9. Выписать 100,0 гранул натрия парааминосалицилата (Natrii para-aminosalicylas). Назначить по 1 чайной ложке 3 раза в день через 1 час после еды.
  10. Выписать мельчайший порошок, содержащий 125 000 ЕД
    бензилпенициллина натриевой соли (Benzylpenicillinum-natrium) и 5,0 г этазола (Aethazolum). Назначить для вдувания в нос.
  11. Выписать 30,0 магния сульфата (Magnesii sulfas). Назначить по 1 столовой ложке на прием, растворив в 2/3 стакана теплой воды.
  12.  Выписать 20,0 официнальной бутадионовой мази (Butadionum).
    Назначить для нанесения на область суставов.
  13. Выписать 50,0 мази, содержащей 5 % метилурацила (Methyluracilum). Для смазывания пораженных участков кожи. Указать концентрацию действующего вещества в процентах и в единицах массы.
  14. Выписать 50,0 мази на вазелине и ланолине поровну, содержащей 10 % танина (Tanninum). Для смазывания пораженных участков кожи.
  15. Выписать 25 г официнальной цинково-салициловой пасты
    (Zinci-salicylata). Назначить для нанесения на пораженные участки кожи.
  16. Выписать 10 официнальных ректальных суппозиториев,
    содержащих по 0,2 ихтиола (Ichthyolum). Назначить по 1 суппозиторию 2 раза в день.
  17. Выписать 10 суппозиториев «Цефекон» («Cefeconum»). Назначить по 1 суппозиторию при температуре.
  18. Выписать 10 ректальных суппозиториев, содержащих по
    0,01 омнопона (Omnopon). Назначить по 1 суппозиторию 2 раза в день. Написать вариант прописи рецепта на все суппозитории и на один.
  19. Выписать 500 мл 0,02 %-ного раствора фурацилина (Furacilinum). Назначить для промывания раны. Написать сокращенную форму прописи. Обозначить концентрацию раствора в %, в виде соотношения, в массо-объемном соотношении.
  20. Выписать 100 мл официнального раствора перекиси водорода (Hydrogenii peroxydi diluta). Назначить для полоскания (1 столовая ложка на стакан воды).
  21. Выписать 50 мл 1 %-ного спиртового раствора бриллиантового зеленого (Viride nitens). Назначить для смазывания пораженных участков кожи.
  22. Выписать 50 мл 10 %-ного раствора анестезина (Anaesthesinum) в масле вазелиновом (Oleum Vaselini). Назначить для нанесения на раневую поверхность.
  23. Выписать раствор кальция хлорида (Calcii chloridum) на
    5 дней с таким расчетом, чтобы, применяя его внутрь по 1 столовой ложке, больной получал по 1,5 г кальция хлорида. Назначить по 1 столовой ложке 4 раза в день.
  24. Выписать микстуру, состоящую из 1,5 г хлоралгидрата
    (Chlorali hydras) и 50 мл слизи крахмала (Mucilago Amyli)  с водой поровну. Назначить для одной клизмы.
  25. Выписать 200 мл эмульсии из 30 мл рыбьего жира трескового (Oleum jecoris Aselli). Назначить на 2 приема. Написать сокращенную и развернутую пропись рецепта.
  26. Выписать 10 мл водной суспензии, содержащей 0,5 % гидрокортизона ацетата (Hydrocortisoni acetas). Назначить для
    закапывания в глаз по 2 капли 4 раза в день. Перед употреблением взбалтывать.
  27. Выписать 180 мл настоя из цветов арники (Arnica). Назначить по 1 столовой ложке 3 раза в день.
  28. Выписать 20 мл настойки ландыша (Convallaria). Назначить по 20 капель на прием.
  29. Выписать 20 мл экстракта калины жидкого (Viburnum).
    Назначить по 20 капель 3 раза в день.
  30. Выписать 15 мл адонизида (Adonisidum). Назначить по
    15 капель 3 раза в день.
  31. Выписать на 12 приемов микстуру, состоящую из настоя
    травы горицвета (Herba Adonidis vernalis) 1:30 с прибавлением
    натрия бромида (Natrii bromidum) no 0,5 и кодеина фосфата
    (Codeini phosphas) no 0,01 на прием. Назначить по 1 столовой
    ложке 3 раза в день.
  32. Выписать 6 ампул, содержащих по 1 мл 2,5 %-ного масляного раствора феноболина (Phenobolinum). Назначить по 1 мл внутримышечно 1 раз в неделю.
  33. Выписать 6 флаконов, содержащих по 5 мл 2,5 %-ной суспензии гидрокортизона ацетата (Hydrocortisoni acetas). Назначить для введения в полость пораженного сустава по 1,5 мл 1 раз в неделю.
  34. Выписать 12 флаконов, содержащих по 0,5 г оксациллина
    натриевой соли (Oxacillinum-natrium). Назначить внутримышечно по 0,5 3 раза в сутки, предварительно растворив в 2 мл воды для инъекций.
  35. Выписать 10 ампул, содержащих по 50 мл 40 %-ного раствора глюкозы (Clucosum). Назначить для внутривенного введения по 50 мл.
  36. Выписать 6 ампул винкристина (Vincristinum), содержащих по 0,005 г препарата. Назначить для внутривенного введения по 0,005 г 1 раз в неделю. Предварительно растворить содержание ампулы в 5 мл изотонического раствора натрия хлорида.
  37. Выписать 12 ампул, содержащих по 2 мл 0,5 %-ного раствора новокаина (Novocainum). Назначить для разведения препаратов пенициллина.
  38. Выписать 12 ампул, содержащих по 1 мл (10 ЕД) питуитрина Pituitrinum). Назначить под кожу по 1 мл 1 раз в день.
  39. Выписать 6 флаконов, содержащих по 5 мл (40 ЕД в 1 мл)
    инсулина (Insulinum). Назначить для п/к введения по 0,5 мл 2 раза в день.
  40. Выписать 10 ампул, содержащих по 1 мл кордиамина (Cordiaminum). Назначить по 1 мл под кожу 2 раза в день.
  41. Выписать 25 г официальной мази камфорной (Camphoratum).
    Использовать для растираний.
  42. Выписать 15 г официальной пасты Лассара (Pasta Lassari) для нанесения на пораженные участки кожи.
  43. Выписать 10 официнальных суппозиториев, содержащих
    по 0,00015 дигитоксина (Digitoxinum). Принять внутрь по 1 суппозиторию в прямую кишку 1 раз в день.
  44. Выписать 5 мл 1 %-ного раствора пилокарпина гидрохлорида (Pilocarpini hydrochloridum). Глазные капли. По 1—2 капли 3—6 раз в день в оба глаза.
  45. Выписать 200 мл отвара из коры дуба (cortex Quercus). Принять внутрь для полоскания.

Список литературы для обучающегося

Основная литература:

  1. Гаевый М.Д., Гаевая Л.М. Фармакология с рецептурой. [Текст] - 8- е
    изд.стер М. : КНОРУС, 2011. – 384 с. ISBN 978-5-406-01363-2
  2.  Фармакология [Текст]: учебник/ Н. И. Федюкович, Э. Д. Рубан.– Изд. 14 –е.– ростов н/ Д: Феникс, 2016. – 702 с.: ил. – (Среднее медицинское образование). ISBN 978-5-222-26274-0
  3. Городкова Ю.И. Латинский язык (для медицинских и
    фармацевтических колледжей и училищ) [Текст], рекомендовано ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет имени «И.М. Сеченова» в качестве учебника для студентов учреждений среднего профессионального образования, обучающихся по специальности «Лечебное
    дело», «Сестринское дело» по дисциплине «Основы латинского языка и медицинской терминологии»». Двадцать пятое издание, стереотипное. – Москва: Кнорус, 2016-252с.
  4. Латинский язык (для медицинских и фармацевтических колледжей и училищ): учебник / Ю.И.Городкова – 20-е изд., стер.- М.:КНОРУС, 2013.-252 с.- (Среднее профессиональное образование).- ISBN 978-5-406-02211-5.
  5. Шверев А.А., Муртанова М.И.Словарь латинско-русский, русско-латинский для медицинских колледжей [Текст], издание 6 стереотипное, Ростов - на-Дону, 2015-237С.

Дополнительная литература:

  1. Виноградов В.М., Каткова Е.Б., Мухин Е.А. Фармакология с рецептурой [Текст] - : Учебник для медицинских и фармацевтических училищ и колледжей. – СПБ.: СпецЛит, 2000. – 831 с . ил. – ISBN 5 -299 -00026 X
  2. Косарев В.В., Бабанов С.А.. Общая и клиническая фармакология [Текст]: учебник для медицинских училищ и колледжей /– Ростов н / Д: Феникс, 2010. – 477 с. –ISBN 978-5-222-17231-5
  3. Крыжановский С.А., Вититнова М.Б.. Современные лекарственные
    средства [Текст] - М. РИПОЛ. 2000-с1040- ISBN 5-7905-0304-
  4. Павлов Н.А., Борисова О.А.. Современные лекарственные средства.
    [Текст]- М.-СП. Сова. 2005- с 576 - ISBN 5-17-030228-2
    8. Сиолева Э.В., Аподиакос Е.Л. Рецептурный справочник фельдшера [Текст]. Ростов н / Д: изд – во «Феникс», 2008 – с 320 ISBN 978-5-222-14239-4
  5. Федюкович Н.И. Фармакология. [Текст] – Ростов н / Д: изд – во «Феникс», 2008. – 698 с. (Серия « учебники ХХI века») -ISBN 978-5-222-13886-1
  6. Харкевич Д.А. Фармакология с общей рецептурой. [Текст]– М.:
    Медицинское информационное агентство, 2005. – 440 с.: ил., табл. - ISBN 5 -89481-271-2
  7. Городкова Ю.И. Латинский язык [Текст]: Учебник. – Москва:
    ГЭОТАР – Медиа, 2011. – 315 с. гриф МО РФ.
  8. Марцелли А.А. Латинский язык и основы медицинской терминологии
    [Текст]/ А.А. Марцелли. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. -380, (1) с. – (Среднее профессиональное образование). Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов  образовательных учреждений среднего профессионального образования.
  9. Чернявский М.Н. Латинский язык и основы медицинской
    терминологии [Текст]. – Москва «Медицина». – 2004.
    8. Панасенко Ю.Ф. Основы латинского языка с медицинской
    терминологией [Текст]. – ГЭОТАР – Медиа, 2011. – 352 с. Гриф МО РФ.

Нормативно-правовые документы

  1. Федеральный закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».
  2. Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».
  3. Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 N 1148 «О порядке хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» (вместе с «Правилами хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров»)».
  4. Постановление Правительства РФ от 30.06.1998 N 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации».
  5. Приказ Минздрава России от 20.12.2012 N 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения».
  6. Приказ Минздрава России от 01.08.2012 N 54н
    «Об утверждении формы бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также правил оформления».
  7. Приказ Минздрава России от 22.04.2014 N 183н
    «Об утверждении перечня лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету».

Интернет ресурсы

http:// www. biophage. ru /
http:// www. pharmacologia. narod . ru /
http:// www. farmakologija. ru /


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока-игры по учебной дисциплине Основы латинского языка с медицинской терминологией

Урок-игра по УД Основы латинского языка проводится с целью закрепления знаний  и умений обучающихся, формирования представления о роли латинского языка в будущей профессиональной деятельности мед...

Материалы промежуточной аттестации ОП.07. ФАРМАКОЛОГИЯ ОП.01. ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ ОП.05. ГИГИЕНА И ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА форма проведения Экзамен (комплексный) 2017 г.

Материалы промежуточной аттестацииОП.07. ФАРМАКОЛОГИЯОП.01. ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙОП.05. ГИГИЕНА И ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКАформа проведения Экзамен (комплексный)в рамках программ...

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО ЭКЗАМЕНА по дисциплинам ФАРМАКОЛОГИЯ ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ 2013 г.

Комплект документов для проведения промежуточной аттестации студентов по дисциплинам «Фармакология» и «Основы латинского языка с медицинской терминологией» в виде комплексного ...

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО ЭКЗАМЕНА по учебным дисциплинам Фармакология, Основы латинского языка с медицинской терминологией для специальности СПО 060501 Сестринское дело 2014г.

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ  СРЕДСТВА ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО ЭКЗАМЕНА по учебным дисциплинам Фармакология, Основы латинского языка с медицинской терминологией для специальности СПО 060501 Сестринское дело...

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО ЭКЗАМЕНА по учебным дисциплинам Фармакология, Основы латинского языка с медицинской терминологией для специальности СПО 060101 Лечебное дело 2014г.

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ  СРЕДСТВА ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО ЭКЗАМЕНА по учебным дисциплинам Фармакология Основы латинского языка с медицинской терминологией для специальности СПО 060101 Лечебное дело...

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ I этапа Комплексного экзамена по учебным дисциплинам Фармакология, Основы латинского языка с медицинской терминологией в системе АЙРЕН 2014г.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ  I этапа Комплексного экзамена по учебным дисциплинам Фармакология, Основы латинского языка с медицинской терминологией для специальностей СПО 060101 Лечебное дело, 060102 Акушер...

Учебное пособие для внеаудиторной самостоятельной работы студентов по предмету «Основы латинского языка с медицинской терминологией»

  Настоящее пособие предназначено для внеаудиторной самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям по латинскому языку.   Объектом изучения в курсе медицинской латы...