Перечень контрольных вопросов по Анатомии и физиологии человека
учебно-методический материал

Золотарева Ирина Леонидовна

Перечень вопросов по основным разделам анатомии и физиологии человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voprosy_po_anatomii.docx30.21 КБ

Предварительный просмотр:

Вопросы и задания для контроля

ВВЕДЕНИЕ

1. Что такое анатомия человека, что является предметом ее изучения?

2. Место анатомии человека в системе биологических наук. Какова ее связь с другими науками?

3. Какие методы научных исследований используются в анатомии человека?

4. Какое значение имеет изучение анатомии человека для формирования научного мировоззрения учителя и его профессиональной компетентности?

5. Кого мы считаем основоположником научной описательной анатомии?

6. Имена каких выдающихся анатомов XVII - XIX веков вы знаете?

7. Какие отечественные труды X - XVI веков, содержащие сведения по анатомии и медицине, вам известны?

8. Назовите крупнейших отечественных анатомов XIX - XX веков. Перечислите их вклад в анатомию.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОНТОГЕНЕЗЕ

1. Что понимают под онтогенезом?

2. Назовите периоды онтогенетического развития человека и дайте их характеристику.

3. Назовите стадии эмбрионального развития человека. Дайте характеристику происходящих в них процессов.

4. Назовите возрастные характеристики постнатального развития человека и дайте их характеристику.

5. Перечислите вторичные половые признаки мальчиков и девочек. Укажите возрастной период их появления.

6. Что такое биологический возраст и каковы методы его оценки?

7. Охарактеризуйте понятие «акселерация». Приведите основные гипотезы, объясняющие ее причины.

8. Назовите и дайте характеристику основным типам телосложения человека.

9. Назовите плоскости и оси, применяемые в анатомии человека и дайте их характеристику.

СТРОЕНИЕ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА

1. Дайте определение клетки. Назовите три ее составляющие части (структурно-функциональные системы).

2. Какую форму могут иметь клетки человека?

3. Каково строение и химический состав элементарной биологической мембраны и плазмолеммы?

4. Какие структуры клетки называются органеллами, какие включениями? Перечислите те и другие.

5. Назовите компоненты интерфазного ядра. Какие виды хроматина различают в ядре делящейся клетки?

6. Дайте определение ткани. Назовите группы тканей, которые выделяют в организме человека, согласно их морфофункциональной классификации.

7. Дайте общую характеристику эпителиальных тканей. Приведите их морфологическую классификацию.

8. Назовите общие признаки группы соединительных тканей. Перечислите ткани, входящие в эту группу. Дайте каждой из них морфофункциональную характеристику.

9. Какие признаки микроскопического строения характерны для гладкой и поперечнополосатой мышечной ткани?

10. Каковы морфофункциональные особенности нейронов и нейроглиоцитов?

11. Расскажите о морфологической и функциональной классификации нейронов.

12. Дайте характеристику чувствительным (рецепторным), эффекторным и межнейрональным нервным окончаниям.

13. Дайте определения органа, системы органов, аппарата органов.

ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ

1. Какие системы органов входят в состав опорно-двигательного аппарата?

2. Назовите механические и биологические функции скелета.

3. Назовите отделы скелета и входящие в их состав кости.

4. Назовите основную рабочую ткань кости.

5. Дайте характеристику компактному и губчатому веществам кости. Что является структурно-функциональной единицей компактного и губчатого вещества?

6. Назовите принципы, положенные в основу классификации костей. Какие кости различают в скелете человека?

7. Что такое надкостница и эндост? Какие функции они выполняют?

8. Какие стадии в своем развитии проходит скелет человека? Какие способы остеогенеза вам известны?

9. Дайте анатомическую и функциональную характеристику непрерывным и синовиальным соединениям костей.

10. Назовите известные вам непрерывные соединения и опишите строение каждого из них.

11. Что представляют собой синовиальные соединения костей? Воспроизведите общий план их строения. Перечислите обязательные анатомические структуры сустава.

12. Назовите признаки, по которым классифицируют суставы?

13. От каких особенностей анатомического строения зависит подвижность сустава, направление и размах движения.

СКЕЛЕТ ТУЛОВИЩА

1. Назовите кости, входящие в скелет туловища.

2. Назовите функции, которые выполняет позвоночный столб и грудная клетка.

3. Назовите отделы позвоночного столба и укажите число позвонков в каждом отделе.

4. Назовите части позвонка. Каковы особенности строения I и II шейных позвонков?

5. Каково строение крестца и копчика?

6. Назовите способы соединений тел, отростков и дуг позвонков.

7. Назовите физиологические изгибы позвоночного столба. Каковы их функции?

8. Как соединяется позвоночный столб с черепом?

9. Какие кости входят в состав грудной клетки? Как соединяются ребра с грудиной и позвоночным столбом?

10. Каковы возрастные и индивидуальные особенности позвоночного столба и грудной клетки?

КОСТИ ЧЕРЕПА

1. Назовите кости, образующие мозговой череп. Опишите строение каждой из этих костей.

2. Назовите кости лицевого черепа. Опишите строение верхней и нижней челюсти.

3. Назовите кости черепа, участвующие в образовании стенок глазниц.

4. Назовите кости черепа, образующие стенки и костную перегородку полости носа.

5. Дайте характеристику основным анатомическим образованиям внутреннего и наружного основания черепа.

6. В каких отделах черепа кости соединяются при помощи швов? Назовите виды швов.

7. Какие кости образуют височно-нижнечелюстной сустав? Опишите его форму и строение.

8. Назовите особенности анатомического строения, характерные для черепа новорожденного.

9. Какие периоды развития черепа выделяют после рождения ребенка? Какими признаками характеризуется каждый из этих периодов?

10. Какие признаки появились в черепе человека в связи с вертикальным положением тела?

КОСТИ ВЕРХНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ И ИХ СОЕДИНЕНИЯ

1. Назовите кости пояса верхней конечности и дайте их характеристику.

2. Назовите кости свободной верхней конечности. Сколько костей входит в состав кисти?

3. С какими костями соединяются кисти и лопатка? Дайте характеристику этим соединениям.

4. Каково строение локтевой и лучевой костей? Как соединяются кости между собой?

5. Какие кости участвуют в образовании локтевого сустава? Сколько суставов формируют локтевой сустав?

6. Назовите суставы кисти. Каковы анатомические особенности запястно-пястного сустава I пальца кисти?

7. Какие структуры участвуют в образовании лучезапястного сустава? Какую форму имеет этот сустав?

КОСТИ НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ И ИХ СОЕДИНЕНИЯ

1. Назовите кости пояса нижней конечности. Дайте характеристику тазовой кости.

2. Назовите кости и соединения костей, образующие костный таз. Какие возрастные и половые особенности имеет таз?

3. Назовите стенки большого и малого таза.

4. Назовите кости свободной нижней конечности. Дайте их характеристику.

5. Каково строение тазобедренного сустава? Укажите отличие в его строении от плечевого сустава.

6. Каково строение коленного сустава? Какие анатомические структуры сустава обеспечивают его устойчивость при стоянии и ходьбе?

7. Назовите отделы стопы. Какие кости относятся к каждому отделу?

8. Какие кости образуют поперечный и продольный своды стопы? Какая стопа считается сводчатой, нормальной и плоской?

ОБЩАЯ АНАТОМИЯ МЫШЦ

1. Какой процент всей массы тела составляет мышечная масса у новорожденного ребенка, у взрослого человека, у пожилых людей?

2. Какие функции выполняют скелетные мышцы?

3. Назовите основную рабочую ткань скелетной мышцы и части мышцы.

4. Дайте характеристику мышцы как органа тела.

5. Что такое эндомизий, перимизий и эпимизий? Где они расположены и какова их роль?

6. Что такое эфферентная и афферентная иннервация мышцы, чем она обеспечивается?

7. Что представляет собой двигательная единица?

8. Назовите признаки, которые легли в основу классификации скелетных мышц.

9. Назовите вспомогательные аппараты мышц. Дайте каждому из них функциональную характеристику.

10. Что называют силой мышцы? От каких анатомических факторов она зависит?

11. Дайте определение анатомическому и физиологическому поперечнику мышц.

12. Какую работу мышц называют динамической, какую статической?

13. Что является источником происхождения поперечнополосатой мускулатуры тела? В какой период онтогенеза масса мышц увеличивается наиболее интенсивно?

МЫШЦЫ И ФАСЦИИ ТУЛОВИЩА

1. Какие группы мышц входят в состав мышц туловища?

2. Перечислите поверхностные и глубокие мышцы груди. Назовите их основные функции.

3. Назовите мышцы живота, расскажите об их участии в формировании стенок брюшной полости. Каковы функции мышц?

4. Назовите стенки пахового канала. Укажите места возможного появления грыж в стенках брюшной полости.

5. Расскажите о строении промежности и расположении ее мышечных слоев.

6. Каково строение и функции диафрагмы?

7. Назовите поверхностные и глубокие мышцы спины. Дайте их функциональную характеристику.

8. Какую функцию выполняют подзатылочные мышцы?

МЫШЦЫ ГОЛОВЫ И ШЕИ

1. На какие группы делят мышцы головы?

2. Каковы особенности строения и функции мимических мышц?

3. Назовите жевательные мышцы. Охарактеризуйте их функции.

4. На какие группы подразделяются мышцы шеи по месту расположения и происхождения?

5. Каковы функции мышц шеи?

МЫШЦЫ И ФАСЦИИ ВЕРХНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ

1. На какие группы по месту расположения и функциям подразделяют мышцы верхней конечности?

2. Назовите мышцы плечевого пояса и дайте их функциональную характеристику.

3. Назовите группы мышц свободной части верхней конечности. Дайте их функциональную характеристику.

4. Назовите фасции и влагалища сухожилий мышц верхней конечности.

5. Назовите группы мышц, обеспечивающих движения пояса верхних конечностей, плечевого, локтевого, лучезапястного суставов и суставов кисти.

МЫШЦЫ И ФАСЦИИ НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ

1. На какие группы по месту расположения и функциям подразделяют мышцы нижней конечности?

2. Назовите мышцы тазового пояса и дайте их функциональную характеристику.

3. Назовите группы мышц свободной части нижней конечности. Дайте их функциональную характеристику.

4. Назовите группы мышц, обеспечивающих движения тазобедренного, коленного, голеностопного суставов и суставов стопы.

АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЙ И ДВИЖЕНИЙ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА

1. Назовите силы, действующие на тело человека. Дайте характеристику внешним и внутренним силам.

2. Назовите факторы, определяющие степень устойчивости.

3. Какие виды равновесия различают? Дайте характеристику каждому из них.

4. Что называют общим центром тяжести тела?

5. Как осуществляют классификацию положений и движений тела?

6. Какие положения тела стоя выделяют? Дайте характеристику каждого из них.

7. Какие виды движений тела выделяют? Дайте характеристику ходьбы и бега.

УЧЕНИЕ О ВНУТРЕННОСТЯХ (СПЛАНХНОЛОГИЯ)

1. Какие системы органов относятся к внутренностям? Каковы общие признаки их структурно-функциональной организации?

2. Перечислите органы пищеварительной системы, образующие пищеварительный канал, и связанные с ним крупные железы.

3. Назовите основные функции пищеварительной системы.

4. Каков общий план строения стенки органов пищеварительного канала?

5. Каков состав и рельеф поверхности слизистой оболочки в разных отделах пищеварительного канала?

6. В каких областях тела расположены ротовая полость, глотка, пищевод? Каковы морфофункциональные особенности слизистой оболочки этих органов?

7. Назовите стенки преддверия полости рта и стенки собственно полости рта.

8. Назовите части зуба. Как построена эмаль, дентин, цемент и пульпа зуба?

9. Назовите сроки прорезывания молочных и постоянных зубов. Приведите зубную формулу молочных и постоянных зубов.

10. Назовите виды сосочков языка, опишите их строение и функции.

11. Назовите большие слюнные железы, места их расположения и впадения их протоков в ротовую полость.

12. Назовите отделы и мышцы глотки. Какие отверстия в нее открываются?

13. Назовите миндалины глоточного лимфоидного кольца и их положение в стенках глотки.

14. Каковы особенности строения различных отделов пищевода?

15. На уровне каких позвонков располагаются входное и выходное отверстия желудка?

16. Каковы особенности строения слизистой оболочки разных отделов желудка? В чем заключаются морфофункциональные различия собственных, кардиальных и пилорических желез?

17. Назовите отделы тонкой кишки. Каковы особенности строения слизистой оболочки в разных ее отделах?

18. Каково строение эпителиальных клеток ворсинок и крипт?

19. Назовите отделы толстой кишки. Что характерно для строения ее стенки?

20. Назовите отделы поджелудочной железы. Опишите строение ее экзокринного и эндокринного отделов.

21. Каково анатомическое строение печени? Что является структурной и функциональной единицей печени?

22. Каково строение и функции желчного пузыря?

ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

1. Назовите органы дыхательной системы, которые осуществляют транспорт газов и являются воздухоносными путями.

2. Какой тип эпителия выстилает слизистые оболочки воздухоносных путей? Назовите основные типы эпителиальных клеток, характерные для этого эпителия.

3. Что является структурно-функциональной единицей респираторного отдела легких?

4. Назовите структурные компоненты легочного ацинуса. Назовите структуры, образующие воздушно-кровяной отдел.

5. Каково строение и топография гортани? Назовите хрящи и мышцы гортани.

6. Каково строение и топография бронхов?

7. Дайте структурно-функциональную характеристику легких. Что такое ворота легкого и какие образования в них находятся?

8. Что такое плевра? Назовите части париетальной плевры.

9. Что такое средостение? Какие органы в нем расположены?

МОЧЕПОЛОВОЙ АППАРАТ

1. Какие системы органов объединяются в мочеполовой аппарат?

2. Назовите органы, входящие в состав мочевыделительной системы. Какие из этих органов образуют мочу, какие являются мочевыводящими путями?

3. Каково расположение почки? Опишите ее внешнее и внутреннее строение.

4. Каково микроскопическое строение почки? Что является ее структурно-функциональной единицей?

5. Из каких отделов состоит нефрон? Дайте морфофункциональную характеристику отделов нефрона.

6. Какие типы нефронов выделяют на основании их топографии, строения и функции?

7. Расскажите о кровоснабжении почек. В чем заключаются особенности кровоснабжения?

8. Каково строение органов мочевыводящих путей? Из каких оболочек состоят их стенки?

9. Назовите отделы мужского мочеиспускательного канала.

ПОЛОВЫЕ ОРГАНЫ

1. Каковы функции половых органов? Как принято подразделять половые органы по их положению?

2. Назовите внутренние и наружные мужские половые органы.

3. Опишите топографию, внешнее и внутреннее строение яичка.

4. Опишите строение извитых семенных канальцев долек яичка.

5. Назовите клеточный состав стенки канальцев и их функции.

6. Дайте функциональную характеристику интерстициальных клеток соединительной ткани дольки яичка.

7. Дайте характеристику семявыносящих путей и опишите особенности строения их различных отделов.

8. Дайте характеристику добавочных желез мужской половой системы (семенных пузырьков, предстательной железы, бульбоуретральных желез).

9. Назовите наружные мужские половые органы и дайте их характеристику.

10. Назовите слои стенки мошонки. Какова их функция?

11. Назовите внутренние и наружные женские половые органы.

12. Опишите топографию и внешнее строение яичника. Каковы функции яичника?

13. Каково внутреннее строение яичника? Каков состав его коркового и мозгового вещества?

14. Какие фолликулы в зависимости от стадии развития различают в корковом веществе?

15. Опишите строение пузырчатого фолликула (граафов пузырек).

16. Назовите гормоны, под влиянием которых происходит развитие фолликулов и овуляция.

17. Назовите отделы маточной трубы. Каково строение ее стенки?

18. Назовите отделы матки. Каково строение ее стенок?

19. Дайте характеристику мочеполовой диафрагмы и диафрагмы таза.

ОРГАНЫ ИМУННОЙ СИСТЕМЫ

1. Дайте общую характеристику иммунной системы. Каковы общие закономерности структурно-функциональной организации ее органов?

2. Каковы структурно-функциональные закономерности организации центральных и периферических органов иммунной системы?

3. Где располагается красный костный мозг в организме человека? Какие ткани образуют его гемоцитопоэтический компонент?

4. Какая ткань костного мозга является родоначальником В-лимфоцитов?

5. Какова топография, внешнее и внутреннее строение тимуса? Чем различается корковое и мозговое вещество тимуса?

6. Каково внешнее и внутреннее строение лимфатического узла? По ходу каких сосудов расположены лимфатические узлы?

7. Назовите синусы лимфатических узлов. Укажите пути движения лимфы через лимфатический узел.

8. По ходу каких сосудов расположена селезенка? Каковы особенности ее кровообращения?

9. Что такое «белая пульпа» селезенки? Какие структуры селезенки она образует?

10. Что такое «красная пульпа» селезенки? Каков ее состав?

11. Дайте характеристику лимфоидным образованиям стенок органов пищеварительной, дыхательной и мочевыделительной системы.

12. Что такое лимфа? Каков ее состав и в какую группу тканей она входит?

13. Дайте общую характеристику лимфатической системы. Каковы ее функции?

14. Дайте характеристику начальному отделу лимфатической системы. Чем лимфатические капилляры отличаются от кровеносных капилляров?

15. Назовите крупные лимфатические протоки и стволы. Укажите, от каких частей тела каждый из них собирает лимфу.

16. Назовите группу лимфатических узлов грудной, брюшной полостей тела и полости таза.

ЭНДОКРИННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ

1. Дайте общую характеристику эндокринной системы и классификацию эндокринных желез.

2. Какие особенности строения характерны для желез внутренней секреции?

3. Назовите центральное звено эндокринной системы.

4. Дайте структурно-функциональную характеристику передней и задней доли гипофиза.

5. Опишите, как осуществляется связь гипоталамуса с передней и задней долей гипофиза.

6. Каково строение эпифиза и его роль в нейроэндокринной регуляции?

7. Дайте характеристику коркового и мозгового вещества надпочечников.

8. Как построена щитовидная железа? Какова ее роль в организме?

9. Чем представлены эндокринные части женских и мужских половых желез? Какие гормоны они вырабатывают?

10. Что такое диффузная эндокринная система?

КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА

1. Какие типы артерий (по строению их стенок) вы знаете? Дайте характеристику таких артерий, приведите примеры.

2. Из каких сосудов построено микроциркуляторное русло?

3. Какие типы капилляров вам известны? Назовите особенности каждого из них.

4. Перечислите типы вен (по строению их стенок), дайте характеристику каждого типа вен.

5. Какие сосуды называются коллатеральными? Какие виды анастомозов вы знаете?

6. Перечислите закономерности расположения и ветвления артерий в теле (органах) человека.

7. Какие поверхности выделяют у сердца?

8. Какие отверстия имеются у правого предсердия?

9. Сколько створок имеют правый и левый атриовентрикулярные клапаны?

10. Сколько сосочковых мышц в правом и левом желудочках сердца?

11. Какие части выделяют у проводящей системы сердца? Где они располагаются?

12. Какие части (отделы) сердца кровоснабжаются правой венечной артерией, какие - левой?

АРТЕРИИ БОЛЬШОГО КРУГА КРОВООБРАЩЕНИЯ

1. Что представляет собой артериальная связка? Между какими сосудами она располагается?

2. Какие легочные вены вам известны, куда они впадают?

3. Назовите ветви дуги аорты.

4. Перечислите париетальные и висцеральные ветви грудной аорты.

5. Назовите ветви наружной сонной артерии.

6. Назовите ветви внутренней сонной артерии.

7. Какие артерии участвуют в образовании артериального (виллизиева) круга большого мозга?

8. Какие артерии образуют поверхностную и глубокую ладонные дуги? Какие артерии отходят от каждой из этих дуг?

9. Какие артерии участвуют в кровоснабжении пальцев кисти?

10. Перечислите парные висцеральные ветви брюшной аорты.

11. Назовите ветви пупочной артерии.

12. Назовите ветви чревного ствола. Какие органы они кровоснабжают?

13. Перечислите ветви маточной артерии.

14. Какие артерии кровоснабжают коленный сустав?

15. Где располагается подошвенная артериальная дуга, какими ветвями она образована?

16. Какие артерии кровоснабжают пальцы стопы?

ВЕНЫ БОЛЬШОГО КРУГА КРОВООБРАЩЕНИЯ

1. Какие три системы вен в теле человека вы знаете?

2. При слиянии каких вен образуется верхняя полая вена? Где находится это место слияния?

3. По каким венам оттекает кровь от головы?

4. Как называются поверхностные (подкожные) вены верхней конечности и куда они впадают?

5. В каком месте тела человека формируется нижняя полая вена? Какие вены ее образуют?

6. Перечислите внутренностные (висцеральные) притоки нижней полой вены.

7. От каких органов оттекает кровь в воротную вену?

8. Какие венозные сплетения имеются возле органов, расположенных в полости таза?

9. Куда впадают подкожные вены нижней конечности?

10. Какие анастомозы называются внутрисистемными, какие - межсистемными? Приведите примеры.

11. Приведите примеры кава-кавальных и портокавальных анастомозов.

12. Проследите путь крови от плаценты до правого желудочка сердца. Почему голова, шея и верхние конечности плода снабжаются преимущественно артериальной кровью?

УЧЕНИЕ О НЕРВНОЙ СИСТЕМЕ

1. Назовите основные функции нервной системы и перечислите органы, входящие в ее состав.

2. Назовите основную рабочую ткань нервной системы и основные структурные элементы нервной ткани.

3. Какие существуют классификации нервной системы, на чем они основаны?

4. Назовите структуры нервной системы, образующие ее центральный и периферические отделы.

5. Какой принцип лежит в основе работы нервной системы? Дайте определения понятий «рефлекс» и «рефлекторная дуга».

6. Из каких звеньев и нейронов состоит рефлекторная дуга? Какую роль играет обратная связь в рефлекторных реакциях?

СПИННОЙ МОЗГ

1. Опишите расположение спинного мозга и его внешнее строение.

2. Что такое сегмент (невротом) спинного мозга? Каково количество шейных, грудных, поясничных, крестцовых и копчиковых сегментов?

3. Опишите внутреннее строение спинного мозга. Дайте структурно-функциональную характеристику ядер и проводящих путей спинного мозга.

4. Из какого зародышевого листка развивается нервная система? Опишите процессы образования нервной трубки и расскажите о формировании основной, крыльной и ганглиозной пластинок.

ГОЛОВНОЙ МОЗГ

1. Дайте общую характеристику головного мозга. Назовите его отделы.

2. Какие структуры головного мозга объединяют в ствол? Дайте общую характеристику ствола мозга.

3. Каково внешнее и внутреннее строение продолговатого мозга?

4. Дайте структурно-функциональную характеристику ядер и проводящих путей продолговатого мозга.

5. Назовите структуры заднего мозга. Каково внешнее строение моста и мозжечка?

6. Дайте структурно-функциональную характеристику ядер и проводящих путей моста.

7. Каково внутреннее строение мозжечка? Назовите афферентные и эфферентные волокна мозжечка.

8. Что является полостью продолговатого мозга и моста?

9. Каково внешнее и внутреннее строение среднего мозга?

10. Дайте структурно-функциональную характеристику ядер и проводящих путей ножек мозга и крыши среднего мозга.

11. Какие анатомические структуры образуют промежуточный мозг? Что является его полостью?

12. Назовите основные группы ядер таламуса, дайте их функциональную характеристику.

13. Назовите анатомические структуры эпиталамуса. Каковы функции эпифиза?

14. Назовите анатомические структуры гипоталамуса.

15. Дайте характеристику нейросекреторным ядрам гипоталамуса.

16. Назовите анатомические структуры, входящие в состав конечного мозга.

17. Назовите доли полушарий головного мозга и разделяющие их борозды.

18. Назовите основные борозды и извилины в каждой доле больших полушарий.

19. Что такое цитоархитектоника коры больших полушарий головного мозга? На какие цитоархитектонические слои подразделяется кора? В каких слоях коры заканчиваются афферентные пути и начинаются эфферентные пути?

20. Опишите локализацию функций в коре полушарий головного мозга.

21. Назовите базальные ядра конечного мозга и их функциональное значение.

22. Назовите системы волокон белого вещества больших полушарий головного мозга.

23. Дайте характеристику проекционным восходящим проводящим путям.

24. Дайте характеристику проекционным нисходящим проводящим путям.

25. Опишите проводящие пути пирамидной и экстрапирамидной систем.

26. Назовите оболочки спинного и головного мозга. Каково их расположение и функциональное значение?

27. Где вырабатывается, как циркулирует, какие функции выполняет спинномозговая жидкость?

28. Что характерно для расположения твердой мозговой оболочки головного мозга?

ПЕРИФЕРИЧЕСКАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА

1. Какие анатомические структуры относятся к периферической нервной системе?

2. Назовите количество спинномозговых нервов и расскажите о составе нервных волокон в них.

3. Назовите ветви, на которые делится каждый спинномозговой нерв.

4. Дайте характеристику задних ветвей спинномозговых нервов. Назовите области их иннервации.

5. Дайте характеристику вентральных ветвей шейных, грудных, поясничных, крестцовых и копчиковых нервов. Назовите, какие сплетения они образуют и какие области тела иннервируют.

6. Назовите двенадцать пар черепных нервов. Укажите отделы головного мозга, от которых они отходят.

7. Дайте характеристику I и II парам черепных нервов. Почему их не считают типичными черепными нервами?

8. Назовите чувствительные, двигательные и смешанные черепные нервы. Какие ядра они имеют? Что иннервируют?

ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА

1. Дайте определение вегетативной нервной системы. На какие отделы она подразделяется и какие функции выполняет?

2. Каков принцип работы вегетативной нервной системы? В чем отличие рефлекторной дуги, вегетативного рефлекса от соматического?

3. Назовите центральный и периферический отделы симпатической нервной системы и дайте их характеристику.

4. Назовите центральный и периферический отделы парасимпатической нервной системы и дайте их характеристику.

5. Каковы функциональные различия симпатической и парасимпатической нервной системы?

ОРГАНЫ ЧУВСТВ

1. Что такое органы чувств? Какой отдел анализатора они образуют и какова их функция?

2. Назовите оболочки глазного яблока. Дайте их структурную и функциональную характеристику.

3. Назовите структуры ядра глазного яблока. Дайте их характеристику.

4. Опишите микроскопическое строение зрительной части сетчатой оболочки.

5. Какие нервные клетки входят в состав сетчатой оболочки? Аксонами каких клеток образован зрительный нерв?

6. Какие анатомические структуры образуют вспомогательный аппарат глаза? Каковы функции каждой из этих структур?

7. Охарактеризуйте пути проведения нервных импульсов, возникающих в сетчатке под действием светового раздражения.

8. Где находится корковый центр зрительного анализатора?

9. Какие части принято выделять в органе слуха и равновесия? Опишите их строение.

10. Где располагается среднее и внутреннее ухо?

11. Каково строение костного и перепончатого лабиринтов внутреннего уха?

12. Где расположены слуховые сенсорно-эпителиальные (волосковые) клетки?

13. Где располагаются рецепторные клетки, воспринимающие положение головы?

14. Опишите проводниковый отдел и корковые центры слухового анализатора.

15. В каких отделах полости носа находится обонятельная область? К каким отделам мозга направляются нервные импульсы от органа обоняния?

16. Где располагаются вкусовые почки, в какие отделы мозга от них направляются нервные импульсы?

17. Перечислите слои кожи, дайте им характеристику.

18. Какие придатки кожи вы знаете?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» по разделу «Анатомия и физиология человека»

Тесты по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» по разделу «Анатомия и физиология человека» включают в себя тесты по следующим темам: "Пищеварительная система", "Система органов дыхани...

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ОП.02. Анатомия и физиология человека ОП.03. Анатомия и физиология человека Специальность 34.02.01 «Сестринское дело» 31.02.01. «Лечебное дело»

ПАСПОРТФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВпо учебной дисциплинеАнатомия и физиология человекаСпециальность 34.02.01 «Сестринское дело»...

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА для текущего контроля знаний, умений обучающихся ОП. 02.Анатомия и физиология человека ОП.03. Анатомия и физиология человека Специальность 34.02.01 «Сестринское дело» 31.02.01. «Лечебное дело»

Текущий контроль успеваемости представляет собой проверку усвоения учебного материала, регулярно осуществляемую на протяжении семестра. При этом акцент делается на установлении подробной, реальной кар...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по учебной дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека Тема «Анатомия и физиология сердца»

В представленной методической разработке учебного занятия показана равноправная роль обучающегося в образовательном процессе, значительная самостоятельность в процессе обучения, ответственность за рез...

Вопросы к зачетному занятию по дисциплине "Анатомия и физиология человека"

Вопросы к зачетному занятию по дисциплине "Анатомия и физиология человека" для обучающихся 1 курса сспециальность Сестринское дело, очно-заочная форма обучения, по темам: «Анатоми...