Методическая разработка теоретического занятия "Суппозитории как лекарственная форма. Основы"
методическая разработка

Сухова Людмила Павловна

Методическая разработка теоретического занятия "Суппозитории как лекарственная форма. Основы" предназначена для преподавателя МДК Технология изготовления лекарственных форм специальности 33.02.01 Фармация и содержит описание лекарственной формы,виды основ, способы выписывания суппозиториев в рецепте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 37._suppozitorii_kak_lf.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство здравоохранения  Амурской области

Государственное автономное учреждение Амурской области

профессиональная  образовательная организация

Амурский медицинский колледж

Методическая разработка

теоретического занятия для преподавателя

Тема:  «Суппозитории как лекарственная форма»

Междисциплинарный курс: «Технология изготовления лекарственных форм»

П.М. 02. « Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля»

Специальность: 33.02.01 «Фармация»

                                                                                                     Составлена: Суховой Л.П.,

                                                                                                     преподавателем технологии

                                                                                                     изготовления лекарственных

                                                                                                     форм

г. Благовещенск

 Тема:   Суппозитории как лекарственная форма.

Время занятия: 90 минут.

Вид занятия: теоретическое

Тип занятия: урок передачи и усвоения новых знаний

 Цель занятия:

- Сформировать у студентов знания о суппозиториях как о лекарственной форме

Задачи:

- Дать характеристику суппозиториев как лекарственной формы

- Развивать мышление, логику

- Воспитывать организованность, внимательность

Место проведения: кабинет технологии изготовления лекарственных форм

Дидактическое оснащение:

 - методическая разработка теоретического занятия для преподавателя

- презентация

Студенты должны знать:

- правила прописывания суппозиториев в рецептах

- классификацию суппозиториев

- достоинства и недостатки лекарственной формы

- правила оформления и отпуска суппозиториев из аптеки

Студенты должны уметь:

- классифицировать суппозитории

- определять способ выписывания суппозиториев в рецепте

- В результате обучения студент должен овладеть общими компетенциями:

- ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии

- ОК.2. Организовывать собственную деятельность

- ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

- ОК.6.Уметь работать в коллективе

 Студент должен овладеть профессиональными компетенциями:

- ПК.2.1. Изготавливать лекарственные формы по рецептам

- ПК.2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств

- ПК.2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности

- ПК.2.5. Оформлять документы первичного учета

Внутрипредметные связи:

- дозирование по массе

- способы прописывания  порошков в рецептах

- упаковка и оформление лекарственных форм

Межпредметные связи:

- латинский язык ( чтение и перевод рецептов)

- фармакология (правила выписывания рецептов)

- контроль качества лекарственных средств (свойства лекарственных веществ)

Литература:

  1. Погорелов В.И. Фармацевтическая технология. Феникс. 2015г.
  2. Краснюк И.И., Михайлова Г.В. Фармацевтическая технология. М. 2016г.

Структура занятия

 1. Организационный момент  -                                      3 мин.

 2. Изучение нового материала с элементами повторения-  80мин                                    

.3. Закрепление изученного материала –                        5мин.

 4. Задание на дом -                                                          2 мин.

Содержание занятия

I . Организационный момент. Преподаватель отмечает отсутствующих, опоздавших студентов, готовность аудитории к занятию. Сообщает тему и  план занятия:

1. Суппозитории – определение, характеристика

2. Классификация суппозиториев

3. Требования к суппозиториям и их основам

4. Общая технология изготовления

5. Способы прописывания в рецептах

III. Изучение нового материала. Преподаватель  излагает новый материал в сочетании с актуализацией базовых знаний  по предыдущим изученным темам (приложение 1)

IV. Закрепление изученного материала: : С целью актуализации опорных моментов темы, выяснения усвоения нового материала преподаватель проводит фронтальный опрос (приложение № 2)

V. Задание на дом:

Преподаватель обращает внимание студентов на основные вопросы, необходимые для повторения к следующему занятию (приложение № 3)

                                                                                                                  Приложение № 1

Содержание нового материала:

Суппозитории – фармакопейная, дозированная лекарственная форма, твердая при комнатной температуре и расплавляющаяся при температуре тела.

Применяют суппозитории для введения в полости тела.

Достоинства суппозиториев:

  1. быстро всасываются
  2. не претерпевают изменений со стороны желудочного сока, печени
  3. не действуют раздражающе на слизистую желудка
  4. ректальные суппозитории можно вводить для оказания скорой помощи

Недостатки суппозиториев:

  1. длительность изготовления
  2. требуется специальная аппаратура
  3.  при неправильном хранении быстро портятся

В зависимости от строения и особенностей полостей тела суппозиториям придают соответствующие геометрические очертания и размеры.

Классификация суппозиториев:

  1. Ректальные (свечи) - Suppositoria rectalia
  2. Вагинальные - Suppositoria vaginalia
  3. Палочки – Bacilli

 Ректальные суппозитории – масса 1,1-4,0; длина 2,5-4см.; max. d=1,5см. Если в рецепте масса суппозитория не обозначена, то она должна составлять 3,0.

   Формы:  сигара, торпеда, цилиндр с заостренным концом.

Вагинальные суппозитории – масса 1,5-6,0. Если в рецепте масса не указана, то средняя масса составляет – 4,0.

 Формы:  

- шарик (globula)

- яйцевидная (ovula)

- пессарии (pessaria) - плоское тело с закругленным концом

Палочки – имеют форму цилиндра с заостренным концом. Размер их должен быть указан в рецепте, т.к. они вводятся в свищи. Диаметр - до 5 мм; длина- до12 см; масса 0,5 - 1,0. 

                                                  Применение суппозиториев:

                                              /                                            \

                                      Местное                                 Резорбтивное

Суппозитории местного (локального) действия применяются в основном с целью местного воздействия на воспалительный процесс: вяжущее, анестезирующее, антибактериальное, прижигающее действие, а также в качестве противозачаточных средств. Суппозитории резорбтивного действия рассчитаны на быстрое всасывание в кровь. Как известно, в прямой кишке хорошо всасываются лекарственные вещества практически всех фармакологических групп. Причем, скорость всасывания не только не уступает, но во многих случаях даже превосходит таковую по сравнению с пероральным и парентеральным введением. Лекарственные вещества всасываются через слизистую оболочку прямой кишки, попадают в геммороидальные вены, далее в нижнюю полую вену, а затем в общий ток крови большого круга кровообращения, минуя защитный барьер печени. В связи с этим, необходимо соблюдать дозировки веществ сп.А и сп.Б, т.е. осуществлять проверку доз в суппозиториях.

Как к любой лекарственной форме, ГФ предъявляет к суппозиториям определенные требования.

Требования к суппозиториям:

- определенная масса, форма

- твердость при комнатной температуре

- однородность, на продольном срезе без вкраплений, блесток

- время полной деформации 3-15мин

- колебания средней массы не более 5%

В суппозиториях отмечают основу и лекарственные вещества. Условно все основы можно разделить на 3 группы: липофильные, гидрофильные и дифильные.

Липофильные основы – жиры, жироподобные вещества и их сплавы с углеводородами:

- масло какао (Oleum Cacao)

- гидрогенизированные жиры

- основа жировая для суппозиториев

Классической основой является масло какао – растительный жир плотной консистенции, получаемый из семян шоколадного дерева и представляющий собой при комнатной температуре куски светло-желтого цвета с запахом какао и приятным вкусом. Отметьте, что если в рецепте основа не указана, используют масло какао. Это объясняется тем, что оно наиболее индифферентное, хорошо смешивается с лекарственными веществами, дает пластичные суппозиторные массы. Кроме того, при нагревании масло какао сразу образует жидкость, минуя стадию размягчения.

Недостатками масло какао являются:

- полиморфизм, проявляющийся после его расплавления; при этом температура плавления снижается до 23-24 С, а температура застывания - до 17-18 0С, что вызывает трудности при формировании суппозиториев;

- плохо эмульгирует водные растворы;

- склонно к прогорканию, при этом белеет.

Твердый жир типа А содержит твердого жира кондитерского 100 %. Рекомендуется для изготовления суппозиториев, содержащих липофильные лекарственные вещества (масла, масляные растворы), а также порошкообразные лекарственные вещества (до 15 %).

Твердый жир типа В содержит 95 – 99 % твердого жира кондитерского с добавлением 1-5 % моноглицеридов кислоты стеариновой (твердых эмульгаторов). Рекомендуется для изготовления суппозиториев, содержащих водо- и жиронерастворимые порошкообразные лекарственные вещества, а также экстракты жидкие.

 Гидрофильные основы:

- желатино-глицериновые

- мыльно-глицериновые

- полиэтиленоксидные

Желатиноглицериновая основа: 1 часть желатина, 2 части воды, 5 частей глицерина 

Данную основу применяют главным образом для выливания вагинальных суппозиториев. Она совместима с алкалоидами, борной кислотой, солями цинка.

Недостаток - слабая механическая прочность и недостаточная микробиологическая стабильность.

Мыльно-глицериновая основа: глицерина - 60,0 г; натрия карбоната - 2,6 г и кислоты стеарино вой - 5,0 г. 2,6 г натрия карбона

Основа полиэтиленоксидная (ПЭО): чаще всего применяется ПЭО- 6000 – 60 %, ПЭО-4000 – 25 %, ПЭО-1500 – 25 %. Композиции полиэтиленоксидов различной молекулярной массы широко применяются в качестве суппозиторных основ. Преимущество данных основ: высокая механическая прочность, микробилогическая устойчивость, отсутствие полиморфизма, медленное плавление свечей - следовательно, длительное высвобождение лекарственных веществ.

Недостаток: высокое дегидратирующее действие и, как следствие, возможность прилипания к слизистой оболочке при введении в полости организма. Поэтому: суппозитории на основе ПЭО должны иметь обязательно предупредительную надпись на упаковке «Смочить перед введением».

Полиэтиленоксиды обладают свойствами спиртов, поэтому несовместимы с солями серебра, танином, аминопирином, кислотой ацетилсалициловой, бензокаином, сульфонамидами. Камфора, веронал натрия и салициловая кислота кристаллизуются из полиэтиленоксида. Полиэтиленоксид реагирует с пластмассами, поэтому готовые свечи хранят только в стеклянных или картонных контейнерах.

 Дифильные основы – сплав гидрофильных и липофильных осноы с эмульгаторами:

- ланолевая основа

- витепсол

- лазупол

Ко всем основам предъявляют определенные требования:

- должна быть твердой и пластичной при комнатной температуре

- способствовать резорбции лекарственных веществ

- быть химически и физиологически индифферентной

- легко высвобождать лекарственные вещества

- устойчивость к свету, влаге, микроорганизмам

- отсутствие раздражающего действия

                                      Способы изготовления суппозиториев:

                  /                                               1                                                  \

Ручное выкатывание                    выливание                             прессование

Общая технология изготовления суппозиториев включает подготовку основы, введение лекарственных веществ, получение суппозиторной массы, дозирование, формирование суппозиториев, упаковка и оформление.

 Способы введения лекарственных веществ в основу:

  1. Вещества, растворимые в жирах, растирают с жирным маслом или частью основы
  2. Вещества, растворимые в воде, растворяют в минимальном количестве воды очищенной
  3. Вещества, не  растворимые ни в воде, ни в основе, вводят в виде мельшайшего порошка путем растирания в ступке в сухом виде.

В рецептах суппозитории могут быть выписаны распределительным и разделительным способами, причем, в разных вариантах, поэтому необходимо обращать внимание, каким способом выписаны суппозитории, какие из них именно (ректальные или вагинальные).

Способы выписывания суппозиториев:

1.      Rp: Acidi ascorbinici 0,1

             Acidi borici 0, 3

             Basis q.s. put fiat globula

             D.t.d. №  10

             S.  По 1 шарику на ночь

Выписаны вагинальные суппозитории распределительным способом. А теперь, давайте вспомним, что значит распределительный способ? Правильно, количество каждого вещества указано на одну дозу. Количество основы в данном случае не указано, значит, берем среднюю массу 1 вагинального суппозитория – 4,0. В качестве основы используем масло какао. На обратной стороне рецепта делаем расчеты.

    Обратная сторона ППК:

             Кислоты аскорбиновой: 0,1 х 10 = 1,0

             Кислоты борной:             0,3 х 10 = 3,0

             Общая масса 10 шариков: 4,0 х 10 = 40,0

             Масса основы: 40,0 – (1,0 + 3,0) = 36,0

  2.    Rp:   Acidi ascorbinici 0,1

          Acidi borici 0, 3

          Olei Cacao 2,0

          M.f. suppositoria

          D.t.d.  №  10

 S.  По 1 шарику на ночь

Выписаны вагинальные суппозитории распределительным способом, кличества веществ указаны в рецепте. Делаем расчеты.

    Расчеты:

               Кислоты аскорбиновой: 0,1 х 10 = 1,0

               Кислоты борной:              0,3 х 10 = 3,0

               Масла какао:                   2,0 х 10 = 20,0

               Общая масса:      1,0 + 3,0 + 20,0 = 24,0

               Масса 1 шарика:              24,0 : 10 = 2,4

     3.   Rp: Acidi ascorbinici  2, 0

         Acidi borici 3,0

         Olei Cacao q.s. ut fiat suppositoria  №  10

         S. По 1 свече в прямую кишку на ночь

Выписаны ректальные суппозитории разделительным способом. Вспоминаем, что он означает? Правильно, количества ингредиентов указаны на все дозы, т.е. на 10 в данном случае. Количество основы не указано, берем среднюю массу ректального суппозитория – 3,0. Делаем расчеты.

         Расчеты:

                Кислоты аскорбиновой – 2,0

                Кислоты борной –              3,0

                Общая масса 10 свечей: 3,0 х 10 = 30,0

                Масса основы:  30,0 – (2,0 + 3,0) = 25,0

Если в самой прописи рецепта не обозначено, какие именно необходимо готовить суппозитории, следует смотреть способ назначения.

IV. Закрепление изученного материала:                                                      Приложение № 2

  1. Что собой представляют суппозитории как лекарственная форма?
  2. Как классифицируют суппозитории по назначению?
  3. Как могут применяться суппозитории?
  4. Какими способами выписывают суппозитории в рецептах и что они обозначают?
  5. Почему в суппозиториях необходимо проверять дозы веществ сп.А и сп.Б?

V. Задание на дом: Повторить:                                                                       Приложение № 3

  1. Что представляют собой суппозитории как лекарственная форма, какими достоинствами и недостатками они обладают?
  2. Какова классификация суппозиториев по назначению и применению?
  3. Что собой представляют ректальные суппозитории?
  4. Что собой представляют вагинальные суппозитории?
  5. Какие требования к суппозиториям предъявляет ГФ?
  6. Какие основы используют для изготовления суппозиториев, и какие требования к ним предъявляют?
  7. В чем заключается общая технология изготовления суппозиториев, и как вводят лекарственные вещества в основу?
  8. Какими способами выписывают суппозитории в рецептах и что они обозначают?

Рекомендуемая литература:

  1. Погорелов В.И. Фармацевтическая технология. Феникс. 2015г.
  2. Краснюк И.И., Михайлова Г.В. Фармацевтическая технология. М. 2016 г.
  3. Лекционный материал
  4. Дополнительные источники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка теоретического занятия по ОП.02 Основы электротехники

Методическая разработка проведения теоретического занятия по теме: «Соединение фаз в трёхфазных системах  «звездой»» основана на познавательной активности, способности к системному анализу произв...

Методическая разработка лекции Тема «Жидкие лекарственные формы»

Методическая разработка содержит цели образовательные, воспитательные, развивающие, метод обучения ВДС и МДС, формируемые ПК и ОК. Структуру занятия, режим  времени с подробным пояснением к струк...

Методическая разработка теоретического занятия "Гомеопатические лекарственные формы"

Методическая разработка теоретического занятия "Гомеопатические лекарственные формы" предназначена для преподавателя МДК 02.01 Технология изготовления лекарственных форм специальности 33.02....

Методическая разработка теоретического занятия Мягкие лекарственные формы

Методическая разработка теоретического занятия Мягкие лекарственные формы...

Методическая разработка теоретического обобщающего занятия "Жидкие лекарственные формы"

Методическая разработка теоретического занятия «Жидкие лекарственные формы» по технологии изготовления лекарственных форм специальности «Фармация» составлена с целью обобщения ...

Теоретическое занятие Технология лекарственных форм. Термины. Классификация лекарственных форм

Разработка теоретического занятия "Технология лекарственных форм. Термины. Классификация лекарственных форм"  специальности 33.02.01 Фармация...

Методическая разработка по Технологии изготовления лекарственных форм.

Методическа яразработка к практическому занятию по фармацевттической технологии...