Методическая разработка занятия "Альтруизм: помощь другим"
методическая разработка

Ложкина Наталья Васильевна

Разработка семнинара с использованием игровой технологии для студентов медицинского колледжа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Миасский медицинский колледж»

Методическая разработка

по дисциплине «Психология»

 Тема: «Альтруизм: помощь другим»

(семинар с использованием игровой технологии)

Для специальностей: 31.02.01 Лечебное дело, 34.02.01 Сестринское дело,

 06.02.05 Стоматология профилактическая,

31.02.05 Стоматология ортопедическая

Миасс-2019

Рассмотрено на заседании ЦМК ОП

Протокол № _____

от «_____» ______________20___ г.

Председатель ЦМК ОП

_______________Н.В. Ложкина

Составлена в соответствии с  Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности

Утверждено зам.директора по

учебно-воспитательной работе

_________________ Ю.Б. Плюснина

Авторы:

Н.В. Ложкина – преподаватель психологии ГБПОУ «Миасский медицинский колледж»

Рецензенты:

Н.А. Ширяева – преподаватель общепрофессиональных дисциплин ГБПОУ «Миасский медицинский колледж», методист ГБПОУ «Миасский медицинский колледж»

К.М, Гордиенко, преподаватель первой категории ГБПОУ «Миасский геологоразведочный колледж»

Пояснительная записка

В наше время все отчетливее возникает противоречие между альтруистическими и эгоистическими устремлениями людей. Профессиональная деятельность медицинского работника альтруистична по своей сути, поскольку направлена на помощь людям. Понимание сущности альтруистичного поведения, его мотивов и связи с психическим здоровьем человека важно для медицинского работника.

Тема «Альтруизм: помощь другим» входит в примерную программу, но не рассматривается в современных учебниках для медицинских специальностей. Поэтому при подготовке к семинару студентам приходится самостоятельно изучать дополнительный материал.

Данная тема рассматривается на всех специальностях, изучающих психологию в медицинском колледже: «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Стоматология профилактическая», «Стоматология ортопедическая».

Для того чтобы активизировать познавательную деятельность студентов на занятии используется дидактическая игра, а также  в течение всего занятия используется мультимедийная презентация.

Перед семинаром студенты получают вопросы для подготовки (Приложение 1).

Для более полного восприятия информации в течение занятия используется мультимедийная презентация.

Во вступлении к игре объясняются цели, содержание и правила ведения игры. Для введения в игру используется соотнесение психологических понятий со сказками.

Для разделения на команды используются карточки с характеристиками личности, что актуализирует понятие о социально-психологических свойствах личности (Приложение 2).

Применение игровой технологии создает соревновательный момент, поэтому обсуждение и воспроизведение материала идет в достаточно высоком темпе. Однако к концу соревнования студенты должны понять (как показала практика, не во всех группах понимание приходит сразу), что выдаваемые им кусочки от одного общего пазла, и для достижения цели соревнующимся группам придется объединиться.

При  подведении итогов занятия учитывается активность студентов на занятии, уровень овладения материалом и использование имеющихся знаний в игре.


Характеристика занятия

Тема занятия: Альтруизм: помощь другим.

Цели:

Образовательная: закрепить и проконтролировать усвоение понятий о групповых процессах, агрессии и альтруизме.

Развивающая: развивать навыки общения и взаимодействия в группе.

Воспитательная: воспитывать ответственность за работу членов команды.

Форма занятия: Семинар с использованием игровой технологии.

Место проведения: кабинет психологии.

Время проведения: 1 пара по расписанию занятий (90 минут).

Методы: активный, частично-поисковый.

Методические приемы: дидактическая игра, решение проблемной ситуации.

Межпредметные связи: «Биомедицинская этика»: «Этико-деонтологические основы профессиональной деятельности медицинского работника».

Внутрипредметные связи: Актуализируются понятия из предыдущих лекций: «Личность и общество. Социальные отношения», «Агрессия: причинение вреда другим».

Требования к подготовке студентов:

знать:

- понятия о закономерностях социализации, взаимодействии личности и группы, установках, агрессии и альтруизме;

- основные причины и факторы проявления альтруизма;

уметь:

- использовать социально-психологические характеристики при описании личности;

-  организовать оказание помощи;

Формируемые компетенции:

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

Оснащение: компьютер с мультимедийной установкой или телевизор с подключением USB, презентация, карточки для разделения на группы, пазл «Репка».

Этапы планирования занятия

(ориентировочная основа действия)

Этап учебного занятия

Действия преподавателя

Действия студентов

Методическое обеспечение

Время

1. Организационный момент

Приветствует студентов

Приветствуют преподавателя

2 мин.

Формулирует тему занятия, ставит цель

занятия

Осмысливают поставленные преподавателем учебные цели.

Презентация

 Слайды 1

2. Вступление

Создает мотивацию путем постановки проблемной задачи.

Организует формулировку решения проблемной задачи.

Решают проблемную задачу.

Формулируют ответ.

Презентация

Слайды 2-3

8 мин

3.1. Разделение на группы

Организует игровую ситуацию.

Включаются в игру. Делятся на группы.

Карточки и таблички.

Презентация

Слайд 4

5 мин

3.2. Дидактическая игра – семинар

Задает вопросы викторины. Следит за выполнением правил игры. Отмечает правильные ответы.

Отвечают на вопросы.

Вопросы. Кусочки пазла.

Презентация

Слайды 5-74  

55 мин

3.3. Завершение  игры

Дает задание.

Задает вопросы.

Стимулирует студентов к формулировке вывода.

Выполняют задание.

Отвечают на вопросы.

Делают вывод.

Пазл.

Презентация Слайды 75-77

10 мин

4. Подведение итогов

Задает вопросы.

Предлагает задать вопросы.

Отвечает на вопросы.

Оценивает работу на семинаре.

Отвечают на вопросы.

Задают вопросы.

Воспринимают информацию.

Презентация

Слайд 78

8 мин

5. Домашнее задание

Дает домашнее задание

Записывают задание на дом

Презентация

Слайд 79

2 мин


Ход занятия

1. Организационный момент.

Проверка готовности, посещаемости, организация внимания.

2. Вступление.

Социальная психология – молодая наука. Но о некоторых социально-психологических явлениях люди знают с древних времен, некоторые из них мы можем раскрывать даже на примере сказок. Назовите сказки, которые можно использовать в качестве иллюстрации некоторых социально-психологических явлений.

(«Колобок» - стереотипное общение у Колобка, открытая агрессия у зверей, скрытая агрессия у Лисы, «Три медведя» - несформированные социальные нормы у девочки, «Теремок» - теснота как фактор агрессии и появления конфликтов и т.п.)

При каждом ответе нужно попросить студентов прокомментировать, какие изученные процессы может иллюстрировать сказка. Если они затрудняются с ответами, то пояснения дает преподаватель.

Мы будем играть в «Репку». Задача каждой команды – показать насколько вы сильны в знании социальной психологии. Общая задача: создать полное представление об альтруизме как качестве личности и его проявлениях. Поскольку вас больше, чем персонажей в сказке, то вам необходимо разделиться на 6 команд.

3. Дидактическая игра «Репка».

3.1. Разделение на группы.

Перед вами карточки с характеристиками личности, выберите каждый по карточке, на которой напечатана характеристика, которая вам больше нравится. А теперь переверните карточку, вы увидите название команды, в которой будете участвовать в игре. Присаживайтесь за стол вашей команды (Столы обозначены табличками).

Я буду задавать вопросы каждой команде по очереди. Очередность определяется появлением персонажей в сказке: Начинает «Дед», «Бабка» за «Дедом», «Внучка» за «Бабкой», «Жучка» за «Внучкой», «Кошка» за «Жучкой», «Мышка» за «Кошкой». После «Мышки» снова наступает очередь «Деда». Если команда ответила правильно, то за ней на следующий вопрос отвечает следующая за ней. Если команда ответила неправильно, то право ответа на вопрос переходит к следующей команде. За каждый правильный ответ я даю кусочек пазла.

3.2. Викторина.

  1. Дайте определение социализации. (Социализация - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе).
  2. На каком этапе социализации находится внучка? (Первичная социализация - некритичное восприятие социальных норм).
  3. Дайте определение малой группы. (Немногочисленная по составу социальная группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении).
  4. Можно ли персонажей сказки «Репка» назвать малой группой? (Да, они знакомы друг с другом, регулярно взаимодействуют и имеют общую цель).
  5. Кто является лидером малой группы, вытягивающей репку? По каким признакам вы это определили? (Дед, член группы, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей).
  6. Какое социально-психологическое явление может возникнуть при вытягивании репки группой? (Социальная леность - явление, когда люди прилагают меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои усилия ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности).
  7. Что такое установки? (Установки – убеждения и чувства, возникающие в связи с каким-нибудь человеком или событием и, как следствие, готовность вести себя определенным образом).
  8. Какие установки формирует сказка «Репка» у детей? (Нужно помогать старшим. Вместе можно сделать больше, чем одному. Даже маленький вклад в общую работу может быть важным).
  9. Что такое предрассудки? (Предрассудки - негативное предвзятое мнении о какой-либо группе и об её отдельных представителях).
  10. Какие виды предрассудков могут возникнуть в отношении персонажей сказки «Репка»? (Гендерные, возрастные)
  11. Дайте определение агрессии. (Агрессия – индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы).
  12. Можно ли говорить о применении агрессии в отношении репки? Какие признаки агрессии наблюдаются? (Взаимодействие, инициатива и направленность действий, применение силы).
  13. Какие виды агрессии применяются в отношении репки? (прямая, активная, физическая, инструментальная).
  14. Все персонажи сказки, пришли на помощь деду добровольно, несмотря на возможный риск или жертвы, с которыми эта помощь связана. Как называется такое поведение? (Альтруизм).
  15. Какие виды альтруизма можно выделить в зависимости от мотивации поведения? (взаимный, демонстративный, сочувственный, нравственный).
  16. Приведите пример взаимного альтруизма. (Взаимный альтруизм – альтруизм, при котором есть сознательный или подсознательный расчет, что люди, которым ты помогаешь, смогут в дальнейшем оказать помощь и тебе).
  17. Приведите пример демонстративного альтруизма. (Демонстративный альтруизм выражается в автоматическом, на уровне подсознания, выполнении общепринятых норм поведения).
  18. Приведите пример сочувственного альтруизма. (Людям свойственно испытывать эмпатию, представлять себя на месте другого человека, сопереживая ему. В такой ситуации оказание кому-либо поддержки из альтруизма потенциально проецируется на себя).
  19. Приведите пример нравственного альтруизма. (Нравственный альтруизм - реализация своих духовных потребностей для достижения состояния внутреннего комфорта).
  20. Назовите основные теории альтруизма. (Эволюционная, социального обмена, социальных норм).
  21. Что является основной идеей эволюционной теории альтруизма? (Под причиной альтруизма понимается так называемое биологическое программирование, альтруизм направлен на сохранение рода).
  22. Как объясняет проявление альтруизма теория социального обмена? (Человеческое взаимодействие направляется «социальной экономикой»: мы обмениваемся не только материальными благами и деньгами, но и социальными «товарами» - любовью, услугами, информацией, статусом).
  23.  Что является причиной альтруистического поведения с точки зрения теории социальных норм? (Альтруистическое поведение воспитывается, в процессе социализации человек усваивает социальные нормы, которым следует в течение жизни).
  24.  Сформулируйте норму взаимности. (Поступай по отношению к другому так, как хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе. «Возлюби ближнего своего как самого себя»).
  25.  Сформулируйте норму социальной ответственности. (Надо помогать тем, кто слабее тебя).
  26.  Назовите группы факторов альтруистического поведения. (социальные, психологические, ситуативные).
  27. Существуют ли гендерные различия в проявлении альтруизма? Если существуют, то - какие? (Существуют: мужчины более склонны к спонтанным одномоментным помогающим поступкам, женщины чаще оказывают длительную помощь).
  28.  Каким образом профессиональное образование влияет на оказание помощи? (Нет прямой связи между уровнем образования и частотой оказания помощи. Большее влияние оказывает характер профессионального образования. Люди помогающих профессий имеют специальные навыки, позволяющие оказывать помощь квалифицировано).
  29.  Есть ли связь между религиозностью и альтруизмом? Если есть, то какая? (Люди, которые считают себя религиозными, чаще участвуют в благотворительности, чем те, кто чужд религии).
  30.  Как связаны эмпатия и альтруизм? (Эмпатичные личности более способны к оказанию помощи).
  31.  Как связаны чувство вины и альтруизм? (Чувство вины усиливает оказание помощи).
  32.  Как настроение влияет на оказание помощи? (Для взрослых плохое настроение – это усиливающий фактор, так как у них альтруизм вызывает чувство удовлетворенности собой, внутреннего самовознаграждения. К исключениям нужно отнести сильные эмоции. Дети чаще помогают в хорошем настроении).
  33.  Как наличие свидетелей сложной ситуации влияет на оказание помощи? (В ситуациях малого количества очевидцев или малонаселенности помощь оказывается чаще («эффект свидетеля»). Наличие значимых свидетелей (детей, партнера) усиливает оказание помощи).
  34.  С какого возраста мы можем увидеть признаки альтруистического поведения? (с 2-3 лет).
  35. Можно ли применять характеристики уровней социализации альтруизма к помогающему поведению взрослых? (Да. Так уровень прагматической готовности связан с оказанием помощи по требованию начальства, приказу командира, как выполнение профессиональных обязанностей; уровень формально-ролевой помощи – с оказанием помощи, потому что так делают другие, потому что это престижно; уровень действенной готовности – с эмпатией, сочувствием человеку, нуждающемуся в помощи).

3.3. Завершение игры.

А теперь из имеющихся кусочков соберите картинку. За какое время вам удастся ее собрать?

Студенты собирают пазл.

Когда Вы поняли, что нужно собирать всем вместе, а не каждой команде по отдельности?

Кто, по вашему мнению, был лидером при выполнению этого задания?

Что помогало и что мешало, при сборе пазла?

Какой уровень социализации альтруизма наблюдается в вашей группе?

От чего зависит эффективность работы в группе?

Выслушиваем различные точки зрения, если студенты сами не сформулировали вывод, то его озвучивает преподаватель:

Эффективность работы группы зависит от наличия общей цели, принимаемой членами группы и распределения ролей в группе. Наличие людей, которые готовы жертвовать своими интересами для достижения целей группы приводят к повышению эффективности группы.

  1. Подведение итогов

Что для вас сегодня было самым необычным?

Что вы узнали для себя нового?

Что вы возьмете себе на заметку?

Какие вопросы у Вас возникли?

Оценивается работа каждого участника семинара.

  1. Домашнее задание

Запишите домашнее задание: составить словарь основных понятий: «альтруизм», «эволюционная теория», «теория социального обмена», «теория социальных норм», «эффект свидетеля».

Литература

  1.  Альтруизм. Открытая лекция [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/2491246
  2. Андреев П. В. Формирование основ помогающего поведения у детей дошкольного возраста // Помогающее поведение: ценности, смыслы, модели. Коллективная монография / Ответ. ред., введ. М.Р. Арпентьева // Серия «Актуальные проблемы практической психологии: кризис, развитие, поддержка», вып. 1. – Калуга: Эйдос, 2016. – С. 187-203.
  3. Ильин Е. П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия. – СПб.: Питер, 2015
  4. Майерс Д. Социальная психология. – СПб: Питер, 2017.
  5. Наратова-Бочавер Н. К. Дифференциальная психология. – М.: Флинта, 2017
  6. Потемкина О. Ф. Способы составления психологического портрета и автопортрета. – М.: Изд-во Рос.акад.наук, 2015
  7. Ридли Мэтт. Происхождение альтруизма и добродетели. От инстинктов к сотрудничеству. - М.: Эксмо, 2014.
  8. Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин и др. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2014
  9. Чалдини Р. Психология влияния. – Спб.: Питер, 2014
  10. Эфроимсон, В. П. Педагогическая генетика, Родословная альтруизма. – М.: Наука, 2015.


Приложения

Приложение 1

Вопросы для подготовки к семинару по дисциплине «Психология»

на тему «Альтруизм: помощь другим»

  1. Понятие о социализации.
  2. Понятие о малой группе.
  3. Взаимодействие личности и группы.
  4. Социальные отношения
  5. Агрессия: причинение вреда другим.
  6. Понятие об альтруизме.
  7. Виды альтруизма.
  8. Теории альтруизма.
  9. Факторы оказания помощи.
  10. Социализация альтруизма.

Рекомендуемая литература для подготовки студентов к семинару:

  1. Альтруизм. Открытая лекция [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/2491246
  2. Ильин Е. П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия. – СПб.: Питер, 2015
  3. Майерс Д. Социальная психология. – СПб: Питер, 2017
  4. Полянцева О.И. Психология: учебник. Серия «Медицина для вас».- Ро-стов н/Д: Феникс, 2017
  5. Чалдини Р. Психология влияния. – Спб.: Питер, 2014

Приложение 2

Карточки для разделения на группы (лицевая)

основательность

работоспособность

лидерство

верность

напористость

дисциплинированность

доброта

индивидуализм

заботливость

привлекательность

сострадание

энергичность

беззаботность

скромность

доверчивость

надежность

обаяние

отзывчивость

Карточки для разделения на группы (оборотная)

Жучка

дед

Жучка

дед

Жучка

дед

кошка

бабка

кошка

бабка

кошка

бабка

мышка

внучка

мышка

внучка

мышка

внучка

Таблички с названиями команд

Дед

Жучка

Бабка

Кошка

Внучка

Мышка


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Альтруизм: помощь другим» Семинар с использованием игровой технологии

Слайд 2

Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок. А. С. Пушкин

Слайд 5

1. Дайте определение социализации.

Слайд 6

Социализация - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Слайд 7

2. На каком этапе социализации находится внучка?

Слайд 8

Внучка находится на этапе первичной социализации (некритическое восприятие социальных норм).

Слайд 9

3. Дайте определение малой группы.

Слайд 10

Малая группа - немногочисленная по составу социальная группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении.

Слайд 11

4. Можно ли персонажей сказки «Репка» назвать малой группой?

Слайд 12

Да, они знакомы друг с другом, регулярно взаимодействуют и имеют общую цель.

Слайд 13

5. Кто является лидером малой группы, вытягивающей репку? По каким признакам вы это определили?

Слайд 14

Дед, член группы, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей.

Слайд 15

6. Какое социально-психологическое явление может возникнуть при вытягивании репки группой?

Слайд 16

Социальная леность - явление, когда люди прилагают меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои усилия ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности.

Слайд 17

7. Что такое установки?

Слайд 18

Установки – убеждения и чувства, возникающие в связи с каким-нибудь человеком или событием и, как следствие, готовность вести себя определенным образом.

Слайд 19

8. Какие установки формирует сказка «Репка» у детей?

Слайд 20

Нужно помогать старшим. Вместе можно сделать больше, чем одному. Даже маленький вклад в общую работу может быть важным.

Слайд 21

9. Что такое предрассудки?

Слайд 22

Предрассудок - негативное предвзятое мнении о какой-либо группе и об её отдельных представителях.

Слайд 23

10. Какие виды предрассудков могут возникнуть в отношении персонажей сказки «Репка»?

Слайд 24

Виды предрассудков: гендерные , возрастные.

Слайд 25

11. Дайте определение агрессии.

Слайд 26

Агрессия – индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы.

Слайд 27

12. Можно ли говорить о применении агрессии в отношении репки? Какие признаки агрессии наблюдаются?

Слайд 28

Признаки агрессивного поведения: взаимодействие, инициатива и направленность действий, применение силы.

Слайд 29

13. Какие виды агрессии применяются в отношении репки?

Слайд 30

Виды агрессии: прямая, активная, физическая, инструментальная.

Слайд 31

14. Все персонажи сказки, пришли на помощь деду добровольно, несмотря на возможный риск или жертвы, с которыми эта помощь связана. Как называется такое поведение?

Слайд 32

Альтруизм

Слайд 33

15. Какие виды альтруизма можно выделить в зависимости от мотивации поведения?

Слайд 34

Виды альтруизма: взаимный, демонстративный, сочувственный, нравственный.

Слайд 35

16. Приведите пример взаимного альтруизма.

Слайд 36

Взаимный альтруизм - альтруизм при котором есть сознательный или подсознательный расчет, что люди, которым ты помогаешь, смогут в дальнейшем оказать помощь и тебе.

Слайд 37

17. Приведите пример демонстративного альтруизма.

Слайд 38

Демонстративный альтруизм выражается в автоматическом, на уровне подсознания, выполнении общепринятых норм поведения. Содействие, оказываемое из такого рода побуждений, можно охарактеризовать выражением «так положено».

Слайд 39

18. Приведите пример сочувственного альтруизма.

Слайд 40

Людям свойственно испытывать эмпатию , представлять себя на месте другого человека, сопереживая ему. В такой ситуации оказание кому-либо поддержки из альтруизма потенциально проецируется на себя.

Слайд 41

19. Приведите пример нравственного альтруизма.

Слайд 42

Нравственный альтруизм - реализация своих духовных потребностей для достижения состояния внутреннего комфорта.

Слайд 43

20. Назовите основные теории альтруизма.

Слайд 44

Теории альтруизма: эволюционная, социального обмена, социальных норм.

Слайд 45

21. Что является основной идеей эволюционной теории альтруизма?

Слайд 46

В эволюционной теории альтруизма под причиной альтруизма понимается так называемое биологическое программирование, альтруизм направлен на сохранение рода.

Слайд 47

22. Как объясняет проявление альтруизма теория социального обмена?

Слайд 48

Человеческое взаимодействие направляется "социальной экономикой": мы обмениваемся не только материальными благами и деньгами, но и социальными "товарами" - любовью, услугами, информацией, статусом.

Слайд 49

23. Что является причиной альтруистического поведения с точки зрения теории социальных норм?

Слайд 50

Альтруистическое поведение воспитывается, в процессе социализации человек усваивает социальные нормы, которым следует в течение жизни.

Слайд 51

24. Сформулируйте норму взаимности.

Слайд 52

Поступай по отношению к другому так, как хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе. «Возлюби ближнего своего как самого себя»

Слайд 53

25. Сформулируйте норму социальной ответственности.

Слайд 54

Надо помогать тем, кто слабее тебя

Слайд 55

26. Назовите группы факторов альтруистического поведения.

Слайд 56

социальные, психологические, ситуативные.

Слайд 57

27. Существуют ли гендерные различия в проявлении альтруизма? Если существуют, то какие?

Слайд 58

Существуют: мужчины более склонны к спонтанным одномоментным помогающим поступкам, женщины чаще оказывают длительную помощь.

Слайд 59

28. Каким образом профессиональное образование влияет на оказание помощи?

Слайд 60

Нет прямой связи между уровнем образования и частотой оказания помощи. Большее влияние оказывает характер профессионального образования. Люди помогающих профессий имеют специальные навыки, позволяющие оказывать помощь квалифицировано

Слайд 61

29. Есть ли связь между религиозностью и альтруизмом? Если есть, то какая?

Слайд 62

Люди, которые считают себя религиозными, чаще участвуют в благотворительности, чем те, кто чужд религии.

Слайд 63

30. Как связаны эмпатия и альтруизм?

Слайд 64

Эмпатичные личности более способны к оказанию помощи.

Слайд 65

31. Как связаны чувство вины и альтруизм?

Слайд 66

Чувство вины усиливает оказание помощи

Слайд 67

32. Как настроение влияет на оказание помощи?

Слайд 68

Для взрослых плохое настроение – это усиливающий фактор, так как у них альтруизм вызывает чувство удовлетворенности собой, внутреннего самовознаграждения . К исключениям нужно отнести сильные эмоции. Дети чаще помогают в хорошем настроении.

Слайд 69

33. Как наличие свидетелей сложной ситуации влияет на оказание помощи?

Слайд 70

В ситуациях малого количества очевидцев или малонаселенности помощь оказывается чаще («эффект свидетеля»). Наличие значимых свидетелей (родителей, детей, партнера) усиливает оказание помощи.

Слайд 71

34. С какого возраста мы можем увидеть признаки альтруистического поведения у детей?

Слайд 72

с 2-3 лет

Слайд 73

35. Можно ли применять характеристики уровней социализации альтруизма к помогающему поведению взрослых?

Слайд 74

Да. Так уровень прагматической готовности связан с оказанием помощи по требованию начальства, приказу командира, как выполнение профессиональных обязанностей; уровень формально-ролевой помощи – с оказанием помощи, потому что так делают другие, потому что это престижно; уровень действенной готовности – с эмпатией , сочувствием человеку, нуждающемуся в помощи.

Слайд 75

Соберите из имеющихся кусочков картинку!

Слайд 77

Эффективность работы группы зависит от наличия общей цели, принимаемой членами группы и распределения ролей в группе. Наличие людей, которые готовы жертвовать своими интересами для достижения целей группы приводят к повышению эффективности группы.

Слайд 78

Подведение итогов Что для вас сегодня было самым необычным? Что вы узнали для себя нового? Что вы возьмете себе на заметку? Какие вопросы у Вас возникли?

Слайд 79

Домашнее задание составить словарь основных понятий: «альтруизм», «эволюционная теория», « теория социального обмена», «теория социальных норм», «эффект свидетеля».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "В помощь куратору"

В разработку включены авторские тексты к колледжным мероприятиям на мотивы популярных песен....

Методическая разработка "Первая помощь"

Данное учебно-методическое пособие для преподавателей соответствует требованиям ФГОС СПО по специальностям 060501 Сестринское дело  (базовый уровень среднего профессионального образования) ...

Методическая разработка классного часа "Узнаем друг друга лучше"

Подборка различных конкурсных заданий направленных на сплочение коллектива....

Методическая разработка "В помощь молодому специалисту"

В помощь молодому специалисту.Методические рекомендации предназначены для преподавателей и мастеров производственного обучения, которые впервые пришли работать в образовательное учреждение. Данное пос...

Методическая разработка "Оказание помощи при тазовых предлежаниях"

Для студентов и преподавателей медицинских колледжей практическое занятие"Оказание помощи при тазовых предлежаниях" МДК.02.03. «Оказание акушерско-гинекологической помощи»...

Методическая разработка "Сестринская помощь при пиелонефритах"

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей профессиональных модулей, для самостоятельной работы обучающихся 3 курса на практических занятиях по ПМ.02 Участие в лечебно – диа...

Методическая разработка ""Сестринская помощь при гломерулонефритах

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей профессиональных модулей, для самостоятельной работы обучающихся 3 курса на практических занятиях по ПМ.02 Участие в лечебно – диа...