медицинская география
методическая разработка

Краснова Елена Николаевна

Рабочая программа элективного курса "медицинская география" для учащихся 9х классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл медицинская география33.66 КБ

Предварительный просмотр:

                                   

Рабочая программа

элективного курса  для 9 класса       МБОУ «Лицей №116 им. М.И. Махмутова»

Медицинская география.

34 часа (1час в неделю)

                                                Учителя географии

I квалификационной

категории    

                                                   Красновой Е.Н.

                                                          2017-2018 уч. г.

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «МЕДИЦИНСКАЯ ГЕОГРАФИЯ».

Пояснительная Записка.

Программа элективного курса «Медицинская география» предназначена для учащихся 9 класса. Данная программа является фактически введением в медицинскую географию и создана на основе программы курса «Медицинская география» для 11 класса школ медицинского профиля (авторы Т.В. Кучер и Т.К. Беляева). Данный элективный курс рекомендуется для учащихся, планирующих в будущем выбрать профессию врача, продолжить обучение в химико-биологическом профиле в 10 – 11 классах лицея.

Данный элективный курс формирует общее представление о медицинской географии как о науке, возникшей в глубокой древности на стыке медицины и географии; знакомит учащихся с методами медико-географических исследований, теоретическим и практическим вкладом этой науки в улучшение состояния здоровья человека; раскрывает одну из важнейших детерминант здоровья человека – условия жизни.

В содержании современных школьных программ по географии практически  не рассматриваются вопросы, связанные с географией здоровья и болезней человека. О существовании же медицинской географии учащиеся узнают из нескольких предложений в учебнике географии 5 класса. Это нередко создает у учащихся неправильное представление о географии как предмете необязательном, не связанном с их будущей профессией врача.

Цель программы – раскрытие отношения географии к проблемам здоровья человека, зависимости его состояния от качества окружающей среды, а также познакомить учащихся с медико-географическими исследованиями.

Медицинская география является интегрированной наукой, ее содержание включает медицинские, биологические, географические, исторические, химические, физические, социально-экономические и другие знания.

Содержание элективного курса предполагает разнообразные виды деятельности учащихся, использование различных источников информации, знакомит учащихся с медико-географическим картографированием, дает представление о комплексном медико-географическом изучении территории, медико-географическом описании, медицинской статистике.

Курс рассчитан на 34 учебных часов. Его изучение будет способствовать развитию профессиональной направленности личности учащихся, обобщению межпредметных (география, биология, химия и др.) знаний по проблеме «Здоровье и окружающая среда», выявлению причин некоторых заболеваний. Содержание элективного курса предполагает разнообразные виды деятельности учащихся со значительной долей самостоятельной работы, использования различных источников информации. В ходе и после изучения курса учащиеся могут выполнить индивидуальную (или группами) исследовательскую работу. По завершении курса могут быть приведены презентации и защита проектов учащихся.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Наименование тем курса

Кол-во
часов

В том числе

лекции

семинары,

практикумы

1

Введение

1

1

2

Представление о науке, возникшей в глубокой древности на стыке медицины и географии

4

2

2

3

Методы медико-географических исследований

1

1

4

Факторы окружающей человека среды и его здоровье

19

13

6

5

Болезни, вызываемые природными и социально-экономическими факторами

3

1

2

6

Лечебные и рекреационные ресурсы

4

1

3

7

Нозогеография (география болезней, характерных для своей местности)

1

1

8

Итоговое занятие

1

1

ИТОГО:

34

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение (1 час).

Лекция. Что такое медицинская география?        

Что изучает курс «География и медицина»? Предмет изучения курса. Связь с другими науками. Понятия: «среда обитания», «окружающая среда.

Тема 1. Представление о науке, возникшей в глубокой древности на стыке медицины и географии (4 часа).

Лекции 1,2. Этапы развития медицинской географии.

Развитие медико-географических представлений в Древнем Египте, Греции, Месопотамии. Развитие медико-географических представлений в Древнем Риме, Иране, Китае.

Развитие медико-географических представлений в Древней Индии, Тибете и в средние века в арабских странах. Развитие медико-географических представлений в эпоху Возрождения, в начальный период Новой истории и в XIX-XX вв.

Семинар 1. Становление медицинской географии в России.

Семинар 2. Медицинская география в ХХ веке.

Тема 2. Методы медико-географических исследований (1 час).

Лекция 1. «Ключи» медицинской географии: что это такое?

Тема 3. Факторы окружающей среды и здоровье человека  (19 часов)

Лекция 1. Понятие о природных и социально-экономических факторах в медицинской географии.

Лекция 2. Здоровье и болезнь. Понятие «здоровье». Здоровье индивидуума и здоровье нации. Статистические показатели здоровья. Факторы здоровья.

Лекция 3. География болезней. Нозоареал. Типы нозоареалов. Болезни локальные и эндемические. Болезни повсеместные.

Лекция 4. Географические  и геофизические факторы. Зона дефицита ультрафиолетовых лучшей, зона ультрафиолетовой радиаций, зона ультрафиолетового комфорта. Зона дефицита ультрафиолета. Зона ультрафиолетового комфорта. Зона избыточной ультрафиолетовой радиации. Инфракрасное излучение. Снежная слепота. Ультрафиолетовое голодание.

Лекция 5. Солнечная радиация и биосфера. Взаимодействие солнечной радиации и биосферы. Альбедо.

Лекция 6. Космическое излучение. Магнитное  поле. Околоземные пояса радиации. Открытие Гесса.

Лекция 7. Действие климата на организм человека. Понятие «климат», элементы климата. Типы климатов.

Лекция 8. Влияние ветра, атмосферного давления, влажности на организм человека. Влияние ветра на организм человека. Влияние атмосферного давления. Влажность воздуха. Метеотропные реакции.

Лекция 9. Геохимические факторы. Биогеохимические провинции. Геохимические факторы. Биогенная миграция атомов. Биогеохимические провинции. «Металлы жизни».

Лекция 10. Город и человек. Ландшафт как фактор здоровья. Общие экологические проблемы городов мира.  Воздействие окружающей среды на здоровье городского населения. Городская экосистема. Городской ландшафт.

Лекция 11. Основные источники экологических загрязнений недвижимости. Воздух в жилых и офисных помещениях.
Лекция 12. Человек и воздух. Погода и самочувствие человека. Экологическое состояние атмосферы, пути и виды ее загрязнения. Влияние загрязнения воздуха на здоровье человека. Суточные ритмы и биоритмы, погодные условия, самочувствие.

Лекция 13. Человек и вода. Свойства воды. Роль воды для человека. Загрязнения воды. Заболевания, вызываемые загрязнением воды. Минеральная вода. Человек и почвы. Почва как основной элемент биосферы и системы жизнеобеспечения Земли. Загрязнители почв. Сибирская язва. Столбняк.

Семинар1. Природные факторы. Адаптация и акклиматизация.

Адаптация. Понятие «адаптация». Адаптивные типы.  Адаптационный синдром, болезни адаптации, фазы адаптации. Болезни адаптации. Близорукость (миопия). Дальтонизм.

Семинар 2.Социально-экономические факторы.

Природные и социально – экономические факторы. Социально – экономические и природные факторы. Механизм акклиматизации.

Семинар 3. Влияние лунного свечения на жизнедеятельность организмов. Земной магнетизм. Лунные  ритмы. Магнитные бури.

Семинар 4. Влияние температуры на организм человека. Гипотермия. Обморожение. Ожоги. Перегревание организма. Солнечный удар.

Семинар 5. Акклиматизация. Общие понятия. Фазы (периоды) акклиматизации. Адаптация к суточным ритмам. Суточные ритмы. Гипоксия. Горная болезнь.

Семинар 6. Питание и здоровье человека. Рациональное питание.

Тема 4. Болезни, вызываемые природными и социально-экономическими факторами (3 часа).

Лекция 1. Природный очаг болезни и природная очаговость.

Семинар 1. Тропические болезни.

Семинар 2. Болезни, вызываемые ядовитыми животными и растениями. Миазы. Аллергические болезни.

Тема 5. Лечебные и рекреационные ресурсы (4 часа).

Лекция 1. Значение природной среды в укреплении здоровья. Ландшафтотерапия. География отдыха и туризма.

Семинар 1.Фитотерапия.

Практикум 1. Оценка территории России по степени благоприятности для туризма и отдыха. Оценка рекреационного потенциала Татарстана по степени благоприятности для отдыха и туризма. Классификация рекреационного потенциала Республики Татарстан по способу отдыха. Способы отдыха применительно к территории Республики Татарстан.  Условия, необходимые для развития рекреационной сферы.

Практикум 2. Рекреационные ресурсы Республики Татарстан. Создание проектов туристических маршрутов. Проект туристического маршрута по Республике Татарстан.

Тема 6. Нозогеография (география болезней своей местности)  (1 час).

Лекция 1. Определение эндемических болезней населения своей местности по географическим, историческим и медицинским источникам.

Итоговое занятие (1 час).

Медицинская география, гигиена, экология человека – какая между ними связь? Защита проектов.

ЛИТЕРАТУРА  

1. Кубышкина, Е.Н. Учебно-методический комплекс: Для студентов географ. фак. пед. вузов- К., 2008-26 с.

2.Кучер, Т. В., Беляева, Т. К. Программа курса «Медицинская география» (XI класс) (для школ медицинского профиля) // География в школе. – 1994. – № 2.

3. Кучер, Т. В., Колпащикова, И. Ф. Медицинская география: учебник для 10–11 кл. профил. шк. – М.: Просвещение: АО «Московский учебник», 1996 и позже.

4. Преображенский В.С., Райх Е.Л. География и экология человека// Изв. АН СССР. Сер. Геогр.- 1984.№ 5.

5. Райх Е.Л. Окружающая среда и здоровье. (Основы конструкционной географии).- М., 1986.

6. Статистика здоровья населения и здравоохранения (по материалам Республики Татарстан за 2001-2005 годы): Учебно-методическое  пособие/ Казанская медицинская академия, Республиканский медицинский информационно-аналитический центр Министерства здравоохранения республики Татарстан/  под ред. И. Г. Низамова/ К.Ш. Зыятдинова, А.А. Гильманов, В.Г. Шерпутовский и др.- Казань, 2006, -276 с

7. Ресурсы Интернета.

8. Учебники по биологии, географии, физике, химии.

9. Электронные и энциклопедические справочники.

Тема 1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О НАУКЕ, ВОЗНИКШЕЙ В ГЛУБОКОЙ ДРЕВНОСТИ НА СТЫКЕ МЕДИЦИНЫ И ГЕОГРАФИИ

В содержании первой лекции раскрываются основные этапы становления и формирования медицинской географии, прослеживается формирование медико-географических представлений в истории человечества. В лекции необходимо показать, что медицина различных древних цивилизаций в своей основе исходила из взаимосвязи природных и социальных факторов, влияющих на здоровье людей; показать влияние природных условий Древнего Египта, Месопотамии, Древнего Ирана, Древнего Китая, Древней Индии, Древнего Тибета на здоровье людей; рассказать о некоторых болезнях, симптомы которых были известны древним врачам (ключевые слова: проказа, экзема, слоновость, тифоидные болезни, трахома, эпизоотии, бери-бери, зоб, сибирская язва, холера); как природные ресурсы использовались в качестве лекарственных средств.

Вторая лекция продолжает знакомить учащихся с этапами развития медицинской географии: о развитии медицины в Древней Греции, о наследии Гиппократа; о первых медико-географических представлениях, сформулированных Страбоном; о лекарствоведении в Древнем Риме; о развитии медико-географических представлений в средние века, массовом распространении эпидемий (чума, дизентерия, тиф), о развитии арабской медицины, о роли окружающей среды в возникновении заболеваний и поддержании здоровья в трудах Ибн Сина (Авиценны); об эпохе Возрождения и начальном периоде новой истории, когда появились труды, которые рассматривали медицинскую географию как науку; о Т. Парацельсе, об «Атласе» Ламберта с картами распространения болезней в зависимости от климата и о начале картографического метода в медицинской географии.

На семинаре обсуждаются вопросы о становлении отечественной медицинской географии; о первой программе медико-географического описания местности в России и за рубежом, составленной П. З. Кондоиди; о военно-медицинской географии и нозогеографии; о вкладе в развитие медицинской географии Н. И. Пирогова, А. И. Воейкова, С. П. Боткина, М. Л. Мудрова, И. М. Сеченова.

В завершении темы может быть проведено семинарское занятие о развитии медицинской географии в ХХ веке. На занятии заслушиваются сообщения учащихся об основоположниках отечественной медицинской географии Д. К. Заболотном, Е. Н. Павловском, А. А. Шошине; о медико-географических исследованиях в 80-е годы; обсуждаются понятия «краевая патология», «медико-географическое прогнозирование».

Тема 2. МЕТОДЫ МЕДИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

В содержании учебной лекции учащиеся знакомятся с методами исследований, или «ключами» медицинской географии. На лекции объясняется междисциплинарный характер содержания медицинской географии и методов ее исследования. Любое медико-географическое исследование включает медико-географическое описание, медицинскую статистику, медико-географическое картографирование и комплексного медико-географического подхода. Необходимо познакомить учащихся с сутью этих методов, с какой целью они используются, с последовательностью их применения. Медико-географические карты и атласы ( медико-климатические; распространения микро- и макроэлементов, тяжелых металлов; ультрафиолетовой радиации Солнца; заболеваемости злокачественными новообразованиями и др.).

Тема 3. ФАКТОРЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ЧЕЛОВЕКА СРЕДЫ И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

В содержании лекций целесообразно актуализировать знания учащихся по географии, физике, химии, биологии из ранее изученных курсов. На лекции раскрываются понятия «природные факторы» и «социально-экономические факторы» в медицинской географии; раскрывается практическое значение медико-географической оценки в возможности осуществления медико-географического прогноза территорий; объясняются противоположность и взаимосвязь понятий «здоровье» и «болезнь», дается определение, записанное в Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ, 1949), а также рассматриваются факторы здоровья, на основе которых формируется здоровье отдельного индивидуума. Рекомендуется  также рассмотреть статистические показатели здоровья и что по ним определяют. На лекции учащихся знакомят с одним из важных направлений исследования в медицинской географии – нозогеографией, выявляющей общие закономерности географического распространения болезней. Нозогеография исследует главным образом различные заразные болезни (природноочаговые, трансмиссивные, гельминтозы), а также, например, флюороз, эндемический зоб, уровская болезнь и др. Необходимо показать закономерности, выявленные в распространении болезней (болезни локальные и повсеместные), назвать основные типы нозоареалов и привести примеры болезней каждого из названных типов.

Геофизические факторы. Солнечная и космическая радиация.

Влияние солнечного излучения на биологические системы. Виды энергии. Их влияние на живые организмы заболевания крови, тепловой удар, фотоаллергия, воспаление роговой оболочки глаза: деструкция важных процессов, подавление жизнедеятельности).

Реакции живых организмов на лунные ритмы.

Магнитное поле Земли, его значение для жизни на Земле. Влияние  магнитных бурь на живые организмы.

А. Л.Чижевский- основоположник гелиобиологии. Роль физики и решение проблем воздействия магнитных бурь на организм человека.

Метеорологические факторы. Температура и влажность воздуха, атмосферное давление, скорость ветра. Теплообмен организма с окружающей средой. Перегрев и охлаждение организма. Обморожение.

Механизмы влияния ветра на организм человека. Реакция организма на изменение атмосферного давления.

Воздействие на организм человека влажности воздуха и других метеофакторов. Метеотропные реакции.

Геохимические факторы. Обмен веществ организма с окружающей средой через биогеохимические связи.  Химические реакции, лежащие в основе функционирования организма. Роль микро- и макроэлементов в жизнедеятельности организма. «Металлы жизни».

Биогеохимическая теори академика В.И. Вернадского.

Поступление в организм человека химических элементов. Избыток и недостаток их в организме. Человека.

Биогеохимические провинции. География распространения химических элементов на Земле. Распространение болезней, связанных с биогеогхимическимой обстановкой территории: эндемический зоб, флюэроз, эндемическая подагра, уровская болезнь, уролитиаз, врожденный вывих бедра.

Искусственные биохимические провинции.

Действие химических канцерогенов.

Акклиматизация. Фазы акклиматизации. Примерке акклиматизации людей к различным климатическим условиям. Акклиматизация к экстремальным условиям. Реакция организма на новые факторы среды обитания.

Взаимосвязи в системах: «человек и городе», «человек и воздух», «человек и вода», «человек и почва».

На семинарах обсуждаются вопросы, связанные с социально-экономическими факторами, видами загрязнений в современном городе, а также с медико-географической оценкой промышленности, сельского хозяйства и транспорта. Рассматривается понятие «антропоэкологическое напряжение» – новое качественное состояние человеческой популяции, которое не укладывается ни в норму, ни в патологию. Возможно также рассмотрение наследственности и окружающей среды, географии долголетия.

Тема 4. БОЛЕЗНИ, ВЫЗЫВАЕМЫЕ ПРИРОДНЫМИ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ФАКТОРАМИ

На лекции учащиеся знакомятся с одной из проблем, которыми занимается медицинская география, – с вопросом о природно-очаговых заболеваниях. Вводится понятие «природный очаг», рассматриваются вопросы о его возникновении, о различиях по охвату территории. Раскрывается сущность учения о природной очаговости болезней, вклад Е.Н. Павловского в это учение. Учащиеся знакомятся с понятием «ареал распространения болезней», от чего зависят его границы; с примерами природноочаговых заболеваний, рассматриваются такие понятия, как «трансмиссивные болезни», «зоонозы», «токсины» и др.

На семинарах заслушиваются и обсуждаются сообщения учащихся о тропических болезнях (малярия, лейшманиозы, желтая лихорадка, холера и др.) – болезнях, выделенных в основном по географическому признаку; болезнях, вызываемых ядовитыми животными (кишечнополостными, членистоногими, змеями); миазы; о болезнях, вызываемых ядовитыми растениями; об аллергических болезнях и их зависимости от метеоклиматических условий территорий, об аллергических заболеваниях как серьезной социально-экономической и экологической проблеме в странах с высоким уровнем развития промышленности.

Аллергические заболевания. Аллергены. Аллергическая реакция. География аллергических заболеваний.

А. Д, Адо. Его вклад в развитие аллергологии.

Материальные и нематериальные потери общества в связи с ухудшением состояния окружающей среды.

Загрязнение окружающей среды. Загрязнители. Источники загрязнения. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье людей.

Тема 5. ЛЕЧЕБНЫЕ И РЕКРЕАЦИОННЫЕ ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

В лекции особое внимание уделяется значению природной среды в укреплении здоровья человека, раскрывается понятие «рекреационные ресурсы», рассматриваются четыре основных типа рекреационных зон: лечебный, оздоровительный, спортивный и познавательный; основные группы курортов: бальнеологические, грязевые и климатические. В содержании лекции целесообразно актуализировать знания учащихся по географии.

Семинар проводится по теме «Фитотерапия». Заслушиваются и обсуждаются сообщения учащихся о лекарственных растениях и их применении при лечении различных заболеваний. Опасность применение лечебных растений, произрастающих на загрязненных территориях.

На практическом занятии учащиеся рассматривают благоприятные для отдыха и туризма территории России, своей местности, оценивают степень их благоприятности.

Тема 6. НОЗОГЕОГРАФИЯ (ГЕОГРАФИЯ БОЛЕЗНЕЙ, ХАРАКТЕРНЫХ ДЛЯ СВОЕЙ МЕСТНОСТИ)

На лекции рассматриваются эндемические болезни населения своей местности по географическим, историческим и медицинским источникам, состояние здоровья населения по последним данным.

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

Итоги изучения элективного курса можно обсудить на семинарском занятии. Целесообразно обсудить, что же изучает медицинская география, её связь со многими смежными науками, например, с гигиеной, экологией; назвать основные экологические проблемы своей местности. Учащиеся получают результаты индивидуального рейтинга по итогам работы в течение изучения курса, рассматриваются отчеты по проектам, заслушиваются презентации, даются рекомендации к представлению индивидуальных работ на школьные научно-практические конференции. Целесообразно провести также обсуждение содержания данного элективного курса, выслушать предложения и пожелания учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа вариативного курса по географии в 11 классе «География, история, искусство: перекрестки и взаимодействия»

Рабочая программа вариативного курса по географии в 11 классе«География, история, искусство: перекрестки и взаимодействия» Предмет(ы):  География Информатика и ИКТ Искусство...

Тематическая презентация по географии "География промышленности мира"

25 октября 2017год.Тематическаяпрезентация по географии "География промышленности мира" -1 курс СПО....

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии "Занимательная география"

Программа внеурочной деятельности «Занимательная география» предназначена для обучающихся шестых классов и реализуется по интеллектуальному направлению в соответствии с требованиями ФГОС О...

«Воспитательный потенциал школьной географии в условиях реализации обновлённого ФГОС» выступление на секции учителей географии 2022 г

Важное место в жизни каждого ребенка занимает школа, которая как сложный социальный механизм отражает характер, проблемы, противоречия общества, но благодаря своему воспитательному потенциалу она спос...

Тесты по географии 5 класс. Тема: "Зачем нам география и как мы будем ее изучать"

Тесты по географии 5 класс. Тема: "Зачем нам география и как мы будем ее изучать"...