Статья на тему "История развития фармакологии"
учебно-методический материал

Кобушкина Людмила Викторовна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.lektsiya_1._farmakologiya.docx12.9 КБ

Предварительный просмотр:

ОУД «Фармакология»

Теоретическое занятие №1

Тема: «Введение, история развития фармакологии»

Цель: Определить роль и изучить основные понятия фармакологии.

План лекции:

1.Предмет и задачи фармакологии.

2.Источники получения лекарственных веществ.

3. Значение работ отечественных ученых в развитии фармакологии

(И.П. Павлов, С.П. Боткин). Основоположник отечественной фармакологии Н.П. Кравков.

4.Определение лекарственного вещества, средства, формы, препарата.

5.Фармакопея, ее значение, понятие о списках лекарственных средств А и Б.

   Фармакология – наука о действии на организм лекарственных веществ.

Задачи фармакологии :

- Поиск новых лекарственных вещества

-Совершенствование уже известных лекарственных средства

- Получение синтетических аналогов веществ эндогенного происхождения, которые регулируют жизнедеятельность организма (гормонов, ферментов)

-Анализ и систематизация уже полученных результатов, освоение опыта народной медицины.

   Источники получения лекарственных веществ:

-растения

-ткани и органы животных

- минеральные соединениями

-микроорганизмы

-химический синтез

   Значение работ отечественных ученых в развитии фармакологии:

ОУД «Фармакология»

Отечественные врачи и ученые, внесшие наибольший вклад в развитие фармакологии:

- Н.И. Пирогов  –  изучал действие эфира и хлороформа.

- И.П. Павлов – исследовал лекарственные растения (горицвет, ландыш, строфант), заведовал кафедрой фармакологии Военно-медицинской академии с 1890 по 1895 г.

- Н.П. Кравков – вскоре после И.П. Павлова возглавил и руководил кафедрой фармакологии Военно-медицинской академии с 1899 по 1924 г.

-  С.П. Боткин  –  впервые описал механизмы гепатита А, известного в народе как желтуха (болезнь Боткина).

4.Определение лекарственного вещества, средства, формы, препарата

Лекарственное вещество — химическое соединение, которое в определенных количествах обладает лечебным действием (например — натрия хлорид)

Лекарственные средства – средства, которые используются в медицине, как правило состоят из нескольких лекарственных веществ установленного строения(таблетки анальгина — содержат анальгин и наполнитель молочный сахар) или неустановленного строения (например — растительное сырье).

Лекарственная форма – наиболее удобная для применения и хранения форма лекарственного препарата.

Лекарственные препараты - это дозированные лекарственные средства в определённой лекарственной форме.

Лекарственное сырье — свежие или высушенные растения, либо их части, для производства лекарственных средств организациями производителями.

Лекарственный растительный препарат - лекарственный препарат, произведенный или изготовленный из одного или нескольких видов лекарственного сырья и реализуемый в расфасованном виде в потребительской упаковке.

5.Фармакопея, ее значение, понятие о списках лекарственных средств А и Б.

Принципы наименования лекарственных средств: химическое название, непатентованное международное название, коммерческое (патентованное) название.

А)Химическое название, отражающее состав и структуру лекарственного вещества.

В) Международное непатентованное название (МНН, International Nonproprietary Name, INN).

Это название лекарственного вещества, рекомендованное Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ), принятое для использования во всем мире в учебной и научной литературе с целью удобства идентификации препарата по принадлежности к определенной фармакологической группе и для того, чтобы избежать предвзятости и ошибок, дается на английском языке.

ОУД «Фармакология»

С) Патентованное коммерческое название (Brand name).

Оно присваивается фармацевтическими фирмами, производящими данный конкретный оригинальный лекарственный препарат и является их коммерческой собственностью (торговой маркой), охраняемой патентом.

Торговые названия используются фирмами - производителями для маркетинговых целей, для продвижения и конкуренции лекарственных препаратов на рынке.

Когда у фирмы - разработчика заканчивается срок действия патента, то другие компании могут производить данное лекарственное средство и продавать его под международным названием.

Такие препараты называют воспроизведенными лекарственными средствами, или дженерическими препаратами.

Государственная фармакопея (от греч. pharmacon — лекарство, яд и poieo -делаю) — это сборник обязательных общегосударственных стандартов и положений, нормирующих качество лекарственных средств, лекарственного сырья и препаратов, а также правил изготовления, хранения, контроля и отпуска лекарственных средств.

Первая Фармакопея России («Pharmacopoea Rossica») вышла в 1778 году на латинском языке. Первая Государственная фармакопея на русском языке издана в 1866 г.

В каждое новое издание вносят поправки: исключают устаревшие средства, вводят новые, уточняют методы качественного и количественного анализа препаратов и т. д.

Государственным стандартом лекарственного средства в Российской Федерации является фармакопейная статья.

В Фармакопее приведены перечни лекарств, относящихся к группе А и Б, даны их определения.

К списку А (яды — Venena) отнесены лекарственные средства, назначение, применение, дозирование и хранение которых в связи с высокой токсичностью должны производиться с особой осторожностью.

К списку Б (сильнодействующие — Heroica) отнесены лекарственные средства, назначение, применение, дозирование и хранение которых должны производиться с предосторожностью в связи с возможными осложнениями при их применении без медицинского контроля.

В аптеке все ядовитые средства должны храниться в сейфах с обозначением на них надписи «А». На внутренней стороне двери прикрепляется список содержащихся в нем ядовитых препаратов с указанием высших разовых и суточных доз. Сильнодействующие средства хранятся в отдельных, запирающихся на замок шкафах с надписью «Б». В отделениях и кабинетах лечебных учреждений допускается хранение ядовитых и сильнодействующих средств по тем же правилам. Лекарственные средства размещаются на разных полках в зависимости от способа применения (внутреннее, наружное, для парентерального введения).Ключи от сейфов и шкафов хранятся у лиц, ответственных (отдаются соответствующие приказы руководителем медицинского учреждения) за хранение ядовитых и сильнодействующих препаратов (заведующий отделением, кабинетом, старшая медицинская сестра). На ночь ключи сдаются дежурному врачу. Огнеопасные препараты (эфир и др.) должны хранить отдельно от прочих лекарственных средств в специально оборудованных помещениях, исключающих нагревание. Отдельно под замком хранится этиловый спирт. Все прочие лекарственные средства хранятся в обычных шкафах под замком.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ «Проблемы организации развития творческого потенциала у детей с ограниченными возможностями здоровья»

1Проблема творчества32Проблема проблемы и противоречия, выявленные педагогом при реализации программы63Теоретические основы формирования креативности94Критерии оценки и показатели уровня творческого р...

МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ «Проблемы организации развития творческого потенциала у детей с ограниченными возможностями здоровья»

1Проблема творчества32Проблема проблемы и противоречия, выявленные педагогом при реализации программы63Теоретические основы формирования креативности94Критерии оценки и показатели уровня творческого р...

Статья - применение технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на внеурочном мероприятии

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (далее РКМЧП) выделяется среди инновационных педагогических идей оптимальным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с техно...

статья на тему " Развитие творческого потенциала учащихся - шаг в профессиональную деятельность"

Статья адресована преподавателям СПО и НПО  для обмена опытом  по рганизации  внеурочной деятельности при подготовке  учащихся по направлению 29.00,00 технология легкой промышленно...

Статья на тему "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности".

Я хочу показать, как проводится работа по развитию речидетей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности на примере одного  моего дня....

Статья на тему «Развитие общей выносливости у детей среднего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках физической культуры с элементами баскетбола»

Статья на тему «Развитие общей выносливости у детей среднего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках физической культуры с элементами баскетбола»Предназначена для пе...

Основные задачи и пути развития фармакологии

Презентация к первому теоретическому занятию по дисциплине "Фармакология" содержит основные следующие тезисы:  Основные задачи фармакологии.Этапы развития фармакологии.Принципы классифи...