МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 31.02.01 Лечебное дело ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОСНОВЫ ПАТОЛОГИИ
учебно-методический материал

Проскунина Ольга Сергеевна

В методических рекомендациях разработаны различные виды самостоятельной внеаудиторной работы, даны указания по их выполнению, составлены контрольные вопросы и определены формы контроля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx349.19 КБ

Предварительный просмотр:

Касимовский филиал ОГБПОУ «Рязанский медицинский колледж»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

31.02.01  Лечебное дело

          ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОСНОВЫ ПАТОЛОГИИ

Касимов, 2019г.


РАССМОТРЕНО

на заседании ЦМК по специальности 31.02.01 Лечебное дело

и специальности 33.02.01 Фармация

Протокол № 9 от 27.02.2019 г.

ОДОБРЕНО

Методическим советом

Протокол № 9 от 28.02.2019 г.

РАЗРАБОТЧИК: преподаватель Проскунина О.С.

Данные методические рекомендации предназначены для обучающихся специальности 31.02.01 Лечебное дело при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине Основы патологии.

В методических рекомендациях разработаны различные виды самостоятельной внеаудиторной работы, даны указания по их выполнению, составлены контрольные вопросы и определены формы контроля.


Содержание

Введение        4

1.        Методические  рекомендации  по подготовке доклада        7

1.1. Требования к подготовке, структуре, выполнению доклада        7

1.2. Требования к оценке доклада        9

2.        Методические  рекомендации по выполнению реферата        9

2.1.        Подготовка реферата        9

2.2. Характеристики реферата        10

2.3. Структура реферата        11

2.4. Оформление реферата        13

2.5. Требования к оформлению таблиц, иллюстративного материала        14

2.6.   Порядок сдачи и защиты реферата        15

2.7. Критерии оценки реферата        15

3. Методические  рекомендации  по подготовке презентации        16

3.1.  Подготовка презентации        16

3.2.        Критерии оценки презентации        19

Задания для самостоятельной работы        20

Литература        20

Приложения        25


Введение

Важное место в системе СПО занимает самостоятельная работа. Самостоятельная работа способствует проявлению инициативы, создает возможность действовать без руководства, посторонней помощи, проявлять творческую активность, импровизировать. Без активной деятельности самой личности невозможен процесс целенаправленного становления будущего грамотного работника.

Самостоятельная работа студентов – важное звено в подготовке будущего медицинского работника. Это первые шаги в становлении самостоятельности, без которой не может состояться квалифицированный специалист. Самостоятельность вырабатывается в течение всего обучения в колледже, и на ее формирование нужно обратить самое серьезное внимание при подготовке студента

Целями самостоятельной работы являются:

• воспитание потребности студента в самообразовании, развитие его познавательных и творческих способностей;

• формирование профессиональных умений и навыков;

• побуждение к учебно-исследовательской работе;

• реализация компетентностного подхода в образовании.

Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого характера в решении проблем учебного и профессионального уровня. С внедрением современных медицинских технологий в систему здравоохранения появляются новые требования к качеству подготовки будущих медицинских работников   и к его личности. Высокий динамизм развития медицины обусловливает задачу непрерывного медицинского образования, в котором самостоятельной работе и самообразованию отведено ключевое место. Основная задача среднего профессионального  образования заключается в формировании творческой  личности  специалиста,  способного  к  саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности.

Самостоятельная работа студентов является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. Независимо от полученной профессии и характера работы любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками  деятельности  своего  профиля,  опытом  творческой  и исследовательской деятельности по решению новых проблем, опытом социально-оценочной деятельности.

Все эти составляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов, так как предполагает максимальную индивидуализацию  деятельности  каждого  студента  и  может рассматриваться одновременно и как средство совершенствования творческой индивидуальности.

Основным  принципом  организации  самостоятельной  работы студентов является комплексный подход, направленный на формирование навыков репродуктивной и творческой деятельности студента в аудитории, при внеаудиторных контактах с преподавателем на консультациях и домашней подготовке.

Среди  основных  видов  самостоятельной  работы  студентов традиционно  выделяют:  подготовка  к  лекциям,  практическим занятиям, презентациям и докладам; написание рефератов, написание эссе; решение кейсов и ситуационных задач; проведение деловых игр; участие в научной работе. С введением ФГОС нового поколения значение самостоятельной работы  существенно возрастает.

Необходимость ее в обучении обусловлена тем, что развитие субъекта профессиональной деятельности невозможно вне деятельности, в которой самостоятельно ставится ее цель, планируются и реализуются действия и операции, полученный результат соотносится с поставленной целью, способы деятельности корректируются и т.д. Субъектная позиция обучающегося в обучении становится главным условием формирования опыта практической деятельности и на его основе  овладения компетенциями.

Роль преподавателя заключается в организации самостоятельной работы с целью приобретения студентом ОК и ПК, позволяющих сформировать у студента способности к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности;

Роль студента заключается в том, чтобы в процессе самостоятельной работы под руководством преподавателя стать творческой личностью, способной самостоятельно приобретать знания, умения и владения, формулировать проблему и находить оптимальный путь её решения.

Самостоятельная учебная работа — высшая форма учебной деятельности студентов. Она играет решающую роль в становлении личности и деятельности будущего специалиста, поскольку выполняет ряд важных функций.

Так, например, стимулирующая функция проявляется в придании процессу обучения профессионального ускорения, которое выражается в том, что в ходе самостоятельной учебной деятельности у студентов формируется умение видеть горизонты личностного и профессионального роста и стремление их достичь.

Образовательная функция состоит в способствовании самостоятельной работы активному освоению студентами содержания образовательной программы, превращению полученных знаний в умения и навыки, формированию первоначального опыта решения профессиональных задач.

Развивающая функция самостоятельной учебной работы выражается в интеллектуальном, эмоционально-волевом развитии студентов. Она служит повышению культуры умственного труда, обогащению интеллектуальных способностей, приобщению к поисковой, исследовательской, творческой деятельности.

Воспитательная функция заключается в формировании у студентов потребности в самообразовании, активной жизненной позиции. Она выступает основным средством воспитания у них чувства долга, ответственности, инициативы, упорства в достижении цели.

В процессе организации самостоятельной деятельности студентов, направленной на постановку и решение конкретных учебных задач, может эффективно развиваться творческий потенциал будущего специалиста.

Цель методических рекомендаций: оказание помощи обучающимся в выполнении самостоятельной работы по дисциплине Основы патологии.

Настоящие методические рекомендации содержат работы, которые позволят обучающимся самостоятельно овладеть фундаментальными знаниями, опытом творческой и исследовательской деятельности.

В результате выполнения самостоятельной работы по дисциплине Основы патологии обучающиеся должны уметь:

  • проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме доклада, реферата, презентации;
  • применять знания в решении практических задач.

В соответствии с рабочим планом на внеаудиторную самостоятельную работу по дисциплине Основы патологии отводится 18 часов.

Распределение часов самостоятельной работы по темам

Тема

Количество часов

Предмет и задачи патологии.

Нозология.

2

Повреждения: дистрофия, некроз, атрофия.

4

Патология кровообращения и лимфообращения.

2

Воспаление.

2

Компенсаторно – приспособительные реакции организма.

2

Общие реакции организма на повреждение.

2

Патология терморегуляции. Лихорадка.

2

Опухоли.

2

Итого:

18


  1. Методические  рекомендации  по подготовке доклада

 Понятие «доклад» — публичное сообщение на занятии, представляющее собой развернутое изложение на определенную тему.

Цель подготовки доклада — более глубокое изучение некоторой проблемы или вопроса студентом, которое сопровождается представлением результатов в устной форме перед аудиторией.

Задачи подготовки и презентации доклада — развитие у студентов:

  • умения анализировать и систематизировать учебный материал;
  • умения аргументированно высказать свою точку зрения;
  • самостоятельного мышления;
  • навыков презентации и выступления перед аудиторией.

1.1. Требования к подготовке, структуре, выполнению доклада

Требования к подготовке доклада (этапы)

  • выбор темы и определение цели доклада;
  • изучение наиболее важных научных работ по данной теме;
  • анализ изученного материала, выделение наиболее значимых для раскрытия темы доклада фактов, мнений разных ученых и научных положений;
  • обобщение и логическое построение материала доклада, например, в форме развернутого плана;
  • написание текста доклада с соблюдением требований научного стиля;
  • заучивание, запоминание текста доклада, подготовка тезисов выступления, представляющих собой текст небольшого объема, в котором кратко сформулированы основные положения доклада;
  • подготовка иллюстративных материалов к докладу (схем, таблиц, графиков, мультимедийных презентаций).

Требования к структуре доклада:

  • построение доклада традиционно включает три составляющие — вступление, основную часть и заключение;
  • во вступлении указывают тему, устанавливают логическую связь ее с другими темами или место рассматриваемой проблемы среди других проблем, дают краткий обзор источников, на материале которых раскрывают содержание, и т.п.;
  • основная часть должна иметь четкое логическое построение, позволяющее раскрыть содержание темы.

Композиционное оформление доклада – это его реальная речевая внешняя структура, в ней отражается соотношение частей выступления по их цели, стилистическим особенностям, по объёму, сочетанию рациональных и эмоциональных моментов, как правило, элементами композиции доклада являются: вступление, определение предмета выступления, изложение (опровержение), заключение.

Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике.

Вступление должно содержать:

название доклада;

сообщение основной идеи;

современную оценку предмета изложения;

краткое перечисление рассматриваемых вопросов;

интересную для слушателей форму изложения;

акцентирование оригинальности подхода.

Выступление состоит из следующих частей:

Основная часть, в которой выступающий должен раскрыть суть темы, обычно строится по принципу отчёта. Задача основной части: представить достаточно данных для того, чтобы слушатели заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами.

Заключение - это чёткое обобщение и краткие выводы по излагаемой теме.

Тезаурус для выполнения самостоятельной работы студентов

  • изложение материала должно быть связным, последовательным, доказательным, лишенным ненужных отступлений и повторений;
  • в заключении обычно подводят итоги, формулируют выводы, подчеркивают значение рассмотренной проблемы и т.п.

Требования к студентам при подготовке доклада

  • самостоятельный выбор темы;
  • соблюдение рекомендаций преподавателя (по выбору литературных источников, наглядных материалов, способов презентации др.);
  • написание текста с соблюдением требований научного стиля;
  • соблюдение сроков подготовки доклада;
  • соблюдение регламента выступления;
  • знакомство с критериями оценки доклада.

При оформлении доклада в письменном виде структура включает следующие разделы:

  • Титульный лист (Приложение 1)
  • Содержание
  • Введение
  • Основная часть
  • Заключение
  • Список используемой литературы

       Требования к оформлению указаны в разделе Методические рекомендации по выполнению реферата.

1.2. Требования к оценке доклада

по критериям, по 5-балльной шкале:

Максимальный балл - Соответствие содержания заявленной теме, полнота раскрытия, ясная, четкая структуризация, логическая последовательность в изложении, свободное владение материалом, использование иллюстративных, наглядных материалов, культура речи, ораторское мастерство, соблюдение регламента. В конце выступления – вывод, подводящий итог сказанному.

  1. Методические  рекомендации по выполнению реферата

  1. Подготовка реферата

Внеаудиторная самостоятельная работа в форме реферата является индивидуальной самостоятельно выполненной работой обучающегося.

Реферат – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда или трудов, обзор литературы по определенной теме.  Это  самостоятельная  научно-исследовательская работа студента, в которой раскрывается  суть  исследуемой  проблемы. Изложение  материала  носит  проблемно-тематический характер, показываются различные точки зрения, а также собственные взгляды на проблему. Содержание реферата должно быть логичным.

Рефераты пишутся обычно стандартным языком, с использованием типологизированных речевых оборотов вроде: «важное значение имеет», «уделяется особое внимание»,  «поднимается  вопрос»,  «делаем  следующие  выводы», «исследуемая проблема», «освещаемый вопрос» и т.п. К языковым и стилистическим особенностям рефератов относятся слова и обороты речи, носящие обобщающий характер, словесные клише. У рефератов особая логичность подачи материала и изъяснения мысли, определенная объективность изложения материала. Реферат — научная работа, поскольку содержит элементы научного исследования. В связи с этим к нему должны предъявлять требования по оформлению, как к научной работе. Они регламентированы государственными стандартами, в частности:

  • ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления»;
  • ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»;
  • ГОСТ 7.80-2000 «Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления».
  • ГОСТ 7.82—2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов».

Перед началом работы над рефератом следует наметить план и подобрать литературу. Прежде всего, следует пользоваться литературой, рекомендованной рабочей программой, а затем расширить  список  источников информации,  включая  и использование  специальных  журналов,  где имеется новейшая научная информация.

Ниже предлагается перечень рекомендуемых источников информации.

Основные источники:

1. Ремизов И.В. Основы патологии [Текст]: учебник/И.В. Ремизов. – Москва: КНОРУС, 2018. – 240с.- (Cреднее  профессиональное образование)  ISBN 978-5-406-06162-6

Дополнительные источники:

1.        Ремизов И.В., Дорошенко В.А. Основы патологии. [Текст]:  изд. 9-е. – Ростов н /Д.: Феникс, 2015.-221с.: ил. – (Среднее медицинское образование) IBSN 978-5-222-24137-0

2.        Горелова Л.В. Основы патологии в таблицах и рисунках. [Текст]:  – Ростов на/Д.:«Феникс», 2011.- 312с.

3.        Пальцев М.А., Пауков В.С., Патология в 2 томах [Текст]: – М., Медицина, 2010.-642с.

4.        Ефремов А.В., Самсонова Е.Н. – Патофизиология. [Текст]:  – М.: ГЭОТАР -Медиа 2008.- 365с.

5.        Михайлов В.П. Общая патология. [Текст]:  – Ростов на/ Д.: «Феникс» – 2008.- 437с.

6.        Маянский Д.Н. Лекции по клинической патологии. [Текст]:  –М.: ГЭОТАР - Медиа 2007.- 480с.

7.        Струков А.И., Серов В.В. Патологическая анатомия [Текст]: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1993. – 688с., ил.: IBSN 5-225-00889-5

8.        Аверьянов П.Ф. Чиж А.Г., Основы общей патологии. [Текст]:  – Ростов на/Д.: «Феникс», 2008.-230с.

9.        Пауков В.С., Литвицкий П.Ф. Патология [Текст]: – М.; Медицина, 2004.-345 с.

Интернет-ресурсы:

1.        Архив патологии (http://www. Medlit.ru/ medrus/arhpat,htm)

2.2. Характеристики реферата

Реферат  не  копирует  дословно  содержание  первоисточника,  а представляет собой новый вторичный текст, создаваемый в результате систематизации и обобщения материала первоисточника, его аналитико- синтетической переработки.

Будучи вторичным текстом, реферат составляется в соответствии со всеми требованиями, предъявляемыми к связанному высказыванию: так ему присущи следующие категории: оптимальное соотношение и завершенность (смысловая  и  жанрово-композиционная).  

Для  реферата  отбирается информация, объективно-ценная для всех читающих, а не только для одного автора. Автор реферата не может пользоваться только ему понятными значками, пометами, сокращениями. Работа, проводимая автором для подготовки реферата должна обязательно включать самостоятельное мини-исследование, осуществляемое студентом на основе монографий, статей в медицинских журналах, пособий и других первоисточников.

Организация и описание исследования представляет собой очень сложный вид интеллектуальной деятельности,  требующий культуры научного мышления, знания методики проведения исследования, навыков оформления научного труда и т.д. Мини-исследование раскрывается в реферате после глубокого, полного обзора научной литературы по проблеме исследования.

В зависимости от количества реферируемых источников выделяют

следующие виды рефератов:

  • монографические  – рефераты, написанные на основе одного

источника;

  • обзорные – рефераты, созданные на основе нескольких исходных

текстов, объединенных общей темой и сходными проблемами исследования

2.3. Структура реферата

Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:

  • титульный лист;
  • содержание;
  • введение;
  • основная часть;
  • заключение;
  • список использованных источников;
  • приложения (при необходимости).

Рекомендуемый объем структурных элементов реферата

Наименование частей реферата

Количество страниц

Титульный лист

1

Содержание (с указанием страниц)

1

Введение

2

Основная часть

15-20

Заключение

1-2

Список использованных источников

1-2

Приложения

Без ограничений

Титульный лист. Является первой страницей и заполняется по строго определенным правилам. В  верхнем поле  указывается полное наименование учебного заведения. В среднем поле дается заглавие реферата, которое приводится без слова «тема» и в кавычки не заключается. Далее, ближе к правому краю титульного листа, указываются фамилия, инициалы студента, написавшего реферат, а также его курс и группа. Немного ниже или слева указываются фамилия и инициалы преподавателя - руководителя работы. В  нижнем  поле указывается год написания реферата.

В приложении  представлен образец оформления титульного листа реферата (Приложение 2).

В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.

Во введении дается общая характеристика реферата:

  • обосновывается актуальность выбранной темы;
  • определяется цель работы и задачи, подлежащие решению для её достижения;
  • описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования;
  • кратко характеризуется структура реферата по главам.

Основная часть должна содержать материал, необходимый для достижения поставленной цели и задач, решаемых в процессе выполнения реферата. Она включает 2-3 главы, каждая из которых, в свою очередь, делится на 2-3 параграфа. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка «ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ» в содержании реферата быть не должно.

Главы основной части реферата могут носить теоретический, методологический и аналитический характер.

Обязательным для реферата является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы, самостоятельное изложение материала, аргументированность выводов. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники.

Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).

В заключении логически последовательно излагаются выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата. Заключение должно кратко характеризовать решение всех поставленных во введении задач и достижение цели реферата.

Список использованных источников является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы. Количество источников в списке определяется обучающимся самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20. При этом в списке обязательно должны присутствовать источники, изданные в последние 3 года, а также ныне действующие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, рассматриваемые в реферате.

В приложения следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).

2.4. Оформление реферата

При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы в виде реферата необходимо соблюдать следующие требования:

на одной стороне листа белой бумаги формата А-4

размер шрифта-14; Times New Roman, цвет - черный

междустрочный интервал – полуторный

поля на странице – размер левого поля –3 см, правого- 1,5см, верхнего-2см, нижнего-2см, отступ первой строки абзаца – 1,25. Сноски – постраничные (шрифт 12), их нумерация должна быть сквозной по всему тексту реферата.

номер страницы проставляется в верхней части листа по центру, без точки.

отформатировано по ширине листа

на первой странице необходимо изложить план (содержание) работы.

в конце работы необходимо указать источники использованной литературы

        Нумерация страниц должна быть сквозной (номер не ставится на титульном листе, но в общем количестве страниц учитывается).

Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:

  • законодательные и нормативно-методические документы и материалы;
  • специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);
  • статистические, инструктивные и отчетные материалы предприятий, организаций и учреждений.

Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.

По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.

Например:

  1. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323 - ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
  2. Ремизов И.В. Основы патологии [Текст]: учебник/И.В. Ремизов. – Москва: КНОРУС, 2018. – 240с.- (Cреднее  профессиональное образование)  ISBN 978-5-406-06162-6
  3. Милованов А. П., Фокина Т. В. Определяющее значение конституциональных интерферонов в онтогенезе человека и животных//Архив патологии.-2018.-№6.-с.29.

Например, оформление источника из интернета:

Травматический шок [Электронный ресурс]: https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/traumatology/traumatic-shock

Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово «Приложение» и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.

Приложения следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами.

На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.

2.5. Требования к оформлению таблиц, иллюстративного материала

Таблицу следует располагать в работе по центру непосредственно
после текста, в котором она упоминается впервые или в приложении.
Таблицу следует располагать так, чтобы читать её можно было без
поворота работы. Если такое размещение невозможно, таблицу располагают так, чтобы её можно было читать, поворачивая работу по часовой стрелке.

Таблицы нумеруются арабскими цифрами. Заголовок следует
размещать над таблицей слева в начале строки после слова «Таблица».

Допускается нумерация таблиц сквозная – по всей работе. Если в работе одна таблица, её не нумеруют.

Слово «Таблица» и заголовок начинаются с прописной (большой)
буквы, точка в конце заголовка не ставится. Кавычки для выделения слова
«Таблица» или заголовка не используются.

При переносе таблицы на другую страницу заголовки её граф
повторяют.

Если данные в какой-либо строке таблицы отсутствуют, то ставится
прочерк.

Графы строк, столбцов, также должны иметь заголовки, начинающихся с прописных букв. Графу № п/п (номер по порядку) в таблицу включать не
следует.

При наличии в тексте небольшого по объему цифрового материала его
нецелесообразно оформлять в таблицу, а следует давать в виде текста,
располагая цифровые данные в колонки.

Все иллюстрации (графики, схемы, рисунки, и т.п.) в работе
обозначаются как рисунки: «Рис.1.». Их необходимо нумеровать арабскими
цифрами в пределах всей работы.

Если в работе только одна иллюстрация, её нумеровать не следует.
Иллюстрация должна иметь название, которая помещается под ним после слова «Рис. 1.».

Иллюстрации следует располагать в работе непосредственно после
текста, в котором они упоминаются впервые или на следующем листе.

На все таблицы, схемы, иллюстрации должны быть даны ссылки в
тексте.

В приложении  представлен образец оформления таблицы и иллюстративного материала (Приложение 3).

2.6.   Порядок сдачи и защиты реферата

При оценке реферата преподаватель учитывает качество, степень самостоятельности студента и проявленную инициативу, связность, логичность  и  грамотность  составления, оформление в соответствии с требованиями ГОСТ.

Защита тематического реферата может проводиться на выделенном одном занятии в рамках часов учебной дисциплины или конференции или по  одному  реферату  при  изучении соответствующей темы, либо по договоренности с преподавателем.

Защита реферата студентом предусматривает доклад по реферату не более 5-7 минут, ответы на вопросы оппонента.

На защите  запрещено  чтение  текста реферата.

Общая оценка за реферат выставляется с учетом оценок за работу, доклад, умение вести дискуссию и ответы на вопросы.

2.7. Критерии оценки реферата

Срок сдачи готового реферата определяется утвержденным графиком.

В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.

Реферат оценивается по системе:

Оценка 5 «отлично» выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.

Оценка 4 «хорошо» выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.

Оценка 3 «удовлетворительно» выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.

Оценка 2 «неудовлетворительно» выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.

Студент, не представивший в установленный срок готовый реферат по дисциплине учебного плана или представивший реферат, который был оценен на «неудовлетворительно», считается имеющим академическую задолженность и не допускается к сдаче экзамена по данной дисциплине.

3. Методические  рекомендации  по подготовке презентации

3.1.  Подготовка презентации

Компьютерную  презентацию, сопровождающую  выступление  докладчика,

удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint.  Презентация  как  документ представляет  собой  последовательность сменяющих друг друга слайдов - то есть электронных страничек, занимающих весь экран монитора (без присутствия панелей программы).

Чаще  всего  демонстрация  презентации проецируется на большом экране, реже – раздается собравшимся как печатный материал. Количество слайдов  адекватно  содержанию  и продолжительности выступления (например, для 5-минутного  выступления  рекомендуется использовать не более 10 слайдов).

На  первом  слайде  обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки:

1 стратегия: на слайды выносится опорный конспект выступления и ключевые слова с тем, чтобы  пользоваться  ими  как  планом  для выступления.  В  этом  случае  к  слайдам предъявляются следующие требования:

  • объем текста на слайде – не больше 7строк;
  • маркированный/нумерованный список содержит не более 7 элементов;
  • отсутствуют знаки пунктуации в конце строк в маркированных и нумерованных списках;
  • значимая информация выделяется с помощью цвета, кегля, эффектов анимации.

Особо внимательно необходимо проверить текст на отсутствие ошибок и опечаток. Основная ошибка при выборе данной стратегии состоит в том, что выступающие заменяют свою речь чтением текста со слайдов.

2  стратегия:  на  слайды  помещается фактический  материал  (таблицы,  графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:

  • выбранные  средства  визуализации информации (таблицы, схемы, графики) соответствуют содержанию;
  • использованы иллюстрации хорошего качества  (высокого  разрешения), с  четким изображением  (как  правило,  никто  из присутствующих не заинтересован вчитываться в текст на ваших слайдах и всматриваться в мелкие иллюстрации);

Максимальное  количество  графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии,  схемы  и  т.д.)  с  текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому).

Наиболее  важная  информация  должна располагаться в центре экрана.

Основная  ошибка  при  выборе  данной стратегии  –  «соревнование»  со  своим иллюстративным  материалов  (аудитории  не предоставляется  достаточно  времени,  чтобы воспринять материал на слайдах). Обычный слайд, без  эффектов  анимации  должен демонстрироваться на экране не менее 10 – 15 секунд. За меньшее время присутствующие не успеет осознать содержание слайда. Если какая-то картинка появилась на 5 секунд, а потом тут же сменилась другой, то аудитория будет считать, что докладчик ее подгоняет. Обратного (позитивного) эффекта можно достигнуть, если докладчик пролистывает множество слайдов со сложными

таблицами и диаграммами, говоря при этом «Вот тут приведен разного рода вспомогательный материал, но я его хочу пропустить, чтобы не перегружать  выступление  подробностями».

Правда, такой прием делать в начале и в конце презентации – рискованно, оптимальный вариант –в середине выступления.

Если  на  слайде  приводится  сложная диаграмма, ее необходимо предварить вводными словами  (например,  «На  этой  диаграмме приводится то-то и то-то, зеленым отмечены показатели А, синим – показатели Б»), с тем, чтобы дать время аудитории на ее рассмотрение, а только затем приступать к ее обсуждению.

Каждый слайд, в среднем должен находиться на экране не меньше 40 – 60 секунд (без учета времени на случайно возникшее обсуждение). В связи с этим лучше настроить презентацию не на автоматический показ, а на смену слайдов самим докладчиком.

Особо тщательно необходимо отнестись к оформлению презентации. Для всех слайдов презентации  по  возможности  необходимо использовать один и тот же шаблон оформления, кегль – для заголовков - не меньше 24 пунктов, для информации - не менее 18. В презентациях не принято ставить переносы в словах.

Подумайте, не отвлекайте ли вы слушателей своей же презентацией? Яркие краски, сложные цветные  построения,  излишняя  анимация, выпрыгивающий текст или иллюстрация — не самое лучшее дополнение к научному докладу.

Также нежелательны звуковые эффекты в ходе демонстрации  презентации.  Наилучшими являются контрастные цвета фона и текста (белый фон – черный текст; темно-синий фон – светло- желтый текст и т. д.). Лучше не смешивать разные типы  шрифтов  в  одной  презентации. Рекомендуется не злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже).

Неконтрастные слайды будут смотреться тусклыми  и  невыразительными,  особенно  в светлых аудиториях. Для лучшей ориентации в презентации  по  ходу  выступления  лучше пронумеровать слайды. Желательно, чтобы на слайдах оставались поля, не менее 1 см с каждой стороны.  Вспомогательная  информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над  основной  информацией  (текстом,  иллюстрациями).  Использовать  встроенные эффекты анимации можно только, когда без этого не обойтись  (например,  последовательное появление  элементов  диаграммы).  Для акцентирования внимания на какой-то конкретной информации  слайда  можно  воспользоваться лазерной указкой.

Диаграммы готовятся с использованием мастера диаграмм табличного процессора MS Excel. Для ввода числовых данных используется числовой формат с разделителем групп разрядов. Если  данные  (подписи  данных)  являются дробными числами, то число отображаемых десятичных знаков должно быть одинаково для всей группы этих данных (всего ряда подписей данных).  Данные  и  подписи  не  должны накладываться друг на друга и сливаться с графическими  элементами  диаграммы.

Структурные диаграммы готовятся при помощи стандартных средств рисования пакета MS Office. Если  при  форматировании  слайда  есть необходимость  пропорционально  уменьшить размер диаграммы, то размер шрифтов реквизитов должен быть увеличен с таким расчетом, чтобы реальное  отображение  объектов  диаграммы соответствовало значениям, указанным в таблице.

В таблицах не должно быть более 4 строк и 4столбцов — в противном случае данные в таблице будет просто невозможно увидеть. Ячейки с названиями строк и столбцов и наиболее значимые данные рекомендуется выделять цветом.

Табличная  информация  вставляется  в материалы как таблица текстового процессора MS Word или табличного процессора MS Excel. При вставке таблицы как объекта и пропорциональном изменении ее размера реальный отображаемый размер шрифта должен быть не менее 18 pt.

Таблицы и диаграммы размещаются на светлом или белом фоне. Если Вы предпочитаете воспользоваться помощью оператора (что тоже возможно), а не листать слайды самостоятельно, очень полезно предусмотреть ссылки на слайды в тексте доклада («Следующий слайд, пожалуйста...»).

Заключительный  слайд  презентации, содержащий текст «Спасибо за внимание» или «Конец», вряд ли приемлем для презентации, сопровождающей  публичное  выступление, поскольку завершение показа слайдов еще не является завершением выступления. Кроме того, такие слайды, так же как и слайд «Вопросы?», дублируют  устное  сообщение.  Оптимальным вариантом представляется повторение первого слайда в конце презентации, поскольку это дает возможность еще раз напомнить слушателям тему выступления и имя докладчика и либо перейти к вопросам, либо завершить выступление.

Для показа файл презентации необходимо сохранить в формате «Демонстрация PowerPоint» (Файл — Сохранить как — Тип файла — Демонстрация  PowerPоint).  В  этом  случае презентация автоматически открывается в режиме полноэкранного показа (slideshow) и слушатели избавлены как от вида рабочего окна программы  PowerPoint, так и от потерь времени в начале показа презентации.

После  подготовки  презентации  полезно проконтролировать себя вопросами:

  • удалось ли достичь конечной цели презентации (что удалось определить, объяснить, предложить или продемонстрировать с помощью нее?);
  • к  каким  особенностям  объекта презентации  удалось  привлечь  внимание аудитории?
  • не отвлекает ли созданная презентация от устного выступления?

После подготовки презентации необходима репетиция выступления.

  1. Критерии оценки презентации

Содержание оценки

1.Содержательный критерий: правильный выбор темы, знание предмета и свободное владение  текстом,  грамотное использование  научной терминологии,  импровизация, речевой этикет

2.Логический критерий: стройное  логико- композиционное  построение речи,  доказательность, аргументированность

3.Речевой критерий: использование  языковых (метафоры,  фразеологизмы,  пословицы, поговорки и т.д.) и неязыковых (поза, манеры и пр.) средств  выразительности; фонетическая организация речи, правильность ударения, четкая дикция, логические ударения и пр.

4.Психологический критерий: взаимодействие  с аудиторией (прямая и обратная связь), знание и учет законов восприятия речи, использование различных приемов привлечения и активизации внимания.

5.Критерий: соблюдения дизайн-эргономических требований  к компьютерной презентации. Соблюдены требования к первому и последним слайдам, прослеживается  обоснованная последовательность слайдов и информации  на  слайдах, необходимое  и  достаточное количество  фото-  и видеоматериалов,  учет особенностей  восприятия графической  (иллюстративной) информации,  корректное сочетание  фона  и  графики, дизайн  презентации  не противоречит ее содержанию, грамотное соотнесение устного выступления и компьютерного сопровождения,  общее впечатление от мультимедийной презентации.

Задания для самостоятельной работы

Тема 1.1. Предмет и задачи патологии. Нозология.

Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме реферата.

Норма времени: _2_часа

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка реферата.

Задание 1 . Подготовка реферата на тему: «История развития патологии как науки».

Формат выполненной работы: реферат

Критерии оценки реферата: соответствие теме; глубина проработки материала; имеет исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами, правильность и полнота использования источников.

Контроль выполнения: защита реферата на учебных занятиях

Тема 2.1. Повреждения: дистрофия, некроз, атрофия.

Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме реферата, формирование умений применять знания в решении практических задач.

Норма времени: _4_часа

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка реферата.

Задание 1. Подготовка реферата на тему: «Нарушения обмена хромопротеидов».

Задание 2. Подготовка реферата на тему: «Нарушения минерального обмена».

Формат выполненной работы: реферат

Критерии оценки реферата: соответствие теме; глубина проработки материала; имеет исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами, правильность и полнота использования источников.

Контроль выполнения: защита реферата на учебных занятиях

Тема 2.2. Патология кровообращения и лимфообращения.

Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме реферата, формирование умений применять знания в решении практических задач.

Норма времени: _2_часа

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка реферата.

Задание 1. Подготовка реферата на тему: «Портальная гипертензия».

Задание 2. Подготовка реферата на тему: «Ишемия. Инфаркт миокарда».

Формат выполненной работы: реферат

Критерии оценки реферата: соответствие теме; глубина проработки материала; имеет исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами, правильность и полнота использования источников.

Контроль выполнения: защита реферата на учебных занятиях

Тема 2.3. Воспаление.

Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме реферата, формирование умений применять знания в решении практических задач.

Норма времени: _2_часа

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка реферата.

Задание 1. Подготовка реферата на тему: «Иммунное воспаление».

Задание 2. Подготовка реферата на тему: «Воспаление и реактивность организма».

Формат выполненной работы: реферат

Критерии оценки реферата: соответствие теме; глубина проработки материала; имеет исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами, правильность и полнота использования источников.

Контроль выполнения: защита реферата на учебных занятиях

Тема 2.4. Компенсаторно – приспособительные реакции организма.

Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме реферата, формирование умений применять знания в решении практических задач.

Норма времени: _2_часа

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка реферата.

Задание 1. Подготовка реферата на тему: «Роль гипертрофии в патологии».

Задание 2. Подготовка реферата на тему: «Наследственные и хромосомные болезни».

Формат выполненной работы: реферат

Критерии оценки реферата: соответствие теме; глубина проработки материала; имеет исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами, правильность и полнота использования источников.

Контроль выполнения: защита реферата на учебных занятиях

Тема 2.5. Общие реакции организма на повреждение.

Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме реферата, формирование умений применять знания в решении практических задач.

Норма времени: _2_часа

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка реферата.

Задание 1. Подготовка реферата на тему: «Травматический шок».

Задание 2. Подготовка реферата на тему: «Анафилактический шок».

Формат выполненной работы: реферат

Критерии оценки реферата: соответствие теме; глубина проработки материала; имеет исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами, правильность и полнота использования источников.

Контроль выполнения: защита реферата на учебных занятиях

Тема 2.6. Патология терморегуляции. Лихорадка.

Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме реферата, формирование умений применять знания в решении практических задач.

Норма времени: _2_часа

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка реферата.

Задание 1. Подготовка реферата на тему: «Гипотермия».

Задание 2. Подготовка реферата на тему: «Гипертермия».

Задание 3. Использование искусственной лихорадки в клинической медицине.

Формат выполненной работы: реферат

Критерии оценки реферата: соответствие теме; глубина проработки материала; имеет исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами, правильность и полнота использования источников.

Контроль выполнения: защита реферата на учебных занятиях

Тема 2.7. Опухоли.

Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме реферата, формирование умений применять знания в решении практических задач.

Норма времени: _2_часа

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка реферата.

Задание 1. Подготовка реферата на тему: «Эпителиальные опухоли. Рак важнейших локализаций».

Задание 2. Подготовка реферата на тему: «Мезенхимальные опухоли. Злокачественные фибробластические опухоли».

Формат выполненной работы: реферат

Критерии оценки реферата: соответствие теме; глубина проработки материала; имеет исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами, правильность и полнота использования источников.

Контроль выполнения: защита реферата на учебных занятиях


Литература

Основные источники:

1. Ремизов И.В. Основы патологии [Текст]: учебник/И.В. Ремизов. – Москва: КНОРУС, 2018. – 240с.- (Cреднее  профессиональное образование)  ISBN 978-5-406-06162-6

Дополнительные источники:

1.        Ремизов И.В., Дорошенко В.А. Основы патологии. [Текст]:  изд. 9-е. – Ростов н /Д.: Феникс, 2015.-221с.: ил. – (Среднее медицинское образование) IBSN 978-5-222-24137-0

2.        Горелова Л.В. Основы патологии в таблицах и рисунках. [Текст]:  – Ростов на/Д.:«Феникс», 2011.- 312с.

3.        Пальцев М.А., Пауков В.С., Патология в 2 томах [Текст]: – М., Медицина, 2010.-642с.

4.        Ефремов А.В., Самсонова Е.Н. – Патофизиология. [Текст]:  – М.: ГЭОТАР -Медиа 2008.- 365с.

5.        Михайлов В.П. Общая патология. [Текст]:  – Ростов на/ Д.: «Феникс» – 2008.- 437с.

6.        Маянский Д.Н. Лекции по клинической патологии. [Текст]:  –М.: ГЭОТАР - Медиа 2007.- 480с.

7.        Струков А.И., Серов В.В. Патологическая анатомия [Текст]: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1993. – 688с., ил.: IBSN 5-225-00889-5

8.        Аверьянов П.Ф. Чиж А.Г., Основы общей патологии. [Текст]:  – Ростов на/Д.: «Феникс», 2008.-230с.

9.        Пауков В.С., Литвицкий П.Ф. Патология [Текст]: – М.; Медицина, 2004.-345 с.

Интернет-ресурсы:

1.        Архив патологии (http://www. Medlit.ru/ medrus/arhpat,htm)


Приложения

Приложение 1

Образец титульного листа

Касимовский филиал ОГБПОУ «Рязанский медицинский колледж»

ДОКЛАД

Роль гипертрофии в патологии

Выполнил:

__________________________

Проверил:

__________________________

2019 г.

Образец титульного листа

Приложение 2

Касимовский филиал ОГБПОУ «Рязанский медицинский колледж»

РЕФЕРАТ

История развития патологии как науки

Выполнил:

 _______________________________________________

Проверил:

_______________________________________________

 2019 г.


Приложение 3

Оформление таблицы

Таблица 1

Морфогенез паренхиматозных диспротеинозов

Клетка

Денатурация и коагуляция белка цитоплазмы

Гидратация, колликвация цитоплазмы

Гиалиново-капельная дистрофия

Гидропическая дистрофия

Коагуляционный очаговый некроз клетки

Колликвационный очаговый некроз клетки

Коагуляционный тотальный некроз клетки

Колликвационный тотальный некроз клетки

Оформление иллюстрации (рисунка)

https://cf.ppt-online.org/files/slide/l/l5zB80NpCRJfO3Lvc9E7sZnoqSQKFYWD2jxAeH/slide-41.jpg

Рис.1. Жировая дистрофия печени


Примеры оформления диаграммы, графика

https://cf.ppt-online.org/files/slide/p/pau81NF4Vgxste69AYnrXmIMdEkhDGTz0LZlbS/slide-5.jpg

Диаграмма 1. Динамика Онко-заболеваемости во всем мире

https://ic.pics.livejournal.com/romix1c/12777694/212390/212390_original.png

График 1. Смертность от инфаркта миокарда в России /на 100000 населения

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХ ПО ПМ 06. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ по специальности 19.02.10 ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

Задания для внеаудиторной самостоятельной работы составлены в соответствии с рабочей программой  МДК 06.01 Управление структурным подразделением  организации....

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ обучающихся по МДК 01.01. Организация и технология парикмахерских услуг.

Полные методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ обучающихся, с иллюстрициями, таблицами....

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине ОП.05 Основы технического черчения профессия: 23.01.03 Автомеханик

Методических рекомендации нацелены на оказание помощи студентам в освоении дисциплины «Основы технического черчения», а также ориентируют студентов на самостоятельную творческую учебную де...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине «Биология»

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине  Биология содержат:-план внеаудиторной самостоятельной работы;-методические рекомендации по выполн...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Методические рекомендации предназначены для обучающихся специальности 34.02.01 Сестринское дело при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине Основы латинского языка с медицинской ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Методические рекомендации предназначены для обучающихся специальности 34.02.01 Сестринское дело при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине Основы патологии. В методических реком...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Методические рекомендации предназначены для обучающихся специальности 34.02.01 Сестринское дело при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине Фармакология. В методических рекоменда...