МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
учебно-методический материал

Проскунина Ольга Сергеевна

Методические рекомендации предназначены для обучающихся специальности 34.02.01 Сестринское дело при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине Основы латинского языка с медицинской терминологией. В методических рекомендациях разработаны различные виды самостоятельной внеаудиторной работы, даны указания по их выполнению, составлены контрольные вопросы и определены формы контроля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx219.95 КБ

Предварительный просмотр:

Касимовский филиал ОГБПОУ «Рязанский медицинский колледж»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

34.02.01 Сестринское дело

ПО ДИСЦИПЛИНЕОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ

Касимов, 2019г.


РАССМОТРЕНО

на заседании ЦМК по специальности 34.02.01 Сестринское дело

Протокол № 7 от 27.02.2019 г.

ОДОБРЕНО

Методическим советом

Протокол № 9 от 28.02.2019 г.

РАЗРАБОТЧИК: преподаватель Проскунина О.С.

Данные методические рекомендации предназначены для обучающихся специальности 34.02.01 Сестринское дело при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине Основы латинского языка с медицинской терминологией.

В методических рекомендациях разработаны различные виды самостоятельной внеаудиторной работы, даны указания по их выполнению, составлены контрольные вопросы и определены формы контроля.


Содержание

Введение        4

1.        Методические  рекомендации по выполнению реферата        6

1.1.        Подготовка реферата        6

1.2. Характеристики реферата        7

1.3. Структура реферата        8

1.4. Оформление реферата        10

1.5. Требования к оформлению таблиц, иллюстративного материала        11

1.6. Порядок сдачи и защиты реферата        12

1.7. Критерии оценки реферата        12

2.        Методические  рекомендации  по составлению кроссворда        13

2.1.Общие требования при составлении кроссвордов        13

2.2. Создание кроссвордов с применением Microsoft Word,Microsoft Excel.        14

2.3. Требования, предъявляемые к оформлению кроссворда        15

2.4.Критерии оценивания        15

3.        Методические рекомендации по составлению схем терминов        16

4.        Методические  рекомендации  по составлению словаря медицинских терминов        18

5.        Методические рекомендации по составлению алгоритма        21

6.        Методические рекомендации по подбору латинских пословиц и афоризмов        23

Задания для самостоятельной работы        24

Литература        29

Приложения        30


Введение

Настоящие методические рекомендации предназначены для обучающихся специальности 34.02.01 Сестринское дело при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине Основы латинского языка с медицинской терминологией.

Перед выполнением внеаудиторной самостоятельной работы обучающийся должен получить инструктаж (консультацию) у преподавателя с определением цели задания, его содержания, сроков выполнения, основных требований к результатам работы, критериев оценки, форм контроля и перечня литературы.

Согласно требованиям ФГОС СПО и плана учебного процесса каждый обучающийся обязан выполнить по каждой учебной дисциплине определенный объем внеаудиторной самостоятельной работы.

Цель настоящих методических рекомендаций: оказание помощи обучающимся в выполнении внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине Основы латинского языка с медицинской терминологией.

Настоящие методические рекомендации содержат работы, которые позволят обучающимся самостоятельно овладеть фундаментальными знаниями, опытом творческой и исследовательской деятельности.

В результате выполнения самостоятельной работыобучающиеся должны уметь:

  • проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме  реферата,кроссворда и специальных заданий;
  • применять знания при выполнении различных заданий и упражнений.

В соответствии с рабочим планом на внеаудиторную самостоятельную работу по дисциплине отводится 20 часов.

Распределение часов самостоятельной работы по темам

Тема

Количество часов

Введение. Латинский алфавит

2

Имя существительное первого и второго склонения

2

Имя прилагательное

2

Имя существительное. Третье, четвертое, пятое склонение

2

Глагол

2

Латинская часть рецепта

2

Состав слова

2

Структура клинических терминов

4

Профессиональные выражения

2

Итого:

20

        Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой и тематическим планом по учебной дисциплине Основы латинского языка с медицинской терминологией по специальности 34.02.01 Сестринское дело.


  1. Методические  рекомендации по выполнению реферата

  1. Подготовка реферата

Внеаудиторная самостоятельная работа в форме реферата является индивидуальной самостоятельно выполненной работой обучающегося.

Реферат – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда или трудов, обзор литературы по определенной теме.  Это  самостоятельная  научно-исследовательская работа студента, в которой раскрывается  суть  исследуемой  проблемы. Изложение  материала  носит  проблемно-тематический характер, показываются различные точки зрения, а также собственные взгляды на проблему. Содержание реферата должно быть логичным.

Рефераты пишутся обычно стандартным языком, с использованием типологизированных речевых оборотов вроде: «важное значение имеет», «уделяется особое внимание»,  «поднимается  вопрос»,  «делаем  следующие  выводы», «исследуемая проблема», «освещаемый вопрос» и т.п. К языковым и стилистическим особенностям рефератов относятся слова и обороты речи, носящие обобщающий характер, словесные клише. У рефератов особая логичность подачи материала и изъяснения мысли, определенная объективность изложения материала. Реферат — научная работа, поскольку содержит элементы научного исследования. В связи с этим к нему должны предъявлять требования по оформлению, как к научной работе. Они регламентированы государственными стандартами, в частности:

  • ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления»;
  • ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»;
  • ГОСТ 7.80-2000 «Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления».
  • ГОСТ 7.82—2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов».

Перед началом работы над рефератом следует наметить план и подобрать литературу. Прежде всего, следует пользоваться литературой, рекомендованной рабочей программой, а затем расширить  список  источников информации,  включая  и использование  специальных  журналов,  где имеется новейшая научная информация.

Ниже предлагается перечень рекомендуемых источников информации.

Основные источники:

1. Городкова Ю.И. Латинский язык (для медицинских и фармацевтических колледжей и училищ): учебник [Текст] – 27 –е изд., стер.  – Москва: КНОРУС, 2019 -264С.- (Среднее профессиональное образование) ISBN 978-5-406-06930-1

2. Шверев А.А., МуртановаМ.И.Словарь латинско-русский, руссколатинский для медицинских колледжей [Текст]: издание 6 стереотипное, Ростов-на-Дону, 2015-237С.  

3. Шверев А.А.; М.И. Муранова Словарь латинско-русский, руссколатинский для медицинских колледжей [Текст]: серия медицина, издание 6 стереотипное Ростов-на-Дону, «Феникс», 2015

Дополнительные источники:

        1. Болотина А.Ю. Словарь лекарственных растений [Текст]: М.: РУССО, 2006

        2. Городкова Ю.И. Латинский язык [Текст]: Учебник. – Москва: ГЭОТАР – Медиа, 2011. – 315 с. гриф МО РФ.

        3. Латинско-русский словарь [Текст]:/ авт. сост. К.А. Тананушко. М.: ООО «Харвест», 2005.

        4. Лекарственные средства: 5 000 наименований лекарственных препаратов и их форм [Текст]:/ под ред. М.А. Клюева. М.: ИКТЦ «Лада», 2008.

        5. Марцелли А.А. Латинский язык и основы медицинской терминологии [Текст]:/ А.А. Марцелли. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. -380, (1) с. – (Среднее профессиональное образование). Допущено Министерством

образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования.

        6. Международная анатомическая номенклатура [Текст]: – М.: Медицина. – 2002.

        7. Чернявский М.Н. Латинский язык и основы медицинской терминологии [Текст]: – Москва «Медицина». – 2004.

        8. Панасенко Ю.Ф. Основы латинского языка с медицинской терминологией [Текст]: – ГЭОТАР – Медиа, 2011. – 352 с. Гриф МО РФ.

1.2. Характеристики реферата

Реферат  не  копирует  дословно  содержание  первоисточника,  а представляет собой новый вторичный текст, создаваемый в результате систематизации и обобщения материала первоисточника, его аналитико- синтетической переработки.

Будучи вторичным текстом, реферат составляется в соответствии со всеми требованиями, предъявляемыми к связанному высказыванию: так ему присущи следующие категории: оптимальное соотношение и завершенность (смысловая  и  жанрово-композиционная).  

Для  реферата  отбирается информация, объективно-ценная для всех читающих, а не только для одного автора. Автор реферата не может пользоваться только ему понятными значками, пометами, сокращениями. Работа, проводимая автором для подготовки реферата должна обязательно включать самостоятельное мини-исследование, осуществляемое студентом на основе монографий, статей в медицинских журналах, пособий и других первоисточников.

Организация и описание исследования представляет собой очень сложный вид интеллектуальной деятельности,  требующий культуры научного мышления, знания методики проведения исследования, навыков оформления научного труда и т.д. Мини-исследование раскрывается в реферате после глубокого, полного обзора научной литературы по проблеме исследования.

В зависимости от количества реферируемых источников выделяют

следующие виды рефератов:

  • монографические  – рефераты, написанные на основе одного

источника;

  • обзорные – рефераты, созданные на основе нескольких исходных

текстов, объединенных общей темой и сходными проблемами исследования

1.3. Структура реферата

Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:

  • титульный лист;
  • содержание;
  • введение;
  • основная часть;
  • заключение;
  • список использованных источников;
  • приложения (при необходимости).

Рекомендуемый объем структурных элементов реферата

Наименование частей реферата

Количество страниц

Титульный лист

1

Содержание (с указанием страниц)

1

Введение

2

Основная часть

15-20

Заключение

1-2

Список использованных источников

1-2

Приложения

Без ограничений

Титульный лист. Является первой страницей и заполняется по строго определенным правилам. В  верхнем поле  указывается полное наименование учебного заведения. В среднем поле дается заглавие реферата, которое приводится без слова «тема» и в кавычки не заключается. Далее, ближе к правому краю титульного листа, указываются фамилия, инициалы студента, написавшего реферат, а также его курс и группа. Немного ниже или слева указываются фамилия и инициалы преподавателя - руководителя работы. В  нижнем  поле указывается год написания реферата.

В приложении  представлен образец оформления титульного листа реферата (Приложение 1).

В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.

Во введении дается общая характеристика реферата:

  • обосновывается актуальность выбранной темы;
  • определяется цель работы и задачи, подлежащие решению для её достижения;
  • описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования;
  • кратко характеризуется структура реферата по главам.

Основная часть должна содержать материал, необходимый для достижения поставленной цели и задач, решаемых в процессе выполнения реферата. Она включает 2-3 главы, каждая из которых, в свою очередь, делится на 2-3 параграфа. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка «ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ» в содержании реферата быть не должно.

Главы основной части реферата могут носить теоретический, методологический и аналитический характер.

Обязательным для реферата является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы, самостоятельное изложение материала, аргументированность выводов. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники.

Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).

В заключении логически последовательно излагаются выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата. Заключение должно кратко характеризовать решение всех поставленных во введении задач и достижение цели реферата.

Список использованных источников является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы. Количество источников в списке определяется обучающимся самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20. При этом в списке обязательно должны присутствовать источники, изданные в последние 3 года, а также ныне действующие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, рассматриваемые в реферате.

В приложения следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).

1.4. Оформление реферата

При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы в виде реферата необходимо соблюдать следующие требования:

на одной стороне листа белой бумаги формата А-4

размер шрифта-14; Times New Roman, цвет - черный

междустрочный интервал –полуторный

поля на странице – размер левого поля –3 см, правого- 1,5см, верхнего-2см, нижнего-2см, отступ первой строки абзаца – 1,25. Сноски – постраничные (шрифт 12), их нумерация должна быть сквозной по всему тексту реферата.

номер страницы проставляется в верхней части листа по центру, без точки.

отформатировано по ширине листа

на первой странице необходимо изложить план (содержание) работы.

в конце работы необходимо указать источники использованной литературы

Нумерация страниц должна быть сквозной (номер не ставится на титульном листе, но в общем количестве страниц учитывается).

Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:

  • законодательные и нормативно-методические документы и материалы;
  • специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);
  • статистические, инструктивные и отчетные материалы предприятий, организаций и учреждений.

Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.

По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.

Например:

  1. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323 - ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
  2. Латинский язык (для медицинских и фармацевтических колледжей и училищ): учебник / Ю.И.Городкова – 20-е изд., стер.- М.:КНОРУС, 2013.-252 с.- (Среднее профессиональное образование).- ISBN 978-5-406-02211-5.
  3. Куркина Т.В. Терминология фармации как отражение развития профессионального знания и деятельности //Известия Самарского научного центра РАН.-2018.-№6.-с.519.

Например, оформление источника из интернета:

История развития латинского языка[Электронный ресурс]:         https://scienceforum.ru/2017/article/2017035321

Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово «Приложение» и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.

Приложения следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами.

На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.

1.5. Требования к оформлению таблиц, иллюстративного материала

Таблицу следует располагать в работе по центру непосредственно
после текста, в котором она упоминается впервые или в приложении.
Таблицу следует располагать так, чтобы читать её можно было без
поворота работы. Если такое размещение невозможно, таблицу располагают так,чтобы её можно было читать, поворачивая работу по часовой стрелке.

Таблицы нумеруются арабскими цифрами. Заголовок следует
размещать над таблицей слева в начале строки после слова «Таблица».

Допускается нумерация таблиц сквозная – по всей работе. Если в работе однатаблица, её не нумеруют.

Слово «Таблица» и заголовок начинаются с прописной (большой)
буквы, точка в конце заголовка не ставится. Кавычки для выделения слова
«Таблица» или заголовка не используются.

При переносе таблицы на другую страницу заголовки её граф
повторяют.

Если данные в какой-либо строке таблицы отсутствуют, то ставится
прочерк.

Графы строк, столбцов, также должны иметь заголовки, начинающихся спрописных букв. Графу № п/п (номер по порядку) в таблицу включать не
следует.

При наличии в тексте небольшого по объему цифрового материала его
нецелесообразно оформлять в таблицу, а следует давать в виде текста,
располагая цифровые данные в колонки.

Все иллюстрации (графики, схемы, рисунки, и т.п.) в работе
обозначаются как рисунки: «Рис.1.». Их необходимо нумеровать арабскими
цифрами в пределах всей работы.

Если в работе только одна иллюстрация, её нумеровать не следует.
Иллюстрация должна иметь название, которая помещается под ним после слова«Рис. 1.».

Иллюстрации следует располагать в работе непосредственно после
текста, в котором они упоминаются впервые или на следующем листе.

На все таблицы, схемы, иллюстрации должны быть даны ссылки в
тексте.

В приложении  представлен образец оформления таблицы и иллюстративного материала (Приложение 2).

1.6. Порядок сдачи и защиты реферата

При оценке реферата преподаватель учитывает качество, степень самостоятельностистудента и проявленную инициативу, связность, логичность  и  грамотность  составления, оформление в соответствии с требованиями ГОСТ.

Защита тематического реферата может проводиться на выделенном одном занятии в рамках часов учебной дисциплины или конференции илипо  одному  реферату  при  изучении соответствующей темы, либо по договоренности с преподавателем.

Защита реферата студентом предусматривает доклад по реферату не более 5-7 минут, ответы на вопросы оппонента.

На защите  запрещено  чтение  текста реферата.

Общая оценка за реферат выставляется с учетом оценок за работу, доклад, умение вести дискуссию и ответы на вопросы.

1.7. Критерии оценки реферата

Срок сдачи готового реферата определяется утвержденным графиком.

В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.

Реферат оценивается по системе:

Оценка 5 «отлично» выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.

Оценка 4 «хорошо» выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.

Оценка 3 «удовлетворительно» выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.

Оценка 2 «неудовлетворительно» выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.

Студент, не представивший в установленный срок готовый реферат по дисциплине учебного плана или представивший реферат, который был оценен на «неудовлетворительно», считается имеющим академическую задолженность и не допускается к сдаче экзамена по данной дисциплине.

  1. Методические  рекомендации  по составлениюкроссворда

Кроссворд(англ. «cross» — пересечение и «word» — слово) и переводится как«крест-слово», отсюда и другое название кроссворда — «крестословица».

Учебный кроссворд - это дидактическая игра, своеобразная самопроверка,занимательный тест.

Самостоятельное составление кроссвордов способствует развитию уменийориентироваться в учебном и дополнительном материале, правильно и точноформулировать вопросы, определять тип кроссворда, создавать в печатном и электронномварианте, а также развитию творческих возможностей студентов.

Кроссворд по учебной дисциплине представляет собой сформированный в определенном виде перечень ответов на вопросы.

Кроссворд — это задача-головоломка; ее суть в заполнении пересекающихся рядов клеток (по вертикали и горизонтали) словами, разгадываемыми по приводимому списку определений смысла этих слов.

2.1.Общие требования при составлении кроссвордов

 Составляются кроссворды по тексту учебной литературы и конспектов.

При составлении кроссвордов необходимо придерживаться принципов наглядности и доступности.

1.Не допускается наличие «плашек» (незаполненных клеток) в сетке кроссворда.

2.Не допускаются случайные буквосочетания и пересечения.

3.Загаданные слова должны быть именами существительными в именительном падеже единственного числа.

4.Двухбуквенные слова должны иметь два пересечения.

5.Трехбуквенные слова должны иметь не менее двух пересечений.

6.Не допускаются аббревиатуры (ЗиЛ и т.д.), сокращения (табл. и др.).

7.Не рекомендуется большое количество двухбуквенных слов.

8. Все тексты должны быть написаны разборчиво, желательно отпечатаны.

9. На каждом листе должна быть фамилия автора, а также название данного кроссворда.

Требования к оформлению (Приложение 3):

1. Кроссворд сдаётся в напечатанном виде

2. Рисунок кроссворда должен быть четким.

3. Сетки всех кроссвордов должны быть выполнены в двух экземплярах: 1-й экз. - с заполненными словами; 2-й экз. - только с цифрами позиций.

4. Грамотно сформулированные задания к кроссворду.

5. Ответы на кроссворд публикуются отдельно

2.2. Создание кроссвордов с применением Microsoft Word,Microsoft Excel.

Первый способ.

Создание кроссворда в MS Word.

Основные приемы.

 Создание сетки графическим методом; при этом все элементы должны быть сгруппированы

  • Создание сетки табличным методом; при этом границы ненужных ячеек стираются
  • Номера либо вставляют непосредственно в ячейки, либо записывают рядом с соответствующими ячейками
  • Задания к кроссворду могут быть расположены обычным способом или оформлены в виде выносок к соответствующим клеткам.

Требования к созданию кроссворда в MS Word.

  • Наличие сетки.
  • Наличие нумерации.
  • Наличие грамотно сформулированных заданий к кроссворду.
  • Наглядное оформление и расположение кроссворда на странице

Второй способ.

Создание кроссворда в Microsoft Excel.

Основные приемы

  • Сетка кроссворда создается путем обозначения границ ячеек и настройки их ширины и высоты таким образом, чтобы они получились квадратными.
  • Задания к кроссворду могут быть расположены обычным образом или оформлены в виде примечаний к ячейкам, в которых находится нумерация.
  • Проверка правильности разгадывания кроссворда может быть осуществлена с помощью условного форматирования (например, если в ячейку введена правильная буква, то ячейка заливается определенным цветом или идет подсчет верных букв в словах).

Требования к созданию кроссворда в Microsoft Excel.

  • Наличие сетки.
  • Наличие нумерации.
  • Наличие грамотного сформулированных заданий к кроссворду.
  • Наглядное оформление и расположение кроссворда на рабочем листе.
  • Наличие проверки правильности решения кроссворда.

2.3. Требования, предъявляемые к оформлению кроссворда

Объект унификации

Параметры унификации

Параметры страницы

Формат листа бумаги А4 Поля (мм)

Левое – 30 мм, Верхнее и Нижнее – 20 мм , Правое – 10 мм

Шрифт

Размер шрифта –14 пунктов

Название шрифта –Times New Roman Начертание – Обычный

Цвет – Чёрный

Абзац

Междустрочный интервал –Полуторный Отступ первой строки – 1,25 см (5 знаков)

Общий вид

1 лист – титульный

 2 лист – пустой кроссворд

3 лист – вопросы к кроссворду

4 лист – заполненный кроссворд

Общий объём

Кроссворд содержит 20-25 слов

На титульном листе внизу - справа указать ФИО и № группы.

Кроссворд сложить в файл.

2.4.Критерии оценивания

  1. Оценивание кроссвордов осуществляется малой группой (двумя студентами).
  2. Студент передаёт свой незаполненный кроссворд напарнику, который решает его.
  3. После решения кроссворда, студенты получают ответы и производят самопроверку.
  4. В результате самопроверке студент выставляет оценку по критериям.
  5. А так же студент выставляет оценку своему напарнику, который
    составлял кроссворд согласно критериям

Критерии оценивания задания для студента, решающего кроссворд.

Критерии оценивания задания для студента, составившего кроссворд

Показатель

Баллы

Соответствие кроссворда тематике

5

Легкость понимания вопросов и ответов

2

Лаконичность

2

Правильность оформления

5

Максимально составитель кроссворда может набрать 14 баллов

Количество баллов

Оценка

13 -14

5 (отлично)

10-12

4 (хорошо)

7 - 9

3 (удовлетворительно)

Менее 7

2 (неудовлетворительно)

Из итоговой оценки вычитаются баллы, если

Приведён неправильный ответ

-1 балл

Задан некорректный вопрос или ответ

-1 балл

  1. Методические рекомендации по составлению схем терминов

Для успешной работы в любой области науки, техники и производства специалисту необходимо правильно понимать и точно, грамотно применять соответствующую терминологию. Необходимым условием для осмысленного запоминания медицинских терминов, более точного понимания обозначаемых ими понятий является умение анализировать многие из терминов по их составным частям, обладающих соответствующими значениями. Сопоставляя такие слова как еndocardium, реriсadium, саrdiologia, саrdiosplasmus, аngiosplasmus, аngiologia мы находим в них двойные ряды соответствий: сходство корневых элементов и различие приставок, и различие корней при сходстве приставок. Наличие этих соответствий легко позволяет нам членить слова на составные части. Из значения этих частей мы можем вывести общее значение слова. Составные части латинских слов, так же как и русских следующие: корень, приставка, суффикс, окончание.

Составление схем служит не только для запоминания материала. Такая работа становится средством развития способности выделять самое главное, существенноев учебном материале, классифицировать информацию.Выделяют основные составляющие более сложного понятия, ключевые слова и т. п. и располагаются в последовательности - от общего понятия к его частным составляющим.Нужно продумать, какие из входящих в тему понятий являются основными и записать их в схеме так, чтобы они образовали основу. Далее присоединить частные составляющие (ключевые слова, фразы, определения), которые служат опорой для памяти и логически дополняют основное общее понятие.Действия при составлении схемы могут быть такими:

1. Подберите факты для составления схемы.

2. Выделите среди них основные, обще понятия.

3. Определите ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия.

4. Сгруппируйте факты в логической последовательности.

5. Дайте название выделенным группам.

6. Заполните схему данными.

        Пример составления схем клинических терминов.

        Термин: nephroma – опухоль почки

Схема: Приставка: nephr (почка)

   Суффикс: oma (опухоль)

Требования  к оформлению схем терминов

Оформление титульного листа указано в Приложении 4

Объект унификации

Параметры унификации

Параметры страницы

Формат листа бумаги А4 Поля (мм)

Левое – 30 мм, Верхнее и Нижнее – 20 мм , Правое – 10 мм

Шрифт

Размер шрифта –14 пунктов

Название шрифта –Times New Roman Начертание – Обычный

Цвет – Чёрный

Абзац

Междустрочный интервал –Полуторный Отступ первой строки – 1,25 см (5 знаков)

Общий вид

1 лист – титульный

 2 лист – Схемы терминов

3 лист – список используемой литературы

Общий объём

Работа содержит 20-25 слов

На титульном листе внизу - справа указать ФИО и № группы.

Работу сложить в файл.

Критерии оценивания задания для студента, составившего схемы терминов

Показатель

Баллы

Соответствие схем тематике

5

Правильная структурированность информации

2

Аккуратность и грамотность изложения и представления работы

2

Соответствие оформления требованиям

5

Максимально составитель схемы может набрать 14 баллов

Количество баллов

Оценка

13 -14

5 (отлично)

10-12

4 (хорошо)

7 - 9

3 (удовлетворительно)

Менее 7

2 (неудовлетворительно)

Из итоговой оценки вычитаются баллы, если

Приведена неправильная схема термина

-1 балл

Не соответствует требованиям по оформлению

-1 балл

Не соответствует тематике

-1 балл

  1. Методические  рекомендации  по составлениюсловаря медицинских терминов

Ознакомление с профессионально-направленными источниками предполагает составление словаря (глоссария). Работа с глоссарием лежит в основе формирования понятийно-категориального аппарата студентов, что крайне необходимо для будущей профессиональной деятельности, так как расширяет специальный лексический запас, формирует умение использовать терминологию по направлению будущей деятельности, расширяет кругозор, придает студентами уверенность в себе, способствует становлению профессиональной компетенции.

Терминологический словарь - словарь, содержащий термины определенной области науки, техники, искусства.

Глоссарий (лат. glossarium — «собрание глосс») — словарь узкоспециализированных терминов в какой-либо отрасли знаний с толкованием, иногда переводом на другой язык, комментариями и примерами.

Дефиниция - это логическое определение слов, придание фиксированного смысла определенным  терминам.

При составлении терминологического словаря нужно придерживать
определенного образца оформления.

Источниками информации при составлении терминологического словаря могут бы учебники, учебные пособия, словари, справочники, энциклопедии, в том числе электронные и интернет-источники.

Цель терминологического словаря - формирование понятийного аппарата изучаемой учебной дисциплине и ПМ, ее части, разделу или области знания, толкование наиболее употребительных в учебной дисциплине и ПМ терминов.

Требования, предъявляемые к терминологическому словарю:

  • соответствие рабочей программе;
  • научность, соответствие излагаемых сведений современному состоянию науки;
  • достоверность, надежность информации, включение устоявшихся знаний – основ науки;
  • точность в определении понятий и характеристике терминов;
  • стандартность стиля изложения: лаконичность и схематизм изложения, упрощенный синтаксис, большое число условных сокращений;
  • наличие специального справочного аппарата, обеспечивающего использование словаря в учебном процессе;
  • доступность изложения.

Алгоритм самостоятельной работы по составлению терминологического словаря:

  1. Внимательно прочитайте учебный материал по изучаемой теме.
  2. Выпишите термины.
  3. Ознакомьтесь со списком рекомендуемой литературы и источников и подготовьте их для работы.
  4. Найдите расшифровку терминов в одном из рекомендуемых источников.
  5. Запишите определение в терминологический словарь.
  6. Сравните расшифровку терминов в разных источниках.
  7. Дополните расшифровку терминов информацией полученной Вами из других источников.

Требования к оформлению терминологического словаря по теме:
- титульный лист (Приложение 5);
- словарь терминов, относящихся к выбранной теме (не менее 5терминов);
- приведены примеры, свидетельствующие об общем владении ситуацией.

Пример оформления медицинского термина:

Этиоло́гия (греч.αἰτία — причинаиλόγος — наука) — разделмедицины, изучающийпричиныиусловиявозникновенияболезней. В профессиональноймедицинскойсредетерминэтиологияупотребляетсятакжекаксиноним «причины» (например, «грипп — заболеваниевируснойэтиологии»)

Источник:https://ru.wikipedia.org/wiki

Критерии оценки самостоятельной работы по составлению терминологического словаря:

  • соответствие содержания терминов заданной теме;
  • термины представлены в полном объеме;
  • термины расположены в алфавитном порядке;
  • к каждому термину даны определения;
  • рядом с термином указан использованный источник информации;
  • качество оформления текста (аккуратность, эстетичность, оригинальность);
  • терминологический словарь представлен на контроль в срок.

Оценка 5 «отлично» выставляется, если терминологический словарь содержит не менее 20 терминов, все соответствуют теме, содержание словарных статей представлено развернуто, доступно для читателя, приведены примеры, свидетельствующие о владении студентом современным инструментарием по данной проблематике; эстетически оформлены; представлен на контроль в срок.

Оценка 4 «хорошо» выставляется, если терминологический словарь содержит менее 20, но более 15 терминов; все термины соответствуют теме; содержание словарных статей представлено развернуто, доступно для читателей, приведены примеры, свидетельствующие об общем владении ситуации студентом; эстетически оформлены; представлен на контроль в срок.

Оценка 3 «удовлетворительно» выставляется, если терминологический словарь содержит менее 15 терминов, 50% из них соответствуют теме, содержание словарных статей представлено кратко, доступно для читателя, не приведены примеры; оформлены небрежно; не представлен на контроль в срок.

Оценка 2 «неудовлетворительно» выставляется, если терминологический словарь содержит менее 10 терминов, менее 50% из них соответствуют теме, содержание словарных статей представлено кратко, не доступно для читателя, не приведены примеры; оформлены небрежно; не представлен на контроль в срок. Та же оценка ставится, если работа не выполнена.

  1. Методические рекомендации по составлению алгоритма

Имена прилагательные  играют важную роль в анатомической и фармацевтической терминологии. Их изучение позволяет грамматически правильно выписать сложный рецепт или произнести фразу, состоящую из существительного и прилагательного.

Имена прилагательные влатинском языке, как и в русском, согласуются в роде, числе и падеже с существительными, к которым они относятся. Это — согласованные определения. Влатинском языке имена прилагательные обычно ставятся после существительных.

Например:                         lineaalba — белая линия;

                                succuspurus — чистый сок;

                                vaselinumpurum — чистый вазелин.

        Следует иметь в виду, что согласованные прилагательные не всегда имеют одинаковые окончания с существительными. Согласуюсь между собой в роде, числе и падеже, существительные и прилагательные могут относиться к разным склонениям.

        Например: bolusalba — белая глина: bolus, i, f. — существительное 2-го склонения, но по исключению женского рода; alba — согласовано в женском роде и склоняется по 1-му склонению. Gen. singularis — bolialbae.

        Для того, чтобы избежать ошибок при согласовании прилагательных с существительными, следует соблюдать алгоритм согласования.

        

ОСНОВА ОРИЕНТИРОВОЧНОГО ДЕЙСТВИЯ

            «Согласование  прилагательных с существительными»

   Что делать ?

                        Как делать?

        Помощь

Согласовать прилагательное с существительным в требуемом падеже

          Определить искомую форму

                         (падеж и число термина)

Записать словарную                            Записать словарную

Форму существительного             форму прилагательного

 Определить род                                    Выбрать соотв.

 Существительного                              прилагательное

                            Составить термин в Nom.Sing.,

                             приписав выбранное прилагат.

                             к существ. В Nom.Sing.

Определить склонение                    Определить склонение

Существительного                               прилагательного

                                Образовать термин

Словарная форма существительного.

(Словарь)

Определение склонения

Существительного

(Таблица падежных окончаний).

Определение рода существительного

(таблица падежных окончаний).

Нахождение основы существительных.

Словарная форма прилагательного

Рассмотрим алгоритм согласования на следующем примере: «горькая настойка».

1. Определяем порядок слов, искомую грамматическую форму, т. е. число, падеж, род термина.

                Существительное _______________________ прилагательное

2. Указываем словарную форму существительного.

                                        tinctura, ае, f

3. Определяем род существительного f

4. Указываем словарную форму прилагательного.

amarus, а, um

5. Выбираем из словарной формы прилагательного, форму соответствующую роду определяемого существительного.

amara

6. Записываем определяемое существительное и присоединяем к нему выбранную форму прилагательного.

tincturaamara

Чтобы правильно просклонять это словосочетание, необходимо определить склонение в данном случае, т. е. 1 - е склонение.

ВG.S. tincturaeamarae

Требования к составлению алгоритма:

  • Алгоритмы согласования выполняются в ученической тетради по указанному выше примеру.
  • Обучающийся самостоятельно составляет фразы, согласовывая существительные с прилагательными.
  • Работа представляется в обозначенные преподавателем сроки.

Критерии оценки самостоятельной работы по составлению алгоритма согласования прилагательных с существительными:

  • соответствие указанныхсловосочетаний.
  • правильность составления алгоритма и согласования словосочетаний.  
  • словосочетания представлены в полном объеме;
  • работа представлена на контроль в срок.

Оценка 5 «отлично» выставляется, если работа выполнена в полном объеме, обучающийся допустил единичные незначительные ошибки, исправленные с помощью преподавателя, соответствует требованиям по оформлению, работа представлена на контроль в срок.

Оценка 4 «хорошо» выставляется, если работа содержит не менее 8 правильных словосочетаний, оформление соответствует требованиям, работа представлена на контроль в срок.

Оценка 3 «удовлетворительно» выставляется, если работасодержит не менее7 правильных словосочетаний, работа оформлена небрежно; не представлена на контроль в срок.

Оценка 2 «неудовлетворительно» выставляется, если работа содержит менее 7 правильных словосочетаний, работа оформлена небрежно; не представлена на контроль в срок. Та же оценка ставится, если работа не выполнена.

  1. Методические рекомендации по подбору латинских пословиц и афоризмов

Пословицы и поговорки занимают значительное место в словарном составе языка. В них отражен многовековой социально-исторический опыт народа. Использование пословиц и поговорок на  занятиях – это эффективный прием поддержания интереса обучающихся к учебе, повышения их активности на занятии. При изучении латинского языка пословицы играют очень важную роль, помогают обучающимся в усвоении различных аспектов языка.

Работа с пословицами и поговорками помогает развивать наблюдательность обучающихся, память, внимание, языковую догадку, обогащают словарный запас, развивает эмоциональную выразительность речи, чувство языка, так как часто слова, используемые в латинских пословицах, в русском переводе звучат совсем по-другому.

        Афори́зм (от др.-греч. ἀφορισμός «определение») — оригинальная законченная мысль, изречённая и записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми.

Требования к подбору латинских пословиц и афоризмов:
- Формат листа бумаги А4; Поля (мм), Левое – 30 мм, Верхнее и Нижнее – 20 мм , Правое – 10 мм; Размер шрифта –14 пунктов; Название шрифта –Times New Roman;  Начертание – Обычный; Цвет – Чёрный; Междустрочный интервал –Полуторный; Отступ первой строки – 1,25 см (5 знаков)

  • 1 лист – титульный(Приложение 6);
  • 2 лист – латинские  пословицы и афоризмы (не менее 5);
  • 3 лист – список используемой литературы
  • Работу сложить в файл.

Пример оформления латинских выражений:

        Scientia potentia est. Знание - сила.

Критерии оценки самостоятельной работы по подбору латинских пословиц и афоризмов:

  • соответствие латинских пословиц и афоризмов заданной теме;
  • латинские выраженияпредставлены в полном объеме;
  • указан использованный источник информации;
  • качество оформления текста (аккуратность, эстетичность, оригинальность);
  • работа представлена на контроль в срок.

Оценка 5 «отлично» выставляется, если работа содержит не менее 20 латинских выражений, все соответствуют теме, оформление соответствует требованиям, работа представлена на контроль в срок.

Оценка 4 «хорошо» выставляется, если работа содержит менее 20, но более 15 латинский выражений; все выражения соответствуют теме; оформление соответствует требованиям, работа представлена на контроль в срок.

Оценка 3 «удовлетворительно» выставляется, если работасодержит менее 15 латинских выражений, 50% из них соответствуют теме, работа оформленанебрежно; не представлена на контроль в срок.

Оценка 2 «неудовлетворительно» выставляется, если работа содержит менее 10латинских выражений, менее 50% из них соответствуют теме, работа оформлена небрежно; не представлена на контроль в срок. Та же оценка ставится, если работа не выполнена.

Задания для самостоятельной работы

Тема 1.1.Введение. Латинский алфавит

Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме реферата.

Норма времени: _2_часа

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка реферата.

Задание 1. Подготовка рефератана тему:«История развития латинского языка».

Формат выполненной работы: реферат

Критерии оценки реферата: соответствие теме; глубина проработки материала; имеет исследовательский характер,содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами, правильность и полнота использования источников.

Контроль выполнения: защита рефератана учебных занятиях

Тема 1.2.Имя существительное первого и второго склонения

Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме реферата.

Норма времени: _2_часа

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка реферата.

Задание 1. Подготовка реферата на тему:«Развитие анатомической терминологии».

Формат выполненной работы: реферат

Критерии оценки реферата: соответствие теме; глубина проработки материала; имеет исследовательский характер,содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами, правильность и полнота использования источников.

Контроль выполнения: защита реферата на учебных занятиях

Тема 1.3.Имя прилагательное

Цель: закрепление теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме алгоритма.

Норма времени: _2_часа

Самостоятельная работа обучающихся: Составление алгоритма согласования.

Задание 1.Составление алгоритма согласования прилагательных с существительными 1 и 2 склонения:

  1. жидкий экстракт
  2. полая вена
  3. простая мазь
  4. горькая микстура
  5. чистый отвар
  6. хроническая болезнь
  7. белая глина
  8. сложный настой
  9. хороший врач
  10. желтый лист

Формат выполненной работы: алгоритмы согласования выполнены в ученической тетради

Критерии оценки алгоритма: соответствие словосочетаний, правильность согласования, объем работы, работа сдана в срок.

Контроль выполнения: оформленная работа

Тема 1.4.Имя существительное.Третье, четвертое,пятое склонение

Цель: закрепление теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме алгоритма.

Норма времени: _2_часа

Самостоятельная работа обучающихся: Составление алгоритма согласования.

Задание 1.Составление алгоритма согласования прилагательных с существительными 3,4 и 5 склонения:

  1. простой порошок
  2. левое легкое
  3. очищенный спирт
  4. внутренняя поверхность
  5. красный цветок
  6. длинный корень
  7. правое ухо
  8. грудной сбор
  9. венозный проток
  10. концентрированный раствор

Формат выполненной работы: алгоритмы согласования выполнены в ученической тетради

Критерии оценки алгоритма: соответствие словосочетаний, правильность согласования, объем работы, работа сдана в срок.

Контроль выполнения: оформленная работа

Тема 2.1. Глагол.

Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме реферата.

Норма времени: _2_часа

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка реферата.

Задание 1. Подготовка реферата на тему:«Развитие фармацевтической терминологии».

Формат выполненной работы: реферат

Критерии оценки реферата: соответствие теме; глубина проработки материала; имеет исследовательский характер,содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами, правильность и полнота использования источников.

Контроль выполнения: защита реферата на учебных занятиях

Тема 2.2. Латинская часть рецепта

Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме кроссворда.

Норма времени: _2_часа

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка кроссворда

Задание 1. Подготовка тематических  кроссвордов  по фармацевтической терминологии

Формат выполненной работы: кроссворд

Критерии оценки составленных кроссвордов: соответствие теме; четкость изложения материала, полнота исследования темы; оригинальность составления кроссворда; практическая значимость работы; уровень стилевого изложения материала, отсутствие стилистических ошибок; уровень оформления работы, наличие или отсутствие грамматических и пунктуационных ошибок; количество вопросов в кроссворде, правильное их изложения.

Контроль выполнения: оформленный кроссворд


Тема 3.1. Состав слова

Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме схемы.

Норма времени: _2_часа

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка схем клинических терминов

Задание 1. Подготовка схем клинических терминов

Формат выполненной работы: схемы клинических терминов

Критерии оценки составленных схем: соответствие теме, правильная структура терминов, наличие или отсутствие грамматических ошибок, оформление работы, работа сдана в срок.  

Контроль выполнения: оформленные схемы

Тема 3.2. Структура клиническихтерминов

Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме словаря медицинских терминов

Норма времени: _4_часа

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка словаря медицинских терминов

Задание 1. Подготовка словаря медицинских терминов

Формат выполненной работы: словарь медицинских терминов

Критерии оценки составленного словаря: соответствие терминов теме, развернутое содержание терминов, приведены примеры, соответствие оформления требованиям, работа сдана в срок.

Контроль выполнения: оформленный словарь

Тема 3.3. Профессиональные выражения

Цель: расширение теоретических знаний по теме, развитие умений проводить поиск необходимой информации в источниках различного типа и представлять результаты изучения материала в форме латинских выражений

Норма времени: _2_часа

Самостоятельная работа обучающихся:Подбор латинских пословиц и афоризмов

Задание 1.Подборлатинских пословиц и афоризмов

Формат выполненной работы: латинские выражения в лексиконе студента-медика.

Критерии оценки подбора латинских выражений: соответствие латинских выражений теме, соответствие оформления требованиям, работа сдана в срок.  

Контроль выполнения: оформленная работа


Литература

Основные источники:

1. Городкова Ю.И. Латинский язык (для медицинских и фармацевтических колледжей и училищ): учебник [Текст] – 27 –е изд., стер.  – Москва: КНОРУС, 2019 -264С.- (Среднее профессиональное образование) ISBN 978-5-406-06930-1

2. Шверев А.А., МуртановаМ.И.Словарь латинско-русский, руссколатинский для медицинских колледжей [Текст]: издание 6 стереотипное, Ростов-на-Дону, 2015-237С.  

3. Шверев А.А.; М.И. Муранова Словарь латинско-русский, руссколатинский для медицинских колледжей [Текст]: серия медицина, издание 6 стереотипное Ростов-на-Дону, «Феникс», 2015

Дополнительные источники:

        1. Болотина А.Ю. Словарь лекарственных растений [Текст]: М.: РУССО, 2006

        2. Городкова Ю.И. Латинский язык [Текст]: Учебник. – Москва: ГЭОТАР – Медиа, 2011. – 315 с. гриф МО РФ.

        3. Латинско-русский словарь [Текст]:/ авт. сост. К.А. Тананушко. М.: ООО «Харвест», 2005.

        4. Лекарственные средства: 5 000 наименований лекарственных препаратов и их форм [Текст]:/ под ред. М.А. Клюева. М.: ИКТЦ «Лада», 2008.

        5. Марцелли А.А. Латинский язык и основы медицинской терминологии [Текст]:/ А.А. Марцелли. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. -380, (1) с. – (Среднее профессиональное образование). Допущено Министерством

образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования.

        6. Международная анатомическая номенклатура [Текст]: – М.: Медицина. – 2002.

        7. Чернявский М.Н. Латинский язык и основы медицинской терминологии [Текст]: – Москва «Медицина». – 2004.

        8. Панасенко Ю.Ф. Основы латинского языка с медицинской терминологией [Текст]: – ГЭОТАР – Медиа, 2011. – 352 с. Гриф МО РФ.


Приложения

Приложение 1

Образец титульного листа

Касимовский филиал ОГБПОУ «Рязанский медицинский колледж»

РЕФЕРАТ

История развития латинского языка

Выполнил:

_______________________________________________

Проверил:

_______________________________________________

 2019 г.


Приложение 2

Оформление таблицы

Таблица 1

Примеры тривиальных наименований лекарственных веществ

https://studfiles.net/html/2706/161/html_mNQWx41VD6.j00V/img-u0U7ss.png

Оформление иллюстрации (рисунка)

http://feb-web.ru/feb/lomonos/pictures/sb2-2862.jpg

Рис.1. М.В.Ломоносов


Приложение 3

Образец титульного листа

Касимовский филиал ОГБПОУ «Рязанский медицинский колледж»

КРОССВОРД

Фармацевтическая терминология

Выполнил:

_______________________________________________

Проверил:

_______________________________________________

 2019 г.


Приложение 4

Образец титульного листа

Касимовский филиал ОГБПОУ «Рязанский медицинский колледж»

Схемы клинических терминов

Выполнил:

_______________________________________________

Проверил:

_______________________________________________

 2019 г.


Приложение 5

Образец титульного листа

Касимовский филиал ОГБПОУ «Рязанский медицинский колледж»

Словарь медицинских терминов

по учебной дисциплине Основы патологии

Выполнил:

_______________________________________________

Проверил:

_______________________________________________

 2019 г.


Приложение 6

Образец титульного листа

Касимовский филиал ОГБПОУ «Рязанский медицинский колледж»

Латинские пословицы и афоризмы

Популярные латинские выражения в лексиконе студента-медика

Выполнил:

_______________________________________________

Проверил:

_______________________________________________

 2019 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХ ПО ПМ 06. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ по специальности 19.02.10 ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

Задания для внеаудиторной самостоятельной работы составлены в соответствии с рабочей программой  МДК 06.01 Управление структурным подразделением  организации....

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ обучающихся по МДК 01.01. Организация и технология парикмахерских услуг.

Полные методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ обучающихся, с иллюстрициями, таблицами....

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине ОП.05 Основы технического черчения профессия: 23.01.03 Автомеханик

Методических рекомендации нацелены на оказание помощи студентам в освоении дисциплины «Основы технического черчения», а также ориентируют студентов на самостоятельную творческую учебную де...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине «Биология»

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине  Биология содержат:-план внеаудиторной самостоятельной работы;-методические рекомендации по выполн...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 31.02.01 Лечебное дело ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОСНОВЫ ПАТОЛОГИИ

В методических рекомендациях разработаны различные виды самостоятельной внеаудиторной работы, даны указания по их выполнению, составлены контрольные вопросы и определены формы контроля....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Методические рекомендации предназначены для обучающихся специальности 34.02.01 Сестринское дело при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине Основы патологии. В методических реком...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Методические рекомендации предназначены для обучающихся специальности 34.02.01 Сестринское дело при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине Фармакология. В методических рекоменда...