Здоровый человек и его окружение Лекция 12. Старший школьный возраст
учебно-методический материал

Золотарева Ирина Леонидовна

Анатомо – физиологические особенности

Развитие  пола

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsiya_12_teoriya.docx27.01 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция  12.   Период старшего школьного возраста (подростковый, пубертатный)

Старший школьный возраст (с 12 до 17-18 лет) называют отрочеством – это период дальнейшего совершенствования физиологических функций органов и систем. Он характеризуется резким изменением функций эндокринных желез. Это период бурного полового созревания у девочек и его начало у юношей. Происходит препубертатный ростовой скачок со свойственной ему некоторой дисгармоничностью, возникновением и развитием черт, характерных для пола. Это самый трудный период психологического развития, формирования воли, сознательности, нравственности, пересмотр всей системы жизненных ценностей, отношения к себе, к родителям, сверстникам и обществу в целом. Здесь и крайние суждения, и крайние поступки, стремление к самоутверждению и конфликтам.

Анатомо – физиологические особенности

В старшем школьном возрасте происходит завершение полового созревания.

К 17-18 годам в основном завершаются рост и окостенение длинных трубчатых костей. В 15-16 лет начинается окостенение верхних и нижних поверхностей тел позвоночников, грудины и срастание ее с ребрами. К 17-18 годам заканчивается сращение тазовых костей, но полное их окостенение происходит к 20-25 годам.

Дальнейшее развитие мышечной системы происходит за счет увеличения диаметра мышечного волокна. К 17-18 годам формируется высокодифференцированное мышечное волокно с небольшим количеством узких, вытянутых ядер. Происходит нарастание массы мышечной ткани, совершенствуется система энергообеспечения мышечной деятельности. Увеличивается мышечная сила. Значительный прирост мышечной силы отмечается у мальчиков в 15-16 лет. С возрастом разница между мышечной силой мальчиков и девочек увеличивается. Приобретается способность к выполнению длительной интенсивной нагрузки.

Сердечная мышца продолжает интенсивно расти. Происходит дальнейшее увеличение диаметра ее волокон. Это приводит к утолщению миокарда и некоторой гипертрофии левого желудочка, характерной для юношеского возраста. В этом возрасте нередко наблюдаются функциональные нарушения сердечной деятельности, сопровождаемых неорганическими шумами, повышением артериального давления, изменением ритма. Эти нарушения, как правило, носят временный характер, но они требуют рациональной организации режима труда и спорта.

К 18 годам формирование сердечно-сосудистой системы в основном заканчивается. Нервная регуляция ее деятельности становится совершенной, в связи с чем сердечно-сосудистая система становится выносливой к нагрузкам.

К 15-16 годам значительно увеличивается жизненная емкость легких, особенно у мальчиков. В этом возрасте в связи с тренировкой повышение легочной вентиляции при физической нагрузке происходит не только за счет учащения дыхания, но и за счет его углубления.

Продолжается перестройка эндокринной системы, и только к 17-18 годам соотношение активности желез внутренней секреции становится таким, как у взрослого человека.

Развитие  пола. 

Наиболее  характерным  признаком  подросткового  периода

 является  половое  созревание, оценка  развиия  которого является  

второй частью общей оценки развития подростка.

  • На этот период  приходится  вторая  фаза полового созревания девочек,  которая начинается  с менархе и характеризуется завершением развития вторичных половых признаков,  замедлением роста,  установлением  овуляторных циклов.
  • Во  второй  фазе  полового  созревания  за  счет  увеличения

секреции  гонадотропинов  и  закрепления  цикличного  их  выделения  резко  увеличивается  секреция  эстрогенов,  после 14  лет приобретающая  определенную  цикличность,  характерную  для  здоровой  менструирующей  женщины.  

Обычно  правильные  циклы  устанавливаются  в  течение  0,5—1,5  лет,  продолжительность  их  индивидуальна  и  составляет  в  среднем

28—30  дней.  Установление  овуляторного  цикла  завершает

формирование  соматического  и  полового  развития  зрелого

женского  организма,  когда девушка анатомически  и  функционально  

готова к продолжению рода.

В  этом  периоде  продолжается  появление  вторичных  поло­

вых признаков,  проходящее  в такой  последовательности:

•  12—13 лет — развитие железистой ткани молочных желез

прилегающих к околососковому кружку участков, пигментация сосков,  появление  менархе;

•  13—14 лет — рост волос в подмышечных впадинах,  нерегулярные  

менструации;

•  14—15 лет —  изменение формы таза,  ягодиц и  бедер;

•  15—16 лет —  появление  угрей,  регулярные  менструации;

•  16—17 лет —  остановка роста скелета.

Помимо  соматических изменений,  есть  и  другие  признаки  полового  созревания  девочек,  в частности  изменения  со  стороны  внутренних  половых  органов,  развитие  которых  несколько  опережает  внешние  признаки.  Так,  увеличиваются  в  размерах  яичники,  в  них  появляются  зрелые  фолликулы,  выделяющие  половые  гормоны; растет  матка,  при  этом  изменяется  соотношение  между  шейкой  и  телом  матки,  увеличивается  влагалище, в  нем  появляется  складчатость,  утолщается  слизистая  оболочка.

На  сроки  полового  созревания  оказывают  влияние  разно­

образные факторы:

•  семейные  наследственные особенности;

•  общая задержка роста и развития;

•  характер  питания;

•  длительно текущие хронические заболевания;

•  частые  общие  заболевания;

•  патология эндокринной  системы;

•  церебральная патология.

У мальчиков с ростом яичек начинается секреция тестостерона и его активного метаболита дигидротестостерона с характерным  ночным увеличением продукции гонадотропинов.

Последовательность  признаков  полового  созревания  у  мальчиков этого  возраста тоже достаточно  определенная:

•  12—13 лет — значительный рост яичек и полового члена,

начало оволосения лобка  (по женскому типу);

•  13—14 лет — быстрый рост яичек и полового члена, узлообразное уплотнение околососковой области,  начало мутации голоса;

•  14—15 лет — рост волос в подмышечной впадине, появление  волос  на лице,  дальнейшее  изменение  голоса,  пигментация  мошонки,  первая эякуляция;

•  15—16 лет  —  созревание  сперматозоидов;

•  16—17  лет  —  оволосение  лобка  по  мужскому  типу (в виде ромба),  

рост волос на лице,  конечностях,  груди;

•  17—21  год  —  остановка роста скелета.

К  16  годам  у  большинства  мальчиков  рост  половых  органов  прекращается.

Важным  признаком  физиологического  полового  созревания  мальчиков  являются  регулярные  поллюции.

Поллюция  — самопроизвольно возникающее семяизвержение,  не

 связанное  с  половым  актом,  происходящее  в  большинстве случаев  во  время ночного  сна,  появляющиеся  в  возрасте  12,5 -  16  лет.  Кроме  того,  признаками полового  созревания  являются  изменение  формы  гортани,

мутация  голоса,  ускорение  линейного  роста  (повторное  повышение  скорости  роста),  увеличение  длины  конечностей, кистей,  стоп,  нарастание  мышечной  массы,  развитие  верхнего  плечевого  пояса,  уменьшение жировой ткани.

Характеризуя высшую нервную деятельность подростков, следует отметить, что в начале этого периода сохраняются преобладание процессов общего возбуждения и ослабление всех видов внутреннего торможения. У некоторых подростков наблюдаются психическая неуравновешенность, явления негативизма и аффективных состояний.

Рациональный режим дня, занятие спортом, бережное, ровное отношение со стороны взрослых создают условия для того, чтобы переходный период прошел без функциональных расстройств.

Нервная  система – в начале периода характеризуется  неустойчивостью  и лабильностью  вегетативных  реакций,  что  определяет  некоторые  возрастные  особенности  функционирования  отдельных  органов и  систем,  их  ранимость  и  чувствительность  к различным  неблагоприятным  воздействиям.  

К концу старшего школьного возраста устанавливаются гармоничные отношения коры головного мозга и подкорковых отделов, отмечаются высокая степень функционального совершенства нервной системы, большая подвижность нервных процессов. Функциональная зрелость структур мозга обеспечивает системный характер жизнедеятельности организма.

Подростки по сравнению с детьми более целеустремленны, настойчивы, однако в проявлении этих качеств часто бывают односторонними.

Для подросткового возраста характерно попеременное проявление полярных качеств психики:

  • целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью и неустойчивостью,
  • повышенная самоуверенность и безапелляционность в суждениях сменяются легкой ранимостью и неуверенностью в себе,
  • потребность в общении - желанием уединиться,
  • развязность соседствует с застенчивостью;
  • романтизм, мечтательность, возвышенность чувств нередко уживаются с сухим рационализмом и циничностью, отчужденностью, враждебностью и даже жестокостью.
  • Для этого возраста характерны рискованные, в том числе для здоровья, формы поведения, приводящие к травматизму, алкоголизации, раннему употреблению табака, психоактивных веществ, сексуальной активности.

Становление характера, переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности обнажают и заостряют слабые стороны личности подростка, делают ее особенно уязвимой и чувствительной к неблагоприятным влияниям среды.

Сравнительная характеристика периодов

 младшего школьного и подросткового возраста

Период младшего школьного возраста от 6 до 12 лет

Период подросткового возраста от 12 до 16 лет

Половое развитие

  •  Начинается половой диморфизм физического развития (различия между мальчиками и девочками)

  •   Ведущим является процесс полового созревания (начинается с формирования вторичных половых признаков  и заканчивается половой зрелостью). Сроки полового созревания:

- у девочек в возрасте с 8-10 лет до  12-16 лет

- у мальчиков позже с 10-12 лет до 13-18 лет.

 Последовательность развития вторичных половых признаков:  

 - у девочек: увеличения молочных желез (Ма),  оволосение лобка (Р),  подмышечных впадин (Аx) и  появление с 12 лет менструации (menses, полное установление менструаций происходит в течение 6-12 месяцев).

- у мальчиков : увеличение яичек (tes), появление оволосения на лобке(Р), в подмышечных впадинах (Аx), на лице(Fe), пигментация сосков(С), мутация голоса(V), поллюции(П) (эротические сноведения с семяизвержением,  первые полюции наступают в 14-15 лет, сначала они наблюдаются 1 раз в 2-3 недели, затем реже).

-  Если происходит нарушение хроноло гии появления вторичных половых признаков, то это уже патология, которая наблюдается в 10-12% случаев.

Особенности женского фенотипа (совокупность признаков): узкие плечи, широкий таз, оволосение на лобке в форме треугольника.

Особенности фенотипа мужчин: широкие плечи, узкий таз; рост волос на лобке в форме ромба, на лице в виде сплошной линии: бакенбарды, борода, усы, залысины на голове;  рост волос на груди,  

  •   Необходимо воспитывать в ребенке чувство пола (психосексуальной ориентацией с 1-х недель, месяцев жизни)

Физическое развитие

  • Замена молочных зубов на постоянные
  • Продолжается развитие придаточных полостей носа, лобная полость формируется к 7 годам.
  • Усиленно развивается мышечная система (развиваются быстрота, сила, выносливость, движения мелких мышц, благодаря чему возможно письмо)
  • Заканчивается развитие скелета (но он еще очень податлив)
  • В 13-15 лет быстро (скачкообразно) увеличиваются размеры тела (период второго ростового скачка пубертатного мальчики вырастают на 20 см; девочек на 1-1,5 года раньше - на 8 см) значительно возрастает жизненная емкость легких, минутный объем кровообращения, мышечная сила и работоспособность.
  • Завершается физическое  развитие .
  • Перестраивается работа эндокринной системы, усиливается деятельность половых желёз.

Психическое развитие

  •  Развитие двигательных центров ЦНС, закрепление имеющихся навыков, необходимых для обучения в школе

  • Завершается психическое развитие

 

Основные заболевания

  • Ожирение, аллергические заболевания, нарушение осанки, близорукость, травматизм
  • Функциональные расстройства различных систем организма, усиление ф-и сальных желез (угри на коже), отклонения в обмене веществ (зоб, ожирение и др.), дефекты развития полового аппарата, обострения ранее перенесенных хронических заболеваний.

Социальное развитие

  • Начинается процесс самооценки,  очень важны друзья в окружении ребенка этого возраста, в этом возрасте ребенок легко поддается влиянию старших (как хорошему, так и плохому)

  • Появляется чувство самоутверждения,   негативизм к  замечаниям взрослых, из-за этого частые суицидальные попытки, алкоголизм, наркомания, венерические заболевания, поэтому отношение к мнениям детей в семье должно быть уважительным.  
  • Большое значение в данном возрастном периоде имеет половое воспитание - преподнесение определенных сведений о поле, сексе с помощью литературы, фильмов, индивидуальных бесед. Дети должны получать сведения о половых различиях к 2,5 – 3 годам, а сведения о деторождении должны быть в 5-7л. С 10-12 лет до 16-20 лет формируется сексуальная ориентация, у девочек проявляется эротическая настроенность, у мальчиков – гиперсексуальность. Подросткам, школьникам необходимо говорить о половом воздержании, о последствиях беспорядочной половой жизни, ведущей к венерическим заболеваниям, бесплодию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РЕАЛИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Характерной чертой современного этапа социально-экономического развития общества является формирование интеллектуальной, высокообразованной, культурно развитой личности, способной не только реализоват...

ПРОГРАММА «Воспитание культуры речи у детей старшего школьного возраста»

ПРОГРАММА «Воспитание культуры речи у детей старшего школьного возраста».Срок реализации программы: 3 года.Возраст детей: 14-17 летЦель и задачиЦель: обратить внимание на актуальность проблемы воспита...

Методическая разработка «Театр рук» для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста в дополнительном образовании.

Научить детей отличить хорошее от плохого; сохранять первое и бороться со вторым - одна из задач всей воспитательной работы. Не всегда ребенок может полностью раскрыться на уроках. Именно «раскрыть» е...

Проблема пространственных представлений детей с интеллектуальной недостаточностью старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Статья отражает основные аспекты изучения пространственных представлений детей с интеллектуальной недостаточностью в возрасте от 6 до 7 лет. Текст является вводной частью исследования динамики...

Здоровый человек и его окружение Лекция 11. Период младшего школьного возраста

Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возрастаФизическое  развитиеПериод  полового  созревания  Режим дня для детей младшего школьного возрастаПринципы ...

Статья на тему «Формирование компонентов школьной готовности в старшем дошкольном возрасте средствами игры»

Несмотря на многочисленные и многолетние исследования проблемы готовности к школе детей старшего дошкольного возраста, она по-прежнему остается важной и актуальной. Особенно острой эта проблема станов...

Комплект КОМ ПМ 01, МДК 01.01- Период младшего, среднего и старшего школьного возраста (подростковый, пубертатный) Период юношеского возраста-2019 г

Тестовые задания представлены в следующей стандартизированной форме: закрытой. Тестовые задания направлены на выявление знания общих, принципиальных положений темы. Задание сопровождается инструкцией ...