Презентация Энтеральное применение лекарственных средств
презентация к уроку

Шевченко Светлана Юрьевна

Для студентов Медицинских колледжей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл enteralnoe_primenenie_l.s.pptx581.21 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обучение энтеральному применению лекарственных средств. Для специальности: 34.02.01 Сестринское дело для студентов 2 курса. Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Департамента здравоохранения города Москвы “Медицинский колледж №1” Выполнил (а): Преподаватель ПМ.04 Шевченко С.Ю

Слайд 2

Цели занятия: студент должен уметь Делать выборку назначений из карты стационарного больного. Предоставлять пациенту информацию о лекарственном средстве Соблюдать правила раздачи лекарственных средств для энтерального применения Применять лекарственные средств энтерально . Вводить суппозиторий в прямую кишку Обучить пациента правилам применения различных форм лекарственных средств Оценивать осложнения, возникающие при применении лекарственных средств и оказывать помощь пациенту Применять меры предосторожности при работе с лекарственными препаратами и биологическим материалом. Оформлять медицинскую документацию

Слайд 3

студент должен знать : Пути и способы введения лекарственных средств, Правила раздачи лекарственных средств для энтерального применения Сублингвальный способ применения лекарственных средств Причины и виды осложнений при применении лекарственных средств. Универсальные меры предосторожности при работе с лекарственными средствами и биологическим материалом

Слайд 4

Одним из важных терапевтических мероприятий является медикаментозное лечение Медсестра должна уметь правильно выписывать медикаменты, необходимые для работы в данном отделении, хранить их, обеспечивать своевременную раздачу лекарств больным знать методы их введения.

Слайд 5

Применение лекарств Лекарства, действие которых направлено на устранение причины заболевания, называются этиотропными . Патогенетическое лечение, целью которого является исправить нарушения в функциях организма, вызванные болезнью Симптоматическое лечение , направленно на удаление отдельных симптомов — признаков болезни (снотворные при бессоннице, применение болеутоляющих),

Слайд 6

Эффект Применяя лекарство, можно получить местный эффект, а после его всасывания (резорбции) — резорбтивный эффект, проявляющийся преимущественно в той, ткани или органе, с которыми оно входит в прямое взаимодействие. Так как кожа, слизистые оболочки желудочно-кишечного тракта, дыхательных путей и сосуды имеют хеморецепторы, лекарства оказывают также рефлекторное действие.

Слайд 7

Минимальное количество лекарственного вещества Лечебной, или терапевтической , дозой называется минимальное количество лекарственного вещества, введение которого дает лечебный эффект и не вызывает патологических отклонений в жизнедеятельности организма. Более высокие дозы, при применении которых возникают явления отравления, называются токсическими. Для каждого лекарства установлены разовые суточные дозы . Для получения лечебного эффекта важное значение имеет создающаяся при введении в организм концентрация лекарственного вещества, которая зависит не только от дозы, но и от веса тела больного. Поэтому доза некоторых лекарств указывается в расчете на 1 кг веса тела и на основании этого для каждого больного нужно высчитать его индивидуальную дозу.

Слайд 8

Действие лекарственного вещества на организм Зависит не только от дозы, но и от возраста больного, состояния его организма, свойств медикамента. Различно в зависимости от типа и состояния высшей нервной деятельности. Побочное, нежелательное влияние - эффект Некоторые лекарственные средства способны вызвать в организме привыкание (наркотики), и тогда терапевтическую дозу их приходится повышать. Другие же, наоборот, накапливаются в организме — кумулируют (наперстянка), и дозу их нужно уменьшать или делать перерывы в лечении, чтобы предотвратить отравление. У некоторых людей имеется индивидуальная повышенная чувствительность к тому или иному медикаменту — идиосинкразия. В таких случаях даже минимальная доза этого вещества может вызвать у них тяжелое отравление.

Слайд 9

Чтобы не допустить ошибки, М едицинская сестра должна знать свойства лекарственных средств (их внешний вид, вкус, запах), их дозировку , а также соблюдать правила хранения, выписки и раздачи лекарств. Раздавая лекарства, медицинская сестра должна точно выполнить назначение врача в отношении дозы и времени приема, тщательно сличать этикетку на упаковке лекарства с назначением.

Слайд 10

«Манипуляционный лист». 1 пост 03.04.2019 № палаты Ф.И.О. пациента Дата назначения Назначения лекарственного средства гепарин пенициллин Вит В 12 Прост инсулин 201 Тихонов Н.И. 25.06.00 1млн х 6р в/м 202 Сафонов В.Г. 21.06.00 2,5 т х 2 р п/к с 26.06 отм. 4 ед перед завтраом 8 ед перед обедом 4 ед перед ужином ЛИСТ ВРАЧЕБНЫХ НАЗНАЧЕНИЙ

Слайд 11

Раздача лекарственных средств Для раздачи лекарств удобно пользоваться ящиком с несколькими ячейками (для сухих лекарственных форм, для жидких ит. д.). Кроме необходимых лекарственных средств, в нем должен быть пинцет для раздачи таблеток и пилюль и пипетка для капель, опущенная в стаканчик с чистой кипяченой водой. Основной прием лекарств производится 3 раза в день перед едой. Перед каждой раздачей медикаментов сестра, прежде чем идти в палаты, пополняет свой ящик, моет пипетки и стаканчики. Но не все лекарства дают больным 3 раза в день.

Слайд 12

Правила раздачи лекарственных средств При раздаче лекарств, как и при всех действиях сестры, нужно Соблюдать гигиену : перед раздачей лекарственных средств тщательно вымыть руки Поставить на передвижной столик емкости, флаконы с жидкими лекарственными формами, пипетки (отдельно для каждого флакона), стаканчики для приема лекарств, графин с водой, пинцет для раздачи таблеток, ножницы. Предварительно ознакомится с листами назначения . В них должны быть четко написаны: фамилия, имя, отчество пациента, полное название лекарства, доза, способ и время его введения. При раздаче лекарств, как и при всех действиях сестры, нужно Проверить назначения написанные неразборчиво. Если одному больному на один прием назначено несколько лекарств, нужно выяснить, нет ли среди них несовместимых сочетаний, можно ли давать их одновременно, или какова последовательность их приема. Нельзя отвлекаться при подготовке лекарств и их раздаче. Внимательно прочитать этикетку на упаковке (название, доза, срок годности) и запись в истории болезни. Лекарство из флаконов доставать специальной ложечкой или пинцетом. Таблетки из конвалют вылущивать, сохраняя упаковку и название лекарственного препарата. Строго соблюдать дозу жидких лекарственных форм, пользуйтесь при этом стаканчиком для приема лекарств .

Слайд 13

Энтеральное введение лекарств 1. Внутрь лекарства вводят: через рот ( per os ), через прямую кишку ( per rectum ) под язык ( sub lingua ). 2. Всеми этими способами можно получить местное, резорбтивное и рефлекторное действие 3. Введением лекарств через рот пользуются чаще всего. .

Слайд 14

Через рот ( per os ) Достоинства П ростота, возможность вводить лекарства в самых различных формах и в нестерильном виде. . Недостатки медленное поступление лекарственных веществ в общий круг кровообращения в зависимости от наполнения желудка, качества пищи, способностей медикамента к всасыванию), всасывание через слизистую оболочку желудка происходит медленно и всасываются только жирорастворимые вещества, в основном же всасывание происходит в кишечнике; изменение лекарств вплоть до разрушения под влиянием желудочного и кишечного соков в результате взаимодействия с пищевыми веществами (абсорбция, растворение, химические реакции) и химических превращений в печени; невозможность предусмотреть создающуюся концентрацию лекарств в крови и тканях из-за неопределенной скорости всасывания и количества всасывающегося вещества

Слайд 15

Правила приема Через рот вводят лекарства в форме порошков, таблеток, пилюль, растворов, настоев (водных и спиртовых), отваров, экстрактов, микстур (смесь). Чтобы уменьшить эти отрицательные влияния, лекарства принимают перед едой (за исключением раздражающих слизистую оболочку желудка), защищают его от воздействия желудочного сока, помещая в капсулы, вводят в двенадцатиперстную кишку через зонд.

Слайд 16

Чем запивать Простой кипяченой водой. Не следует запивать лекарства и чаем. В чае содержится танин, который образует нерастворимые соединения с азотосодержащими средствами.

Слайд 17

Правила приема Порошок медицинская сестра высыпает больному на корень языка и дает запить водой. Таблетку или пилюлю тоже следует положить на корень языка, затем набрать полный рот воды и проглотить ее вместе с водой. Дети не всегда могут принять порошок или таблетку, и приходится разводить порошок или раздробленную таблетку в воде и давать выпить взвесь. Растворы, водные настои и микстуры дают взрослым по столовой ложке (15 г), детям по чайной (5 г) или десертной ложке (7,5 г). Удобнее для этой цели пользоваться мензуркой с соответствующими делениями. Жидкие лекарства неприятного вкуса запивают водой.

Слайд 18

Правила приема Спиртовые настойки и некоторые растворы дают каплями . Капли отсчитывают пипеткой или прямо из флакона, если он имеет специальное для этого приспособление. Перед приемом капли растворяют в небольшом количестве воды и запивают водой. Если произошла ошибка в счете капель, нужно лекарство вылить (не во флакон), ополоснуть мензурку и вновь накапать нужное число капель. Для расчетов следует знать, что в 1 г воды содержится 20 капель, в 1 г спирта — 65 капель, эфира — 85 капель.

Слайд 19

ПРИЕМ ЛЕКАРСТВ Больной должен принять лекарство обязательно в присутствии сестры. Совершенно недопустимы такие факты, когда больной не принимает оставленное ему сестрой лекарство или, накопив несколько доз, принимает их сразу. В таком случае не исключена возможность отравления. Тщательным наблюдением за больным сестра помогает врачу рано выявить могущее появиться нежелательное действие лекарственною вещества. Если во время раздачи лекарств медицинская сестра допустила какую-нибудь ошибку, она должна тотчас же сообщить об этом врачу, чтобы не упустить время, когда еще можно принять меры для исправления последствий.

Слайд 20

Натощак: настойки, настои, отвары и им подобные препараты из растительного сырья. До еды : диуретики препараты, запивать щелочным питьем, например, минеральной водой, За полчаса до еды: средства, понижающие кислотность желудочного сока (антацидные и желчегонные средства); противоязвенные препараты, антиаритмические препараты; Во время еды: препараты желудочного сока или пищеварительные ферменты, так как они помогают желудку переваривать пищу; водорастворимые витамины (С и группы В). После еды : болеутоляющие (нестероидные) противовоспалительные препараты; жирорастворимые витамины (А, D, Е, К), комплексные поливитаминные препараты; средства, которые являются компонентами желчи, сердечные гликозиды (при этом рекомендуется таблетки измельчить, запивать крахмальной слизью, исключить белковую пищу); хлористый кальций «До еды" 30 - 60 мин. до начала приема пищи,» «Во время приема пищи» - период непосредственного приема пищи, «после еды" - период в течение 30 минут после приема пищи, "натощак" - не менее чем за 60 мин. до еды (утром) или через 2 часа после приема пищи.

Слайд 21

Независимо от еды: бронхолитики; средства, улучшающие мозговое кровообращение. - Не имеют своего времени лекарства, назначенные «под язык». Принимайте лекарства через равномерные промежутки времени. Гормональные и «сердечные» препараты, большинство антибиотиков следует принимать строго по часам. Если в инструкции указано «три раза в день», это вовсе не значит: завтрак - обед - ужин. Лекарство нужно принимать каждые восемь часов, чтобы в крови ровно поддерживалась его концентрация. Даже ночью необходимо обязательно принимать лекарства.

Слайд 22

Суб - лингвальный метод При введении под язык лекарство быстро всасывается, не разрушается пищеварительными ферментами и поступает в общий ток кровообращения минуя печень . При введении лекарственного препарата сублингвально и буккально его действие начинается довольно быстро, т. к. слизистая оболочка рта обильно снабжается кровью, и вещества всасываются в неё быстрее Но этим способом можно пользоваться только для введения лекарств, применяемых в небольших дозах (так принимают нитроглицерин, половые гормоны и др.). Механизм действия

Слайд 23

Суб лингвальный метод Особенно часто сублингвально применяют Нитроглицерин для купирования приступов стенокардии, Нифедипин и Клофелин при гипертензивных кризах и другие сосудорасширяющие препараты быстрого действия. Препарат следует держать под языком до полного рассасывания Проглатывание нерастворившейся части лекарства со слюной снижает эффективность действия. Следует помнить, что при частом сублингвальном и буккальном применении лекарственных препаратов возможно раздражение слизистой оболочки ротовой полости Сублингвально принимают порошки, гранулы, драже, таблетки, капсулы, растворы капли.

Слайд 24

Ректальное введение лекарств Преимущества . Показания Кроме того, этот способ дает возможность ввести лекарство тем больным, которые не могут принять его через рот: больным со рвотой; с непроходимостью пищевода; с нарушением глотания (в том числе больным, находящимся в бессознательном состоянии); психическим больным, отказывающимся принимать лекарство; больным, находящимся в возбужденном (бредовом) состоянии, когда прием лекарств через рот невозможен, а впрыскивание трудно выполнимо и сопряжено с опасностью. В этих случаях введение успокаивающих средств с лекарственной клизмой (например, раствор хлоралгидрата) дает возможность успешно бороться с возбуждением Введение лекарств через прямую кишку имеет преимущество в отношении быстроты всасывания и большей точности дозировки . Лекарство не подвергается влиянию ферментов , так как их в прямой кишке нет, и, всасываясь, попадает через нижние геморроидальные вены непосредственно в нижнюю полую вену, минуя печень.

Слайд 25

Ректальное введение лекарств Недостатки Лекарства белковой, жировой и полисахаридной структуры не могут пройти через кишечную стенку без участия ферментов и применять их можно только с целью местного воздействия. Способы ведения Для введения в прямую кишку пользуются свечами и лекарственными клизмами. Раствор лекарства вводят в прямую кишку, предварительно освобожденную очистительной клизмой. Свечи приготавливают на жировой основе, придают им форму удлиненного конуса и заворачивают в вощаную бумагу. Хранить их лучше в холодильнике. Перед введением заостренный конец свечи освобождают от бумаги и вводят в прямую кишку так, чтобы обертка осталась в руке. При введении под язык лекарство быстро всасывается, не разрушается пищеварительными ферментами и поступает в общий ток кровообращения минуя печень. Но этим способом можно пользоваться только для введения лекарств, применяемых в небольших дозах (так принимают нитроглицерин, половые гормоны и др.).

Слайд 26

Лечение необходимо доводить до конца . Не допускается прием лекарств с истекшим сроком годности. Самое малое, что будет от этого — неэффективность лечения, а самое большое – непоправимый вред здоровью. Это же в ровной мере касается и препаратов, которые хранились неправильно (не соблюдалась температура, влажность, световые предостережения).

Слайд 27

Задание на дом:* Л1 с. 309-370. Л2 с.268-309 Л3 с 304-355. Внеаудиторная работа . Рабочая тетрадь Оценочное средство № 62,63 I. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА. 1.  Учебник «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» Мухина С.А., Тарновская И.И., 2-е изд., испр. и доп. Изд: Гэотар-Медиа, 2014 (2017). II. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА. 2.  Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. – М.: Гэотар-Медиа, 2015. 3.  Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского дела. – Ростов е/д.: Феникс, 17-е изд., стер. – (Медицина для вас), 2017. ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ: • ФЦИОР (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов)http://fcior.edu.ru/; • медицинская студенческая библиотека www.rosmedlib.ru.

Слайд 28

Источники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Применение лекарственных средств"

Презентация предназначена для студентов первого курса отделения "Лечебное дело", "Сестринское дело"  при изучении ПМ.07, ПМ.04...

Методическая разработка технологической карты практического занятия на тему "Применение лекарственных средств"

Данная методическая разработка будет полезна преподавателям медицинских колледжей по специальности "Сестринское дело" или "Лечебное дело". ПМ 04 "Выполнение работ по одной или...

Методическая разработка технологической карты практического занятия на тему "Особенности наружного применения лекарственных средств"

Данная методическая разработка может быть полезна для преподавателей медицинских колледжей по специальности "Сестринское дело" и "Лечебное дело". ПМ 04 "Выполнение работ по пр...

«Пути применения лекарственных средств»

Лекарственные средства— вещества, вступающие в контакт с организмом человека, проникающие в органы, ткани организма человека, применяемые для профилактики, лечения заболевания и реабилитации....