Открытое занятие (урок). Требования к его подготовке и проведению
методическая разработка

Методические требования к разработке и проведению открытого занятия в СПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_statya.docx21.62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Открытое занятие (урок). Требования к его подготовке и проведению».

ГБП ОУ «Кропоткинский медицинский колледж»

Преподаватель русского языка и родной литературы Наумова Светлана Григорьевна

Преподаватель истории Наталия Викторовна Борисюк

Урок является основной формой организации учебного занятия. В педагогике существует много различных определений урока: 

  • это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития обучающихся форма организации деятельности постоянного состава преподавателей и обучающихся в определенный отрезок времени. (Скаткин М.Н.)

Требования к уроку достаточно многогранны.

В условиях существующих форм обучения применяется многообразный арсенал методических средств. От формы организации обучения во многом зависит выбор тех или иных источников, из которых учащиеся получают знания. Поэтому одной из важнейших задач методики является разработка форм организации обучения в единстве с раскрытием их методических возможностей.

Ключевым компонентом классно-урочной системы организации обучения является урок. Урок-это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава преподавателей и обучающихся, в определенный отрезок времени. В этой форме урока представлены все компоненты учебно-познавательного процесса: цель, содержание, средства, методы деятельности по организации и управлению и все его дидактические элементы.

Требования и рекомендации к открытому уроку:

-Открытое занятие должно носить новизну;

-Открытое занятие отражает решение методической проблемы, над которой работает преподаватель;

-Открытое занятие должно показать преимущества и высокую эффективность новации;

-При проведении открытого занятия соблюдаются все требования к учебно-воспитательному процессу.

Ошибки при подготовке к открытому уроку:

-Выбор легкой пройденной темы;

-Репетиция урока с группой;

-Неестественное поведение.

Основные этапы подготовки и проведения открытого урока:

-Выбор темы открытого занятия;

-Выбор формы занятия;

-Формулировка методической цели занятия;

-Подбор современной информации и литературы

Составление плана урока:

-Вступительная (или вводная) часть необходима, чтобы добиться внимания обучающихся. С самого начала урока нужно удивить, заинтересовать, восхитить, то есть мотивировать их предстоящую работу.

-Во II Основной части урока раскрывается и закрепляется тема урока. Здесь сосредотачиваются наиболее сложные виды деятельности. Показываются отобранные преподавателем педагогические технологии, формы и методы работы, позволяющие решать поставленные задачи.

-III часть Заключительная. Служит обобщением предыдущего процесса. Звучат слова благодарности обучающимся. Попутно анализируется работа на уроке и выставляются оценки.

На открытое занятие преподаватель готовит полный комплект документов:

-рабочую программу преподавателя;

-календарно-тематический план;

-план учебного занятия;

-комплект материалов по разнообразным видам контроля;

-дидактический, раздаточный материал;

-задания для самостоятельной работы;

-выбор ТСО;

-варианты заданий или вопросов для самостоятельной внеурочной работы.

Методическая разработка:

- это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока;

-Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя и качества подготовки по учебным предметам;

-Содержание методической разработки должно соответствовать теме и цели;

-Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.

Структура методической разработки:

СОДЕРЖАНИЕ:

I. Основная часть:

1.1 Выписка из протокола заседания ЦК.

1.2 Выписка из Федерального государственного образовательного стандарта.

1.3 Выписка из рабочей программы.

1.4 Рецензия на методическую разработку.

1.5 Пояснительная записка.

1.6 Мотивация темы.

1.7 Методические цели занятия.

1.8 Педагогические цели занятия.

1.9 Диагностика целей обучения.*

1.10 Методы и приемы организации учебного процесса.

1.11 Межпредметная интеграция занятия.

1.12 Внутренняя интеграция занятия.

1.13 Хронологическая карта практического занятия.

1.14 Технологическая карта практического занятия.

1.15 Средства обучения и контроля.

1.16 Литература:

- для преподавателя;

- для студентов.

II. Методические указания:

2.1 Методические указания для преподавателя.*

2.2 Методические указания для студентов.

2.3 Задания для самоподготовки студентов к практическому занятию.

III. Приложения (средства контроля, дидактический материал)*:

3.1 Вопросы для фронтального опроса.

3.2 Вопросы для индивидуального опроса.

3.3 Карточки.

3.4 Эталон ответа на карточки.

3.5 Ситуационные задачи.

3.6 Эталон ответов на ситуационные задачи.

3.7 Головоломка.

3.8 Эталон ответа на головоломку.

3.9 Кроссворд.

3.10 Эталон ответа на кроссворд.

3.11 Терминологический диктант.

3.12 Эталон ответов терминологического диктанта.

3.13 Графический диктант.

3.14 Эталон ответов графического диктанта.

3.15 Входной (выходной) тестовый контроль.

3.16 Эталон ответа на тестовый контроль.

3.17 Блок информации.                

Основная часть разработки урока:

-Характеристика темы;

-Планирование изучения темы;

-Рекомендации по организации и методике изучения темы;

-Образовательные цели и задачи темы;

-Планирование темы и количества часов, отводимое на ее изучение;

-Знания и умения, которые учащиеся должны получить или совершенствовать;

-Связь с предшествующим или последующим материалом, а также внутрипредметные и межпредметные связи;

-Возможен сравнительный анализ качества обучения по предлагаемой методике;

- (технологии) с той методикой (технологией), которая применялась педагогом до использования предлагаемой в методической разработке;

-методика преподавания темы;

-подобрать примеры, иллюстрации, наметить практические занятия, контрольные работы, самостоятельные работы, экскурсии и т.д;

-выделить основные вопросы, которые учащиеся должны прочно усвоить; проанализировать воспитательные возможности учебного материала и применяемой методики( технологии).

Не менее актуальным, на сегодняшний день уметь разработать урок в дистанционном формате.  Дистанционное обучение(ДО)- совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставления обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.

Дистанционный урок-это такой же урок. Необходимо разделить этапы, соблюдать время, осуществлять мыслительную активность обучающихся, поддерживать активность студентов. Новые формы обучения в онлайн-формате: кейсы, онлайн-квесты, живое обучение в формате видеосвязи, веб-занятия, асинхронная телеконференция, вебинары, видеоконференции и другие.

Использование сетевых образовательных ресурсов в повседневной практике преподавателя дает возможность разнообразить используемые  учебные материалы, организовать учебную деятельность учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, что в  значительной степени приводит к повышению эффективности образовательного процесса в целом.

Заключительный этап урока включает в себя подведение итогов и оценивание.

Заключительный этап состоит из:

  • Подведение итогов;
  • Рефлексия (самоанализ деятельности и её результатов);
  • Выставление оценок;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка и проведение учебных занятий в соответствии с современными требованиями к организации образовательного процесса в ОУ СПО

В данном сборнике приведены материалы, которые были подготовлены в виде презентации Гамаюновой  Н.Ф. – руководителем отдела методического сопровождения реализации программ ООП ГБОУ УМЦ ПО ДОгМ и ...

Фестиваль открытых занятий - урок 2009 год

Открытое занятие по хреографии в коллективе эстрадно - спортивного танца "Шанс" для учащихся начальных классов. Занятие - знакомство с упражнениями, которые выполняются  с гимнастическими предмет...

Подготовка и проведение открытого занятия в образовательном учреждении.

Открытое занятие одна из важных форм организации методической работы. На открытом занятии ,преподаватель демонстрирует коллегам свой инновационный опыт,реализацию методической идеи,применение методиче...