методическая разработка теоретического занятия: "Санаторно-курортное лечение"
методическая разработка

Макурова Екатерина Григорьевна

Кыштымский филиал ГБПОУ «Миасский медицинский колледж»

 

 

 

 

Методическая разработка

теоретического занятия для преподавателя

ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

МДК.02.02 Основы реабилитации

Тема: Санаторно-курортное лечение.

Специальность Сестринское  дело

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кыштым

 2018г.

                                                                                                              

Рассмотрено

на заседании ЦМК ПМ

по специальности «Сестринское дело»

Протокол №__от «___»____2018г.

Председатель  ЦМК   

                           /О.В. Павлова/

Составлено в соответствии                                               с ФГОС СПО

 

 

 

 

        «Утверждаю»

Зам. директора по УВР         

   КФ «ММК» _____________

/Е.Н. Борисова/

«____»________2018г.

 

 

 

 

 

 

Автор:  Е.Г. Макурова, преподаватель высшей  квалифицированной категории

 

 

Рецензенты:

 Павлова О.В. – методист Кыштымского филиала  «Миасский медицинский колледж», преподаватель высшей квалификационной категории

Мещерякова Т.Н. – методист-инструктор ЛФК ГБУЗ  «Городская больница им. А.П. Силаева г.Кыштым»

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое пояснение

 

Данная методическая разработка составлена для преподавателей в соответствии с требованиями ФГОС III поколения.

   Цель методической разработки оказать методическую помощь преподавателям в проведении теоретического занятия по теме: «Санаторно-курортное лечение», согласно рабочей программе выделено  2 часа.

Данная методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия с элементами работы по плану урока.

Методическая разработка включает цели, формы и методы, план проведения теоретического занятия, домашнее задание.

Активизировать учебную деятельность на занятии, закрепить приобретенные студентами  знания, сделать изучение темы интересной помогают презентации и видеофильмы по данной теме.

В процессе подготовки к уроку удается решить некоторые вопросы по организации самостоятельной работы. В дальнейшем,  студентам предлагается  на семинарском занятии по теме: «Санаторно-курортное лечение» расширить знания и  закрепить изученный материал. Мотивационный характер теоретического занятия дает возможность студентам узнать что — то новое, проверить свои знания, проявить ответственность за порученное дело.

Урок по теме: «Санаторно-курортное лечение» способствует формированию общих и профессиональных     компетенций, развитию познавательной деятельности на теоретических занятиях и  активности студентов, расширению знаний по вопросам курортологии.

 

 

 

 

 

Мотивация изучения темы

Изучаемая тема наиболее актуальная в разделе реабилитации, так как раскрывает проблемы и их решения в области восстановительной терапии.  На занятии студенты не только изучают новый материал, но и закрепляют изученный материал  по теме: «Санаторно-курортное лечение» на семинарском занятии.

Затрагиваются вопросы организации СКЛ, требования к оформлению документации, положение о санаторном лечении, показаниях и противопоказаниях к лечению.

              Санаторно-курортное лечение, раздел медицины, изучающий лечебные свойства природных факторов, механизмы и пути их действия на организм человека, применение их с лечебно-профилактическими целями и разрабатывающий социально-гигиенические условия системы курортных учреждений. Санаторно-курортное лечение включает в себя бальнеологию, бальнеотерапию и бальнеотехнику, учение о лечебных грязях (грязелечение); курортную климатологию и климатотерапию (аэро-гелио-талассотерапию);  Санаторно-курортное лечение тесно связано с физиотерапией, а также с климатологией, физиологией, другими клиническими дисциплинами, гигиеной.

         Тема: «Санаторно-курортное лечение» изучается в медицинских образовательных учреждениях, так как является обязательным разделом реабилитации. Большое внимание санаторно-курортному делу уделяется  на учебной и производственной практиках. Важность санаторно-курортного лечения описывается в различных научных источниках и публикациях.

 

 

 

 

 

Методическая цель теоретического занятия:

Организация учебного процесса   на теоретическом занятии.

Дидактические:

  • Ознакомление с материалом по теме: «Санаторно-курортное лечение. Нормативные правовые акты».
  • Дача понятия о правилах приема пациентов на СКЛ.
  • Сообщение о показаниях и противопоказаниях.

 

Развивающие:

  • Способствование развитию логического мышления
  • Подвести студентов к осознанию необходимости дифференцированного подхода к пациентам с учетом их психологического состояния и отношения к болезни.
  • Способствование развитию культуры речи, общения

 

Воспитательные:

  • Способствование воспитанию добросовестное отношение к своим профессиональным обязанностям, отзывчивость, доброжелательность, умение сопереживать
  • Стремление соблюдать принципы этико – деонтологических отношений в коллективе, с пациентами и их родственниками (гуманность, взаимовыручка, чуткость, такт, человеколюбие, милосердие и др.)

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Межмодульные и междисциплинарные связи

Связи

ПМ, дисциплина

МДК

Тема занятия, курса

Предшествующие

ОДП 03. Биология

 

 

-

 

 

 

Тема: Здоровье человека и окружающая среда.

ОП 02 Анатомия и физиология человека

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

Тема: Анатомия и физиология, как наука. Методы изучения организма человека.

Тема: Строение костно-мышечной системы.

Тема: Строение нервной системы.

ПМ 04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными

 

 

 

МДК 04.03 Технология оказания медицинских услуг

Уход за пациентом.

Тема: Соблюдение личной гигиены.

 

 

Предшествующие

ПМ 02 Участие в  лечебно-диагностических  и  реабилитационных процессах

 

 

МДК 02.01 Сестринская помощь при нарушениях здоровья

 

Тема: 1.1 Сестринское дело  в терапии.

 

ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины

ОП.05 Гигиена и экология человека

 

-

Раздел: Гигиена питания.

 

Внутридисциплинарные связи

Связи

ПМ и МДК , темы курса

Темы занятий

Предшествующие

ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

МДК 02.02

Основы реабилитации

 

  1. Общие основы реабилитации. Сестринский процесс в реабилитации.
  2. Принципы медицинской и физической реабилитации.
  3. Реабилитация инвалидов.
  4. Реабилитация инвалидов.
  5. Семинарское занятие: Общие основы реабилитации.
  6. Общие основы физиотерапии.
  7. Естественные физические факторы.
  8. Переформированные физические факторы.
  9. Лечение искусственно изменённой воздушной средой.
  10. Семинарское занятие: Общие основы физиотерапии.
  11. Электролечение.

12. Светолечение.

13.  Фототерапия.

14. Семинарское занятие: Электролечение. Светолечение. Фототерапия.

15. Водолечение.

16. Теплолечение.

17. Грязелечение

18. Семинарское занятие: Водолечение. Теплолечение. Грязелечение.

19. Ультразвуковая терапия.

20. Магнитотерапия.

21. Лазеротерапия.

22. Семинарское занятие: Ультразвуковая терапия. Магнитотерапия.

Лазеротерапия.

23. Ингаляции.
      24. Семинарское занятие: Ингаляции.

25. Общее и специальное физиологическое воздействие санаторно -   курортного лечения на организм человека.

26. Семинарское занятие: Санаторно-курортное лечение.

27. Основы бальнеотерапии.

28. Климатотерапия.

29. Семинарское занятие:  Основы бальнеотерапии.

Последующие

ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

МДК 02.02

Основы реабилитации

 

  1. Общие основы массажа.
  2. Основные приемы лечебного массажа.
  3. Основные приемы лечебного массажа.
  4. Массаж отдельных частей тела.
  5. Семинарское занятие: Общие основы массажа.
  6. Виды массажа.
  7. Баночный массаж.
  8. Косметический массаж.
  9. Самомассаж.
  10. Точечный массаж.
  11. Семинарское занятие: Виды массажа.
  12. Детский массаж.
  13. Детский массаж.
  14. Детский массаж.
  15. Семинарское занятие: Детский массаж.
  16. Рефлекторно-сегментарный массаж.
  17. Рефлекторно-сегментарный массаж.
  18. Семинарское занятие: Рефлекторно-сегментарный массаж.
  19. Общие основы ЛФК.
  20. Семинарское занятие: Общие основы ЛФК.
  21. Клинико-физиологическое обоснование применение ЛФК и массажа при заболеваниях органов дыхания.
  22. Задачи ЛФК, показания и противопоказания, особенности физической нагрузки при заболеваниями органов дыхания.
  23. Реабилитации больных с заболеваниями органов дыхания.
  24. Семинарское занятие: Реабилитации больных с заболеваниями органов дыхания.
  25. Клинико-физиологическое обоснование применение ЛФК и массажа при заболеваниях сердечнососудистой системы.
  26. Задачи ЛФК, показания и противопоказания, особенности физической нагрузки при заболеваниях ССС.
  27. Реабилитации больных с заболеваниями сердечнососудистой системы.
  28. Семинарское занятие: Реабилитации больных с заболеваниями сердечнососудистой системы.
  29. Клинико-физиологическое обоснование применение ЛФК и массажа при заболеваниях и травмах опорно-двигательного аппарата.
  30. Задачи ЛФК, показания и противопоказания, особенности физической нагрузки при заболеваниях и травмах ОДА.
  31. Реабилитация больных с заболеваниями и травмами опорно-двигательного аппарата.
  32. Семинарское занятие: Реабилитация больных с заболеваниями и травмами опорно-двигательного аппарата.
  33. Клинико-физиологическое обоснование применение ЛФК и массажа при заболеваниях пищеварительного тракта.
  34. Задачи ЛФК, показания и противопоказания, особенности физической нагрузки при заболеваниях пищеварительного тракта.
  35. Реабилитация больных с заболеваниями пищеварительного тракта.
  36. Семинарское занятие: Реабилитация больных с заболеваниями пищеварительного тракта.

37. зачет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы

Методические приемы

1 уровень –  объяснительно-иллюстративный

 словесные (рассказ, лекция, беседа, работа с учебником);

наглядные (иллюстрация, демонстрация кинофильмов, видеофильмов); практические (опыты, моделирование).

 

2,3 уровень – репродуктивный

работа по алгоритму, решение типовых задач, упражнений, практических заданий т.д.  М – проблемное изложение; МП – постановка проблемы, анализ, синтез, аналогия, работа с графологической структурой и т.д.

2,3 уровень –  проблемное изложение

 анализ, синтез, работа с графологической структурой, выявление проблем

3 уровень – частично- поисковый

эвристическая беседа, обобщение, рецензирование, решение нетиповых задач

 

4 уровень – исследовательский

исследовательская работа

 

Оснащенность занятия, наглядность: методическая разработка теоретического  занятия, лекционный материал.

Коды формируемых компетенций:

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество

ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 12 Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК13 Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ПК 2.1 Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК2.2 Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК2.5 Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК2.6 Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.

 

Место проведения занятия: аудитория

Литература (основная, дополнительная):

Основная:

1. Козлова Л.В., Козлов С.А., Семененко Л.А. Основы реабилитации – Ростов н/Д: «Феникс», 2018, -  266с.

Дополнительная:

1.Епифанова В.А., Епифанова А.В., Основы реабилитации - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015г.

2. Епифанов В.А. - 2-е изд., перераб. и доп. Лечебная физическая культура и массаж  - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013.

3. Соколова Н.Г. Физиотерапия Ростов н/Д «Феникс», 2018г.

 

Структура занятия:

Организационный момент: 1 минуты                       Изложение нового материала: - 75минут      

Цели и план занятия:      2 минуты                            Закрепление материала:  5 минут                                

Проверка знаний студентов:  7 минут                     Задание на дом: 3 минут

 

                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

приложение№1

Тема: Санаторно-курортное лечение. Нормативные правовые акты.

Санаторно-курортное лечение — эффективный дополнительный способ лечения этой непростой болезни, но у него, как и у любого другого лечения, есть свои показания и противопоказания.

Так, санаторно-курортное лечение при остеоартрозе показано больным с деформирующим и дистрофическим остеоартрозом, в том числе на фоне нарушения обмена веществ и гормональных функций, с воспалениями синовиальной оболочки. Такие пациенты могут быть направлены на различные бальнеологические курорты и грязелечебные санатории — как находящиеся на территории нашей страны, так и за рубежом.

Противопоказания к санаторно-курортному лечению обычно следующие:

  • тяжелые деформации суставов, когда человек не может передвигаться самостоятельно;
  • тяжелые поражения костей и далеко зашедшие стадия развития болезни;
  • текущее воспаление суставов, в том числе со вторичным синовитом;
  • общее тяжелое состояние пациента (лихорадка, сильное истощение, амилоидоз внутренних органов и др.).

Но, помимо общих показаний и противопоказаний к такому виду терапии, далеко не всегда можно предсказать, пойдет ли санаторно-курортное лечение на пользу человеку. Определить это можно по следующим параметрам.

Можно говорить об ухудшении в ходе лечения на курортах, если при этому у больного боли в суставах и чувство скованности в них усилились, мышечное напряжение увеличилось, стали более заметными или появились нарушения походки, усилилась деформация суставов, снизился вес и двигательная активность.

При этом анализы крови могут показать увеличение показателя СОЭ (скорость оседания эритроцитов) и появление лейкоцитов в моче.

Если пациент в ходе санаторно-курортного лечения отмечаете у себя какие-либо из этих признаков, настоятельно рекомендуем обратиться по этому поводу к врачу: скорее всего, данное лечение не идет вам на пользу и его, возможно, стоит прекратить.

Улучшение состояния может происходить, если по мере нахождения на таком курорте вы отмечаете уменьшение болезненности, увеличение силы в мышцах, уменьшение деформаций в больных суставах. При этом также снижается потливость, а самое, возможно, главное — психическое состояние улучшается, и вы чувствуете себя все более спокойно и комфортно в плане настроения.

О значительном улучшении в ходе санаторно-курортного лечения можно говорить, если боли в суставах уходят надолго (на сроки от полугода и более), улучшается походка, увеличивается двигательная активность, а температура и СОЭ в анализах достигает нормальных величин. Это означает, что такой вид лечения действительно пошел вам на пользу, и его следует повторять при любой возможности — разумеется, предварительно проконсультировавшись с вашим лечащим врачом.

Санаторно-курортное лечение может иметь терапевтическое значение лишь на ранних этапах патологического процесса при сохранной способности к самообслуживанию. Это лечение, как и физиотерапия, эффективно лишь в комплексе с другими лечебными мероприятиями и, прежде всего, в сочетании с индивидуально дифференцированной медикаментозной терапией. Больным паркинсонизмом показано лечение курортными факторами бальнеотерапией, теплолечением (лечебная грязь, парафин, озокерит), которые применяются при лёгкой и средней степени тяжести заболевания.

Санаторно-курортное лечение показано больным паркинсонизмом (болезнь Паркинсона, синдром паркинсонизма) в условиях местных неврологических санаториев при определенных формах заболевания: на ранних этапах болезни, при легкой и средней степени тяжести, при  скованности и умеренном дрожании, самостоятельном передвижении и самообслуживании. Физические факторы, в том числе и курортные (бальнеогрязелечение), должны шире применяться и во внекурортных условиях.

Лечебная физкультура. Формирование двигательного репертуара одна из главных задач лечения больного паркинсонизмом, которая частично решается с помощью лекарств. В этом аспекте существенную помощь могут оказать комплексы лечебной физкультуры, задача которых помочь пациентам в компенсации утраченных двигательных автоматизмов для профилактики травм и падений. Большинство проблем больных паркинсонизмом связано с началом движения, изменениями его направления, переменой положения тела, необходимостью смены темпа движения.

Подготовка к лечению на курортах

Курортное лечение — предоставляется человеку для лечения хронических заболеваний, их профилактики, а также с целью реабилитации (восстановления и компенсации нарушенных функций).

Больной, получивший путевку, должен обратиться к лечащему врачу для получения санаторно-курортной карты (карты санаторно-курортного отбора).

Санаторно-курортная карта подписывается лечащим врачом и заведующим отделением (или главным врачом), заверяется печатью лечебного учреждения. Санаторно-курортная карта действительна лишь при условии четкого заполнения всех граф, разборчивых подписей, наличия печати. При выдаче санаторно-курортной карты врач делает соответствующую запись в истории болезни (амбулаторной карте).

Все женщины, направляемые на курорт, предварительно должны быть осмотрены врачом-гинекологом. При наличии гинекологических заболеваний в комплекс специальных обследований входит определение «гормонального профиля» больных, при бесплодии — показатели проходимости маточных труб.

При наличии у больных нервно-психических заболеваний необходимо заключение психоневрологического диспансера; при нефроурологических заболеваниях — исследование функционального состояния почек, рентгенологическое и другие обследования. Проведение тщательного обследования больных позволяет уточнить характер основного и сопутствующего заболеваний: их форму, степень тяжести и активности процесса.

Отбор и направление на курорт больных, перенесших острый инфаркт миокарда, в реабилитационные отделения местных кардиологических санаториев имеет ряд особенностей: в этапный эпикриз, представленный в реабилитационное отделение кардиологического санатория, обязательно должны быть внесены следующие сведения: полный заключительный диагноз с указанием формы, фазы, стадии, локализации, особенностей течения заболевания; результаты заключительного обследования; результаты лечебных мероприятий, проведенных в стационаре (переносимость — толерантность к физической нагрузке, состояние психоэмоциональной сферы); рекомендации по вопросам дальнейших реабилитационных мероприятий в условиях кардиологического санатория (проведение медикаментозного лечения, режим двигательной активности, применение психотерапии). Учитываются и специальные противопоказания для больных, перенесших инфаркт миокарда.

Правильность и полнота сведений, представленных в санаторно-курортной карте, имеют важное значение. При отсутствии необходимых данных (показателей состояния сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, дыхания, нервной системы и др.), предоставлении устаревших данных карта санаторно-курортного отбора не отражает состояния больного в настоящее время, не может обеспечить преемственности лечебного процесса. В таких случаях необходимо проведение повторных дополнительных исследований, что ведет к задержке в назначении лечебных мероприятий.

При отборе больных для курортного лечения важно учитывать метеолабильность (метеочувствительность) больных, особенности их адаптации к новым климатическим условиям. Наибольшая метеочувствительность наблюдается у больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, неспецифическими заболеваниями органов дыхания как у подростков, так и у лиц пожилого возраста. При отборе больных на курортное лечение необходимо учитывать особенности адаптации больных к контрастным климатогеографическим условиям (приморские или горные курорты). У лиц с повышенной метеотропностью дольше период адаптации к особенностям курортов с контрастными климато-географическимиусловиями, особенно в переходное время года (весна, осень); он может осложниться отрицательными метеотропными реакциям. Поэтому направление таких больных на курорты с резко меняющимися метеорологическими условиями (колебаниями температуры, атмосферного давления) в переходные сезоны года нецелесообразно.

При направлении ребенка на санаторно-курортное лечение оформляется также заключение врача-дерматолога об отсутствии инфекционных заболеваний кожи, справка педиатра или эпидемиолога об отсутствии контактов с инфекционными больными по месту жительства, в детском саду, школе; результаты обследования на дифтерийное и дизентерийное бактерионосительство. Оформляются также характеристика из школы и дневник (для школьников, направленных в санатории в учебное время года).

При направлении на санаторно-курортное лечение родителей с детьми в лечебно-профилактические учреждения соответствующие документы оформляются как для детей, так и для родителей. Профиль санатория выбирается в первую очередь с учетом характера заболевания ребенка.

Правила приема больных

Лечащий врач наблюдает больного в течение всего курса санаторно-курортного лечения, следит за адаптацией больного к новым климатогеографическим условиям, переносимостью лечебных процедур, динамикой симптомов заболевания и показателей лабораторных, электрофизиологических и других методов обследования, при необходимости вносит коррективы в проводимый курс курортной терапии.

После проведенного лечения в курортную книжку вносятся сведения о его результатах; данные выполненных на курорте исследований; даются рекомендации по вопросам режима труда, отдыха, лечебного питания, по проведению профилактических, противорецидивных мероприятий, дальнейшего лечения под наблюдением лечащего врача по месту жительства или работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кыштымский филиал ГБПОУ «Миасский медицинский колледж»

Методическая разработка

теоретического занятия для преподавателя

ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

МДК.02.02 Основы реабилитации

Тема: Санаторно-курортное лечение.

Специальность Сестринское  дело

Кыштым

 2018г.

                                                                                                               

Рассмотрено

на заседании ЦМК ПМ

по специальности «Сестринское дело»

Протокол №__от «___»____2018г.

Председатель  ЦМК    

                           /О.В. Павлова/

Составлено в соответствии                                               с ФГОС СПО

 

 

        «Утверждаю»

Зам. директора по УВР        

   КФ «ММК» _____________

/Е.Н. Борисова/

«____»________2018г.

Автор:  Е.Г. Макурова, преподаватель высшей  квалифицированной категории

Рецензенты:

 Павлова О.В. – методист Кыштымского филиала  «Миасский медицинский колледж», преподаватель высшей квалификационной категории

Мещерякова Т.Н. – методист-инструктор ЛФК ГБУЗ  «Городская больница им. А.П. Силаева г.Кыштым»

Методическое пояснение

Данная методическая разработка составлена для преподавателей в соответствии с требованиями ФГОС III поколения.

   Цель методической разработки оказать методическую помощь преподавателям в проведении теоретического занятия по теме: «Санаторно-курортное лечение», согласно рабочей программе выделено  2 часа.

Данная методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия с элементами работы по плану урока.

Методическая разработка включает цели, формы и методы, план проведения теоретического занятия, домашнее задание.

Активизировать учебную деятельность на занятии, закрепить приобретенные студентами  знания, сделать изучение темы интересной помогают презентации и видеофильмы по данной теме.

В процессе подготовки к уроку удается решить некоторые вопросы по организации самостоятельной работы. В дальнейшем,  студентам предлагается  на семинарском занятии по теме: «Санаторно-курортное лечение» расширить знания и  закрепить изученный материал. Мотивационный характер теоретического занятия дает возможность студентам узнать что — то новое, проверить свои знания, проявить ответственность за порученное дело.

Урок по теме: «Санаторно-курортное лечение» способствует формированию общих и профессиональных     компетенций, развитию познавательной деятельности на теоретических занятиях и  активности студентов, расширению знаний по вопросам курортологии.

Мотивация изучения темы

Изучаемая тема наиболее актуальная в разделе реабилитации, так как раскрывает проблемы и их решения в области восстановительной терапии.  На занятии студенты не только изучают новый материал, но и закрепляют изученный материал  по теме: «Санаторно-курортное лечение» на семинарском занятии.

Затрагиваются вопросы организации СКЛ, требования к оформлению документации, положение о санаторном лечении, показаниях и противопоказаниях к лечению.

                Санаторно-курортное лечение, раздел медицины, изучающий лечебные свойства природных факторов, механизмы и пути их действия на организм человека, применение их с лечебно-профилактическими целями и разрабатывающий социально-гигиенические условия системы курортных учреждений. Санаторно-курортное лечение включает в себя бальнеологию, бальнеотерапию и бальнеотехнику, учение о лечебных грязях (грязелечение); курортную климатологию и климатотерапию (аэро-гелио-талассотерапию);  Санаторно-курортное лечение тесно связано с физиотерапией, а также с климатологией, физиологией, другими клиническими дисциплинами, гигиеной.

         Тема: «Санаторно-курортное лечение» изучается в медицинских образовательных учреждениях, так как является обязательным разделом реабилитации. Большое внимание санаторно-курортному делу уделяется  на учебной и производственной практиках. Важность санаторно-курортного лечения описывается в различных научных источниках и публикациях.

Методическая цель теоретического занятия:

Организация учебного процесса   на теоретическом занятии.

Дидактические: 

  • Ознакомление с материалом по теме: «Санаторно-курортное лечение. Нормативные правовые акты».
  • Дача понятия о правилах приема пациентов на СКЛ.
  • Сообщение о показаниях и противопоказаниях.

Развивающие: 

  • Способствование развитию логического мышления
  • Подвести студентов к осознанию необходимости дифференцированного подхода к пациентам с учетом их психологического состояния и отношения к болезни.
  • Способствование развитию культуры речи, общения

Воспитательные:

  • Способствование воспитанию добросовестное отношение к своим профессиональным обязанностям, отзывчивость, доброжелательность, умение сопереживать
  • Стремление соблюдать принципы этико – деонтологических отношений в коллективе, с пациентами и их родственниками (гуманность, взаимовыручка, чуткость, такт, человеколюбие, милосердие и др.)

        

Межмодульные и междисциплинарные связи

Связи

ПМ, дисциплина

МДК

Тема занятия, курса

Предшествующие

ОДП 03. Биология

-

Тема: Здоровье человека и окружающая среда.

ОП 02 Анатомия и физиология человека

-

Тема: Анатомия и физиология, как наука. Методы изучения организма человека.

Тема: Строение костно-мышечной системы.

Тема: Строение нервной системы.

ПМ 04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными

 

МДК 04.03 Технология оказания медицинских услуг

Уход за пациентом.

Тема: Соблюдение личной гигиены.

Предшествующие

ПМ 02 Участие в  лечебно-диагностических  и  реабилитационных процессах

МДК 02.01 Сестринская помощь при нарушениях здоровья

Тема: 1.1 Сестринское дело  в терапии.

ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины

ОП.05 Гигиена и экология человека

-

Раздел: Гигиена питания.

Внутридисциплинарные связи

Связи

ПМ и МДК , темы курса

Темы занятий

Предшествующие

ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

МДК 02.02

Основы реабилитации

  1. Общие основы реабилитации. Сестринский процесс в реабилитации.
  2. Принципы медицинской и физической реабилитации.
  3. Реабилитация инвалидов.
  4. Реабилитация инвалидов.
  5. Семинарское занятие: Общие основы реабилитации.
  6. Общие основы физиотерапии.
  7. Естественные физические факторы.
  8. Переформированные физические факторы.
  9. Лечение искусственно изменённой воздушной средой.
  10. Семинарское занятие: Общие основы физиотерапии.
  11. Электролечение.

12. Светолечение.

13.  Фототерапия.

14. Семинарское занятие: Электролечение. Светолечение. Фототерапия.

15. Водолечение.

16. Теплолечение.

17. Грязелечение

18. Семинарское занятие: Водолечение. Теплолечение. Грязелечение.

19. Ультразвуковая терапия.

20. Магнитотерапия.

21. Лазеротерапия.

22. Семинарское занятие: Ультразвуковая терапия. Магнитотерапия.

Лазеротерапия.

23. Ингаляции.
     24. Семинарское занятие: Ингаляции.

25. Общее и специальное физиологическое воздействие санаторно -   курортного лечения на организм человека.

26. Семинарское занятие: Санаторно-курортное лечение.

27. Основы бальнеотерапии.

28. Климатотерапия.

29. Семинарское занятие:  Основы бальнеотерапии.

Последующие

ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

МДК 02.02

Основы реабилитации

  1. Общие основы массажа.
  2. Основные приемы лечебного массажа.
  3. Основные приемы лечебного массажа.
  4. Массаж отдельных частей тела.
  5. Семинарское занятие: Общие основы массажа.
  6. Виды массажа.
  7. Баночный массаж.
  8. Косметический массаж.
  9. Самомассаж.
  10. Точечный массаж.
  11. Семинарское занятие: Виды массажа.
  12. Детский массаж.
  13. Детский массаж.
  14. Детский массаж.
  15. Семинарское занятие: Детский массаж.
  16. Рефлекторно-сегментарный массаж.
  17. Рефлекторно-сегментарный массаж.
  18. Семинарское занятие: Рефлекторно-сегментарный массаж.
  19. Общие основы ЛФК.
  20. Семинарское занятие: Общие основы ЛФК.
  21. Клинико-физиологическое обоснование применение ЛФК и массажа при заболеваниях органов дыхания.
  22. Задачи ЛФК, показания и противопоказания, особенности физической нагрузки при заболеваниями органов дыхания.
  23. Реабилитации больных с заболеваниями органов дыхания.
  24. Семинарское занятие: Реабилитации больных с заболеваниями органов дыхания.
  25. Клинико-физиологическое обоснование применение ЛФК и массажа при заболеваниях сердечнососудистой системы.
  26. Задачи ЛФК, показания и противопоказания, особенности физической нагрузки при заболеваниях ССС.
  27. Реабилитации больных с заболеваниями сердечнососудистой системы.
  28. Семинарское занятие: Реабилитации больных с заболеваниями сердечнососудистой системы.
  29. Клинико-физиологическое обоснование применение ЛФК и массажа при заболеваниях и травмах опорно-двигательного аппарата.
  30. Задачи ЛФК, показания и противопоказания, особенности физической нагрузки при заболеваниях и травмах ОДА.
  31. Реабилитация больных с заболеваниями и травмами опорно-двигательного аппарата.
  32. Семинарское занятие: Реабилитация больных с заболеваниями и травмами опорно-двигательного аппарата.
  33. Клинико-физиологическое обоснование применение ЛФК и массажа при заболеваниях пищеварительного тракта.
  34. Задачи ЛФК, показания и противопоказания, особенности физической нагрузки при заболеваниях пищеварительного тракта.
  35. Реабилитация больных с заболеваниями пищеварительного тракта.
  36. Семинарское занятие: Реабилитация больных с заболеваниями пищеварительного тракта.

37. зачет

Методы

Методические приемы

1 уровень –  объяснительно-иллюстративный

 словесные (рассказ, лекция, беседа, работа с учебником);

наглядные (иллюстрация, демонстрация кинофильмов, видеофильмов); практические (опыты, моделирование).

2,3 уровень – репродуктивный

работа по алгоритму, решение типовых задач, упражнений, практических заданий т.д.  М – проблемное изложение; МП – постановка проблемы, анализ, синтез, аналогия, работа с графологической структурой и т.д.

2,3 уровень –  проблемное изложение

 анализ, синтез, работа с графологической структурой, выявление проблем

3 уровень – частично- поисковый

эвристическая беседа, обобщение, рецензирование, решение нетиповых задач

4 уровень – исследовательский

исследовательская работа

Оснащенность занятия, наглядность: методическая разработка теоретического  занятия, лекционный материал.

Коды формируемых компетенций:

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество

ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 12 Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК13 Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ПК 2.1 Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК2.2 Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК2.5 Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК2.6 Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.

Место проведения занятия: аудитория

Литература (основная, дополнительная):

Основная:

1. Козлова Л.В., Козлов С.А., Семененко Л.А. Основы реабилитации – Ростов н/Д: «Феникс», 2018, -  266с.

Дополнительная:

1.Епифанова В.А., Епифанова А.В., Основы реабилитации - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015г.

2. Епифанов В.А. - 2-е изд., перераб. и доп. Лечебная физическая культура и массаж  - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013.

3. Соколова Н.Г. Физиотерапия Ростов н/Д «Феникс», 2018г.

Структура занятия:

Организационный момент: 1 минуты                              Изложение нового материала: - 75минут      

Цели и план занятия:      2 минуты                                   Закрепление материала:  5 минут                                

Проверка знаний студентов:  7 минут                            Задание на дом: 3 минут

                                       

приложение№1

Тема: Санаторно-курортное лечение. Нормативные правовые акты.

Санаторно-курортное лечение — эффективный дополнительный способ лечения этой непростой болезни, но у него, как и у любого другого лечения, есть свои показания и противопоказания.

Так, санаторно-курортное лечение при остеоартрозе показано больным с деформирующим и дистрофическим остеоартрозом, в том числе на фоне нарушения обмена веществ и гормональных функций, с воспалениями синовиальной оболочки. Такие пациенты могут быть направлены на различные бальнеологические курорты и грязелечебные санатории — как находящиеся на территории нашей страны, так и за рубежом.

Противопоказания к санаторно-курортному лечению обычно следующие:

  • тяжелые деформации суставов, когда человек не может передвигаться самостоятельно;
  • тяжелые поражения костей и далеко зашедшие стадия развития болезни;
  • текущее воспаление суставов, в том числе со вторичным синовитом;
  • общее тяжелое состояние пациента (лихорадка, сильное истощение, амилоидоз внутренних органов и др.).

Но, помимо общих показаний и противопоказаний к такому виду терапии, далеко не всегда можно предсказать, пойдет ли санаторно-курортное лечение на пользу человеку. Определить это можно по следующим параметрам.

Можно говорить об ухудшении в ходе лечения на курортах, если при этому у больного боли в суставах и чувство скованности в них усилились, мышечное напряжение увеличилось, стали более заметными или появились нарушения походки, усилилась деформация суставов, снизился вес и двигательная активность.

При этом анализы крови могут показать увеличение показателя СОЭ (скорость оседания эритроцитов) и появление лейкоцитов в моче.

Если пациент в ходе санаторно-курортного лечения отмечаете у себя какие-либо из этих признаков, настоятельно рекомендуем обратиться по этому поводу к врачу: скорее всего, данное лечение не идет вам на пользу и его, возможно, стоит прекратить.

Улучшение состояния может происходить, если по мере нахождения на таком курорте вы отмечаете уменьшение болезненности, увеличение силы в мышцах, уменьшение деформаций в больных суставах. При этом также снижается потливость, а самое, возможно, главное — психическое состояние улучшается, и вы чувствуете себя все более спокойно и комфортно в плане настроения.

О значительном улучшении в ходе санаторно-курортного лечения можно говорить, если боли в суставах уходят надолго (на сроки от полугода и более), улучшается походка, увеличивается двигательная активность, а температура и СОЭ в анализах достигает нормальных величин. Это означает, что такой вид лечения действительно пошел вам на пользу, и его следует повторять при любой возможности — разумеется, предварительно проконсультировавшись с вашим лечащим врачом.

Санаторно-курортное лечение может иметь терапевтическое значение лишь на ранних этапах патологического процесса при сохранной способности к самообслуживанию. Это лечение, как и физиотерапия, эффективно лишь в комплексе с другими лечебными мероприятиями и, прежде всего, в сочетании с индивидуально дифференцированной медикаментозной терапией. Больным паркинсонизмом показано лечение курортными факторами бальнеотерапией, теплолечением (лечебная грязь, парафин, озокерит), которые применяются при лёгкой и средней степени тяжести заболевания.

Санаторно-курортное лечение показано больным паркинсонизмом (болезнь Паркинсона, синдром паркинсонизма) в условиях местных неврологических санаториев при определенных формах заболевания: на ранних этапах болезни, при легкой и средней степени тяжести, при  скованности и умеренном дрожании, самостоятельном передвижении и самообслуживании. Физические факторы, в том числе и курортные (бальнеогрязелечение), должны шире применяться и во внекурортных условиях.

Лечебная физкультура. Формирование двигательного репертуара одна из главных задач лечения больного паркинсонизмом, которая частично решается с помощью лекарств. В этом аспекте существенную помощь могут оказать комплексы лечебной физкультуры, задача которых помочь пациентам в компенсации утраченных двигательных автоматизмов для профилактики травм и падений. Большинство проблем больных паркинсонизмом связано с началом движения, изменениями его направления, переменой положения тела, необходимостью смены темпа движения.

Подготовка к лечению на курортах

Курортное лечение — предоставляется человеку для лечения хронических заболеваний, их профилактики, а также с целью реабилитации (восстановления и компенсации нарушенных функций).

Больной, получивший путевку, должен обратиться к лечащему врачу для получения санаторно-курортной карты (карты санаторно-курортного отбора).

Санаторно-курортная карта подписывается лечащим врачом и заведующим отделением (или главным врачом), заверяется печатью лечебного учреждения. Санаторно-курортная карта действительна лишь при условии четкого заполнения всех граф, разборчивых подписей, наличия печати. При выдаче санаторно-курортной карты врач делает соответствующую запись в истории болезни (амбулаторной карте).

Все женщины, направляемые на курорт, предварительно должны быть осмотрены врачом-гинекологом. При наличии гинекологических заболеваний в комплекс специальных обследований входит определение «гормонального профиля» больных, при бесплодии — показатели проходимости маточных труб.

При наличии у больных нервно-психических заболеваний необходимо заключение психоневрологического диспансера; при нефроурологических заболеваниях — исследование функционального состояния почек, рентгенологическое и другие обследования. Проведение тщательного обследования больных позволяет уточнить характер основного и сопутствующего заболеваний: их форму, степень тяжести и активности процесса.

Отбор и направление на курорт больных, перенесших острый инфаркт миокарда, в реабилитационные отделения местных кардиологических санаториев имеет ряд особенностей: в этапный эпикриз, представленный в реабилитационное отделение кардиологического санатория, обязательно должны быть внесены следующие сведения: полный заключительный диагноз с указанием формы, фазы, стадии, локализации, особенностей течения заболевания; результаты заключительного обследования; результаты лечебных мероприятий, проведенных в стационаре (переносимость — толерантность к физической нагрузке, состояние психоэмоциональной сферы); рекомендации по вопросам дальнейших реабилитационных мероприятий в условиях кардиологического санатория (проведение медикаментозного лечения, режим двигательной активности, применение психотерапии). Учитываются и специальные противопоказания для больных, перенесших инфаркт миокарда.

Правильность и полнота сведений, представленных в санаторно-курортной карте, имеют важное значение. При отсутствии необходимых данных (показателей состояния сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, дыхания, нервной системы и др.), предоставлении устаревших данных карта санаторно-курортного отбора не отражает состояния больного в настоящее время, не может обеспечить преемственности лечебного процесса. В таких случаях необходимо проведение повторных дополнительных исследований, что ведет к задержке в назначении лечебных мероприятий.

При отборе больных для курортного лечения важно учитывать метеолабильность (метеочувствительность) больных, особенности их адаптации к новым климатическим условиям. Наибольшая метеочувствительность наблюдается у больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, неспецифическими заболеваниями органов дыхания как у подростков, так и у лиц пожилого возраста. При отборе больных на курортное лечение необходимо учитывать особенности адаптации больных к контрастным климатогеографическим условиям (приморские или горные курорты). У лиц с повышенной метеотропностью дольше период адаптации к особенностям курортов с контрастными климато-географическимиусловиями, особенно в переходное время года (весна, осень); он может осложниться отрицательными метеотропными реакциям. Поэтому направление таких больных на курорты с резко меняющимися метеорологическими условиями (колебаниями температуры, атмосферного давления) в переходные сезоны года нецелесообразно.

При направлении ребенка на санаторно-курортное лечение оформляется также заключение врача-дерматолога об отсутствии инфекционных заболеваний кожи, справка педиатра или эпидемиолога об отсутствии контактов с инфекционными больными по месту жительства, в детском саду, школе; результаты обследования на дифтерийное и дизентерийное бактерионосительство. Оформляются также характеристика из школы и дневник (для школьников, направленных в санатории в учебное время года).

При направлении на санаторно-курортное лечение родителей с детьми в лечебно-профилактические учреждения соответствующие документы оформляются как для детей, так и для родителей. Профиль санатория выбирается в первую очередь с учетом характера заболевания ребенка.

Правила приема больных

Лечащий врач наблюдает больного в течение всего курса санаторно-курортного лечения, следит за адаптацией больного к новым климатогеографическим условиям, переносимостью лечебных процедур, динамикой симптомов заболевания и показателей лабораторных, электрофизиологических и других методов обследования, при необходимости вносит коррективы в проводимый курс курортной терапии.

После проведенного лечения в курортную книжку вносятся сведения о его результатах; данные выполненных на курорте исследований; даются рекомендации по вопросам режима труда, отдыха, лечебного питания, по проведению профилактических, противорецидивных мероприятий, дальнейшего лечения под наблюдением лечащего врача по месту жительства или работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка теоретического занятия "Диагностика поздних сроков беременности"

Методическая разработка занятия по теме «Диагностика поздних сроков беременности» предназначена для проведения теоретического занятия со студентами 2 курса специальности 060102 Акушерское дело в рамка...

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия по психологии "Лечение словом"

Методическая разработка  внеаудиторного мероприятия  по  психологии "Лечение  словом"  для  студентов 1-2 курсов  медколледжей. Данная  методическая  разра...

Методическая разработка теоретического занятия по теме:"Воображение как психический познавательный процесс"

Методическая разработка предназначена для преподавателя психологии  медицинского училища  и  включает в себя информационный блок с подробным изложением нового материала и упражнения для...

Методическая разработка практического занятия на тему: "Лечение первичного туберкулеза"

В  последние  годы отмечается значительный рост заболеваемости     туберкулезом населения всех возрастных групп, причем не только у нас в стране. Причины такого всплеска...

Методическая разработка практического занятия на тему: "Лечение первичного туберкулеза"

В  последние  годы отмечается значительный рост заболеваемости     туберкулезом населения всех возрастных групп, причем не только у нас в стране. Причины такого всплеска...

Методическая разработка теоретического занятия ПМ 02 Лечебная деятельность Лечение заболеваний щитовидной железы

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Лечение заболеваний щитовидной железы"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ на тему: Лечение заболеваний пищеварительной системы.

Цели разработки занятия: Образовательная. Создать условия для самостоятельного раскрытия   студентами: Лечение заболеваний пищеварительной системыклинической картины различных забо...