Рабочая программа профессионального модуля ПМ 02. Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля
рабочая программа
Разработана на основе программ подготовки специалистов среднего звена по специальности 33.02.01 "Фармация"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
RP_Vakhitova | 80.27 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЗЛАТОУСТОВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ 02
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ФОРМ И ПРОВЕДЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ВИДОВ ВНУТРИАПТЕЧНОГО КОНТРОЛЯ
Специальности 33.02.01 Фармация
2020
Рабочая программа профессионального модуля ПМ 02 «Изготовление лекарственных и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля» разработана на основе программ подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ), рекомендованных ФГОС СПО по специальности 33.02.01 «Фармация».
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Златоустовский медицинский техникум»
Составитель:
Вахитова Элиза Данисовна – преподаватель профессионального цикла
Рабочая программа рассмотрена на заседании ЦМК
Протокол №_______от «____» ____________________2020 г.
Председатель ЦМК: _______________(___________________)
(подпись)
Утверждаю: Зам. директора по УР___________________
«_____» ____________________2020 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | стр. 4 |
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 6 |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 8 |
4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 30 |
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) | 36 |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ 02 «ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ФОРМ И ПРОВЕДЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ВИДОВ ВНУТРИАПТЕЧНОГО КОНТРОЛЯ»
- Область применения рабочей программы
Рабочая программа профессионального модуля - является частью программы подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ) и в соответствии с ФГОС по специальности СПО 33.02.01. «Фармация» в части освоения вида профессиональной деятельности (ВПД): изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля в соответствии с профессиональными компетенциями (ПК):
ПК 1.2. Отпускать лекарственные средства населению, в том числе по льготным рецептам и по требованиям учреждений здравоохранения.
ПК 1.6. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.
ПК 2.1. Изготавливать лекарственные формы по рецептам и требованиям учреждений здравоохранения.
ПК 2.2. Изготавливать внутриаптечную заготовку и фасовать лекарственные средства для последующей реализации.
ПК 2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств.
ПК 2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.
ПК 2.5. Оформлять документы первичного учета.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в программах повышения квалификации и переподготовки укрупнённой группы специальностей.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- приготовления лекарственных средств;
- проведения обязательных видов внутриаптечного контроля лекарственных средств и оформления их к отпуску.
уметь:
- готовить твердые, жидкие, мягкие, стерильные, асептические лекарственные формы;
- проводить обязательные виды внутриаптечного контроля качества лекарственных средств;
- регистрировать результаты контроля;
- упаковывать и оформлять лекарственные средства к отпуску;
- пользоваться нормативной документацией.
знать:
- нормативно-правовую базу по изготовлению лекарственных форм и внутриаптечному контролю;
- порядок выписывания рецептов и требований;
- требования производственной санитарии;
- правила изготовления твердых, жидких, мягких, стерильных, асептических лекарственных форм;
- физико-химические свойства лекарственных средств;
- методы анализа лекарственных средств;
- виды внутриаптечного контроля;
- правила оформления лекарственных средств к отпуску.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего –897, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 753 часа, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося –502 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 251 час
производственной практики-36 часов
учебной практики- 108 часов
- РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1.2. | Отпускать лекарственные средства населению, в том числе по льготным рецептам и по требованиям учреждений здравоохранения. |
ПК 1.6. | Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности. |
ПК 2.1. | Изготавливать лекарственные формы по рецептам и требованиям учреждений здравоохранения. |
ПК 2.2. | Изготавливать внутриаптечную заготовку и фасовать лекарственные средства для последующей реализации. |
ПК 2.3. | Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств. |
ПК 2.4. | Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности. |
ПК 2.5. | Оформлять документы первичного учета. |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6 | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения задания. |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение своей квалификации. |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ОК 10 | Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. |
ОК 11 | Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку. |
ОК 12 | Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля | Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика | |||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная, часов | Производственная (по профилю специальности), часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) | ||||||
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ПК 2.1. ПК 2.2. ПК 2.4. ПК 2.5. ПК 1.2. ПК 1.6. | Раздел 1. Изготовление лекарственных форм. | 459 | 306 | 196 | 153 | ||||
ПК 2.3. ПК 2.4. ПК 2.5. ПК 1.2. ПК 1.6. | Раздел 2. Организация контроля качества лекарственных средств. | 294 | 196 | 96 |
| 98 | |||
Производственная практика (по профилю специальности), часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика) | 144 | - 108 | 36 | ||||||
Всего: | 897 | 502 | 292 | 251 | 108 | 36 |
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ 02.)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
Раздел ПМ 1. Изготовление лекарственных форм. | 459 | |||||
МДК 02.01. «Технология изготовления лекарственных форм» | 459 | |||||
Раздел МДК 02.01.1. Введение. Государственное нормирование изготовления лекарственных средств. Классификация лекарственных форм. | 16 | |||||
Тема1.1 Государственное нормирование изготовления и качества лекарственных средств. Классификация лекарственных форм. Дозирование в фармацевтической технологии. | Содержание | 8 | 2 | |||
1. 2. 3. 4. 5 6. | Введение. Государственное нормирование изготовления и качества лекарственных средств. Государственная фармакопея (ГФ). Фармацевтические термины. Классификация лекарственных форм. Приказы, регламентирующие правила работы фармацевта по приёму рецептов, изготовлению и отпуску лекарственных препаратов. Оформление лекарственных форм. Дозирование в фармацевтической технологии. Понятие о дозах. Весы, правила взвешивания по массе. Разновес. Работа с разновесом. Дозирование по объёму. Мерные приборы. Каплемеры. Биофармация. Средства для упаковки лекарственных препаратов. Аптечная тара, виды и назначение. Способы обработки. Хранение лекарственных средств. | |||||
Лабораторные работы | - | |||||
1. | - | |||||
Практические занятия | 8 | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. | Работа с государственной фармакопеей, приказами, справочной литературой. Изучение аптечной тары и средств упаковки. Взвешивание на ручных, тарирных и электронных весах. Отмеривание с помощью мерной посуды, бюреточной системы. Работа с каплемерами.
| |||||
Самостоятельная работа при изучении раздела 1. | 8 | |||||
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
| ||||||
Раздел МДК 02.01.2. Изготовление твёрдых лекарственных форм | 44 | |||||
Тема 2.1. Порошки. | Содержание | 18 | 2 | |||
1. 2. 3. | Порошки как лекарственная форма. Требования ГФ к порошкам. Классификация порошков. Способы выписывания рецептов на порошки. Проверка доз веществ списка «А» и «Б» в порошках. Правила изготовления простых дозированных и недозированных порошков. Оформление и отпуск порошков. Правила изготовления сложных дозированных и недозированных порошков. Изготовление порошков с красящими, пахучими, легкими, трудноизмельчаемыми веществами. Изготовление порошков с веществами списка «А» и «Б», тритурации. | |||||
Лабораторные работы | - | - | ||||
1. | - | |||||
Практические занятия | 24 | 3 | ||||
1. 2. 3. | Проверка доз лекарственных средств списка «А» и «Б». Изготовление порошков простых и сложных дозированных и недозированных. Изготовление порошков с красящими, пахучими, легковесными, труднопорошкуемыми веществами и лекарственными средствами списка «А» и «Б», с использованием тритурации. | |||||
Тема 2.2. Сборы. | Содержание | 2 | 2 | |||
1. 2. | Сборы как лекарственная форма. Требования ГФ к степени измельчения лекарственного растительного сырья, виды упаковки сборов. Изготовление дозированных и недозированных сборов. | |||||
Лабораторные работы | - | - | ||||
1. | - | |||||
Практические занятия | - | - | ||||
1. | - | |||||
Самостоятельная работа при изучении раздела 2. | 22 | |||||
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
| ||||||
Раздел МДК 02.01.3. Изготовление жидких лекарственных форм | 108 | |||||
Тема 3.1. Растворы. | Содержание | 14 | 2 | |||
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Жидкие лекарственные формы. Характеристика. Классификация. Растворители. Вода очищенная. Истинные растворы. Свойства истинных растворов. Обозначение концентраций. Способы прописывания рецептов. Общие правила изготовления растворов. Изготовление растворов, содержащих одно или несколько твердых веществ, с концентрацией менее Сmax и 3%, более Сmax и 3%. Концентрированные растворы для бюреточных систем. Изготовление растворов с использованием концентратов. Особые случаи изготовления растворов. Разбавление стандартных жидких препаратов. | |||||
Лабораторные работы | - | - | ||||
1. | - | |||||
Практические занятия | 28 | 3 | ||||
1. 2. 3. 4. | Работа с нормативно-технической документацией по изготовлению жидких лекарственных форм, проверка доз лекарственных средств списка «А» и «Б». Изготовление одно и многокомпонентных растворов из сухих лекарственных средств и с применением концентратов. Особые случаи изготовления растворов. Изготовление микстур. | |||||
Тема 3.2. Неводные растворы. | Содержание | 2 | 2 | |||
1. 2. | Растворители. Изготовление растворов на растворителях, дозируемых по массе (масла, глицерин, димексид, пергидроль и др.). Изготовление спиртовых растворов. Изготовление масляных и глицериновых растворов. | |||||
Лабораторные работы | - | - | ||||
1. | - | |||||
Практические занятия | 4 | 3 | ||||
1. 2. | Изготовление спиртовых растворов. Изготовление масляных и глицериновых растворов. | |||||
Тема 3.3. Капли. | Содержание | 2 | 2 | |||
1. 2. | Изготовление капель, содержащих одно или несколько твёрдых веществ с концентрацией менее Сmax 3% и более 3%. Изготовление капель из концентратов. Изготовление спиртовых капель. | |||||
Лабораторные работы | - | - | ||||
1. | - | |||||
Практические занятия | 2 | 3 | ||||
1. 2. | Изготовление капель, содержащих одно или несколько лекарственных веществ. Изготовление спиртовых капель. | |||||
Тема 3.4. Растворы ВМС. Коллоидные растворы. | Содержание | 2 | 2 | |||
1. 2. | Свойства и изготовление растворов ВМС. Коллоидные растворы. Свойства и приготовление. Изготовление растворов протаргола, колларгола, ихтиола. | |||||
Лабораторные работы | - | - | ||||
1. | - | |||||
Практические занятия | 2 | 3 | ||||
1. 2. | Изготовление растворов пепсина. Изготовление растворов протаргола, колларгола, ихтиола. | |||||
Тема 3.5. Суспензии. | Содержание | 4 | 2 | |||
1. 2. | Суспензии. Определение, свойства, случаи образования. Факторы, влияющие на устойчивость суспензий. Изготовление суспензий методом конденсации. Изготовление суспензий методом диспергирования из лиофильных и лиофобных веществ. Хранение и отпуск суспензий. | |||||
Лабораторные работы | - | - | ||||
1. | - | |||||
Практические занятия | 8 | 3 | ||||
1. 2. | Изготовление суспензий методом конденсации. Изготовление суспензий методом диспергирования из гидрофильных веществ и гидрофобных веществ. | |||||
Тема 3.6. Эмульсии. | Содержание | 4 | 2 | |||
1. | Характеристика лекарственной формы. Эмульгаторы. Изготовление масляных и семенных эмульсий. Хранение и отпуск. Введение лекарственных веществ в эмульсии. | |||||
Лабораторные работы | - | - | ||||
1. | - | |||||
Практические занятия | 8 | 3 | ||||
1. | Изготовление масляной и семенной эмульсии. | |||||
Тема 3.7. Водные извлечения. | Содержание | 8 | 2 | |||
1. 2. 3. 4. | Настои и отвары. Характеристика лекарственной формы. Сущность извлечения. Факторы, влияющие на процесс извлечения. Аппаратура. Состав лекарственного сырья. Изготовление водных извлечений из сырья, содержащего эфирные масла, сапонины, антрагликозиды, дубильные вещества, фенолгликозиды. Изготовление водных извлечений из сырья, содержащего слизи. Изготовление водных извлечений из экстрактов-концентратов. | |||||
Лабораторные работы | - | - | ||||
1. | - | |||||
Практические занятия | 20 | 2 | ||||
1. 2. 3. | Изготовление настоя из сырья, содержащего эфирные масла. Изготовление отвара из листьев толокнянки, настоя из корня алтея. Изготовление водных извлечений из экстрактов-концентратов. | |||||
Самостоятельная работа при изучении раздела 3. | 54 | |||||
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
| ||||||
Раздел МДК 02.01.4. Изготовление мягких лекарственных форм | 48 | |||||
Тема 4.1. Мази. Пасты. Линименты. | Содержание | 8 | 3 | |||
1. 2. 3. 4. | Мази как лекарственная форма. Мазевые основы. Требования к основам. Классификация мазевых основ. Гомогенные мази. Изготовление гетерогенных мазей суспензионного и эмульсионного типа. Изготовление комбинированных мазей. Пасты. Классификация. Изготовление. Линименты. Характеристика. Классификация. Изготовление. Отпуск. | |||||
Лабораторные работы | - | - | ||||
1. | - | |||||
Практические занятия | 12 | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. 5. | Изготовление гомогенных мазей. Изготовление мазей суспензионного и эмульсионного типа. Изготовление комбинированных мазей. Изготовление паст. Изготовление линиментов. | |||||
Тема 4.2. Суппозитории. | Содержание | 6 | 2 | |||
1. 2. | Суппозитории. Характеристика лекарственной формы. Основы для суппозиториев. Распределительный и разделительный способы прописывания рецептов на суппозитории. Проверка доз препаратов списка «А» и «Б» в суппозиториях. Изготовление суппозиториев методом ручного выкатывания и выливания. | |||||
Лабораторные работы | - | - | ||||
1. | - | |||||
Практические занятия | 8 | 3 | ||||
1. 2. 3. | Изготовление вагинальных суппозиториев методом выкатывания. Изготовление ректальных суппозиториев методом выкатывания. Изготовление суппозиториев методом выливания. | |||||
Самостоятельная работа при изучении раздела 4. | 17 | |||||
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
| ||||||
Раздел МДК 02.01.5. Изготовление стерильных и асептических лекарственных форм | 64 | |||||
Тема 5.1. Лекарственные формы для инъекций. | Содержание | 14 | 2 | |||
1. 2. 3. 4. 5. | Стерильные и асептические лекарственные формы. Характеристика. Понятие о стерильности. Методы стерилизации. Растворители для иньекционных растворов. Асептика. Создание асептических условий. Понятие о пирогенных веществах. Требования к субстанциям и растворителям. Растворы для инъекций. Требования к растворам. Типовая технологическая схема изготовления иньекционных растворов. Стабилизация и изотонирование растворов для инъекций. Оформление к отпуску. Физиологические растворы. Характеристика, особенности изготовления. Изотонирование инфузионных растворов. | |||||
Лабораторные работы | - | - | ||||
1. | - | |||||
Практические занятия | 32 | 3 | ||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Асептические условия изготовления растворов для инъекций. Изготовление растворов солей сильных кислот и слабых оснований (раствор новокаина для инъекций, атропина сульфата). Изготовление растворов солей слабых кислот и сильных оснований (раствор кофеина натрия бензоата для иньекций). Изготовление растворов легкоокисляющихся веществ (раствор аскорбиновой кислоты для инъекций). Изготовление изотонированных растворов натрия хлорида и глюкозы. Изготовление инфузионных физиологических и плазмозамещающих растворов. | |||||
Тема 5.2. Глазные лекарственные формы. | Содержание | 2 | 2 | |||
1. 2. 3. | Глазные лекарственные формы. Характеристика. Глазные капли. Требования. Изготовление. Хранение. Отпуск. Частная технология глазных капель и офтальмологических растворов. Глазные мази. Характеристика. Изготовление. Хранение. Отпуск. Глазные плёнки. | |||||
Лабораторные работы | - | - | ||||
1. | - | |||||
Практические занятия | 4 | 3 | ||||
1. 2. 3. 4. | Изготовление глазных капель (пилокарпина гидрохлорида, атропина сульфата). Изготовление глазных капель с добавлением стабилизатора (сульфацил натрия). Изготовление глазных капель из концентратов (рибофлавин + кислота аскорбиновая + калия йодид). Изготовление мази глазной с новокаином. | |||||
Тема 5.3. Лекарственные формы с антибиотиками. | Содержание | 2 | 2 | |||
1. | Особенности изготовления лекарственных форм с антибиотиками. | |||||
Лабораторные работы | - | - | ||||
1. | - | |||||
Практические занятия | 4 | 3 | ||||
1. | Изготовление лекарственных форм с антибиотиками. | |||||
Тема 5.4. Лекарственные формы для новорождённых детей и детей первого года жизни. | Содержание | 2 | 2 | |||
1. | Требования к лекарственным формам для новорождённых и детей первого года жизни. Особенности детского организма. Характеристика лекарственных форм. Изготовление. Отпуск. Хранение. | |||||
Лабораторные работы | - | - | ||||
1. | - | |||||
Практические занятия | 4 | 3 | ||||
1. | Изготовление детских лекарственных форм. | |||||
Самостоятельная работа при изучении раздела 5. | 30 | |||||
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
| ||||||
Раздел МДК 02.01.6. Фармацевтические несовместимости. . | 6 | |||||
Тема 6.1. Фармацевтические несовместимости. | Содержание | 2 | 2 | |||
1. | Фармацевтические несовместимости. Виды несовместимостей Способы преодоления несовместимостей. | |||||
Лабораторные работы | - | - | ||||
1. | - | |||||
Практические занятия | 4 | 3 | ||||
1. | Фармацевтические несовместимости. Виды несовместимостей Способы преодоления несовместимостей. | |||||
Раздел МДК 02.01.7. Гомеопатические препараты | 2 | |||||
Тема 7.1. Гомеопатические препараты | Содержание | 2 | ||||
1. | Гомеопатия. Основные принципы гомеопатической терапии. Гомеопатические препараты, их изготовление, ассортимент. | |||||
Лабораторные работы | - | |||||
Практические занятия | - | |||||
Раздел МДК 02.01.8. Лекарственные препараты промышленного производства | 32 | |||||
Тема 8.1. Лекарственные препараты промышленного производства | Содержание | 8 | ||||
1. | Пути развития современной промышленной фармтехнологии. Настойки. Экстракты. Способы производства, ассортимент. Получение максимально очищенных препаратов (новогаленовых), их ассортимент. Таблетки. Драже. Гранулы. Производство, Ассортимент. Мягкие, газообразные препараты. Аэрозоли. Пластыри и др. Номенклатура. Требования к качеству. Упаковка. Хранение. Пролонгированные лекарственные формы. | |||||
Лабораторные работы | - | |||||
1. | ||||||
Практические занятия | 24 | |||||
1. | Настойки. Экстракты. Новогаленовые препараты. Таблетки. Драже. Гранулы. Мягкие, газообразные препараты. Аэрозоли. Пластыри и др. Номенклатура. Требования к качеству. Упаковка. Хранение. Пролонгированные лекарственные формы. | |||||
Самостоятельная работа при изучении раздела 6, 7, 8 | 18 | |||||
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
| ||||||
Примерная тематика курсовых работ (проектов)
| 4 | |||||
Учебная практика: Виды работ: | 108 | |||||
Производственная практика по профилю специальности: Виды работ Раздел 2. Изготовление порошков. Раздел 3. Изготовление жидких лекарственных форм. Раздел 4. Изготовление мягких лекарственных форм. Раздел 5. Изготовление стерильных и асептических лекарственных форм. | 36 | 2 | ||||
Раздел ПМ 2. Организация контроля качества лекарственных средств. | 294 | |||||
МДК 02.02. Контроль качества лекарственных средств. | 294 | |||||
Раздел МДК 02.02.1. Общая фармацевтическая химия. | 22 | |||||
Тема 1.1. Введение | Содержание | 2 | 2 | |||
1. | Предмет и содержание фармацевтической химии. Современные проблемы и перспективы развития фармацевтической химии. | |||||
Лабораторные работы | - | |||||
1. | - | |||||
Практические занятия | - | |||||
1. | - | |||||
Тема 1.2. Основные положения и документы, регламентирующие фармацевтический анализ. | Содержание | 4 | 2 | |||
1. | Государственная фармакопея и другая нормативно-техническая документация, регламентирующая качество лекарственных средств. | |||||
Лабораторные работы | - | - | ||||
1. | - | |||||
Практические занятия | 2 | 2 | ||||
1. | Работа с Государственной фармакопеей, нормативно-технической документацией и справочной литературой. | |||||
Тема 1.3. Государственная система контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств. | Содержание | 4 | 2 | |||
1. | Государственные стандарты качества лекарственных средств. Контрольно-разрешительная система. Сертификация. Проблемы фальсификации лекарственных средств. | |||||
Лабораторные работы | - | - | ||||
1. | - | |||||
Практические занятия | 2 | 3 | ||||
1. | Работа с нормативно-технической документацией. | |||||
Тема 1.4. Внутриаптечный контроль лекарственных форм. | Содержание | 4 | - | |||
1. | Предупредительные мероприятия внутриаптечного контроля лекарственных форм. Виды внутриаптечного контроля. Обязательные виды внутриаптечного контроля. Выборочные виды внутриаптечного контроля. | 2 | ||||
2. | Требования, предъявляемые к экспресс-анализу, оценка качества лекарственных форм, изготавливаемых в аптеке. | 2 | ||||
3. | Расчёт норм отклонений, допустимых при изготовлении лекарственных форм в аптеке. | 3 | ||||
4. | Специфические показатели качества различных лекарственных форм, приготовленных в аптеке, другой аптечной продукции. | 2 | ||||
Лабораторные работы | - | |||||
1. | - | |||||
Практические занятия | 4 | 3 | ||||
1. | Работа с нормативно-технической документацией. | |||||
2. | Расчёт отклонений и сравнение с их допустимыми нормами. | |||||
Самостоятельная работа при изучении раздела 1. | 14 | |||||
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Согласно изучаемой теме. | 3 | |||||
Раздел МДК 02.02.2. Контроль качества жидких лекарственных форм. | 48 | |||||
Тема 2.1. Контроль качества неорганических лекарственных средств элементов VII группы периодической системы Д.И. Менделеева. | Содержание | 6 | - | |||
1. | Особенности анализа жидких лекарственных форм. Анализ фармакопейных стандартных жидких препаратов. Анализ водных, глицериновых, спиртовых растворов. | 2 | ||||
2. | Общая характеристика галогенов и их соединений с ионами щелочных металлов. | 2 | ||||
3. | Анализ лекарственных форм, содержащих натрия и калия хлориды, натрия и калия бромиды, натрия и калия иодиды, раствор йода спиртовой 5%, кислоту хлористоводородную. | 2 | ||||
Лабораторные работы | - | |||||
1. | - | |||||
Практические занятия | 8 | - | ||||
1. | Лекарственные средства элементов VII группы периодической системы: Натрия и калия хлориды, натрия и калия бромиды, натрия и калия иодиды (Изучение лекарственных средств по обучающей программе). | 3 | ||||
2. | Внутриаптечный контроль лекарственных форм с лекарственными средствами VII группы периодической системы. | 3 | ||||
3. | Анализ раствора хлористоводородной кислоты, растворов Люголя для внутреннего и наружного применения. | 3 | ||||
Тема 2.2. Контроль качества неорганических лекарственных средств элементов VI и V групп периодической системы Д.И. Менделеева. | Содержание | 4 | - | |||
1. | Анализ фармакопейных стандартных жидких препаратов. Анализ растворов с концентрацией сухих веществ менее Сmax (%), 3% и более Сmax (%), 3%. | 2 | ||||
2. | Общая характеристика соединений кислорода и водорода. | 2 | ||||
3. | Соединения серы. Вода очищенная, вода для инъекций. Растворы пероксида водорода. Натрия тиосульфат. | 2 | ||||
Лабораторные работы | - | |||||
1. | - | |||||
Практические занятия | 4 | |||||
1. | Внутриаптечный контроль лекарственных форм с лекарственными средствами элементов VI группы периодической системы Д.И. Менделеева. | 3 | ||||
2. | Анализ воды очищенной, воды для инъекций. | 3 | ||||
3. | Анализ раствора пероксида водорода, раствора натрия тиосульфата по прописи Демьяновича. | 3 | ||||
Тема 2.3. Контроль качества неорганических лекарственных средств элементов IV и III групп периодической системы Д.И. Менделеева. | Содержание | 4 | 2 | |||
1. | Анализ капель для наружного и внутреннего применения. Общая характеристика элементов IV и III групп периодической системы. | 2 | ||||
2. | Натрия гидрокарбонат. Кислота борная. Натрия тетраборат. | 2 | ||||
Лабораторные работы | - | |||||
1. | - | |||||
Практические занятия | 4 | |||||
1. | Внутриаптечный контроль лекарственных форм с борной кислотой, натрия тетраборатом. | 3 | ||||
2. | Анализ концентрированного раствора натрия гидрокарбоната (1:20). | 3 | ||||
Тема 2.4. Контроль качества неорганических лекарственных средств элементов II и I групп периодической системы Д.И. Менделеева. | Содержание | 6 | ||||
1. | Анализ концентрированных растворов. Анализ коллоидных растворов. Общая характеристика элементов II и I групп периодической системы. | 2 | ||||
2. | Магния сульфат. Кальция хлорид. Цинка сульфат. Серебра нитрат, коллоидные препараты серебра (протаргол, колларгол). | 2 | ||||
Лабораторные работы | - | |||||
1. | - | |||||
Практические занятия | 12 | |||||
1. | Внутриаптечный контроль лекарственных форм с лекарственными средствами элементов II и I группы периодической системы. | 3 | ||||
2. | Анализ концентрированного раствора кальция хлорида (1:2), раствора протаргола (внутриаптечная заготовка), растворов магния сульфата, цинка сульфата. | 3 | ||||
Самостоятельная работа при изучении раздела 2. | 20 | |||||
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Согласно изучаемой теме. | 3 | |||||
Раздел МДК 02.02.3. Контроль качества твёрдых и мягких лекарственных форм. | 102 | |||||
Тема 3.1. Качественные реакции на функциональные группы органических лекарственных средств. | Содержание | 2 | ||||
1. | Особенности анализа твёрдых лекарственных форм. Анализ твёрдых лекарственных форм для наружного применения. Особенности анализа мазей, суппозиториев. Зависимость физико-химических свойств и фармакологического действия лекарственных средств от строения молекул. | 2 | ||||
2. | Особенности анализа органических соединений. Качественные реакции на функциональные группы. | 2 | ||||
Лабораторные работы | - | |||||
1. | - | |||||
Практические занятия | 2 | 3 | ||||
1. | Качественный анализ на функциональные группы. | |||||
Тема 3.2. Контроль качества лекарственных средств, производных спиртов и альдегидов. | Содержание | 4 | ||||
1. | Внутриаптечный контроль простых порошков. | 2 | ||||
2. | Общая характеристика группы. Спирт этиловый. Раствор формальдегида. Метенамин. | 2 | ||||
Лабораторные работы | - | |||||
1. | - | |||||
Практические занятия | 2 | |||||
1. | Внутриаптечный контроль лекарственных форм из группы спиртов, альдегидов. | 3 | ||||
2. | Анализ лекарственных форм с метенамином. | 3 | ||||
3. | Определение концентрации этанола при разведении его в аптеке. | 3 | ||||
Тема 3.3. Контроль качества лекарственных средств, производных углеводов и простых эфиров. | Содержание | 2 | ||||
1. | Внутриаптечный контроль тритураций. | 2 | ||||
2. | Общая характеристика углеводов. Глюкоза. | 2 | ||||
3. | Общая характеристика простых арилалифатических эфиров. Дифенгидромина гидрохлорид. (Димедрол). | 2 | ||||
Лабораторные работы | - | |||||
1. | - | |||||
Практические занятия | 4 | |||||
1. | Внутриаптечный контроль лекарственных форм из группы углеводов, простых эфиров. | 3 | ||||
2. | Внутриаптечный контроль лекарственных форм с глюкозой, дифенгидромина гидрохлоридом. | 3 | ||||
Тема 3.4. Контроль качества лекарственных средств, производных карбоновых кислот и аминокислот. | Содержание | 2 | ||||
1. | Внутриаптечный контроль сложных дозированных порошков, внутриаптечные заготовки и фасовки. | 2 | ||||
2. | Общая характеристика группы. Кальция глюконат. Кислота аскорбиновая. Кислота глютаминовая. Кислота аминокапроновая. | 2 | ||||
Лабораторные работы | - | |||||
1. | - | |||||
Практические занятия | 4 | 3 | ||||
1. | Внутриаптечный контроль лекарственных форм из группы карбоновых кислот. | |||||
2. | Внутриаптечный контроль лекарственных форм с кальция глюконатом, аскорбиновой кислотой, глютаминовой, аминокапроновой кислотами. | |||||
Тема 3.5. Контроль качества лекарственных средств, производных аминоспиртов. | Содержание | 4 | 2 | |||
1. | Общая характеристика группы. Эфедрина гидрохлорид. Адреналина гидротартрат, раствор адреналина гидрохлорида. | |||||
Лабораторные работы | - | |||||
1. | - | |||||
Практические занятия | 6 | |||||
1. | ||||||
Тема 3.6. Контроль качества лекарственных средств, производных ароматических кислот и фенолокислот. | Содержание | 6 | 3 | |||
1. | Общая характеристика группы. | 2 | ||||
2. | Бензойная кислота. Натрия бензоат. Салициловая кислота. Натрия салицилат. Эфиры салициловой кислоты. Ацетилсалициловая кислота. | 3 | ||||
Лабораторные работы | - | |||||
1. | - | |||||
Практические занятия | 4 | 3 | ||||
1. | Ароматические кислоты, фенолокислоты и их соли (изучение лекарственных средств по обучающей программе). | |||||
Тема 3.7. Контроль качества лекарственных средств, производных аминокислот ароматического ряда. | Содержание | 6 | ||||
1. | Общая характеристика группы. Эфиры n-аминобейзойной кислоты: бензокаин (анестезин), прокаина гидрохлорид (новокаин), тетракаина гидрохлорид (дикаин). | 2 | ||||
2. | Сульфаниламиды. Стрептоцид. Сульфацетамид натрия (сульфацил натрия). Норсульфазол. | 2 | ||||
Лабораторные работы | - | |||||
1. | - | |||||
Практические занятия | 8 | 3 | ||||
1. | Внутриаптечный контроль мази стрептоцида, суппозиториев с новокаином, капель сульфацетамида натрия. | |||||
Тема 3.8. Контроль качества лекарственных средств, производных гетероциклических соединений фурана и пиразола. | Содержание | 4 | ||||
1. | Особенности анализа сложных дозированных порошков, анализа суппозиториев, общая характеристика группы. | 2 | ||||
2. | Производные фурана: фурацилин. Производные пиразола: антипирин, анальгин, бутадион. | 2 | ||||
Лабораторные работы | - | |||||
1. | - | |||||
Практические занятия | 4 | 3 | ||||
1. | Внутриаптечный контроль сложных дозированных порошков и раствора с анальгином, раствора фурацилина. | |||||
Тема 3.9. Контроль качества лекарственных средств, производных имидазола. | Содержание | 4 | ||||
1. | Анализ сложных дозированных порошков с использованием тритураций дибазола. | 2 | ||||
2. | Общая характеристика группы. Производные имидазола: пилокарпина гидрохлорид, дибазол. | 2 | ||||
Лабораторные работы | - | |||||
1. | - | |||||
Практические занятия | 4 | 3 | ||||
1. | Внутриаптечный контроль порошков дибазола (с использованием тритураций). | |||||
Тема 3.10. Контроль качества лекарственных средств, производных пиридина и пиперидина. | Содержание | 6 | ||||
1. | Анализ сложных дозированных порошков, анализ суппозиториев, общая характеристика группы. | 2 | ||||
2. | Производные никотиновой кислоты: кислота никотиновая, её анализ. | 2 | ||||
3. | Оксиметил-пиридиновые витамины: пиридоксина хлорид. | 2 | ||||
4. | Производные пиперидина: промедол. | 2 | ||||
Лабораторные работы | - | |||||
1. | - | |||||
Практические занятия | 4 | |||||
1. | Внутриаптечный контроль лекарственных форм из группы пиридина и пиперидина. | 3 | ||||
2. | Анализ сложных дозированных порошков с пиридоксина гидрохлоридом, никотиновой кислотой. | 3 | ||||
Тема 3.11. Контроль качества лекарственных средств, производных пиримидина. | Содержание | 6 | ||||
1. | Общая характеристика группы. | |||||
2. | Производные барбитуровой кислоты: барбитал, барбитал-натрий, фенобарбитал, этаминал-натрий. | 2 | ||||
3. | Витамины пиримидинотиазолового ряда: тиамина хлорид, тиамина бромид. | 2 | ||||
Лабораторные работы | - | |||||
1. | - | |||||
Практические занятия | 4 | 3 | ||||
1. | Внутриаптечный контроль лекарственных форм пиримидинотиазолового ряда. Анализ сложных дозированных порошков с тиамина бромидом. | |||||
Тема 3.12. Контроль качества лекарственных средств, производных изохинолина. | Содержание | 6 | ||||
1. | Общая характеристика группы. | 2 | ||||
2. | Папаверина гидрохлорид. Но-шпа. Никошпан. Морфина гидрохлорид. Кодеин. Кодеина фосфат. Этилморфина гидрохлорид. | 2 | ||||
Лабораторные работы | - | |||||
1. | - | |||||
Практические занятия | 4 | 3 | ||||
1. | Внутриаптечный контроль сложных дозированных порошков, суппозиториев с папаверина гидрохлоридом. | |||||
Самостоятельная работа при изучении раздела 3. | 50 | |||||
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Согласно изучаемой теме. | 3 | |||||
Раздел МДК 02.02.4. Контроль качества стерильных и асептических лекарственных форм. | 24 | |||||
Тема 4.1. Контроль качества лекарственных средств, производных тропана. | Содержание | 2 | ||||
1. | Особенности анализа стерильных и асептических лекарственных форм (инъекционных растворов, глазных капель, лекарственных форм для новорожденных и детей первого года жизни). | 2 | ||||
2. | Общая характеристика группы. Производные тропана: атропина сульфат. | 2 | ||||
Лабораторные работы | - | |||||
1. | - | |||||
Практические занятия | 2 | 3 | ||||
1. | Внутриаптечный контроль глазных капель с атропина сульфатом. | |||||
2. | Качественные реакции с общеалкалоидными реактивами. | 3 | ||||
3. | Внутриаптечный контроль инъекционных растворов (новокаина гидрохлорида, глюкозы). | 3 | ||||
Тема 4.2. Контроль качества лекарственных средств, производных изоаллоксазина. | Содержание | 4 | 2 | |||
1. | Общая характеристика группы изоаллоксазина. Рибофлавин. Внутриаптечный контроль глазных капель с рибофлавином. | |||||
Лабораторные работы | - | |||||
1. | - | |||||
Практические занятия | ||||||
1. | Внутриаптечный контроль глазных капель с рибофлавином, кислотой аскорбиновой, кислотой борной. | 2 | 3 | |||
2. | Внутриаптечный контроль глазных капель (пилокарпина гидрохлорида, этилморфина гидрохлорида, атропина сульфата, сульфацила натрия). | 3 | ||||
3. | Внутриаптечный контроль различной аптечной продукции. | 3 | ||||
Тема 4.3. Контроль качества лекарственных средств, производных пурина. | Содержание | 8 | 2 | |||
1. | Общая характеристика группы. Теобромин, теофиллин, эуфиллин, кофеин, кофеин бензоат натрия. | |||||
Лабораторные работы | - | |||||
1. | - | |||||
Практические занятия | 6 | 3 | ||||
1. | Внутриаптечный контроль инъекционных растворов эуфиллина, анализ концентрированного раствора кофеина бензоата натрия для бюреточной системы, анализ лекарственных форм для новорожденных. | 3 | ||||
Самостоятельная работа при изучении раздела 4. | 14 | |||||
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
| 3 | |||||
Примерная тематика курсовых работ (проектов)
| ||||||
Учебная практика: Виды работ: | 36 | |||||
Производственная практика (по профилю специальности) Виды работ Раздел 1. Работа с нормативно-технической документацией по организации внутриаптечного контроля качества лекарственных форм. Раздел 2. Внутриаптечный контроль порошков. Раздел 3. Внутриаптечный контроль жидких лекарственных форм. Раздел 4. Внутриаптечный контроль мягких лекарственных форм. Раздел 5. Внутриаптечный контроль стерильных и асептических лекарственных форм. | 108 | 3 | ||||
Всего | 753 |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие лабораторий технологии изготовления лекарственных форм и контроля качества лекарственных средств.
Оборудование лаборатории технологии изготовления лекарственных форм и рабочих мест:
Шкафы
Классная доска
Столы и стулья для преподавателя и студентов
Столы ассистентские со стульями
Вертушка настольная
Шкаф для пахучих и красящих веществ
Шкаф для лекарственных веществ списка «А»
Шкаф для материальной секционный
Раковина для мытья рук
Стол для нагревательных приборов
Весы тарирные или электронные
Весы ручные 1,0; 5,0; 20,0; 100,0.
Разновес
Облучатель бактерицидный
Приспособление для просмотра инъекционных растворов УК-2
Приспособление для обжима колпачков
Рефрактометр
Паровой стерилизатор АГ-3
Стерилизатор воздушный
Баня водяная
Аквадистиллятор
Бюреточная установка
Аппарат инфундирный АИ-3
Сборник для очищенной воды
Штатив для фильтрования растворов
Коробки стерилизационные
Спиртометр
Посуда и вспомогательные материалы
Ступки с пестиками разных номеров
Набор штангласов
Колбы мерные разной ёмкости
Мензурки разной ёмкости
Цилиндры разной ёмкости
Пипетки аптечные для отмеривания жидкостей
Пипетки стеклянные глазные
Инфундирки фарфоровые
Выпарительные чашки
Фарфоровые кружки
Воронки стеклянные, фильтры стеклянные разных номеров
Флаконы разной ёмкости
Флаконы для инъекционных растворов разной ёмкости
Палочки стеклянные
Баночки для мазей разной ёмкости
Подставки стеклянные для изготовления растворов
Формы для выливания суппозиториев
Капсулы вощенные
Пакеты бумажные
Бумага пергаментная
Бумага фильтровальная
Бинты
Марля
Вата
Рецептурные бланки
Сигнатура
Этикетки
Ерши для мытья посуды
Пробки пластмассовые
Пробки резиновые
Пробки резиновые для флаконов для инъекционных растворов
Пинцеты
Ножницы
Шпатели
Капсулаторки
Полотенца
Лекарственные и вспомогательные вещества (субстанции)
По рецептуре практических занятий в соответствии с учебной программой.
Технические средства обучения:
Компьютеры, принтеры
Копировальный аппарат
Калькулятор
Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
Таблицы
Видео (DVD) фильмы
Компьютерные программы (обучающие, контролирующие)
Методические учебные материалы на электронных носителях
Справочные материалы
Оборудование лаборатории контроля качества лекарственных средств и рабочих мест:
Шкафы
Классная доска
Столы и стулья для преподавателя
Столы для студентов
Стулья для студентов
Шкафы для хранения лекарственных средств, реактивов, химической посуды, наглядных пособий, оборудования
Шкаф вытяжной или вытяжная установка
Стол кафельный для нагревательных приборов
Раковина для мытья рук
Весы электронные
Разновес
Весы равноплечные, ручные: ВР-1, ВР-5, ВР-20, ВР-100
Гири технические 4 класса от 10 мг до 500г
рН – метр милливольметр (или иономер)
Рефрактометр
Термометр стеклянный лабораторный
Микроскоп биологический
Ариометр
Спиртометр
Фотоэлектроколориметр
Баня водяная лабораторная
Электроплитка лабораторная
Мешалка лабораторная
Дистиллятор
Спиртовка
Шкаф сушильный электрический
Титровальные установки
Посуда и вспомогательные материалы
Бюретки прямые с краном или оливой вместимостью 10 мл, 25 мл.
Воронки лабораторные
Колбы конические разной ёмкости
Колбы мерные разной ёмкости
Палочки стеклянные
Пипетки глазные
Пипетки (Мора) с одной меткой разной вместимостью
Пипетки с делениями разной вместимостью
Стаканы химические разной ёмкости
Стёкла предметные
Стёкла предметные с углублением для капельного анализа
Ступки с пестиками
Тигли фарфоровые
Цилиндры мерные
Чашки выпарительные
Банки с притёртой пробкой
Бумага фильтровальная
Вата гигроскопическая
Груши резиновые для микробюреток и пипеток
Держатели для пробирок
Штатив для пробирок
Пробирки
Ерши для мойки колб и пробирок
Капсулаторки
Карандаши по стеклу
Ножницы
Палочки графитовые
Трубки резиновые соединительные
Штативы лабораторные для закрепления посуды и приборов (штативы физические с 2 -3 лапками)
Щипцы тигельные
Полотенца
Лекарственные средства, титрованные растворы, реактивы, индикаторы в соответствии с учебной программой МДК 02.02. «Контроль качества лекарственных средств»
Технические средства обучения:
Компьютеры, принтеры
Копировальный аппарат
Калькуляторы
Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
Микротаблицы
Видео (DVD) фильмы
Компьютерные программы (обучающие, контролирующие)
Методические учебные материалы на электронных носителях
Справочные материалы
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
МДК 02.01. «Технология изготовления лекарственных форм»
Основные источники:
1. Государственная фармакопея Российской Федерации / МЗ РФ. – XIV изд. – Т.1. – Москва, 2018. – 1814 с.
2. Государственная фармакопея Российской Федерации / МЗ РФ. – XIV изд. – Т.2. – Москва, 2018. – 3262 с.
3. Государственная фармакопея Российской Федерации / МЗ РФ. – XIV изд. – Т.3. – Москва, 2018. – 5187 с.
4. Государственная фармакопея Российской Федерации / МЗ РФ. – XIV изд. – Т.4. – Москва, 2018. – 7019 с.
5. Учебник для СПО «Технология изготовления лекарственных форм» под редакцией В. А. Гроссман, 2-е издание, переработанное и дополненное. – Москва: «ГЭОТАР-Медиа» 2020 г.-336 с.
6. Фармацевтическая технология лекарственных форм. Краткий справочник / В.А. Гроссман. – М.: ГОЭТАР-Медиа, 2020. -96с.
7. Приказ МЗ и СР РФ № 751 н от 26.10.2015 г. и др. приказы МЗ РФ, Постановления Правительства РФ, Федеральные законы о лекарственных средствах.
Дополнительные источники:
1. Государственная фармакопея XIII, Москва. «Медицина», 2017 год (1 часть).
2. Государственная фармакопея X, Москва. «Медицина», 1968 г.
3. Учебник для СПО «Фармацевтическая технология» под редакцией И.И. Краснюка, Г.В. Михайловой, Л.И. Мурадовой. - М.: ГЭОТАР-Медиа,2013 г. -560 с.
4. В.М. Грецкий. В.С. Хоменок «Руководство к практическим занятиям по технологии лекарственных форм»,- Москва, «Медицина», 2000 г.
5. Учебник для СПО «Фармацевтическая технология» под редакцией В.И. Погорелова. -Ростов-на-Дону: «Феникс» 2002 г. – 544 с.
6. Электронная библиотека «ЗМТ».
МДК 02.02. «Контроль качества лекарственных средств»
Основные источники:
1. Государственная фармакопея Российской Федерации / МЗ РФ. – XIV изд. – Т.1. – Москва, 2018. – 1814 с.
2. Государственная фармакопея Российской Федерации / МЗ РФ. – XIV изд. – Т.2. – Москва, 2018. – 3262 с.
3. Государственная фармакопея Российской Федерации / МЗ РФ. – XIV изд. – Т.3. – Москва, 2018. – 5187 с.
4. Государственная фармакопея Российской Федерации / МЗ РФ. – XIV изд. – Т.4. – Москва, 2018. – 7019 с.
5. Учебник для СПО «Контроль качества лекарственных средств» под ред. Плетеневой Т.В., Успенской Е.В. – Москва: «ГЭОТАР-Медиа» 2019 г.-544 с.
6. Приказ МЗ и СР РФ № 751н от 26.10.2015 г. и др. приказы МЗ РФ, Постановления Правительства РФ, Федеральные законы о лекарственных средствах.
7. Фармацевтическая химия. Учебное пособие / Беликов В.Г. – М.: Медпрессинформ, 2008. – 616 с.
8. Учебник для СПО «Фармацевтическая химия» Н.Н. Глущенко, Т.В. Плетенева, В.А.и др.- Москва: «Академия». 2014 г.
Дополнительные источники:
1. Государственная фармакопея XIII, Москва. Медицина, 2017 год (1часть).
2. Государственная фармакопея XI, Москва. Медицина, 1987 год (1часть).
3. Чекрышкина Л.А., Эвич Н.И. Учебное пособие по государственной системе контроля качества, эффективности, безопасности лекарств. Пермь, 2006 год,
4. М.Д. Машковский , «Лекарственные средства» - Медицина, Москва 2014г.
5. Электронная библиотека «ЗМТ»
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Профессиональный модуль ПМ.02 «Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля» относится к основному виду профессиональной деятельности в рамках профессионального цикла.
Примерная программа профессионального модуля ПМ. 02 «Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля» является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 33.02.01 Фармация базовой и углубленной подготовки и предназначена для реализации ФГОС СПО по данному профессиональному модулю.
ПМ. 02 имеет логическую завершенность по отношению к заданным в ФГОС результатам образования и предназначен для формирования общих и профессиональных компетенций по технологии изготовления лекарственных форм и проведению обязательных видов внутриаптечного контроля.
Важнейшей задачей изучения ПМ.02 является формирование практического опыта, знаний и умений по изготовлению и контролю качества лекарственных форм.
Для освоения данного модуля студентам необходимы знания, полученные при изучении предшествующих дисциплин: «Математика», «Информатика», «Основы латинского языка с медицинской терминологией», «Гигиена и экология человека», «Основы микробиологии и иммунологии», «Общая и неорганическая химия», «Органическая химия», «Аналитическая химия».
ПМ.02 связан с ПМ.01 и ПМ.03, которые обеспечивают формирование знаний и умений, необходимых для изучения программы профессионального модуля ПМ. 02 «Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля».
Знания и умения, приобретенные при освоении программы ПМ.02 позволят подготовить грамотного, конкурентоспособного специалиста.
ПМ.02 состоит из двух междисциплинарных курсов (МДК02.01. «Технология изготовления лекарственных форм», МДК02.02. «Контроль качества лекарственных средств»).
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Реализация основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими высшее фармацевтическое образование. Преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
Общие и непосредственные руководители производственной практики, осуществляющие руководство практикой должны иметь фармацевтическое образование (высшее или среднее).
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК2.1.Изготавливать лекарственные формы по рецептам и требованиям учреждений здравоохранения. | - достаточность знаний нормативно – правовой базы по изготовлению лекарственных форм, порядка выписывания рецептов и требований, требований производственной санитарии, правил изготовления твёрдых, жидких, мягких, стерильных и асептических лекарственных форм, правил оформления лекарственных средств к отпуску. - соблюдение технологических требований и условий при изготовлении твёрдых, жидких, мягких, стерильных и асептических лекарственных форм. - оформление лекарственных средства к отпуску в соответствии c требованиями нормативно – правовой базы. | - тестовый контроль с применением информационных технологий; -решение ситуационных задач; - деловая игра; - портфолио; - курсовая работа; - наблюдение и оценка выполнения практических действий. |
ПК 2.2. Изготавливать внутриаптечную заготовку и фасовать лекарственные средства для последующей реализации. | - достаточность знаний нормативно – правовой базы по изготовлению внутриаптечной заготовки и фасовки, требований производственной санитарии; - соблюдение технологических требований и условий при изготовлении внутриаптечной заготовки и фасовки; - упаковка и оформление лекарственных средств к отпуску в соответствии с требованиями нормативно – правовой базы. | |
ПК 2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств. | - достаточность знаний нормативно – правовой базы по внутриаптечному контролю качества лекарственных средств, физико-химических свойств лекарственных средств, методов анализа лекарственных средств, видов внутриаптечного контроля; - соблюдение требований и условий при проведении обязательных видов внутриаптечного контроля качества лекарственных средств; - соблюдение требований к регистрации результатов контроля качества лекарственных средств. | |
ПК 2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, техники безопасности и противопожарной безопасности. | - соблюдение санитарно-гигиенических правил, техники безопасности и противопожарной безопасность при изготовлении и проведении обязательных видов контроля твёрдых, жидких, мягких, стерильных и асептических лекарственных форм в соответствии с требованиями нормативных документов. | |
ПК 2.5. Оформлять документы первичного учета. | - достаточность знаний нормативно – правовой базы при оформлении документов первичного учета при изготовлении и контроле качества лекарственных форм, внутриаптечной заготовке и фасовке лекарственных средств. - соблюдение правил оформления документов первичного учета. | |
ПК 1.2. Отпускать лекарственные средства населению, в том числе по льготным рецептам и по требованиям учреждений здравоохранения. | - полнота знаний нормативно – правовой базы при отпуске лекарственных средств населению, в том числе по бесплатным и льготным рецептам; - полнота знаний нормативно – правовой базы при отпуске лекарственных средств по требованиям учреждений здравоохранения; - соблюдение правил отпуска и условий хранения лекарственных средств населению, в том числе по льготным рецептам и по требованиям учреждений здравоохранения в соответствии с требованиями нормативных документов. |
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | - объяснение социальной значимости профессии фармацевта, формирования точности, аккуратности, внимательности при изготовлении и контроле качества лекарственных средств. - иметь положительные отзывы с производственной практики. | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | - обоснованность выбора типовых методов и способов выполнения профессиональных задач; - оценка эффективности и качества выполнения изготовления лекарственных форм и проведения обязательных видов внутриаптечного контроля. | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | - точно и быстро оценивать ситуацию и правильно принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях при изготовлении лекарственных форм. | Наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практикам. |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального личностного развития. |
| Наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практикам. |
ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | - обоснованно использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности фармацевта. | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. |
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | - эффективное взаимодействие и общение с коллегами и руководством аптеки; - положительные отзывы с производственной практики. | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. | - ответственное отношение к результатам выполнения своих профессиональных обязанностей. | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение своей квалификации. | - эффективное планирование обучающимися повышения своего личностного и профессионального уровня развития. | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе самообразования. |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | - рациональное использование современных технологий при изготовлении лекарственных форм и контроле их качества. | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. |
ОК 10. Бережно относится к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. | - бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям народа; - толерантное отношение к представителям социальных, культурных и религиозных общностей. | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. |
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку. | - бережное отношение к окружающей среде и соблюдение природоохранных мероприятий; - соблюдение правил и норм взаимоотношений в обществе. | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. |
ОК 12. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. | - пропаганда и ведение здорового образа жизни с целью профилактики профессиональных заболеваний. | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умения.
Организация-разработчик:
ГБПОУ «Златоустовский медицинский техникум»
Разработчик:
Вахитова Элиза Данисовна – преподаватель профессионального цикла
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
задачи к экзамену квалификационному ПМ 02. Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля
комплексные задачи по ПМ 02 для подготовки к экзамену квалификационному...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПМ.02. «ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ФОРМ И ПРОВЕДЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ВИДОВ ВНУТРИАПТЕЧНОГО КОНТРОЛЯ»
Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по специальности "Фармация". Разработаны в соответствии с ФГОС, являются обязательными для выполнения....
Учебно–методическая разработка для проведения интегрированного практического занятия по профессиональному модулю ПМ.02 «Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля» и дисциплине ОГСЭ 03. «Иностранный язык» (а
Данная учебно-методическая разработка предназначена для проведения интегрированного практического занятия по профессиональному модулю ПМ.02 «Изготовление лекарственных форм и проведение обязател...
ПМ.02 Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля специальность: 060301 Фармация
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.02 Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля (базовый уровень среднего профессионального образования)...
«Учебно-методическое оснащение профессионального модуля» ПМ 02 «Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля» в соответствии с ФГОС СПО»
laquo;Учебно-методическое оснащение профессионального модуля» ПМ 02 «Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля» в соответствии с ФГОС ...
Фонд оценочных средств ПМ. 02 «Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля» МДК 02.01. «Технология изготовления лекарственных форм»
Фонд оценочных средств (ФОС) дисциплины МДК 02.01 «Технология изготовления лекарственных форм» профессионального модуля ПМ.02 «Изготовление лекарственных форм и проведение обяз...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.02 ОРГАНИЗАЦИЯ СЕРВИСНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ) по специальности среднего профессионального образования 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
Программа профессионального модуля ПМ. 02 Организация сервисного обслуживания на транспорте (по видам) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессио...