МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для проведения теоретического занятия по теме :«Гемоконтактные инфекции: ВИЧ-инфекция»
методическая разработка
Методическая разработка: « Гемоконтактные инфекции: ВИЧ-инфекция ».
Методическая разработка составлена в соответствии с ФГОС, предъявляемыми к структуре, содержанию и результатам освоения «ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах. МДК.02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (сестринская помощь при нарушениях здоровья). Применение различных педагогических технологий и методов обучения дает возможность преподавателю реализовать компетенции, поставленные ФГОС среднего профессионального образования нового поколения. В методической разработке имеется организационно-методический блок, информационный блок и блок контроля, указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы. В приложении даны эталоны ответов, критерии оценки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 114.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж № 6»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
для проведения теоретического занятия
по теме :«Гемоконтактные инфекции: ВИЧ-инфекция»
ПМ.02Участие в лечебно-диагностических и реабилитационных процессах
МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях
(Сестринская помощь при нарушениях здоровья)
Для специальности 34.02.01 Сестринское дело,базовая подготовка
(код и наименование специальности)
2021 год
ОДОБРЕНА предметной (цикловой) комиссией ПМ СД № 2 ГБПОУ ДЗМ «МК №6» Протокол № от « » 2021 г. Председатель П(Ц)К ПМ СД№2 ________________/Смирнова Е.В./ | УТВЕРЖДЕНА на заседании методического совета от «____»_____________2021г Протокол № _____ Председатель методического совета _______________/С.В.Полоса / |
Согласовано
Дубровина Е.А..- методист
Составитель:
Гаджибутаева К.М– преподаватель первой квалификационной категории профессиональных модулей ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж №6 »
Рецензенты:
Мясникова М.Ю. –и.о. главная медицинская сестра ГБУЗ «ГКБ №29 им. Н.Э. Баумана, ДЗМ»
Зонис И.Г. – преподаватель профессиональных модулей высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж №6, СП №4»
Содержание
Наименование | стр |
Рецензия | 4 |
Пояснительная записка | 5 |
Список условных сокращений | 6 |
Требование ФГС | 7 |
Формирование компетенций | 8 |
Ведение | 10 |
1.Методический блок | 12 |
1.1Технологическая карта занятия | 13 |
1.2 Фронтальный опрос для проверки исходного уровня знаний | 19 |
2.Информационный блок | 21 |
2.1.Опорный конспект(Лекция) | 22 |
3.Контролирующий блок | 31 |
3.1.Контрольно-оценочные средства текущего контроля (тест 2варианта, критерии оценки) по теме | 32 |
3.2.Эталоны ответов к заданиям для закрепления знаний по теме | 36 |
Приложения | 37-43 |
Рецензия
на методическую разработку теоретического занятия
«Гемоконтактные инфекции: ВИЧ-инфекции»
Специальность 34.02.01 Сестринское дело
Составитель: ГаджибутаеваК.М., преподаватель первой квалификационной категории профессиональных модулей ГБПОУДЗМ «Медицинский колледж №6»
Представленная на рецензию методическая разработка теоретического занятия «Гемоконтактные инфекции: ВИЧ-инфекции» ПМ.02 Участие в лечебно-диагностических и реабилитационных процессах. МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (сестринская помощь при нарушениях здоровья)разработана в соответствии с требованиями образовательного стандарта среднего профессионального образования для специальности 34.02.01 Сестринское дело (базовый уровень подготовки) для очной формы обучения.
Методическая разработка выполнена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта к минимуму подготовки выпускника по специальности «Сестринское дело» и содержит пояснительную записку, мотивацию, организационно-методический блок, материалы для обучения, контролирующие материалы для исходного, текущего и заключительного контроля уровня знаний по теме занятия, приложения, список литературы. Основной структурной единицей приложения является методическое пособие для выполнения студентами аудиторной самостоятельной работы и домашнего задания с четкими исчерпывающими инструкциями к выполнению и критериями оценки к каждому контрольному заданию, что является несомненным достоинством данной работы и при необходимости может использоваться при индивидуальной траектории обучения.
Содержание методической разработки в полной мере соответствует теме и целям обучения. Методическая разработка соответствует современным представлениям, написана понятным языком, с употреблением современных медицинских терминов, что обеспечивает эффективность усвоения материала данной темы. Преподавателем проведена качественная работа по составлению методической разработки, подбору иллюстративного и статистического материала.
Данная методическая разработка может использоваться преподавателями ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах. МДК.02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях
Рецензенты:
____________Мясникова М.Ю –и.о.главная медицинская сестра ГБУЗ «ГКБ №29 им. Н.Э. Баумана, ДЗМ»
_____________Зонис И.Г. – преподаватель профессиональных модулей высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж №6.
Пояснительная записка
Методическая разработка: « Гемоконтактные инфекции: ВИЧ-инфекция ».
Методическая разработка составлена в соответствии с ФГОС, предъявляемыми к структуре, содержанию и результатам освоения «ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах. МДК.02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (сестринская помощь при нарушениях здоровья).
На занятии подчёркивается актуальность и значимость темы в современных условиях. Целью проведения занятия является приобретение новых знаний по данной теме, определение остаточных знаний по предметам, изученным ранее (анатомия и физиология, фармакология, технология выполнения медицинских услуг). Во время занятия устанавливается педагогическое сотрудничество между преподавателем и обучающимися. Студент, выполняющий задание, контролируется своими сокурсниками. В результате чего, обучающиеся приобретают умения организовывать собственную деятельность, учатся работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, выполнять взаимозависимую роль, а также брать на себя ответственность за работу членов команды и за результат выполнения заданий, что позволяет добиться формированию общих и профессиональных компетенций
Применение различных педагогических технологий и методов обучения дает возможность преподавателю реализовать компетенции, поставленные ФГОС среднего профессионального образования нового поколения.
В методической разработке имеется организационно-методический блок, информационный блок и блок контроля, указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы. В приложении даны эталоны ответов, критерии оценки
Список условных обозначений
АРВП – антиретровирусные препараты
АРВТ – антиретровирусная терапия
ВААРТ – высокоактивная антиретровирусная терапия
ВИЧ (HIV) – вирус иммунодефицита человека
ДН – диспансерное наблюдение
ДНК – дезоксирибонуклеиновая кислота
ИИ – ингибиторы интегразы ВИЧ
ИП – ингибиторы протеазы ВИЧ
ИС – ингибиторы слияния (фузии)
ИФА – иммуноферментный анализ
ИХЛА – иммунохемилюминесцентный анализ
ЛПУ – лечебно-профилактическое учреждение
МО – медицинская организация
НИОТ – нуклеозидные ингибиторы обратной транскриптазы ВИЧКР4113
НК ВИЧ – нуклеиновые кислоты ВИЧ
ННИОТ – ненуклеозидные ингибиторы обратной транскриптазы ВИЧ
ПЦР – полимеразная цепная реакция
СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита
ЦНС – центральная нервная система
3TC – ламивудин
ABC – абакавир
ATV – атазанавир
CD –кластер
DRV – дарунавир
ETR – этравирин
IDV – индинавир
LPV – лопинавир
NFV – нелфинавир
ZDV – зидовудин
Требования ФГОС к уровню подготовки:
Студент должен знать:
С целью формирования вышеуказанных компетенций студент в итоге занятия должен знать:
1.определение заболевания;
2.факторы риска, этиологию, механизм развития ВИЧ-инфекции;
3.основные проблемы пациентов с ВИЧ-инфекцией;
4.диагностика заболевания;
5.принципы лечения заболевания;
6.сестринский процесс при ВИЧ-инфекции;
7.профилактика и диспансеризация пациентов с ВИЧ-инфекцией.
Должен уметь:
Составлять алгоритмы оказания доврачебной помощи с мотивацией действий при ВИЧ-инфекции.
Применять знания для осуществления сестринской деятельности и сестринского ухода за пациентами с ВИЧ-инфекцией:
1. постановка сестринского диагноза;
2.участие в диагностике (лабораторной, инструментальной);
3.участие в лечении (медикаментозном, немедикаментозном, хирургическом);
4.оказание первой доврачебной помощи;
5.профилактике осложнений.
Формируемые компетенции:
профессиональные компетенции (ПК):
ПК1.1 | Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения |
ПК1.2. | Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения |
ПК1.3 | Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний |
Общие компетенции(ОК):
ОК1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6 | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать и осуществлять повышение квалификации |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности |
ОК 10 | Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные,культурные и религиозные различия |
ОК 11 | Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку |
ОК 12 | Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности |
ОК 13 | Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей |
Введение
Пристальное внимание к гемоконтактным инфекциям было привлечено с момента начала эпидемии ВИЧ-инфекции в мире. Связано это было с несколькими факторами. Во-первых, выявление вируса иммунодефицита человека во многом совпало по времени с выявлением других вирусов гемоконтактных инфекций (вирус гепатита В был открыт в 1965 году, вирус иммунодефицита человека был описан в 1983 году, а гепатита С-в 1989 году). Во-вторых, стало понятно, что эти вирусы вызывают значительно более тяжелые заболевания и у большего количества людей, чем предполагалось первоначально. В-третьих, значительно увеличилось количество лиц с гемоконтактными инфекциям среди пациентов лечебных учреждений ввиду вспышек среди потребителей инъекционных наркотиков (ПИН) и переливания неадекватно проверенной крови, до сих пор эффективное лекарство от этого заболевания не найдено, терапия лишь продлевает жизнь инфицированного, но не избавляет от болезни.
В Российской Федерации наблюдается сложная эпидемиологическая обстановка по гемоконтактным инфекциям.
По данным Роспотребнадзора от 1.12.2019г.,число инфицированных ВИЧ в России составляет 1,06 млн. человек. Из них умерло 276 660 человек. Ежегодный прирост ВИЧ инфицированных в среднем 10%.отмечают специалисты, если раньше больше рисковали гомосексуальные пары, то теперь большинство заражений происходит в гетеросексуальных парах. В группе риска по данным заболеваниям находятся, прежде всего, медицинские работники, контактирующие с пациентами, имеющими различные гемоконтактные инфекции, в том числе протекающие латентно. По мнению директора НИИ медицины труда РАМН академика РАМН Н. Ф. Измерова в начале XXI в. положение с охраной здоровья медицинских работников оставляет желать лучшего, так как наметилась тенденция роста несчастных случаев и профессиональных заболеваний. При этом, по его словам, уровень общей заболеваемости в отрасли всегда был достаточно высоким. Причины — прямой контакт с больными, а также специфика условий труда. О потенциальной возможности заражения работников здравоохранения при оказании медицинской помощи известно уже давно. Насколько актуальна проблема профессионального заражения инфекциями, передающимися с кровью?
Медики находятся в группе повышенного риска заражения гемотрансмиссивными инфекциями, включая вирусы гепатитов В и С, а также вирус иммунодефицита человека. Это может произойти при попадании инфицированной биологической жидкости пациента на слизистые оболочки медработника, а также при случайном уколе или порезе использованным острым медицинским инструментом. Риск заражения ВИЧ при уколе инфицированной иглой составляет около 0,3%, достигает 10% при вирусе гепатита С и 30% при вирусе гепатита В. Сейчас в мире официально задокументировано профессиональное заражение ВИЧ-инфекцией почти 350 медицинских работников.
В России на сегодняшний день зарегистрировано 2 подтвержденных случая профессионального инфицирования медработников ВИЧ, а распространенность серологических маркеров гепатитов В и С у медиков в 3 раза превышает аналогичный показатель среди общего населения. В 2017 г. более 1000 российских медсестер и врачей прошли химиопрофилактику после аварийной ситуации.
В чем же причина такой ситуации?Как это ни парадоксально, основным препятствием для защиты наших медработников является отечественная нормативная база, регламентирующая обращение с острым инструментарием и медицинскими отходами. Ее крайне устаревшее требование по дополнительной обработке использованного инструментария дезинфектантами приводит к тому, что до сих пор в России широко используются методы обеззараживания шприцев, подразумевающие множество ручных манипуляций. Они значительно повышают риск получения профессиональной травмы медсестрами, вынужденными заниматься отделением игл и промыванием инструментов вручную. С другой стороны, применение целого ряда эффективных безопасных технологий (типа современных инъекционных устройств и надежных контейнеров), также нередко противоречит действующим архаичным нормативам. Это еще больше ограничивает возможности по обеспечению профессиональной безопасности сотрудников российских ЛПУ.
Вторым серьезным барьером является общая слабость корпоративной культуры безопасности в российском здравоохранении. Это выражается и в настойчивом стремлении большинства ЛПУ выявить ВИЧ-статус пациента до начала оказания медицинской помощи, и в частом пренебрежении элементарными мерами безопасности в отсутствие информации о наличии гемоконтактных инфекций. При этом, как правило, игнорируется целый ряд неидентифицированных рисков, таких как возможность серонегативного периода окна, ложноотрицательного результата и присутствия других патогенов.О традиционном пренебрежении к решению вопросов защиты медперсонала свидетельствует и структура финансирования отечественного здравоохранения. Несмотря на существенный рост закупок медикаментов и поставок лабораторного оборудования, в большинстве российских ЛПУ до сих пор отсутствует базовое оборудование, рекомендованное для безопасного сбора и транспортировки медицинских отходов, а сбор использованных и потенциально инфицированных шприцев производится не в приспособленную бытовую технику. Работа ЛПУ по ВИЧ в РФ определена в основных регламентирующих документах (Приложение 1)
Таким образом, анализируя полученные данные можно сделать следующий вывод: ВИЧ инфекция остается глобальной проблемой всего человечества. Из года в год число больных не сокращается, а увеличивается во всех странах и континентах.
МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК
ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.
МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях.(Сестринская помощь при нарушениях здоровья).
Тема занятия: «Гемо контактные инфекции: ВИЧ – инфекция»
Вид занятия: урок
Тип урока: комбинированный
Продолжительность занятия: 90 минут.
Место проведения: Кабинет реаниматологии»;
Государственное бюджетное профессиональное общеобразовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж № 6»;
Мотивация темы: данная тема актуальна и непосредственно связана с будущей профессией медсестры т.к. широко распространены, приводят к серьезным осложнениям, к снижению трудоспособности и инвалиадизации,и смерти населения.
На комбинированном занятии используются приемы, средства и методы обучения, активизирующие мыслительную деятельность, воспитывающие у студентов познавательный интерес к будущей профессии, а также умение осмысливать и применять имеющие знания в практической деятельности.
Технологическая карта занятия№10
ФИО преподавателя | Гаджибутаева Качар Мамаевна | ||||||||||||||||||
Код, наименование специальности | 34.02.01 Сестринское дело, базовая подготовка | ||||||||||||||||||
Форма обучения | Очная | ||||||||||||||||||
Учебный цикл | ПМ.02 участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах | ||||||||||||||||||
Учебная дисциплина /МДК | МДК.02.0.1. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья) | ||||||||||||||||||
Междисциплинарные связи | Предшествующие учебные дисциплины/МДК | Последующие учебные дисциплины/МДК | |||||||||||||||||
ОП.02. «Анатомия и физиология человека»; ОП.07 «Фармакология»; ПМ.01 «Проведение профилактических мероприятий»; ПМ. 02 «участие в диагностическом и реабилитационном процессах» | МДК.02.0.1. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья); ПМ. 05. Сестринское дело в семейной медицине (Общая практика). | ||||||||||||||||||
Общие компетенции | Профессиональные компетенции | ||||||||||||||||||
Формируемые компетенции | ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | ПК 2.1 | Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств. | |||||||||||||||
ОК 2 | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, | ПК 2.2 | Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. | ||||||||||||||||
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | ПК 2.4 | Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования | ||||||||||||||||
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | ПК 2.5 | Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса. | ||||||||||||||||
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | ПК 2.6 | Осуществлять реабилитационные мероприятия. | ||||||||||||||||
ОК8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать и осуществлять повышение квалификации. | ПК 2.7 | Вести утвержденную медицинскую документацию | ||||||||||||||||
ОК 13 | Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности | ПК 2.8. | Оказывать паллиативную помощь. | ||||||||||||||||
Требования к результатам освоения дисциплины/МДК | Освоенные умения | Усвоенные знания | |||||||||||||||||
У1 | Применение знаний для осуществления сестринской деятельности при ВИЧ- инфекции | З1 | Сестринская деятельность при диагностических и лечебных манипуляциях при ВИЧ-инфекции | ||||||||||||||||
У2 | Планирование сестринской деятельности за ВИЧ инфицированными пациентами . | З2 | Применение основных методов лечения и ухода за ВИЧ инфицированнымипациентами. | ||||||||||||||||
V3 | Консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств; | 33 | Виды, формы и методы реабилитации; | ||||||||||||||||
V4 | осуществлять реабилитационные мероприятия в пределах своих полномочий в условиях первичной медико-санитарной помощи и стационара; | 34 | Правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения | ||||||||||||||||
Уровень освоения | Продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач | ||||||||||||||||||
Тема учебного занятия | «Гемо контактные инфекции: ВИЧ – инфекция» | ||||||||||||||||||
Тип учебного занятия | Теоретическое занятие по изучению и первичному закреплению нового материала и способов деятельности | ||||||||||||||||||
Формы и методы обучения | Словесный, наглядные, отработка практических навыков, тестирование, решение ситуационных задач. | ||||||||||||||||||
Образовательные технологии | Информационные, тестирование, практические. | ||||||||||||||||||
Цели учебного занятия | Обучающая | Развивающая | Воспитательная | ||||||||||||||||
Причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики. Проблемы пациента, организацию и методы оказания сестринской помощи при ВИЧ патологии. Формирование элементов профессиональной компетенции. | Развить устойчивый познавательный интерес к данной теме. Развить клиническое и логическое мышление. Развить стремление к максимальной самостоятельности в работе. Проявлять коммуникативные способности (умение правильно общаться с пациентами, их родственниками, коллегами). | Воспитывать у студентов дисциплинированность, ответственность, бережное и внимательное отношение к больному, соблюдение этических норм медицинского работника, четкое выполнение медицинских назначений. | |||||||||||||||||
Освоенные умения | Усвоенные знания | ||||||||||||||||||
Требования к результатам освоения темы учебного занятия | У 1 | Применение знаний для осуществления сестринской деятельности заВИЧ инфицированными пациентами | З1 | Причины возникновения и признаки ВИЧ-инфекции | |||||||||||||||
У 2 | Обучение ВИЧ-инфецированного пациента манипуляциям по самоуходу | З2 | Выявлять проблемы пациента и планирование сестринской деятельности при ВИЧ-инфекции Современное лечение . | ||||||||||||||||
Основные показатели оценки результата изучения темы учебного занятия | Текущий контроль. Самоконтроль. Взаимоконтроль. | ||||||||||||||||||
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения темы учебного занятия | Фронтальный опрос по теме для проверки исходного уровня знаний. Разноуровневые тесты для проверки входного и рубежного контроля знаний. Проверка знаний и умений по контролю решения ситуационных задач. | ||||||||||||||||||
Ресурсы учебного занятия | Формы работы на занятии | ||||||||||||||||||
Организация образовательного пространства учебного занятия | Материально-техническое обеспечение | Основная литература | Дополнительная литература | Электронные информационные и образовательные ресурсы | Групповая с само- и взаимоконтролем | ||||||||||||||
Мультимедийная презинтацияэлектронные учебники, | .Сестринское дело при инфекционных болезнях с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии : учебник для сред. проф. образования /Антонова Т.В, М. М. Антонов М.М., Барановская В.Б, Лиознов Д. А. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 416 с. | Приказ Минздрав соцразвития России от 06.08.2007 N 526 (ред. от 03.03.2017) Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников | |||||||||||||||||
Предметные | Межпредметные | Личностные | |||||||||||||||||
Планируемые образовательные результаты | Освоенные студентами в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами. | Освоенные студентами меж предметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с преподавателями и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности. | Готовность и способность студентов к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно - смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме; |
Литература для студента.
Сестринское дело при инфекционных болезнях с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии : учебник для сред. проф. образования / Антонова Т. В.,. Антонов М. М, Барановская В. Б., Лиознов Д. А. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 416 с.
Электронные источники информации:
1. https://kmmivso.com/sveden/files/Metod_infekcii_SD_2017.pdf
3. https://medknigaservis.ru/wp-content/uploads/2018/12/Q0117072.pdf
Литература для преподавателя.
- ВИЧ- инфекция СПИД:клинические рекомендации / Покровский В.И., Беляева В.В., Зимина В.Н.. гэотар-медиа,2019г. 4 издание.
- Лесничая, Л.А. Сестринская помощь при инфекционных заболеваниях с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии. Пособие для преподавателей: учебное пособие /Лесничая.Л.А. — Санкт-Петербург : Лань, 2019. — 92 с.
- https://e.lanbook.com/book/126931
Фронтальный опрос
Определение исходного уровня знаний для освоения темы
«Гемоконтактные инфекции: ВИЧ-инфекция»
- Дайте определение: ВИЧ –инфекция –это…
- Дайте определение термину «механизм передачи инфекции»
- Перечислите основные механизмы передачи ВИЧ- инфекции
- Биологические жидкости содержащие ВИЧ -инфекцию
- Вертикальный путь передачи инфекции- объясните
- Дайте определение медицинским терминам:
-ВИЧ
-СПИД
-инкубационный период
-киника
-синдром
-ремиссия
-реконвалесцент
-кахексия
№ п/п | Эталон ответов | Количество балов |
1. | ВИЧ –инфекция –медленно прогрессирующее заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) | 1бал за полный правильный ответ |
2 | Механизм передачи инфекции –способы обеспечивающие перемещение живого возбудителя болезни от зараженного организма в здоровый. | 1 балл |
3 | Механизм передачи ВИЧ –инфекции: -контактный, - вертикальный, - парентеральный | 0,5баллов за каждый правильный ответ |
4 | Биологические жидкости содержащие ВИЧ -инфекцию -вагинальный и цервикальный секрет; · материнское грудное молоко. · слюна; · слезная жидкость; · секрет потовых желез. | 2 балла за полный правильный ответ |
5 | Вертикальный путь заражения – это передача инфекции от матери плоду. | 1балл |
6 | Определение медицинских терминов: -ВИЧ –вирус иммунодефицита человека ________________________________________________ - СПИД –синдром приобретенного иммунодефицита (последняя стадия развития ВИЧ – инфекции _________________________________________________ -инкубационный период –это время от момента проникновения возбудителя в организм о клинического проявления симптомов заболевания _________________________________________________ -ремиссия- период течения хронической болезни ,который проявляется значительным ослаблением или исчезновением её симптомов. _________________________________________________ -реконвалесцент - больной в стадии выздоровления _________________________________________________ - клиника заболевания- это любое объективное( то есть видимое глазу) проявление заболевания _________________________________________________ - синдром заболевания – это сочетание симптомов какого либо заболевания _________________________________________________ - кахексия-это состояние крайнего истощения организма ________________________________________________ | 1балл 1балл 1балл 1балл 1 балл 1 балл 1балл 1балл |
Итого | 15баллов |
Критерии оценки
91-100% (14-15) правильных ответов «отлично»
81-90% (12-13) правильных ответов « хорошо»
71-80% (9-11) правильных ответов «удовлетворительно»
70% и менее (8и менее) правильных ответов «неудовлетворительно»
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК
Опорный конспект (Лекция)
Тема занятия: Гемоконтактные инфекции: ВИЧ – инфекция.
Определение
ВИЧ-инфекция представляет собой заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека, характеризующееся синдромом приобретенного иммунодефицита, способствующего возникновению вторичных инфекций и злокачественных образований в связи с глубоким угнетением защитных свойство организма.
Этиология
Возбудители - вирусы иммунодефицита человека 1-го, 2-го типов (ВИЧ-1, ВИЧ-2), относятся к семейству ретровирусов (Retrovirus), подсемейству медленных вирусов (Lentivirus).
•Устойчив: к ультрафиолетовому облучению и ионизирующей радиации.
• Нестоек: во внешней среде.
Инактивируется: при нагревании до 56 С - в течение 30 мин; при кипячении - в течение 1-5 мин; при резком изменении рН среды (менее 1 и более 13); под воздействием дезинфектантов.
Эпидемиология:
Источник ВИЧ-инфекции -- зараженный человек, находящийся в любой стадии болезни, в том числе и в ᴨериоде инкубации.
Пути передачи:
1. Естественный механизм передачи инфекции: контактный
Пути передачи:
1) половой;
2) вертикальный - от матери к плоду (ребенку), реализуемый как трансплацентарно, так и интранатально и постнатально (в процессе грудного вскармливания)
2. Искусственный механизм передачи :
1)артифициальный при немедицинских инвазивных процедурах (в/в введения наркотиков, нанесение татуировок, косметических, маникюрных, педикюрных процедур);
2) артифициальный при инвазивных вмешательствах в МО ( при переливании крови или ее компонентов, пересадке органов и тканей, использование донорской спермы, грудного молока от ВИЧ инфицированного донора, а также через медицинский инструментарий,или медицинские изделия контаминированные с ВИЧ при несоблюдении требований санитарных правил )
Наиболее вероятна передача ВИЧ от человека, находящегося в конце инкубационного периода, в периоде первичных проявлений и в поздней стадии инфекции, когда концентрация вируса достигает своего максимума.ВИЧ-инфекция относится к долго текущим заболеваниям, с момента заражения до момента смерти может пройти от 2-3 до 10-15 лет. Естественно, что это усредненные показатели.Однако содержание вирусных частиц в биологических жидкостях различно, что и определяет их неодинаковое эпидемиологическое значение.
Биологические субстраты человека, содержащие ВИЧ и имеющие наибольшее эпидемиологическое значение в распространении ВИЧ-инфекции:
- кровь;
- сперма;
- предъэякулят;
- вагинальный и цервикальный секрет;
- материнское грудное молоко(12-20%)
- моча;
- слюна;
- слезная жидкость;
- секрет потовых желез.
Для ᴨередачи ВИЧ необходимо не только наличие источника инфекции и восприимчивого субъекта, но и возникновение соответствующих условий, обесᴨечивающих эту ᴨередачу. Для заражения ВИЧ с последующим развитием инфекционного процесса необходимо попадание возбудителя во внутренние среды организма.
Опасно:
- Случайный сексуальный контакт, даже в случае использования презерватива.
- Внутривенное введение лекарственных препаратов или наркотиков с использованием нестерильных шприцев.
- Татуировка и пирсинг.
Безопасно:
- Рукопожатие, поцелуи, объятия и другие тактильные контакты.
- Использование общей посуды и столовых приборов.
- Использование общего мыла, стульчака унитаза, полотенца, одежды.
- Любые медицинские манипуляции с использованием стерильных инструментов (в т.ч. одноразовых).
Патогенез
- В крови внедряется в макрофаги, микроглию и лимфоциты уничтожает способность иммунных телец к распознаванию своих антигенов как чужеродных;
- заселяет клетку и приступает к репродукции;
- после выхода размножившегося вируса в кровь, клетка-хозяин погибает, а вирусы внедряются в здоровые макрофаги;
- синдром развивается медленно (годами), волнообразно;
- Организм становится беззащитен как по отношению к экзогенной инфекции, так и к бактериям, населяющим органы и ткани в норме (что ведет к развитию оппортунистических инфекций);
- нарушается механизм защиты от размножения дефектных бластоцитов - злокачественных клеток.
Классификация ВИЧ - инфекции
Российская клиническая классификация ВИЧ-инфекции (Приказ МЗ CP РФ от 17.03.2006 №166)
Стадия и фаза заболевания устанавливается только на основании клинических проявлений – по наличию и значимости вторичных заболеваний.
Клиническая классификация ВИЧ-инфекции
1. Стадия инкубации.
2. Стадия первичных проявлений:
- бессимптомная;
- острая ВИЧ-инфекция без вторичных заболеваний;
- острая ВИЧ-инфекция с вторичными заболеваниями.
3.Субклиническая стадия:
- бактериальные, грибковые,вирусные инфекции(локализованный характер);
- бактериальные, грибковые, вирусные инфекции (распространенный характер).
4. Стадия вторичных проявлений:
5.Терминальная стадия.
1.Стадия инкубации - от 3 недель до 3 месяцев, в редких случаях - до года. Основанием для диагностики ВИЧ-инфекции является обнаружение вируса (антигенов или частиц ДНК) в сыворотке крови. Стадия инкубации - период от момента заражения до появления реакции организма в виде клинических проявлений острой инфекции и/или выработке антител:
- лихорадка;
- озноб;
- боли в суставах;
- боли в мышцах;
- боль в горле;
- чрезмерная потливость;
- увеличенные железы;
- высыпания красного цвета;
- слабость;
- беспричинная потеря веса.
Продолжительность этого периода составляет от 3 недель до 3 месяцев, в единичных случаях может затягиваться до года.
2. Стадия первичных проявлений- продолжительность от нескольких дней до нескольких месяцев (в среднем 2-3 недели). Может протекать в нескольких формах:
- бессимптомная;
у 30-50% появляются симптомы острой ВИЧ-инфекции:
- острая ВИЧ-инфекция без вторичных заболеваний;
- острая ВИЧ-инфекция с вторичными заболеваниями которая протекает как ОРЗ, краснуха, мононуклеоз.
3.Латентная стадия - длительность этой стадии может варьировать у 50% в течение 8-10 лет, и у 95 % в течение 20 лет после заражения развивается СПИД. от 2-3-х до 20 и более лет, в среднем 6-7 лет. В этот период отмечается постепенное снижение CD4+ Т- лимфоцитов.
4.Стадия вторичных заболеваний -различают 3 периода течения:
- 4А – потеря массы тела не превышает 10%, отмечаются инфекционные (бактериальные, вирусные и грибковые) поражения покровных тканей (кожи и слизистых оболочек). Работоспособность снижена.
- 4Б – потери в весе более 10% общей массы тела, длительная лихорадка, диарея, не имеющая органической причины, может присоединяться туберкулез легких, инфекционные заболевания рецидивируют и прогрессируют, выявляется локализованная саркома Капоши, волосистая лейкоплакия. на фоне иммунодефицита развиваются вторичные (оппортунистические) заболевания.
- 4В – общая кахексия, вторичные инфекции генерализованной формы, кандидоз пищевода, дыхательных путей, пневмоцистная пневмония, туберкулез внелегочных форм, диссеминированная саркома Капоши, неврологические расстройства
Терминальная стадия (СПИД)- имеющиеся у больных вторичные заболевания приобретают необратимое течение. Даже адекватно проводимая противоретровирусная терапия и терапия вторичных заболеваний не эффективны, и больной погибает в течение нескольких месяцев.
- Помутнение зрения.
- Понос, постоянный или хронический.
- Сухой кашель.
- Повышенная температура в 37 ° C в течение нескольких недель.
- Потливость по ночам.
- Постоянная усталость.
- Одышка.
- Беспричинная потеря веса.
- Белый налет на языке или рту (синдром приобретенного иммунодефицита).
Клиническое течение ВИЧ-инфекции
Классификация ВОЗ
Клиническая стадия I | Бессимптомное течение Генерализованная лимфаденопатия |
Клиническаястадия II | Потеря веса менее 10% от исходного Легкие поражения кожи и слизистых Опоясывающий лишай Рецидивирующие инфекции верхних дыхательных путей |
Клиническая стадия III | Потеря веса более 10%от исходного Диарея неясной этиологии Длительная лихорадка неясной этиологии Кандидоз полости рта Тяжелые бактериальные инфекции |
Клиническая стадия IV | Туберкулез легких Пневмоцистная пневмония Токсоплазмоз Саркома Капоши Лимфома ВИЧ-кахексия |
Диагностика ВИЧ-инфекции
Диагностика ВИЧ-инфекции включает в себя следующие методы обследования:
- Анамнез;
- визуальный осмотр пациента;
- общий анализ крови;
- биохимический анализ крови;
- скрининг-тест (выявление антител крови к инфекции методом иммуноферментного анализа – ИФА);
- подтверждающий наличие антител в крови тест (исследование крови методом иммунного блоттинга (блота)), который проводится только при положительном результате скрининг-теста;
- полимеразная цепная реакция (ПЦР);
- анализы на иммунный статус (подсчёт CD4+ лимфоцитов – производится с помощью автоматических анализаторов (метод проточной цитометрии) или вручную, с помощью микроскопов);
- анализ на вирусную нагрузку (подсчет количества копий РНК ВИЧ в миллилитре плазмы крови);
- экспресс-тесты на ВИЧ – диагностика производится с помощью ИФА на тест - полосках, реакции агглютинации, иммунохроматографии или иммунологического фильтрационного анализа.
Основные принципы лечения ВИЧ-инфекции
До настоящего времени терапия ВИЧ-инфекции остается сложнейшей и нерешенной проблемой, т.к. не существует средств, позволяющих радикально вылечить больных ВИЧ-инфекцией. В связи с этим лечебные мероприятия направлены на предупреждение или замедление прогрессирования болезни.
В лечении ВИЧ-инфекции выделяют :
- антиретровирусную терапию;
- также патогенетическое лечение некотоҏыҳ синдромов.
Антиретровирусная терапия позволяет добиться достоверного удлинения продолжительности жизни и отдаления времени развития СПИДа.
Главная надежда в лечении полагается на антиретровирусные препараты (АРВ). Терапия с помощью АРВ называется АРТ. Лекарства этой группы, к сожалению, не уничтожают патоген, а подавляют его развитие. Подавление вируса означает и контроль над прогрессом инфекции.
Сегодня зарегистрировано 4 типа антивирусных препаратов, которые по-разному влияют на вирус:
№ | Группа | Препараты |
1 | НИОТ-нуклеотидныеингибиоры обратной транкскриптазы | Абакавир, Диданозин, Зиновудин, |
2 | ННИОТы-не нуклеотидные Ингибиторы обратной связи | Делавирдин, Нивирапин, Ифавиренц |
3 | Ингибиторы вирусной протеазы | Ампренавир, Индинавир, Сакнвинавир |
4 | Ингибиторы слияния | Энфувиртид (Фузеон) |
Перваягруппа-НИОТ Они атакуют вирус на четвёртой стадии развития болезни, т. е. когда патоген трансформируется в ДНК
Вторая группа – ННИОТы или не нуклеозидные ингибиторы обратной транскриптазы.Чтобы у вируса не вырабатывалась устойчивость к лечению, пациенту могут назначать поочерёдно первую и вторую группу лекарств.
Третьягруппа – ингибиторывируснойпротеазы:этот тип лекарств блокирует 10 стадию развития возбудителя. На этом этапе из энзима протеазы формируются новые клетки ВИЧ.
Четвёртая группа-это препараты нового поколения, они атакуют вирус на второй стадии его развития. На этом этапе патоген присоединяется к клетке заражённого человека. Последнее поколение лекарств считается более удачным и менее токсичным для больного.
Основные принципы применения антиретровирусных препаратов:
- лечение необходимо начать до развития сколько-нибудь существенного иммунодефицита и проводить пожизненно;
- терапия проводится сочетанием трех-четырех противоретровирусных препаратов (такая тактика ведения больных ВИЧ-инфекцией обозначена как высокоактивная антиретровирусная терапия сокращенно ВААРТ).
Для успешного лечения больных ВИЧ-инфекцией требуется:
наличие химиотерапевтических средств, направленных непосредственно на ВИЧ;
Немедикаментозное лечение .
- прекратить курение;
- нормализовать массу тела;
- уменьшить употребление поваренной соли;
- ограничить употребление алкоголя;
- увеличить физическую активность (ежедневные прогулки на свежем воздухе).
Мероприятия по предупреждению профессионального заражения ВИЧ-инфекцией:
1. Все медицинские учреждения должны быть обеспеченыантиретровирусными препаратами для постконтактной профилактики
профессионального заражения ВИЧ, экспресс-тестами на антитела кВИЧ, тестами для определения беременности с расчетом, чтобыобследование и лечение могло быть организовано в течение 2-х часовпосле аварийной ситуации.
Для обеспечения неснижаемого запаса препаратов на случайаварийной ситуации, при приближении окончания срока годностипрепарата не менее чем за два месяца, представители медицинскойорганизации могут обращаться в ГБУЗ ТО «Центр профилактики иборьбы со СПИД» для замены данного препарата на препарат сбольшим сроком годности.
2. В медицинских учреждениях экспресс-тесты и антиретровирусныепрепараты хранятся с учетом доступности для пострадавшегомедработника, в том числе в ночное время, выходные и праздничные дни. Администрацией каждого медицинского учреждения разрабатывается свой алгоритм действия при несчастном случае на производстве, где указывается весь комплекс мероприятий адаптированный к конкретному медицинскому учреждению.
Профилактика заражения медработников гемоконтактными инфекциями
Каждый пациент - потенциальный источник инфекции, при контакте с которым может произойти заражение медицинского персонала. Это одно из положений действующего санитарного законодательства, в частности СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». Кровь и другие биологические жидкости могут служить для медработников факторами передачи гемоконтактных инфекций, в т. ч. парентеральных вирусных гепатитов В и С, ВИЧ-инфекции.По статистике ВОЗ, от вирусного гепатита В каждый день в мире погибает один медработник. В Когда возникает риск заражения гемоконтактными инфекциями
Высокому риску заражения гемоконтактными инфекциями подвержены :
- медсестры, проводящие инвазивные манипуляции;
- сотрудники операционных;
- лабораторий;
- патолога-анатомических отделений;
- скорой помощи;
- аварийных ситуациях при работе с кровью и другими биологическими жидкостями.
Профилактика заражения медработников гемоконтактными инфекциями включает:
- контроль за соблюдением санэпидрежима;
- вакцинация и инструктаж медперсонала;
- гигиена рук;
- использование барьерных средств защиты;
- осторожность при работе с острыми инструментами.
С этой целью необходимо в ЛПУ иметь аптечку анти-СПИД 2 а также
рекомендации СанПиН (приложение1)
Экстренная профилактика парентеральных вирусных гепатитов и ВИЧ-инфекции
(утв. постановлением Главного государственного сан. врача РФ от 8 мая 2010 г. N 58)
1.не паникуйте – ведь вероятность заражения вирусными гепатитами и ВИЧ вследствие однократного случайного укола даже зараженной иглой незначительна (1,8% для гепатита C; 0,23% для ВИЧ, 23-62% для гепатита B)
2.не сжимайте, не трите поврежденное место, не выжимайте и не отсасывает кровь из раны;
3.не используйте раствор этилового спирта, йод, перекись водорода
4.промойте место контакта водой с мылом;
5.держите раненую поверхность под струей проточной воды несколько минут или пока кровотечение не прекратится;
6.если отсутствует проточная вода, обработайте поврежденное место дезинфицирующим гелем или раствором для мытья рук;
7. после обработки места ранения обратитесь в течение 72 ч (желательно как можно быстрее) в региональный Центр профилактики и борьбы со СПИДом, где вам предложат пройти тестирование на ВИЧ, оценят риск инфицирования и, при необходимости, предложат эффективное профилактическое лечение против ВИЧ;
8. лицам, которые не имеют прививки против вирусного гепатита B (ВГB) или не знают о его эффективности, рекомендуется обратиться к семейному врачу или врачу-инфекционисту относительно рассмотрения вопроса целесообразности вакцинации против ВГВ, схему которой определит врач;
9. не храните у себя шприц/иглу, которой укололись, поскольку тестирование игл и других острых инструментов не рекомендуется из-за не информативности результатов и интерпретации данных.
Противоэпидемические меры при аварийной ситуациинеобходимо принять не позднее чем через 72 ч после контакта с потенциально инфицированным биоматериалом (Приложение 3)
Сестринский уход за больными ВИЧ:
Основная цель сестринского ухода – помочь пациенту максимально адаптироваться к своему состоянию с учётом выявленных проблем на протяжении всего периода ВИЧ/СПИДа
Сестринское вмешательства направлены 6на решение как существующих, так и потенциальных проблем пациента со здоровьем. В этой связи перед медицинской сестрой стоят следующие задачи:
- тактичное информирование пациента о состоянии его здоровья;
- устранение факторов, препятствующихадаптации пациента к егоновому состоянию;
- оказание квалифицированной сестринской помощи, включающей четкое выполнение независимых, взаимозависимых, (подготовка больного к диагностическим процедурам) и зависимых (врачебные назначения) сестринских вмешательств.
Медицинская сестра даст рекомендации пациентам и родственникам:
- избегать контакта с инфекционными больными;
- избегать скопление людей;
- избегать контакта с биологическими жидкостями другого человека;
- соблюдать общую гигиену;
- делать прививки от гриппа;
- осуществлять контроль за температурой тела, ЧДД пациента.
- научить пациента следить за симптомами ВИЧ болезни: лихорадка, ночное потение, недомогание, одышка, головная боль и т. д.
- обеспечить полноценным ночным сном (не менее 8 часов);
- обеспечит полноценным питанием ( белки,витамины, микроэлементы);
- обучить принятию антиинфекционных и специфических превентивных препаратов, избегать прием иммуносупрессорных лекарств;
- обучить самоуходу.
КОНТРОЛИРУЮЩИЙ БЛОК
Текущий контроль
Тема « Гемоконтактные инфекции :ВИЧ- инфекция»
Вариант № 1
Инструкция: выберите один правильный ответ
1.ВИЧ –это заболевание:
1. антропонозное
2. зоонозное
3. антропозоонозное
4 сапронозное
2.В лечении ВИЧ на первый план выходит борьба с:
1.понижением иммунитета
2.повышением иммунитета
3.интоксикацией
4.гипертермией
3. Самая заразная стадия при ВИЧ-инфекции
1.инкубации
2. первичных проявлений
3.вторичных проявлений
4. терминальная
4.Продолжительность инкубационного периода при ВИЧ:
1.10 дней
2.2 года
3.от 4 недель до 1года
4.5 дней
5. Источником инфекции СПИД является:
1.ВИЧ- инфицированный на стадии бессимптомного носительства
2.больной в стадии пре-СПИД
3.больной СПИД в терминальной стадии
4.во всех стадиях
6. СПИД-это..
1 конечная стадия ВИЧ –инфекции
2. самостоятельное заболевание
3. синоним ВИЧ- инфекции
4. начальная стадия ВИЧ-инфекции
7. Доза, недостаточная для заражения ВИЧ-инфекцией, содержится в
1.сыворотке крови
2.слюне
3.амниотической жидкости
4.гное
8.Обследование на ВИЧ надо проводить
1. наркоманам
2. всем стационарным больным
3. беременным
4. водителям – дальнобойщикам
9. Наиболее частые симптомы при ВИЧ – инфекции:
1.тошнота, рвота
2.лихорадка
3. увеличение лимфатических узлов
4. нарушение координации движения
10. При обращении за медицинской помощью ВИЧ- инфицированный
1. должен сообщать о своем ВИЧ- статусе
2. должен если предстоит операция
3. не должен сообщать
4. должен представить документ об отсутствии ВИЧ
Текущий контроль
Тема « Гемоконтактные инфекции: ВИЧ- инфекция»
Вариант № 2
Инструкция: выберите один правильный ответ
1.Ведущая мера профилактики ВИЧ
1. просвещение населения
2. изоляция ВИЧ- инфицированных
3. массовое обследование на ВИЧ- инфекцию
4. лечение ВИЧ –инфицированных
2. При ВИЧ-инфекции поражается система
1.костная
2.мышечная
3.иммунная
4.сердечно-сосудистая
3. Антивирусный препарат, применяемый при лечении ВИЧ-инфекции 1.пенициллин
2.интерлейкин
3.тимолин
4. азидотимидин (АЗТ)
4. При вертикальном механизме заражение чаще происходит
1.через плаценту
2.в родах
3.при кормлении грудью
4.при уходе за новорожденным
5. Обнаружение ВИЧ-инфекции является основанием для
1.отстранения от донорства
2.экстренной госпитализации в стационар
3.отстранения от работы, связанной с общением с людьми
4.обязательного прерывания беременности в случае ее возникновения
6.Наиболее частые симптомы при ВИЧ – инфекции:
1. тошнота, рвота
2. лихорадка
3. увеличение лимфатических узлов
4. нарушение координации движения
7. При обращении за медицинской помощью ВИЧ- инфицированный…
1. должен сообщать о своем ВИЧ- статусе
2. должен если предстоит операция
3. не должен сообщать
4. должен представить документ об отсутствии ВИЧ
8.ВИЧ –это заболевание:
1.антропонозное
2.зоонозное
3.антропозоонозное
4.сапронозное
9. в лечении ВИЧ на первый план выходит борьба с:
1.понижением иммунитета
2. повышением иммунитета
3.интоксикацией
4. гипертермией
10. Доза, достаточная для заражения ВИЧ-инфекций, содержится в:
1.секрете потовых желез
2. вагинальном секрете
3. слюне
4. моче
Эталоны ответов
Текущий контроль по теме
«Гемоконтактные инфекции: ВИЧ – инфекция»
№ | 1 вариант | Критерии оценки в баллах 1-вариант | 2 вариант | Критерии оценки в баллах-2 вариант |
1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
2 | 1 | 4 | 3 | 1 |
3 | 4 | 3 | 4 | 4 |
4 | 3 | 1 | 2 | 4 |
5 | 4 | 1 | 1 | 3 |
6 | 1 | 2 | 2 | 1 |
7 | 2 | 3 | 3 | 3 |
8 | 1 | 1 | 1 | 1 |
9 | 2 | 3 | 1 | 1 |
10 | 3 | 1 | 2 | 1 |
Итого 20 баллов 20 баллов
Критерии оценки
91-100% (9-10) правильных ответов «отлично»
81-90% (7-8) правильных ответов(хорошо)
71-80% (5-6) правильных ответов (удовлетворительно)
70% и менее (4-и менее ответов) «неудовлетворительно»
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ1
Основные регламентирующие документы, определяющие работу ЛУ.
- Федеральный закон РФ от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ «О
предупреждении распространения в Российской Федерации
заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита
человека (ВИЧ-инфекции)» (с изменениями от 12 августа 1996
г., 9 января 1997 г., 7 августа 2000 г., 22 августа 2004 г.).
- Приказ МЗ и МП РФ от 08.11.12г. № 689н “Об утверждении
порядка оказания медицинской помощи взрослому населению
при заболевании, вызываемом вирусом иммунодефицита
человека (ВИЧ – инфекции)»
- Приказ МЗ и медицинской промышленности РФ от 30.10.1995г.
№ 295 «О введении в действие правил проведения
обязательного медицинского освидетельствования на ВИЧ и
перечня работников отдельных профессий, производств,
предприятий, учреждений и организаций, которые проходят
обязательное медицинское освидетельствование на ВИЧ»
- Приказ Министерства здравоохранения от 19 декабря 2003
года №606 «Об утверждении инструкции по профилактике
передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку и образца
информированного согласия на проведение АРВ
профилактики ВИЧ»
Приказ Департамента здравоохранения Тюменской области от
12.02.2008г № 48 « О подготовке кадров ЛПУ области по проблеме
ВИЧ/СПИД»
- Письмо ДЗ ТО от 10.02.15года №1180/25 «Об обследовании
родственников рожениц»
- СанПин3.1.5.2826-10 от 25.03.11 «Профилактика ВИЧ - инфекции»
- Изменения № 1 в санитарно-эпидемиологические правила СП
3.1.5.2826-10 «Профилактика ВИЧ- инфекции» от 21.07.2016
утв.постановлением№95
- Письмо ДЗ ТО№5650/25 от 08.08.11 об утвеждении «Инструкции
для ЛПУ ТО по вопросам профилактики ВИЧ – инфекции»
Приказ МЗ и СР РФ от 30 мая 2005 года №375 «Об утверждении
стандарта профилактики передачи ВИЧ-инфекции от матери к
плоду»
- Приказ МЗ и социально развития РФ от 2 февраля 2007 года №
107 «Об утверждении примерного порядка организации работы
по проведению консультирования больных ВИЧ-инфекцией,
находящихся на диспансерном наблюдении».
Приказ МЗ и социально развития РФ от 05.12.2005г.№757
«О неотложных мерах по организации обеспечения
лекарственными препаратами больных ВИЧ-инфекцией»
- Приказ МЗ РФ от 09.11.2012 г № 758н«Об утверждении
стандарта специализированной медицинской помощи
при болезни, вирусом иммунодефицита человека(ВИЧинфекции).
- Приказ Департамента здравоохранения Тюменской
области от 23.09.2010г № 164ос « Об активизации
деятельности медицинских учреждений по организации и
проведению мероприятий по профилактике
«вертикального» пути передачи ВИЧ – инфекции»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Состав аптечки Анти-СПИД 2020 по приказу Минздрава от 9 января 2020 года №1н.
Требование к оснащению аптечки анти-СПИД
Для того чтобы правильно собрать и применять аптечку, необходимо учесть требования, утвержденные Минздравом РФ.
1. Входящие в состав укладки профилактические средства должны быть зарегистрированы в РФ.
2. Ко всем лекарственным препаратам должна быть инструкция по применению.
3. По истечении сроков годности, средства укладки не применяются и подлежат обязательной утилизации.
4. По мере расходования (или утилизации) средств, их наличие пополняется.
5. Повторное использование лекарственных препаратов и медицинских изделий запрещено.
В ряде случаев перечень лекарств может быть дополнен экспресс-тестами на ВИЧ-инфекцию, антиретровирусными препаратами, тестами на беременность. В данном случае речь идет о таких медорганизациях, как травмпункты, пункты скорой помощи и ургентные больницы. Как правило, в их аптечку антиСПИД входит 2 антиретровирусных препарата - Комбивир и Калетра. Их прием актуален не позднее 72 часов после факта возможного инфицирования.
Наименование средства | Лекарственная форма | Минимальное количество штук |
Йод | Раствор для наружного применения5% | 1флакон |
Этанол | Раствор для наружного применения 70%,100мл | 1флакон |
Бинт марлевый медицинский стерильный (5м/10см) | 2 шт. | |
Лейкопластырь бактерицидный(не менее 1,9-7,2) | 3 шт. | |
Салфетка марлевая медицинскаястерильная (неменее 16/14см.) | 10 шт. |
Согласно новому приказу разработано 2 варианта укладки аптечки.
• Первичная – для медицинских учреждений.
• Вторичная – для потребителей (приобретается в аптеке)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Действия медицинского персонала при возникновенииаварийной ситуации
Аварийный случай-контакт, сопровождающийся нарушением целостности кожных покровов (прокол, порез), попаданием на слизистую оболочку или кожу с микроповреждениями (шелушащуюся, со ссадинами, порезами, пораженную дерматитом), а также длительный (превышающий несколько
минут) либо обширный контакт неповрежденной кожи с кровью и другими биологическими жидкостями от ВИЧ- инфицированных пациентов.
Медицинский персонал при возникновении аварийной ситуации должен оказать себе самопомощь:
1.в случае порезов, уколов с нарушением целостности кожных покровов
необходимо снять перчатки, вымыть руки с мылом, обработать руки 70
% этиловым спиртом и смазать рану 5 % спиртовым раствором йода, заклеить рану лейкопластырем;
2.при попадании биологической жидкости пациента на кожные покровы,
место контакта обработать 70 % этиловым спиртом, промыть водой с
мылом и повторно обработать 70 % этиловым спиртом;
3. при попадании биологической жидкости пациента на слизистую рта
промыть большим количеством воды и прополоскать 70 % этиловым
спиртом;
4.при попадании биологической жидкости пациента на слизистую носа и глаз обильно промыть водой, не тереть. В медицинских организациях,
имеющих централизованное водоснабжение, допускается для обработки слизистых использовать водопроводную воду, на случай отключения воды, в медицинских организациях, не имеющих централизованное водоснабжение, необходимо иметь в аптечке флаконы с дистиллированной или стерильной водой;
5.при попадании биологической жидкости пациента на халат или одежду, необходимо снять одежду и погрузить в дезинфицирующий раствор (или в бикс для автоклавирования) с последующей стиркой санитарной одежды в прачечной, кожу под одеждой обработать 70% спиртом. В случае аварийной ситуации пострадавшим необходимо начать прием антиретровирусных препаратов желательно в первые два часа после нее, но не позже, чем 72 часа с момента аварии. С целью постконтактнойхимиопрофилактики используется полноценная схема высокоэффективной антиретровирусной терапии (ВААРТ): калетра (лопинавир/ритонавир 200мг +50 мг) + комбивир(зидовудин/ламивудин 300 мг + 150 мг) курсом на 30 дней. Калетра назначается по 2 капсулы 2 раза в день. Комбивир назначается по 1 таблетке 2 раза в день. Вместо комбивира может использоваться зидовудин 300 мг (одна таблетка 2 раза в день)+ламивудин 150 мг (одна таблетка 2 раза в день).
С целью консультации и возможной корректировки противовирусного лечения, дальнейшего диспансерного наблюдения, необходимо обратиться к доверенному врачу по вопросам ВИЧ-инфекции своего медицинского учреждения или в специализированное учреждение ГБУЗ ТО «Центр профилактики и борьбы со СПИД».
6. Если пострадавший медработник - женщина, проводится тест на определение беременности (для выбора соответствующей схемы
препаратов );
После аварийной ситуации на антитела к ВИЧ необходимо обследовать предполагаемый источник инфекции (пациент) и контактировавшего с ним медицинского работника. Обследование необходимо сопровождать дотестовым консультированием и проводить при наличии информированного согласия. Медицинским работникам рекомендуется обследоваться на парентеральные гепатиты.
7. Сотрудник медицинского учреждения должен сообщить об аварии
руководителю подразделения. Случай аварии зарегистрировать в «Журнале учета аварийных ситуаций при проведении медицинских манипуляций».
8. При получении травмы, составить «Акт о медицинской аварии в медицинской организации» .
По каждому случаю аварийной ситуации проводится эпидрасследование причин травмы и устанавливается связь причин
травмы и исполнением медработником служебных обязанностей.
9. Эпидрасследование проводит госпитальный врач-эпидемиолог либо другой специалист, назначенный руководителем учреждения. В дальнейшем медработники подлежат диспансерному наблюдению в течение 1 года, с обследованием на наличие антител ВИЧ через 3,6,9,12 месяцев с момента аварийной ситуации. Наблюдение может осуществляться у доверенного врача учреждения или в ГБУЗ ТО «Центр профилактики и борьбы со СПИД». В случае наблюдения в ГБУЗ ТО «Центр профилактики и борьбы со СПИД» медработник предоставляет в свое медицинское учреждение копии результатов исследования, которые доверенный врач фиксирует в соответствующей медицинской документации. При наличии отрицательных результатов на антитела к ВИЧ через12 месяцев медработник снимается с диспансерного учета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/02/picture-701071-1446490386.jpg)
Методическая разработка для студентов по проведению теоретического занятия по теме "Фармакокинетика и фармакодинамика лекарственных средств
Представленный учебный материал для студентов по разделу: «Общая фармакология» знакомит с закономерностями воздействия лекарственных средств на организм, в материале изложены понятия фармакокине...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/19/picture-625171-1429471445.jpg)
Методическая разработка открытого теоретического занятия по теме Санаторно-курортное лечение
Методическая разработка открытого теоретического занятия по теме Санаторно-курортное лечениеМетодическая разработка занятия по теме «Санаторно-курортное лечение» предназначена для проведения преподава...
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/06/picture-75383.jpg)
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для проведения теоретического занятия по теме:СПИННОМОЗГОВЫЕ НЕРВЫ
Методические материалы для занятий по Анатомии...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/02/picture-1027402-1522652657.jpg)
Методическая разработка открытого теоретического занятия (лекция) Тема «Гомогенные мази»
МАЗИ – это древнейшая лекарственная форма, которая использовалась человеком почти 3000 лет до новой эры, не потерявшая своей значимости и сегодня. Мази описаны в папирусах Эберса, в трудах Гиппо...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/01/picture-672878-1598982668.jpg)
Методическое пособие для теоретического занятия по теме "Репродуктивная система человека. Мужская половая система"
Методическое пособие по теме "Репродуктивная система человека. Мужская половая система" предназначено для проведения теоретического занятия по анатомии и физиологии человека со студентами сп...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/23/picture-1172805-1571818462.jpg)
Открытый урок. Методическая разработка для проведения практического занятия по теме: «Сестринская деятельность при ВИЧ-инфекции»
Методическая разработка выполнена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта к минимуму подготовки выпускника по специальности «Сестринс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/12/picture-1018391-1544631602.jpg)
Методическая разработка для проведения теоретического занятия по теме: « Спланхнология внутренних органов - органы пищеварительной системы»
Методическая разработка для проведения теоретического занятия по теме: « Спланхнология внутренних органов - органы пищеварительной системы»...