Рабочая программа по МДК.01.02. "Основы профилактики" (Сестринское дело)
рабочая программа

Штыкова Мария Алексеевна

Вашему вниманию предлагается Рабочая программа по МДК.01.02. "Основы профилактики" для специальности "Сестринское дело", форма обучения очно-заоочная (вечерняя)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_mdk.01.02_osnovy_profilaktiki.doc239 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.01. Проведение профилактических мероприятий

МДК .01.02. Основы профилактики

по специальности (направлению подготовки)

34.02.01 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО

по программе профессиональной подготовки специалистов среднего звена

квалификация: медицинская сестра/медицинский брат

форма обучения: очно-заочная (вечерняя);

нормативный срок обучения – 3 года 10 месяцев

Разработчик:

Штыкова Мария Алексеевна, преподаватель первой квалификационной категории, в составе коллектива преподавателей

Москва

2021 г

СОДЕРЖАНИЕ

НАИМЕНОВАНИЕ

СТРАНИЦЫ

1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4

2.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

6

3.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

7

4.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

37

5.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

40

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.  01 Проведение профилактических мероприятий

Рабочая программа профессионального модуля (далее программа) – является частью программы подготовки специалистов среднего звена Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения  Московской области "Московский областной медицинский колледж №1" в соответствии с ФГОС по специальности СПО 34.02.01 Сестринское дело в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Проведение профилактических мероприятий и соответствующих общих компетенций (ОК) и профессиональных компетенций (ПК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

OК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ПК 1.1.  Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

                Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области здравоохранения и образования (раздел 1)  при наличии среднего (полного) общего образования (опыт работы не требуется). Также в программах повышения квалификации работников здравоохранения (по темам «Первичная медико-санитарная помощь», «Общая практика», «Первичная медико-профилактическая помощь населению», отдельные темы -  в программах «Организация сестринского дела», «Сестринское дело в педиатрии»)  на базе среднего специального образования по специальностям «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Медико-профилактическое дело». Опыт работы не требуется.

1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

  проведения профилактических мероприятий при осуществлении сестринского ухода

уметь:

–  обучать население принципам здорового образа жизни

–  проводить и осуществлять оздоровительные и профилактические    мероприятия

–  консультировать пациента и его окружение по вопросам  иммунопрофилактики

–  консультировать по вопросам рационального и диетического питания

 –  организовывать мероприятия по проведению диспансеризации

знать:

–  современные представления о здоровье в разные возрастные периоды,  возможные факторы, влияющие на здоровье, направления сестринской      деятельности по сохранению здоровья

–  основы иммунопрофилактики различных групп населения

–  принципы рационального и диетического питания

–  роль сестринского персонала при проведении диспансеризации населения и   работе «школ здоровья»

1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:

Всего по ПМ.01 в соответствии с Учебным планом – 491 часов, из них:

1. Максимальная учебная нагрузка обучающегося – 387 часов, включая:

1.1. Аудиторная учебная нагрузка – 146 часов

теория – 70 часов;

практические занятия – 76 часов;

курсовая работа – 0.

1.2. Самостоятельной работы обучающегося – 241 час.

2. Практика – 104 часа, включая:

учебная практика – 32 часа;

производственная практика (по профилю) – 72 часа.

Распределение учебных занятий по семестрам в соответствии с Учебным планом:

3 семестр – 72 часа,

4 семестр – 74 часа.


2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения рабочей программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Проведение профилактических мероприятий, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1.

Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения

ПК 1.2.

Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения

ПК 1.3.

Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6.

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать и осуществлять повышение квалификации

ОК 9.

Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности

ОК 10.

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия

ОК 11.

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку

ОК 12.

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

ОК 13.

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Тематический план профессионального модуля «Проведение профилактических мероприятий»

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля[1]*

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) – максимальная учебная нагрузка

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная (по профилю специальности),

часов

Всего,

часов

Теория, час

в т.ч. практические занятия,

часов

в т.ч. курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3.

Раздел 1. ПМ. 01 Определение здоровья человека в разные периоды его жизни

 МДК. 01.01. Здоровый человек и его окружение

-

ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3.

Раздел 2. ПМ. 01  Сестринское обеспечение профилактических мероприятий

 МДК. 01.02. Основы профилактики

82

32

24

8

44

6

-

ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3.

Раздел 3.  ПМ. 01 Осуществление профилактических мероприятий  в условиях первичной медико-санитарной помощи 

МДК. 01.03. Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению

ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3.

Учебная практика

ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3.

Производственная практика (по профилю специальности), часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика)

Всего:

-

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ) «Проведение профилактических  

       мероприятий». МДК .01.02. Основы профилактики

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 2.  Сестринское обеспечение профилактических мероприятий

Максимальная нагрузка – 76 час,

из них:

аудиторная – 32 ч.,

внеаудиторная – 44 ч.

МДК .01.02. Основы профилактики

Тема 2.1. Концепция охраны и укрепления здоровья

Содержание

2

1.

Концепция охраны и укрепления здоровья, основные понятия

Нормативные документы, регламентирующие профилактическую деятельность. Концепция охраны и укрепления здоровья. Понятие «Профилактика», её виды.

Факторы риска

1

1

2.

Сестринские технологии в профилактической медицине. Программы укрепления здоровья и профилактики заболеваний

Понятие «Сестринский скрининг».

Санитарное просвещение и гигиеническое воспитание населения (направления, формы, принципы)

1

2

Тема 2.2. Профилактика заболеваний, зависящих от образа жизни

Теория –

Практика -

8 час

4 час

Содержание

8

1.

Основные понятия здоровья населения

Понятия «здоровье», «физическое развитие».

Составляющие  здоровья, его факторы.

Понятие  «здоровый образ жизни», его категории

1

2

2.

Рациональное питание как фактор сохранения здоровья

Понятие «сбалансированное питание».

Химический состав пищи, соотношение белков жиров и углеводов (по ВОЗ) в зависимости от возраста и вида трудовой деятельности. Энергетическая ценность пищи, формулы расчета калорийности суточного рациона.

Понятие «Индекс массы тела (Кетле)», формула, интерпретация результата.

Понятие «Индекс соотношения окружностей талии и бёдер (ОТБ)», формула, интерпретация результата.

Понятие «Пликометрия», подсчёт, интерпретация результата

Понятие «Пищевая пирамида», «Порция», её виды, подсчет. Понятие «Пищевой дневник», «Диетическое питание»

3

3.

Физическая активность как фактор сохранения здоровья, режим труда и отдыха

Понятие «физическая нагрузка», виды физической активности (по К.Г. Гуревичу).

Общая характеристика видов физических упражнений (статические, динамические, силовые) в зависимости от состояния здоровья пациента.

Понятие «режим труда и отдыха» (суточный, недельный, годовой).

Рекомендации по улучшению качества сна

1

4.

Закаливание как факторы сохранения здоровья

Процесс закаливания как адаптация к изменениям окружающей среды (особенности, принципы закаливания).

Классификация видов закаливания с использованием воздуха, воды, солнца (виды, параметры, условия).

Эффективность использования различных закаливающих факторов

1

5.

Профилактика вредных привычек

Воздействие на организм никотина. Физико-химический процесс курения. Острое отравление никотином. Электронные сигареты.

Основные положения ФЗ от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

Комплекс мероприятий по профилактике табакокурения, рекомендации Рамочной конвенции ВОЗ.

Воздействие на организм алкоголя, энергетических напитков (в т.ч. на беременных). Определение и классификация психоактивных веществ (ПАВ). Общая характеристика наркотиков-аналогов и их составляющих: курительные смеси «Спайс».

Общая характеристика клинических критериев состояний интоксикации (опьянения) психоактивными веществами.

Профилактика развития алкогольной и токсико-наркотической  зависимости (этапы, принципы).

Сестринский скрининг развития никотиновой и алкогольной зависимости

2

Практические занятия

4

1.

Составление рекомендаций пациенту по рациональному питанию

Сестринский скрининг образа жизни и питания.

Отработка манипуляций на статисте по ГОСТ Р 52623.1-2008 «Технология выполнения простых медуслуг функционального обследования»:

  1. взвешивание,
  2. замер роста,
  3. определение окружности талии и бёдер,
  4. определение толщины жировой складки (пликометрия).

Подсчет Индекса массы тела (Кетле), ОТБ, оценка результата.

Подсчет калорийности с использованием таблиц Приложение № 3 (учебное пособие «Проведение профилактических мероприятий» Двойников С.И.)

Составление памятки для пациента по рациональному питанию.

Решение профессиональных задач

2

2.

Осуществление профилактики вредных привычек на примере табакокурения.

Проведение сестринского скрининга никотиновой зависимости и мотивации бросить курить у пациента с использованием таблиц Приложения № 4, 5, 6 (учебное пособие «Проведение профилактических мероприятий» Двойников С.И. и др.):

  1. Определение степени никотиновой зависимости (тест Фагерстрема).
  2. Оценка мотивации к курению (анкета Хорна).
  3. Оценка мотивации бросить курить.

Обучение и составление рекомендаций для пациента, которые помогут изменить курительное поведение.

Решение профессиональных задач

2

Тема 2.3. Профилактика нарушений здоровья

Теория –

Практика -

10 час

4 час

Содержание

10

1.

Профилактика заболеваний сердечно-сосудистой системы и органов дыхания

Факторы риска преждевременной смерти при заболеваниях ССС. Факторы развития АГ (по ВОЗ), обучение пациента контролю АД.

Скрининг уровня холестерина, принципы диетотерапии для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.

Рекомендации по физической активности для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.

Понятие о пикфлоуметрии.

Факторы развития бронхолёгочных заболеваний.

Основные направления профилактики и особенности питания при заболеваниях органов дыхания. Роль медицинской сестры

2

2

2.

Профилактика нарушений зрения в детском, подростковом и зрелом возрасте.

Наиболее частые формы нарушения зрения в различные возрастные периоды (дети, подростки, зрелый и пожилой возраст) – близорукость, дальнозоркость, астигматизм, косоглазие, катаракта, глаукома.

Основные причины миопии.

Роль медицинской сестры в процессе формирование правильных зрительных привычек у ребёнка. Рекомендации для пациента по гигиеническим требованиям при просмотре телепередач, работе с компьютером, чтении.

Принципы питания для профилактики нарушения зрения

2

2

3.

Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата в детском, подростковом и зрелом возрасте.

Понятие осанка, основные причины её нарушений.

Плоскостопие, его влияние на организм в целом, программы коррекции, гигиенические требования к обуви.

Нарушения опорно-двигательного аппарата в зрелом и пожилом возрасте, факторы риска развития остеопороза и остеохондроза. Рекомендации по коррекции питания.

Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата в разные возрастные периоды

1

2

4.

Профилактика нарушений эндокринной системы Факторы развития эндокринных заболеваний, в т.ч. диабета.

Первичная и вторичная профилактика сахарного диабета. Скрининг глюкозы. Основные принципы организации питания при сахарном диабете

1

2

5.

Профилактика нарушений репродуктивного здоровья

Основные показатели репродуктивного здоровья.

Факторы риска, проявления их неблагоприятного воздействия на мужской и женский организм.

Основные причины нарушений репродуктивного здоровья

Профилактика бесплодия

1

2

6.

Профилактика нарушений психического здоровья

Понятие «психическое здоровье», «психологическое здоровье». Причины нарушения психического здоровья

Основные направления профилактики.

Роль медицинской сестры в осуществлении первичной, вторичной и третичной профилактики психических  заболеваний

1

2

7.

Профилактика онкологических заболеваний

Причины заболеваемости злокачественными новообразованиями. Основные направления профилактики (ЗОЖ, устранение воздействия различных видов излучений, биохимическая профилактика, медико-генетическая, эндокринно-возрастная и иммунобиологическая профилактика).

Роль медицинской сестры в осуществлении первичной, вторичной и третичной профилактики онкологических заболеваний

2

2

Практические занятия

4

1.

Осуществление профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы и лёгочных заболеваний

Сестринский скрининг состояния пациента и отработка манипуляций на статисте по ГОСТ Р 52623.1-2008 «Технология выполнения простых медуслуг функционального обследования»:

  1. Измерение АД, регистрация в температурном листе и обучение само-измерению пациента
  2. Измерение частоты сердечных сокращений, регистрация в температурном листе и обучение самоконтролю пациента.
  3. Определение частоты дыхательных движений, регистрация в температурном листе.
  4. Пикфлоуметрия (с использованием карманного пикфлоуметра).

Определение суммарного сердечно-сосудистого риска при помощи Европейской шкалы SCORE (с использованием таблицы с. 320 и Приложение № 8).

Обучение и составление рекомендаций для пациента по профилактике заболеваний сердечно-сосудистой системы и лёгочных заболеваний, памятки по питанию и двигательной активности (в рамках самостоятельной внеаудиторной работы).  

Решение профессиональных задач

2

2.

Осуществление профилактики заболеваний нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата в различные возрастные периоды

Сестринский скрининг состояния пациента и отработка манипуляций на статисте по ГОСТ Р 52623.1-2008 «Технология выполнения простых мед.услуг функционального обследования»:

1. Измерение окружности грудной клетки, соотношение с ростом (см. ГОСТ).

2. Оценка результата индивидуальной плантаграфии и определение индекса стопы (в рамках самостоятельной внеаудиторной работы)

Составление рекомендаций для пациентов различных возрастных периодов по профилактике плоскостопия, остеопороза и нарушения осанки.

Обучение пациента профилактике нарушений рефракции, основам гимнастики для глаз.

Решение профессиональных задач

2

Тема 2.4.  Организация деятельности Школ здоровья

Теория –

Практика -

4 час

0 час

Содержание

4

1.

Основные положения по деятельности Школ здоровья

Определение понятия, цели и задачи.

Нормативные документы, определяющие работу Школ здоровья.

Особенности организации обучения пациентов в условиях Школы здоровья, роль медицинской сестры.

Алгоритм обучения пациента, методическое обеспечение, факторы эффективности.

Оценка результативности деятельности Школы здоровья, учётно-отчётная документация

2

1

2

1

2.

Сестринские технологии при организации обучения в Школе здоровья пациентов с артериальной гипертонией, бронхиальной астмой, с сахарным диабетом 2 типа

Определение цели обучения пациента, составление примерного плана. Анкетирование, определение исходного уровня знаний пациента о своей болезни (Приложения 12, 13, 14).

Основные различия по содержанию обучения пациентов различных групп и возрастов.

Определение эффективности обучения. Сестринская документация Школы здоровья в зависимости от её профиля (Приложения № 27, 28)

Дифференцированный зачёт по разделу

2

2

Самостоятельная работа при изучении раздела 2. ПМ. 01

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

  1. Решение профессиональных задач.
  2. Изучение алгоритмов манипуляций.
  3. Составление анкеты для пациента.
  4. Составление памятки для пациента и родителей.
  5. Составление схем и планов профилактических мероприятий.
  6. Составление планов обучения в Школах здоровья.
  7. Заполнение таблиц.
  8. Разработка презентаций, санбюллетеней.
  9. Подготовка докладов, рефератов, эссе с использованием интернет-источников и учебной литературы.
  10. Изучение основных положений в рекомендуемых преподавателем нормативных документах.
  11. Работа с текстом учебника.
  12. Составление индивидуального плана закаливания, физических упражнений, гигиенических мероприятий.
  13. Расчёт калорийности своего индивидуального рациона питания за день.
  14. Плантаграфия своих стоп (внеаудиторная работа) и определение индивидуального индекса стопы .
  15. Выявление факторов риска здоровью в конкретных ситуациях.
  16. Проведение самоконтроля по рекомендуемым преподавателем вопросам.

Всего:

44 часа

Тема 2.1. Основы профилактической медицины

Составление схем, заполнение таблиц, разработка презентаций, санбюллетеня; подготовка докладов, эссе с использованием интернет-источников и учебной литературы.

Изучение основных положений в рекомендуемых преподавателем нормативных документах.

Работа с текстом учебника, стр . 15 – 34.

Проведение самоконтроля по вопросам – стр. 34 (учебное пособие «Проведение профилактических мероприятий» Двойников С.И. и др.)

10

Тема 2.2 . Профилактика заболеваний, зависящих от образа жизни

Решение профессиональных задач, изучение алгоритмов манипуляций.

Составление анкеты, памятки для пациента и родителей; составление схем, заполнение таблиц, разработка презентаций, санбюллетеня; подготовка докладов, эссе с использованием интернет-источников и учебной литературы.

Изучение основных положений в  рекомендуемых преподавателем нормативных документах.

Работа с текстом учебника, стр. 34 – 73;  Приложения № 3, 4, 5, 6.

Проведение самоконтроля по вопросам – стр. 73 (учебное пособие «Проведение профилактических мероприятий» Двойников С.И. и др.)

12

Тема 2.3. Профилактика нарушений здоровья

Решение профессиональных задач, изучение алгоритмов манипуляций.

Составление анкеты, памятки для пациента и родителей; составление схем, заполнение таблиц, разработка презентаций, санбюллетеня; подготовка докладов, эссе с использованием интернет-источников и учебной литературы.

Изучение основных положений в рекомендуемых преподавателем нормативных документах.

Работа с текстом учебника, стр. 73 – 113, стр. 320;  Приложение № 8.

Проведение самоконтроля по вопросам – стр. 113 (учебное пособие «Проведение профилактических мероприятий» Двойников С.И. и др.)

18

Тема 2.4. Организация деятельности Школ здоровья 

Решение профессиональных задач.

Составление анкеты, памятки для пациента и родителей; составление схем, заполнение таблиц, разработка презентаций, санбюллетеня; подготовка докладов, эссе с использованием интернет-источников и учебной литературы.

Изучение основных положений в  рекомендуемых преподавателем нормативных документах.

Работа с текстом учебника, стр. 114 – 130; Приложения № 12, 13, 14, 27, 28.

Проведение самоконтроля по вопросам – стр. 130 (учебное пособие «Проведение профилактических мероприятий» Двойников С.И. и др.)

4

Учебная практика

Виды работ 

Анкетирование пациента.

Отработка манипуляций на статисте:

  1. Измерение АД, регистрация в температурном листе.
  2. Обучение самоизмерению АД пациента.
  3. Измерение частоты сердечных сокращений, регистрация в температурном листе и обучение самоконтролю пациента.
  4. Определение частоты дыхательных движений, регистрация в температурном листе.
  5. Пикфлоуметрия с использованием карманного пикфлоуметра.
  6. Взвешивание взрослого пациента.
  7. Замер роста взрослого пациента.
  8. Определение индекса соотношения талии и бёдер (ОТБ) взрослого пациента, оценка результата.
  9. Измерение окружности грудной клетки взрослого пациента.
  10. Определение Индекса массы тела (Кетле), оценка результата.
  11. Определение жировой складки (пликометрия) у взрослого, оценка результата.
  12. Подсчет калорийности с использованием таблиц, составление рекомендаций по питанию.
  13. Определение суммарного сердечно-сосудистого риска при помощи Европейской шкалы SCORE, составление рекомендаций

Решение профессиональных задач.

Обучение пациента профилактике нарушений рефракции, основам гимнастики для глаз.

Выявление факторов риска в предложенных профессиональных ситуациях.

Составление памятки для пациента по профилактике различных нарушений.

Проведение санитарно-гигиенического обучения пациента в рамках решения профессиональных задач (первичная, вторичная и третичная профилактика).

Осуществление сестринской деятельности в Школе здоровья в рамках решения профессиональных задач.

6 часов

        

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов основ профилактики.

        Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета

Медицинское оборудование:

- весы горизонтальные и напольные (для измерения массы тела детей и

  взрослых)

- ростомеры горизонтальные и вертикальные (для измерения массы тела

  детей и взрослых)

- пеленальный стол

- муляжи, фантомы

- средства ухода и одежда для детей первого года жизни

- сантиметровая лента

Учебно- методический материал:

- таблицы, схемы, структуры, диаграммы

- презентации

- медицинская документация

- методические пособия, рекомендации для обучающихся

        Технические средства обучения:

- компьютер

- мультимедийный проектор или интерактивная доска

- интерактивная или классная доска (меловая или маркерная), мел или

  маркеры

- телевизор (при отсутствии мультимедийного проектора и интерактивной

   доски)

- экран (при отсутствии интерактивной доски)

Оборудование рабочих мест практики:

- рабочее место медицинской сестры центра профилактики, поликлиники,    

  детской поликлиники

- компьютер

- мультимедийный проектор или интерактивная доска

- интерактивная или классная доска (меловая или маркерная), мел или

  маркеры

- экран (при отсутствии интерактивной доски)

Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:

- рабочее место медицинской сестры центра профилактики, поликлиники,    

  детской поликлиники

- компьютер

- мультимедийный проектор или интерактивная доска

- интерактивная или классная доска (меловая или маркерная), мел или

  маркеры

- экран (при отсутствии интерактивной доски)


4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Быковская Т.Ю. Основы профилактической деятельности: учебное пособие, Феникс, 2016 г.

2. Двойников С.И.,Тарасова Ю.А., Фомушкина И. А. и др. Проведение профилактических мероприятий. Учебное пособие, М., «Гэотар-Медиа», 2017г.- 437  

3. Крюкова Д. А. и соавт.  «Здоровый человек и его окружение» 2017 г.

4. Малов В.А. Сестринское дело при инфекционных заболеваниях: Учебное пособие для студентов медицинских заведений.- М.: Мастерство, 2015.

5. Маколкин В.И., Овчаренко С.И., Семенков Н.Н. Сестринское дело в терапии  МИА  Москва,   2017 год.

6. Тульчинская В.Д Соколова Н.Г.,. «Сестринское дело в педиатрии», Изд. «Феникс», 2015 – 384с.

7. Соколова Н.Г. Сестринское дело в педиатрии: практикум  2015 – 381с.

8. Тульчинская В.Д. «Здоровый ребенок». Изд. «Феникс», 2014 – 352с.

Дополнительные источники:

1. Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение: Учебник. –  М.: Авторская академия, 2015.

2. Волков С.Р., Волкова М.М. Проведение профилактических мероприятий. Здоровый человек и его окружение. Руководство к практическим занятиям: Учебное пособие. –  М.: Авторская академия, 2015.

3. Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение: Учебник. –  М.: ОАО «Издательство «Медицина»,  2015.

4. Руководство по первичной медико-санитарной помощи/ Под ред. И.Н.Денисова, А.А. Баранова – М., ГЭОТАР-Медиа, 2017.

5. Руководство по медицинской профилактике  / Под ред. Р.Г. Оганова –М. ГЭОТАР-Медиа, 2017.

6. Организация профилактической деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений на современном этапе / Под ред. А.И.Вялкова. М.:  ГЭОТАР-Медиа, 2016.

7. Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии / Под ред.А.А. Баранова – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017.

8.  Охрана здоровья детей и подростков / Под ред. Сопиной З.Е.: Уч.пособ.   –  М. ГЭОТАР-Медиа, 2019.

9. Руководство для средних медицинских работников / Под ред.Ю.П.Никитина, В.М. Чернышева. – М. ГЭОТАР-Медиа, 2017.

10. Гурвич М.М. Диетология для медсестры: полное руководство. – М.:Эксмо,  2014..

11. Малов В.А. Сестринское дело при инфекционных заболеваниях: Учебное пособие для студентов медицинских заведений.- М.: Мастерство, 2010.

12. Соколова Н.Г. Сестринское дело в педиатрии: практикум,  2011 – 381с.

13. Маколкин В.И., Овчаренко С.И., Семенков Н.Н. Сестринское дело в терапии  МИА  Москва   2018 год.

14. Электронная библиотека https//e.lanbook.com

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Практические занятия и учебная  практика  проводятся:

      – по разделу 1. ПМ. 01 (МДК. 01.01.) в кабинете доклинической практики           образовательного учреждения;

       – по разделам 1 и 2. ПМ.01 (МДК. 01.02. и МДК. 01.03.) – в кабинете   доклинической практики образовательного учреждения (не более 50%)  и в учреждениях первичной медико-санитарной помощи;  

производственная практика - в учреждениях первичной         медико-санитарной помощи.

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарным курсам: специалисты, имеющие высшее медицинское образование.

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:

Медико-педагогический состав: специалисты, имеющие высшее медицинское или сестринское образование.

Руководители практики: специалисты сестринского дела (квалификация - медицинская сестра).


5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 1.1. Проведение мероприятий по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения

–  точность и правильность составления планов обучения населения принципам здорового образа жизни;

–  качество рекомендаций здоровым людям разного возраста  по вопросам рационального и диетического питания;

–  точность и правильность составления рекомендаций здоровым людям по двигательной активности;

–  точность и правильность проведения оценки физического развития человека;

качество составления планов бесед о профилактике вредных привычек.

Проверка усвоения практических умений.

Анализ выполнения заданий для самостоятельной работы.

Решение заданий в тестовой форме.

Наблюдение и оценка освоения компетенции в ходе прохождения обучающимся производствен-ной практики.

ПК 1.2. Проведение санитарно-гигиенического воспитания населения

правильность и качество составления планов гигиенического воспитания населения (первичная профилактика);

 правильность и качество составления планов санитарно-гигиенического воспитания населения (вторичная и третичная профилактика).

Проверка усвоения практических умений.

Анализ выполнения заданий для самостоятельной работы.

Наблюдение и оценка освоения компетенции в ходе прохождения обучающимся производствен-ной практики.

ПК 1.3. Участие в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний

правильность и качество составления планов занятий в школах здоровья;

правильность и качество составления рекомендаций пациенту и его окружению по вопросам  

иммунопрофилактики;

–  точность и грамотность составления  планов  проведения иммунопрофилак-тики;

–  правильность и качество составле-ния рекомендаций по вопросам рацио-нального и диетического питания;

–  точность и грамотность составления  планов  проведения противоэпидемических мероприятий

Проверка усвоения практических умений.

Анализ выполнения заданий для самостоятельной работы.

Наблюдение и оценка освоения компетенции в ходе прохождения обучающимся производствен-ной практики.

Дифференцированные зачеты по МДК и дифференцированные зачеты по учебной и производственной практике.

Итоговая форма контроля по ПМ –  Экзамен (квалификационный)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.  

-демонстрация интереса к будущей профессии;

-активное участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах по специальности;

-волонтёрство;

-создание портфолио

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

Оценка портфолио

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.  

-выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач при проведении профилактических мероприятий;

-оценка эффективности и качества выполнения

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

-решение стандартных и нестандартных профессиональных задач при проведении профилактических мероприятий

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

-эффективный поиск необходимой информации;

-использование различных источников, включая электронные

ОК  5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

-демонстрация умений использования информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК  6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

-демонстрация навыков работы в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами и их окружением

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.  

-демонстрация умений

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

-проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

-демонстрация умений изменять технологии выполнения профилактических сестринских мероприятий

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

-демонстрация бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, уважения социальных, культурных и религиозных различий при осуществлении профилактических сестринских мероприятий

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

-демонстрация готовности брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку при осуществлении профилактических сестринских мероприятий

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

-демонстрация готовности организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности при осуществлении профилактических сестринских мероприятий

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

-демонстрация ведения здорового образа жизни, участия в спортивных и физкультурных мероприятиях



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по преддипломной практике для специальности 080110 "Банковское дело"

Рабочая программа преддипломной практики  является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО укрупненной группы специальностей СПО 0800...

Рабочая программа ПМ 06 по специальности Поварское и кондитерское дело

Для специальности "Поварское и кондитерское дело"...

Рабочие программы учебной дисциплины ОП. 01. Основы латинского языка с медицинской терминологией, специальности 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.02 Акушерское дело 2016-2017 гг.

Рабочая программа ОП. 01. Основы латинского языка с медицинской терминологией, составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессиональног...

Рабочие программы учебной дисциплины ОП. 01. Основы латинского языка с медицинской терминологией, специальности 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.02 Акушерское дело 2017-2018 гг.

Рабочая программа ОП. 01. Основы латинского языка с медицинской терминологией, составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессиональног...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.08. Основы права Для специальностей: 34.02.01 Сестринское дело / 31.02.02 Акушерское дело

Рабочая программа  учебной дисциплины ОГСЭ.08. Основы права разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  (далее ФГОС) по специальностям...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.09 ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ ОРГАНИЗАЦИИ по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих 13.01.10 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  ОП.09 Основы ЭкономикИ Организации по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих13.01.10 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электроо...

Календарно-тематический план по МДК.01.02 "Основы профилактики" (Сестринское дело)

Вашему вниманию предлагается Календарно-тематический план по МДК.01.02 "Основы профилактики" по специальности "Сестринское дело", форма обучения очно-заочная (вечерняя)...