Рабочая программа по МДК.01.02. "Основы профилактики" (Сестринское дело)
рабочая программа
Вашему вниманию предлагается Рабочая программа по МДК.01.02. "Основы профилактики" для специальности "Сестринское дело", форма обучения очно-заоочная (вечерняя)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 239 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01. Проведение профилактических мероприятий
МДК .01.02. Основы профилактики
по специальности (направлению подготовки)
34.02.01 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО
по программе профессиональной подготовки специалистов среднего звена
квалификация: медицинская сестра/медицинский брат
форма обучения: очно-заочная (вечерняя);
нормативный срок обучения – 3 года 10 месяцев
Разработчик:
Штыкова Мария Алексеевна, преподаватель первой квалификационной категории, в составе коллектива преподавателей
Москва
2021 г
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ. 01 Проведение профилактических мероприятий
Рабочая программа профессионального модуля (далее программа) – является частью программы подготовки специалистов среднего звена Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Московской области "Московский областной медицинский колледж №1" в соответствии с ФГОС по специальности СПО 34.02.01 Сестринское дело в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Проведение профилактических мероприятий и соответствующих общих компетенций (ОК) и профессиональных компетенций (ПК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
OК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.
Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области здравоохранения и образования (раздел 1) при наличии среднего (полного) общего образования (опыт работы не требуется). Также в программах повышения квалификации работников здравоохранения (по темам «Первичная медико-санитарная помощь», «Общая практика», «Первичная медико-профилактическая помощь населению», отдельные темы - в программах «Организация сестринского дела», «Сестринское дело в педиатрии») на базе среднего специального образования по специальностям «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Медико-профилактическое дело». Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
– проведения профилактических мероприятий при осуществлении сестринского ухода
уметь:
– обучать население принципам здорового образа жизни
– проводить и осуществлять оздоровительные и профилактические мероприятия
– консультировать пациента и его окружение по вопросам иммунопрофилактики
– консультировать по вопросам рационального и диетического питания
– организовывать мероприятия по проведению диспансеризации
знать:
– современные представления о здоровье в разные возрастные периоды, возможные факторы, влияющие на здоровье, направления сестринской деятельности по сохранению здоровья
– основы иммунопрофилактики различных групп населения
– принципы рационального и диетического питания
– роль сестринского персонала при проведении диспансеризации населения и работе «школ здоровья»
1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:
Всего по ПМ.01 в соответствии с Учебным планом – 491 часов, из них:
1. Максимальная учебная нагрузка обучающегося – 387 часов, включая:
1.1. Аудиторная учебная нагрузка – 146 часов
теория – 70 часов;
практические занятия – 76 часов;
курсовая работа – 0.
1.2. Самостоятельной работы обучающегося – 241 час.
2. Практика – 104 часа, включая:
учебная практика – 32 часа;
производственная практика (по профилю) – 72 часа.
Распределение учебных занятий по семестрам в соответствии с Учебным планом:
3 семестр – 72 часа,
4 семестр – 74 часа.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения рабочей программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Проведение профилактических мероприятий, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1.1. | Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения |
ПК 1.2. | Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения |
ПК 1.3. | Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6. | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать и осуществлять повышение квалификации |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности |
ОК 10. | Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия |
ОК 11. | Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку |
ОК 12. | Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности |
ОК 13. | Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуля «Проведение профилактических мероприятий»
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля[1]* | Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) – максимальная учебная нагрузка | Практика | |||||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная, часов | Производственная (по профилю специальности), часов | ||||||||
Всего, часов | Теория, час | в т.ч. практические занятия, часов | в т.ч. курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3. | Раздел 1. ПМ. 01 Определение здоровья человека в разные периоды его жизни МДК. 01.01. Здоровый человек и его окружение | - | |||||||||
ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3. | Раздел 2. ПМ. 01 Сестринское обеспечение профилактических мероприятий МДК. 01.02. Основы профилактики | 82 | 32 | 24 | 8 | 44 | 6 | - | |||
ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3. | Раздел 3. ПМ. 01 Осуществление профилактических мероприятий в условиях первичной медико-санитарной помощи МДК. 01.03. Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению | ||||||||||
ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3. | Учебная практика | ||||||||||
ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3. | Производственная практика (по профилю специальности), часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика) | ||||||||||
Всего: | - |
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ) «Проведение профилактических
мероприятий». МДК .01.02. Основы профилактики
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
Раздел 2. Сестринское обеспечение профилактических мероприятий | Максимальная нагрузка – 76 час, из них: аудиторная – 32 ч., внеаудиторная – 44 ч. | |||
МДК .01.02. Основы профилактики | ||||
Тема 2.1. Концепция охраны и укрепления здоровья | Содержание | 2 | ||
1. | Концепция охраны и укрепления здоровья, основные понятия Нормативные документы, регламентирующие профилактическую деятельность. Концепция охраны и укрепления здоровья. Понятие «Профилактика», её виды. Факторы риска | 1 | 1 | |
2. | Сестринские технологии в профилактической медицине. Программы укрепления здоровья и профилактики заболеваний Понятие «Сестринский скрининг». Санитарное просвещение и гигиеническое воспитание населения (направления, формы, принципы) | 1 | 2 | |
Тема 2.2. Профилактика заболеваний, зависящих от образа жизни | Теория – Практика - | 8 час 4 час | ||
Содержание | 8 | |||
1. | Основные понятия здоровья населения Понятия «здоровье», «физическое развитие». Составляющие здоровья, его факторы. Понятие «здоровый образ жизни», его категории | 1 | 2 | |
2. | Рациональное питание как фактор сохранения здоровья Понятие «сбалансированное питание». Химический состав пищи, соотношение белков жиров и углеводов (по ВОЗ) в зависимости от возраста и вида трудовой деятельности. Энергетическая ценность пищи, формулы расчета калорийности суточного рациона. Понятие «Индекс массы тела (Кетле)», формула, интерпретация результата. Понятие «Индекс соотношения окружностей талии и бёдер (ОТБ)», формула, интерпретация результата. Понятие «Пликометрия», подсчёт, интерпретация результата Понятие «Пищевая пирамида», «Порция», её виды, подсчет. Понятие «Пищевой дневник», «Диетическое питание» | 3 | ||
3. | Физическая активность как фактор сохранения здоровья, режим труда и отдыха Понятие «физическая нагрузка», виды физической активности (по К.Г. Гуревичу). Общая характеристика видов физических упражнений (статические, динамические, силовые) в зависимости от состояния здоровья пациента. Понятие «режим труда и отдыха» (суточный, недельный, годовой). Рекомендации по улучшению качества сна | 1 | ||
4. | Закаливание как факторы сохранения здоровья Процесс закаливания как адаптация к изменениям окружающей среды (особенности, принципы закаливания). Классификация видов закаливания с использованием воздуха, воды, солнца (виды, параметры, условия). Эффективность использования различных закаливающих факторов | 1 | ||
5. | Профилактика вредных привычек Воздействие на организм никотина. Физико-химический процесс курения. Острое отравление никотином. Электронные сигареты. Основные положения ФЗ от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Комплекс мероприятий по профилактике табакокурения, рекомендации Рамочной конвенции ВОЗ. Воздействие на организм алкоголя, энергетических напитков (в т.ч. на беременных). Определение и классификация психоактивных веществ (ПАВ). Общая характеристика наркотиков-аналогов и их составляющих: курительные смеси «Спайс». Общая характеристика клинических критериев состояний интоксикации (опьянения) психоактивными веществами. Профилактика развития алкогольной и токсико-наркотической зависимости (этапы, принципы). Сестринский скрининг развития никотиновой и алкогольной зависимости | 2 | ||
Практические занятия | 4 | |||
1. | Составление рекомендаций пациенту по рациональному питанию Сестринский скрининг образа жизни и питания. Отработка манипуляций на статисте по ГОСТ Р 52623.1-2008 «Технология выполнения простых медуслуг функционального обследования»:
Подсчет Индекса массы тела (Кетле), ОТБ, оценка результата. Подсчет калорийности с использованием таблиц Приложение № 3 (учебное пособие «Проведение профилактических мероприятий» Двойников С.И.) Составление памятки для пациента по рациональному питанию. Решение профессиональных задач | 2 | ||
2. | Осуществление профилактики вредных привычек на примере табакокурения. Проведение сестринского скрининга никотиновой зависимости и мотивации бросить курить у пациента с использованием таблиц Приложения № 4, 5, 6 (учебное пособие «Проведение профилактических мероприятий» Двойников С.И. и др.):
Обучение и составление рекомендаций для пациента, которые помогут изменить курительное поведение. Решение профессиональных задач | 2 | ||
Тема 2.3. Профилактика нарушений здоровья | Теория – Практика - | 10 час 4 час | ||
Содержание | 10 | |||
1. | Профилактика заболеваний сердечно-сосудистой системы и органов дыхания Факторы риска преждевременной смерти при заболеваниях ССС. Факторы развития АГ (по ВОЗ), обучение пациента контролю АД. Скрининг уровня холестерина, принципы диетотерапии для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. Рекомендации по физической активности для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. Понятие о пикфлоуметрии. Факторы развития бронхолёгочных заболеваний. Основные направления профилактики и особенности питания при заболеваниях органов дыхания. Роль медицинской сестры | 2 | 2 | |
2. | Профилактика нарушений зрения в детском, подростковом и зрелом возрасте. Наиболее частые формы нарушения зрения в различные возрастные периоды (дети, подростки, зрелый и пожилой возраст) – близорукость, дальнозоркость, астигматизм, косоглазие, катаракта, глаукома. Основные причины миопии. Роль медицинской сестры в процессе формирование правильных зрительных привычек у ребёнка. Рекомендации для пациента по гигиеническим требованиям при просмотре телепередач, работе с компьютером, чтении. Принципы питания для профилактики нарушения зрения | 2 | 2 | |
3. | Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата в детском, подростковом и зрелом возрасте. Понятие осанка, основные причины её нарушений. Плоскостопие, его влияние на организм в целом, программы коррекции, гигиенические требования к обуви. Нарушения опорно-двигательного аппарата в зрелом и пожилом возрасте, факторы риска развития остеопороза и остеохондроза. Рекомендации по коррекции питания. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата в разные возрастные периоды | 1 | 2 | |
4. | Профилактика нарушений эндокринной системы Факторы развития эндокринных заболеваний, в т.ч. диабета. Первичная и вторичная профилактика сахарного диабета. Скрининг глюкозы. Основные принципы организации питания при сахарном диабете | 1 | 2 | |
5. | Профилактика нарушений репродуктивного здоровья Основные показатели репродуктивного здоровья. Факторы риска, проявления их неблагоприятного воздействия на мужской и женский организм. Основные причины нарушений репродуктивного здоровья Профилактика бесплодия | 1 | 2 | |
6. | Профилактика нарушений психического здоровья Понятие «психическое здоровье», «психологическое здоровье». Причины нарушения психического здоровья Основные направления профилактики. Роль медицинской сестры в осуществлении первичной, вторичной и третичной профилактики психических заболеваний | 1 | 2 | |
7. | Профилактика онкологических заболеваний Причины заболеваемости злокачественными новообразованиями. Основные направления профилактики (ЗОЖ, устранение воздействия различных видов излучений, биохимическая профилактика, медико-генетическая, эндокринно-возрастная и иммунобиологическая профилактика). Роль медицинской сестры в осуществлении первичной, вторичной и третичной профилактики онкологических заболеваний | 2 | 2 | |
Практические занятия | 4 | |||
1. | Осуществление профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы и лёгочных заболеваний Сестринский скрининг состояния пациента и отработка манипуляций на статисте по ГОСТ Р 52623.1-2008 «Технология выполнения простых медуслуг функционального обследования»:
Определение суммарного сердечно-сосудистого риска при помощи Европейской шкалы SCORE (с использованием таблицы с. 320 и Приложение № 8). Обучение и составление рекомендаций для пациента по профилактике заболеваний сердечно-сосудистой системы и лёгочных заболеваний, памятки по питанию и двигательной активности (в рамках самостоятельной внеаудиторной работы). Решение профессиональных задач | 2 | ||
2. | Осуществление профилактики заболеваний нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата в различные возрастные периоды Сестринский скрининг состояния пациента и отработка манипуляций на статисте по ГОСТ Р 52623.1-2008 «Технология выполнения простых мед.услуг функционального обследования»: 1. Измерение окружности грудной клетки, соотношение с ростом (см. ГОСТ). 2. Оценка результата индивидуальной плантаграфии и определение индекса стопы (в рамках самостоятельной внеаудиторной работы) Составление рекомендаций для пациентов различных возрастных периодов по профилактике плоскостопия, остеопороза и нарушения осанки. Обучение пациента профилактике нарушений рефракции, основам гимнастики для глаз. Решение профессиональных задач | 2 | ||
Тема 2.4. Организация деятельности Школ здоровья | Теория – Практика - | 4 час 0 час | ||
Содержание | 4 | |||
1. | Основные положения по деятельности Школ здоровья Определение понятия, цели и задачи. Нормативные документы, определяющие работу Школ здоровья. Особенности организации обучения пациентов в условиях Школы здоровья, роль медицинской сестры. Алгоритм обучения пациента, методическое обеспечение, факторы эффективности. Оценка результативности деятельности Школы здоровья, учётно-отчётная документация | 2 | 1 2 1 | |
2. | Сестринские технологии при организации обучения в Школе здоровья пациентов с артериальной гипертонией, бронхиальной астмой, с сахарным диабетом 2 типа Определение цели обучения пациента, составление примерного плана. Анкетирование, определение исходного уровня знаний пациента о своей болезни (Приложения 12, 13, 14). Основные различия по содержанию обучения пациентов различных групп и возрастов. Определение эффективности обучения. Сестринская документация Школы здоровья в зависимости от её профиля (Приложения № 27, 28) Дифференцированный зачёт по разделу | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа при изучении раздела 2. ПМ. 01 Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
| Всего: 44 часа | |||
Тема 2.1. Основы профилактической медицины Составление схем, заполнение таблиц, разработка презентаций, санбюллетеня; подготовка докладов, эссе с использованием интернет-источников и учебной литературы. Изучение основных положений в рекомендуемых преподавателем нормативных документах. Работа с текстом учебника, стр . 15 – 34. Проведение самоконтроля по вопросам – стр. 34 (учебное пособие «Проведение профилактических мероприятий» Двойников С.И. и др.) | 10 | |||
Тема 2.2 . Профилактика заболеваний, зависящих от образа жизни Решение профессиональных задач, изучение алгоритмов манипуляций. Составление анкеты, памятки для пациента и родителей; составление схем, заполнение таблиц, разработка презентаций, санбюллетеня; подготовка докладов, эссе с использованием интернет-источников и учебной литературы. Изучение основных положений в рекомендуемых преподавателем нормативных документах. Работа с текстом учебника, стр. 34 – 73; Приложения № 3, 4, 5, 6. Проведение самоконтроля по вопросам – стр. 73 (учебное пособие «Проведение профилактических мероприятий» Двойников С.И. и др.) | 12 | |||
Тема 2.3. Профилактика нарушений здоровья Решение профессиональных задач, изучение алгоритмов манипуляций. Составление анкеты, памятки для пациента и родителей; составление схем, заполнение таблиц, разработка презентаций, санбюллетеня; подготовка докладов, эссе с использованием интернет-источников и учебной литературы. Изучение основных положений в рекомендуемых преподавателем нормативных документах. Работа с текстом учебника, стр. 73 – 113, стр. 320; Приложение № 8. Проведение самоконтроля по вопросам – стр. 113 (учебное пособие «Проведение профилактических мероприятий» Двойников С.И. и др.) | 18 | |||
Тема 2.4. Организация деятельности Школ здоровья Решение профессиональных задач. Составление анкеты, памятки для пациента и родителей; составление схем, заполнение таблиц, разработка презентаций, санбюллетеня; подготовка докладов, эссе с использованием интернет-источников и учебной литературы. Изучение основных положений в рекомендуемых преподавателем нормативных документах. Работа с текстом учебника, стр. 114 – 130; Приложения № 12, 13, 14, 27, 28. Проведение самоконтроля по вопросам – стр. 130 (учебное пособие «Проведение профилактических мероприятий» Двойников С.И. и др.) | 4 | |||
Учебная практика Виды работ Анкетирование пациента. Отработка манипуляций на статисте:
Решение профессиональных задач. Обучение пациента профилактике нарушений рефракции, основам гимнастики для глаз. Выявление факторов риска в предложенных профессиональных ситуациях. Составление памятки для пациента по профилактике различных нарушений. Проведение санитарно-гигиенического обучения пациента в рамках решения профессиональных задач (первичная, вторичная и третичная профилактика). Осуществление сестринской деятельности в Школе здоровья в рамках решения профессиональных задач. | 6 часов |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов основ профилактики.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета
Медицинское оборудование:
- весы горизонтальные и напольные (для измерения массы тела детей и
взрослых)
- ростомеры горизонтальные и вертикальные (для измерения массы тела
детей и взрослых)
- пеленальный стол
- муляжи, фантомы
- средства ухода и одежда для детей первого года жизни
- сантиметровая лента
Учебно- методический материал:
- таблицы, схемы, структуры, диаграммы
- презентации
- медицинская документация
- методические пособия, рекомендации для обучающихся
Технические средства обучения:
- компьютер
- мультимедийный проектор или интерактивная доска
- интерактивная или классная доска (меловая или маркерная), мел или
маркеры
- телевизор (при отсутствии мультимедийного проектора и интерактивной
доски)
- экран (при отсутствии интерактивной доски)
Оборудование рабочих мест практики:
- рабочее место медицинской сестры центра профилактики, поликлиники,
детской поликлиники
- компьютер
- мультимедийный проектор или интерактивная доска
- интерактивная или классная доска (меловая или маркерная), мел или
маркеры
- экран (при отсутствии интерактивной доски)
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
- рабочее место медицинской сестры центра профилактики, поликлиники,
детской поликлиники
- компьютер
- мультимедийный проектор или интерактивная доска
- интерактивная или классная доска (меловая или маркерная), мел или
маркеры
- экран (при отсутствии интерактивной доски)
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Быковская Т.Ю. Основы профилактической деятельности: учебное пособие, Феникс, 2016 г.
2. Двойников С.И.,Тарасова Ю.А., Фомушкина И. А. и др. Проведение профилактических мероприятий. Учебное пособие, М., «Гэотар-Медиа», 2017г.- 437
3. Крюкова Д. А. и соавт. «Здоровый человек и его окружение» 2017 г.
4. Малов В.А. Сестринское дело при инфекционных заболеваниях: Учебное пособие для студентов медицинских заведений.- М.: Мастерство, 2015.
5. Маколкин В.И., Овчаренко С.И., Семенков Н.Н. Сестринское дело в терапии МИА Москва, 2017 год.
6. Тульчинская В.Д Соколова Н.Г.,. «Сестринское дело в педиатрии», Изд. «Феникс», 2015 – 384с.
7. Соколова Н.Г. Сестринское дело в педиатрии: практикум 2015 – 381с.
8. Тульчинская В.Д. «Здоровый ребенок». Изд. «Феникс», 2014 – 352с.
Дополнительные источники:
1. Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение: Учебник. – М.: Авторская академия, 2015.
2. Волков С.Р., Волкова М.М. Проведение профилактических мероприятий. Здоровый человек и его окружение. Руководство к практическим занятиям: Учебное пособие. – М.: Авторская академия, 2015.
3. Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение: Учебник. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2015.
4. Руководство по первичной медико-санитарной помощи/ Под ред. И.Н.Денисова, А.А. Баранова – М., ГЭОТАР-Медиа, 2017.
5. Руководство по медицинской профилактике / Под ред. Р.Г. Оганова –М. ГЭОТАР-Медиа, 2017.
6. Организация профилактической деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений на современном этапе / Под ред. А.И.Вялкова. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016.
7. Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии / Под ред.А.А. Баранова – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017.
8. Охрана здоровья детей и подростков / Под ред. Сопиной З.Е.: Уч.пособ. – М. ГЭОТАР-Медиа, 2019.
9. Руководство для средних медицинских работников / Под ред.Ю.П.Никитина, В.М. Чернышева. – М. ГЭОТАР-Медиа, 2017.
10. Гурвич М.М. Диетология для медсестры: полное руководство. – М.:Эксмо, 2014..
11. Малов В.А. Сестринское дело при инфекционных заболеваниях: Учебное пособие для студентов медицинских заведений.- М.: Мастерство, 2010.
12. Соколова Н.Г. Сестринское дело в педиатрии: практикум, 2011 – 381с.
13. Маколкин В.И., Овчаренко С.И., Семенков Н.Н. Сестринское дело в терапии МИА Москва 2018 год.
14. Электронная библиотека https//e.lanbook.com
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Практические занятия и учебная практика проводятся:
– по разделу 1. ПМ. 01 (МДК. 01.01.) в кабинете доклинической практики образовательного учреждения;
– по разделам 1 и 2. ПМ.01 (МДК. 01.02. и МДК. 01.03.) – в кабинете доклинической практики образовательного учреждения (не более 50%) и в учреждениях первичной медико-санитарной помощи;
производственная практика - в учреждениях первичной медико-санитарной помощи.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарным курсам: специалисты, имеющие высшее медицинское образование.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:
Медико-педагогический состав: специалисты, имеющие высшее медицинское или сестринское образование.
Руководители практики: специалисты сестринского дела (квалификация - медицинская сестра).
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 1.1. Проведение мероприятий по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения | – точность и правильность составления планов обучения населения принципам здорового образа жизни; – качество рекомендаций здоровым людям разного возраста по вопросам рационального и диетического питания; – точность и правильность составления рекомендаций здоровым людям по двигательной активности; – точность и правильность проведения оценки физического развития человека; – качество составления планов бесед о профилактике вредных привычек. | Проверка усвоения практических умений. Анализ выполнения заданий для самостоятельной работы. Решение заданий в тестовой форме. Наблюдение и оценка освоения компетенции в ходе прохождения обучающимся производствен-ной практики. |
ПК 1.2. Проведение санитарно-гигиенического воспитания населения | – правильность и качество составления планов гигиенического воспитания населения (первичная профилактика); – правильность и качество составления планов санитарно-гигиенического воспитания населения (вторичная и третичная профилактика). | Проверка усвоения практических умений. Анализ выполнения заданий для самостоятельной работы. Наблюдение и оценка освоения компетенции в ходе прохождения обучающимся производствен-ной практики. |
ПК 1.3. Участие в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний | – правильность и качество составления планов занятий в школах здоровья; – правильность и качество составления рекомендаций пациенту и его окружению по вопросам иммунопрофилактики; – точность и грамотность составления планов проведения иммунопрофилак-тики; – правильность и качество составле-ния рекомендаций по вопросам рацио-нального и диетического питания; – точность и грамотность составления планов проведения противоэпидемических мероприятий | Проверка усвоения практических умений. Анализ выполнения заданий для самостоятельной работы. Наблюдение и оценка освоения компетенции в ходе прохождения обучающимся производствен-ной практики. |
Дифференцированные зачеты по МДК и дифференцированные зачеты по учебной и производственной практике. Итоговая форма контроля по ПМ – Экзамен (квалификационный) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | -демонстрация интереса к будущей профессии; -активное участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах по специальности; -волонтёрство; -создание портфолио | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. Оценка портфолио |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. | -выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач при проведении профилактических мероприятий; -оценка эффективности и качества выполнения | |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | -решение стандартных и нестандартных профессиональных задач при проведении профилактических мероприятий | |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | -эффективный поиск необходимой информации; -использование различных источников, включая электронные | |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | -демонстрация умений использования информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | |
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | -демонстрация навыков работы в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами и их окружением | |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. | -демонстрация умений | |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации. | -проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности. | |
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности. | -демонстрация умений изменять технологии выполнения профилактических сестринских мероприятий | |
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. | -демонстрация бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, уважения социальных, культурных и религиозных различий при осуществлении профилактических сестринских мероприятий | |
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку. | -демонстрация готовности брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку при осуществлении профилактических сестринских мероприятий | |
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. | -демонстрация готовности организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности при осуществлении профилактических сестринских мероприятий | |
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. | -демонстрация ведения здорового образа жизни, участия в спортивных и физкультурных мероприятиях |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по преддипломной практике для специальности 080110 "Банковское дело"
Рабочая программа преддипломной практики является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО укрупненной группы специальностей СПО 0800...
Рабочие программы учебной дисциплины ОП. 01. Основы латинского языка с медицинской терминологией, специальности 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.02 Акушерское дело 2016-2017 гг.
Рабочая программа ОП. 01. Основы латинского языка с медицинской терминологией, составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессиональног...
Рабочие программы учебной дисциплины ОП. 01. Основы латинского языка с медицинской терминологией, специальности 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.02 Акушерское дело 2017-2018 гг.
Рабочая программа ОП. 01. Основы латинского языка с медицинской терминологией, составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессиональног...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/21/picture-737821-1540114791.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.08. Основы права Для специальностей: 34.02.01 Сестринское дело / 31.02.02 Акушерское дело
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.08. Основы права разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальностям...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/23/picture-977477-1511431376.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.09 ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ ОРГАНИЗАЦИИ по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих 13.01.10 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.09 Основы ЭкономикИ Организации по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих13.01.10 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электроо...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/23/picture-836280-1477254073.jpg)
Календарно-тематический план по МДК.01.02 "Основы профилактики" (Сестринское дело)
Вашему вниманию предлагается Календарно-тематический план по МДК.01.02 "Основы профилактики" по специальности "Сестринское дело", форма обучения очно-заочная (вечерняя)...
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/19/picture-1047273-1532017673.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.12 ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО ДЕЛА программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.06. Финансы
Учебная дисциплина ОП 12.Основы банковского дела, по специальности 38.02.06 Финансы....