Рабочая программа по МДК.01.03. "Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи" (Сестринское дело)
рабочая программа

Штыкова Мария Алексеевна

Вашему вниманию предлагается РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по МДК.01.03. "Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи" для специальности "Сестринское дело", форма обучения очно-заочная (вечерняя)

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.01. Проведение профилактических мероприятий

МДК.01.03. Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи

по специальности (направлению подготовки)

34.02.01 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО

по программе профессиональной подготовки специалистов среднего звена

квалификация: медицинская сестра/медицинский брат

форма обучения: очно-заочная (вечерняя);

нормативный срок обучения – 3 года 10 месяцев

Разработчик:

Штыкова Мария Алексеевна, преподаватель первой квалификационной категории, в составе коллектива преподавателей

Москва

2021 г

СОДЕРЖАНИЕ

НАИМЕНОВАНИЕ

СТРАНИЦЫ

1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4

2.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

6

3.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

7

4.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

37

5.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

40

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.  01 Проведение профилактических мероприятий

Рабочая программа профессионального модуля (далее программа) – является частью программы подготовки специалистов среднего звена Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения  Московской области "Московский областной медицинский колледж №1" в соответствии с ФГОС по специальности СПО 34.02.01 Сестринское дело в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Проведение профилактических мероприятий и соответствующих общих компетенций (ОК) и профессиональных компетенций (ПК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

OК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ПК 1.1.  Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

                Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области здравоохранения и образования (раздел 1)  при наличии среднего (полного) общего образования (опыт работы не требуется). Также в программах повышения квалификации работников здравоохранения (по темам «Первичная медико-санитарная помощь», «Общая практика», «Первичная медико-профилактическая помощь населению», отдельные темы -  в программах «Организация сестринского дела», «Сестринское дело в педиатрии»)  на базе среднего специального образования по специальностям «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Медико-профилактическое дело». Опыт работы не требуется.

1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

  проведения профилактических мероприятий при осуществлении сестринского ухода

уметь:

–  обучать население принципам здорового образа жизни

–  проводить и осуществлять оздоровительные и профилактические    мероприятия

–  консультировать пациента и его окружение по вопросам  иммунопрофилактики

–  консультировать по вопросам рационального и диетического питания

 –  организовывать мероприятия по проведению диспансеризации

знать:

–  современные представления о здоровье в разные возрастные периоды,  возможные факторы, влияющие на здоровье, направления сестринской      деятельности по сохранению здоровья

–  основы иммунопрофилактики различных групп населения

–  принципы рационального и диетического питания

–  роль сестринского персонала при проведении диспансеризации населения и   работе «школ здоровья»

1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:

Всего по ПМ.01 в соответствии с Учебным планом – 491 часов, из них:

1. Максимальная учебная нагрузка обучающегося – 387 часов, включая:

1.1. Аудиторная учебная нагрузка – 146 часов

теория – 70 часов;

практические занятия – 76 часов;

курсовая работа – 0.

1.2. Самостоятельной работы обучающегося – 241 час.

2. Практика – 104 часа, включая:

учебная практика – 32 часа;

производственная практика (по профилю) – 72 часа.

Распределение учебных занятий по семестрам в соответствии с Учебным планом:

3 семестр – 72 часа,

4 семестр – 74 часа.


2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения рабочей программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Проведение профилактических мероприятий, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1.

Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения

ПК 1.2.

Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения

ПК 1.3.

Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6.

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать и осуществлять повышение квалификации

ОК 9.

Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности

ОК 10.

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия

ОК 11.

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку

ОК 12.

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

ОК 13.

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Тематический план профессионального модуля «Проведение профилактических мероприятий»

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля[1]*

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) – максимальная учебная нагрузка

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная (по профилю специальности),

часов

Всего,

часов

Теория, час

в т.ч. практические занятия,

часов

в т.ч. курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3.

Раздел 1. ПМ. 01 Определение здоровья человека в разные периоды его жизни

 МДК. 01.01. Здоровый человек и его окружение

-

ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3.

Раздел 2. ПМ. 01  Сестринское обеспечение профилактических мероприятий

 МДК. 01.02. Основы профилактики

-

ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3.

Раздел 3.  ПМ. 01 Осуществление профилактических мероприятий  в условиях первичной медико-санитарной помощи 

МДК. 01.03. Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению

160

42

22

20

108

10

-

ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3.

Учебная практика

ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3.

Производственная практика (по профилю специальности), часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика)

Всего:

-

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ) «Проведение профилактических  

       мероприятий». МДК. 01.03. Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 3. Осуществление профилактических мероприятий в системе первичной медико-санитарной помощи

Максимальная нагрузка – 150 час,

из них:

аудиторная – 42 ч.,

внеаудиторная – 108 ч.

МДК. 01.03. Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению

Тема 3. 1. Организация и структура системы первичной медико-санитарной помощи

Теория –

Практика –

4 час

2 час

Содержание

4

1.

Организация и структура первичной медико-санитарной помощи

Основные положения ФЗ от 21.11.11 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»

Понятия «медицинское вмешательство», «первая помощь», «медицинская помощь», виды, формы, организация.

ПМСП – определение, виды.

Роль медицинской сестры в системе ПМСП

Стр. 131-140 (учебное пособие «Проведение профилактических мероприятий» Двойников С.И. и др.)

2

2

2.

Амбулаторно-поликлиническая помощь

Структура, задачи и система организации, виды деятельности структурных подразделений амбулаторно-поликлинического типа.

Роль и функциональные обязанности медицинской сестры при организации амбулаторно-поликлинической помощи

стр. 140-161 (учебное пособие «Проведение профилактических мероприятий» Двойников С.И. и др.)

2

Практическое занятие

2

1

Структура сестринской службы  организаций

здравоохранения, оказывающих первичную

медицинскую помощь

Определение роли сестринского персонала при оказании

первичной медико-санитарной помощи. Сестринская деятельность в работе кабинета доврачебной помощи поликлиники, регистратуры поликлиники, кабинета врача общей практики (семейного врача), отделения (кабинета) медицинской профилактики.

Роль медсестры в организации деятельности мобильной медицинской бригады, дневного стационара,  врачебной амбулатории, фельдшерско-

акушерского пункта,  фельдшерского здравпункта медицинской организации

2

Тема 3.2. Профилактика неинфекционных заболеваний в рамках первичной медико-санитарной помощи

Теория –

Практика -

2 час

2 час

Содержание

2

1.

Профилактика неинфекционных заболеваний в рамках первичной медико-санитарной помощи Понятия «здоровье» (ВОЗ), «болезнь», «предболезнь», «адаптация». Факторы риска неинфекционных болезней.

Стратегия снижения смертности от неинфекционных болезней (рекомендации ВОЗ). Роль массовых медицинских осмотров в профилактике заболеваний.  Направления сестринской деятельности при работе со здоровыми людьми различного возраста.

2

2

Практическое занятие

2

1.

Планирование динамического наблюдения и лечебно-оздоровительных мероприятий в зависимости от уровня здоровья

Физическое развитие как показатель состояния здоровья: определение, методы оценки (антропоскопия, антропометрия, физиометрия), понятие «функциональная проба».

Основные показатели физического развития, оцениваемые в динамике. Периодичность оценки показателей в различные возрастные периоды.

Основные положения целевых программ предупреждения неинфекционных заболеваний

2

Тема 3.3. Организация и проведение оценки состояния здоровья населения

Теория –

Практика -

2 час

4 час

Содержание

2

1.

Организация и проведение оценки состояния здоровья населения

 Основные показатели оценки здоровья населения (ВОЗ).

Медицинский осмотр: определение, виды и цели.

Диспансеризация: определение, цель, особенности порядка организации, медицинская документация.

Этапы диспансеризации – определение, цель каждого этапа, объём исследования, критерии эффективности.

Группы состояния здоровья.

Диспансерное наблюдение: определение, порядок проведения, объём исследований, критерий эффективности.

Обязательные медицинские осмотры: определение, виды, цели.

Диагностические критерии факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний

2

2

Практические занятия

4

1.

Организация и проведение диспансеризации

Анализ и обсуждение этапов диспансеризации, роли медицинской сестры в организации диспансеризации.

С применением Маршрутной карты диспансеризации определение объёма первого этапа диспансеризации для пациента, возможность второго этапа.

Составление памятки для пациента по подготовке к исследованиям.

Проведение индивидуальной профилактической беседы в соответствии с выявленными факторами риска

2

2.

Проведение дополнительной диспансеризации лиц трудоспособного возраста. Оценка качества и эффективности диспансеризации.

 Взаимодействие со специалистами в процессе диспансеризации (работа в команде). Документирование работы. Обследование в центре здоровья. Основные критерии эффективности диспансеризации взрослого и детского населения. Диагностические критерии факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний. Роль медсестры

2

Тема 3.4. Специфическая профилактика инфекционных заболеваний

Теория –

Практика -

8 час

8 час

Содержание

8

1.

Организация и проведение противоэпидемических мероприятий

Обзор нормативно-правовых документов, определяющих профилактику инфекционных заболеваний.

Понятие «инфекционное заболевание», «санитарная охрана», «карантин», «санитарно-противоэпидемические мероприятия», «специфическая профилактика»

1

2

2.

Основы иммунопрофилактики

Виды иммунитета, его особенности в разные возрастные периоды.

Понятия «профилактическая прививка», «вакцинация», «ревакцинация».

Характеристика иммунобиологических препаратов (ИБП): вакцины (классификация, преимущества, недостатки), анатоксин, иммуноглобулин, сыворотка.

Особенности действия различных видов ИБП, меры предосторожности.

Противопоказания (временные, абсолютные).

Права пациентов при проведении иммунопрофилактики

1

2

3.

Хранение и транспортировка ИБП, организация работы прививочного кабинета

Понятие «холодовая цепь», уровни её реализации.

Требования к хранению и транспортировке ИБП, контроль и регистрация температурного режима в холодильнике и термоконтейнере.

Медицинская документация прививочного кабинета.

Требования к медицинским работникам, осуществляющим иммунопрофилактику

1

2

4.

Методика проведения иммунизации

Сестринский скрининг в процессе подготовке пациента к иммунизации (оценка состояния пациента, уточнение аллергоанамнеза). Контроль соответствия ампул с ИБП требованиям к качеству и безопасности (бракераж), термоиндикаторов на флаконах.

Правила работы с многодозовыми флаконами.

Правила утилизации использованного оборудования (шприцы, ампулы) после проведения иммунизации живыми и инактивированными вакцинами.

Предпочтительные места введения ИБП у грудных детей, детей младшего возраста. Рекомендации ВОЗ и РФ по выбору места для внутримышечного и подкожного введения ИЛП пациентам зрелого и пожилого возраста.

 Понятия «Поствакцинальные реакции» (ПВР) и «Поствакцинальные осложнения» (ПВО), роль медицинской сестры в предупреждении и  выявлении ПВР

1

2

5.

Особенности иммунизации в различные возрастные периоды

Обзор Национального календаря прививок.

Характеристика иммунизации против отдельных видов инфекций детей и взрослых по схеме (возраст, доза, рекомендуемое место введения, кратность введения): гепатит В, полиомиелит, коклюш, дифтерия, столбняк (плановая иммунизация анатоксином и экстренная иммунизация иммуноглобулином (ПСЧИ) или сывороткой по Безредко),

2

2

6.

Особенности иммунизации в различные возрастные периоды

Характеристика иммунизации против отдельных видов инфекций детей и взрослых по схеме (возраст, доза, рекомендуемое место введения, кратность введения): туберкулёз (БЦЖ и туберкулинодиагностика), паротит, корь, краснуха, грипп, пневмококковая инфекция детей и взрослых.

Роль медицинской сестры в обучении пациента или родителей ребёнка подготовке к иммунизации и поствакцинальному поведению

2

Практические занятия

8

1.

Осуществление иммунизации в различные возрастные периоды

Составление плана иммунизации ребёнка в соответствии с Национальным календарём. Составление памятки для родителей, проведение мотивирующей беседы.

Проведение сестринского скрининга (оценка состояния пациента и уточнение аллергоанамнеза) при подготовке  к иммунизации.

Обучение взрослого пациента или родителей ребёнка  поствакцинальному поведению (составление памятки, беседа)

2

2.

Организация работы прививочного кабинета поликлиники

 Основные требования к медсестре, участвующей в иммунопрофилактике. Безопасность работы медицинской сестры в прививочном кабинете. Утилизация использованного оснащения после работы с ампулами, имитирующими живые вакцины, анатоксин, иммуноглобулин, сыворотку.

Документирование вакцинации. Регистрация факта выполненной иммунизации в Сертификате прививок пациента и другой медицинской документации

2

3.

Методика проведения профилактических прививок

Отработка на фантомах практических умений по иммунизации против отдельных видов инфекций детей и взрослых: гепатит В, полиомиелит, коклюш, дифтерия, столбняк (плановая иммунизация анатоксином и экстренная иммунизация иммуноглобулином)).

Утилизация использованного оснащения, регистрация прививки

2

4.

Методика проведения профилактических прививок

Отработка на фантомах практических умений по иммунизации против отдельных видов инфекций детей и взрослых: туберкулёз (БЦЖ и туберкулинодиагностика «Манту» с оценкой результата), паротит, корь, краснуха, грипп, пневмококковая инфекция.

Утилизация использованного оснащения, регистрация прививки

2

Тема 3.5. Социальное партнёрство в профилактической деятельности

Содержание

2

1.

Социальное партнёрство в профилактической деятельности

Понятие «социальное партнёрство», его цель, основные принципы, формы.

Механизм создания социального партнёрства в медицине. Привлечение к сотрудничеству в части профилактики заболеваний:

- государственных и негосударственных организаций различных видов экономической деятельности;

- общественных организаций (например, профсоюзных организаций, организаций по борьбе с употреблением наркотических и психотропных веществ, обществ анонимных алкоголиков и т.д.);

- физических лиц (например, педагогов, родителей, членов семей и т.д.).

Роль медицинской сестры

2

2

Теория –

Практика -

4 час

4 час

Содержание

4

Тема 3.6. Участие медицинской сестры в экспертизе трудоспособности

1.

Участие медицинской сестры в экспертизе трудоспособности

Понятия «медицинская экспертиза», «экспертиза временной нетрудоспособности», «медико-социальная экспертиза», цели.

Понятие «трудоспособность», её критерии, виды нетрудоспособности.

Листок нетрудоспособности: функции, способы выдачи. Право выдачи (для медицинского персонала). Показания и ограничения для выдачи листка нетрудоспособности.

Листок нетрудоспособности по уходу за больным членом семьи, по беременности и родам: показания и ограничения для выдачи.

Справка о временной нетрудоспособности: показания и ограничения для выдачи.

Правила оформления листка и справки нетрудоспособности

4

2

Практические занятия

4

1.

Участие медицинской сестры в экспертизе трудоспособности

Анализ профессиональных ситуаций с разбором и обсуждением видов нетрудоспособности, показаний и ограничений для выдачи листка нетрудоспособности, справки о временной нетрудоспособности.

Роль медицинской сестры в оформлении медицинской документации, подготовке пациента к медицинской экспертизе.

Заполнение макетов листка нетрудоспособности и справки о временной нетрудоспособности с использованием информации в Прилож.  № 36, 37

2

Дифференцированный зачет по разделу

Практическое занятие

2

1.

Обобщение пройденного материала. Оценка знаний и сформированных умений по разделу.

Самостоятельная работа при изучении раздела 3.  ПМ. 01 Обучение проведению профилактических мероприятий в системе первичной медико-санитарной помощи

  1. Решение профессиональных задач.
  2. Изучение алгоритмов манипуляций.
  3. Составление анкеты, памятки для пациента и родителей.
  4. Составление схем и планов профилактических мероприятий, иммунизации.
  5. Заполнение таблиц.
  6. Разработка презентаций, санбюллетеня.
  7. Подготовка докладов, рефератов, эссе с использованием интернет-источников и учебной литературы.
  8. Изучение основных положений в рекомендуемых преподавателем нормативных документах.
  9. Работа с текстом учебника.
  10. Проведение самоконтроля по рекомендуемым преподавателем вопросам.

Всего:

108 часов

Тема 3. 1. Организация и структура системы первичной медико-санитарной помощи

Решение профессиональных задач

Составление схем, заполнение таблиц, разработка презентаций, сан-бюллетеня; подготовка докладов, эссе с использованием интернет-источников и учебной литературы.

Работа с текстом учебника стр. 131 – 161.

Проведение самоконтроля по вопросам – стр. 161 (учебное пособие «Проведение профилактических мероприятий» Двойников С.И. и др.)

10

Тема 3.2. Профилактика неинфекционных заболеваний в рамках первичной медико-санитарной помощи

Решение профессиональных задач

Составление схем, заполнение таблиц, разработка презентаций, сан-бюллетеня; подготовка докладов, эссе с использованием интернет-источников и учебной литературы.

Работа с текстом учебника стр. 162 – 167, стр. 170;

Проведение самоконтроля по вопросам – стр. 171 (учебное пособие «Проведение профилактических мероприятий» Двойников С.И. и др.)

18

Тема 3.3 . Организация и проведение оценивания здоровья населения

Составление анкеты, памятки для пациента; составление схем, заполнение таблиц, разработка презентаций, санбюллетеня; подготовка докладов, эссе с использованием интернет-источников и учебной литературы.

Работа с текстом учебника Стр. 171 – 184, стр. 168 – 170;

Приложение № 30 «Маршрутная карта диспансеризации» Проведение самоконтроля по вопросам стр. 184 (учебное пособие «Проведение профилактических мероприятий» Двойников С.И. и др.)

26

Тема 3.4. Специфическая профилактика инфекционных заболеваний

Решение профессиональных задач, изучение алгоритмов манипуляций.

Составление анкеты, памятки для пациента и родителей; составление схем, заполнение таблиц, разработка презентаций, сан-бюллетеня; подготовка докладов, эссе с использованием интернет-источников и учебной литературы.

Изучение основных рекомендаций по иммунизации в  рекомендуемых преподавателем нормативных документах, в т.ч. - Методические рекомендации МР 3.3.1.0027-11 "Эпидемиология и вакцинопрофилактика инфекции, вызываемой Streptococcus pneumoniae".

Работа с текстом учебника Стр. 184 – 221;

Приложения № 31, 32, 33, 34, 35.

Проведение самоконтроля по вопросам – стр. 222 (учебное пособие «Проведение профилактических мероприятий» Двойников С.И. и др.)

36

Тема 3.5. Социальное партнёрство в профилактической деятельности

Решение профессиональных задач

Составление и разработка презентаций, подготовка докладов, эссе с использованием интернет-источников и учебной литературы.

Стр. 222 – 223 (учебное пособие «Проведение профилактических мероприятий» Двойников С.И. и др.)

8

Тема 3.6. Участие медицинской сестры в экспертизе трудоспособности

Решение профессиональных задач

Составление анкеты, памятки для пациента; составление схем, заполнение таблиц, разработка презентаций, санбюллетеня; подготовка докладов, эссе с использованием интернет-источников и учебной литературы.

Стр. 230 - 239; Приложение № 36, 37

Проведение самоконтроля по вопросам – стр. 239 (учебное пособие «Проведение профилактических мероприятий» Двойников С.И. и др.)

10

Учебная практика

Виды работ

  1. Анкетирование пациента.
  2. Составление информационно-обучающих памяток для пациента или его родственников.
  3. Проведение информационно-обучающей беседы с пациентом или его родственниками.
  4. Решение профессиональных задач.
  5. Составление плана иммунизации ребёнка в соответствии с Национальным календарём.
  6. Проведение сестринского скрининга при подготовке пациента к иммунизации.
  7. Обучение взрослого пациента или родителей ребёнка поствакцинальному поведению (составление памятки, беседа).
  8. Отработка на фантомах практических умений по иммунизации против отдельных видов инфекций детей и взрослых: гепатит В, туберкулёз (БЦЖ и туберкулинодиагностика «Манту» с  оценкой результата), полиомиелит, дифтерия, столбняк (плановая иммунизация анатоксином и экстренная иммунизация иммуноглобулином или сывороткой по Безредко), коклюш, паротит, корь, краснуха, грипп, пневмококковая инфекция.
  9. Утилизация использованного оснащения после работы с ампулами, имитирующими живые вакцины, анатоксин, иммуноглобулин, сыворотку.
  10. Регистрация факта выполненной иммунизации в Сертификате прививок пациента и другой медицинской документации
  11. Заполнение образца листка нетрудоспособности.
  12. Заполнение образца справки о временной нетрудоспособности
  13. Заполнение медицинской документации (в электронном виде или на бумажном носителе).

10

Производственная практика  (по профилю специальности)

Виды работ

Проведение профилактических мероприятий в условиях первичной медико-санитарной помощи:

- патронажи к людям разного возраста и беременным

- участие в проведении противоэпидемических мероприятий

- участие в проведении иммунопрофилактики

- участие в проведении профилактических осмотров

- участие в диспансеризации

- участие в проведении гигиенического воспитания

- участие в проведении санитарно-гигиенического воспитания

- участие в экспертизе трудоспособности

72

        

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов основ профилактики.

        Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета

Медицинское оборудование:

- весы горизонтальные и напольные (для измерения массы тела детей и

  взрослых)

- ростомеры горизонтальные и вертикальные (для измерения массы тела

  детей и взрослых)

- пеленальный стол

- муляжи, фантомы

- средства ухода и одежда для детей первого года жизни

- сантиметровая лента

Учебно- методический материал:

- таблицы, схемы, структуры, диаграммы

- презентации

- медицинская документация

- методические пособия, рекомендации для обучающихся

        Технические средства обучения:

- компьютер

- мультимедийный проектор или интерактивная доска

- интерактивная или классная доска (меловая или маркерная), мел или

  маркеры

- телевизор (при отсутствии мультимедийного проектора и интерактивной

   доски)

- экран (при отсутствии интерактивной доски)

Оборудование рабочих мест практики:

- рабочее место медицинской сестры центра профилактики, поликлиники,    

  детской поликлиники

- компьютер

- мультимедийный проектор или интерактивная доска

- интерактивная или классная доска (меловая или маркерная), мел или

  маркеры

- экран (при отсутствии интерактивной доски)

Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:

- рабочее место медицинской сестры центра профилактики, поликлиники,    

  детской поликлиники

- компьютер

- мультимедийный проектор или интерактивная доска

- интерактивная или классная доска (меловая или маркерная), мел или

  маркеры

- экран (при отсутствии интерактивной доски)


4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Быковская Т.Ю. Основы профилактической деятельности: учебное пособие, Феникс, 2016 г.

2. Двойников С.И.,Тарасова Ю.А., Фомушкина И. А. и др. Проведение профилактических мероприятий. Учебное пособие, М., «Гэотар-Медиа», 2017г.- 437  

3. Крюкова Д. А. и соавт.  «Здоровый человек и его окружение» 2017 г.

4. Малов В.А. Сестринское дело при инфекционных заболеваниях: Учебное пособие для студентов медицинских заведений.- М.: Мастерство, 2015.

5. Маколкин В.И., Овчаренко С.И., Семенков Н.Н. Сестринское дело в терапии  МИА  Москва,   2017 год.

6. Тульчинская В.Д Соколова Н.Г.,. «Сестринское дело в педиатрии», Изд. «Феникс», 2015 – 384с.

7. Соколова Н.Г. Сестринское дело в педиатрии: практикум  2015 – 381с.

8. Тульчинская В.Д. «Здоровый ребенок». Изд. «Феникс», 2014 – 352с.

Дополнительные источники:

1. Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение: Учебник. –  М.: Авторская академия, 2015.

2. Волков С.Р., Волкова М.М. Проведение профилактических мероприятий. Здоровый человек и его окружение. Руководство к практическим занятиям: Учебное пособие. –  М.: Авторская академия, 2015.

3. Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение: Учебник. –  М.: ОАО «Издательство «Медицина»,  2015.

4. Руководство по первичной медико-санитарной помощи/ Под ред. И.Н.Денисова, А.А. Баранова – М., ГЭОТАР-Медиа, 2017.

5. Руководство по медицинской профилактике  / Под ред. Р.Г. Оганова –М. ГЭОТАР-Медиа, 2017.

6. Организация профилактической деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений на современном этапе / Под ред. А.И.Вялкова. М.:  ГЭОТАР-Медиа, 2016.

7. Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии / Под ред.А.А. Баранова – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017.

8.  Охрана здоровья детей и подростков / Под ред. Сопиной З.Е.: Уч.пособ.   –  М. ГЭОТАР-Медиа, 2019.

9. Руководство для средних медицинских работников / Под ред.Ю.П.Никитина, В.М. Чернышева. – М. ГЭОТАР-Медиа, 2017.

10. Гурвич М.М. Диетология для медсестры: полное руководство. – М.:Эксмо,  2014..

11. Малов В.А. Сестринское дело при инфекционных заболеваниях: Учебное пособие для студентов медицинских заведений.- М.: Мастерство, 2010.

12. Соколова Н.Г. Сестринское дело в педиатрии: практикум,  2011 – 381с.

13. Маколкин В.И., Овчаренко С.И., Семенков Н.Н. Сестринское дело в терапии  МИА  Москва   2018 год.

14. Электронная библиотека https//e.lanbook.com

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Практические занятия и учебная  практика  проводятся:

      – по разделу 1. ПМ. 01 (МДК. 01.01.) в кабинете доклинической практики           образовательного учреждения;

       – по разделам 1 и 2. ПМ.01 (МДК. 01.02. и МДК. 01.03.) – в кабинете   доклинической практики образовательного учреждения (не более 50%)  и в учреждениях первичной медико-санитарной помощи;  

производственная практика - в учреждениях первичной         медико-санитарной помощи.

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарным курсам: специалисты, имеющие высшее медицинское образование.

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:

Медико-педагогический состав: специалисты, имеющие высшее медицинское или сестринское образование.

Руководители практики: специалисты сестринского дела (квалификация - медицинская сестра).


5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 1.1. Проведение мероприятий по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения

–  точность и правильность составления планов обучения населения принципам здорового образа жизни;

–  качество рекомендаций здоровым людям разного возраста  по вопросам рационального и диетического питания;

–  точность и правильность составления рекомендаций здоровым людям по двигательной активности;

–  точность и правильность проведения оценки физического развития человека;

качество составления планов бесед о профилактике вредных привычек.

Проверка усвоения практических умений.

Анализ выполнения заданий для самостоятельной работы.

Решение заданий в тестовой форме.

Наблюдение и оценка освоения компетенции в ходе прохождения обучающимся производствен-ной практики.

ПК 1.2. Проведение санитарно-гигиенического воспитания населения

правильность и качество составления планов гигиенического воспитания населения (первичная профилактика);

 правильность и качество составления планов санитарно-гигиенического воспитания населения (вторичная и третичная профилактика).

Проверка усвоения практических умений.

Анализ выполнения заданий для самостоятельной работы.

Наблюдение и оценка освоения компетенции в ходе прохождения обучающимся производствен-ной практики.

ПК 1.3. Участие в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний

правильность и качество составления планов занятий в школах здоровья;

правильность и качество составления рекомендаций пациенту и его окружению по вопросам  

иммунопрофилактики;

–  точность и грамотность составления  планов  проведения иммунопрофилак-тики;

–  правильность и качество составле-ния рекомендаций по вопросам рацио-нального и диетического питания;

–  точность и грамотность составления  планов  проведения противоэпидемических мероприятий

Проверка усвоения практических умений.

Анализ выполнения заданий для самостоятельной работы.

Наблюдение и оценка освоения компетенции в ходе прохождения обучающимся производствен-ной практики.

Дифференцированные зачеты по МДК и дифференцированные зачеты по учебной и производственной практике.

Итоговая форма контроля по ПМ –  Экзамен (квалификационный)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.  

-демонстрация интереса к будущей профессии;

-активное участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах по специальности;

-волонтёрство;

-создание портфолио

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

Оценка портфолио

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.  

-выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач при проведении профилактических мероприятий;

-оценка эффективности и качества выполнения

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

-решение стандартных и нестандартных профессиональных задач при проведении профилактических мероприятий

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

-эффективный поиск необходимой информации;

-использование различных источников, включая электронные

ОК  5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

-демонстрация умений использования информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК  6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

-демонстрация навыков работы в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами и их окружением

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.  

-демонстрация умений

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

-проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

-демонстрация умений изменять технологии выполнения профилактических сестринских мероприятий

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

-демонстрация бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, уважения социальных, культурных и религиозных различий при осуществлении профилактических сестринских мероприятий

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

-демонстрация готовности брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку при осуществлении профилактических сестринских мероприятий

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

-демонстрация готовности организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности при осуществлении профилактических сестринских мероприятий

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

-демонстрация ведения здорового образа жизни, участия в спортивных и физкультурных мероприятиях



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплект контрольно-оценочных средств для проведения дифференцированного зачета в рамках основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по итогам МДК 03 Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи ПМ 01 Проведение профи

Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для проведения дифференцированного зачета в рамках основной профессиональной образовательной программы по итогам МДК 03 Сестринское дело в системе пе...

Дифференцированный зачет. Задания в тесовой форме (60 заданий) ПМ 01. Проведение профилактических мероприятий МДК 01.03. Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению.

Разработаны на основе Федерального государственногообразовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования  060501 Сестринское дело.Составлены  в соответствии с ра...

Контрольно - оценочные средства для проведения дифференцированного зачета по МДК.01.03 Сестринская помощь в системе первичной медико - санитарной помощи населению

Комплект контрольно – оценочных средств предназначен для проверки результатов освоения МДК.01.03 Сестринское дело в системе первичной медико — санитарной помощи населению, входящего в сост...

Календарно-тематический план по МДК.01.03. "Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи" (Сестринское дело)

Вашему вниманию предлагается Календарно-тематический план по МДК.01.03. "Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи" по специальности "Сестринское дело", фо...

Комплект контрольно-оценочных материалов для проведения текущего контроля знаний по ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий МДК 01.03 Сестринское дело в системе первичной медико – санитарной помощи населению

Комплект контрольно – оценочных материалов по ПМ 01. Проведение профилактических мероприятий МДК 01.03 Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению созданы для обеспеч...