Опыт методического руководства исследованием "Роль медсестры в оказании медицинской помощи при ОРВИ"
опыты и эксперименты

Штыкова Мария Алексеевна

Данная публикация посвящена МЕТОДИЧЕСКОМУ ОПЫТУ  РУКОВОДСТВА ТЕОРЕТИЧЕСКИМ И ПРАКТИЧЕСКИМ   ИССЛЕДОВАНИЕМ  по теме: «Роль медицинской сестры в оказании медицинской помощи пациентам при ОРВИ в амбулаторно-поликлинических условиях». Исследованием осуществлялось студенткой Головкиной Анастасией в рамках выпускной квалификационной работы на базе амбулаторно-поликлинических учреждений Москвы и Московской Области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_rukovodstva_issledovaniem_-_orvi.docx243.65 КБ

Предварительный просмотр:

             Министерство здравоохранения Московской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Московской области
«МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 1»

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело

форма обучения: очно-заочная (вечерняя)

квалификация: медицинская сестра/медицинский брат Дипломная работа

ОПЫТ  МЕТОДИЧЕСКОГО  РУКОВОДСТВА

ТЕОРЕТИЧЕСКИМ И ПРАКТИЧЕСКИМ   ИССЛЕДОВАНИЕМ

в рамках выпускной квалификационной работы

по теме:

«РОЛЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ОКАЗАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПАЦИЕНТАМ ПРИ ОРВИ

В АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ»

Исследование проводила:

студентка 46 группы

Головкина Анастасия Игоревна 

Методический руководитель:
преподаватель профессиональных модулей и дисциплин

Штыкова Мария Алексеевна

Москва, 2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение        3 стр.

Глава 1. Теоретические аспекты сестринской помощи при ОРВИ и её наиболее опасной разновидности – гриппа…………………………...6 стр    

1.1. Понятие и причины развития ОРВИ        6 стр.

1.2. Клиническая картина ОРВИ        9 стр.

1.3. Принципы диагностики и лечения ОРВИ        ……………………………11 стр.

Глава 2. Анализ особенностей ухода за пациентами с ОРВИ и её профилактики………………………………………………………….......13 стр.

2.1. Особенности ухода за пациентами с ОРВИ в поликлинике (в том числе, с её наиболее опасной разновидностью – гриппом)        14 стр.

2.2. Особенности ухода за пациентами с ОРВИ на дому (в том числе, с её наиболее опасной разновидностью – гриппом)        17 стр.

2.3. Роль медсестры в профилактике ОРВИ (в том числе,  её наиболее опасной разновидности – гриппа)………………………………………………21 стр.

Заключение        ………………………………………………………………….33 стр.

Библиография        ……………………………………………………………….41 стр.

Приложения………………………………………………………………....45 стр.

Приложение № 1. Опросник для проведения исследования…………….45 стр.

Приложение № 2. Результат опроса по проведённому исследованию….48 стр.

Приложение № 3 Примеры использования наглядных средств, при обучении пациента возможным способам профилактики ОРВИ…………………...54 стр.


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы

Острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) остаются одной из самых актуальных проблем здравоохранения. В структуре инфекционной заболеваемости ОРВИ приходится до 90-95% случаев от всех регистрируемых в стране инфекционных заболеваний[1]. В зависимости от интенсивности и этиологии эпидемии доля  острых респираторных вирусных инфекций колеблется от 10 до 60%. Экономический ущерб, причиняемый  ОРВИ, ежегодно составляет около 86% от всего ущерба, наносимого инфекционными болезнями.

В течение последних 25 лет в Российской Федерации, как и в мире, циркулируют несколько респираторных вирусов, вызывающих ежегодные эпидемии, как правило, полиэтиологичного характера. Всемирная организация здравоохранения прогнозирует возможность появления в ближайшие годы нового антигенного варианта респираторного вируса, к которому у населения отсутствует иммунитет, что может привести к развитию крупной пандемии с 4-5-кратным ростом заболеваемости и 5-10-кратным ростом смертности.

Известно, что основополагающим условием социального и экономического развития общества является здоровье человека, и в то же время это самая главная ценность любого государства. Кроме того, большинство людей считают здоровье основным показателем качества жизни и основным элементом счастья

Ухудшение социально-экономических условий значительной части населения,  активные миграционные процессы, высокий уровень безработицы являются неблагоприятным социальным фоном, провоцирующим поведенческие срывы отдельных возрастных, социальных и профессиональных групп населения, и способствуют поддержанию высоких уровней заболеваемости.

Основными факторами  образа жизни, негативно влияющими на уровень здоровья населения, являются: психосоциальный стресс, нерациональное питание, злоупотребление алкоголем, курение, низкая физическая активность, употребление наркотиков.

 При сложившейся  обстановке,  не удивительно  прогрессирования различных форм ОРВИ. Данное заболевание, при наличии первых признаков и обращения к врачу, своевременной диагностики, адекватному лечению и дельнейшей профилактики, является полностью излечимым.  Именно поэтому данная тема является актуальной в наше время.

Совершенствование медицинской помощи больным и профилактика ОРВИ невозможны без знания истинной распространенности заболевания, его этиологии и факторов риска.

Цель исследования: изучить и выделить роль медицинской сестры в осуществлении ухода за больными с ОРВИ.

Объект исследования: деятельность и роль медсестры по организации сестринской помощи пациентам с ОРВИ.

Предмет исследования: особенности оказания сестринской помощи пациентам с ОРВИ в поликлинике и на дому.

Гипотеза исследования: использование комплексного подхода в сестринском уходе поможет уменьшить осложнения и сохранит трудоспособность пациента.

Задачи исследования:

- изучить особенности сестринского ухода за пациентами с ОРВИ;

- исследовать роль медицинской сестры в организации и осуществлении  ухода за больными с ОРВИ;

- разработать рекомендации для пациентов по правилам приёма препаратов при ОРВИ;

- разработать рекомендации для медсестры о том, как правильно проводить беседу с пациентом при ОРВИ.

Теоретико-методологические основания

При изучении различных литературных источников, где рассматриваются современные подходы по уходу за пациентами с ОРВИ, по нашему мнению, роль медсестры отражена недостаточно.

Методы исследования

- информационный анализ;

- наблюдение за объектом исследования;

- сравнение.

- интернет источники

Практическая значимость исследования

 Наша работа позволит обратить большее внимание на роль медицинской сестры по профилактике и уходу за пациентами с ОРВИ для предотвращения развития осложнений и улучшения качества жизни пациентов.

Структура работы

Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованных источников, приложений.

Глава 1.

Теоретические аспекты сестринской помощи при ОРВИ и её

 наиболее опасной разновидности – гриппа

1.1. Понятие и причины развития ОРВИ и её наиболее опасной разновидности - ГРИППА

Острая респираторная вирусная инфекция (ОРВИ) представляет собой группу острых вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путём и характеризующихся катаральным воспалением верхних дыхательных путей с симптомами инфекционного токсикоза.

ОРВИ - самая распространенная группа инфекционных болезней с широким спектром инфекционных агентов. ОРВИ преимущественно вызывают вирусы, относящиеся к шести семействам:

  • ортомиксовирусы (вирусы гриппа),
  • парамиксовирусы (респираторно-синцитиальный вирус),
  • метапневмовирус,
  • вирусы парагриппа(1-4),
  • коронавирусы,
  • пикорнавирусы (риновирусы),
  • аденовирусы,
  • парвовирусы (бокавирус).

Разновидность ОРВИ - грипп- вызывают РНК-содержащие вирусы семейства ортомиксовирусов, в котором выделяют 3 рода, к каждому из которых относят по одному виду: вирусы гриппа А, В, С, дифференцируемые по антигенным и генетическим особенностям. В зависимости от особенностей поверхностных белков гемагглютинина (НА) и нейраминидазы (NA) вирусы гриппа типа А, циркулирующие у позвоночных, подразделяют на 16 подтипов по НА и 9 подтипов по NA. Вирусы гриппа А, вызывавшие пандемии и эпидемии гриппа у людей в 20 и 21 веке, относятся к подтипам, которые обозначаются A(H1N1), A(H2N2) и A(H3N2).

С 1977 года заболевания у людей вызывают преимущественно вирусы гриппа А сероподтипов A(H1N1) и A(H3N2).Вирусы гриппа А, циркулирующие у людей и животных, в процессе эволюции подвергаются реассортации (обмену сегментами генома), в связи с чем периодически возникают новые антигенные варианты вируса, способные преодолевать межвидовые барьеры. Примером этого послужила пандемия гриппа 2009 года, вызванная вирусом гриппа A(H1N1) pdm2009, охарактеризованным как тройной реассортант, несущий сегменты вирусов гриппа птиц, вирусов гриппа свиней и эпидемических штаммов человека.

Стандартное определение случая гриппа: грипп –это острая вирусная инфекционная болезнь с воздушно-капельным путем передачи возбудителя, характеризующаяся острым началом, лихорадкой (с температурой 38°С и выше), общей интоксикацией и поражением дыхательных путей.

Вирус гриппа в воздухе сохраняет жизнеспособность и инфекционные свойства в течение нескольких часов, на поверхностях - до 4 суток. Вирус высоко чувствителен к дезинфицирующим средствам из разных химических групп, УФ-излучению, повышенным температурам. Сохранение вируса гриппа в воздушной среде зависит от степени дисперсности аэрозоля, содержащего вирусные частицы, а также от воздействия на него света, влаги и нагревания. Не исключена возможность инфицирования бытовым путем через предметы обихода.

Грипп начинается остро с резкого подъема температуры (до 38°С-40°С) с сухим кашлем или першением в горле и сопровождается симптомами общей интоксикации: ознобом, болями в мышцах, головной болью, болью в глазных яблоках; насморк обычно начинается спустя 3 дня после снижения температуры тела. Кашель может сопровождаться болью за грудиной.

При легком течении заболевания эти симптомы сохраняются 3-5 дней, и больной обычно выздоравливает, но при этом несколько дней сохраняется чувство выраженной усталости, особенно у лиц старшего возраста.

Тяжелое течение гриппа сопровождается поражением нижних дыхательных путей с развитием пневмонии и (или) признаками дыхательной недостаточности: появляется одышка или затрудненное дыхание в покое (у детей до 5 лет наблюдается втяжение грудной клетки или свистящее дыхание в покое), цианоз носогубного треугольника. При тяжелых формах гриппа могут развиваться отек легких, сосудистый коллапс, отек мозга, геморрагический синдром, присоединяться вторичные бактериальные осложнения.

Разновидность ОРВИ - грипп - представляет большую опасность из-за развития серьезных осложнений, особенно у детей до 5 лет, беременных женщин, лиц с хроническими заболеваниями сердца, легких, метаболическим синдромом, лиц старше 60 лет и других.

Случаи гриппа подразделяются на "подозрительные", "вероятные" и "подтвержденные". "Подозрительным" считается случай острого заболевания, отвечающего стандартному определению.

"Вероятным" считается случай острого заболевания, при котором имеются клинические признаки гриппа и эпидемиологическая связь с другим подтвержденным случаем данной болезни.

"Подтвержденным" считается случай гриппа после лабораторного подтверждения диагноза (любыми стандартизованными в Российской Федерации методами, рекомендованными для диагностики гриппа, доступными для лаборатории, в том числе методом полимеразной цепной реакции (ПЦР), серологическим или вирусологическим методами). Лабораторно подтвержденный случай необязательно должен отвечать клиническому определению случая.

1.2 Клиническая картина ОРВИ

Любой респираторный вирус поражает, как правило, не все дыхательные пути, а какой-то определенный участок, т.е. прослеживается избирательность действия различных видов ОРВИ-вирусов:

  • риновирус поражает слизистую оболочку носа;
  • парагрипп – гортань и трахею;
  • грипп – трахею и бронхи.

В зависимости от того, какой орган наиболее поражен вирусом, могут наблюдаться следующие клинические признаки:

  • заложенность носа, насморк, выделения из носа от скудных до обильных и водянистых, чихание и зуд в носу;  
  • першение в горле, дискомфорт, болезненность при глотании, краснота в горле;
  • кашель может быть сухим или с выделением мокроты;
  • озноб и повышение температуры тела;
  • головная боль,  отказ от еды, сонливость;
  • покраснение глаз, жжение, слезотечение;
  • ломота в мышцах, суставах;
  • ощущение разбитости;
  • возможен жидкий стул и рвота;
  • возможно воспаление лимфатических узлов.

Иногда клинические проявления заболевания могут быть слабо выражены или отсутствовать. В этом случае заболевший переносит заболевание «на ногах» и представляет собой источник распространения инфекции.

Попадая в организм через слизистую оболочку верхних дыхательных путей или конъюнктиву глаз, вирусы, проникнув в клетки эпителия, начинают размножаться и разрушать их. В местах внедрения вирусов возникает воспаление. Через поврежденные сосуды, попадая в кровоток, вирусы разносятся по всему организму. При этом организм выделяет защитные вещества, проявлением чего являются признаки интоксикации. Если иммунитет ослаблен, возможно, присоединение бактериальной инфекции.

Последствия ОРВИ

Несмотря на прилагаемые усилия по лечению ОРВИ, довольно часто на их фоне возникают различные осложнения:

  • пневмония;
  • бронхит;
  • гнойные процессы в пазухах носа;
  • отит;
  • возможно поражение сердечной мышцы (миокардит) или головного мозга (менингоэнцефалит);
  • возможно обострение хронических заболеваний.

При ОРВИ организм ослаблен и в большей степени подвержен другим видам инфекции, в том числе бактериальным. Частое осложнение – бактериальный синусит – воспаление пазух носа, гайморит, фронтит, сфеноидит.

Заподозрить, что ОРВИ осложнилась развитием синусита, можно в том случае, если в течение 7–10 дней не проходят симптомы заболевания:

  • заложенность носа;
  • тяжесть в голове;
  • головная боль;
  • повышенная температура.

Острый отит крайне важно не запустить и вовремя проконсультироваться с оториноларингологом для назначения адекватного лечения. Инфекционный процесс в среднем ухе чреват серьезными осложнениями.

Присоединившаяся бактериальная инфекция может также поражать бронхи. Острый бронхит проявляется кашлем, часто с отделением мокроты желтого или зеленого цвета. Пациенты, страдающие хроническими заболеваниями верхних дыхательных путей (хроническим бронхитом, гайморитом), склонны к развитию обострений этих заболеваний во время и после ОРВИ. Одно из самых грозных осложнений ОРВИ – пневмония.

1.3. Диагностика ОРВИ и её наиболее опасной разновидности - гриппа

Для подтверждения диагноза "грипп" и ОРВИ используются различные стандартизованные в Российской Федерации методы[2], позволяющие подтвердить наличие вирусов или идентифицировать инфекционный агент ОРВИ, в том числе:

  • обнаружение РНК или ДНК вирусов гриппа и ОРВИ (респираторно-синцитиальный вирус, метапневмовирус, вирусы парагриппа 1-4, коронавирусы, риновирусы, аденовирусы, бокавирус) при исследовании мазков из носоглотки и задней стенки глотки методом ПЦР;
  • выявление антигенов вируса гриппа при исследовании мазков из носоглотки методами иммунофлюоресцентного и иммуноферментного анализов;
  • выделение вирусов гриппа методом заражения куриных эмбрионов или перевиваемых культур из отделяемого слизистой носа вирусологическим методом;
  • диагностически значимое увеличение уровня (титра) специфических антител во второй сыворотке (по сравнению с первой) в 4 и более раз при одновременном исследовании в стандартных серологических тестах парных сывороток крови больного (при условии соблюдения сроков сбора сывороток крови: первая - в день постановки диагноза, вторая - через 2-3 недели) при использовании серологического метода.

Лабораторное обследование в целях идентификации возбудителя гриппа и ОРВИ проводится в обязательном порядке при:

  • госпитализации больного по поводу острой респираторной инфекции верхних и нижних дыхательных путей (тяжелые и необычные формы заболевания);
  • заболевании лиц, с высоким риском неблагоприятного исхода гриппа и ОРВИ (в том числе детей до 1 года, беременных, лиц с хроническими заболеваниями сердца, легких, метаболическим синдромом и других);
  • регистрация очагов ОРВИ с множественными случаями заболеваний в организованных коллективах детей и взрослых с числом пострадавших 5 и более человек в один инкубационный период, заболевания лиц из организаций с круглосуточным пребыванием.

В период эпидемических подъемов заболеваемости гриппом окончательный диагноз «грипп» или «ОРВИ» может быть установлен врачом, как на основании лабораторного подтверждения, так и на основании клинических и эпидемиологических данных.

На основании вышеизложенной информации можно сделать вывод, что при диагностике ОРВИ очень важно не только провести качественные лабораторные исследования, но и грамотно собрать анамнез заболевания, определить группу риска и помочь пациенту предупредить развитие осложнений. Благодаря просветительской работе медицинской сестры пациент может быть своевременно осведомлен о том, что при отсутствии лечения острые и кратковременные осложнения  легко переходят в хроническую форму заболевания, которая лечится значительно сложнее. Тем самым медсестра мотивирует пациента к добросовестному выполнению назначений врача и предостерегает от самолечения.

Глава 2.

Анализ особенностей ухода за пациентами с ОРВИ и её профилактики

2.1. Особенности ухода за пациентами с ОРВИ в поликлинике (в том числе, с её наиболее опасной разновидностью – гриппом)

Впервые в России дневной стационар был открыт в 1930г. в Московской психоневрологической больнице им. П.Б. Ганнушкина.  

В целом за последние годы в Российской Федерации число дневных стационаров (ДС) на базе амбулаторно-поликлинических учреждений (АПУ) увеличилось в 3,8 раза, ДС на базе больничных учреждений - в 12,4 раза, а число стационаров на дому (СД) в 4,4 раза.

Медицинская  помощь больным  с ОРВИ  осуществляется на основании  ПРИКАЗА МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 31 января 2012 года N 69н «Об утверждении порядка оказании медицинской помощи взрослым больным при инфекционных заболеваниях». Порядок устанавливает правила оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «инфекционные заболевания» в медицинских организациях.

Медицинская помощь при ОРВИ может оказываться в следующих условиях:

  • амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение);
  • стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).

В нашей исследовательской работе мы рассмотрим, согласно теме диплома, сестринский уход в амбулаторных условиях  поликлиники.

Цели сестринского ухода в амбулаторных условиях  поликлиники за пациентами с ОРВИ (в том числе, с её наиболее опасной разновидностью – гриппом):        

  1. Снизить  симптомы интоксикации (температура до 38-40°Си озноб), снизить расстройства функций организма, уменьшить боли.

  2. Предупредить развития осложнений и перехода в хроническую форму ОРВИ.

При осмотре медицинская сестра обращает внимание на положение пациента, наличие озноба или жара, головокружение и др.

При объективном обследовании оцениваются характер пульса (тахикардия, недостаточное наполнение и напряжение), измеряется АД (снижено), измеряется температура тела.

Возможные проблемы пациента:

- повышение температуры до 38-39°С;

- дискомфорт, связанный с необходимостью длительного лечения, не

желание принимать препараты;

- чувство озноба, слабости, повышенной утомляемости, потливости,

Снижение аппетита, головной  боли, тошноты, рвоты, жажды;

- нарушение аппетита;

- нарушение сна;

- нарушение мочеиспускание: учащённое, болезненное;

- боли в области горла;

- дефицит самоухода.

Основной частью сестринского процесса является подготовка больного к дополнительным методам исследования, забора биологического материала (кровь, моча) для лабораторного исследования, выполнение врачебных назначений лечения больного, оказания доврачебной неотложной помощи, подготовки больного для консультации других специалистов.

Цель ухода: способствовать выздоровлению, не допустить развитие осложнений.

2.1. Сестринский процесс при ОРВИ (в том числе, с её наиболее опасной разновидностью – гриппом)

Особенности оказания сестринского ухода

Независимые, зависимые и взаимозависимые сестринские вмешательства при гриппе должны проводиться с учетом возбудителя, формы, тяжести заболевания и фазы воспалительных изменений в слизистой бронхов, симптомов, в том числе признаков нарушения функции внешнего дыхания, возможных осложнений с целью их предупреждения.

Медицинская сестра обеспечивает: соблюдение больным назначенных врачом режима питания и двигательной активности; точное и своевременное выполнение назначений врача. Медицинская сестра проводит контроль А/Д, ЧДД, пульса; уход за кожей, слизистыми, своевременную смену нательного и постельного белья; проводит контроль приема медикаментов, переносимости лекарственных средств и их побочных эффектов, контроль количества и характера мокроты. Медицинская сестра также проводит кислородотерапию, ЛФК.

Проводятся мероприятия по соблюдению санитарно- противоэпидемического режима (влажная уборка, кварцевание, проветривание палат, обеспечение пациентов индивидуальной плевательницей, ее дезинфекция).

План ухода

1.Обеспечивать организацию и контроль над соблюдением режима.

Реализация ухода:

Независимые вмешательства: Провести беседу с пациентом и /или родственниками о причинах развития заболевания, особенностях лечения и профилактике осложнений. Объяснить пациенту/родственникам о необходимости соблюдения постельного режима. Положить теплую грелку, контролировать наличие судна для пациента. Убедить в необходимости выполнении всех рекомендаций.

Мотивация: Охрана ЦНС от избыточных внешних раздражителей.

Создание режима щажения, обеспечение максимальных условий комфорта. Уменьшение боли. Удовлетворение физиологической потребности выделять продукты жизнедеятельности.

 Создание режима для  условий для нормализации функций. Развитие и углублений знаний.

2. Обеспечивать организацию и контроль питания.

Реализация ухода:

Независимые вмешательства. Проведение беседы с пациентом / родственниками об особенностях  соблюдения диеты: пища разнообразная, витаминизированная, высококалорийная. Исключаются острые блюда, мясные бульоны, копчёности, консервы, кофе, перец, горчица, лук, спиртные напитки. Рекомендуются молочно-растительная  диета, каши.   Важно донести до пациента важность и  необходимости ее строгого соблюдения.

Мотивация: Удовлетворение, физиологических, потребностей. Профилактика обострений.

3.Обеспечивать организацию и контроль приема лекарственных средств.

Реализация ухода:

Зависимое вмешательство: Проведение базисной терапии.

Независимые вмешательства: Объяснить пациенту и/или родственникам необходимость приема лекарственных препаратов. Провести беседу с пациентом и/или родственниками о возможных побочных эффектах препаратов. Научить пациента и /или родственников основным правилам приёма лекарственных средств, методике проведения определения суточного диурез, ведению дневника самоконтроля.

Контролировать устойчивость практических навыков у пациента/родственников. Сопровождать на диагностические исследования, объясняя цель и необходимость проведения. Обеспечить психологическую поддержку пациенту и родственникам.

Мотивация: Нормализация функциональных показателей. Повышение уровня знаний.

Эффективность лечения. Раннее выявление побочных действий лекарственных препаратов.

4.Обеспечивать динамическое наблюдение за реакцией пациента на лечение.

Реализация ухода

Независимое вмешательство: Опрос о самочувствии, жалобах, измерение температуры тела утром и вечером; контроль ЧД, ЧСС; наличия и характера болей и симптомов интоксикации; контроль физиологических отправлений. При ухудшении общего состояния срочно сообщить лечащему или дежурному врачу.

Мотивация: Контроль эффективности проводимого лечения и ухода. Раннее выявление и профилактика осложнений.

2.2. Особенности ухода за пациентами с ОРВИ на дому (в том числе, с её наиболее опасной разновидностью – гриппом)

В настоящее время вопросы ухода за больными с ОРВИ на дому приобретают все большеезначение в России и мире. Контроль течения  заболевания, требующих по-прежнему профессиональных навыков медицинской сестры, может осуществляться  работниками здравоохранения в домашних  условиях.

Существующая на сегодняшний день система ухода на дому не охватываетдостаточно большую часть граждан, нуждающихся в постоянной посторонней помощи, - это тяжело больные люди с далеко зашедшими хроническими заболеваниями,нуждающиеся в интенсивной медико-социальной реабилитации на дому.

Если состояние больногос ОРВИ и домашние условия (социальные, материальныеиморальные) позволяют организовать уход на дому – это являетсянаиболее целесообразным с целью оказания квалифицированной медицинской помощи больным с острыми заболеваниями и с обострениями хронических заболевании, состояние здоровья которых может ухудшиться при посещении поликлиники, а также лицам, нуждающимся в стационарном лечении, но не госпитализированным в больницу по целому ряду причин.

На современном этапе, с интенсивным  ростом хронических форм заболеваний, особое внимание должно быть уделено медицинскому  уходу, помощи на дому.

В случаи отсутствия и нерегулярной патронажной деятельности медицинской сестры по уходу за больными с ОРВИ на дому может привести к ухудшению самочувствия больного, причинами чего может стать самолечение, неточное выполнение рекомендаций врача и другие факторы.

Функции патронажной медсестры:

1. Уход и наблюдение за больными, санитарно-гигиеническое обслуживание.

2. Контроль  соблюдения санитарно-гигиенического режима.

Должностные обязанности патронажной медсестры

Медицинская сестра патронажная исполняет следующие обязанности:

1. Осуществляет уход и наблюдение за больными.

2. Осуществляет санитарно-гигиеническое обслуживание больного.

3. Наблюдает за состоянием больного, физиологическими оправлениями.

4. Следит за личной гигиеной больных, сменой нательного и постельного белья.

5. Следит за приемом пищи больным согласно назначенной лечебной диете.

6. Выдает больному лекарственное средство, которое должно быть принято в ее присутствии.

7. Следит за своевременным снабжением больных медикаментами, средствами ухода и питания.

8. Обеспечивает правильное использование и хранение предметов ухода за больными.

9. Ведет медицинскую документацию.

Соответственно из выше перечисленного, можно сделать вывод, что  уход  медицинской сестрой на  дому за пациентом с ОРВИ состоит из совокупности мер, направленных на уменьшение негативных последствий ОРВИ.

Медицинская сестра объясняет пациенту, не нуждающемуся в постоянном постельном режиме, что упорядочить режим труда и отдыха все же необходимо. Сон больного должен быть не менее 8-и часов. Важен и дневной отдых (пусть не каждый день), хотя бы по 30 - 40 минут в горизонтальном положении.

В острый период ОРВИ  важно:  

  1. Соблюдать постельный режим.
  2. Пациент принимает самостоятельно обильное питьё (компоты, отвар шиповника, чай с лимоном, клюквенный морс – обладает антисептическим действием) до 2,5-3 л в день  (если нет противопоказаний).
  3. Проветривание помещения.
  4. Рекомендуются продукты с мочегонным эффектом: арбуз, дыня, тыква.
  5. При ознобе необходимо тепло, больного кладут в постель и накрывают теплым одеялом.
  6. Медицинская сестра проводит (по назначению врача) симптоматическую терапию: жаропонижающие, дезинтоксикационная  терапия, спазмолитики при болях: папаверин, но-шпа, баралгин. Лекарственная терапия  антибиотиками по чувствительности микрофлоры.

Медицинская сестра заостряет внимание пациента на соблюдение правил личной гигиены, это имеет первостепенное значение  в предупреждении осложнений ОРВИ: санация очагов хронической инфекции (профилактика кариеса) и  соблюдение гигиены наружных половых органов.

Диета и питьевой режим

Пища при ОРВИ должна быть высококалорийной, исключаются спиртные напитки, острые блюда, приправы, специи, мясные и рыбные супы, кофе, консервы. Разрешаются все овощи и фрукты, во всех случаях рекомендованы арбузы, дыни, тыква, виноград. Больной может есть отварное мясо и рыбу, яйца, молочные и кисломолочные продукты.

 Если у больного нет повышенного артериального давления или препятствий нормальному оттоку мочи, назначается усиленный питьевой режим для предупреждения чрезмерной концентрации мочи и для промывания мочевых путей. Употребление жидкости должно составлять не менее 2-х л в сутки. Пациент должен принимать морсы, - особенно хорош клюквенный, отвар шиповника, компоты, чай, соки, минеральные воды.

При гипертонической форме осложнений ОРВИ ограничивают прием соли до 6- 8 г в сутки (соль имеет способность задерживать жидкость в организме). Рекомендуется пищу при приготовлении не солить, а давать положенное количество соли больному на руки для того, чтобы он мог самостоятельно посолить пищу. Вынужденные ограничения зачастую тяжело переносятся пациентами, поэтому необходимо с большим терпением объяснять, что эти меры являются частью лечения, что, "раздражая" почки неправильным питанием или употребляя больше, чем положено, соли, мы не сможем добиться стихания процесса, нормализации давления, и поэтому будем неуклонно приближать развитие почечной недостаточности. При этом необходимо стараться разнообразить меню, сделать питание высококалорийным и вкусным.

Ухаживая за пациентом с ОРВИ, необходимо: рекомендовать больному бросить курить, ограничить употребление алкогольных напитков, следить за своевременным приемом больным назначенных врачом препаратов.

Медицинская сестра для  повышения эффективности ухода учитывает индивидуальные особенности каждого пациента: возрастные особенности, профессиональную сферу, культурный уровень. Именно правильное взаимоотношения и взаимодействие между медицинской сестрой и больным во многом определяют результаты ухода. На дому медицинская сестра проводит беседы о значении систематического приема противовоспалительных средств и о значении контроля симптомов функциональных расстройств; обучает больных правилам приема медикаментов, подготовки к дополнительным исследованиям, правилам сбора мочи на анализ, дает рекомендации по режиму, диете, методам и способам приема лекарственных средств.

У пациента появляется шанс вернуться к здоровому образу жизни, восстановить своё здоровье и жить полноценной жизнью при соблюдении всех перечисленных правил и рекомендаций.

Роль медсестры  при уходе за пациентом с ОРВИ приобретает в наше время большее значение.  Медицинской сестре легче наладить общение с пациентом, чем врачи. Пациент нуждается в понимании и доверии, ищет опору, чувствует себя значительно свободней, когда беседует с медсестрой, задавая любые беспокоящие его вопросы. Имея представление и значения данной проблемы, медицинская сестра может выполнить целый ряд работ по обучению и оказанию помощи таким пациентам.

  1. Роль медсестры в профилактике ОРВИ (в том числе,  её наиболее опасной разновидности – гриппа)

Одним из важнейших способов эффективного предотвращения распространения ОРВИ с воздушно-капельным механизмом передачи являются:

  • специфическая иммунопрофилактика (вакцинация);
  • повышение неспецифической резистентности организма.

Прежде всего, это относится к группам лиц повышенного риска заболеваемости ОРВИ и наиболее восприимчивым к этимзаболеванию.

В настоящее время существуют эффективные вакцины в отношении наиболее опасной разновидности ОРВИ – гриппа.

Специфическая профилактика (вакцинация) гриппа

Основной задачей вакцинации против гриппа является создание широкой иммунной прослойки среди населения. Вакцинация может предотвратить заболевание гриппом у 80-90% детей и взрослых. Если болезнь все-таки развивается, то у привитых она протекает значительно легче и со значительно меньшим числом осложнений. Специфическая профилактика гриппа приводит к существенному сокращению заболеваемости и снижению смертности, сопровождающих эпидемии гриппа.

Особую опасность грипп представляет для пожилых людей и лиц, имеющих хронические заболевания.

По данным ВОЗ, 80% летальных исходов от гриппа и его осложнений

приходится на эти группы населения. Особенностью эпидемических подъемов заболеваемости гриппом последних лет является то, что чаще болеют дети. Дети ежегодно начинают сезонный подъем заболеваемости гриппом. Некоторые специалисты даже стали называть современный грипп детской инфекцией. Эта особенность современных гриппозных эпидемий объясняется тем, что ежегодное проведение вакцинации привело к формированию выраженного коллективного иммунитета к гриппу у большого числа взрослого населения.

Гриппозная инфекция относится к частично управляемым инфекциям.

Иммунизация против этого инфекционного заболевания проводится регулярно каждый год. Необходимость ежегодной вакцинации связана с особенностями вирусов гриппа, которые обладают уникальной изменчивостью и свойством «ускользать» от иммунной системы человека. Иммунитет формируется только к тем конкретным вирусам, которые циркулировали в этот эпидсезон. К следующему эпидемическому сезону гриппа даже незначительные изменения в его структуре не улавливаются иммунной системой человека и вынуждают вносить изменения в состав вакцины. Коррекция вакцины проводится ежегодно ВОЗ с учетом циркуляции штаммов вируса гриппа в мире.

В большинстве европейских стран и США для создания широкой иммунологической прослойки (лиц, устойчивых к гриппу) проводится иммунизация против гриппа групп риска по заболеваемости гриппом. Согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от18 ноября 2013 г. №63 г. Москва "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3117-13 "Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций" эту группу составляют:

  • дети дошкольных учреждений и школьники, студенты,
  • преподаватели,
  • работники транспорта и социальной сферы,
  • медицинский персонал
  • персонал домов-интернатов для пожилых и одиноких.

В ряде стран рекомендуют вакцинировать:

  • детей от 6 месяцев до 8 лет, получающих длительную аспириновую

терапию, обусловленную риском развития синдрома Рея,

  • беременных женщин во втором и третьем триместре.

В группу риска входят также пациенты, имеющие различные хронические заболевания, прежде всего: бронхолегочной и сердечно-сосудистой систем, сахарный диабет,  пациенты лечебно-профилактических учреждений, находящиеся на длительном лечении.

Особого подхода требуют лица, страдающие хроническим поражением почек или получающие гемодиализ, которым для эффективной защиты от вирусов гриппа требуется двойная доза вакцины. Рекомендуется вакцинировать пожилых людей, имеющих, как правило, вторичный физиологический иммунодефицит.

В некоторых странах в группу риска включают: социальных работни-

ков и полицейских, что является оправданным с экономической точки зрения. В России контингенты лиц, подлежащие обязательной вакцинации, определены в календаре прививок. Среди населения и работодателей ежегодно проводится активная работа по проведению вакцинации против гриппа.

В России разрешены к применению следующие вакцины:

1. живая гриппозная вакцина (ЖГВ),

2. (ИГВ) инактивированная гриппозная вакцина,

3. сплит-вакцины Бегривак,

4. Ваксигрипп,

5. Флюарикс,

6. Инфлювак,

7. Агрипал S1.

Медицинские работники амбулаторно-поликлинического сектора, составляя планы профилактики гриппа – планы массовой вакцинации или проводя индивидуальную вакцинацию против гриппа, должны знать некоторые особенности вакцин против гриппа.

При подготовке к вакцинации необходимо учитывать:

  • возраст прививаемых,
  • противопоказания к применению вакцины,
  • удобство ее применения (форма, метод применения),
  • цену.

Абсолютным противопоказанием к применению всех гриппозных вакцин является имеющаяся у некоторых лиц аллергия к белку куриного яйца. В настоящее время зарегистрирован принципиально новый метод производства гриппозной вакцины, основанный на использовании культуры клеток млекопитающих. Раньше этот метод применялся только для производства ветеринарных вакцин. Внедрение новой технологии приготовления противогриппозной вакцины позволит сделать вакцину еще более безопасной, решить проблему вакцинации у лиц с аллергией на куриный белок. Кроме того, эта технология имеет более короткий срок приготовления вакцины и поэтому приобретает очень большое значение в тех случаях, когда необходимо срочно изготовить большое количество вакцины – например, в случаях пандемий.

Все гриппозные вакцины обладают хорошей профилактической эффективностью и имеют показатель защищенности от 50 до 80%. Наиболее выражено стимулируется клеточный и местный иммунитет непосредственно в воротах инфекции ЖГВ, вводимой интраназально. Введение ЖГВ, в отличие от ИГВ, не приводит к избыточной стимуляции иммунной системы. Это важно для лиц, которые уже имеют достаточный уровень защитных антител от вводимого вируса.

Эти особенности вакцины должны учитываться при выборе вакцины для определенных групп населения. Такого типа вакцины наиболее эффективны у лиц пожилого возраста, имеющих, как правило, физиологический иммунодефицит. В то же время нужно с осторожностью применять эти вакцины у детей.

Жесткой регламентации частоты вакцинаций против гриппа нет. Специалисты считают, что оптимальным является иммунизация взрослого населения один раз в год в течение 2-3 лет подряд с последующим интервалом в 2-3 года.

Каждую прививку, в том числе против гриппа, необходимо вносить в сертификат о профилактических прививках (ф. 156/у-93/), который должен быть выдан учреждением, проводящим иммунизацию населения. Этот сертификат должны хранить лица, получающие прививку, и предъявлять его при проведении последующих вакцинаций.

Неспецифическая профилактика ОРВИ (в том числе,  её наиболее опасной разновидности – гриппа)

Возбудителями острых респираторных заболеваний являются около 200видов микроорганизмов, из них более 170 вирусов. К настоящему времени разработаны и применяются эффективные вакцины только против гриппа. Практически невозможно создание вакцин против такого огромного количества вирусов и радикальное решение проблемы предупреждения респираторных вирусных инфекций с помощью иммунизации.

Неспецифическая резистентность организма к респираторным вирусам (устойчивость), в том числе к вирусам гриппа, вырабатывается под влиянием целого комплекса препаратов и средств. Врачи практического здравоохранения, прежде всего "первой линии защиты", должны знать основные свойства наиболее широко применяемых средств и методов неспецифической иммунопрофилактики.

Неспецифическую профилактику по видам применения разделяют на:

1. постконтактную (экстренную) внутриочаговую в очаге гриппа;

2. постконтактную (экстренную) внеочаговую профилактика в общественных местах после выявления больного гриппом в коллективе, в регионе;

3. сезонную (плановую) – в течение всего эпидемического сезона или

в период подъема гриппа на территории;

4. комбинированную

5. поствакцинальную – профилактика в течение 2-4 недель после вак-

цинации против гриппа.

Основной целью неспецифической профилактики является коррекция

иммунного статуса у людей, имеющих по разным причинам вторичные иммунодефициты, повышение устойчивости их организма к инфицированию респираторными вирусами и предупреждение осложнений.

Плановая сезонная неспецифическая профилактика среди населения проводится иммунокоррегирующими препаратами различного происхождения и другими процедурами укрепляющие иммунитет:

Закаливающие процедуры:

1. Прогулка на свежем воздухе 2 раза в день общей продолжительностью не менее 4 час.

2. Контрастное обливание стоп.

3. Воздушные ванны в сочетании с утренней гимнастикой.

4. Умывание прохладной водой (14-16°С)

5. Дневной сон на свежем воздухе в хорошо проветренной комнате.

6. Солнечные ванны по 5-10 мин 2-3 раза в день.

7. Ультрафиолетовое облучение (УФО) а) ежедневное облучение открытых частей тела в течение 4-6 ч.

Витамины. Наиболее широко следует использовать витамины C, A и

группы В в возрастных дозировках. Оптимальное соотношение указанных витаминов содержат препараты "Гексавит", "Ревит", "Декамевит" и "Ундевит". Их рекомендуется принимать в возрастных дозировках 2-3 раза в день после еды в виде курса продолжительностью 20-30 дней.

Противовирусные препараты (по назначению врача):

1. Ремантадин С профилактической целью по 1 табл. (0,05 г) взрослым после еды ежедневно 1-2 раза от 2-7 дней (внутриочаговая профилактика) до 20 дней (внеочаговая профилактика)

 2. Арбидол С профилактической целью по 2 табл. (0,2 г) взрослым 2 раза в неделю в течение 3-х недель

3. Оксолиновая мазь во время эпидемии и вспышек ОРЗ, при контакте с больным в семье. Ежедневное двукратное смазывание слизистой оболочки носа в течение 7-10 дней

 4. Лейкоцитарный человеческий интерферон. Ежедневное закапывание или распыление 0,25 мл (5 кап.) в каждый носовой ход 2 раза в сутки с интервалом не менее 6 часов.

Сроки проведения сезонной иммунокоррекции на каждой территории определяются в соответствии с долгосрочным прогнозом и на основании ретроспективного анализа заболеваемости гриппом за ряд предыдущих лет. Эту информацию можно получить в территориальных органах санитарноэпидемиологической службы.

Комбинированную (специфическую и неспецифическую) профилактику проводят лицам групп риска, к которым относят:

  • пожилых людей,
  • детей дошкольного и школьного возраста,
  • медицинский персонал,
  • работников общественного транспорта
  • работников торговой сети.

Особую категорию представляют лица, работающие на промышленных предприятиях, т.к. они испытывают действие двух факторов, повышающих риск заболеваемости: пребывание в организованных коллективах и воздействие неблагоприятных производственных условий, снижающих естественную резистентность организма человека.

Особую группу составляют лица, которые по роду своей профессиональной деятельности вынуждены довольно часто и иногда длительно контактировать с больными и инфицированными респираторными вирусами. В первую очередь к ним относятся медицинские работники. В этой группе людей, имеющих зачастую вторичные иммунодефициты, эффективно также применение комплексной профилактики и применение схем, включающих противовирусные препараты (Арбидол, Ремантадин) и иммунокорректоры (Амиксин, Циклоферон и другие).

Сестринская деятельность по профилактике ОРВИ (в том числе,  её наиболее опасной разновидности – гриппа)

Медицинская сестра должна мотивировать пациента на необходимость вакцинопрофилактики, объяснять пациентам, что необходимо укреплять защитные свойства организма регулярно в течение года, уделяя особое внимание оздоровительным мероприятиям перед наступлением осенне-зимнего подъема заболеваемости вирусными инфекциями.

Согласно литературным данным, профессиональная роль медсестры в

профилактике гриппа зависит от различных условий, таких как: возраст, состояние здоровья, социального статуса пациента и эпидемиологической обстановки в данный момент.

ВОЗ рекомендует обучать пациентов соблюдать следующие правила для профилактики ОРВИ:

  • избегать контакта с больными людьми;
  • стараться не подходить к больному ближе, чем на 1 метр;
  • при контакте с больными людьми одевать маску;
  • мыть руки с мылом или антибактериальными средствами (спиртсодержащие растворы) для предотвращения распространения инфекции;
  • закрывать нос и рот во время кашля и чихания, используя одноразовые носовые платки;
  • избегать большого скопления людей (зрелищных мероприятий, собраний, встреч);
  • регулярно проветривать помещение;
  • не трогать грязными руками глаза, нос и рот;
  • вести здоровый образ жизни (полноценный сон, свежий воздух, активный отдых, сбалансированная пища, богатая витаминами), что поможет организму бороться с любыми инфекциями.

При работе с различными возрастными группами пациентов медсестра может использовать различные формы информирования – вербальные и невербальные. К невербальным относятся различные визуальные формы подачи информации. Например, в Приложении № 3 мы прилагаем мини-плакат о возможных способах профилактики ОРВИ.

Выводы:

  • Грипп является самой распространенной формой ОРВИ с высокой смертностью.
  • Для предотвращения осложнений важную роль играет профилактика.
  • Наиболее эффективной мерой профилактики является вакцинация.

В связи с этим основными направлениями деятельности медицинской сестры является:

  • проводить обучение в различных по возрастному и социальному составу группах населения по осуществлению профилактических мероприятии в отношении гриппа в зависимости от эпидемической ситуации;
  • объяснить необходимость вакцинации, повышая мотивацию населения.

Примерный план беседы медсестры с пациентом

при подготовке к иммунизации против гриппа

1. Можно заразиться гриппом от самой вакцины? Это исключено. Вакцины не содержат живых вирусов — в них нет даже целых вирусов, только их фрагменты. Конечно, эти фрагменты не могут вызвать заболевания. Отрезанная от организма часть тела не может жить и функционировать самостоятельно — у вирусов то же самое.

2. Делать прививки нужно только людям из группы риска — пожилым, пациентам с хроническими заболеваниями, беременным? Если сравнить возрастную структуру умерших от гриппа в разные годы, можно увидеть, как она меняется во время больших эпидемий. В период 1976–1999 гг. преобладают пожилые пациенты. Это закономерно, т. к. грипп обостряет хронические заболевания, особенно патологию сердечно-сосудистой системы, которая характерна для этой возрастной категории. Однако, если посмотреть на возрастную структуру умерших во время эпидемии 2009–2010 гг., то картина совершенно иная: чаще погибали молодые взрослые и люди среднего возраста — 18–50 лет. Поэтому нельзя рассчитывать, что здоровый человек, взрослый или ребенок, априори защищен от неблагоприятного исхода.

3. Прививка от гриппа снижает иммунитет и приводит к частым простудам? Любая прививка активирует иммунитет, поскольку содержит антигены, в ответ на которые начинается интенсивная работа иммунной системы. Именно поэтому вакцина не может снижать иммунитет. Более того, есть исследования, которые показывают, что введение внутренних антигенов вируса гриппа оказывает иммуностимулирующее действие. То есть привитые от гриппа люди реже болеют другими респираторными инфекциями.

4. Вакцина против гриппа защищает от одного типа вируса, а эпидемия может быть вызвана другим?  Это не так. Практически все вакцины от гриппа содержат антигенный материал трех типов вируса гриппа — H1N1, H3N2 и B. В последние годы за рубежом зарегистрировано несколько четырехвалентных вакцин. Штаммы (разновидности) вирусов в вакцине меняются каждый год. Существует сеть Национальных центров ВОЗ по гриппу, которые проводят наблюдение за циркулирующими вирусами, осуществляют первичное выделение вирусов гриппа и дают их предварительную антигенную характеристику. Затем информацию о циркуляции вирусов и выделенные штаммы отправляют в сотрудничающие центры и головные контрольные лаборатории ВОЗ для генетического анализа. В результате разрабатывают рекомендации о составе вакцины для профилактики гриппа в южном и северном полушариях.

5. Проводить профилактику гриппа лучше с помощью лекарств?  Это возможно, но эффективность такой профилактики будет ниже. Кроме того, лекарственные препараты имеют больше побочных эффектов, чем вакцины. И поскольку лекарства не формируют длительной защиты, принимать их придется долго.  Например, один из наиболее эффективных в отношении гриппа препаратов — осельтамивир. Принимать его можно не более 42 дней подряд. Профилактическая эффективность осельтамивира длится ровно столько, сколько мы его принимаем. Однако подъем заболеваемости гриппом может продолжаться больше, чем 42 дня. Кроме того, побочные эффекты, которые могут возникнуть при приеме препарата, не позволяют долго использовать его с профилактической целью. У вакцин против гриппа тоже есть побочные эффекты, но кратковременные — 1–2 дня.

6. Чтобы защититься от гриппа, лучше пить витамины и гомеопатические препараты? Они безопасны, в отличие от вакцин? Оценить профилактическую эффективность гомеопатических препаратов сложно, поскольку гомеопаты не признают принципов доказательности в медицине. Однако в 2015 г. был опубликован Кохрейновский обзор, посвященный одному из самых популярных гомеопатических средств. В нем говорится, что доказательств эффективности этого препарата для лечения и профилактики гриппа нет.

Что касается витаминов, то исследования их профилактической эффективности ведут много лет. В Кохрейновском обзоре 2013 г. сказано об отсутствии профилактической эффективности витамина С в отношении ОРВИ. Ученые изучают эффективность высоких доз витамина D, однако достаточных доказательств они пока не получили.

7. Организм сам справится с гриппом, как и с любой другой респираторной инфекцией?  Грипп протекает намного тяжелее других видов ОРВИ и имеет наибольшее число осложнений. Он очень заразен. Если в коллективе есть больной гриппом, то остальные инфицируются почти неминуемо. Заразным человек становится еще до появления первых симптомов. Помимо воздушно-капельного способа, вирус гриппа может передаваться также контактным путем, т. к. некоторое время сохраняется на предметах в составе мелких капелек слюны. Заболевание распространяется молниеносно. Вирус гриппа очень изменчив: человеческий организм просто не успевает естественным образом приобрести иммунитет ко всем генетическим вариантам вируса.

Вывод: для качественной организации профилактических мероприятий медсестре необходимо уметь объяснять пациенту значимость иммунизации как основного способа защиты от наиболее опасной формы ОРВИ – гриппа, и особенности её осуществления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам исследований литературы прослеживается четкая тенденция к росту заболеваемости ОРВИ всего населения, в том числе взрослого по всем нозологиям,  а так же – к  увеличению количества случаев  летального исхода, несмотря на значительное увеличение числа выпускаемых разнообразных противовоспалительных препаратов и  диагностических средств.

Всё это явно свидетельствует о недостаточной эффективности существующей системы помощи. Поэтому приоритетным становится привлечение  качественной сестринской помощи на всех этапах лечения и профилактики ОРВИ.

Медицинская сестра принимает активное участие в лечебно-восстановительном процессе. Успех лечения во многом зависит от тщательного правильного ухода, соблюдения режима и диеты. В связи с этим возрастает роль медицинской сестры в эффективности проводимого лечения. Очень важной является и профилактика осложнений: медицинская сестра обучает членов семьи организации режима, питания и рассказывает о правильном приёме назначенных препаратов.

В теоретическом исследовании были изучены этиология и патогенез ОРВИ. Выявлены особенности организации  сестринского процесса при ОРВИ. Доказано, что роль медсестры для пациента с ОРВИ   в поликлинике и на дому является чрезвычайно важной, учитывая объем информации, который она обязана донести больному и количество действий по улучшению его состояния.

В практическом исследовании нами была изучена роль медсестры в организации медикаментозного лечения пациентов с ОРВИ. Было опрошено 30 пациентов с ОРВИ (см. Приложения № 1 и № 2).

Среди опрашиваемых  нами пациентов (табл. № 1) с ОРВИ преобладает возраст до 30 лет (см. схему № 1)

Схема № 1. Распределение пациентов по возрасту

Большинство (80%) опрашиваемых пациентов принимает лекарства  по назначению врача и только 20% иногда занимаются самолечением (см. схему № 3).

Схема № 3. Частота приёма лекарств  по назначению врача.

По результатам исследования (см. таблицы Приложения № 1 и № 2)  прослеживается противоречивая закономерность, когда, с одной стороны,  58% опрашиваемых пациентов советуются с медсестрой о выборе в аптеке препарата без рецепта, с другой стороны – большинство из них  воздерживаются от консультирования с медсестрой относительно правил приёма   и принципов действия назначенных лекарств  - см. схему 4.

Схема № 4. Как часто пациенты советуются с медсестрой (вопросы 4, 5, 7)

Если у опрашиваемых пациентов возникали проблемы с режимом приёма лекарства, то почти  в равной степени обращаются к врачу, медсестре и самостоятельно изучают инструкцию. Если сразу после приёма препарата возникают какие-либо побочные эффекты, то 47%  пациентов обращаются  к врачу, 7% - к медсестре, и только 20% самостоятельно читают инструкцию и 17% - к родственникам и соседям по палате.

Схема № 5. Частота обращения к медикам в сложных ситуациях при приёме лекарств.

На современном этапе развития здравоохранения основным потребителем медицинских услуг является пациент. Поэтому важным компонентом нашего исследования  явиляется определение мнения пациента и его впечатления  относительно того, как обычно ведут себя медсёстры при обращении к ним за консультацией. Оценивалось строго только сестринская консультация относительно правил приёма  лекарств (см. схемы № 6, 7).

Схема № 6. Частота сестринской консультации  о правилах приёма (по мнению пациентов)

Схема № 7. Частота информирования медсестрой о возможных побочных эффектах, при которых необходимо сразу обратиться к врачу (по мнению пациентов)

При анализе лекарственной информированности пациентов необходимо отметить, что большая часть опрашиваемых пациентов практически не обучена медсёстрами относительно того, где необходимо хранить термолабильные препараты. Например, мази 17% пациентов хранят в шкафу и 31% - не задумывались о месте хранения. 27% пациентам всё равно где хранить и это говорит о том, что они не понимают опасности использования  испорченного жирового препарата, что особенно опасно для больных с ОРВИ.  И только 54% опрашиваемых пациентов знают, что мази надо хранить в холодильнике (см. схему № 8)

Схема № 8. Лекарственная информированность пациентов.

Относительно срока годности лекарств - 7% опрашиваемых пациентов предпочитают успеть допить лекарство, если срок годности препарата подходит к концу, и 77% пациентов воздержатся от приёма.

Выявлена положительная тенденция относительно правильного выбора жидкости при запивании  лекарств.  Большинство опрашиваемых пациентов понимают, что лучше запивать лекарство нейтральной водой, чем каким-либо другим напитком (см. схему № 9)

Схема № 9. Выбор пациентами жидкости для приёма лекарств.

При анализе данных относительно того, как пациенты понимают «до и после еды»,  очевидно, что 16-20% пациентов не понимают значимость этой рекомендации и не обращают на неё внимание, что говорит о необходимости сестринского консультирования и обучения.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что  большинство опрошенных пациентов с ОРВИ нуждаются  в сестринском обучении и консультировании, относительно правил приёма лекарств.

По современным представлениям медицинские сестры выступают как равноправный член системы здравоохранения, выполняющий свои специальные функции, к которым относится не только обеспечение ухода за больными, но и решение проблем в рамках существующих стандартов сестринской деятельности и сестринской компетенции. При осуществлении сестринского процесса большую роль в лечении и реабилитации играет умение медсестры обучить пациента правилам приёма назначенных врачом лекарственных средств, обратить внимание на возможные побочные эффекты с целью повторного посещения врача, объяснить особенности подготовки к лабораторным и инструментальным исследованиям.

Поэтому медицинской сестре необходимо постоянно стремиться к развитию своих профессиональных знаний и умений в соответствии с современными достижениями в здравоохранении.

Вывод

На основании полученных нами данных теоретического и практического исследования достаточно полно изучена  роль медицинской сестры в осуществлении ухода за больными с ОРВИ в поликлинике и на дому, что соответствует цели  дипломной работы.

Для осуществления комплексного подхода в сестринском уходе нами были разработаны рекомендации для медсестры и пациента по организации выполнений лекарственных назначений врача, что существенно помогает уменьшить осложнения и сохранить трудоспособность пациента (см. Приложение № 4)

БИБЛИОГРАФИЯ

Нормативно-правовые документы:

  1. Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"//   М.: 2011.
  2. Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г.).
  3. ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА  ПРИКАЗ от 31 марта 2005 года № 373О совершенствовании системы эпидемиологического надзора и контроля за гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями
  4. ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 31 января 2012 года N 69н «Об утверждении порядка оказании медицинской помощи взрослым больным при инфекционных заболеваниях»
  5. Приложение к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 февраля 2005 г. № 170  СТАНДАРТ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ БОЛЬНЫМ ГРИППОМ
  6. Международные медико-санитарные правила (2005). Всемирная организация здравоохранения. Второе издание.
  7. Санитарно-эпидемиологические правила СП 1.3.3118-13 "Безопасность работы с микроорганизмами I-II группы патогенности (опасности)" от 18 ноября 2013.
  8. МУ 3.1.3260-15  Противоэпидемическое обеспечение населения в условиях чрезвычайных ситуаций, в том числе при формировании очагов опасных инфекционных заболеваний от 24 марта 2015 года
  9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 63 г. Москва. "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3117-13 "Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций.

Учебно-справочная литература

  1. Вакцинация для всех: простые ответы на непростые вопросы: рук.для врачей / Ильина С.В., Намазова-Баранова Л.С., Баранов А.А.; Союз педиатров России. — М.: ПедиатрЪ, 2016 — 204 с
  2. Злыдников Д.М. Острые респираторные заболевания. – М.: Медицина, 1974. - 295 с.
  3. Карпухина Г.И. Грипп: Руководство для врачей. – СПб: Гиппократ,2001. – 360 с.
  4. Лычев В.Г., Карманов В.К. Сестринское дело в терапии с курсом первой медицинской помощи: учебное пособие. - М.: ФОРУМ ИНФА-М, 2014. -544 с.
  5. Маколкин  В. И. Сестринское дело в терапии  / В. И.  Маколкин, С. И. Овчаренко, Н. Н. Семенков // М.: ООО Медицинское информационное агентство, 2008.  
  6. Мухина С.А., Тарновская И.И    Практическое руководство к предмету "Основы сестринского дела"  - М. , ГЭОТАР-Медиа, 2014.
  7. Общепрофессиональные аспекты деятельности средних медицинских работников: учеб.пособие / под ред. С.И. Двойникова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017.
  8. Основы профилактической деятельности: учебник / Н.Г. Петрова [и др.] - Ростов н/Д: Феникс, 2016.
  9. Основы сестринского дела: учебник / И. В. Островская, Н. В. Широкова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015.
  10. Педиатрия с детскими инфекциями: учеб.для студентов учреждений сред. проф. образования/ Запруднов А. М., Григорьев К. И. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014.
  11. Покровский В.И., Пак С.Г., Брико Н.И., Данилкин Б.К. Инфекцион-ные болезни и эпидемиология – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 816 с.
  12. «Проведение профилактических мероприятий» С.И. Двойников, Ю.А. Тарасова, И.А. Фомушкина, Э.О. Костюкова – Москва, 2017г.
  13. Сестринское дело и сестринский уход / Обуховец Т.П. - М.: КНОРУС, 2017.
  14. «Сестринское дело при инфекционных болезнях» А.К. Белоусова, В.Н. Дунайцева – Ростов-на-дону «Феникс», 2012
  15. Сестринский уход в терапии: МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях / Смолева Э.В.; под ред. Кабарухина Б.В. - Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 365с.
  16. Сестринский уход в терапии Смолева Э.В.; под ред. Кабарухина Б.В. Феникс, 2017

Электронные ресурсы и

материалы периодической печати

  1. Электронная библиотека МОМК № 1  www. medcollegelib.ru
  2. Электронный фармацевтический справочник http://www.lsgeotar.ru/?XFrom=studmedlib.ru
  3. Эпидемиология и инфекционные болезни № 01.2016  гл. ред. В.В. Никифоров - М. : Медицина, 2016. 
  4. https://yandex.ru/images/search?text=карта%20учета%20диспансеризации&img_url=http%3A%2F%2Fcityblank.ru%2Fupload%2Fiblock%2Fbcd%2Fbcdebdc41909d1fba17a4781a4b8a0cf.png&pos=8&rpt=simage&lr=10731
  5. https://yandex.ru/images/search?text=маршрутная%20карта%20диспансеризации&img_url=http%3A%2F%2Fcdnimg.rg.ru%2Fpril%2F82%2F57%2F78%2F6148_3.gif&pos=4&rpt=simage&lr=10731
  6. https://author24.ru/spravochniki/medicina/dokumentaciya_uchastkovoy_medsestry/
  7. http://fb.ru/article/189638/orvi---eto-ostraya-respiratornaya-virusnaya-infektsiya-profilaktika-lechenie
  8. http://chudesalegko.ru/zakalivanie/
  9. http://lookmedbook.ru/disease/orvi
  10. http://diagnos.ru/diseases/lorr/orvi
  11. https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fs1.studydoc.ru%2Fstore%2Fdata%2F000723105_1-294ed143662c2c87c82ae963a7286cdc.png&text=приложение%20для%20диплома%20ОРВИ&noreask=1&pos=16&lr=117672&rpt=simage
  12. https://yandex.ru/images/search?text=ОРВИ&img_url=https%3A%2F%2Fgrippegeq.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2Fotchet-po-profilaktike-orvi-i-grippa-2.jpg&pos=37&rpt=simage&lr=117672
  13. https://yandex.ru/images/search?text=ОРВИ&img_url=https%3A%2F%2Fgripputic.grippyvaz.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F310133.jpg&pos=39&rpt=simage&lr=117672
  14. https://yandex.ru/images/search?p=3&text=ОРВИ&img_url=https%3A%2F%2Fboleznygoj.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F708172.png&pos=144&rpt=simage&lr=117672
  15. https://yandex.ru/images/search?p=5&text=ОРВИ&img_url=https%3A%2F%2Fpp.vk.me%2Fc636726%2Fv636726419%2F47f90%2FarLOFUW_Pt0.jpg&pos=234&rpt=simage&lr=117672

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1

Опросник для проведения исследования среди пациентов

по теме:

«Роль медицинской сестры в оказании медицинской помощи пациентам при ОРВИ в амбулаторно-поликлинических условиях»

ДОРОГОЙ ДРУГ!

В целях повышения качества   Вашего лечения, мы хотим предложить Вам принять участие в опросе, где Вы совершенно анонимно  можете высказать своё мнение относительно процедуры приёма лекарств.

Очевидно, что за годы лечения у Вас накопился большой опыт и, наверняка, есть пожелания к работе медсестёр. Нам интересно Ваше мнение!

Инструкция: выберите ответ и подчеркните его.

Или напишите самостоятельно своё мнение.

  1. Сколько Вам лет? _______________
  2. Сколько раз в год Вы обычно болеете ОРВИ? ___________________
  3. При лечении ОРВИ как часто Вы принимаете лекарства по назначению врача?
  • всегда,
  • иногда (почему?)_________________________________________,
  • по советам своих знакомых или близких.
  1. При лечении ОРВИ  как часто Вы советуетесь с Вашей  медсестрой или врачом прежде, чем принимать лекарства, отпускаемые в аптеке без рецепта (средства от насморка, головной боли, жаропонижающие и т.д.)?
  • да,
  • нет (почему?)___________________________________________
  • иногда.
  1. Вы часто спрашиваете медсестру о правилах приёма назначенного лекарства?
  • да,
  • никогда (почему?)___________________________________________,
  • иногда.
  1. Если Вам приходится лечиться в стационаре, то при раздаче лекарств медсестра объясняла, как правильнее принять лекарство:
  • да всегда,
  • да, если спрошу сам,
  • иногда,
  • не объясняет,  даже если спрашиваю,
  • отсылает к врачу.
  1. Вы интересуетесь у врача или медсестры составом и механизмом действия назначенного лекарства?
  • да,
  • нет (почему?)___________________________________________,
  • иногда.
  1. Когда медсестра делала Вам укол  (капельницу), она объясняла Вам на какие возможные побочные эффекты надо обратить внимание, что бы обратиться к врачу?
  • Да часто;
  • да редко;
  • никогда.
  1. Вы предпочитаете лекарства запивать:
  • кипячёной водой,
  • чаем-кофе во время еды,
  • другим напитком,
  • проглатывать, ничем не запивая,
  • не обращаю внимания
  1. Если лекарство назначено «до еды» Вы принимаете его:
  • за 30 мин. до еды,
  • за 10-15 мин. до еды,
  • непосредственно сразу перед едой,
  • не обращаю внимания на эту рекомендацию.
  1. Если лекарство назначено «после еды» Вы принимаете его:
  • сразу после еды,
  • через 15-30 мин после еды,
  • не обращаю внимания на эту рекомендацию.
  1. Если у Вас возникает вопрос, как и когда лучше принять лекарство Вы предпочитаете спросить об этом:
  • врача,
  • постовую медсестру,
  • родственников-соседей по палате,
  • читаете самостоятельно инструкцию,
  • другое ___________________________________________________
  1. Если после приёма препарата у Вас ухудшается самочувствие, возникают неприятные ощущения (сыпь на коже, боль)после приёма препарата Вы предпочитаете спросить об этом:
  • врача,
  • постовую медсестру,
  • родственников-соседей по палате,
  • читаете самостоятельно инструкцию,
  • другое ____________________________________________________
  1. При раздаче лекарств Вам выдают лекарства, обычно разложенные:
  • по флакончикам из-под лекарств,
  • на бумажки,
  • в пластиковые таблетницы  с секциями,
  • другое ________________________________________________________
  1. При раздаче лекарств (в стационаре)  как Вы догадываетесь, когда какую таблетку надо принять? _____________________________________________________________
  2. Как Вы считаете, где надо хранить таблетки:
  • на полочке в шкафу или  тумбочке,
  • в холодильнике,
  • всё равно.
  1. Как Вы считаете, где надо хранить мази:
  • на полочке в шкафу или в тумбочке,
  • в холодильнике,
  • всё равно.
  1. Если у лекарства срок годности подходит к концу, что необходимо сделать? _____________________________________________________________
  2. Как Вы считаете, при лечении от ОРВИ лучше:
  • принимать как можно больше лекарств;
  • принимать как можно меньше лекарств;
  • вообще не принимать лекарства, а лучше использовать народные средства
  1. У Вас были осложнения после  ОРВИ?
  • часто,
  • редко
  • не было осложнений.

БЛАГОДАРИМ  ВАС!

Приложение № 2

Результаты опроса

по проведённому исследованию для дипломной работы

«Роль медицинской сестры в оказании медицинской помощи пациентам при  ОРВИ в амбулаторно-поликлинических условиях»

Дата проводимого опроса в процессе преддипломной практики 17 - 28 апреля 2017г.

Отделения, где проводился опрос: терапия, педиатрия

  1. Возраст опрашиваемых пациентов (вопрос 1)

Всего опрашиваемых

до 20 лет

от 21 до 30 лет

от 31 до 40 лет

от 41 до 50 лет

от 51 до 60 лет

от 61 до 70 лет

старше  71 года

кол-во

30

8

7

2

7

4

2

0

%

100%

26,67

23,33

6,67

23,33

13,33

6,67

0

  1. Сколько раз в году опрашиваемые пациенты страдают  ОРВИ? (вопрос 2)

Всего опрашиваемых

1 раз

2 раза

3 и более раз

кол-во

30

8

11

11

%

100%

26,66

36,67

36,67

  1. Доверие пациента к медику

А. Как часто принимаете лекарства по назначению врача (вопрос 3)

Всего опрашиваемых

Всегда

Иногда

по советам своих знакомых

Другое (переписать)

кол-во

30

15

9

6

%

100%

50

30

20

Б. Как часто пациенты советуются с  участковой медсестрой или врачом прежде, чем принимать лекарства, отпускаемые в аптеке без рецепта (вопрос 4)

Всего опрашиваемых

Да

Нет

Иногда

Другое

кол-во

30

7

3

10

%

100%

23,33

10

66,67

В. Если возникает вопрос о правилах приёма назначенного лекарства, то  пациенты  предпочитают спросить об этом:

Всего опрашиваемых

Врача

 медсестру

Родственников-соседей

Самостоятельно читает инструкцию

Другое

кол-во

30

10

3

6

10

1 – читаю в интернете

%

100%

33,335

10

20

33,335

3,33

Г. Как часто пациенты советуются с медсестрой о правилах приёма лекарства (вопрос 5),

Всего опрашиваемых

Всегда

Иногда

Никогда

Другое

кол-во

30

8

17

5

%

100%

26,67

56,67

16,66

Д. Как часто пациенты советуются с медсестрой о механизме  действия назначенных лекарств (вопрос 7).

Всего опрашиваемых

Всегда

Иногда

Другое

кол-во

30

9

14

7:

  • Им виднее;
  • Если врач назначил, значит надо;
  • Читаю в интернете
  • Читаю инструкции;
  • Не знаю.

%

100%

30

56,67

16,66

Е. Если после приёма препарата у пациента ухудшается самочувствие, возникают неприятные ощущения (сыпь на коже, боль) после приёма препарата к кому предпочитает обратиться (вопрос 13)

Всего опрашиваемых

Врача

Постовую медсестру

Родственников-соседей по палате

Самостоятельно читает инструкцию

Другое

кол-во

30

14

2

5

6

3 – не было такого

%

100%

46,66

6,67

16,67

20

10

  1. Грамотное поведение медсестёр при обращении к ним пациентов.

А. как часто медсестра объясняет правила приёма лекарственного препарата (вопрос 6)

Всего опрашиваемых

Да, всегда

Да, если спрошу сам

иногда

не объясняет, даже если спрашиваю

отсылает к врачу

другое

кол-во

30

7

8

8

2

5

-

%

100%

23,33

26,67

26,67

6,67

16,66

Б. как часто медсестра информирует пациента о том, на какие побочные эффекты надо обратить внимание, что бы своевременно обратиться к врачу (вопрос 8)

Всего опрашиваемых

да часто

да редко

никогда

кол-во

30

9

11

10

%

100%

30

36,67

33,33

В. Как медсестра информирует о времени принятия лекарства (вопрос 15)

Всего опрашиваемых

Спрашиваю у медсестры

Не лежал(а) в больнице

Пью всё сразу

Следую инструкции врача

Приносят лекарства тогда, когда надо пить

Они подписаны

кол-во

30

17

2

2

5

2

2

%

100%

56,66

6,67

6,67

16,66

6,67

6,67

Г. При раздаче лекарств медсестра выдают лекарства, обычно разложенные (вопрос 14)

Всего опрашиваемых

по флакончикам из-под антибиотиков

на бумажки

в пластиковые таблетницы с секциями

другое

кол-во

30

6

10

9

5:

  • Когда как;
  • Не лежал в больнице;
  • Мама даёт;
  • Давали в руки.

%

100%

20

33,33

30

16,67

  1. Степень информированности пациентов о правильном хранении лекарств

А. Как пациенты считают, где надо хранить таблетки (вопрос 16):

Всего опрашиваемых

на полочке в шкафу

в холодильнике

всё равно

кол-во

30

13

7

10

%

100%

43,33

23,34

33,33

Б. Как пациенты считают, где надо хранить мази (вопрос 17):

Всего опрашиваемых

на полочке в шкафу

в холодильнике

всё равно

другое

кол-во

30

5

16

18

1 – Надо читать условия хранения

%

100%

16,67

53,33

26,67

3,33

В. Как пациенты считают – если у лекарства срок годности подходит к концу, что необходимо сделать (вопрос 18)?

Всего опрашиваемых

Выбросить (утилизировать)

Принять в первую очередь (использовать)

Пусть лежит

Не знаю

Не проверяю срок годности и «–»

кол-во

30

23

2

1

2

2

%

100%

76,66

6,67

3,33

6,67

6,67

Г. Пациенты предпочитают лекарства запивать (вопрос № 9):

Всего опрашиваемых

кипячёной водой

чаем-кофе во время еды

другим напитком

проглатывать ничем не запивая

не обращаю внимания

кол-во

30

17

2

4

2

5

%

100%

56,67

6,67

13,33

6,66

16,67

Д. Если лекарство назначено «до еды» Вы принимаете его (вопрос 10):

Всего опрашиваемых

за 30 мин. до еды

за 10-15 мин. до еды

непосредственно сразу перед едой

 не обращают внимания на эту рекомендацию

кол-во

30

14

4

7

5

%

100%

46,67

13,33

23,33

16,67

Е. Если лекарство назначено «после еды» Вы принимаете его (вопрос 11):

Всего опрашиваемых

сразу после еды

через 15-30 мин после еды,

не обращают внимания на эту рекомендацию

кол-во

30

11

13

6

%

100%

36,67

43,33

20

  1. А. Как Вы считаете, при лечении от ОРВИ лучше (вопрос № 19)?

Всего опрашиваемых

принимать как можно больше лекарств

принимать как можно меньше лекарств

вообще не принимать лекарства

кол-во

30

6

13

11

%

100%

20

43,33

36,67

Б. У Вас были осложнения после  ОРВИ (вопрос № 20)?

Всего опрашиваемых

часто

редко

Не было

кол-во

30

2

13

15

%

100%

6,67

43,33

50

Приложение № 3

Примеры использования наглядных средств

 при обучении пациента возможным способам профилактики ОРВИ

Пример № 1

1. Избегайте мест скопления людей

2. В общественных местах защищайте дыхательные пути маской

3. Избегайте объятий и поцелуев

4. Мойте руки

5. Употребляйте в пищу лук, чеснок, витамины.

6. При недомогании оставайтесь дома и вызовите врача!

Пример № 2

Приложение № 4

Рекомендации для пациентов

по правилам приёма препаратов при ОРВИ:

  1. Необходимо принимать лекарства всегда по назначению врача, а не заниматься самолечением.
  2. При появлении побочных эффектов при приёме лекарственных препаратов, немедленно обратиться к врачу или рассказать о них медсестре.
  3. Хранить термолабильные препараты (мази) необходимо в холодильнике.
  4. При истечении срока годности лекарственного препарата, его следует немедленно выбросить.
  5. Запивать таблетки следует водой (если нет других рекомендаций по запиванию определённого препарата).

Рекомендации для медсестры о том,

как правильно проводить беседу с пациентом при ОРВИ:

  1. Всегда информировать пациента о правилах приёма лекарственных средств и о возможных побочных эффектах.
  2. Объяснять пациенту о правилах хранения мазевых лекарственных средств.
  3. Обращать внимание пациентов на то, что запивать таблетки следует водой, а не другими напитками
  4. Объяснять пациенту рекомендацию по приёму препарата «до еды» и «после еды».


[1] ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА  ПРИКАЗ от 31 марта 2005 года № 373О «Совершенствовании системы эпидемиологического надзора и контроля за гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями»

[2] СП 3.1.2.3117-13 "Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для студентов по проведению практического занятия. Тема: Инфекционные болезни, диагностика, принципы лечения. Лечебно-диагностическая работа.Организация оказания медицинской помощи инфекционным больным.Устройство и режим инфекци

Методическая разработка практического занятия для специальности Сестринское дело 060501 составлена согласно ФГОС третьего поколения . ПМ 02. МДК 02.01«Сестринский уход при  различных заболев...

«Оказание медицинской помощи больным независимо от национальной принадлежности и религиозных различий»

На фоне разногласий на почве национальной и религиозной принадлежности в различных облястях нашей жизни, нам предстоит обсудить вопрос оказания медицинской помощи больным независимо от национальной пр...

Программа научно-практической конференции "Актуальные вопросы профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи"

Программа научно-практической конференции "Актуальные вопросы профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи"...

Методическая разработка к практическому занятию «Оказание медицинской помощи на догоспитальном этапе с поражениями аварийно-химически опасными веществами» ПМ 03 «Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе». МДК 03.02. Медицина катастроф

В сфере промышленного, оборонно-промышленного и топливно-энергетического комплексов в настоящее время функционируют химически опасные объекты, перерабатывающие, получающие, использующие или хранящие в...

Современные методы многоуровневой профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи

Современные методы многоуровневой профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи...

Инфекции связанные с оказанием медицинской помощи

           Основной учебной целью последипломного образования специалистов сестринского звена  по дисциплине  «Инфекции связанные с оказанием...

Методическая разработка занятия-конкурса по типу "КЕЙС-стади" на тему "Алгоритм оказания медицинской помощи при спазмофилии" со студентами специальности "Лечебное дело"

Методическая разработка практического занятия-конкурса по теме: «Алгоритм оказания медицинской помощи при спазмофилии. Неотложная помощь при ларингоспазме» составлена в соответствии с ФГОС...