Презентация "Лабораторные методы исследования"
презентация к уроку

Кишова Аминат Гаджиевна

Данный материал содержит информацию о лабораторных методах исследования мочи, подготовку к ним пациента и инструктаж к ним

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл laboratornye_metody_issledovaniya_mochi.pptx1.56 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лабораторные методы исследования мочи. Занятие №27.

Слайд 2

Цель урока: Показать сущность и значимость основных лабораторных методов исследования мочи. Студент должен знать: Основные виды лабораторных методов исследования мочи Цели предстоящих лабораторных исследований Универсальные меры предосторожности при взятии и транспортировке биологического материала в лабораторию Правила хранения различных видов проб. Студент должен уметь: Выбрать назначение на лабораторные исследования из листа назначений Подготовить посуду и оформить направления Провести беседу с пациентом о цели предстоящего исследования и правилах подготовки к нему. Взять мочу для клинического анализа, по Нечипоренко, по Зимницкому , на сахар, ацетон, диастазу, 17 КС, для бактериологического исследования Определить водный баланс.

Слайд 3

Межпредметные связи.

Слайд 4

Обучение и подготовка пациента для получения достоверного результата. Роль медицинской сестры в подготовке и обучении пациента к лабораторным методам исследования значительна и велика. Медсестра выступает в роли педагога и психолога, осуществляя функции обучения, воспитания и заботы. Учитывая, что пациенты разной возрастной категории, разного уровня культуры и образования, медсестра должна продумать индивидуальный подход и составить план беседы при объяснении материала. Зная возможности и способности каждого пациента, медицинская сестра должна понимать , что определенная группа пациентов лучше усваивает материал в процессе рассказа, объяснения, а другая часть пациентов усваивает материал при прочтении его. Поэтому целесообразно разрабатывать и составлять памятки, инструкции, рекомендации, где бы освещались ответы на наиболее частые вопросы пациентов. Кроме того, есть вопросы, спросить которые пациенты стесняются, поэтому их лучше отразить в памятке. Насколько грамотно и профессионально будет медицинская сестра выступать в роли педагога-воспитателя, настолько успешно и эффективно будет проведена подготовка и сбор материала к исследованию. В этом случае медицинская сестра проявляет заинтересованность в работе, используя творческий потенциал, знания, умения, что является необходимым условием для повышения своей квалификации и личного роста, в также вносит изменения в практику, в которых она видит новые возможности для своей деятельности.

Слайд 6

Результаты лабораторных исследований зависят от того, насколько правильно собран и доставлен в лабораторию материал.

Слайд 8

Анатомия мочевыделительной системы.

Слайд 13

ЗАДАЧИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ: 1. Объяснить пациенту цель исследования. 2. Рассказать технику подготовки и сбора биологического материала. 3. Выписать направление на исследование. 4. Получить посуду для сбора биологического материала. 5. Доставить собранный материал в лабораторию.

Слайд 14

1. Сбор мочи на общий анализ (ОАМ) – определение качественных и количественных показателей мочи. Цель: диагностическая. Показания: назначение врача, общее обследование пациента. Оснащение: бланк направления, чистая сухая стеклянная или пластиковая ёмкость на 200,0-250,0 мл. Обучая пациента технике сбора мочи для общего анализа , следует акцентировать внимание на следующем: тщательно подмыться и насухо вытереться; женщине закрыть вход во влагалище ватным тампоном во избежание попадания выделений в мочу; начать мочеиспускание в унитаз, продолжить в подготовленную емкость (для исследования нужно 100–150 мл мочи); закрыть емкость крышкой; вымыть руки.

Слайд 16

2. Сбор мочи на анализ по методу Нечипоренко – количественное определение форменных элементов в моче: лейкоцитов, эритроцитов, цилиндров (форменные элементы осадка подсчитывают при микроскопии с помощью камеры Горяева, а затем производят перерасчёт форменных элементов на 1 мл мочи). Цель: диагностическая. Показания: назначение врача, заболевание почек. Оснащение: бланк направления, чистая сухая стеклянная или пластиковая ёмкость на 100,0-200,0 мл. Порядок сбора мочи по методу Нечипоренко: 1. Тщательно подмыться и насухо вытереться. 2. Женщине закрыть вход во влагалище ватным тампоном во избежание попадания выделений в мочу. 3. Начать мочеиспускание в унитаз. 4. Продолжить мочеиспускание в подготовленную емкость (для исследования нужно 2-3 мл). 5. Завершить мочеиспускание в унитаз. 6. Закрыть емкость с мочой крышкой. 7. Вымыть руки.

Слайд 17

3. Сбор мочи на анализ по методу Амбурже - определения содержания форменных элементов в моче: лейкоцитов, эритроцитов, цилиндров (пересчитывают на минутный объём мочи). Цель: диагностическая. Показания: назначение врача, заболевание почек. Оснащение: бланк направления, чистая сухая стеклянная или пластиковая ёмкость на 100,0-200,0 мл. Сестринская информация пациенту: утром в 5.00 медицинская сестра разбудит пациента, чтобы он помочился в унитаз, а в 8.00 ч после тщательной гигиенической процедуры наружных половых органов, пациент должен помочиться в приготовленную емкость. Доставить в клиническую лабораторию. В норме в моче при следовании по пробе Амбурже содержится : лейкоцитов – до 2,5*10; эритроцитов - до 1*10; цилиндров – до 15.

Слайд 18

4. Сбор мочи по методу Аддис –Каковского. – определение количества форменных элементов и цилиндров. Цель: диагностическая. Показания: воспалительные заболевания почек. Оснащение: чистая сухая стеклянная или пластиковая ёмкость 1 л; бланк направления. Сестринская информация пациенту: 1. После выборки назначений из истории болезни готовят направление и посуду. 2. Вам назначено исследование мочи по Аддис – Каковскому. Сегодня в 22.00 часа вам необходимо помочиться в унитаз и задержать мочеиспускание до 8.00 утра следующего дня. Утром в 8.00 обязательно тщательно подмойтесь и соберите мочу в емкость. Посуду оставьте в санитарной комнате на полке. 3. Необходимо предусмотреть возможные мочеиспускания у пациента в течение ночи и предупредить его об обязательном туалете половых органов перед каждым мочеиспусканием, а в ёмкость, во избежание разрушения форменных элементов, добавить консервант (тимол или формальдегид). 4. Мочу следует доставить на исследование сразу же после мочеиспускания в теплом виде. 5. Результат исследования подклеивают в историю болезни. Примечания. Если исследование назначено женщине и у пациентки из влагалища есть выделения, то необходимо заложить его чистым ватным тампоном. Если пациент находится на постельном режиме, то туалет половых органов проводит медсестра, приготовив предварительно все необходимое для подмывания. В норме при исследовании по пробе Аддис – Каковского в моче находится : лейкоцитов – до 2 млн ; эритроцитов – до 1 млн ; цилиндров – до 20000.

Слайд 20

5. Сбор мочи на анализ по методу Зимницкого - определение концентрационной (удельный вес мочи) и выделительной (количество мочи) способности почек. Выделительную функцию определяют суточным диурезом, в котором выделяют дневной (2/3) и ночной (1/3) диурез. Дневной диурез считают от 6 часов утра до 18 часов; ночной диурез – от 18 часов до 6 часов утра следующего дня (диурез заносится в бланк направления). Цель: диагностическая (исследование функционального состояния почек). Показания: нарушение процессов кровообращения и мочеобразования. Оснащение: бланк направления с учётом пробы Зимницкого , 8 чистых сухих стеклянных или пластиковых ёмкостей на 200,0-300,0 мл + 2-3 дополнительных ёмкостей с этикетками с указанием номера порции, Ф.И.О. пациента, № палаты, промежуток времени. Сестринская информация пациенту: Сбор мочи будет проходить в течение суток: с 6.00 утра и до 6.00 утра следующего дня. В 6.00 часов пациент должен выпустить мочу в унитаз. И с этого момента сбор мочи осуществляется в приготовленные емкости. Мочу собирают в течение 3 часов в отдельные пронумерованные емкости: № 1- 6.00-9.00 №5- 18.00-21.00 № 2- 9.00-12.00 №6- 21.00-24.00 № 3- 12.00-15.00 №7-24.00-3.00 + №7-24.00-3.00 № 4- 15.00-18.00 №8-3.00-6.00 На следующее утро в 6.00 последнюю порцию мочи пациент собирает в ёмкость.

Слайд 21

При отсутствии мочи за временной промежуток, соответствующая ёмкость остается пустой, на этикетке отмечается «отсутствие порции мочи» и доставляется вместе с остальными в лабораторию. При частых мочеиспусканиях или выделении большего количества мочи ее следует собирать в дополнительную посуду и указать на этикетке временной промежуток. Медицинская сестра разбудит пациента ночью, чтобы он не проспал ночных порций мочи. Объяснив пациенту порядок сбора мочи, нужно убедиться, что пациент все правильно понял: следует попросить его повторить технику сбора мочи. При необходимости дайте письменную инструкцию. Сбор мочи проводится при обычном пищевом и питьевом режиме. Доставить все порции в клиническую (биохимическую) лабораторию.

Слайд 22

6. Сбор мочи для бактериологического исследования (на микрофлору) – позволяет выделить возбудителя и определить его чувствительность к антибиотикам. Назначается до приёма антибиотиков, уросептиков и форсированного диуреза или через 3 дня после приёма лекарственных препаратов. Цель: диагностическая (определение возбудителя). Показания: назначение врача, заболевание органов мочевыделительной системы. Оснащение: бланк направления, стерильная стеклянная или пластиковая ёмкость на 100,0-200,0 мл, антисептик (0,02 % раствор фурацилина , 0,05 % раствор перманганата калия). Сестринская информация пациенту : утром, после гигиенической процедуры наружных половых органов и обработки уретры антисептиком, спустить «среднюю порцию» струи мочи в стерильную ёмкость 10,0-15,0 мл, не касаясь внутренней поверхности и краёв ёмкости и крышки.

Слайд 23

7. Сбор мочи на диастазу - для определения функционального состояния поджелудочной железы. Диастаза (амилаза) - фермент, осуществляющий расщепление гликогена и крахмала. Наиболее богата им поджелудочная железа. Активность фермента значительно повышается при остром панкреатите. Повышение активности амилазы в моче происходит на фоне увеличения ее в крови. Однако, если после перенесенного приступа панкреатита активность фермента в крови пациента нормализуется быстро, то в моче она остается повышенной на протяжении 7 суток. Поэтому определение ее в моче может иметь особенно большое значение для обследования пациента. Цель: диагностическая (количественное определение диастазы). Показания : назначение врача, заболевание поджелудочной железы. Оснащение: бланк направления, чистая сухая стеклянная или пластиковая ёмкость на 100,0-200,0 мл. Сестринская информация пациенту: утром, после гигиенической процедуры наружных половых органов собрать мочу в приготовленную емкость, в количестве 50,0 – 100,0 мл, желательно «среднюю порцию» мочи. Моча должна быть доставлена в лабораторию теплой ( свежевыпущенной )! Поэтому в амбулаторных условиях сбор мочи можно произвести прямо в поликлинике и сразу же отнести банку в лабораторию. Норма диастаза мочи: у взрослых – 20-124 ед /л; в преклонном возрасте – 25-160 ед /л; у детей – 10-64 ед /л.

Слайд 24

Цель: диагностическая. Показания: назначение врача, сахарный диабет. Оснащение: бланк направления, чистая сухая стеклянная или пластиковая ёмкость на 100,0-200,0 мл. Сестринская информация пациенту: утром, после туалета наружных половых органов собрать порцию утренней мочи 50,0-100,0 мл. Примечание : можно собрать в любое время суток. 8. Сбор мочи для определения ацетона (кетоновых тел) – определение наличия кетоновых тел в моче.

Слайд 25

9. Сбор мочи для определения содержания сахара – контроль уровня глюкозы при сахарном диабете. Цель: диагностическая. Показания: назначение врача, сахарный диабет. Оснащение: бланк направления, две ёмкости: 1-ая - чистая сухая стеклянная или пластиковая ёмкость для суточного объёма на 2,0-3,0 литра, 2-ая – для лабораторной диагностики на 200,0 мл, стеклянная или пластиковая палочка, перчатки, ёмкость с дезраствором . Сбор мочи: утром в день начала сбора мочи для исследования пациент опорожняет мочевой пузырь (эту мочу не собирают); всю выделенную в течение суток мочу (до утра следующего дня) пациент собирает в одну большую емкость с делениями; надевает перчатки (в домашних условиях - пациент, в ЛПУ - медсестра); измеряет общее количество мочи; тщательно перемешивает мочу в большой емкости (не деревянной) палочкой; отливает во вторую емкость 100-150 мл мочи, закрывает крышкой; мочу из первой емкости выливает в унитаз (банку, крышку, палочку надо продезинфицировать); снимает перчатки, моет руки; в направлении в лабораторию указывает общее количество мочи; доставляют емкость с мочой и направление в лабораторию в течение 1 ч, соблюдая все меры инфекционной безопасности.

Слайд 26

1 0 . Определение водного баланса и суточного диуреза. Цель: Изучение водного обмена в организме. Показания: Нарушение процессов кровообращения и мочевыделения. Оснащение. Банка объемом 3л с этикеткой; горшок с этикеткой; мерная колба; листок учета выпитой жидкости. Техника измерения суточного диуреза : 1. Накануне вечером пациенту сообщают о предстоящем исследовании. Подробно объясняют, что завтра утром в 6.00 ему необходимо помочиться в унитаз и подойти к постовой медицинской сестре для измерения массы тела. Все следующие мочеиспускания в течение суток (до утра следующего дня) пациенту необходимо совершать в горшок и переливать в банку. Последнее мочеиспускание в банку пациенту необходимо сделать в 6.00 утра следующего дня и повторно подойти к постовой медицинской сестре для взвешивания. Кроме того, с завтрашнего утра в течение суток пациенту необходимо учитывать количество выпитой жидкости, а также съеденные фрукты, овощи и жидкие блюда. Количество жидкости по мере ее употребления необходимо записывать в «Листке учета выпитой жидкости». Среднего размера фрукты и овощи принято считать за 100 г жидкости. 2. Через сутки медицинской сестре необходимо измерить количество мочи в трехлитровой банке, подсчитать количество выпитой жидкости и отметить эти данные, а также массу тела пациента до исследования и в его конце в температурном листе в соответствующих графах. Примечание. Если пациент преклонного возраста или ослаблен, то учет выпитой жидкости ведет сама медицинская сестра.

Слайд 27

Время Выпито (введено) Кол-во жидкости Время Выделено мочи в мл (диурез) 9,00 Завтрак 10,40 220,0 10,0 в/в капельно 400,0 12,00 180.0 14,00 Обед 350,0 17,00 150.0 16,00 Полдник 100,0 20,00 200,0 18,00 Ужин 200,0 3,00 170,0 21,00 Кефир 200,0 6,00 150,0 За сутки Всего выпито 1500,0 Всего выделено 1070,0 ЛИСТ УЧЕТА ВОДНОГО БАЛАНСА Дата ________________________________________________________________________ Наименование больницы ______________________________________________________ Отделение __________________________________________________________________ Палата № ФИО Иванов Петр Сергеевич Возраст 45 лет Масса тела 70 кг Диагноз Обследование Расчет: в нашем примере суточный диурез должен со­ставлять: 1500x0,8 (80% от количества выпитой жидкости) = 1200 мл, а он на 130 мл меньше. Значит, водный баланс отрицательный, что указывает на неэффективность лече­ния или нарастание отеков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Декорирование одежды - один из методов исследования творческого потенциала и профессионально важных качеств обучающихся"

Результатом развития  творческих способностей и профессионально важных качеств, является воспитание у обучающихся:  воображения, фантазии, творческого мышления, трудолюбия, стремление к проф...

Методы исследования конфликтов

методы исследования конфликтов...

Методология и методы исследования

Данная презентация может быть использована  на уроках по учебной дисциплине "Психология" в качестве наглядного средства обучения и контроля качества обучения....

ЭЛЕКТРОКАРДИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ Учебно – методическое пособие для студентов

ЭЛЕКТРОКАРДИОГРАФИЧЕСКИЙМЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ  Учебно – методическое пособие для студентов...

Лабораторные методы исследования. Роль среднего медицинского персонала в проведении лабораторных исследований

Тема, раскрываемая в пособии, актуальна, так как обучение пациента правильному сбору биологического материала является одной из главных обязанностей деятельности среднего медицинского работника в любо...

Методическое пособие по теме "Инструментальные методы исследования. Эндоскопические методы исследования" для проведения практического занятия по ПМ.04 специальность Сестринское дело

Инструментальные методы исследования – это одни из самых распространенных в настоящее время дополнительных методов обследования, применяемые при патологии практически всех систем организма. Диаг...

Методы исследования в индивидуальном проекте обучающегося колледжа и типичные ошибки при формулировке методов исследования.

Методическая разработка предназначена для преподавателей, осваивающих проектную деятельность в урочной и внеурочной практике, при подготовке студентов к выполнению индивидуальных проектов и их успешно...