Методическая разработка по теме "Права граждан, отдельных групп населения в области охраны здоровья"
методическая разработка

Байрамов Шеолат Балахан оглы

Методическая разработка по теме "Права граждан, отдельных групп населения  в области охраны здоровья" предназначена для проведения практического занятия по  дисциплине Правовое обеспечение профессиональной деятельности, по специальности "Сестринское дело".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент здравоохранения города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 2»

 

Ш. Б. Байрамов

Методическая разработка

практического занятия

по теме: Права  граждан, отдельных групп населения в области охраны здоровья

по дисциплине  Правовое обеспечение профессиональной деятельности

Москва, 2021

РАССМОТРЕНО                                      

Протокол заседания

Цикловой методической

комиссии    № _____

от  «____» ______2021 г. № ___

УТВЕЖДЕНО

Методическим  советом

Протокол заседания

№ ___ от « __ » ______2021 г.  № ___  

 

Составитель:

Байрамов Ш. Б. о.                                                                                                                         Преподаватель первой квалификационной категории  ГБПОУ   ДЗМ «Медицинский колледж №2»

                                   

         

СОДЕРЖАНИЕ

1.  Пояснительная  записка……………………………………………...4

2. Методический  блок…………………………………………………..5

2.1. Введение.……………………………………………………………5

2.2. Технологическая  карта……………………………………………..7

3. Информационный  блок……………………………………………...9

3.1. Лекционный  материал (опорный конспект)……………………...9

4. Контролирующий  блок……………………………………………...23

4.1. Вопросы для определения исходного уровня знаний……………23

4.2. Вопросы по новой теме (письменно)……………………………..24

4.3. Ситуационные задачи для  закрепления  нового  материала……25

4.5. Критерии  оценок…………………………………………………..28

5. Список  литературы…………………………………………………..29

1. Пояснительная  записка

         Данная  методическая  разработка  предназначена для  проведения учебного занятия по теме  «Права  граждан, отдельных групп населения в области охраны  здоровья»  в  соответствии с рабочей  программой   по учебной  дисциплине  ОП. 10 Правовое обеспечение  профессиональной  деятельности   для  специальности 34.02.01  Сестринское  дело.

        На  изучение данной  темы отводится 2 часа по рабочей  программе.

        Методическая  разработка  структурирована и содержит:

* методический  блок,  где  даны  рекомендации  по работе  с  методической  разработкой, мотивация (актуальность темы), оснащение занятия, список  литературы,  технологическая  карта;

* информационный  блок включает  материалы  практического занятия:  опорный   конспект, нормативно-правовые акты, ситуационные задачи;

* блок  контроля  знаний  включает вопросы для определения исходного  уровня знаний (устно) студентов, вопросы по новой теме (письменно),  ситуационные   задачи   для  закрепления  нового  материала, эталоны ответов  на  устные (письменные) вопросы  и  на  ситуационные  задачи.

  Методическая  разработка  составлена  на  основании  опыта  преподавания  с  учетом  рекомендаций  по  оформлению  методических  разработок.        

   Методическая  разработка  содержит  перечень  целей, отражающих  необходимые  знания. Педагогические подходы и методы, представленные в  методической  разработке, позволяют  преподавателю выбрать наиболее  оптимальные  действия  для  эффективного  раскрытия  индивидуальных способностей и возможностей обучающихся.

  Для реализации познавательной  и  творческой активности обучающихся, в учебном процессе используются технология обучения в сотрудничестве (обучение  в коллективе).

      Предлагаемый  материал  может  быть  использован преподавателями для  проведения  практического  занятия  и  для  более   качественного  усвоения  информации  обучающимися  по  данной  теме.    

2. МЕТОДИЧЕСКИЙ  БЛОК

2.1. Введение

          Право на охрану здоровья является одним из важнейших социальных прав человека и гражданина в силу того, что здоровье является высшим благом человека, без которого утрачивают значение многие  другие блага и  ценности. Здоровье не является только личным благом гражданина, а имеет еще и социальный характер. Иными словами, не только каждый должен заботиться  о своем здоровье, но и общество обязано принимать все необходимые меры, содействующие  сохранению и улучшению здоровья его членов, препятствовать  посягательству кого бы то ни было на здоровье граждан.  

          Право на охрану здоровья закреплено в таких международных документа, как Всеобщая  декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Устав Всемирной организации здравоохранения и др.

          Большое значение для охраны здоровья граждан РФ имеет предусмотренная Конституцией РФ возможность получать медицинскую помощь  в государственных и муниципальных учреждениях  здравоохранения бесплатно за счет средств соответствующего  бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1. ст. 41 Конституции РФ).

Наряду с международно-правовыми актами и Конституцией РФ основополагающие роль в законодательном регулировании вопросов охраны здоровья играет  Федеральный закон от 21.11.2011 г №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее ФЗ  № 323 «Об основах…»). Права граждан, отдельных групп населения в области охраны здоровья регламентирует   ФЗ   № 323  «Об  основах…»

Для  того  чтобы каждый  гражданин и отдельные группы населения могли   реализовать свои права в сфере охраны здоровья в соответствии Российскому  законодательству о здравоохранении, каждый медицинский  работник   должен знать права и обязанности  пациента, отдельных групп населения   при  получении медицинской  помощи, проявлять высокую  профессиональную компетентность при выполнении своих профессиональных обязанностей.  

 Данное  занятие   направлено на изучение   прав граждан и отдельных групп населения в области охраны здоровья и в том числе    при  обращении  за  медицинской  помощью, т.к. это является   важной частью составляющей компетентности  и   профессионализма медицинских работников  для  выполнения будущих профессиональных обязанностей на высоком  уровне.

2.2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (план) ЗАНЯТИЯ

специальность

«сестринское дело»  340201

Индекс по ГОС (ФГОС)

ОП.10

Дисциплина

Правовое обеспечение  профессиональной  деятельности

курс

III

Количество часов

2

Тема занятия

Права  граждан, отдельных групп населения  в области  охраны  здоровья

Вид занятия

Практическое

Тип занятия

Усвоения  новых  знаний

Место проведение занятия

Кабинет   СЭД

Цель  занятия.

Сформировать целостное представление  о  правах  граждан и отдельных

групп населения    в  области   охраны  здоровья.

Задачи

Обучающая

Проанализировать  права  граждан  и  отдельных  групп  населения  в  сфере  охраны  здоровья, в соответствии с ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан  в  Российской Федерации».

Научить обучающихся решать ситуационные задачи, возникающие   в  сфере медицинской деятельности  связанные с правами граждан и отдельных групп населения в области охраны здоровья.

Воспитательная

Формирование  правовых  знаний   в  сфере  охраны  здоровья.

Воспитывать  у обучающихся  способность осознанного выполнения   будущих профессиональных  обязанностей на должном уровне.

Развивающая

Развивать познавательный  интерес к  законам  и нормативно-правовым

актам  для  изучения  прав  граждан и отдельных групп населения  в  области   охраны   здоровья.

В результате занятий студенты должны:

Знать

Права граждан и отдельных  групп  населения  в  области  охраны здоровья.

Основные  законы  и нормативно-правовые акты  в  области  охраны  здоровья  граждан.

Уметь

Пользоваться  основными  законами и нормативно-правовыми  актами    в   сфере  охраны здоровья  граждан.

Междисциплинарные связи

обеспечивающие:

 Общественное  здоровье и здравоохранение

обеспечиваемые:

Медицина.

Средства обучения

Учебник. Контролирующий материал. Нормативно-правовые документы.

Наглядные пособия

Таблицы. Схемы

Раздаточный материал

Закон РФ «Об основах охраны здоровья  граждан в Российской Федерации».

Конституция  РФ.

Технические средства обучения:

Ноутбук, проектор, интерактивная  доска.

Литература основная:

Сергеев Ю. Д. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: учебное пособие. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2018.

Акопов  В. И. Медицинское  право  в  вопросах и ответах. Ростов на/д: Феникс, 2016 г.

Закон РФ «Об основах  охраны здоровья  граждан в Российской Федерации».  

Закон  РФ  «Об обязательном  медицинском страховании  в  РФ».

Дополнительная:

Интернет   ресурсы:

www.consultant.ru

www.garant.ru

ЭБС  Консультант студента

        

Домашнее задание

ОЛ. 3. Стр.101 – 121;

ХРОНОКАРТА

Этап занятия

Время

Методы обучения

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

1.

Организационный момент

5

Заполняет журнал, сообщает  студентам тему занятия: «Права  граждан, отдельных групп населения в  области охраны здоровья».

Цели, план  занятия.  

Записывают   тему  и

план занятия.

2.

Исходящий контроль

Актуализация занятий

15

Устный  опрос.

Беседа.

Организует  работу  студентов для проведения устного опроса.

Аргументирует актуальность новой  темы.

Отвечают  на вопросы  преподавателя  и участвуют в обсуждении ответов.

3.

Изучение нового материала

20

Круглый стол. Работа в малых группах.  

Организует работу   студентов малыми группами для  письменных ответов и распределяет варианты вопросов.

Работают в малых группах  и пишут ответы на вопросы.

4.

Закрепление  материала

25

Круглый стол. Работа в малых группах. Решение ситуационных задач  с помощью ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Ф»

Организует работу студентов в малых группах и распределяет варианты   ситуационных  задач.

Решают ситуационные  задачи  и  участвуют    в  обсуждении  ответов.

5.

Изучение    нового материала

15

Просмотр и обсуждение фильма по ЭКО (ВРТ)

Организует просмотр  учебного   фильма.

Обсуждают  учебный  фильм  и   отвечают на  вопросы.

6.

Рефлексия

5

Беседа

Предлагает  проанализировать понимание новой  темы, отвечает  на вопросы  студентов.

Отвечают  на  вопросы, задают  вопросы преподавателю.

7.

Итоги занятий

5

Подводит  итоги, выставляет оценки за  занятия, комментирует  их, задание  на  дом.

Записывают задание  на дом.

90

3. Информационный  блок

3.1. Права граждан, отдельных групп населения в области охраны здоровья

          Каждый  человек, независимо от социального статуса, религиозных  убеждений, экономического положения и других факторов, имеет  право  на охрану  здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.

Право  на  охрану  здоровья  граждан и   отдельных  групп населения   регламентирует  Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан  в  Российской Федерации» (далее ФЗ №323 «Об основах …»).

          В  соответствии  со ст. 19 ч.2 ФЗ № 323 «Об основах…»   Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования. Действующее  законодательство  закрепляет   систему  прав, свобод, законных  интересов  и обязанностей  человека, обратившегося  за медицинской помощью, что  составляет  правовой  статус  пациента  в медицинских правоотношениях.

          Основополагающий  перечень  прав пациента  закреплен  в  п. 5 ст. 19 ФЗ №323 «Об основах…». Согласно  указанной  норме, пациент  имеет  право  на:

  - выбор врача и медицинской организации в соответствии со ст. 21 ФЗ № 323 «Об основах…»;    

  - профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим   требованиям;

  - получение консультаций врачей – специалистов;

  - облегчение  боли связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;

  - получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии  своего здоровья, выбор лиц, которым  в интересах  пациента  может  быть  передана  информация о состоянии  его  здоровья (ст. 22 ФЗ  № 323 «Об основах…»);

  - получение лечебного  питания, в случае  нахождения пациента на  лечении в стационарных  условиях;

  - защиту сведений, составляющих врачебную тайну (ст. 13 ФЗ № 323 «Об основах…»);

  - отказ от медицинского вмешательства (ст. 20 ФЗ № 323 «Об основах…»);

 - возмещение  вреда, причиненного  здоровью при  оказании  ему  медицинской помощи;

  - допуск  к нему адвоката или  законного  представителя для  защиты  своих  прав;

  - допуск  к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении  в  стационарных   условиях – на предоставление условий для отправления  религиозных обрядов, проведение  которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление  отдельного  помещения, если это не нарушает внутренний  распорядок медицинской организации.  

Особенности порядка выбора медицинской организации и врача при  оказании медицинской помощи

          Федеральный  закон  № 323 – ФЗ «Об основах…»  ввел  множество  новаций  в сфере  реализации прав  пациентов при  оказании  медицинской  помощи, одна  из которых – появление  отдельной  статьи,  раскрывающей содержание  и механизм реализации  гражданами  права  выбора  врача  и медицинской  организации.

          Статья  21  ФЗ  № 323 «Об основах…»  определяет  общий  порядок  выбора врача и медицинской организации  при  получении  медицинской  помощи  в рамках программы  государственных гарантий бесплатного  оказания  гражданам  медицинской помощи; особенности выбора врача и медицинской организации при оказании  первичной  медико – санитарной  помощи и первичной специализированной медико – санитарной помощи  Статьей  21  ФЗ № 323  «Об основах…» определена  периодичность выбора  медицинской  организации при  получении  первичной  медико – санитарной  помощи. Так, гражданин выбирает  медицинскую организацию, в том  числе по территориально – участковому принципу, не чаще чем  1 раз  в год (за исключением  случаев изменения места жительства или места пребывания  гражданина).

          В  выбранной  медицинской  организации  гражданин  путем  подачи заявления лично или через своего  представителя  на  имя  руководителя медицинской  организации осуществляет выбор не чаще чем  1 раз  в   год (за исключением случаев замены медицинской организации) следующих   врачей:

врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей  практики   (семейного  врача) или  фельдшера.

          Особенности  получения  специализированной медицинской  помощи отражены  п. 4 ст. 21 ФЗ №323 «Об основах…»,  в силу которой  для  получения специализированной медицинской помощи в плановой  форме  выбор  медицинской  организации, реализующей территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, осуществляется в соответствии с направлением лечащего  врача. Если таких  медицинских организаций несколько, врач в обязательном порядке извещает об этом гражданина.

          Медицинскую помощь  в  неотложной или экстренной  форме оказывают гражданам с учетом соблюдения установленных требований к срокам ее  оказания (п. 5 ст. 21 ФЗ №323 «Об основах…»).

          Для некоторых  категорий  граждан  предусмотрен специальный порядок выбора врача  и медицинской  организации:

  - медицинское  обслуживание военнослужащих и лиц, приравненных  по медицинскому обеспечению к военнослужащим, проходящих альтернативную гражданскую службу, граждан, подлежащих призыву на военную службу или направляемых на альтернативную гражданскую службу, и граждан, поступающих на военную службу по контракту или приравненную к ней службу, осуществляют ведомственные медицинские организации (ст. 25       ФЗ № 323 «Об основах…»);

  - задержанных, заключенных под  стражу, отбывающих наказание  в  виде ограничения свободы, ареста, лишения  свободы либо административного ареста обслуживают в медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном

 постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 № 1466 (ст. 26 ФЗ №323 «Об основах…»);

  - особенности выбора медицинской организации гражданами, проживающими в закрытых административно-территориальных образованиях, на территориях с опасными  для  здоровья  человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в  соответствующий перечень, а также  работниками организаций, включенных  в перечень организаций  отдельных  отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, установлен постановлением Правительства РФ от  26.07.2012 № 770.  

          В  ст. 6 ФЗ № 323  «Об основах…» впервые закреплен приоритета  интересов пациента при  оказании медицинской помощи  в системе основных, базовых

начал охраны здоровья.

          Содержание  принципа соблюдения приоритета прав   пациента  сведено  к  следующему:

  - при  оказании  медицинской помощи необходимо соблюдать  этические и моральные нормы, а также уважительное и гуманное отношение со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации;

  - медицинскую помощь пациенту надо  оказывать с учетом его  физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций пациента;

  - при  оказании  медицинской помощи должен быть обеспечен  надлежащий уход за пациентом;

  - организацию оказания  медицинской помощи пациенту надо осуществлять с учетом рационального использования  его  времени;

  - требования  к проектированию и размещению медицинских организаций необходимо устанавливать с учетом соблюдения санитарно-гигиенических

  норм и обеспечения комфортных условий пребывания пациентов в медицинских организациях;

  - при оказании  медицинской помощи должен быть созданы  условия, обеспечивающие возможность посещения  пациента и пребывания  родственников с ним в медицинской организации с учетом состояния  пациента, соблюдения противоэпидемического  режима  и интересов иных  лиц, работающих  и  (или) находящихся в  медицинской  организации.

Информированное добровольное  согласие (отказ) на  медицинское вмешательство

          Правовые  основы  информированного добровольного  согласия  на  медицинское  вмешательство и реализации  права  пациента  на  отказ от  его проведения  установлены  ст. 20 ФЗ  №323 «Об основах…».

   Информированное  добровольное  согласие  определено  как  необходимое  предварительное  условие  любого  медицинского  вмешательства.

Обязательное  условие  перед оформлением  согласия на  медицинское  вмешательство – предоставление  гражданину или его  законному  представителю  полной информации о целях, методах оказания медицинской  помощи, связанном  с ними  риске, возможных вариантах медицинского  вмешательства, о  его  последствиях, а также о предполагаемых  результатах оказания  медицинской  помощи.

          В  некоторых  случаях  информированное добровольное  согласие на  медицинское  вмешательство дает  один из родителей или иной  законный  представитель (п. 2 ст. 20 ФЗ №323 «об основах…»):

   - в отношении несовершеннолетних, не  достигших 15 – летнего  возраста (больных наркоманией – 16 лет);

   - в отношении  несовершеннолетнего реципиента (до  достижения им 18 – летнего  возраста) при  необходимости трансплантации (пересадки)  органов и тканей если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на  медицинское  вмешательство;

   - в отношении  лица, признанного в установленном законом  порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию  не  способно дать согласие на  медицинское  вмешательство;

   - в отношении  несовершеннолетнего больного  наркоманией  при  оказании  ему наркологической  помощи или при медицинском  освидетельствовании  несовершеннолетнего в  целях установления  состояния  наркотического  либо иного  токсического  опьянения (за  исключением случаев  приобретения  несовершеннолетними  полной дееспособности  до  достижения   ими  18 – летнего  возраста).  

Оформление отказа от медицинского вмешательства

          Право  гражданина, одного  из родителей  или иного законного представителя или недееспособных лиц отказаться от медицинского вмешательства или  потребовать  его прекращения, определено  п. 3 ст. 20 ФЗ №323 «Об основах…». Однако его реализация возможна только  при

соблюдении  строго  определенного  порядка. В  частности, при  отказе от медицинского

вмешательства гражданину, одному из родителей или законному представителю лица доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия  такого  отказа.

          Законный представитель недееспособного лица может отказаться  от медицинского  вмешательства  только в том  случае, если такое лицо  по своему  состоянию не способно  отказаться  от медицинского вмешательства.  Более  того, законный представитель недееспособного  лица обязан известить орган  опеки и попечительства по месту  жительства  подопечного об отказе от медицинского вмешательства, необходимого для спасения   жизни подопечного, не позднее дня, следующего за днем  этого отказа  Должностные  лица медицинской организации, которым стало известно об угрозе или здоровью ребенка, о нарушении  его прав и законных интересов, обязаны  сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения  ребенка (п. 3 ст.56 Семейного кодекса РФ).

          Важная  гарантия защиты интересов недееспособных и несовершеннолетних лиц в случае отказа от медицинского вмешательства, необходимого  для  спасения  жизни, - право медицинской организации обратиться в суд с заявлением о защите интересов такого пациента (п. 5 ст.20 ФЗ №323 «Об основах…»).

          Особенности рассмотрения указанной категории  дел определены в гл. 31.1 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ).

  Так, ст. 285.3  КАС РФ установлено, что  такие дела рассматривают в течение 5 дней с даты принятия заявления к производству, а при наличии ходатайства медицинской организации о медицинском вмешательстве в экстренной  форме – в день  поступления  заявления. О времени и месте рассмотрения  административного дела извещаются: лицо, отказавшееся  от медицинского  вмешательства в отношении несовершеннолетнего или лица, признанного  в установленном  порядке недееспособным, медицинская организация, подавшая  административное исковое заявление, орган опеки и попечительства, прокурор.  

          Мотивированное решение  суда  должно быть изготовлено в полном объеме в день его  принятия.

          Решение суда об удовлетворении  административного  искового заявления  является – основанием  для  медицинского   вмешательства в отношении  несовершеннолетнего или, лица признанного  в установленном  порядке недееспособным.

    Основания и порядок медицинского вмешательства без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя

          В  соответствии   с п. 9 ст. 20 ФЗ № 323  «Об основах…» медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допустимо:

  1) если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою  волю или  отсутствуют законные представители   несовершеннолетних лиц (не достигших 15 лет, а больных наркоманией –      16 лет) и недееспособных лиц;

  2) в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими  опасность для  окружающих;

  3) в отношении  лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами;

  4) в отношении  лиц, совершивших общественно опасные  деяния (преступления);

  5) при  проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психиатрической экспертизы.

          В первом и втором  случае решение  принимает:

   - консилиум врачей, а в случае, если собрать консилиум не возможно, - непосредственно лечащий (дежурный) врач с внесением такого решения в медицинскую документацию пациента и последующим уведомлением должностных лиц медицинской организации (руководителя медицинской организации или ее отделения), самого гражданина, в отношении  которого проведено медицинское вмешательство, а в случаях, предусмотренных в ч. 2 ст. 20 ФЗ № 323 «Об основах…» – одного из родителей или  иного законного представителя;

   - суд – в случаях и порядке, которые  установлены  законодательством РФ.

          В отношении  лиц, указанных в п. 3 и 4, решение принимает  только суд в случаях  и порядке, которые установлены законодательством РФ.

Защита сведений, составляющих врачебную  тайну

          В  части 1 ст. 23 Конституции  РФ провозглашает, что каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Предметом личной и семейной тайны могут быть сведения  о состоянии  здоровья человека, в связи с чем можно констатировать,  что врачебную тайну в первую очередь  охраняют нормы Конституции РФ. Так, согласно ч. 1 ст. 24 Конституции РФ, без согласия  лица недопустимы сбор, хранение, использование и распространение  информации о частной  жизни  лица без его  согласия.

Гарантии  охраны врачебной тайны содержит законодательство в сфере охраны здоровья. В частности, ФЗ № 323 «Об основах…» соблюдение врачебной тайны отнесено к основным принципам охраны  здоровья (ст. 4), это одна из обязанностей не только медицинских работников (ст. 73), но и медицинских организаций (ст. 7)

          В соответствии  со ст. 13 ФЗ № 323 «Об основах…» врачебную тайну составляют сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состояние  его здоровья и диагнозе, а также иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении. Разглашение  указанных сведений лицами, которым  они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, не допускается, в том  числе после  смерти  человека.

         Исключение из общего правила составляют случаи, установленные ч. 4 ст. 13 ФЗ №323 «Об основах…». Так, предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без  согласия гражданина или его законного представителя допустимо:

  - в целях проведения медицинского обследования и лечения гражданина,    который в результате своего  состояния не способен  выразить свою волю;

  - при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;

  - по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по  запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими  прокурорского  надзора, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля  за поведением условно  осужденного, осужденного, в отношении  которого  отбывание наказания  отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно;

  - в целях осуществления уполномоченными федеральными органами исполнительной  власти контроля за исполнением лицами, признанными  больными наркоманией либо потребляющими наркотические средства или  психотропные вещества без  назначения врача …

  - в случае оказания медицинской помощи несовершеннолетнему (не достигшему 15 лет, а больному наркоманией – 16 лет) для информирования одного из родителей или иного законного представителя;

  - в целях информирования органов внутренних дел о поступлении  пациента, в отношении  которого   есть достаточные основания полагать, что вред его  здоровью причинен  в результате противоправных действий.

  - в целях проведения военно-врачебной экспертизы по запросам военных комиссариатов, кадровых служб и военно-врачебных комиссий федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к  ней   служба;

  - в целях  расследования  несчастного случая на производстве  и профессионального заболевания, а также несчастного  случая с обучающимся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность …

  - при обмене информацией медицинскими организациями, в том числе размещенной  в медицинских информационных системах, в целях оказания

                                                           

медицинской помощи  с учетом требований законодательства РФ о персональных  данных;

  - в целях осуществления учета и контроля в системе  обязательного  социального  страхования;

  - в целях осуществления контроля качества и безопасности   медицинской деятельности.

Права отдельных групп населения в области охраны здоровья

Право семьи в сфере охраны здоровья (ст. 51. ФЗ № 323 «Об основах…»)

          Каждый гражданин имеет право по медицинским показаниям на консультации без взимания платы по вопросам планирования семьи, наличия социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, по медико-психологическим аспектам семейно-брачных отношений, а также на медико-генетические и другие консультации и обследования в медицинских организациях государственной системы здравоохранения в целях предупреждения возможных наследственных и врожденных заболеваний у потомства.

          Отцу ребенка или иному члену семьи предоставляется право при наличии согласия женщины с учетом состояния ее здоровья присутствовать при рождении ребенка, за исключением случаев оперативного родоразрешения, при наличии в учреждении родовспоможения соответствующих условий (индивидуальных родовых залов) и отсутствии у отца или иного члена семьи инфекционных заболеваний. Реализация такого права осуществляется без взимания платы с отца ребенка или иного члена семьи.

          Одному из родителей, иному члену семьи или иному законному представителю предоставляется право на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка. При совместном нахождении в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше данного возраста - при наличии медицинских показаний плата за создание условий пребывания в стационарных условиях, в том числе за предоставление спального места и питания, с указанных лиц не взимается.

Права беременных женщин и матерей в сфере охраны здоровья    (ст. 52 ФЗ  № 323 «Об основах…»)

          Материнство в Российской Федерации охраняется и поощряется государством.

          Каждая женщина в период беременности, во время родов и после родов обеспечивается медицинской помощью в медицинских организациях в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

          Обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, в том числе через специальные

пункты питания и организации торговли, осуществляется по заключению врачей в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

Права несовершеннолетних в сфере охраны здоровья (ст.54  ФЗ  № 323 «Об основах…»)

1. В сфере охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на:

           1) прохождение медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, прохождение диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, оказание медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

          2) оказание медицинской помощи в период оздоровления и организованного отдыха в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

         3) санитарно-гигиеническое просвещение, обучение и труд в условиях, соответствующих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов;

        4) медицинскую консультацию без взимания платы при определении профессиональной пригодности в порядке и на условиях, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

       5) получение информации о состоянии здоровья в доступной для них форме в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.

2. Несовершеннолетние в возрасте старше пятнадцати лет или больные наркоманией несовершеннолетние в возрасте старше шестнадцати лет имеют право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением случаев оказания им медицинской помощи в соответствии с частями 2 и 9 статьи 20 настоящего Федерального закона.

3. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, до достижения ими возраста четырех лет включительно могут содержаться в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов

Применение вспомогательных репродуктивных технологий                      (ст. 55 ФЗ  №  323 «Об основах…»)

1. Вспомогательные репродуктивные технологии представляют собой методы лечения бесплодия, при применении которых отдельные или все этапы зачатия и раннего развития эмбрионов осуществляются вне материнского организма (в том числе с использованием донорских и (или) криоконсервированных половых клеток, тканей репродуктивных органов и эмбрионов, а также суррогатного материнства).

2. Порядок использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказания и ограничения к их применению утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

3. Мужчина и женщина, как состоящие, так и не состоящие в браке, имеют право на применение вспомогательных репродуктивных технологий при наличии обоюдного информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство. Одинокая женщина также имеет право на применение вспомогательных репродуктивных технологий при наличии ее информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство.

4. При использовании вспомогательных репродуктивных технологий выбор пола будущего ребенка не допускается, за исключением случаев возможности наследования заболеваний, связанных с полом.

5. Граждане имеют право на криоконсервацию и хранение своих половых клеток, тканей репродуктивных органов и эмбрионов за счет личных средств и иных средств, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

6. Половые клетки, ткани репродуктивных органов и эмбрионы человека не могут быть использованы для промышленных целей.

7. Быть донорами половых клеток имеют право граждане в возрасте от восемнадцати до тридцати пяти лет, физически и психически здоровые, прошедшие медико-генетическое обследование.

8. При использовании донорских половых клеток и эмбрионов граждане имеют право на получение информации о результатах медицинского, медико-генетического обследования донора, о его расе и национальности, а также о внешних данных.

9. Суррогатное материнство представляет собой вынашивание и рождение ребенка (в том числе преждевременные роды) по договору, заключаемому между суррогатной матерью (женщиной, вынашивающей плод после переноса донорского эмбриона) и потенциальными родителями, чьи половые клетки использовались для оплодотворения, либо одинокой женщиной, для которых вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям.

10. Суррогатной матерью может быть женщина в возрасте от двадцати до тридцати пяти лет, имеющая не менее одного здорового собственного ребенка, получившая медицинское заключение об удовлетворительном состоянии здоровья, давшая письменное информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство. Женщина, состоящая в браке, зарегистрированном в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, может быть суррогатной матерью только с письменного согласия супруга. Суррогатная мать не может быть одновременно донором яйцеклетки.

Искусственное прерывание беременности (ст. 56 ФЗ № 323 «Об основах…»)

1. Каждая женщина самостоятельно решает вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при наличии информированного добровольного согласия.

2. Искусственное прерывание беременности по желанию женщины

проводится при сроке беременности до двенадцати недель.

3. Искусственное прерывание беременности проводится:

1) не ранее 48 часов с момента обращения женщины в медицинскую

четвертая - седьмая недели;

б) при сроке беременности одиннадцатая - двенадцатая недели, но не позднее окончания двенадцатой недели беременности;

2) не ранее семи дней с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности при сроке беременности восьмая - десятая недели беременности.

4. Искусственное прерывание беременности по социальным показаниям организацию для искусственного прерывания беременности:

а) при сроке беременности проводится при сроке беременности до двадцати двух недель, а при наличии медицинских показаний - независимо от срока беременности.

5. Социальные показания для искусственного прерывания беременности определяются Правительством Российской Федерации.

6. Перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

7. Искусственное прерывание беременности у совершеннолетней, признанной в установленном законом порядке недееспособной, если она по своему состоянию не способна выразить свою волю, возможно по решению суда, принимаемому по заявлению ее законного представителя и с участием совершеннолетней, признанной в установленном законом порядке недееспособной.

Медицинская стерилизация (ст. 57  ФЗ  №  323 «Об основах…»)

1. Медицинская стерилизация как специальное медицинское вмешательство в целях лишения человека способности к воспроизводству потомства или как метод контрацепции может быть проведена только по письменному заявлению гражданина в возрасте старше тридцати пяти лет или гражданина, имеющего не менее двух детей, а при наличии медицинских показаний и информированного добровольного согласия гражданина - независимо от возраста и наличия детей.

2. По заявлению законного представителя совершеннолетнего лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно выразить свою волю, медицинская стерилизация возможна по решению суда, принимаемому с участием совершеннолетнего лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным.

3. Перечень медицинских показаний для медицинской стерилизации определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Права военнослужащих и лиц, приравненных по медицинскому обеспечению к военнослужащим, а также граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, граждан, подлежащих призыву на военную службу (направляемых на альтернативную гражданскую службу), и граждан, поступающих на военную службу или приравненную к ней службу по контракту, на охрану здоровья (ст. 25 ФЗ № 323 «Об основах…»)

1. Военнослужащие и лица, приравненные по медицинскому обеспечению к военнослужащим (далее - военнослужащие и приравненные к ним лица), а также граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, имеют право на прохождение военно-врачебной экспертизы для определения годности к военной службе или приравненной к ней службе и для досрочного увольнения с военной службы или приравненной к ней службы на основании заключения военно-врачебной комиссии.

2. Граждане, подлежащие призыву на военную службу или направляемые на альтернативную гражданскую службу, и граждане, поступающие на военную службу или приравненную к ней службу по контракту, проходят медицинское освидетельствование в порядке, предусмотренном статьей 61 настоящего Федерального закона, и имеют право на получение полной информации о медицинских противопоказаниях для прохождения военной службы или

приравненной к ней службы и показаниях для отсрочки или освобождения от призыва на военную службу по состоянию здоровья.

3. Военнослужащие и приравненные к ним лица имеют право на получение медицинской помощи в ведомственных медицинских организациях, а при их отсутствии или при отсутствии в ведомственных медицинских организациях отделений соответствующего профиля, специалистов либо специального медицинского оборудования - на получение медицинской помощи в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба.

4. Порядок организации медицинской помощи военнослужащим и приравненным к ним лицам устанавливается Правительством Российской Федерации, особенности организации оказания медицинской помощи военнослужащим и приравненным к ним лицам, в том числе порядок их освобождения от исполнения обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с заболеванием и иными причинами, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба.

5. Граждане при постановке их на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту или приравненную к ней службу, поступлении

                                                               

в военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении в военном учебном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки или в военной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы, а также граждане, направляемые на альтернативную гражданскую службу, имеют право на получение медицинской помощи в медицинских организациях в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, за исключением медицинского освидетельствования в целях определения годности к военной службе или приравненной к ней службе.

6. Особенности охраны здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц, а также отдельных категорий граждан, проходящих военную службу или приравненную к ней службу в федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба, определяются законодательством Российской Федерации.

Права лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, на получение медицинской помощи

(ст. 26. ФЗ № 323 «Об основах…»)

1. Лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Беременные женщины, женщины во время родов и в послеродовой период из числа лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях охраны материнства и детства.

3. При невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы лица, заключенные под стражу или отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций …

4. При оказании медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения сотрудниками органов и учреждений уголовно-

 исполнительной системы осуществляется охрана лиц, указанных в части 3 настоящей статьи, и при необходимости круглосуточное наблюдение в целях обеспечения безопасности указанных лиц, медицинских работников, а также иных лиц, находящихся в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения …

5. Клиническая апробация, испытание лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания, медицинских изделий и дезинфекционных средств с привлечением в качестве объекта для этих целей лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не допускаются.

6. В отношении лиц, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, договор о добровольном медицинском страховании расторгается.

4. Контролирующий  блок

4.1.  Вопросы для определения исходного уровня знаний (устно).

Тема: ФЗ  «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

1. Что такое обязательное  медицинское  страхование?

2. Что является объектом  страхования при  ОМС, что такое   страховой  риск и страховой случай?

3. На каких принципах  строится организационно-правовая основа

обязательного медицинского страхования?

4. Назовите нормативные акты в современной  России  регулирующие ОМС.

 5. Перечислите субъектов и участников  ОМС.

6. Перечислите основные права и обязанности  застрахованных лиц в системе ОМС.

7. Перечислите страхователей в  системе  ОМС.

8. Перечислите права и обязанности медицинских организаций в системе  ОМС.

4.2.  Вопросы   по новой теме  (письменно).

I  Вариант

1. Право семьи в сфере охраны здоровья

2. Права беременных женщин и матерей в сфере охраны здоровья  

II  Вариант

1. Права несовершеннолетних в сфере охраны здоровья

2. Применение вспомогательных репродуктивных технологий

III  Вариант

1. Искусственное прерывание беременности

2. Медицинская стерилизация

IV  Вариант

1. Права военнослужащих и лиц, приравненных по медицинскому обеспечению к военнослужащим, а также граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, граждан, подлежащих призыву на военную службу (направляемых на альтернативную гражданскую службу), и граждан, поступающих на военную службу или приравненную к ней службу по контракту, на охрану здоровья

2. Права лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, на получение медицинской помощи

4.3. Ситуационные  задачи  для  закрепления нового материала

Вариант  I

                           Инструкция для решения ситуационных  задач

          Внимательно  прочитайте  ситуационную  задачу. Пользуясь  ФЗ  «Об  основах  охраны  здоровья  граждан   в  РФ»,  напишите  обоснованный и развернутый  ответ согласно статьи  (или  статей)  данного  закона.

Время для  решения:  20  мин.

                                                   Задача 1.

  Главный  врач  ЛПУ  не  разрешил  отцу  трехлетнего   сына  находиться вместе  с ним   в больнице, заявил, что  такое  право  предоставляется только  матери  ребенка.

Вопросы:

1. Правомерны ли действия  врача  ЛПУ?

2. Каким нормативно-правовым  актом  следует  руководствоваться при  решении  данного  вопроса?

                                                  Задача  2.

          В БСМП обратился  Соколов  по  поводу  огнестрельного  ранения  в ногу, пояснив, что  причинил  травму  сам  в  связи  с  неосторожным  обращением  с  оружием. Дежурный  врач  сообщил  информацию  о  факте  обращения   Соколова  в  дежурную  часть  полиции.  Через  10  дней органы дознания  отказали  в  возбуждении  уголовного  дела  в  связи  с отсутствием события  преступления. Соколов  обратился  с  жалобой  на  действия дежурного  врача  по  факту разглашения  врачебной  тайны.

Вопрос:

Правомерно  ли    поступил  дежурный  врач?

Вариант  II

                       Инструкция  для  решения  ситуационных  задач

          Внимательно  прочитайте  ситуационную  задачу. Пользуясь  ФЗ  «Об  основах  охраны  здоровья  граждан   в  РФ»,  напишите  обоснованный и развернутый   ответ согласно статьи  (или  статей)  данного  закона.

Время для  решения:  20  мин.

                                                         Задача  1.

          Больная  Д., 16  лет, была  доставлена  из  летнего  лагеря  машиной  «скорой  помощи»  в приемное  отделение   районной  больницы  с  острыми  болями  в  животе. В  приемном  отделении  был  установлен диагноз «аппендикулярный  абсцесс», и девочка  была  оперирована в срочном  порядке. Согласие девочки на операцию было  получено. Прибывшая   через  3  часа мать  девочки  подал  жалобу на действия дежурного  хирурга, так как операция была выполнена без согласия родителей  лица, не достигшего  совершеннолетнего  возраста.  

 Вопрос:

 Справедливы  ли  претензии  матери  девочки?

Задача  2.

          С согласия  осужденных  Самсонова, Козлова,  Павлова  (все  совершеннолетние)  было  проведено  испытание  нового  лекарственного  препарата.

Вопрос:  Законно  ли  это?

                                             Вариант  III

   Инструкция  для  решения  ситуационных  задач

          Внимательно  прочитайте  ситуационную  задачу. Пользуясь  ФЗ  «Об  основах  охраны  здоровья  граждан   в  РФ»,  напишите  обоснованный и развернутый  ответ согласно статьи  (или  статей)  данного  закона.

Время для  решения: 20  мин.

Задача  1.

          В женскую консультацию  № 3  г. Иркутска  обратилась  гражданка Березина  по поводу  прерывания  беременности. Врач  акушер-гинеколог Доронина  предложила  Березиной  оплатить  за  «хороший  наркоз» лично  анестезиологу. Иначе врач не несет ответственности   за тяжелые  боли  во время  прерывания  беременности.

Вопрос:

Какое  право  пациента нарушено?

Задача 2.

          Женщина, мать  2  малолетних  детей, обратилась  в  женскую  консультацию  по  месту  жительства  с  просьбой о прерывании  беременности. При  осмотре  выяснилось, что  срок  беременности  составляет  16 нед. Женщина  настаивала  на  производстве аборта и объяснила, что  она  является  матерью-одиночкой и живет в малогабаритной квартире с больной  матерью и 2 несовершеннолетними  братьями. Врач, пожалев пациентку, выписал направление на аборт.

Вопросы:

1. Правомерно ли  действия  врача?

2. Приведите   сроки  и  показания   для производства аборта.

3. Каков  порядок  прерывания  беременности по социальным показаниям?

        Вариант  IV        

Инструкция  для  решения  ситуационных  задач

Внимательно  прочитайте  ситуационную  задачу. Пользуясь  ФЗ  «Об  основах  охраны  здоровья  граждан   в  РФ»,  напишите  обоснованный и развернутый  ответ согласно статьи  (или  статей)  данного  закона.

Время для  решения: 20  мин.

Задача  1

После    обследования    16 – летная пациентка     Е. поинтересовалась    у лечащего   врача,  какой  ей  поставили  диагноз.  Врач     назвал    диагноз «Эмфизема  легких».  Больная  попросила  объяснить  подробнее.  Врач   ответил,  что  у  него  нет  времени  на  это, а  подробно  можно  прочитать  в  медицинской  энциклопедии,  и  вообще, о  болезни  Е.  он  намерен   разговаривать с  ее  родителями,  а  не  с  ней.

   Вопрос:  Какие права  пациента  нарушены?

Задача  2

Пациенту  врач  назначил  операцию, но  он  сомневается  в  ее  необходимости  и  настаивает  на  проведении  консилиума

Вопрос:  Законно  ли  требование  пациента?

4.5.  Критерии  выставления отметок за решение ситуационных задач

              Оценка   «ОТЛИЧНО»  ставится,  если  ситуационная  задача  решено  правильно:  дано  развернутый   и  обоснованный   ответ  с  указанием  названия  соответствующего   нормативно – правового  акта,  номер  статьи (или  статей), части и  пункты.

              Оценка  «ХОРОШО»  ставится,  если  ситуационная  задача  решено  правильно: дано   развернутый  и  обоснованный  ответ с  незначительными  отклонениями   от  нормы, с  указанием   названия соответствующего  нормативно – правового  акта,  номера  статьи (или  статей),  части  и  пункты.  

             Оценка  «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»    ставится,  если  ситуационная  задача  решено  с  существенными  недостатками,  дано  не  развернутый  ответ, указан  название   соответствующего нормативно – правового  акта и  номер  статьи.  

            Оценка  «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»  ставится,   если  ситуационная  задача  решено  неправильно. Не  правильно  указан  нормативно – правовой акт, согласно  условиям  задачи.

Критерии   выставления отметок за  устные  ответы

          Оценка  5 «отлично»  выставляется, если  обучающийся   демонстрирует:

- уверенное знание и понимание учебного материала;

- умение выделять главное в изученном материале, обобщать факты и

 привести  примеры, делать выводы,  устанавливать  межпредметные  связи;

-излагает ответы  на вопросы по теме   последовательно и правильно.

- соблюдение культуры  устной  речи.

          Оценка  4 «хорошо»  выставляется, если обучающийся демонстрирует:

- знание  основного  учебного  материала;

- умение выделять  главное в изученном  материале, обобщать факты  и

привести  примеры, делать выводы, устанавливать  межпредметные  связи;

- недочеты при  воспроизведении  ответа на вопросы  по  теме;

- соблюдение  основных  правил  культуры  устной  речи.

          Оценка  3 «удовлетворительно»  выставляется,  если   обучающийся  

демонстрирует:

- знание  учебного  материала  на  уровне  минимальных  требований ;

- умение  воспроизводить  изученный  материал, затруднения  в  ответе

 на  вопросы  в  измененной  формулировке;                                                                      

- наличие  грубой  ошибки  или  нескольких  негрубых  ошибок  при

воспроизведении  изученного   материала;

- несоблюдение  отдельных  правил  культуры  устной  речи.

          Оценка 2 «неудовлетворительно»  выставляется,  если  обучающийся

демонстрирует :  

- знание  учебного  материала  на  уровне  ниже  минимальных требований,

фрагментарные  представления  об  изученном материале;

- отсутствие  умений  работать  на  уровне  воспроизведения, затруднения

при  ответе  на  вопросы;

- наличие  нескольких  грубых  ошибок, большого  числа  негрубых  при

воспроизведении  изученного  материала;

- несоблюдение основных  правил   культуры  устной  речи.    

5. Список  литературы

1. Сергеев  Ю. Д. Правовое  обеспечение  профессиональной деятельности учебное  пособие/ Ю. Д. Сергеев [и др.].  - Москва: ГЭОТАР – Медиа, 2018 – 192 с. – ISBN 978-5-9704-4437-5. – Текст непосредственный.

2. Акопов В. И.  Медицинское право в вопросах и ответах. Ростов н/д:  Феникс, 2016 – 509 с. – ISBN: 978-5-222-24598-9. - Текст непосредственный.

Нормативно – правовые  документы:

1. Конституция  Российской  Федерации. – Москва: Проспект, 2021. – 120 с.

- ISBN 978-5-392-34394-2. – Текст непосредственный.

2.Федеральный  закон  «Об  основах  охраны  здоровья граждан  в  Российской Федерации». – Москва: Проспект, 2022. – 144 с. – ISBN: 978-5-392-34689-9.

– Текст непосредственный.

3. Федеральный закон   «Об  обязательном  медицинском  страховании  в  Российской Федерации». – Москва: Проспект, 2019. – 80 с. – ISBN 978-5-392-29158-8. – Текст  непосредственный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка практического занятия по теме "Группа крови"

Аннотация. Разработка практического занятия подготовлена для студентов II курса по теме «Определения группы крови, резус - фактора» Преподаватель лабораторной диагностики и химии Лаврентьева Л.В....

Методическая разработка «Организация деятельности обучающихся в группах продленного дня»

Методическая разработка «Организация деятельности обучающихся в группах продленного дня»...

Методическая разработка открытого классного часа в группе 4 « М» на тему: «Завтра начинается сегодня или на пороге взрослой жизни».

Цель: создание условий для формирования у  выпускников осознанной потребности в самопознании и саморазвитии в сложный период личностного становления и самоопределения....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК КУРАТОРА УЧЕБНОЙ ГРУППЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Педагогический дневник куратора учебной группы отражает деятельность куратора, способствует накоплению информации об обучающихся среднего профессионального образования, удобен в оформлении....

Методическая разработка урока экологии в 8 классе по теме "Шум и здоровье человека"

Методическая разработка урока экологии в 8 классе по теме «Шум и здоровье человека»...

Методическая разработка урока производственного обучения в группе ( коррекция) по профессии штукатур

Технологические процессы оштукатуривания кирпичных поверхностей...