Модели взаимодействия с пациентами (деловая игра)
методическая разработка

Басырова Нурия Мясумовна

В данной работе демонтрируются различные модели взаимодействия с пациентами. Работа представлена в форме "Деловой игры" с различными заданиями и вариантами ответов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodichka_kpo_delovaya_igra-ispr.doc202 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Департамент здравоохранения города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 2»

 

Н.М. Басырова

Модели взаимоотношений медицинского работника с пациентом

методическая разработка внеаудиторного занятия

по дисциплине ОГСЭ.06 Культура профессионального общения

 

 

 

 

 

Москва, 2022

РАССМОТРЕНО

Протокол заседания

Цикловой методической

комиссии № 2

от «26.04.2022 г.»                 г. № 9

Утверждено

Методическим советом

Протокол заседания

№ ___ от «___» _______ 20 __ г. № ___

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело.

Аннотация: данная методическая разработка является частью учебно-методического комплекса по дисциплине ОГСЭ.06 Культура профессионального общения. Методическая разработка предназначена для организации и проведения внеаудиторного мероприятия с обучающимися для закрепления материала и повышения интереса к изучению учебной дисциплины. Задания для самостоятельной работы и контроля знаний полностью адаптированы для использования их на платформах Zoom, 1С; работа предназначена для преподавателей общепрофессиональных дисциплин.

Составитель: Басырова Н.М., преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж №2»

Рецензент: Майорова М.Е., преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж №2»

СОДЕРЖАНИЕ

      I.Пояснительная записка

                        4-6

      II.Методический блок

  1. Цели и задачи
  2. Оснащение
  3. Литература

                       

                         7-9

                         10

                         11-12

III.Информационный блок

  1. Сценарий
  2. Задания и ответы

     3. Критерии оценивания

                        13-14

                        15-29

                        30-32

     IV. Приложение.

     Список участников        

                         

                         33-34


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная методическая разработка составлена в соответствии с ФГОС специальности 34.02.01. Сестринское дело, квалификационной характеристикой медицинской сестры и требованиями рабочей программы дисциплины ОГСЭ.06 Культура профессионального общения.

Методическая разработка предназначена для организации и проведения внеаудиторного мероприятия в форме деловой игры. Данное мероприятие может быть проведено с обучающимися после изучения разделов: 1. Этические основы делового общения; 2. Культура профессиональной коммуникации медицинского работника; для закрепления материала и повышения интереса к изучению учебной дисциплины.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в педагогике. Она организует и поддерживает интеллектуальные усилия обучающихся. Деловая игра – это своеобразное моделирование процессов и механизмов решений с использованием различных моделей и групповой работы. Применение деловых игр в процессе обучения способствует развитию профессиональных компетенций обучающихся, формирует умение аргументировано защищать свою точку зрения, анализировать и интерпретировать получаемую информацию, работать в группе. Деловая игра также способствует привитию определенных социальных навыков и воспитанию правильной самооценки.

В процессе проведения деловой игры решаются учебные задачи, в частности:

- развивается активность обучающихся;

- формируется умение анализировать специальную литературу;

- активизируется творческое мышление обучающихся;

- вырабатывается способность практически оценивать различные точки зрения и пути их сопоставления;

- прививаются навыки поиска оптимального варианта решения.

Преимущества обучающихся возможностей деловой игры как метода активного обучения по сравнению с традиционными методами состоит в том, что цели игры в большей степени согласуются с практическими потребностями обучающихся. Данная форма организации учебного процесса снимает противоречие между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности.

В целом:

- игра позволяет значительно сократить время накопления профессионального опыта;

- игра дает возможность экспериментировать с событием, пробовать разные стратегии решения поставленных проблем и т.д.;

- в деловой игре не абстрактный, а реальный для участника процесс информационного обеспечения его игровых действий, динамика развития сюжета деловой игры, формирование целостного образа профессиональной ситуации;

- игра позволяет формировать у будущих специалистов целостное представление;

- игра позволяет приобрести социальный опыт (коммуникации, принятия решений и т.п.)

Рассмотренные преимущества определили успешность применения данного метода в учебном процессе.

Деловые игры имеет смысл использовать только в тех случаях, когда важны:

- отработка уже имеющихся у обучающихся навыков выполнения будущей профессиональной деятельности;

- получение опыта работы в команде;

- формирование профессионального творческого мышления.  

Деловая игра, как эффективная форма внеаудиторной самостоятельной работы хорошо себя зарекомендовала: она позволила проверить не только достаточно большой объем знаний и навыков обучающихся, но и способность самостоятельно выполнять сложные нестандартные задания, умение найти нужную информацию профессионального характера

Педагогическая игра - вид деятельности, характеризующийся четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, а также учебно-познавательной направленностью. Игровые методы создают эмоциональный подъём, делают процесс обучения интересным и занимательным, приводят обучающихся в бодрое рабочее настроение, облегчают преодоление трудностей в усвоении материала.    

Целью данного мероприятия является повышение значимости внеаудиторной работы в образовательном процессе, демонстрация эффективности внеаудиторной работы. Форма внеаудиторного мероприятия дает возможность преподавателю осуществлять как индивидуальную работу с обучающимися, так и работу с малыми группами и группой в целом.

Внеаудиторное мероприятие «Модели взаимоотношений медицинского работника с пациентом» состоит из нескольких этапов.

Под руководством преподавателя определяется тема, разрабатывается содержание заданий для деловой игры, составляется сценарий мероприятия. Самостоятельно обучающиеся проводят сбор и анализ информации по темам для докладов и презентации, готовят творческую часть представления своей темы.

Время проведения: 90 минут.


II. МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

  1.  Цели и задачи

Цели:

Результатом проведения деловой игры является достижение определенных целей: выявление и развитие творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности у обучающихся, развития их интереса к изучаемому предмету и формирование общих и профессиональных компетенций у обучающихся:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2. Организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач. Оценивать их эффективность и качество

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышении квалификации

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности

ОК 10. Бережно относится к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей

ПК 2.1 Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств

ПК 2.2 Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса

ПК 2.3 Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами

ПК 2.6 Вести утвержденную медицинскую документацию

Задачи:

- обучающая: систематизировать знания и умения, полученные на занятиях

по дисциплине ОГСЭ.06 Культура профессионального общения при изучении разделов: «Этические основы делового общения», «Культура профессиональной коммуникации медицинского работника» и применить их в новых условиях

- развивающая: способствовать формированию познавательного интереса к дисциплине ОГСЭ.06 Культура профессионального общения; развивать умения логически мыслить и высказывать свои мнения; развивать интеллектуальные и творческие способности обучающихся

- воспитывающая: воспитать внимание, аккуратность, дисциплинированность, культуру речи.

Деловая игра направлена не на соревнование, а на творческое, плодотворное общение, получение новых знаний, закрепление их, фундаментализацию знаний. Общение является важнейшим воспитательным аспектом деловой игры.

2. Оснащение занятия:

-учебная аудитория

- компьютер с мультимедийной установкой

- презентация

- столы для команд

- регистрационные бланки для жюри и жеребьевки

- раздаточный материал для команд

- канцелярские принадлежности для участников и жюри

Формат мероприятия: деловая игра для обучающихся второго курса по специальности 34.02.01. Сестринское дело

  1. Использованные источники

        Основные источники: 

1. Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи. Уч. пособие – Ростов н/д, Феникс, 2018

2. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения. М.: Издательский центр «Академия», 2020

Дополнительные источники:

  1. Журнал «Главная м/сестра». 2021г. Этический кодекс м/сестры России.
  2. Журнал «Сестринские дело» 2017- №2. Постоянные семинар для медиков первичного        звена. Что такое профессиональная культура?
  3. Журнал «Сестринское дело». 2017- №1. Кодекс поведения медицинской сестры.
  4. Журнал «Сестринское дело». 2020- №4. Сестричка.
  5. Журнал «Сестринское дело». 2017- №4. Правила общения с трудными пациентами.
  6. Журнал «Сестринское дело». 2018- №3. Деловое электронное письмо.
  7. Журнал «Сестринское дело». 2019- №3. Медсестра и пациент: трудности общения.
  8. Минкина-Тайчер Е.М.  Там, где течет молоко и мёд. М., Изд. «Время» 2017.
  9. Минкина-Тайчер Е.М. Женщина на заданную тему. М., Изд. «Время» 2018.
  10. Чехов А.П. Хамелеон.

Информационные электронные ресурсы:

 Интернет, обучающие и контролирующие программы

  1. ЭБС «Консультант студента»
  2. http://www.slovari.gramota.ru
  3. http://www.yamedsestra.ru
  4. http://www.slovari.ru
  5. http://www.gramota.ru
  6. http://www.slovari.ru
  7. http://www.sokr.ru

Информационно – правовое обеспечение

1. http://www.consultant.ru/ система «Консультант»

2. http://www.studentlibrary.ru/ ЭБС «Консультант студента»

3. https://e.lanbook.com/ ЭБС Лань

3.3. Перечень программного обеспечения, профессиональных баз данных, информационных справочных систем ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения учебной дисциплины

http://www.consultant.ru/ - справочная правовая система «Консультант Плюс»

http://www.garant.ru/ - справочная правовая система «Гарант»

www.government.ruwww.government.ru – сайт Правительства России

II. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

  1.  Сценарий

Ведущий 1.  Здравствуйте, уважаемые жюри, участники и зрители. Мы, члены кружка «Dialogus de medicina» по Культуре профессионального общения, отмечаем важность значения мастерства профессионального общения с пациентом. Нами создан ролик «Это моя профессия», который посвящен теме «Культуре профессиональной коммуникации медицинского работника». Предлагаем вашему вниманию.

(демонстрация видеоролика)

А сегодня хотим предложить вам провести время за деловой игрой под названием «Модели взаимоотношений медицинского работника с пациентом». Название говорит само за себя, поэтому, не будем терять драгоценное время и перейдем к главному, ведь нас ждёт много интересного.

Ведущий 2: Сегодня участниками нашей игры будут студенты 2 курса 012, 073 и 075 групп. Прошу капитанов представить свою команду. Не забываем, что за креативность вы получите дополнительные баллы.

**Каждая команда представляется (эмблема, девиз, название команды**

Ведущий 1: Прошу командам занять свои места

Ведущий 2: Игра будет проходить в 3 этапа:

I ЭТАП

  • Первый раунд-Викторина, посвященная конфликтным ситуациям
  • Второй раунд- Медицина в творчестве русских писателей

II ЭТАП

  • Третий раунд- “Своя игра”
  • Четвертый раунд- Ситуационные задачи

III ЭТАП

  • Пятый раунд-Битва капитанов

Ведущий 1: Правила игры:

  • Быть внимательным
  • Проявлять уважение друг к другу
  • НЕ выкрикивать ответы с места. ШТРАФ 1 БАЛЛ
  • Запрещено пользоваться электронными гаджетами. ШТРАФ 2 БАЛЛА
  • Если команда неправильно отвечает на вопрос, право ответа переходит другой команде

Все готовы? Тогда давайте начинать.

  1. Задания и ответы

 I ЭТАП

РАУНД ПЕРВЫЙ

Ведущий 1: Первый раунд- Викторина «Конфликтные ситуации» Как и в обычной жизни, так и в лечебной деятельности, существует общение. В обоих случаях оно имеет определенное значение и психологические особенности. В лечебной деятельности различают несколько видов общения между медработником и больным. И только от медработника зависит то, какой вид общения будет у него с пациентом. Но в любом случае врач или медсестра должны соблюдать определённую тактику по отношению к больному и, главное, медработник, как личность, должен обладать определёнными особенностями во всех отношениях, чтобы заслужить доверие пациента к себе. Ведь без доверия невозможны нормальные взаимоотношения между медработником и больным.

Ведущий 2: Работа медсестры связана не только с большой физической нагрузкой, но и с большим эмоциональным напряжением. Последнее возникает при общении с пациентами, которых отличает повышенная раздражительность, болезненная требовательность, обидчивость.

 Каждый из нас когда-либо попадал в конфликтные ситуации, и медицинские сестры также сталкиваются с грубыми, бестактными пациентами, которые то и дело стараются весь разговор превратить в спор. Да и в целом ни дня не проходит без непредвиденных ситуаций и разногласий. Задача медсестры заключается в умении разрешать конфликтные ситуации без ругани и скандалов. Давайте посмотрим на экран и увидим щепетильные ситуации, которые могут привести к конфликту на примере эпизодов из фильма «Не лечи меня».

(демонстрация видеоролика)

Ведущий1: И так начинаем викторину. Викторина состоит из 10 вопросов. Каждый вопрос имеет несколько вариантов ответа. За каждый правильный ответ вы можете получить 1 балл. Если команда уверена в ответе на вопрос, капитану необходимо поднять руку. Отвечать будет та команда, чей капитан поднял руку первым. Если ваша команда ответила на вопрос неправильно, то она теряет балл и голос переходит к следующей команде. На раздумья дается 1 минута.

ВОПРОСЫ

1.Что необходимо для перехода конфликта из внутреннего состояния во внешнее действие?

А) инцидент +

Б) перерыв в общении

В) план решения конфликта

Г) стереотип

2. Укажите позицию правильного поведения в условиях конфликтной ситуации:

А) настаивая на своем предложении, не отвергайте предложения партнера, рассматривайте все предложения и оценивайте все «за» и «против» +

Б) демонстрируйте свое превосходство

В) старайтесь как можно чаще обращать внимание на отрицательное эмоциональное состояние партнера: «Что ты злишься?»; «Не надо так нервничать!»

Г) предлагайте партнеру включить механизм идентификации: «Если бы вы были на моем месте, какие действия предприняли бы вы?»

 

3. Поиск решения, удовлетворяющий интересы двух сторон – это:

 А) избегание

 Б) компромисс +

 В) соперничество

 Г) приспособление

4. Конфликты не всегда разрушительны. К позитивным относятся:

А) конструктивный +

Б) межличностный

В) внутри личностный

Г) за личностный

 

5.Эмоциональное состояние собеседника мы узнаем:

А) по вербальным средствам общения

Б) по невербальным средствам общения

В) все ответы верны+

Г) все ответы неверны

6. Компромисс – это:

А) один из способов разрешения конфликтов +

Б) один из способов делового этикета

В) один из способов ведения переговоров

7. Кем был впервые введен термин «этика»

А) Цицероном

Б) Архимедом

В) Аристотелем +

Г). Сократом

 

8. Определенные, обобщенные и стабильные правила поведения людей отображаются:

А) в традициях+

Б) в ритуалах

В) в обрядах

Г) в религии

9. Из приведённых типов конфликтов выберите правильный ответ

А) межличностные +

Б) межрасовые

В) ситуационные

 10. Ценностные аспекты общественных отношений являются:

А) моральными ценностями +

Б) закрепленными в законе отношениями

В) актуальными отношениями

Ведущий (Панова). Молодцы! Мы переходим ко второму раунду

РАУНД ВТОРОЙ

Ведущий 1: Второй раунд- Медицина в творчестве русских писателей. 

Многие русские писатели имели вторую профессию, часто никак не связанную с литературой. Их произведения давно стали классикой, хотя при жизни эти писатели считали своим главным призванием вовсе не литературу, а медицину. Хотелось бы узнать, насколько хорошо вы знакомы со знаменитыми русскими писателями-врачами. Ведь медицинские сестры должны быть разносторонне развиты, что повышает уровень коммуникации.

Ведущий 2: Этот раунд состоит из 6 вопросов. За каждый правильный ответ вы можете получить 2 балла. Правила остаются те же.

ВОПРОСЫ

1.Назовите известных русских писателей, чьи произведения были связанны с медициной. (выберите правильный ответ)

А) Чехов А.П., Булгаков М.А., Вересаев В.В.+

Б) Чехов А. П., Булгаков М.А., Тургенев И.С.

В) Булгаков М.А., Куприн А.В., Пришвин М.М.

2.Назовите автора произведения «Морфий».

А) Вересаев В.В.

Б) Есенин С.А.

В) Булгаков М.А. +

3.Какой диагноз поставил больному доктор в рассказе «Звёздная сыпь»?

А) краснуха

Б) малярия

В) сифилис +

4.Назовите автора рассказа «Ионыч»

А) Чехов А.П. +

Б) Достоевский Ф.М.

В) Тургенев И.С.

5. Как звали главного героя в повести «Палата номер 6»?

А) Михаил Аверьянович

Б) Евгений Федорович Хоботов

В) Андрей Ефимович Рагин+

6.Для кого была предназначена палата №6 (повесть «Палата номер 6»)?

А) Для душевнобольных+

Б) Для смертельно больных

В) Для людей с потерей памяти

Ведущий 1: Чтение — вот лучшее учение! Как интересно проходит наша игра! Ну что ж, давайте продолжим. Переходим на второй этап нашей игры.

II ЭТАП

РАУНД ТРЕТИЙ

Ведущий 1: Третий раунд- “Своя игра”.

Ведущий 2: Уж слишком хорошо вы справились с первым и вторым раундами. Пора усложнить наши задания и сразиться в «Своей игре». Мы подготовили для вас несколько категорий, непосредственно относящихся к нашей теме «Модели взаимоотношений медицинского работника с пациентом», ваша задача лишь выбрать понравившуюся категорию и ответить на вопрос.

Ведущий 1: Всего 15 вопросов по 5 темам. Баллы зависят от того, какой вопрос выберет команда. Суть заключается в том, что каждая команда по очереди будет отвечать на вопрос, выбрав тему и балл вопроса. На раздумье дается 1 минута. Если команда дает неправильный ответ, то очередь переходит другой команде.

ВОПРОСЫ «СВОЯ ИГРА»

Тема/Баллы

100

200

300

Виды общения

Что играет большую роль в языке жестов?

(руки)

Назовите виды общения в сестринском деле.

(вербальное и невербальное)

Один из важных аспектов невербальной коммуникации мед. сестры? (внешний вид)

Типы взаимодействия

Чему препятствует нетерапевтическое общение?

(выздоровлению пациента)

К какому виду общения относится «пристальное внимание»? (К терапевтическому общению)

Назовите фундамент терапевтического общения.

(доброжелательное отношение к людям)

Личность мед. сестры

Должна ли мед сестра быть оптимистичной?

(Да, должна)

К какой группе черт личности медсестры относится аккуратность? (Эстетические черты личности)

Опишите внешний опрятный вид медсестры  

(Чистый халат и шапочка, аккуратная сменная обувь, ухоженные руки с коротко остриженными ногтями)

Типы мед. Сестёр по И. Харди

Какой тип медсестры максимально проявляет заботу и сочувствие в работе с пациентами?

(Медсестра материнского типа)

Какая характерная черта у медсестры-робота (рутинёра)?

(механическое исполнение своих обязанностей)

Тип медсестры по классификации Харди, для которой характерна эмоциональная лабильность, склонность к невротическим реакциям, импульсивность, отказ от выполнения некоторых видов поручений, что нередко вызывает напряженность в общении с пациентами, медперсоналом и становится помехой в работе:

1) Сестра-рутинер

2) Тип «нервной» медсестры

3) «материнский» тип

4) тип «специалиста»

Ситуационные задачи

 В отделении терапии пациентка 78 лет жалуется медсестре на боли в правом локтевом суставе. Медсестра спокойным, доброжелательным голосом, смотря в глаза и улыбаясь, отвечает пациентке: «Людмила Ивановна правильно сделали, что обратились к нам. Мы Вас полечим и станет легче вашему суставу. Я сейчас с хожу к врачу и узнаю, что можно сделать для того, чтобы облегчить боль». 

Правильно ли поступила медсестра? Почему? (Медицинская сестра поступила правильно, соблюдая все правила терапевтического общения успокоила и приободрила пациентку)

Пациент обратился к постовой медсестре с просьбой объяснить ему как собрать мочу по «Нечипоренко».  

 Медсестра, не поднимая головы, что-то пишет и отвечает: «Я Вам уже все рассказала, что Вам не понятного, соберете среднюю порцию мочи и отнесете вон туда (вытянула руку в направлении выхода). Все не мешайте. Я занята?». Пациент в растерянности пошел в палату.  

 Правильно ли поступила медсестра? Почему?

(Медицинская сестра поступила неправильно. Необходимо было подробно объяснить правила сбора мочи по «Нечипоренко» и убедится в том, что пациент все понял.)

Пациент перегружает свой рассказ подробным перечислением дат и сроков пребывания в различных больницах, а молодая медсестра торопливо, не разгибая спины, записывает в блокнот каждое слово, не глядя на него.

Правильно ли поступает медицинская сестра? Почему?

(Неправильно. Медицинская сестра не участвует в диалоге, не смотрит на пациента и не проявляет интереса к рассказу пациента. Медицинский работник должен расспрашивать пациента о его самочувствии, участвовать в диалоге).

РАУНД ЧЕТВЕРТЫЙ

 Ведущий 1: Четвертый раунд- Ситуационные задачи.

 От теории переходим к практике!

Навыки общения в сестринском деле не следует считать чем-то само собой разумеющимся. То, как мы общаемся с людьми в обычных житейских ситуациях, может оказаться неприемлемым в ситуации, связанной с оказанием помощи пациенту. Часто общение медсестры с больным происходит, когда пациент расстроен, подавлен, агрессивен, испытывает физические или психологические трудности. Поэтому, медицинским работникам требуются специальные знания и умения, чтобы общение оказало максимальную помощь и поддержку пациентам

 Мы подготовили для вас ситуации, с которыми в любой момент может столкнуться медицинская сестра. Ваша задача- как можно лучше объяснить, как бы вы поступили в той или иной ситуации.

Ведущий 2: Каждой команде выдаются листы по 3 ситуационные задачи. Время на выполнение 10 минут. За каждый правильный ответ дается 1 балл. Всего можно набрать 3 балла.

КОМАНДА 1

№1. Пациент или его родственник разговаривает с врачом на повышенных тонах, неконструктивно, угрожает нажаловаться вышестоящему начальству. Что делать?

Ответ: не принимать эмоциональную реакцию человека на свой счет. Осознать, что он, скорей всего, проходит стадию гнева, за которой стоит глубинно подавленный страх. Дать понять, что вы его слушаете. Мы не можем изменить реакцию человека, мы можем только правильно на нее ответить. Войти в контакт. Подойти с другим настроем.

№2. Пациент или родственник занимает позицию «эксперта», он сам решил разобраться в ситуации, иногда вопреки мнению врача и здравому смыслу. Что делать?

Ответ: не пытаться переубедить или завалить человека рациональными доводами. Осознать, что человек находится в «стадии торга», и не отнимать у него надежду. Спокойно расспросить, проявить уважение к его активности, небезразличию. Главное: наладить контакт.

№3. Пациентка, записанная на прием к врачу, зашла в кабинет, где находилась медицинская сестра. Медсестра на вопрос «где доктор?» ответила, чтобы пациентка закрыла дверь с другой стороны, и научилась читать объявления на дверях. Женщина была возмущена грубым ответом. Выяснив, что доктор заболел, а ради приема она отпросилась с работы, она сказала об этом медсестре. На что она сказала, что это ее проблемы. Пациентка позвонила с жалобой на горячую линию с просьбой разобраться с грубым поведением медицинского персонала. Как должна была вести себя медсестра?

Ответ: в профессиональные обязанности медицинской сестры входит помощь врачу в организации приема пациентов, поэтому информирование больных об изменениях часов приема необходимо сделать заблаговременно самостоятельно или через регистратуру. Если это не сделано заранее, медсестра должна была принести извинения больной и предложить ей удобное для нее время следующего приема.

КОМАНДА 2

№1. Родственник или пациент постоянно требует встреч, разъяснений, задает очень много вопросов, сомневается, читает, спрашивает о прочитанном. Что делать?

Ответ: не закрываться от общения. Отвечать на вопросы, объяснять, понимая, что таков стиль «информационного метаболизма» человека и что подробные объяснения снижают уровень его тревоги. В некотором смысле, через «задавание» множества вопросов человек проверяет, насколько он можем вам доверять.

№2. пациент и его родственники не идут на контакт, говорят: «Мы все поняли, нам ничего не нужно», замыкаются в себе. Что делать?

Ответ: не навязывая свою помощь, дать понять, чем вы можете помочь, оставить свои контакты. По возможности иногда проверять, как дела у пациента.

№3. У больной, после выполнения инъекции в области локтевого сгиба появилась большая гематома. Она обратился к старшей сестре отделения с требованием провести беседу со своими подчиненными, объясняя свое требование тем, что процедурная медицинская сестра невнимательна, недобросовестно относится к своим обязанностям. Старшая медицинская сестра была возмущена жалобой пациентки и предложила обратиться в частную клинику, так как у нее все медсестры перегружены и не могут быть внимательны к каждому пациенту. Как должна была вести себя медсестра?

Ответ: старшая медицинская сестра, получив жалобу от пациента на процедурную медсестру, должна была разрешить возникший конфликт на месте. По отношению к больной - принести извинения и медицинские манипуляции по облегчению состояния больной. Больной не должен знать о трудностях и перегрузках персонала. Такие слова являются нарушением корпоративных правил поведения

КОМАНДА 3

№1. Пациент или его родной человек заявляет, что он не согласен с протоколом лечения. Что делать?

Ответ: не принимать на свой счет. Поддержать человека, его желание активно участвовать в процессе лечения. Понять, с чем именно он не согласен и в чем причина: она может быть не связана, собственно, с манипуляциями, от которых пациент отказывается.

№2. Родственник пациента или сам пациент просит врача самого принять важное решение, апеллируя к тому, что он сам ничего не знает, не понимает, не может ни на что решиться. Что делать?

Ответ: постараться вовлечь родственников пациента в процесс, возвращать им ответственность за принятие решения. Быть готовым предоставить всю необходимую информацию. Если необходимо, дать время на обдумывание.

№3. Медицинская сестра после приема попросила пациентку подождать в коридоре, пока она ей выпишет рецепт и направления на обследования. Ожидание составило более 40 минут. Пациентка начала возмущаться. На что медицинская сестра сказала: «Таких, как вы, у меня куча, не нравится - не ждите». Пациентке стало плохо, повысилось артериальное давление - возник гипертонический криз. Как должна была вести себя медсестра?

Ответ: слова медицинской сестры являются грубым нарушением деонтологических норм, обесценивают переживания больного. Переживания каждого больного уникальны для него, поэтому их нельзя сравнивать с другими. Если такая ситуация возникла, то медицинский персонал должен принести извинения, подчеркнув в своих словах признание ценности этого человека.

Ведущий 2: Переходим к заключительному этапу нашей игры. Третий этап пятый раунд.

III ЭТАП

ПЯТЫЙ РАУНД

 Ведущий 1: Пятый раунд- Битва капитанов.

 И вот мы подошли к финальному, решающему сражению. Думаю, каждый из вас захотел бы принести дополнительные баллы в копилку своей команды. Капитаны, у вас есть отличная возможность это сделать! Пожалуйста, встаньте со своих мест и приготовьтесь бороться за завершающие баллы.

Ведущий 2: Пятый раунд состоит из 10 вопросов. За каждый правильный ответ дается 1 балл. Балл получит тот, кто первый поднимет руку. Если команда решит подсказать капитану, то балл не засчитывается.

ВОПРОСЫ

1.  Какая должна быть форма общения медицинского работника с ребенком 2-3-х лет? (игровая форма общения)

2. Каковы особенности общения с пожилыми пациентами? (необходимо говорить четко и внятно; необходимо максимально упрощать информацию; использовать формальный стиль общения; задавать наводящие вопросы, чтобы удостовериться, понял ли пациент информацию)

3.Назовите способ речевого воздействия по описанию: «Приводятся аргументы, подтверждающие правильность какого-либо тезиса» (доказывание)

4. Какой рекомендуется метод общения с пациентами отделений реанимации, находящимися на ИВЛ? (следует выбрать правильный ответ:

- метод «раз-два»

- такого метода не существует

 - метод «да-нет»  

-  сурдоперевод (метод «да-нет»)

5. Какой аспект общения называют воздействием при помощи слов? (вербальный)

6. Какой тип личности медицинской сестры отличается точностью и строгостью в выполнении своих обязанностей, но упускает из виду самого больного? («сестра-рутинер»/ «практический» тип)

7. Какой аспект общения называют воздействием при помощи несловесных средств, которые сопровождают нашу речь? (невербальный)

8. Какой тип личности медсестры проявляется раздражительностью, частой усталостью, ощущением, что её труды не ценятся окружающими? («нервный тип»)

 9. Если пациент возбужден, ругается и у вас есть опасение, что с его стороны имеется угроза нападения, как вы поступите? (позовете коллег (других лиц), чтоб не оставаться один на один с агрессором, предупредите их о возможности нападения)

 10. Какой тип личности медсестры характеризуется крупным телосложением, решительностью, самоуверенностью, бескомпромиссностью? («мужеподобный»)

Ведущий 1: Уважаемые наши участники, наша деловая игра подошла к концу. Вы огромные молодцы! Нам очень приятно было наблюдать за вашей командной работой. Каждый из вас был погружен в нашу игру. Дорогие зрители, давайте поддержим аплодисментами наших игроков!

Ведущий 2: Пока наши жюри подсчитывают баллы команд, прошу всех посмотреть на экран. Мы вам покажем интересный видеоролик о корректном взаимодействии медицинского работника с пациентом

(демонстрация видеоролика)

- Жюри/ ведущие оглашают результаты, награждаются победители

*Все всё подсчитали. Определили места*

Ведущий 1: Прошу минуточку внимания. Слово предоставляется администрации нашего колледжа- ФИО…

*Награждение*

Ведущий 2: Целью нашей сегодняшней игры являлось не провести игрокам срез знаний, а показать, что общение играет важную роль в работе медицинской сестры, и что только она выбирает модель взаимоотношения с пациентом. Так как в прямом контакте с больным большее время проводит медсестра, её роль при общении с пациентом приобретает важное значение. Следовательно, личность медицинской сестры, стиль и методы её работы, умение воздействовать на пациентов и обращаться с ними- важный элемент не только лечебного процесса, но и психологического общения медицинского работника и пациента.

Спасибо за внимание! Приглашаем всех на фотосессию

3. Критерии оценивания

Оценочный лист для деловой игры «Модели взаимоотношений медицинского работника с пациентом»

Номер задания

 задание

Система оценивания

Максимальный балл

Баллы

Представление команд

Внешний вид (халаты) – 1 балл

Креативность – 2 балла

3

I ЭТАП

Название команд

Команда КОМЕТА 012

Команда BRAIN 073

Команда ГРАМОТЕИ 075

ПЕРВЫЙ РАУНД (Викторина) 1балл

Вопрос 1

Вопрос 2

Вопрос 3

Вопрос 4

Вопрос 5

Вопрос 6

Вопрос 7

Вопрос 8

Вопрос 9

Вопрос 10

ВТОРОЙ РАУНД (Литература) 2 балла

Вопрос 1

Вопрос 2

Вопрос 3

Вопрос 4

Вопрос 5

Вопрос 6

        II ЭТАП

Название команд

Команда КОМЕТА 012

Команда BRAIN 073

Команда ГРАМОТЕИ 075

ТРЕТИЙ РАУНД- “Своя игра” Баллы зависят от того, какой вопрос выберет команда

Вопрос 1

Вопрос 2

Вопрос 3

Вопрос 4

Вопрос 5

Вопрос 6

Вопрос 7

Вопрос 8

Вопрос 9

Вопрос 10

Вопрос 11

Вопрос 12

Вопрос 13

Вопрос 14

Вопрос 15

ЧЕТВЕРТЫЙ РАУНД-Ситуационные задачи - За  каждый правильный ответ дается 1 балл. Всего можно набрать 3 балла

Ситуац.задачи

Ситуац.задачи

III ЭТАП

Название команд

Команда КОМЕТА 012

Команда BRAIN 073

Команда ГРАМОТЕИ 075

ПЯТЫЙ РАУНД-Битва капитанов 1 балл

Вопрос 1

Вопрос 2

Вопрос 3

Вопрос 4

Вопрос 5

Вопрос 6

Вопрос 7

Вопрос 8

Вопрос 9

Вопрос 10


                            IV. ПРИЛОЖЕНИЕ

     Список участников

               

              Группа 012 (команда «Комета», девиз «У кометы свой девиз- никогда не падай вниз!»)

  1. Жукова Дарья Германовна (капитан команды)
  2. Микоряк Александра Евгеньевна
  3. Овсянникова Виктория Викторовна
  4. Рогова Елизавета Леонидовна
  5. Ульдина Елизавета Алексеевна

     Группа 071

  1.  Дармилова Тэона Давидовна (член жюри)

       

            Группа 073 (команда «Brain», девиз «Жизнь для нас всего ценней, спешим помочь мы всем, кому нужней»)

  1. Андросова Елена Алексеевна
  2. Бобров Павел Андреевич
  3. Котляр Алиса Романовна
  4. Пучкова Алина Владимировна
  5. Чеботарева Дарья Сергеевна (капитан команды)

              Группа 074

  1. Васильманов Матвей Максимович (ответственный за видеосъемку)
  2. Зотова Ксения Олеговна (член жюри)
  3. Моисеева Анастасия Евгеньевна (ответственный за видеосъемку)
  4. Моисеева Эльмира Евгеньевна (администратор)
  5. Панова Вероника Игоревна (ведущий 1)
  6. Рагимова Камила Вугаровна (председатель жюри)
  7. Рузавина Милана Максимовна (член жюри)
  8. Филатова Олеся Дмитриевна (ведущий 2)
  9. Цунаева Татьяна Николаевна (член жюри)

               Группа 075 (команда «Грамотеи» (шалфей), девиз «Мы любим учиться, мы любим читать, и будем мы к знаниям путь продолжать»)

  1. Гасанова Мадина Шамиловна
  2. Макарова Екатерина Андреевна
  3. Мельникова Анастасия Дмитриевна
  4. Кашаева Виктория Олеговна
  5. Тимоник  Анастасия Юрьевна (капитан команды)

Группа 077

  1. Харламова Александра Михайловна (ответственный за мультимедийную систему)

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра "Кто хочет стать бухгалтером"

Интеллектуальная игра "Кто хочет стать бухгалтером?" может быть использована как рубежный контроль знаний по дисциплинам «Теория бухгалтерского учета» и «Основы бухгалтерского учета», определить и пос...

"ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ В СПО"

Образование взрослых актуально в настоящее время. Главные цели образования взрослых: формирование активной гражданской позиции и обеспечение конкурентоспособности на рынке труда. Образование взрослых ...

роль деловой игры в подготовке выпускников к трудовой деятельности

Выпускник среднего профессионального учреждения должен быть компетентным, адаптирован к реальной жизни. Добиться этого в процессе обучения поможет такой из активных методов, как деловая игра....

Презентация к деловой игре по основам деловой культуры "Разрешение конфликта с клиентом в ателье"

Методические рекомендации разработаны в помощь обучающимся по специальности  29.01.04. Художник по костюму на базе основного общего образования с  получением среднего (полного) общего образо...

Деловая игра как метод обучения студентов эффективному взаимодействию с клиентом.

В настоящее время широкое распространение получили активные методы обучения такие как ролевые игры, дискуссии, «мозговые штурмы» и др. В их основе лежит принцип непосредственного участия у...

Конспект родительского собрания структурно-функциональная модель взаимодействия ДОУ и семьи.

Конспект родительского собрания структурно-функциональная модель взаимодействия ДОУ и семьи Что значит взаимодействие педагогов с родителями?Для того, чтобы точно ответить на этот вопро...

Методическая разработка "Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр" Деловая игра "Суд идет".

В работе представлена Деловая игра "Суд идет", посвященная профилактике дорожно-транспортного травматизма в ходе которой обучающиеся объединения "Юный водитель", разбирая реальный ...