Язва желудка и двенадцатиперстной кишки
презентация к уроку

Язва желудка и двенадцатиперстной кишки презентация практический материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semanina_yazva_zheludka.pptx2.83 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сестринская помощь при язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки и её осложнениях. Составила: Преподаватель ПМ первой квалификационной категории Семанина Е.Н Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж №5» ОП 3 Теоретическое занятие

Слайд 2

Содержание 1. Цели 2.Информационно-методический блок: 3. Вопросы для текущего контроля 4. Задание на дом 5. Литература

Слайд 3

Цели занятия: Организовать деятельность студентов по изучению и закреплению знаний сестринского ухода при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, причин ее возникновения, клинических проявлений, диагностике, лечению, профилактике и роли медицинской сестры в осуществлении сестринского процесса. Обеспечить формирование у студентов умений анализировать, сравнивать, выделять главное, формулировать проблемы пациентов при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. Содействовать развитию у студентов элементов самоконтроля, самооценки учебной деятельности.

Слайд 4

При усвоении данной темы студент должен овладеть следующими общими и профессиональными компетенциями: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации. ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. Профессиональными компетенциями:

Слайд 5

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств. ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования. ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса. ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

Слайд 6

иметь практический опыт: - выполнения назначений врача и оценки результатов сестринских вмешательств; - организации сестринского ухода за пациентами при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. знать: - определение понятия «язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки»; - причины , предрасполагающие факторы развития язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки; - клинические проявления язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки; - принципы диагностики и лечения; - механизм действия и группы лекарственных препаратов, применяемых для лечения язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки; - проблемы пациентов и варианты их решения - особенности сестринского ухода при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. уметь: - осуществлять сестринский уход при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки; - эффективно общаться с пациентом в процессе учебной деятельности; - соблюдать принципы профессиональной этики.

Слайд 7

Язвенная болезнь Язвенная болезнь — это хроническое заболевание, протекающее с чередованием периодов обострения и ремиссии, основным признаком которого является образование дефекта (язвы) в стенке желудка и/или двенадцатиперстной кишки. Язва — это имеющий четкую границу дефект слизистой оболочки. Поверхностная язва называется эрозией. Язвенную болезнь выявляют у 5–10% взрослого населения.

Слайд 8

Классификация В зависимости от локализации язвы разделяют на желудочные и дуоденальные. Соотношение язв желудка и двенадцатиперстной кишки примерно равняется 1: 4. У лиц молодого возраста отмечается меньшая частота желудочных язв по сравнению с дуоденальными.

Слайд 9

Наряду с язвенной болезнью в настоящее время принято выделять вторичные симптоматические язвы желудка и двенадцатиперстной кишки : стрессовые язвы медикаментозные язвы эндокринные язвы язвы при некоторых заболеваниях внутренних органов

Слайд 10

Причины возникновения язвенной болезни Одной из основных причин развития язвенной болезни на данный момент считают инфекцию, вызываемую микроорганизмом Helicobacter pylori. Воздействие Helicobacter pylori на слизистую оболочку желудка может зависеть от состояния иммунной системы макроорганизма , развитие язвенной болезни зависит от наличия сопутствующих факторов.

Слайд 11

факторы риска Для возникновения язвенной болезни, как правило, необходимо не изолированное действие одного из перечисленных факторов, а их комбинация. С современной точки зрения развитие язвенной болезни представляется как результат нарушения равновесия между факторами «агрессии» и факторами «защиты» слизистой оболочки желудка и двенадцатиперстной кишки : Нервно-психический фактор (стрессы) Курение Наследственность Нарушение режима и характера питания Злоупотребление алкоголем

Слайд 12

Эндоскопические стадии язвенной болезни Эндоскопические стадии язвенной болезни : открытая язва, рубцующаяся язва, стадии красного рубца, белого рубца .

Слайд 13

Размеры язвы небольшая (менее 0,5 см); средняя (0,5–1 см); крупная (1,1–3 см); гигантская (более 3 см).

Слайд 14

Клиника Разнообразные боли : ранние - спустя 0,5–1 ч после приема пищи поздние - через 1,5–2 ч после приема пищи ночные — ночью Характер и интенсивность болей могут различаться (тупые, ноющие, жгучие, режущие, схваткообразные). Локализация болей при язвенной болезни различна и зависит от расположения язвы: при язве на малой кривизне желудка боли чаще возникают в подложечной области, при дуоденальных язвах — в подложечной области справа от срединной линии. При язвах кардиального отдела желудка боль может быть за грудиной или в области сердца, в этом случае важно дифференцировать язвенную болезнь со стенокардией или инфарктом миокарда. Боль часто происходит после приема антацидов, молока, пищи и даже после рвоты.

Слайд 15

Клиника Изжога ( может возникать в те же сроки после приема пищи, что и боли ) ; Отрыжка ( наиболее характерна отрыжка кислым); Тошнота и рвота; Аппетит при язвенной болезни обычно сохранен или даже повышен; Запоры

Слайд 16

Осложнения КРОВОТЕЧЕНИЕ. Это одно из наиболее частых и опасных осложнений язвенной болезни, оно встречается у 15-20 % больных и является причиной почти половины всех летальных исходов при этом заболевании. Чаще встречаются малые кровотечения, массивные встречаются реже. При появлении симптомов кровотечения следует немедленно вызвать «скорую помощь». В ожидании врача больного надо уложить, приложить к животу холодный компресс (лучше лед). Не следует самостоятельно принимать какие-либо лекарства, пить и есть.

Слайд 18

Осложнения ПРОБОДЕНИЕ ЯЗВЫ. Встречается в 5—10% случаев. В этот период есть образование в стенке желудка сквозной раны, через которую непереварившаяся пища вместе с кислым желудочным соком попадает в брюшную полость. Основной признак прободения язвы – острая "кинжальная" боль в животе, вызванная попаданием пищи в брюшную полость. Через 12—48 часов после прободения развивается перитонит, который при отсутствии незамедлительной медицинской помощи может привести к летальному исходу .

Слайд 19

Осложнения ПЕНЕТРАЦИЯ - прорастание в расположенные рядом органы (поджелудочную железу, сальник, петли кишечника). Боль при этом становится почти постоянной, весьма интенсивной, теряет закономерную связь с приемом пищи, не уменьшается от приема антацидов. Усиливается тошнота, рвота, повышается температура.

Слайд 20

Осложнения РУБЦОВЫЙ СТЕНОЗ ПРИВРАТНИКА - анатомическое искажение и сужение просвета сфинктера, произошедшее в результате рубцевания язвы пилорического канала или начального отдела двенадцатиперстной кишки. Подобное явление ведет к затруднению или полному прекращению эвакуации (прохождению) пищи из желудка в двенадцатиперстную кишку. В фазе компенсации : чувство тяжести , переполнения в области желудка , отрыжка кислым , тошнота , рвота, приносящая облегчение . В фазе субкомпенсации отмечается усиление болей, учащение рвоты, в рвотных массах нередко содержатся остатки пищи . Для фазы декомпенсации : появляется гнилостный запах изо рта и ощущении «плеска» в животе .

Слайд 21

Осложнения МАЛИГНИЗАЦИЯ (перерождение в рак). Раковое перерождение наблюдается при локализации язвы в желудке, чаще у пожилых людей. Встречается данное осложнение не менее чем в 5−10% случаев. Признаками являются изменение характера болей, которые теряют периодичность, связь с едой, становятся постоянными, и ухудшение общего состояния больного — похудание, слабость, исчезновение аппетита, отмечаются тошнота, рвота, субфебрильная температура, анемия.

Слайд 22

Диагностика 1 . Гастродуоденоскопия . 2. Рентгенологическое исследование желудка. 3. Исследование кала на скрытую кровь. 4. Исследование желудочного сока. 5. Исследование общих анализов крови и мочи. 6. Уриазные тесты на хеликобактер пилори .

Слайд 23

Лечение Ингибиторы протонной помпы Блокаторы H2 гистаминовых рецепторов Антациды Препараты, защищающие слизистую оболочку желудка и двенадцатиперстной кишки Антибактериальные средства Диета

Слайд 24

Диета Пищу следует принимать часто (5–6 раз в день) мелкими порциями. При обострении язвенной болезни необходимо исключить вещества, являющиеся сильными возбудителями желудочной секреции: Алкоголь, мясные, рыбные, грибные, овощные бульоны, черный хлеб, жирные и жареные блюда, соленья, копчености, кофе, крепкий чай, продукты, богатые эфирными маслами, консервы, газированные напитки. Можно употреблять продукты, являющиеся слабыми раздражителями желудочной секреции: Молоко, сливки, творог, яичный белок, мясо, птица, рыба, освобожденные от кожи, фасций, сухожилий, вареные, тушеные картофель, морковь, кабачки, цветная капуста, супы слизистые, молочные, крупяные, суфле мясное, рыбное, куриное, творожное

Слайд 25

Профилактика Соблюдение гигиены ротовой полости, своевременное лечение зубов и десен. Организация правильного режима и рациона питания. Профилактика авитаминоза. Отказ от вредных привычек. Профилактика и лечение гормональных нарушений. Дозированные физические нагрузки, рациональная организация распорядка дня. Отказ от частого приема лекарственных препаратов. Профилактика заражения Helicobacter pylori – использование индивидуальной посуды, полотенец.

Слайд 26

Сестринский уход 1. Беседа с пациентом 2. Мониторинг состояния пациента 3. Мониторинг за соблюдением диеты пациентом 4. Выполнение назначений врача 5. Взятие желудочного содержимого для исследования секреторной функции желудка. 6. Подготовка к эндоскопическому исследованию пищевода, желудка и 12-типерстной кишки. 7. Исследование кала на скрытую кровь 8. Подготовка к рентгенологическому исследованию желудка и двенадцатиперстной кишки.

Слайд 27

Проблемно-ситуационная задача Оцениваемые компетенции: ОК1, ОК2, ОК12, ПК2.1, ПК2.2, ПК2.4 В онкологическом отделении находится на стационарном лечении мужчина 48 лет с диагнозом рак желудка. Жалобы на рвоту, слабость, отсутствие аппетита, отвращение к мясной пище, похудание, сильные боли в эпигастральной области, отрыжку, вздутие живота. Пациент адинамичен , подавлен, вступает в контакт с трудом, замкнут, испытывает чувство страха смерти. Объективно: Состояние тяжелое, температура 37,9 0 С, кожные покровы бледные с землистым оттенком, больной резко истощен, при пальпации в эпигастральной области отмечаются болезненность и напряжение мышц передней брюшной стенки. Печень плотная, болезненная, бугристая, выступает на 5 см из-под края реберной дуги. Задания 1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства. 2. Обучите родственников пациента уходу за онкологическим больным. 3. Продемонстрируйте технику постановки питательной клизмы (повторить алгоритм постановки клизм).

Слайд 28

Эталон ответа Проблемы пациента Настоящие: - у пациента боли в эпигастральной области, - у пациента слабость, - у пациента отсутствие аппетита, - у пациента снижение массы тела, - у пациента отрыжка, - у пациента метеоризм, - у пациента рвота, - у пациента чувство страха смерти, опасение за будущее близких. Потенциальные: -ухудшение состояния пациента, связанное с развитием острой сердечно-сосудистой недостаточности, - ухудшение состояния пациента, связанное с желудочным кровотечением и перитонитом. Приоритетная проблема пациента: у пациента сильные боли в эпигастральной области. Цели: краткосрочные и долгосрочные - уменьшение интенсивности болей со дня поступления и к моменту выписки, адаптация к состоянию своего здоровья.

Слайд 29

План Мотивация 1. Обеспечить пациенту покой, повышенное внимание, сочувствие. Для создания психологического комфорта. 2. Следить за соблюдением постельного режима. Для создания физического покоя. 3. Обеспечить пациенту высококалорийное, легкоусвояемое разно образное, богатое белками и витаминами питание. Для повышения аппетита, улучшения пищеварения. 4. Организовать кормление пациента в постели. Для снижения потери веса и для компенсации потери белка и витаминов, для поддержания защитных сил организма. 5. Помочь пациенту при физиологических отправлениях и гигиенических процедурах; осуществлять профилактику пролежней; своевременно менять постельное и нательное белье. Для поддержания гигиенических условий и профилактики осложнений. 6. Обеспечить регулярное проветривание палаты и регулярную уборку. Для предотвращения возможных осложнений. 7. Контролировать температуру, массу тела, пульс, АД, стул, внешний вид мочи. Для ранней диагностики и своевременной неотложной помощи в случае возникновения осложнений (сердечно-сосудистая недостаточность, кровотечение). 8. Оказывать неотложную помощь при рвоте и желудочном кровотечении. Для предотвращения аспирации рвотных масс. 9. Обучить родственников уходу за онкологическим больным. Для профилактики пролежней, инфекционных осложнений, аспирации рвотных масс. Оценка: пациент отметит улучшение самочувствия, снизится интенсивность болей. Цель достигнута. Студент демонстрирует правильно выбранный уровень общения с пациентом и его родственниками, доступно объясняет правила ухода за онкологическим больным. Студент демонстрирует на фантоме технику постановки питательной клизмы.

Слайд 30

Литература для преподавателя: 1.Окороков «Диагностика внутренних болезней», «Лечение внутренних болезней» 2. С.А. Мухина, И.И. Тарновская «Практическое руководство к предмету Основы сестринского дела», М.2010 Рекомендуемая литература. 1.Т.В. Смолева «Сестринское дело в терапии» Ростов-на-Дону. Феникс, 2014г. 2.С.А. Мухина, И.И. Тарновская «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» Москва, 2013г. 3.С.А. Мухина, И.И. Тарновская «Теоретические основы сестринского дела», Москва, 2013 г. 4.А.Н. Окороков «Диагностика внутренних болезней» Практическое руководство, Москва 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка на тему "Язва"

Диета при язвенной болезни...

Лекции по теме: "Сестринская помощь при повреждениях и заболеваниях прямой кишки"

Материал  может быть использован для  самостоятельного освоения  темы  "Сестринская помощь при повреждениях и  заболеваниях  прямой кишки"предназначен для студе...

презентация к уроку "Сибирская язва"

Презентация для проведения занятия по ветеринарии "Сибирская язва"...

Презентация для практического занятия "Сибирская язва"

Презентация для практического занятия "Сибирская язва"...

Учебно-методическое пособие для самостоятельной внеаудиторной работы студентов к практическому занятию по теме «Диагностика заболеваний органов пищеварения (хр. гастрит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, хр. панкреатит)»

Пояснительная записка Учебно - методическое пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 31.02.01 «Лечебное дело» по ПМ 01, МДК 01.01, Р 01.01.01 «Пропедевтика в тер...