Мотивация кружковой деятельности
статья

Пурясева Елена Олеговна

Материал подготовлен для выступления на цикловой комиссии Общепрофильных дисциплин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsiya_kruzhkovoy_deyatelnosti.docx27.79 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский КОЛЛЕДЖ №5»

ДОКЛАД

«МОТИВАЦИЯ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Выступление на цикловой методической комиссии

ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

преподавателя Пурясевой Е.О.

Согласовано:

председатель ЦМК ОП

Л.Д.Буцхрикидзе

Москва 2023 г.

ЦЕЛЬ ДОКЛАДА:

Охарактеризовать кружковую работу как средство формирования
профессионального мотивации.

ЗАДАЧИ:

  1. Изучить материал об особенностях и методике кружковой работы как
    формы дополнительного образования обучающихся в условиях
    учреждения профессионального образования.

МЕТОДЫ РАБОТЫ:

Анализ литературы, сравнение, обобщение опыта преподавания, опытное обучение.


      Успех обучения, развития и воспитания студентов
профессиональных образовательных организаций сегодня зависит не
только от грамотности и квалифицированности педагога. Чтобы процесс
обучения имел как можно большую эффективность, необходимо
пробудить у студентов мотивация к процессу в целом и изучаемым
предметам в частности. 

      Первые организованные формы проведения внеурочной работы с детьми   появились в 30-х годах XVIII столетия. В Шляхтетском кадетском
корпусе в Петербурге был организован литературный кружок для
воспитанников.

      В 1905 году в Москве был создан кружок из представителей
интеллигенции, которые занимались развитием молодёжи. В программу
кружка входили естественные науки – ботаника и астрономия, пение,
рисование, ручной труд, театральное мастерство и др.

      Расцвет внеурочной и внешкольной приходится на 20 – 30-е годы XX века. Внедрялись новые технологии и педагогические инновации, появлялись новые интересные формы организации досуга детей. Практиковались парные, групповые и коллективные формы работы.

      Проблему организации и внедрения кружков в своих работах
рассматривали И.П. Подласый, Н.Е. Щуркова, В.С. Пель, Н.К. Крупская.

      В современных образовательных учреждениях под кружковой работой понимают групповое взаимодействие обучающихся с целью формирования того или иного навыка, углубления знаний и их практического закрепления.

Не смотря на то, что значимость кружковой деятельности на
теоретическом уровне определена многими отечественными и
зарубежными учеными, на практике многие педагоги игнорируют идею организации кружковой работы с целью повышения мотивации студентов к профессиональным предметам. 

       Среди многих проблем, направленных на совершенствование процесса профессионального обучения, проблема развития мотивации к профессии является довольно значимой. Она преследует целью поиск
путей профессионального обучения, которые привлекали бы к себе
студентов и пробуждали их умственную, творческую деятельность.

        Мотивация к профессии содействует продуктивности деятельности.
Развитие мотивации к профессии сопровождается такими качествами как:
наблюдательность, настойчивость, умение преодолевать трудности, стремление к поиску, самостоятельность. Мотивация к профессии оказывает существенное влияние на все психические процессы: мышление, память, внимание, воображение.

        Определение понятия «мотивация» впервые попытался дать И.Кант.
По его мнению, мотивация  это то, что делает «разум практическим,
причиной, определяющей волю».

        Познавательный процесс в своем развитии, как указывает
проходит ряд стадий: от простого любопытства к любознательности,
познавательному мотиву и мотиву к профессии.

       На развитие мотивации к профессии студентов влияет выбор
методов обучения, с помощью которых мотивация будет
формироваться. В настоящее время актуально как один из таких методов
применять кружковую работу. Далее подробно рассмотрим сущность и
функции, а так же методику организации кружковой работы.

Методы мотивации, используемые на кружковых занятиях

1. Эмоциональные методы мотивации: (Затрагивают чувства человека, влияют на такие чувства и эмоции как – радость, удовольствие, адреналин, страх, любопытство, доверие и другие.)

  • поощрение;
  • порицание;
  • учебно-познавательная игра;
  • создание ярких наглядно-образных представлений;
  • создание ситуации успеха;
  • стимулирующее оценивание;
  • свободный выбор задания;
  • удовлетворение желания быть значимой личностью.

2. Познавательные методы мотивации: (Направленность человека на бескорыстное узнавание нового и удовлетворение от самого процесса умственных и физических усилий)

  • познавательный интерес (интерес – познавательно – эмоциональное отношение обучающихся к обучению. Для педагога это соотношение смысла обучения, характера мотивов, зрелости целей и особенностей эмоций);
  • создание проблемной ситуации;
  • побуждение к поиску альтернативных решений;
  • выполнение творческих заданий;
  • «мозговая атака».

3. Волевые методы мотивации: (Метод не самый простой, так как не у всех студентов достаточно развита сила.)

  • предъявление определенных требований;
  • информирование об обязательных результатах обучения;
  • формирование ответственного отношения к учению;
  • самооценка деятельности и коррекция;
  • рефлексия и соревновательные занятия;
  • прогнозирование деятельности.

4.  Социальные методы мотивации: (Каждый человек развивается в обществе, и дать студенту понять, насколько важен он, его труд, основная задача этого метода)

  • развитие желания быть полезным;
  • поиск контактов и сотрудничества;
  • побуждение стать личностью;
  • создание ситуации взаимопомощи;
  • заинтересованность в результатах;
  • взаимопроверка;
  • рецензирование.

       Кружок – это среда общения и совместной деятельности, в которой
можно проверить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться
в реалиях сферы занятости, приняв решение продолжать или отказаться от
неё. Деятельность в кружке корректируется принципами добровольности,
самоуправления, не формальности общения. Занятия в кружках
осуществляются в разных видах, соревнованиях,
состязаниях или в виде занятия-диалога равных партнёров. Важным элементом кружка, его особенностью является форма
выражения итога, результата. Одним из главных принципов организации занятий кружка является чередование разнообразных видов деятельности, как правило, включают теоретическую часть и практическое
выполнение задания.

Задачи кружковой работы:

  1. углублять знания студентов,
  2. развивать способности, удовлетворять их творческие мотивы и склонности,
  3. приобщать к общественно полезному труду,
  4. организовывать досуг и отдых.

      Исходя из практики педагогов, особое внимание на занятиях
кружка в среднем специальном учебном заведении отводится
эстетическому воспитанию, формированию различного рода мотивации к
знаниям и будущей профессии, профессиональной этике. Нередко случается, что посетив 2-3 занятия, обучающие бросают кружок.
Причины этого могут быть разными, основная – недостаток времени, связанный с большим объемом учебного материала.
       Кружки  профессиональной  направленности   -   это  форма  организации

внеурочной деятельности студентов. Педагогу, в своей профессиональной деятельности, нужно ориентироваться на потребности обучающихся, создавать дополнительные возможности для оптимизации учебно-воспитательного процесса. Для более эффективного педагогического воздействия, можно организовывать выездные мероприятия, встречи с ведущими специалистами, выпускниками, посещать научно-практические конференции, выставки в области современной медицины. Студенты становятся замотивированными в будущей профессиональной деятельности, приобретают стремление стать успешными в профессиональной деятельности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема организации кружковой работы в условиях современного
обучения является актуальной, в то же время не достаточно изученной            с теоретической и практической позиции.
По итогам изученного материала, организация кружковой работы
позволит иметь положительную динамику формирования
профессионального мотивации студентов.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт формирования социального интеллекта детей с особыми образовательными потребностями Мотивация познавательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями на уроках математики в профессиональном лицее

     В настоящее время внимание к математическому образованию усиливается во многих странах мира. Изучение основ  математики становится всё более существенным элементом обще...

ПРОЕКТ:Социализация обучающихся с ОВЗ и развитие творческих способностей через вовлечение их в кружковую деятельность

Приоритетным направлением социальной политики российского государства и странмирового сообщества является создание системы эффективной социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоро...

Перспективное планирование кружковой деятельности "Радужный мир"

Перспективное планирование кружковой деятельности "Радужный мир"...

Перспективное планирование кружковой деятельности «Мир творческой фантазии»

Перспективное планирование кружковой деятельности «Мир творческой фантазии»...

Рабочая программа кружковой деятельности технологической направленности "Хочу всё знать"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технологической направленности «Хочу все знать».Возраст обучающихся: 7 лет ( 1 класс)Срок реализации: 1 год...