Мотивация кружковой деятельности
статья
Материал подготовлен для выступления на цикловой комиссии Общепрофильных дисциплин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский КОЛЛЕДЖ №5»
ДОКЛАД
«МОТИВАЦИЯ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Выступление на цикловой методической комиссии
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
преподавателя Пурясевой Е.О.
Согласовано:
председатель ЦМК ОП
Л.Д.Буцхрикидзе
Москва 2023 г.
ЦЕЛЬ ДОКЛАДА:
Охарактеризовать кружковую работу как средство формирования
профессионального мотивации.
ЗАДАЧИ:
- Изучить материал об особенностях и методике кружковой работы как
формы дополнительного образования обучающихся в условиях
учреждения профессионального образования.
МЕТОДЫ РАБОТЫ:
Анализ литературы, сравнение, обобщение опыта преподавания, опытное обучение.
Успех обучения, развития и воспитания студентов
профессиональных образовательных организаций сегодня зависит не
только от грамотности и квалифицированности педагога. Чтобы процесс
обучения имел как можно большую эффективность, необходимо
пробудить у студентов мотивация к процессу в целом и изучаемым
предметам в частности.
Первые организованные формы проведения внеурочной работы с детьми появились в 30-х годах XVIII столетия. В Шляхтетском кадетском
корпусе в Петербурге был организован литературный кружок для
воспитанников.
В 1905 году в Москве был создан кружок из представителей
интеллигенции, которые занимались развитием молодёжи. В программу
кружка входили естественные науки – ботаника и астрономия, пение,
рисование, ручной труд, театральное мастерство и др.
Расцвет внеурочной и внешкольной приходится на 20 – 30-е годы XX века. Внедрялись новые технологии и педагогические инновации, появлялись новые интересные формы организации досуга детей. Практиковались парные, групповые и коллективные формы работы.
Проблему организации и внедрения кружков в своих работах
рассматривали И.П. Подласый, Н.Е. Щуркова, В.С. Пель, Н.К. Крупская.
В современных образовательных учреждениях под кружковой работой понимают групповое взаимодействие обучающихся с целью формирования того или иного навыка, углубления знаний и их практического закрепления.
Не смотря на то, что значимость кружковой деятельности на
теоретическом уровне определена многими отечественными и
зарубежными учеными, на практике многие педагоги игнорируют идею организации кружковой работы с целью повышения мотивации студентов к профессиональным предметам.
Среди многих проблем, направленных на совершенствование процесса профессионального обучения, проблема развития мотивации к профессии является довольно значимой. Она преследует целью поиск
путей профессионального обучения, которые привлекали бы к себе
студентов и пробуждали их умственную, творческую деятельность.
Мотивация к профессии содействует продуктивности деятельности.
Развитие мотивации к профессии сопровождается такими качествами как:
наблюдательность, настойчивость, умение преодолевать трудности, стремление к поиску, самостоятельность. Мотивация к профессии оказывает существенное влияние на все психические процессы: мышление, память, внимание, воображение.
Определение понятия «мотивация» впервые попытался дать И.Кант.
По его мнению, мотивация − это то, что делает «разум практическим,
причиной, определяющей волю».
Познавательный процесс в своем развитии, как указывает
проходит ряд стадий: от простого любопытства к любознательности,
познавательному мотиву и мотиву к профессии.
На развитие мотивации к профессии студентов влияет выбор
методов обучения, с помощью которых мотивация будет
формироваться. В настоящее время актуально как один из таких методов
применять кружковую работу. Далее подробно рассмотрим сущность и
функции, а так же методику организации кружковой работы.
Методы мотивации, используемые на кружковых занятиях
1. Эмоциональные методы мотивации: (Затрагивают чувства человека, влияют на такие чувства и эмоции как – радость, удовольствие, адреналин, страх, любопытство, доверие и другие.)
- поощрение;
- порицание;
- учебно-познавательная игра;
- создание ярких наглядно-образных представлений;
- создание ситуации успеха;
- стимулирующее оценивание;
- свободный выбор задания;
- удовлетворение желания быть значимой личностью.
2. Познавательные методы мотивации: (Направленность человека на бескорыстное узнавание нового и удовлетворение от самого процесса умственных и физических усилий)
- познавательный интерес (интерес – познавательно – эмоциональное отношение обучающихся к обучению. Для педагога это соотношение смысла обучения, характера мотивов, зрелости целей и особенностей эмоций);
- создание проблемной ситуации;
- побуждение к поиску альтернативных решений;
- выполнение творческих заданий;
- «мозговая атака».
3. Волевые методы мотивации: (Метод не самый простой, так как не у всех студентов достаточно развита сила.)
- предъявление определенных требований;
- информирование об обязательных результатах обучения;
- формирование ответственного отношения к учению;
- самооценка деятельности и коррекция;
- рефлексия и соревновательные занятия;
- прогнозирование деятельности.
4. Социальные методы мотивации: (Каждый человек развивается в обществе, и дать студенту понять, насколько важен он, его труд, основная задача этого метода)
- развитие желания быть полезным;
- поиск контактов и сотрудничества;
- побуждение стать личностью;
- создание ситуации взаимопомощи;
- заинтересованность в результатах;
- взаимопроверка;
- рецензирование.
Кружок – это среда общения и совместной деятельности, в которой
можно проверить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться
в реалиях сферы занятости, приняв решение продолжать или отказаться от
неё. Деятельность в кружке корректируется принципами добровольности,
самоуправления, не формальности общения. Занятия в кружках
осуществляются в разных видах, соревнованиях,
состязаниях или в виде занятия-диалога равных партнёров. Важным элементом кружка, его особенностью является форма
выражения итога, результата. Одним из главных принципов организации занятий кружка является чередование разнообразных видов деятельности, как правило, включают теоретическую часть и практическое
выполнение задания.
Задачи кружковой работы:
- углублять знания студентов,
- развивать способности, удовлетворять их творческие мотивы и склонности,
- приобщать к общественно полезному труду,
- организовывать досуг и отдых.
Исходя из практики педагогов, особое внимание на занятиях
кружка в среднем специальном учебном заведении отводится
эстетическому воспитанию, формированию различного рода мотивации к
знаниям и будущей профессии, профессиональной этике. Нередко случается, что посетив 2-3 занятия, обучающие бросают кружок.
Причины этого могут быть разными, основная – недостаток времени, связанный с большим объемом учебного материала.
Кружки профессиональной направленности - это форма организации
внеурочной деятельности студентов. Педагогу, в своей профессиональной деятельности, нужно ориентироваться на потребности обучающихся, создавать дополнительные возможности для оптимизации учебно-воспитательного процесса. Для более эффективного педагогического воздействия, можно организовывать выездные мероприятия, встречи с ведущими специалистами, выпускниками, посещать научно-практические конференции, выставки в области современной медицины. Студенты становятся замотивированными в будущей профессиональной деятельности, приобретают стремление стать успешными в профессиональной деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема организации кружковой работы в условиях современного
обучения является актуальной, в то же время не достаточно изученной с теоретической и практической позиции.
По итогам изученного материала, организация кружковой работы
позволит иметь положительную динамику формирования
профессионального мотивации студентов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/20/picture-183853-1358681355.jpg)
Опыт формирования социального интеллекта детей с особыми образовательными потребностями Мотивация познавательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями на уроках математики в профессиональном лицее
В настоящее время внимание к математическому образованию усиливается во многих странах мира. Изучение основ математики становится всё более существенным элементом обще...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/26/picture-422474-1490509399.jpg)
Кружковая деятельность по дисциплине "Иностранный язык" с целью подготовки студентов к World skills
Методическое сообщение на НПК...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/12/picture-1136539-1555048039.jpg)
ПРОЕКТ:Социализация обучающихся с ОВЗ и развитие творческих способностей через вовлечение их в кружковую деятельность
Приоритетным направлением социальной политики российского государства и странмирового сообщества является создание системы эффективной социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоро...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/14/picture-687927-1444817771.jpg)
Перспективное планирование кружковой деятельности "Радужный мир"
Перспективное планирование кружковой деятельности "Радужный мир"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/14/picture-687927-1444817771.jpg)
Перспективное планирование кружковой деятельности «Мир творческой фантазии»
Перспективное планирование кружковой деятельности «Мир творческой фантазии»...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/22/picture-1513363-1708596812.jpg)
Рабочая программа кружковой деятельности технологической направленности "Хочу всё знать"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технологической направленности «Хочу все знать».Возраст обучающихся: 7 лет ( 1 класс)Срок реализации: 1 год...