Информационный проект "Профилактика профессионального заражения медицинского персонала гемоконтактными инфекциями"
проект

Ольга Юрьевна Сычёва

Настоящий проект, в рамках изучения ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессе и ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий направлен на активизацию творческого потенциала студентов к пониманию сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проведению мероприятий по сохранению и укреплению собственного здоровья, коллег, пациента и его окружения.

Выбор темы группового исследовательского проекта «Профилактика профессионального заражения медицинского персонала гемоконтактными инфекциями» обусловлена тем, что в Российской Федерации второе место (более 30 %) в общей структуре профессиональной заболеваемости медицинского персонала занимают гемоконтактные инфекции, уступая лишь туберкулезу. В связи с этим в учреждениях здравоохранения должна реализовываться система профилактических мероприятий, направленных на предотвращение возникновения медицинских аварий и профессионального инфицирования персонала. Статистика заражения ВИЧ показывает, что по частоте случаев инфицирования первое место занимает Южно-Африканская Республика. На втором месте – Нигерия. Тройку лидеров замыкает Россия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 7»

 (ГБПОУ ДЗМ «МК №7»)

ГРУППОВОЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗАРАЖЕНИЯ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА ГЕМОКОНТАКТНЫМИ ИНФЕКЦИЯМИ

Специальности 34.02.01 Сестринское дело

2019 г.

ОДОБРЕНО

предметной (цикловой) комиссией

протокол № ___ «____»______2019 г.

Председатель ПЦК________________

Составлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности

34.02.01 Сестринское дело

СОГЛАСОВАНО

Старший методист

____________________О.Н.Бавыкина

«____»____________ 2019 г.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по учебной работе

______________ /З.М.Загретдинова/

«____»____________ 2019 г.

Руководители проекта:

Кондратюк О.А. - преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК №7»

Сычёва О.Ю. - преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК №7»

Координатор и консультант проекта:

Бавыкина О.Н. - старший методист ГБПОУ ДЗМ «МК №7»

Рецензент: Веселова Е.М. - старший методист ГБПОУ ДЗМ «МК №7»


ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях образования для развития профессиональной компетентности и повышения познавательного интереса у студентов особую важность приобретает потребность разработки новых методов творческой работы со студентами и выбора наиболее эффективных и рациональных. Такой эффективной педагогической технологией является проектная деятельность.

Основной целью проектной деятельности является формирование творческого и системного мышления учащихся. В основе учебного процесса оказывается сотрудничество и продуктивное общение учащихся, направленное на совместное разрешение проблем, формирование способности выделять важное, ставить цели, планировать деятельность, распределять функции и ответственность, критически мыслить, достигать значимые результаты.

Важное место в проектной деятельности занимает групповой проект. У участников проектной группы формируются навыки сотрудничества; проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне; каждый этап работы над проектом, как правило, имеет своего ситуативного лидера, и, наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы; в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, точки зрения; этот соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

У учащихся полноценно формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него самого; учащийся приобретает опыт деятельности на всех без исключения этапах выполнения проекта — от рождения замысла до итоговой рефлексии; развиваются коммуникативные навыки, что является важными качествами в работе будущего медицинского работника.

Настоящий проект, в рамках изучения ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессе и ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий направлен на активизацию творческого потенциала студентов к пониманию сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проведению мероприятий по сохранению и укреплению собственного здоровья, коллег, пациента и его окружения.

Выбор темы группового исследовательского проекта «Профилактика профессионального заражения медицинского персонала гемоконтактными инфекциями» обусловлена тем, что в Российской Федерации второе место (более 30 %) в общей структуре профессиональной заболеваемости медицинского персонала занимают гемоконтактные инфекции, уступая лишь туберкулезу. В связи с этим в учреждениях здравоохранения должна реализовываться система профилактических мероприятий, направленных на предотвращение возникновения медицинских аварий и профессионального инфицирования персонала.

Статистика заражения ВИЧ показывает, что по частоте случаев инфицирования первое место занимает Южно-Африканская Республика. На втором месте – Нигерия. Тройку лидеров замыкает Россия.

Статистика заражения ВИЧ в России ежечасно фиксирует инфицирование 1 человека. В 2017 году было выявлено 104,4 тыс. новых случаев заражения. На 100 тыс. населения в среднем приходится 73 случая заражения. Самые опасные регионы – Кемеровская, Новосибирская, Иркутская, Свердловская, Самарская, Челябинская и Московская область. А также Пермский, Краснодарский и Красноярский край, Москва и Санкт-Петербург, Республика Башкортостан.

По состоянию на 01.07.2018 г. в РФ было инфицировано 1,27 млн. человек. 

На планете около 2 млн. медсестер ежегодно страдают от случайного ранения на рабочем месте. В результате периодически происходит инфицирование медработников гепатитом В, С и ВИЧ инфекцией. Реальные цифры о количестве травмированных медсестер значительно больше. Причина – от 40 до 75% случайных ранений не документируется.

Медицинские работники могут заразиться гемоконтактными инфекциями при возникновении аварийных ситуаций, к которым относятся травмы и микротравмы загрязненными острыми медицинскими инструментами, попадание крови и других биологических жидкостей на слизистые оболочки и незащищенные кожные покровы.

Высокому риску заражения гемоконтактными инфекциями подвергаются: медицинские сестры, выполняющие инвазивные манипуляции, в том числе процедурные, постовые, палатные, операционные медицинские сестры; врачи хирургических специальностей, выполняющие оперативные вмешательства; акушеры-гинекологи; анестезиологи-реаниматологи; патологоанатомы; стоматологи; сотрудники лабораторных служб; сотрудники скорой медицинской помощи; младший медицинский персонал, участвующий в обработке изделий медицинского назначения однократного и многократного применения, обращении с медицинскими отходами.

Возникновению аварийных ситуаций среди медицинских работников способствуют следующие факторы: дефицит рабочего времени; высокая нервно-эмоциональная нагрузка; работа в ночное время; профессиональная неопытность медицинского работника; отсутствие инфекционной настороженности.

Важная роль в профилактике профессионального заражения медицинского персонала гемоконтактными инфекциями отводится непосредственно самому медицинскому персоналу.

Актуальность заключается в том, медицинские работники в своей деятельности могут подвергаться воздействию многих факторов, опасных для здоровья и способных вызывать профессиональные заболевания. Риск инфицирования многократно возрастает при несоблюдении персоналом мер индивидуальной защиты, в связи с этим в сознании медицинских работников необходимо формировать эпидемическую настороженность ко всем пациентам, как к возможным источникам гемоконтактных инфекций.

Персонал должен знать свои права на безопасные условия труда, на необходимость иммунизации против гепатита В, профилактических мероприятиях до начала медицинской практики в учреждении.

Отсутствие профилактических мероприятиях может привести к снижению качества жизни, к тяжелым осложнениям и инвалидизации в дальнейшем, а также увеличивает риск летального исхода в следствие хронической болезни печени, рака.

Гемоконтактные патогенные микроорганизмы - это патогены, которые передаются при контакте с инфицированной кровью или продуктами крови и вызывающие инфекционное заболевание у человека. К таким возбудителям, при которых установлены факты производственных заболеваний относятся вирус гепатита В, С и ВИЧ. Гемоконтактные инфекции могут вызываться и

бактериями, к примеру, сифилис, а также паразитами (малярия), но для этого

требуются большие объемы крови, например, переливание крови, тогда как при ВГВ/ВГС/ВИЧ достаточно минимального количества инфицированной крови («инфицирующая доза»).

Предотвращение распространения этих инфекций основано на выполнении соответствующих мероприятий, направленных на исключение контактов с кровью как пациентов, так и медицинского персонала. Основное внимание уделяется таким мерам предосторожности, как мытье рук, предотвращение контактов с кровью и контаминированными кровью выделениями пациента, а также обращению с кровью от любых пациентов как с потенциально инфицированным материалом. Рекомендуется проводить образовательные программы, посвященные инфекциям, передающимся через кровь, не только для инфицированных лиц, но и для всего медицинского персонала.

Одним из наиболее важных мероприятий, направленных на предотвращение распространение гепатита В среди медицинского персонала,

является вакцинация. В каждом стационаре должна разрабатываться стратегия вакцинации против гепатита В. Медицинские работники с активной формой гепатита В, также как и носители ВГВ, относятся к группе риска передачи инфекции. По результатам исследования 38 вспышек гепатита В, зарегистрированных в течение последних лет и связанных с передачей инфекции от медицинского персонала к пациентам, установлено, что риск передачи гепатита В выше, по сравнению с гепатитом С или ВИЧ.

Считается, что риск случайного повреждения кожи иглой во время этих операций значительно выше, по сравнению с другими хирургическими вмешательствами.

Все HвeAg-положительные медицинские работники должны быть отстранены от выполнения гинекологических, кардиохирургических операций и стоматологических манипуляций. Считается, что несмотря на адекватное выполнение мероприятий, риск инфицирования пациентов во время этих вмешательств остается очень высоким. Медицинский персонал, инфицированный ВГВ, при выполнении процедур с высокой вероятностью контакта пациентов с их кровью или другими биологическими жидкостями, должен использовать двойные перчатки.

Риск передачи ВИЧ от медицинского персонала к пациентам в 100 раз ниже, чем риск передачи ВГВ. Более высокий, по сравнению с ВИЧ, риск передачи инфекции характерен для ВГС.

Медицинские работники с подтвержденной ВИЧ-инфекцией или гепатитом С должны строго соблюдать универсальные меры предосторожности для того, чтобы свести к минимуму риск передачи инфекции пациентам.

Качество программы инфекционного контроля (ИК) в стационаре или другом медицинском учреждении является отражением в целом качества оказания медицинской помощи в данном учреждении. Качественные программы ИК позволяют снизить частоту инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (ИСМП), длительность пребывания в стационаре и экономические расходы, связанные с госпитализацией.

Труд медицинских работников принадлежит к числу наиболее сложных и ответственных видов деятельности человека. Он характеризуется значительной интеллектуальной нагрузкой, а в отдельных случаях требует физических усилий и выносливости, внимания и высокой трудоспособности в экстремальных условиях, зачастую из-за жесточайшего дефицита времени.

Современное развитие медицины, повышение технической оснащенности лечебных учреждений, внедрение совершенных технологических процессов, современного оборудования, аппаратуры, инструментария, применение новых лекарственных средств и освоение новых методов диагностики и лечения ставят все новые задачи по профилактике неблагоприятных последствий для здоровья условий и характера трудовой деятельности медперсонала.

Условия и характер труда разных категорий и профессиональных групп работников здравоохранения заслуживают пристального внимания в плане охраны их здоровья.

Только качественная теоретическая подготовка и профессиональное владение практическими умениями и навыками позволят медицинской сестре не допустить риск развития гемоконтактных инфекций в леебно-профилактическом учреждении. 

Все вышеперечисленное свидетельствует о том, что данная тема проекта требует более глубокого изучения.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Объект исследования – профилактика профессионального заражения медицинского персонала.

Предмет исследования – профилактика профессионального заражения медицинского персонала гемоконтактными инфекциями.

Цель проекта для преподавателя – мотивировать к углубленному изучению изучаемого вопроса и активизировать познавательную и творческую активность студентов в процессе самостоятельного изучения темы, повысить уровень знаний о методах профилактики профессионального заражения гемоконтактными инфекциями.

Цели проекта для студента – собрать материал по теме, проанализировать и обобщить методы профилактики профессионального заражения гемоконтактными инфекциями среди медперсонала.

Задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать материалы научной и медицинской литературы, интернет источников по теме профессионального заражения гемоконтактными инфекциями среди медперсонала.
  2. Обобщить и структурировать полученную информацию.
  3. Подготовить конечный продукт совместной деятельности.

Методы, используемые в проектной деятельности:

  • поисковый (теоретическое изучение научной и медицинской литературы и интернет-источников по профилактике профессионального заражения медицинского персонала гемоконтактными инфекциями)
  • анализ и обобщение результатов исследования
  • творческий

Формируемые компетенции:

1. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

2. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

3. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

4. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

5. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

6. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

7. ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

8. ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

7. ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.

8. ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

Тип проекта – групповой, краткосрочный

Вид проекта – информационный

Количество участников проекта – 5 человек

Состав проектной группы: студенты группы Т-31 С

1. Беликова  Дарья Алексеевна

2. Курбанова Байгинат Рустамовна

3. Курбанова Земфира Исрапиловна

4. Леонова Юлия Николаевна

5. Теванян Карина Суреновна

Результат проекта – мультимедийная презентация по теме

Необходимое оборудование и ресурсы - компьютер с доступом в Интернет,  мультимедийный проектор, экран, литературные источники

Защита проекта: мини-конференция на внеаудиторном занятии

Этапы работы над проектом:

№ п/п

Название этапа

Деятельность учащихся

Деятельность руководителя

Сроки исполнения

Результат

I.

Подготовительный (мотивация, формирование проектной группы)

Выдвигают проблему, дискутируют, обсуждают

Мотивирует обучающихся. Распределяет по группам. Консультирует

08.10. –

25.10.2019 г.

Выполнено

II.

Поисковый (целеполагание, предварительное планирование)

Уточняют цели, задачи, продукт, решение проблемы. Составляют план выполнения проекта

Наблюдает и консультирует

12.10. – 27.10.2019 г.

Выполнено

III.

Аналитический (информационный)

Работают с литературой. Проводят синтез и анализ идей. Определяют наиболее оптимальный вариант

Наблюдает и консультирует

16.10. – 05.11.2019 г.

Выполнено

IV.

Практический (реализация проекта)

Выполняют и оформляют проект

Наблюдает. Советует (по просьбе)

08.11. – 20.11.2019 г.

Выполнено

V.

Контрольный

(оценка результатов проекта)

Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке

Наблюдает. Направляет процесс анализа (если необходимо)

08.11. – 20.11.2019 г.

Выполнено

VI.

Презентационный (защита проекта)

Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов проекта

Участвуют в коллективном анализе и оценке результатов проекта

20.11.2019 г.

Выполнено

        Выводы:

  1. Совместная работа студентов в группе над проектом способствовала углублению изучаемого материала, активизировала поисковую и творческую деятельность, сформировала элементарные навыки анализа и критического отбора материала (особенно в Интернет-ресурсе);
  2. Полученный в ходе поисковой деятельности материал обобщён, структурирован и подготовлен для создания мультимедийной презентации;
  3. Защита проекта в форме мини-конференции способствовала формированию у студентов четких представлений о требованиях к составлению презентаций, позволила получить практический опыт докладчика и обратную связь от аудитории.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, метод проектов активизирует познавательную деятельность студентов, позволяет приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением результатов, стимулирует процесс критического и творческого мышления, умение самостоятельно конструировать полученные знания, ориентироваться в информационном пространстве, способствует формированию общих и профессиональных компетенций, позволяет приобрести навыки эффективной коммуникации, выступает как фактор сплочения коллектива.

Проектный метод можно использовать как вид внеаудиторной самостоятельной работы студентов, как форму проведения итоговых занятий по темам и разделам на профессиональных модулях и дисциплинах.

Литература

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 г. N 502 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело" [Текст]: // С изменениями и дополнениями от 9.04.2015, 24.07.2015
  2. СанПиН 2.1.3.2630-10 № 58 от 18.05.2010 «Общие требования к организации профилактических и противоэпидемических мероприятий» [Текст]: // Главный государственный санитарный врач РФ.
  3. СП 3.1.5.2826-10 N1 от 11 января 2011 г. Москва "Об утверждении СП 3.1.5.2826-10 "Профилактика ВИЧ-инфекции" [Текст]: // Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации.  
  4. СанПиН 2.1.7.2790-10 от 9 декабря 2010 г. N 163 "Об утверждении СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" [Текст]: //  Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации.
  5. Материалы «Школы педагогического мастерства» ГБПОУ ДЗМ «МК №7» «Проектная деятельность как способ реализации творческого потенциала обучающихся» Рябчикова А.М., Веселова Е.М., М., 2017 
  6. Антонова, Т.В. Сестринское дело при инфекционных болезнях с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии [Текст]: учебник / Т.В. Антонова [и др.] – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 416.
  7. Кулешова, Л. И. Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии" [Текст]: учебник / Л. И. Кулешова, Е. В. Пустоветова; под общ. ред. В. В. Морозова. - Изд. 6-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 734 с.
  8. Обуховец, Т.П. Сестринское дело и сестринский уход [Текст]:  учебное пособие /Т.П. Обуховец. — М.: КНОРУС, 2016. — 680 с.
  9. Осипова, В.Л. Дезинфекция [Текст]: учебное пособие для медицинских училищ и колледжей / В. Л. Осипова – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 136.
  10.  Смирнов, Д.Г. Защита медицинского работника от инфицирования гемоконтактными инфекциями при работе с кровью. Современные решения. [Текст]: Учебное пособие / Д. Г. Смирнов. – М.: BD, 2016. – 33 с.
  11.  Шепринский, П.Е. Профилактика профессионального заражения медицинского персонала гемоконтактными инфекциями [Текст]: учебник / П. Е. Шепринский, Е. В. Дубель – В.: БУЗ ВО-Медиа, 2018. – 98 с.
  12. Аптечка АНТИ-СПИД [Электронный ресурс]. URL: https://xn--l1aks.57.xn--b1aew.xn--p1ai/Poleznaya_informaciya/Aktualnaja_informacija_po_sanitarno_prot. (дата обращения: 07.11.2019).
  13. Гепатит: виды, пути инфицирования, лечение, профилактика [Электронный ресурс]. URL: https://med-explorer.ru/gastroenterologiya/lechenie-gastroenterologiya/gepatit-vidy-puti-inficirovaniya-lechenie-profilaktika. (дата обращения: 01.11.2019).
  14.  Использование защитной одежды [Электронный ресурс]. URL: http://tepka.ru/Sestrinskoe_delo/4.html. (дата обращения: 11.11.2019).
  15.  Организация деятельности медицинской сестры [Электронный ресурс]. URL: https://knowledge.allbest.ru/medicine/3c0b65625a3bd79a4d53b89421216c36. (дата обращения: 10.11.2019).
  16.  Правила обращения с медицинскими отходами [Электронный ресурс]. URL: https://otherreferats.allbest.ru/medicine/00716390_0.html. (дата обращения:15.11.2019).
  17.  Техника безопасности при работе с биологическими жидкостями [Электронный ресурс]. URL: https://studopedia.net/6_114820_tehnika-bezopasnosti-pri-rabote-s-biologicheskimi-zhidkostyami.html. (дата обращения: 01.11.2019).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структура мастер - класса: «Профессиональная и инфекционная безопасность медицинского персонала. Применение медицинских перчаток. Техника надевания стерильных перчаток» ПМ.04 Специльность Сестринское дело

Данный  мастер -класса преподавателя профессионального модуля ПМ.04 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (младшая медицинская сестра по ухо...

Презентация мастер - класса (приложение к структуре мастер - класса) Тема: «Профессиональная и инфекционная безопасность медицинского персонала. Применение медицинских перчаток. Техника надевания стерильных перчаток»

Мастер - класс или обучающий тренинг предназначен для отработки практического навыка "Техника надевания стерильных перчаток" с целью повышения профессионального уровня и обмена опытом участн...

Статья "Профилактика гемоконтактных инфекций среди медицинских работников"

Статья создана на  основе изучения источников литературы в области профилактики гемоконтактных инфекций среди медицинского персонала. В статье  раскрыты основные причины инфицирования медици...

Учебно-практический проект "Профилактика профессионального заражения ВИЧ-инфекцией медицинских работников"

Данная методическая разработка включает в себя сценарий и материалы для проведения круглого стола  «Профилактика профессионального заражения ВИЧ-инфекцией медицинских работников» и ...

"Профилактика профессионального заражения ВИЧ-инфекцией медицинских работников"

Учебно-практический проект "Профилактика профессионального заражения ВИЧ-инфекцией медицинских работников"...

Формирование информационно-коммуникационной компетентности среднего медицинского персонала в условиях медицинского колледжа

Текст выпускной кваликационной работы, представленной к защите 25 января 2019 года. Это - результат профессионального пути длиной в 15 лет. Но, если разобраться, то путь этот начался практически с рож...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для проведения теоретического занятия по теме :«Гемоконтактные инфекции: ВИЧ-инфекция»

Методическая разработка: « Гемоконтактные инфекции: ВИЧ-инфекция ».Методическая разработка составлена в соответствии с ФГОС, предъявляемыми к структуре, содержанию и результатам осво...