Семинар на тему: "Заболевания пищеварительного тракта у детей. Профилактика"
материал

Золотухина Ирина Сергеевна

Профилактика заболеваний желудочно-кишечного тракта у детей.

Любое заболевание легче предотвратить, чем лечить!Особенно, это касается растущего и развивающегося организма ребенка. Важно отметить, что родители в профилактике заболеваний ЖКТ имеет одно из первостепенных мест. Особую роль в этом занимают и медицинские сестры, задачей которых является обучение не только маленьких пациентов, но и их родителей. Вместе со студентами мы поговорили об основных заболеваниях пищеварительной системы, их профилактике и роли медицинской сестры в этом вопросе. студенты готовили презентации, доклады. Работали с учебной литературой. было предложено пройти блиц - опрос и ответить на задания в тестовой форме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Блиц-опрос с эталонами ответов

п/п

Вопрос

Ответ

Перечислите формы острого гастрита

Простой (катаральный), коррозивный, фибринозный, флегмонозный

Назовите время появление первых симптомов при простом остром гастрите

4-8 часов

Каковы предрасполагающие факторы аллергического острого гастрита

Наследственность и аллергический анамнез

Какова классификация хронического гастрита по характеру желудочного соковыделения

С сохраненной или увеличенной секрецией, с секреторной недостаточностью  

Какова классификация хронического гастрита по топографической характеристике

Пангастрит (распространенный), антральный (пилородуоденит), фундальный (тела желудка)

Перечислите основные синдромы хронического гастрита

Болевой синдром, желудочная диспепсия и нарушение общего состояния

Какие ферментативные препараты Вы знаете?

Панкреатин, мезим-форте, фестал, панзинорм

Какие адсорбирующие средства Вы знаете?

Активированный уголь, белая глина

Какая диета показана при хроническом гастрите с секреторной недостаточностью?

Стол № 2

Какие виды щажения пищи предусматривает диета № 2?

Пища должна быть механически, термически и химически щадящая

Какова классификация язвенной болезни по фазам течения?

Обострение, неполная ремиссия, ремиссия

Какие осложнения могут возникнуть при язвенной болезни?

Кровотечение, перфорация язвы, стеноз привратника, малигнизация, пенетрация

Какие рентгенологические изменения при язвенной болезни желудка Вы знаете?

Определяются ниши и конвергенция складок слизистой по направлению к нише

Какие препараты входят в группу ингибиторы протонной помпы?

Омез, омепрозол

Какие препараты из группы антацидов Вы знаете?

Маалокс, альмагель, фосфалюгель

В течении какого времени проводят диспансерное наблюдение после очередного рецидива язвенной болезни?

В течении 5 лет

Какова длительность стационарной терапии при язвенной болезни?

В течении 7 – 10 дней



Предварительный просмотр:

Тестовый контроль к семинару по заболеванию желудочно-кишечного тракта

Инструктаж: выбрать 1 правильный ответ:

1.        Основная причина хронического гастрита типа:

а) Отравление;

б) Аутоиммунные нарушения;

в) Нерациональное питание;

г) Хеликобактер пилори.

2.   Наиболее информативный метод диагностики гастродуоденита:

а) Желудочное зондирование;

б) Рентгенологическое исследование;

в) Ультразвуковое исследование;

г) Эндоскопическое исследование.

3.   При хроническом гастрите с секреторной недостаточностью наблюдается:

а) Изжога;

б) Отрыжка кислым;

в) Отрыжка тухлым;

г) Запоры.

4.   При лечении хронического гастрита с сохраненной секрецией применяют:

а) Альмагель, викалин;

б) Баралгин, аллохол;

в) Левомицетин, колибактерин;

г) Плантаглюцид, фестал.

5.   При хроническом гастрите с секреторной недостаточностью назначают диету №:

а) 1;

б) 2;

в) 3;

г) 4;

6.  Лекарственное растение, стимулирующее секреторную функцию желудка:

а) Душица;

б) Мята;

в) Подорожник;

г) Укроп.

7. Сезонность обострения характерна для:

а) Хронического колита;

б) Хронического холецистита;

в) Цирроза печени;

г) Язвенной болезни.

8. Поздние, "голодные", ночные боли характерны для:

а) Хронического гастрита;

б) Дискенезии ЖВП;

в) Язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки

г) Острого гастрита.

9.        Признаки, характерные только для желудочного кровотечения:

а) Бледность, слабость;

б) Головная боль, головокружение;

в) Рвота "кофейной гущей", дегтеобразный стул;

г) Тахикардия, гипотензия.

10. При обострении язвенной болезни назначается диета №:

а) 1;

б) 2;

в) 3;

г) 4.

11.        Последний прием пищи перед желудочным зондированием должен быть

а) Вечером, накануне исследования;

б) Утром, накануне исследования;

в) Днем, накануне исследования;

г) Утром в день исследования.

12. Осложнения ДЖВП:

      а) Дисбактериоз кишечника;

      б) Запоры;

      в) Кровотечения желудка;

      г) Гельминты.

13. Какое осложнение описывает следующая симптоматика: остро, «кинжальная боль» в эпигастрии, «острый» живот, высокая температура, рвота, не приносящая облегчения – срочная госпитализация.

    а) Кровотечение;

    б) Перфорация;

    в) Стеноз привратника;

    г) Рак.

14. Изжога при гастрите с пониженной секреторной функцией:

    а) Мучительная, стойкая;

    б) Не характерна;

    в) Быстропроходящая;

    г) Стойкая, проходит при медикаментозном лечении

15. При гипертонической форме ДЖВП рекомендуют минеральную воду:

    а) Ессентуки 17;

    б) Ессентуки 4;

    в) Арзан;

    г) Архыз 4



Предварительный просмотр:

Ситуационные задачи.

ЗАДАЧА № 1

 На стационарном лечении находится девочка 9-ти лет. Диагноз: хронический гастродуоденит. При сестринском обследовании медицинская сестра получила следующие данные: девочка жалуется на боли в животе режущего характера, боли появляются приступообразно через несколько минут после приема пищи и длятся 30-40 минут. Локализация боли – верхняя часть живота. Периодически сопровождается тошнотой, рвотой. Девочка по характеру упрямая, капризная. Девочка учится хорошо. Последние 3 года питается беспорядочно, часто всухомятку, так как родители работают, и обслуживать девочку некому. Девочка живет в семье с отчимом, в семье частые ссоры. Объективно: девочка пониженного питания. Бледная, синие тени под глазами. Пульс – 88 ударов в мин., ЧДД – 20 в минуту, АД – 100/60 мм рт.ст. Живот при пальпации мягкий, болезненный в эпигастральной области.

Задания:

1. Поставьте сестринский диагноз (какие потребности нарушены, проблемы пациента).

2. Определите цели и составьте план сестринского вмешательства.

ЗАДАЧА № 2

Девочке 8-ми лет. Диагноз: дисфункция билиарной системы. При сестринском обследовании медицинская сестра получила следующие данные: жалобы на тупые ноющие боли в области правого подреберья, тошноту, отрыжку, периодическую рвоту. Боли усиливаются после употребления жирной пищи. Стул со склонностью к запорам. Аппетит у девочки плохой. Считает себя больной в течение последних 2-х лет. Объективно: кожные покровы бледные, суховатые на ощупь. Девочка пониженного питания. Язык влажный, густо обложен у корня белым налетом. Пульс – 88 ударов в мин., ЧДД 22 – в минуту, АД – 100/50 мм рт.ст. Живот при пальпации мягкий, болезненный в области правого подреберья, при поколачивании по реберной дуге справа возникает боль.  

Задания:

1. Поставьте сестринский диагноз (какие потребности нарушены, проблемы пациента).

 2. Определите цели и составьте план сестринского вмешательства.

Эталоны ответов.

ЗАДАЧА № 1.

Нарушено удовлетворение потребностей: есть, пить, выделять, быть здоровым, учиться. Проблемы пациента:

Настоящие: отрыжка,  тошнота, рвота, нарушение питания, снижение аппетита, боль в области правого подреберья, нарушение опорожнения кишечника.

Потенциальные: риск возникновения осложнений.

Приоритетная цель: нарушение комфортного состояния (отрыжка, тошнота, рвота).

Краткосрочная цель: уменьшение отрыжки, тошноты, рвоты к концу недели. Долгосрочная цель: исчезновение состояния дискомфорта к моменту выписки.

План сестринского вмешательства:

1. Обеспечить соблюдение предписанной диеты (рассказать).

2. Обеспечить соблюдение режима дня.

3. Научить пациента приемам борьбы с тошнотой и отрыжкой (рассказать).

4. Оказать помощь пациенту при рвоте (рассказать).

5. Провести беседу с пациентом и его родственниками о характере предписанной ему диеты и необходимости ее соблюдения.

6. Выполнять назначения врача.

7. Обеспечить комфортные условия для пациента в стационаре. Оценка достижения цели: улучшение состояния пациента, исчезновение явлений дискомфорта, улучшение настроения и психологического состояния.

ЗАДАЧА № 2.

Нарушено удовлетворение потребностей: есть, пить, выделять, быть здоровым, играть, поддерживать температуру тела.

Проблемы пациента:

Настоящие: боль и высыпания в полости рта, отсутствие аппетита, лихорадка, невозможность приема пищи.

Потенциальные: риск возникновения осложнений.

Приоритетная  цель : боль и высыпания в полости рта.

Краткосрочная цель: боль и высыпания в полости рта уменьшатся в течение 3 дней. Долгосрочная цель: состояние дискомфорта исчезнет к моменту выписки.

План сестринского вмешательства:

 1. Обеспечить психологический и физический покой пациента.

2. Обеспечить щадящую диету (рассказать диету).

3. Обеспечить орошение полости рта раствором фурацилина 1:5000 (приготовить раствор фурацилина);

4. Обеспечить полоскание полости рта 0,5% раствором новокаина перед каждым приемом пищи.

5. Обеспечить инфекционный контроль предметов ухода и посуды пациента.

6. Обеспечить правильный режим дня.

7. Обрабатывать полость рта раствором трипсина 5-6 раз в день.

8. Провести беседу с родственниками пациента о характере предписанной диеты и необходимости ее соблюдения.

9. Наблюдать за состоянием пациента.

10. Обеспечить выполнение назначений врача. Оценка достижения цели: улучшение состояния пациента, отсутствие боли и высыпаний в полости рта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активная иммунизация детей. Значение вакции для профилактики инфекционных заболеваний. Поствакцинальные осложнения и их профилактика. Профилактика наиболее распространенных заболеваний органов дыхания и туберкулеза.Туберкулинодиагностика.

АКТИВНАЯ ИММУНИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ. ЗНАЧЕНИЕ ВАКЦИНАЦИИ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ. ПОСТВАКЦИНАЛЬНЫЕ ОСЛОЖНЕНИЯ И ИХ ПРОФИЛАКТИКА. ПРОФИЛАКТИКА НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ОРГАНОВ ДЫХ...

Семинар :"Профилактика срыва алко и нарко зависимых".

Семинар :"Профилактика срыва алко и нарко зависимых".Предназначен для практикующих психологов, работающих с зависимым поведением....

Презентация по теме "Заболевания опорно-двигательного аппарата в гериатрической практике"

Заболевания опорно-двигательного аппарата принадлежат к числу наиболее распространенных у лиц пожилого и старческого возраста....

Семинар – практикум «Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогической деятельности»

Семинар – практикум«Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогической деятельности»...

«Вскармливание детей. Профилактика гипогалактии. Характеристика молочных смесей».

Вскармливание ребенка на первом году жизни женским молоком называется естественным. В процессе сосания развиваются челюстной аппарат, мыщцы рта и языка, формируется правильный прикус. Вскармливан...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для самостоятельной внеаудиторной работы студентов к практическому занятию Тема: Заболевания сердечно – сосудистой системы

Пояснительная записка Учебно - методическое пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 31.02.01 «Лечебное дело» по ПМ 02, МДК 02.01, Р 02.01.01 «Терапия» по теме «...

Семинар "Индивидуальный образовательный маршрут как форма педагогической поддержки одарённых детей, детей с ОВЗ в образовательном учреждении"

В соответствии плана  реализации  приоритетного федерального проекта «Доступное дополнительное образование», одной из задач которого является обеспечение равного доступа к дополн...