Методическая разработка открытого лекционного занятия МДК 02.01.10. Сестринский уход в инфектологии Специальность 34.02.01 Сестринское дело Тема: «Менингококковая инфекция. Инфекционный мононуклеоз»
учебно-методический материал

Павленко Ольга Ивановна

В методической разработке представлены материалы интерактивной лекции с запланированными ошибками по теме «Менингококковая инфекция. Инфекционный мононуклеоз» по учебной дисциплине МДК 02.01.10. Сестринский уход в инфектологии.

Разработка состоит из содержания, пояснительной записки, технологической карты занятия, лекционного материала, перечня используемой литературы и приложений. Методическая разработка составлена в соответствии с нормативными документами, регламентирующими требования оформления работ в учреждениях среднего профессионального образования.

Методическая разработка может быть полезна для преподавателей и методистов медицинских колледжей с целью практического применения в процессе преподавания учебной дисциплины «Сестринский уход в инфектологии».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meningokokkovaya_infektsiya.infektsionnyy_mononukleoz.docx76.55 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТОРЕЗСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ

МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

МДК 02.01.10. Сестринский уход в инфектологии

Специальность 34.02.01 Сестринское дело

ТЕМА: «МЕНИНГОКОККОВАЯ ИНФЕКЦИЯ.

ИНФЕКЦИОННЫЙ МОНОНУКЛЕОЗ»

Автор: Павленко Ольга Ивановна

                                                                        

                                                                        

                                                                                                                                             

Торез, 2022

Автор: Павленко О.И. - преподаватель высшей квалификационной категории,  

                                         ГПОУ «Торезский медицинский колледж»

Рецензенты:

1. Нещерет В.К. – методист  ГПОУ «Торезский медицинский колледж»

2.Пархоменко Ю.Н - методист ГПОУ «Торезский горный техникум

им.А.Ф.Засядько»                                                                    

В методической разработке представлены материалы интерактивной лекции с запланированными ошибками по теме «Менингококковая инфекция. Инфекционный мононуклеоз» по учебной дисциплине МДК 02.01.10. Сестринский уход в инфектологии.

Разработка состоит из содержания, пояснительной записки, технологической карты занятия, лекционного материала, перечня используемой литературы и приложений. Методическая разработка составлена в соответствии с нормативными документами, регламентирующими требования оформления работ в учреждениях среднего профессионального образования.

Методическая разработка может быть полезна для преподавателей и методистов медицинских колледжей с целью практического применения в процессе преподавания учебной дисциплины «Сестринский уход в инфектологии».

Рассмотрена и одобрена на заседании цикловой методической

комиссии профессиональной и практической подготовки

протокол № 2 от 07.09.2020 г

Председатель ЦМК ____________ Еремченко Н.В.

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                             Стр.

1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………

4

2.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ……………….

5

3.

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО МАТЕРИАЛА…………

11

4.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..

28

5.

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………..

29

           

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная  методическая  разработка  составлена  с целью  использования на  лекционном  занятии  по учебной дисциплине МДК 02.01.10. Сестринский уход в инфектологии по теме «Менингококковая инфекция. Инфекционный мононуклеоз» для обучающихся 3   курса, по специальности 34.02.01 Сестринское дело.

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями ГОС СПО, рабочей программой, приказа УМЦ СПО № 33 от 02.09.2016г. «Об утверждении Методических рекомендаций для педагогических работников по подготовке и проведению открытого занятия/урока в образовательном учреждении», методических рекомендаций УМЦ СПО по написанию и оформлению методических материалов.

В методических разработке использованы интерактивные технологии обучения. Лекционное занятие проводится в виде лекции с запланированными ошибками и элементами визуализации. При изложении лекционного материала допущены ошибки различного типа: в определениях основных понятий, характеристике возбудителя и путях распространения инфекционного заболевания, в применении лекарственных средств т.е. в той информации, с которой обучающиеся уже были ознакомлены или изучали на смежных дисциплинах (ОП.06. Основы микробиологии и иммунологии, МДК.04.01 Теория и практика сестринского дела, МДК.04.02. Безопасная среда для пациента и персонала, МДК.04.03 Технология оказания медицинских услуг и т.д.). В тексте лекции запланированые ошибки выделены курсором и подчекнуты. В процессе лекционного занятия проводтся свободная дискуссия по выявлению ошибок в лекционном материале.

При изложении лекционного материала проводится демонстрация учебных видеофильмов «Менингококковая инфекция», «Инфекционный мононуклеоз» с последующим обсуждением проблем пациентов и особенностей организации сестринского ухода за больными по материалам видеофильмов.

Применение нестандартных, интерактивных форм проведения лекционного занятия позволяет активизировать учебно-познавательную деятельность обучающихся, развивать интеллектуальные и коммуникативные способности обучающихся, способствовать формированию общих и профессиональных компетенций.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЛЕКЦИИ

Учебная дисциплина: МДК 02.01.10. Сестринский уход в инфектологии

Специальность 34.02.01 Сестринское дело

І. Тема рабочей программы: 10.3. Сестринский уход при инфекциях дыхательных путей

Тема занятия: «Менингококковая инфекция. Инфекционный мононуклеоз»

1.Вид лекции : информационная, лекция с запланированными ошибками и элементами визуализации

2.Формируемые компетенции:

ПК 2.1. Представлять информацию о понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

        ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

        ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.

        ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

        ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

        ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

        ОК 9. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

3.Цели занятия:

Учебные

Формирование знаний по вопросам этиологии, эпидемиологии, клинических проявлений, осложнений, лабораторной диагностики и принципов лечения менингококковой инфекции, инфекционного мононуклеоза. Формирование знаний особенностей сестринского ухода за больными, противоэпидемических мероприятий в очаге и мер профилактики этих инфекционных заболеваний.

Развивающие

       Формирование навыков аналитического мышления, интеллектуальных навыков обобщения, внимания. Развитие речевых навыков и навыков коммуникационного взаимодействия.

        Воспитательные

 Формирование у обучающихся мотивации к учебной деятельности, умения работать в команде, культуры общения и взаимоуважения. Воспитание понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии.

4. Планируемые результаты обучения.

Обучающиеся должны знать:

- этиологию, эпидемиологию, клинические проявления и осложнения менингококковой инфекции, инфекционного мононуклеоза;

- лабораторную диагностику, принципы лечения и особенности сестринского ухода   за больными при менингококковой инфекции, инфекционном мононуклеозе;

- противоэпидемические мероприятия в очаге, профилактику этих инфекционных заболеваний.

Обучающиеся должны уметь:

- использовать полученные знания при осуществлении сестринского ухода за больными и профилактике менингококковой инфекции, инфекционного мононуклеоза.

 5.Основные понятия (впервые вводимые на занятии): менингококцемия, менингеальные знаки, петехии, пурпура.

6.Тип занятия : представления и усвоения нового учебного материала.

7.Основные методы, применяемые на занятии: словесный, наглядный.

8.Оснащение занятия:

8.1.Нормативная документация:

  • Закон ДНР № 42-ӀHC от 18.05.2015г. «О здравоохранении»;
  • Закон ДНР № 40-ӀHC от 18.05.2015г «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» (С изменениями, внесенными Законом от 08.06.2018 № 230-IHC);
  • Приказ МОЗ ДНР от 12.03.15 № 312 «Об утверждении основных форм первичной учетной документации, которые используются в учреждениях здравоохранения Донецкой Народной Республики независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности».

8.2.Методические материалы: лекционный материал.

8.3.Материально-техническое оснащение: мультимедийная установка, презентация

9.Междисциплинарные связи:

9.1. Обеспечивающие дисциплины: ОП.01 Основы латинского языка с медицинской терминологией, ОП.02. Анатомия и физиология человека, ОП.03 Основы патологии, ОП.06. Основы микробиологии и иммунологии, ОП.08 Фармакология, ОП.09 Психология, МДК.04.01 Теория и практика сестринского дела, МДК.04.02. Безопасная среда для пациента и персонала, МДК.04.03 Технология оказания медицинских услуг.

9.2. Обеспечиваемые дисциплины: ОП.08 «Общественное здоровье и здравоохранение», ПМ. 01 Проведение профилактических мероприятий.    

 9.3. Внутри дисциплинарные связи: тема 10.1.  Учение об инфекционных болезнях. Основы профилактики инфекционных болезней. Структура и режим инфекционной больницы

II. Ход занятия

Этапы занятия

Время 

(минуты)

I

 Организационная часть.

• взаимное приветствие преподавателя и студентов;

• проверка отсутствующих;

• проверка внешнего вида студентов, рабочих мест;

• проверка внешнего состояния аудитории;

• организация внимания.

1-2

II

 Сообщение темы и целей занятия (объявление темы занятия, постановка целей перед студентами)

1-2

III

 Актуализация опорных знаний студентов 

  1. Что вы знаете о таких заболеваниях как менингококковая инфекция и инфекционный мононуклеоз?
  2.  Насколько актуальна проблема этих заболеваний для нашего региона?

3

IV

Начальная мотивация учебной деятельности.

Менингококковая инфекция, инфекционный мононуклеоз - острые инфекционные болезни, характеризующиеся большим разнообразием клинических проявлений, возможностью тяжелых осложнений. Медицинские работники всех специальностей должны знать особенности эпидемиологии и клиники этих заболеваний, так как могут контактировать с такими больными до установления клинического диагноза и госпитализации больного в инфекционную больницу.

Медицинские сестры инфекционных больниц должны уметь осуществлять медсестринский уход за такими пациентами, владеть навыками применения индивидуальных средств защиты, соблюдения правил техники безопасности при уходе с целью профилактики ВБИ.

Знания вопросов этиологии, эпидемиологии, особенностей сестринского ухода, диагностики и профилактики, позволят медицинской сестре квалифицированно  осуществлять  все этапы медсестринского процесса и способствовать выздоровлению больного.

1-2

V

 Изучение нового материала:

 Сообщение порядка работы на занятии:

1.Изложение 1-го вопроса лекции. Свободная дискуссия по выявлению ошибок в лекционном материале (Приложение №1).

2. Демонстрация учебного видеофильма «Менингококковая инфекция» обсуждение особенностей сестринского ухода по материалам видеофильма.

3. Подведение итогов дискуссии преподавателем.

4. Изложение 2-го вопроса лекции. Свободная дискуссия по выявлению ошибок в лекционном материале (Приложение №2.)

5. Демонстрация учебного видеофильма «Инфекционный мононуклеоз»

Обсуждение особенностей сестринского ухода по материалам видеофильма.

6. Подведение итогов дискуссии преподавателем.

7.Заключение.

План лекции:

  1. Менингококковая инфекция
  1. Определение. Этиология. Эпидемиология. Патогенез
  2. Классификация. Клинические проявления, осложнения
  3. Лабораторная диагностика. Особенности сестринского ухода. Принципы лечения
  4. Противоэпидемические мероприятия в очаге. Профилактика
  1. Инфекционный мононуклеоз.
  1. Определение. Этиология. Эпидемиология. Патогенез
  2. Клинические проявления, осложнения

2.3. Лабораторная диагностика. Особенности сестринского ухода Принципы лечения. Профилактика

65    

VI

 Обобщение и систематизация изученного материала проводится  путем фронтального опроса наиболее значимых моментов лекции в ходе изложения материала.( Приложение №3. Контрольные вопросы)

3

VII

 Итоговая часть занятия: подведение итогов занятия, ответы на вопросы

1-2

VIII

 Сообщение домашнего задания.

Задания внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа №13. Составление плана сестринского ухода за больным менингококковым менингитом

Литература:

1. Инфекционные болезни и сестринское дело - В.И. КомарУП, Минск, «Высшая школа», 2013, с.218-233.

2.  Инфекционные болезни и эпидемиология: Учебник / В.И. Покровский, С.Г. Пак, Н.И. Брико, Б.К. Данилкин. - 2-е изд. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007, с. 324-344. 412-417.

2

Итого: 80 минут

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО МАТЕРИАЛА

1.МЕНИНГОКОККОВАЯ ИНФЕКЦИЯ

  1.  Определение. Этиология. Эпидемиология. Патогенез

Менингококковая инфекция – антропонозное заболевание, передающееся воздушно-капельным путем и характеризующееся широким диапазоном клинических проявлений: от менингококконосительства до менингита и тяжелого менингококкового сепсиса, имеющего молниеносное течение.

Актуальность менингококковой инфекции обусловлена:

  • высоким уровнем заболеваемости (в Африканском менингококковом поясе заболеваемость составляет 200-500 случаев на 100тыс. населения, в РФ – 5-6 на 100тыс. населения; в мире ежегодно регистрируется – 500тыс. заболевших, из них – 50тыс. умерает);
  • тяжестью течения;
  • высокой летальностью (5-10%, а при ГМИ – 41%);
  • многообразием нозологических форм;
  • возможностью неблагоприятных отдаленных последствий.

Этиология. Возбудитель менингококковой инфекции - менингококк (Neisseria meningitidis). Это подвижный грамположительный диплококк, в мазках располагается попарно, имеет форму бобового зерна, анаэроб. Находится внутриклеточно, при разрушении микроба высвобождается экзотоксин. 

По антигенной структуре менингококки делятся на ряд серогрупп (А, В, С, D и др.), среди которых наиболее патогенными для человека являются менингококки серогрупп А и В. Они хорошо растут на питательных средах с добавлением желчи.

Менингококк устойчив во внешней среде, не чувствителен к низким температурам, что необходимо учитывать при доставке биологического материала от больного в лабораторию. При воздействии обычных дезинфектантов погибает через 1-2 мин.

Проводится свободная дискуссия по выявлению запланированных ошибок (Приложение №1)

Эпидемиология. Источник инфекции – больной или бактерионоситель, человек или животное. Наибольшую эпидемиологическую опасность представляют здоровые бактерионосители (70-80%) и больные с назофарингитом (10-30%), которые, находясь в коллективе, распространяют инфекцию, на много реже - генерализованные формы 1-3%;

Механизм заражения- воздушно-капельный. При кашле, чихании и даже разговоре менингококк выделяется с капельками слизи во внешнюю среду. Заражение происходит чаще всего на расстоянии менее 0,5 м. Возможны контактно-бытовой и пищевой пути передачи.

Болеют как взрослые, так и дети (до 3-х лет чаще – 65%). Восприимчивость невысокая (контагиозный индекс составляет 10-15%). Периодичность: подъём заболеваемости каждые 10-15 лет.

Сезонность – осенне-зимний период, последние годы заболевание регистрируется в течение года. После перенесенной МИ вырабатывается прочный антибактериальный иммунитет. Эпидемическая периодичность – 10-15 лет.

Патогенез. Входными воротами инфекции обычно являются верхние дыхательные пути, особенно носоглотка. На месте внедрения возбудителя развивается воспалительный процесс (назофарингит). В случае преодоления барьера слизистых оболочек менингококк проникает в кровь, развивается менингококцемия. После проникновения менингококка через гематоэнцефалический барьер возникает гнойное воспаление мягких мозговых оболочек (энцефалит).

Проводится свободная дискуссия по выявлению запланированных ошибок (Приложение №1)

  1.  Клинические проявления, осложнения

Инкубационный период колеблется от 1 до 10 дней, чаще составляет 2-4 дня. Клинические проявления менингококковой инфекции чрезвычайно разнообразны.

Выделяют следующие формы:

  • локализованные - менингококконосительство, назофарингит;
  • генерализованные - менингококцемия, менингит, менингоэнцефалит, смешанные (менингит + менингококцемия);
  • редкие - эндокардит, артрит, пневмония, иридоциклит.

Течение:

1. Острое (до 1 месяца)

2. Затяжное (до 3 месяцев)

3. Хроническое (более 3 месяцев)

4. Рецидивирующее

5. Молниеносное:

а) с развитием острой надпочечниковой недостаточности;

б) с развитием отека и набухания мозга.

Самой частой формой менингококковой инфекции является менингококконосительство, которое характеризуется:

  • отсутствием клинических проявлений при наличии менингококка на слизистые носоглотки;
  • длительностью 15-20 дней;
  • носительство во время эпидемий может достигать 70-90%;
  • на одну генерализованную форму приходится от 100 до 10000 носителей.

Острый назофарингит сопровождается жалобами на головную боль, першение и боли в горле, сухой кашель, заложенность носа. Температура тела повышается до субфебрильной и держится 1-3 дня. При осмотре носоглотки отмечается гиперемия задней стенки глотки с гиперплазией ее лимфоидных фолликулов. Течение - благоприятное, температура нормализуется через 1-4 дня. Клиническое выздоровление на 5-7 день. В 30-40% случаев назофарингит

предшествует развитию генерализованных форм. Диагностируется, как правило, при работе в очаге инфекции на основании результатов бактериологического исследования мазка из носоглотки.

Менингококцемия - менингококковый сепсис, протекает бурно с развитием вторичных метастатических очагов. Заболевание начинается остро: температура повышается до 39-41 °С, сопровождается ознобом и симптомами интоксикации (общая слабость, головная боль, боли в мышцах спины и конечностей, жажда, сухость во рту, бледность и цианоз кожи). Отмечается тахикардия, гипотония, уменьшается мочеотделение.

Наиболее ярким признаком является экзантема, которая появляется через 5-15 ч, иногда на вторые сутки от начала заболевания. Сыпь имеет, как правило, геморрагический характер (петехии, пурпура, экхимозы), неправильной формы (звездчатая), величиной от точечной геморрагии до крупных кровоизлияний с некрозом в центре.

На местах с обширным некрозом омертвевшая ткань впоследствии отторгается с образованием дефектов и рубцов. В особо тяжелых случаях развивается гангрена кончиков пальцев рук, стоп, ушных раковин. Помимо геморрагических элементов сыпи могут быть розеолезные, папулезные, везикулезные высыпания.

Кровоизлияния могут происходить в склеру, конъюнктиву, слизистые оболочки полости рта. Метастазы в суставы, особенно мелкие по типу синовитов, артритов, отмечаются значительно реже, чем метастазы в кожу. В гемограмме выявляется нейтрофильный лейкоцитоз со сдвигом влево, увеличение СОЭ.

В подавляющем большинстве случаев менингококцимия протекает в сочетании с менингитом. Однако у 4 - 1 0 % больных менингококцемия встречается в чистом виде, без поражения мягких мозговых оболочек.

 По тяжести различают легкие, среднетяжелые и тяжелые формы болезни. Особенно тяжело протекает молниеносная форма менингококцемии.

Молниеносная форма представляет собой инфекционно-токсический шок, в основе которого лежат расстройства гемодинамики, нарастающий ДВС-синдром, декомпенсированный ацидоз. Клинически ИТШ характеризуется острейшим началом и бурным течением. Температура тела с ознобами резко повышается до 40-41 °С, однако через несколько минут она может снизиться до нормы и ниже.

В первые часы болезни появляется обильная геморрагическая сыпь с тенденцией к слиянию и образованию обширных кровоизлияний, склонных к быстрой некротизации.

На коже могут появляться багрово-цианотичные пятна, перемещающиеся при перемене положения тела. Кожные покровы бледные, с тотальным цианозом, покрыты холодным липким потом, черты лица заострены.

Больные беспокойны, возбуждены, нередко появляются судороги, особенно у детей. Выражены сильные мышечные боли, артралгии, боли в животе, гиперестезии. Нередко возникают повторная рвота (часто «кофейной гущей»), носовые и маточные кровотечения. Наступает потеря сознания, развивается олигурия вплоть до анурии и декомпенсированный ацидоз.

Одновременно ухудшается сердечная деятельность. Резко снижается АД, пульс становится частым, нитевидным или не прощупывается, появляется одышка, развивается синдром острой надпочечниковой недостаточности.

 Без адекватной терапии смерть может наступить через 6-48 ч от начала болезни вследствие острой сердечно-сосудистой недостаточности или острой почечной недостаточности.

Менингит - самая распространенная из генерализованных форм. Заболевание начинается остро, внезапно, среди полного здоровья. Характерна триада симптомов: лихорадка, головная боль, рвота. Температура резко повышается до 40-41 °С в течение нескольких часов и сопровождается ознобом.

Головная боль при менингите сильная, мучительная, пульсирующего характера, часто без определенной локализации, не снимается обычными анальгетиками. Особо интенсивна она по ночам, усиливается при перемене положения тела, резком звуке, ярком свете.

Рвота при менингите возникает без предшествующей тошноты, не связана с приемом пищи и не приносит больному облегчения. При прогрессировании заболевания наблюдается расстройство сознания, неадекватность поведения пациента, сопор, мозговая кома.

При объективном обследовании выявляются менингеальные симптомы: ригидность затылочных мышц, симптомы Кернига, Брудзинского (верхний, средний), выбухание родничка.

В самых тяжелых случаях больной принимает характерную вынужденную позу («менингеальная поза», «поза легавой собаки») - лежит на боку с запрокинутой головой, ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах, притянуты к животу. При тяжелых формах болезни отмечаются нарушение сознания, возбуждение пациента, двигательное беспокойство, судороги.

Характерен внешний вид больного: лицо и шея гиперемированы, сосуды склер инъецированы, герпетические высыпания на губах, крыльях носа. В гемограмме высокий нейтрофильный лейкоцитоз со сдвигом формулы влево, увеличение СОЭ. Для подтверждения диагноза менингита необходимо сделать люмбальную пункцию с исследованием спинномозговой жидкости.

Давление ликвора повышено (вытекает частыми каплями), он мутный. Количество клеток достигает 5000-10000 в 1 мкл, а иногда не поддается подсчету, преобладают нейтрофилы (60-100%). Содержание белка повышено в несколько раз, достигая 10 г/л, уровень глюкозы и хлоридов снижен.

Менингоэнцефалит - относительно редкая форма менингококковой инфекции, при которой преобладают симптомы энцефалита, а менингеальный синдром выражен слабо. К энцефалитическим симптомам относятся двигательное беспокойство, нарушение сознания, судороги, поражение черепно-мозговых нервов.

Смешанная форма (менингококцемия + менингит) встречается в 25-50% случаев генерализованной менингококковой инфекции. Могут преобладать явления как менингококцемии, так и менингита.

Редкие формы (эндокардит, артрит, пневмония, иридоциклит) являются следствием менингококцемии с диссеминацией менингококка в упомянутые органы и ткани.

Осложнения. Наиболее грозные осложнения -инфекционно-токсический шок и отек-набухание головного мозга.

Инфекционно-токсический шок имеет три степени.

Шок I степени (компенсированный): состояние тяжелое, сознание сохранено, отмечается возбуждение, двигательное беспокойство, мелкая геморрагическая сыпь, цианоз кончика носа и пальцев, умеренная одышка, тахикардия, АД в пределах нормы или несколько повышено, диурез снижен.

Шок II степени (субкомпенсированный): возбуждение сменяется заторможенностью, кожа бледная, акроцианоз, геморрагическая сыпь крупная, с некрозами. Отмечается одышка, тахикардия, АД снижается до 80-60 мм рт. ст., тоны сердца глухие. Диурез значительно снижен.

Шок III степени (декомпенсированный): двигательное беспокойство сменяется прострацией и потерей сознания, гипотермия, кожа багрово-синюшная («трупные пятна»). Пульс нитевидный или не определяется, АД не превышает 50 мм рт. ст., анурия. Дыхание поверхностное, иногда клокочущее.

Отек-набухание головного мозга чаще всего развивается в 1-3-и сутки менингококкового менингита. Отмечается усиление головной боли и рвоты, появляются судороги, психомоторное возбуждение, нарушается сознание. Больные не реагируют на внешние раздражители, у них угасают корнеальные рефлексы, зрачки вяло реагируют на свет.

Появляются признаки расстройства функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, отмечаются непроизвольные мочеиспускание и дефекация. Смерть наступает от остановки дыхания.

1.3. Лабораторная диагностика. Особенности сестринского ухода. Принципы лечения.

Для подтверждения диагноза при локализованных формах проводится бактериологическое исследование слизи из носоглотки. Посевы материала на питательную среду необходимо проводить сразу после взятия его, так как менингококк неустойчив во внешней среде. Материал доставляется в лабораторию в контейнере при температуре 37 °С.

При генерализованных формах диагностическое значение имеет общий анализ крови (нейтрофильный лейкоцитоз со сдвигом лейкоцитарной формулы влево, повышение СОЭ) и ликвора (повышенный нейтрофильный цитоз, увеличение уровня белка).

Наибольшее значение имеет бактериологическое исследование ликвора и крови после предварительной бактериоскопии (толстая капля). Экспресс-методом диагностики является микроскопия толстой капли крови, осадка спинномозговой жидкости, окрашенных обычными анилиновыми красителями.

В мазках обнаруживают грамотрицательные кокки в виде «кофейных зерен», располагающихся преимущественно внутри нейтрофилов. Из серологических методов используется РНГА по типу парных сывороток.

В остром периоде генерализованных форм менингококковой инфекции показано соблюдение строго постельного режима, а при отсутствии сознания – индивидуальный сестринский пост. Учитывая эпидемиологическую опасность пациента, медицинский персонал должен постоянно пользоваться марлевыми масками.

На первом этапе сестринского процесса (обследование пациента) медсестра старается установить доверительные отношения с пациентом с адекватной оценкой им своего состояния.

При выяснении жалоб обращается внимание на наличие клинической триады симптомов (лихорадка, головная боль и рвота), уточняется характер головной боли и особенности рвоты.

В анамнезе заболевания выясняется острое начало болезни с наличием симптомов интоксикации, в эпидемиологическом анамнезе выявляются источник инфекции и механизм заражения.

 Объективное обследование начинается с осмотра кожи (наличие геморрагической экзантемы) и выявления менингеального синдрома, определяется характер температурной кривой, АД, частота пульса и дыхания, состояние сознания, положение пациента в постели (менингеальная поза). Анализируются результаты лабораторного исследования - гематологические и ликворологические данные. Результаты обследования заносятся в сестринскую историю болезни или карту сестринского ухода.

1. Демонстрация учебного видеофильма «Менингококковая инфекция».  

2. Свободная дискуссия по выявлению проблем пациента и обсуждение особенностей сестринского ухода по материалам видеофильма.

В процессе заболевания у пациента могут возникнуть следующие      

 проблемы : гипертермия, резкая общая слабость, эмоциональная лабильность, повышенная чувствительность к звуковым и световым раздражителям, рвота без предшествующей тошноты, не приносящая облегчения, резкая головная боль, нарушение сна, судороги, снижение способности обслуживать себя, провалы в памяти, изменение внешнего вида из-за наличия обильной геморрагической сыпи, неуверенность в полном выздоровлении, опасения за здоровье родственников, бывших с ним в контакте, боязнь потерять работу, связанную с умственным напряжением, оторванность от семьи и трудового коллектива, чувство физической и психической неполноценности.

После обследования пациента, изучения его потребностей и выяснения основных проблем медсестра приступает к постановке сестринского диагноза. Рассмотрим пример: беспокоящая пациента рвота. Рвота при менингите имеет свои особенности и создает дискомфорт для пациента. Она обусловлена интоксикацией и воспалением мягкой мозговой оболочки головного мозга. Факторами, указывающими на данную проблему, являются жалобы пациента на ее упорный характер, независимо от приема пищи, отсутствие п редшествующей тошноты и облегчения после окончания рвоты. Сестринский диагноз: «Рвота, обусловленная менингеальным синдромом и подтверждаемая жалобами пациента на отсутствие облегчения после окончания рвоты». В дальнейшем медсестра приступает к планированию и выполнению независимых и зависимых вмешательств.

Независимые вмешательства:

  • обеспечение постельного и охранительного режима;
  • постоянный контроль за температурой, пульсом, АД, дыханием, состоянием сознания;
  • периодический осмотр кожи для выявления новых элементов геморрагической сыпи;
  • кормление пациента 4-6 раз в день;
  • обеспечение питьевого режима;
  • помощь при рвоте;
  • помощь при гипертермии;
  • систематическая обработка полости рта раствором фурацилина 1:5000, 2% раствором натрия гидрокарбоната;
  • профилактика пролежней и пневмонии (уход за кожей, расправление складок белья, использование подкладного резинового круга, осторожное поворачивание больного в постели и т.д.);
  • смена постельного и нательного белья;
  • обеспечение выполнения санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима;
  • помощь пациенту при умывании и причесывании;
  • мягкая фиксация пациента при двигательном возбуждении;
  • контроль за выполнением дезинфекционного режима (кварцевание и проветривание, влажная уборка помещения, обработка посуды, остатков пищи, белья).

Зависимые вмешательства:

  • обеспечение правильного и регулярного приема лекарств;
  • выполнение парентеральных вмешательств;
  • соблюдение предписанного врачом больничного режима;
  • взятие у пациента материала для бактериологического исследования (слизь из носоглотки, кровь) и своевременная доставка его в лабораторию;
  • подготовка инструментария и пациента к люмбальной пункции и доставка ликвора в лабораторию;
  • оказание доврачебной помощи при ИТШ и отеке-набухании головного мозга;
  • помощь врачу при люмбальной пункции; помощь при консультации пациента другими специалистами.

3. Подведение итогов дискуссии преподавателем.

Принципы лечения. Госпитализация больных с локализованными формами проводится по эпидпоказаниям, а лечение - антибиотиками внутрь через рот (ампиокс, эритромицин, левомицетин, тетрациклин) проводится в домашних условиях. Запивать препараты необходимо большим количеством жидкости (чай с лимоном, отвар шиповника, компоты т.д.)

Больные с генерализованными формами подлежат обязательной госпитализации в специализированное отделение или бокс.

При менингите бензил пенициллин вводится внутримышечно в больших дозах (для проникновения через гематоэнцефалический барьер) из расчета

200 000-500 000 ЕД в сутки на 1 кг массы тела с интервалом между инъекциями 3-4 ч в течение 6-8 дней и более. Для разведения антибиотика может использоваться вода для инъекций, 10 %, раствор натрия хлорида, 1%   раствор новокаина, 5% раствор глюкозы.

Отменяется пенициллин на основании клинических и ликворологических данных. При менингококцемии в качестве этиотропного средства используется левомицетина сукцинат натрия, вводимый внутримышечно в суточной дозе 50 мг/кг в 3-4 приема в течение 6-8 дней.

Патогенетическая терапия назначается одновременно с этиотропной.

Дезинтоксикационная терапия проводится путем внутривенного капельного введения кристаллоидных (раствор Рингера, 5% раствор глюкозы) и коллоидных (гемодез, реополиглюкин, плазма, альбумин) растворов. Параллельно с дезинтоксикационной терапией проводится дегидратационная терапия с помощью парентерального введения осмодиуретиков (маннит, маннитол) и петлевых диуретиков (фуросемид, лазикс), направленная на уменьшение внутричерепного давления.

При психомоторном возбуждении вводится литическая смесь (2% раствор промедола 1 мл, 1% раствор димедрола 1 мл, 5 0% раствор анальгина 2 мл) внутримышечно, при судорогах - фенобарбитал, хлоралгидрат в клизмах.

Перед постановкой лекарственной клизмы с целью очистки кишечника необходимо провести постановку сифонной клизмы.  

Выписка реконвалесцентов из стационара при генерализованных формах заболевания проводится после клинического выздоровления (не ранее 2,5-3 недель пребывания в стационаре) и двукратного бактериологического исследования слизи из носоглотки с отрицательным результатом.

После выписки из стационара после генерализованных форм показано трудоустройство в течение 3-6 месяцев с исключением тяжелого физического труда, занятий спортом, работы, связанной с вибрацией, сотрясением тела, умственным перенапряжением.

Диспансерное наблюдение реконвалесцентов, перенесших генерализованные формы инфекции, проводится у невропатолога в течение 2-3 лет с периодичностью осмотров 1 раз в 3 месяца в течение первого года, а в последующем - 1 раз в полгода.

1.4. Противоэпидемические мероприятия в очаге. Профилактика.

 Мероприятия, направленные на источник инфекции, заключаются в раннем выявлении больных и бактерионосителей, их изоляции и лечении. Меры, направленные на механизм заражения, заключаются в проведении санитарно-гигиенических мероприятий и дезинфекции.

За контактными лицами устанавливается медицинское наблюдение в течение 15 дней с бактериологическим исследованием слизи из носоглотки и ежедневной термометрией, осмотром носоглотки, кожных покровов. Выявленные больные острым назофарингитом подлежат бактериологическому обследованию до назначения им соответствующего лечения.

После проведения бактериологического обследования лиц с явлениями острого назофарингита госпитализируют в стационар (по клиническим показаниям) либо оставляют на дому для соответствующего лечения при отсутствии в ближайшем окружении детей в возрасте до 3- х лет. Всем лицам без воспалительных изменений в носоглотке проводится химиопрофилактика одним из антибиотиков (рифампицин, ампициллин, амоксициллин) с учетом противопоказаний.

Мероприятия, направленные на восприимчивые контингенты, заключаются в повышении неспецифической резистентности организма (закаливание, полноценное витаминизированное питание, своевременное лечение заболеваний верхних дыхательных путей).

В ДНР вакцинация против МИ проводиться только по эпидпоказаниям. В период эпидемиологического неблагополучия рекомендуется с профилактической целью проводить вакцинацию (в первую очередь детям от 1 года до 7 лет) с помощью менингококковой вакцины группы А, которая вводится однократно подкожно.

Проводится свободная дискуссия по выявлению запланированных ошибок в лекционном материале по разделам 1.3., 1.4. (Приложение №1).

2.ИНФЕКЦИОННЫЙ МОНОНУКЛЕОЗ

2.1.        Определение. Этиология. Эпидемиология. Патогенез

Инфекционный мононуклеоз (mononucleosis infectiosa, болезнь Филатова, ангина моноцитарная, лимфобластоз доброкачественный) - острое антропонозное вирусное инфекционное заболевание с лихорадкой, поражением ротоглотки, лимфатических узлов, печени и селезёнки и специфическими изменениями гемограммы. Инфекционный мононуклеоз относится к группе – вакциноконтролируемых инфекционных заболеваний.

Этиология. Возбудитель впервые выделили английский патолог М.А. Эпстайн и канадский вирусолог И. Барр из клеток лимфомы Бёркитта (1964). Позднее вирус получил название вируса Эпстайна-Барр.

Возбудитель инфекционного мононуклеоза- ДНК-геномный вирус семейства Herpesviridae.

Вирус способен реплицироваться, в том числе в В-лимфоцитах; в отличие от других вирусов герпеса он не вызывает гибели клеток, а напротив, активирует их пролиферацию. Возбудитель культивируется на питательных средах: среда Эндо, пептонная вода.

Возбудитель малоустойчив во внешней среде и быстро гибнет при высыхании, под действием высокой температуры. Быстро инактивируется на объектах внешней среды под действием обычных антисептиков.

Инфекционный мононуклеоз - только одна из форм инфекции вирусом Эпстайна-Барр, который также вызывает лимфому Бёркитта и носоглоточную карциному. Его роль в патогенезе ряда других патологических состояний недостаточно изучена.

Эпидемиология. Резервуар и источник инфекции - человек и животное с манифестной или стёртой формой болезни, а также носитель возбудителя.

Инфицированные лица выделяют вирус с последних дней инкубации и на протяжении 6-18 мес после первичной инфекции. В смывах из ротоглотки у 15-25% серопозитивных здоровых людей также обнаруживают вирус. Эпидемический процесс поддерживают лица, ранее перенёсшие инфекцию и на протяжении долгого времени выделяющие возбудитель со слюной.

Механизм передачи - аэрозольный, путь передачи - воздушно-капельный. Очень часто вирус выделяется со слюной, поэтому возможно заражение контактным путём (при поцелуях, половым путём, через руки, игрушки и предметы обихода). Возможна передача инфекции при переливаниях крови, а также во время родов.

Естественная восприимчивость людей высокая, однако, преобладают лёгкие и стёртые формы болезни. О наличии врождённого пассивного иммунитета может свидетельствовать крайне низкая заболеваемость детей первого года жизни. Иммунодефицитные состояния способствуют генерализации инфекции.

Основные эпидемиологические признаки. Заболевание распространено повсеместно; в основном регистрируют спорадические случаи, иногда - небольшие вспышки. Полиморфность клинической картины, довольно частые сложности диагностики болезни дают основания полагать, что уровень официально регистрируемой заболеваемости не отражает истинной широты распространения инфекции.

Наиболее часто заболевают подростки, у девочек максимальную заболеваемость регистрируют в 14-16 лет, у мальчиков - в 16-18 лет. Поэтому иногда инфекционный мононуклеоз также называют болезнью «студентов».

Лица старше 40 лет болеют редко, но у ВИЧ-инфицированных реактивация латентной инфекции возможна в любом возрасте. При заражении в раннем детском возрасте первичная инфекция протекает в виде респираторного заболевания, в более старших возрастах - бессимптомно.

К 30-35 годам у большинства людей в крови выявляют антитела к вирусу инфекционного мононуклеоза, поэтому клинически выраженные формы редко встречают среди взрослых. Заболевания регистрируют на протяжении всего года, несколько реже - в летние месяцы.

 Заражению способствуют скученность, пользование общим бельём, посудой, тесные бытовые контакты.

Патогенез. Проникновение вируса в верхние отделы дыхательных путей приводит к поражению эпителия и лимфоидной ткани, рото- и носоглотки. Отмечают отёк слизистой оболочки, увеличение миндалин и регионарных лимфатических узлов.

При последующей вирусемии возбудитель внедряется в В-лимфоциты. Находясь в их цитоплазме, он диссеминирует по всему организму. Распространение вируса приводит к системной гиперплазии лимфоидной и ретикулярной тканей, в связи с чем в периферической крови появляются атипичные мононуклеары.

Развиваются лимфаденопатия, отёк слизистой оболочки носовых раковин и ротоглотки, увеличиваются печень и селезёнка. Гистологически выявляют гиперплазию лимфоретикулярной ткани во всех органах, лимфоцитарную перипортальную инфильтрацию печени с незначительными дистрофическими изменениями гепатоцитов.

Вирус остаётся в организме и персистирует в нём в течение всей последующей жизни, обусловливая хроническое течение заболевания с реактивацией инфекции при снижении иммунитета.

Выраженность иммунологических реакций при инфекционном мононуклеозе позволяет считать его болезнью иммунной системы, поэтому его относят к группе заболеваний СПИД-ассоциированного комплекса.

Проводится свободная дискуссия по выявлению запланированных ошибок в разделе 2.1. (Приложение №2)

2.2.        Клинические проявления, осложнения

Инкубационный период варьирует от 5 дней до 1,5 мес. Возможен продромальный период, не имеющий специфической симптоматики. В этих случаях заболевание развивается постепенно: в течение нескольких дней наблюдают субфебрильную температуру тела, недомогание, слабость, повышенную утомляемость, катаральные явления в верхних дыхательных путях - заложенность носа, гиперемию слизистой оболочки ротоглотки, увеличение и гиперемию миндалин.

При остром начале заболевания температура тела быстро поднимается до высоких цифр. Больные жалуются на головную боль, боли в горле при глотании, озноб, усиленное потоотделение, ломоту в теле. В дальнейшем температурная кривая может быть различной; длительность лихорадки варьирует от нескольких дней до 1 мес и более.

К концу первой недели заболевания развивается период разгара болезни. Характерно появление всех основных клинических синдромов: общетоксических явлений, ангины, лимфаденопатии, гепатолиенального синдрома.

Самочувствие больного ухудшается, отмечают высокую температуру тела, озноб, головную боль и ломоту в теле. Могут появиться заложенность носа с затруднением носового дыхания, гнусавость голоса.

Поражения зева проявляются нарастанием боли в горле, развитием ангины в катаральной, язвенно-некротической, фолликулярной или плёнчатой форме. Гиперемия слизистой оболочки выражена нерезко, на миндалинах появляются рыхлые желтоватые легко снимающиеся налёты. В некоторых случаях налёты могут напоминать дифтерийные.

На слизистой оболочке мягкого нёба возможно появление геморрагических элементов, задняя стенка глотки резко гиперемированная, разрыхлённая, зернистая, с гиперплазированными фолликулами.

С первых же дней развивается лимфаденопатия. Увеличенные лимфатические узлы можно обнаружить во всех доступных пальпации областях; характерна симметричность их поражения.

Наиболее часто при мононуклеозе увеличиваются затылочные, подчелюстные и особенно заднешейные лимфатические узлы с обеих сторон по ходу грудино-ключично-сосцевидных мышц. Лимфатические узлы уплотнены, подвижны, при пальпации безболезненны или болезненны незначительно. Их размеры варьируют от горошины до грецкого ореха. Подкожная клетчатка вокруг лимфатических узлов в некоторых случаях может быть отёчной.

У большинства больных в период разгара заболевания отмечают увеличение печени и селезёнки. В некоторых случаях развивается желтушный синдром: усиливаются диспептические явления (снижение аппетита, тошнота), темнеет моча, появляется иктеричность склер и кожи, в сыворотке крови нарастает содержание билирубина и повышается активность аминотрансфераз.

Иногда появляется экзантема пятнисто-папулёзного характера. Она не имеет определённой локализации, не сопровождается зудом и быстро исчезает без лечения, не оставляя изменений на коже.

Вслед за периодом разгара заболевания, продолжающимся в среднем 2-3 нед, наступает период реконвалесценции. Самочувствие больного улучшается, нормализуется температура тела, постепенно исчезают ангина и гепатолиенальный синдром. В дальнейшем нормализуются размеры лимфатических узлов. Длительность периода реконвалесценции индивидуальна, иногда субфебрильная температура тела и лимфаденопатия сохраняются в течение нескольких недель.

Заболевание может протекать длительно, со сменой периодов обострений и ремиссий, из-за чего его общая продолжительность может затягиваться до 1,5 лет.

Клинические проявления инфекционного мононуклеоза у взрослых больных отличаются рядом особенностей. Заболевание часто начинается с постепенного развития продромальных явлений, лихорадка часто сохранятся более 2 нед, выраженность лимфаденопатии и гиперплазии миндалин меньше, чем у детей. Вместе с тем у взрослых чаще наблюдают проявления заболевания, связанные с вовлечением в процесс печени и развитием желтушного синдрома.

Осложнения инфекционного мононуклеоза. Наиболее частое осложнение - присоединение бактериальных инфекций, вызванных золотистым стафилококком, стрептококками и др. Также возможны менингоэнцефалит, обструкция верхних отделов респираторного тракта увеличенными миндалинами.

В редких случаях отмечают двустороннюю интерстициальную инфильтрацию лёгких с тяжёлой гипоксией, тяжёлый гепатит (у детей), тромбоцитопению, разрывы селезёнки. В большинстве случаев прогноз заболевания благоприятный.

2.3. Лабораторная диагностика. Особенности сестринского ухода. Принципы лечения. Профилактика

 Инфекционный мононуклеоз (ИМ) отличает сочетание основных пяти клинических синдромов: общетоксических явлений, двусторонней ангины, полиаденопатии (особенно с поражением лимфатических узлов по ходу грудино-ключично-сосцевидных мышц с обеих сторон), гепатолиенального синдрома, специфических изменений гемограммы. В некоторых случаях возможны желтуха и (или) экзантема пятнисто-папулёзного характера.

Лабораторная диагностика. Наиболее характерный признак - изменения клеточного состава крови. В гемограмме выявляют умеренный лейкоцитоз, относительную нейтропению со сдвигом лейкоцитарной формулы влево, значительное увеличение количества лимфоцитов и моноцитов (суммарно более 60%).

В крови присутствуют атипичные мононуклеары - клетки с широкой базофильной цитоплазмой, имеющие различную форму. Их наличие в крови определило современное название болезни.

Диагностическое значение имеет увеличение количества атипичных мононуклеаров с широкой цитоплазмой не менее чем до 10-12%, хотя число этих клеток может достигать 80-90%. Следует заметить, что отсутствие атипичных мононуклеаров при характерных клинических проявлениях заболевания не противоречит предполагаемому диагнозу, поскольку их появление в периферической крови может задерживаться до конца 2-3-й недели болезни.

В период реконвалесценции количество нейтрофилов, лимфоцитов и моноцитов постепенно нормализуется, однако довольно часто длительно сохраняются атипичные мононуклеары.

Вирусологические методы диагностики (выделение вируса из ротоглотки) на практике не применяют. Методом ПЦР можно выявлять вирусную ДНК в цельной крови и сыворотке.

Разработаны серологические методы определения антител различных классов к капсидным (VCA) антигенам. Сывороточные IgM к VCA-антигенам можно обнаружить уже в инкубационный период; в дальнейшем их выявляют у всех больных (это служит достоверным подтверждением диагноза). Исчезают IgM к VCA-антигенам лишь через 2-3 мес после выздоровления. После перенесённого заболевания пожизненно сохраняются IgG к VCA-антигенам.

При отсутствии возможности определения анти-VCA-IgM до сих пор применяют серологические методы обнаружения гетерофильных антител. Они образуются в результате поликлональной активации В-лимфоцитов. Наиболее популярны реакция Пауля-Буннеля с эритроцитами барана (диагностический титр 1:32) и более чувствительная реакция Гоффа-Бауэра с эритроцитами лошади. Недостаточная специфичность реакций снижает их диагностическую ценность.

Всем больным с инфекционным мононуклеозом или при подозрении на него нужно проводить 3-кратное (в острый период, затем через 3 и 6 мес) лабораторное обследование на антитела к антигенам ВИЧ, поскольку в стадию первичных проявлений ВИЧ-инфекции также возможен мононуклеозоподобный синдром.

1. Демонстрация учебного видеофильма «Инфекционный мононуклеоз».  

2. Свободная дискуссия по выявлению проблем пациента и обсуждение особенностей сестринского ухода по материалам видеофильма.

В процессе заболевания у пациента могут возникнуть следующие       проблемы:

  1. Настоящие: высокая температура, боли в горле, нарушение глотания, затруднение носового дыхания, гнусавая речь, изменение конфигурации шеи.
  2. Потенциальные: разрыв селезенки, присоединение бактериальной инфекции, гепатит, менингит.

Независимые сестринские вмешательства:

  • обеспечение постельного режима в соответствии с тяжестью заболевания;
  • обеспечение кормления теплой жидкой пищей и питьевого режима;
  • контроль за температурой, пульсом, АД и дыханием;
  • полоскание полости рта раствором фурацилина 1:5000, 2% раствором натрия гидрокарбоната;
  • оформление направления и доставка крови в лабораторию;
  • контроль за своевременной влажной уборкой и проветриванием помещения;
  • обеспечение соблюдения санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима. При уходе за пациентом медицинская сестра обязана работать в маске.

Зависимые сестринские вмешательства:

  • обеспечение правильного и регулярного приема лекарств;
  • выполнение парентеральных вмешательств;
  • забор биоматериала для лабораторного исследования;
  • помощь при снятии ЭКГ.

Взаимозависимые вмешательства:

  • обсуждение с пациентом возможности расширения больничного режима;
  • извещение родственников пациента о длительности периода реабилитации после выписки из стационара;
  • обсуждение с врачом и пациентом причин возможных осложнений;
  • создание положительной психологической обстановки вокруг пациента и вселение веры в выздоровление.

3. Подведение итогов дискуссии преподавателем.

 Принципы лечения.  Больных лёгкими и среднетяжёлыми формами инфекционного мононуклеоза можно лечить на дому. Необходимость постельного режима определяется выраженностью интоксикации. В случаях заболевания с проявлениями гепатита рекомендуют диету (стол №5).

Специфическая терапия не разработана. Проводят дезинтоксикационную терапию, десенсибилизирующее, симптоматическое и общеукрепляющее лечение, полоскания ротоглотки растворами антисептиков. Антибиотики при отсутствии бактериальных осложнений не назначают.

При гипертоксическом течении заболевания, а также при угрозе асфиксии, обусловленной отёком глотки и выраженным увеличением миндалин, назначают короткий курс лечения глюкокортикоидами (преднизолон внутрь в суточной дозе 1-1,5 мг/кг в течение 3-4 дней).

С учетом повсеместного распространения этого вируса и существования большого количества бессимптомных вирусовыделителей, заболевший ИМ для окружающих угрозы не представляет.

Поэтому больного ИМ не изолируют, никаких эпидемиологических ограничений не применяют, дезинфекцию не проводят и карантин на окружающих не накладывают.

Лечение проводят в домашних условиях.

Госпитализация возможна при тяжелых и среднетяжелых формах заболевания, при наличии осложнений, а также при заболевании у детей раннего возраста.

Диета молочно-растительная, обильное питье.

Рекомендуется тщательно соблюдать гигиену полости рта: полоскать рот после каждого приема пищи, чаще чистить зубы.

Применение антибиотиков возможно только при развитии тяжелой формы гнойной ангины. При высокой температуре применяют жаропонижающие средства, при затруднении носового дыхания — сосудосуживающие капли в нос.

О выздоровлении свидетельствует нормализация температуры, исчезновение воспалительного процесса в носоглотке, сокращение лимфатических узлов, печени, селезенки до нормальных размеров, что наступает не ранее чем через 3-4 недели от начала заболевания.

Врачебное наблюдение за детьми, перенесшими ИМ, проводят в течение полугода. Ребенка осматривает врач через 1, 3 и 6 месяцев после выздоровления, делают контрольные общие анализы крови и мочи, проводят биохимическое обследование (печеночные пробы).

В течение полугода не рекомендуют поездки на юг, длительное пребывание на солнце.

Профилактика. Общие меры профилактики аналогичны таковым при ОРВИ. Меры специфической профилактики не разработаны. Неспецифическую профилактику осуществляют повышением общей и иммунологической резистентности организма.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Глинская И. Н., Германович Ф. А., Чистенко Г. Н. и др. //Актуальные проблемы менингококковой инфекции и гнойных бактериальных менингитов. – М., 2018, –191 с.
  2. Инфекционные болезни и сестринское дело – В.И. КомарУП, Минск, «Высшая школа», 2013. –273 с.
  3. Инфекционные болезни и эпидемиология: Учебник / В.И. Покровский, С.Г. Пак, Н.И. Брико, Б.К. Данилкин. - 2-е изд. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. –657 с.
  4. Королева И.С., Белошицкий. Г.В., Спирихина Л.В., и др. //Актуальные проблемы менингококковой инфекции и гнойных бактериальных менингитов. -Эпидемиология и вакцинопрофилактика, 2019. – №1. –С.5-8.
  5. Лобзин Ю.В., Пилипенко В.В., Громыко Ю.Н. Менингиты и энцефалиты. Серия: Актуальные инфекции //С-Петербург, 2016г. –123 с.
  6. Львов Н.Д., Дудукина Е.А. Ключевые вопросы диагностики Эпштейна-Барр вирусной инфекции/ Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение, 2013. – № 3. – С.24-33.
  7. Руководство по инфекционным болезням. В 2 кн. Кн.2 / под ред. акад. РАМН, проф. Ю.В.Лобзина, проф. К.В.Жданова. – 4-е изд., доп. и перераб. – СПб.: ООО «Издательство Фолиант», 2017. – 744 с.
  8. Скрипченко Н. В. и др. //Менингококковая инфекция у детей//

Эпидемиология и инфекционные болезни. –2015. - N 5. - C. 20-22

  1. Сорокина М.Н., Иванова В.В., Скрипченко Н.В. Бактериальные гнойные менингиты у детей. – М.,2013. – 376 с.
  2. Ющук Н.Д., Шестакова И.В. Некоторые аспекты лечения взрослых больных инфекцией, вызванной вирусом Эпштейн - Барр // Терапевтический архив. 2014. Т. 86. № 1. С. 89-94.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1

Запланированные ошибки по резделу 1.1.

  1. менингококк - подвижный грамположительный диплококк

Правильная информация: неподвижный.

  1. менингококк - анаэроб, при разрушении микроба высвобождается экзотоксин

Правильная информация: менингококк - аэроб, при разрушении микроба высвобождается эндотоксин

  1. Они хорошо растут на питательных средах с добавлением желчи.

Правильная информация: Они хорошо растут на питательных средах с добавлением инактивированной лошадиной сыворотки.

  1. Менингококк устойчив во внешней среде, нечувствителен к  низким температурам.

Правильная информация: менингококк малоустойчив во внешней среде, чувствителен к низким температурам, что необходимо учитывать при доставке биологического материала от больного в лабораторию

  1. Источник инфекции – больной или бактерионоситель, человек или животное.

Правильная информация: источник инфекции – только человек, больной или бактерионоситель.

  1. Возможны контактно-бытовой и пищевой пути передачи

Комментарии преподавателя: эти пути не реализуются из-за неустойчивости возбудителя во внешней среде.

  1.  гнойное воспаление мягких мозговых оболочек (энцефалит). 

Правильная информация: гнойное воспаление мягких мозговых оболочек (менингит).

Запланированные ошибки по резделу 1.3., 1.4.

  1. Запивать препараты (антибиотики) необходимо большим количеством жидкости (чай с лимоном, отвар шиповника, компоты и  т.д.)

Правильная информация: запивать антибиотики нужно только обычной водой.

  1. Для разведения антибиотика может использоваться вода для инъекций, 10 %, раствор натрия хлорида, 1%   раствор новокаина, 5% раствор глюкозы.

Правильная информация: при разведении антибиотика может использоваться вода для инъекций, раствор натрия хлорида 0,9%, раствор новокаина 0,25%.

  1. Перед постановкой лекарственной клизмы с целью очистки кишечника необходимо провести постановку сифонной клизмы.  

Правильная информация: за 30—40 мин до лекарственной клизмы необходимо поставить очистительную и после опорожнения кишечника ввести лекарство.

  1. За контактными лицами устанавливается медицинское наблюдение в течение 15 дней.

Правильная информация: за контактными лицами устанавливается медицинское наблюдение на время инкубационного периода, а при менингококковой инфекции  составляет до 10 дней.

Приложение №2

Запланированные ошибки по резделу 2.1.

  1. Инфекционный мононуклеоз относится к группе – вакцино-контролируемых инфекционных заболеваний

Правильная информация: инфекционный мононуклеоз относится к группе – вакцино- неконтролируемых инфекционных заболеваний, т. к.

средста специфической профилактики инфекционного мононуклеоза отсутствуют, вакцинация не проводится.

  1. Возбудитель культивируется на питательных средах (Среда Эндо, пептонная вода).

Комментарии преподавателя: вирус не культивируется на питательных средах как бактерии, а может расти только на клеточных культурах.

Правильная информация: возбудитель инфекционного мононуклеоза культивируется на тканях лабораторных животных.

  1. Быстро инактивируется на объектах внешней среды под действием обычных антисептиков

Комментарии преподавателя: антисептики используются на открытых участках тела, иногда на месте раны или хирургического разреза, чтобы предотвратить заражение. Дезинфицирующие средства используются для обеззараживания рабочих поверхностей, мебели, стен, инструментария. Основное различие между ними - это назначение.

Правильная информация: Быстро инактивируется на объектах внешней среды под действием обычных дезинфицирующих средств.

  1. Резервуар и источник инфекции - человек и животное с манифестной или стёртой формой болезни, а также носитель возбудителя

Комментарии преподавателя: инфекционный мононуклеоз – относится к группе антропонозов (инфекционные заболевания, возбудители которых способны поражать только человека).

Правильная информация: Резервуар и источник инфекции - человек с манифестной или стёртой формой болезни, а также носитель возбудителя

Приложение №3

Контрольные вопросы и задания

1. Кто является источником менингококковой инфекции?

2. Как происходит заражение?

3. Назовите основные клинические формы менингококковой

инфекции.

4. Что входит в триаду клинических симптомов при менингите?

5.Какой материал берется от больного для бактериологического исследования и каковы правила его доставки в лабораторию?

6.В чем заключаются особенности сестринского процесса при менингококковой инфекции?

7.Кто является источником менингококковой инфекции?

8. Назовите принципы терапии при инфекционном мононуклеозе.

9. Расскажите о лабораторной диагностике  инфекционного мононуклеоза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации и выполнению практических занятий по МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях. Раздел. Сестринский уход в терапии. ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.

Методические рекомендации по организации и выполнению лабораторных работ/практических занятий  по  профессиональному модулю МДК 02 01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояния...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО АУДИТОРНОГО ЗАНЯТИЯ ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.01.11. Сестринский уход во фтизиатрии ТЕМА: «Принципы лечения, ухода за пациентами, профилактика при туберкулезе. Противоэп

Данная методическая разработка предназначена для проведения открытого практического занятия по теме: «Принципы лечения, ухода  за пациентами, профилактика при туберкулезе. Противоэпидемичес...

Методическая разработка открытого практического занятия Тема: Осуществление сестринского ухода при гипотрофии у детей

Значимость данной темы определяется частотой как  гипотрофий (по данным ВОЗ, в развивающихся странах,8 из 10 детей страдают алиментарной гипотрофией), так и распространенности ожирения в раз...

Методическая разработка открытого лекционного занятия МДК.01.01.3 Пропедевтика инфекционных заболеваний с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии, специальность 31.02.01 Лечебное дело тема: «Диагностика рожи»

В методической разработке представлены материалы интерактивной лекции с элементами визуализации по теме «Диагностика рожи» по учебной дисциплине МДК.01.01.3 Пропедевтика инфекционных забол...

Методическая разработка открытого лекционного занятия МДК.01.01.3 Пропедевтика инфекционных заболеваний с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии, специальность 31.02.01 Лечебное дело тема: «Диагностика рожи»

В методической разработке представлены материалы интерактивной лекции с элементами визуализации по теме «Диагностика рожи» по учебной дисциплине МДК.01.01.3 Пропедевтика инфекционных забол...