"Актуальные вопросы вакцинопрофилактики" Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
рабочая программа
Данная программа предполагает совершенствование и повышение профессионального уровня медицинских сестер в вопросах "Вакцинопрофилактики" в рамках имеющейся квалификации, получение систематизированных теоретических знаний, умений, необходимых в профессиональной деятельности; совершенствование общих и профессиональных компетенций медицинских специалистов среднего звена, в области прививочного дела.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 238.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Департамента здравоохранения города Москвы
«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 5»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Актуальные вопросы вакцинопрофилактики
Сестринское дело
(специальность)
Дополнительное профессиональное образование
(вид образования)
Москва 2021 г.
РАССМОТРЕНА На заседании Методического совета ГБПОУ ДЗМ «МК №5» Протокол № 23 от «01» марта 2021 года | УТВЕРЖДАЮ и.о.ЗАМЕСТИТЕЛЯ ПО УЧЕБНОЙ РАБОТЕ _______________ю.а.сЕЛЕЗНЕВА «01» МАРТА 2021 ГОДА |
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Актуальные вопросы вакцинопрофилактики» разработана на основании Приказа МЗ и СР РФ от 23 июля 2010 года № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», Приказа Минздрава России от 3 августа 2012 г. N 66н «Об утверждении порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным программам», Приказа Минздрава России от 10 февраля 2016 года №83н «Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием».
Программа разработана в соответствии с требованиями нормативных
правовых документов:
- Федеральный закон. № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 июля 2020 г. № 475н "Об утверждении профессионального стандарта "Фельдшер";
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 июля 2020 г. № 470н "Об утверждении профессионального стандарта "Медицинская сестра / медицинский брат";
- Приказ Министерства образования и науки РФ №49 от 1 июля 2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»;
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 541н от 23 июля 2010 г. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»;
- Приказ Министерства здравоохранения РФ № 186 от 05.06.1998 г. «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием»;
- Приказ Минздрава РФ N 83н от 10.02.2016 "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием";
- Приказ Министерства здравоохранения РФ №1183н от 20.12.2012 г. «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 34.02.01 Сестринское дело, утвержденный приказом Минобразования и науки РФ №502 от 12.05.2014 г.;
- Приказ Минздравсоцразвития РФ от 04.05.2012 г. № 477н «Об утверждении
перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи»; - Постановление Правительства РФ от 26.08.2013г № 734 "Об утверждении
- Положения о Всероссийской службе медицины катастроф";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации№ 1008 от 29 августа 2013г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации№ 06-735 от 09 октября 2013 г. «О дополнительном профессиональном образовании»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № 06-735от 25 августа 2015 «Об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере ДПО»
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж №5»
Авторы:
Гузякова Л.Ю. – заведующий производственной практикой ГБПОУ ДЗМ «МК №5» ОП №3
Абрамова Е.В. – руководитель обособленного подразделения ГБПОУ ДЗМ «МК №5» ОП №3
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Цель реализации программы | 5 |
2. | Планируемые результатам обучения по программе | 5 |
3. | Содержание программы | 8 |
4. | Материально-технические условия реализации программы Организационно-педагогические условия | 15 |
5. | Учебно-методическое обеспечение программы. | 15 |
6. | Форма аттестации. Оценка качества освоения программы | 20 |
1. ЦЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Целью реализации дополнительной профессиональной программы повышения
квалификации «Актуальные вопросы вакцинопрофилактики » является совершенствование общих и профессиональных компетенций медицинских специалистов среднего звена, в области прививочного дела. В том числе, программа предполагает совершенствовании и повышении профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации, получение систематизированных теоретических знаний, умений, необходимых в профессиональной деятельности.
2. Планируемые результаты обучения по программе
В ходе освоения содержания дополнительной профессиональной программы
повышения квалификации «Актуальные вопросы вакцинопрофилактики» слушатель получит
практический опыт:
- осуществлять общение с пациентами на основе принципов медицинской деонтологии;
- организовывать работу прививочного кабинета;
- проводить плановые профилактические прививки согласно национальному календарю профилактических прививок;
- проводить профилактические прививки по эпидемическим показаниям согласно календарю профилактических прививок;
Слушатель будет уметь:
- правильно вводить медицинские иммунобиологические препараты;
- проводить профилактику постпрививочных реакций, осложнений;
- проводить экстренную терапию постпрививочных реакций, осложнений;
- вести медицинскую документацию;
- обеспечивать строгий учет и хранение лекарств группы а и б в специальных шкафах;
- осуществлять сбор и утилизацию медицинских отходов;
- осуществлять мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима в помещении, правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов и материалов, предупреждению постинъекционных осложнений, гепатита, вич-инфекции.
Слушатель будет знать:
- законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере Здравоохранения;
- теоретические основы сестринского дела;
- основы лечебно-диагностического процесса, профилактики заболеваний, пропаганды здорового образа жизни;
- правила эксплуатации медицинского инструментария и оборудования;
- правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений;
- основы функционирования бюджетно-страховой медицины и добровольного медицинского страхования;
- медицинские иммунобиологические препараты для проведения иммунопрофилактики и постановки кожных проб;
- значение иммунопрофилактики в снижении заболеваемости инфекционными болезнями;
- национальный календарь профилактических прививок;
- хранение, условия и порядок проведения профилактических прививок. противопоказания к вакцинации;
- способы введения вакцинальных препаратов;
- постпрививочные реакции, осложнения, их профилактика и экстренная терапия;
- основы медицины катастроф;
- правила ведения учетно-отчетной документации прививочного кабинета, основные виды медицинской документации;
- медицинская этика и деонтология, психология профессионального общения;
- основы трудового законодательства, правила внутреннего трудового распорядка,
- правила охрана труда и пожарной безопасности.
Описанные выше знания, умения и практический опыт лягут в основу усовершенствования ранее сформированных общих компетенций:
ОК 1 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК..2.Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 3 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 4 Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ОК 5 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
У слушателя совершенствуются следующие профессиональные компетенции:
в диагностической деятельности:
− способность и готовность к определению показаний и противопоказаний к вакцинации;
− способность и готовность анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомофизиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма пациентов для своевременной диагностики группы заболеваний и патологических процессов, определяющих медицинские показания и отводы для плановой и индивидуальной вакцинопрофилактики, в т.ч. возникшие в результате осложнений вакцинопрофилактики;
− способность и готовность выявлять у пациентов основные патологические симптомы и инфекционных заболеваний и постпрививочных осложнений, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии в органах, системах организма в целом,
− анализировать закономерности функционирования органов и систем при заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний;
в лечебной деятельности:
− способность и готовность выполнять основные лечебные мероприятия для подготовки к вакцинопрофилактике у здоровых лиц и лиц из групп риска;
− способность и готовность выполнять основные лечебные мероприятия при инфекционных заболеваниях и постпрививочных осложнениях, способных вызвать тяжелые осложнения и (или) летальный исход, использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия;
− способность и готовность назначать адекватное лечение в постпрививочном периоде при возникновении тяжелых побочных реакций и осложнений, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии больным с инфекционными заболеваниями и постпрививочными осложнениями;
в реабилитационной деятельности:
− способность и готовность применять различные реабилитационные мероприятия (медицинские, социальные, психологические) для подготовки к плановой и индивидуальной вакцинопрофилактике;
− способностью и готовностью давать рекомендации по выбору оптимального режима в период реабилитации (двигательной активности в зависимости от морфофункционального статуса);
в профилактической деятельности:
− способность и готовность применять современные гигиенические методики сбора и медико-статистического анализа информации о привитости и эффективности вакцинопрофилактики в целях разработки научно обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья населения;
в организационно-управленческой деятельности:
− способность и готовность использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, международную систему единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций в области профилактики инфекционных болезней;
− способность и готовность использовать знания организационной структуры медицинских организаций педиатрического профиля, управленческой и экономической деятельности медицинских организаций различных типов по оказанию медицинской помощи, анализировать показатели работы их структурных подразделений педиатрического профиля, проводить оценку эффективности современных медико-организационных и социально-экономических технологий при оказании медицинских услуг пациентам.
Контингент слушателей | Слушатели, имеющие диплом о среднем профессиональном образовании специалиста, по одной из специальностей: Сестринское дело Лечебное дело |
Наличие сертификата специалиста /свидетельства об аккредитации по специальности | «Сестринское дело» , «Лечебное дело», «Сестринское дело в педиатрии», «Общая практика» |
Занимаемые должности | медицинских специалистов среднего звена: прививочного кабинета (отделения) |
Документ об образовании | Удостоверение о повышении квалификации |
Трудоёмкость обучения | 36 академических часов |
Формы обучения | Очная |
Продолжительность обучения | 1 неделя |
Количество человек в группе | 25 человек |
Обязательным требованием к контингенту слушателей для зачисления на курс
является наличие диплома о среднем профессиональном образовании по одной из специальностей: Сестринское дело, Лечебное дело.
По окончании курса слушатель получает удостоверение о повышении квалификации.
3. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
3.1. Учебный план дополнительной профессиональной программы повышения квалификации
Название программы: «Актуальные вопросы вакцинопрофилактики»
Категория слушателей: Категория слушателей: медицинские сестры, специалисты, имеющие среднее медицинское образование, и осуществляющие медицинскую деятельность, связанную с оказанием помощи населению .
Количество часов: 36 часов.
Форма обучения: очная, с применением ДОТ .
Режим занятий: 6 академических часов в день
Календарный учебный график
График обучения (программа) | Объем часов | Количество дней | Продолжительность занятий (ак. ч) | Общая продолжительность программы (дни, недели) |
«Актуальные вопросы вакцинопрофилактики» | 36 | 6 | 6 | 6 дней (1 неделя) |
№ | Наименование модулей | Всего часов | Лекции с ДОТ | Практические занятия | Форма аттестации | ||
Всего | В том числе | ||||||
С применением ДОТ | Симуляционное обучение | ||||||
1. | Модуль 1. Организация работы прививочного кабинета. Правила хранения и транспортировки иммунобиологических препаратов. | 6 | 2 | 4 | 4 | Тестирование | |
2. | Модуль 2 Календарь прививок. Показания, противопоказания, допустимые интервалы. Вакцинальные реакции | 12 | 4 | 8 | 8 | Тестирование | |
3 | Модуль 3. Доврачебная неотложная помощь при поствакцинальных реакциях и осложнениях | 6 | 2 | 4 | 4 | Тестирование | |
4 | Модуль 4. Особенности вакцинации по эпидемическим показаниям | 6 | 2 | 4 | 4 | Тестирование | |
5 | Модуль 5.Подготовка и наблюдение за детьми с нарушенным состоянием здоровья при активной иммунизации | 5 | 2 | 3 | 3 | Тестирование, решение ситуационных задач | |
6 | Итоговая аттестация (тестирование). | 1 | 1 | 1 | Итоговое тестирование | ||
ИТОГО: | 36 | 12 | 24 | 20 | 4 |
3.2. Учебная программа дополнительной профессиональной программы повышения квалификации
«Актуальные вопросы вакцинопрофилактики»
Наименование модулей, разделов и тем | Содержание учебного материала | Объем часов (теоретическое занятие/ практическое занятие) |
Модуль 1. Организация работы прививочного кабинета. | 6 | |
Тема 1.1. Общие вопросы вакцинопрофилактики | Учебное занятие Понятие об эпидемическом процессе. Общие меры профилактики инфекционных заболеваний. Иммунопрофилактика инфекционных болезней. Понятие. Организация иммунопрофилактики. Мероприятия. Правовые аспекты иммунопрофилактики в РФ. Права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики. | 2 теоретическое |
Тема 1.2. Организация работы прививочного кабинета | Учебное занятие Современные требования к организации и оснащению прививочного кабинета. Организационно - методическая работа в медицинской организации по вопросам иммунопрофилактики. Планирование профилактических прививок. Учет взрослого и детского населения. Перепись. Формирование отчета о проведенных профилактических прививках. Учет эффективности вакцинопрофилактики. Введения электронных форм учетных медицинских документов. Поиск профессиональной информации, ведения персонального учета, информационной (компьютерной) базу данных состояния здоровья обслуживаемого населения. Регистрация профилактических прививок. | 2 практическое |
Тема № 1.3: Условия транспортировки и хранения иммунобиологических лекарственных препаратов | Учебное занятие Требования, предъявляемые к современным вакцинам. Виды вакцин: живые вакцины, инактивированные вакцины. Классификация: ассоциированные вакцины, форсифицированные вакцины. Понятие о системе «Холодовой цепи». Уровни «Холодовой цепи». Виды оборудования «Холодовой цепи». Оборудование для транспортирования ИЛП. Оборудование для хранения ИЛП. Оборудование для контроля температурного режима хранения и транспортирования ИЛП. Уничтожение неиспользованных МБП. | 2 практическое |
Модуль 2. Календарь прививок. Порядок проведения профилактических прививок | 12 | |
Тема 2.1 Национальный календарь профилактических прививок | Учебное занятие Национальный календарь профилактических прививок. Определение. Сроки проведении я профилактических прививок детям и взрослым, в соответствии с календарем. Календарь прививок по эпидемическим показаниям. Финансирование профилактических прививок. Пути совершенствования национального календаря профилактических прививок. | 2 теоретическое |
Тема 2.2 Порядок проведения профилактических прививок. | Учебное занятие Требования к медицинскому персоналу, проводящему профилактические прививки. Регистрация профилактических прививок. Сроки и длительность медицинского наблюдения после проведения профилактических прививок. | 2 теоретическое |
Тема 2.3. Показания и противопоказания к вакцинопрофилактике. Патогенез поствакцинальных реакций. | Показания к вакцинопрофилактике. Противопоказания к вакцинопрофилактике. Проблемы безопасности прививок. Патогенез поствакцинальных реакций. Общие поствакцинальные реакции. Местные поствакцинальные реакции. Поствакцинальные осложнения. Социальные гарантии при возникновении поствакцинальных осложнений | 4 практическое |
Тема 2.4. Вакцинопрофилактика отдельных инфекций | Вакцинопрофилактика гриппа, дифтерии, кори, коклюша, краснухи, полиомиелита, столбняка. Характеристика инфекционного заболевания, этиология, клиническая картина, диагностика и вакцинопрофилактика. Основные факты о пневмококковой инфекции. Вакцинопрофилактика пневмококковой инфекции у детей. Актуальность вакцинации от пневмококковой инфекции у пожилых. | 4 практическое |
Модуль 3. Доврачебная неотложная помощь при поствакцинальных реакциях и осложнениях | 6 | |
Тема 3.1. Неотложная медицинская помощь при поствакцинальных реакциях. | Учебное занятие Правовые основы оказания экстренной медицинской помощи и экстренной доврачебной медицинской помощи. Экстренная доврачебная медицинская помощи при острых аллергических реакциях. Меры профилактики и неотложной помощи при поствакцинальных реакциях и осложнениях. | 2 теоретическое |
Тема 3.2. Доврачебная неотложная помощь при поствакцинальных реакциях и осложнениях | Учебное занятие Содержание и объем первой помощи. Гипертермический синдром. Заболевания, сопровождающиеся гипертермией. Особенности течения лихорадки у детей в различные возрастные периоды. Острая дыхательная недостаточность. Заболевания, сопровождающиеся ОДН. Клинические проявления крупа, отека легких, сестринская оценка состояния больного, планирование и реализация ухода, медикаментозная терапия, оксигенотерапия. Острая сердечно-сосудистая недостаточность. Причины, патофизиологические механизмы, клинические проявления вмешательства, планирование и реализация ухода, фармакотерапия острой сердечной недостаточности, шока, коллапса, обморока, сестринская оценка состояния больного, тактика сестринского ухода. Терминальные состояния. Базовая сердечно-легочная реанимация, показания. Техника проведения, критерии оценки эффективности СЛР. | 4 симуляционный курс |
Модуль 4. Особенности вакцинации по эпидемическим показаниям | 6 | |
Тема 4.1. Вакцинация населения по эпидемическим показаниям. | Учебное занятие Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации. Особенности вакцинации по эпидемическим показаниям | 2 теоретическое |
Тема 4.2. Частные случаи вакцинотерапии | Учебное занятие Вакцинотерапия папилломавирусной инфекции, ротавирусной инфекции, коронавирусной инфекции, острых и хронических вирусных гепатитов | 4 практическое |
Модуль 5. Подготовка и наблюдение за детьми с нарушенным состоянием здоровья при активной иммунизации | 6 | |
Тема 5.1. Активная иммунизация лиц с нарушенным состоянием здоровья | Учебное занятие Противопоказания к вакцинации: абсолютные и временные. Отбор пациентов для проведения иммунизации. Подготовка ИЛП к введению. Вакцинация лиц, не привитых по национальному прививочному календарю.. | 2 теоретическое |
Тема 5.2. Вакцинопрофилактика детей с хронической патологией | Учебное занятие Особенности вакцинотерапии у отдельных групп населения. Показания, противопоказания, допустимые интервалы. Индивидуальный подход к вакцинации детей с хроническими заболеваниями и недоношенных. Иммунизация детей с перинатальным контактом по ВИЧинфекции, ВИЧ-инфицированных детей и детей с диагнозом ВИЧ/СПИД Сроки и длительность медицинского наблюдения после проведения профилактических прививок. | 3 практическое |
Итоговая аттестация | Итоговое тестирование. | 1 |
4. Требования реализации программы
4.1. Материально-технические условия реализации программы. Организационно-педагогические условия.
Наименование специализированных аудиторий, кабинетов | Вид занятий | Наименование оборудования, программного обеспечения |
1 | 2 | 3 |
Образовательный портал ГБПОУ ДЗМ «МК №5» | Лекции с ДОТ | Обучение по данной программе осуществляется в очной форме с применением дистанционных образовательных технологий. После регистрации на курс слушатель получает логин и пароль для входа в личный кабинет. Весь электронный курс состоит из 5 модулей, каждый из которых включает в себя: -онлайн лекции; -онлайн семинары; -разбор ситуационных задач; - рубежный тестовый контроль по окончании освоения каждого модуля. - алгоритмы практических действий; Обучение ведется в режиме онлайн трансляции по сети Интернет на образовательном портале ГБПОУ ДЗМ «МК №5. На протяжении всего обучения слушателей сопровождает преподаватель в дистанционном формате. По завершении прохождения последнего модуля слушатель проходит итоговую аттестацию, по результатам которой он получает удостоверение о повышении квалификации и начисление баллов за пройденный курс в личном кабинете портала НФМО. |
Образовательный портал ГБПОУ ДЗМ «МК №5» | Практические занятия с применением ДОТ Симуляционное обучение |
Требования к квалификации педагогических работников, обеспечивающих обучение по дополнительной профессиональной программе «Актуальные вопросы вакцинопрофилактики»: наличие среднего профессионального образования по специальности «Сестринское дело», повышение квалификации по соответствующей дополнительной профессиональной программе.
Примерный перечень оборудования и технологического оснащения рабочих мест:
а) Аппаратура, приборы
- Тонометры
- Секундомеры или часы
- Фонендоскоп
- Холодильник
б) Медицинские инструменты, посуда, предметы ухода
- Манипуляционные столики
- Процедурные столы
- Кушетка медицинская
- Пеленальный стол
- Шприцы, объемом 1,2,5 мл.
- Иглосъемники непрокалываемые
- Салфетки спиртовые.
- Емкости для дезинфицирующих средств разные
- Емкости для утилизации медицинских отходов класса А, Б, В.
- Дозатор для жидкого мыла
- Полотенцедержатель
- Маски медицинские
- Перчатки одноразовые смотровые
в) Муляжи, фантомы
- Фантом человека для проведения СЛР
- Фантом ребенка для проведения СЛР
- Муляж руки для проведения п/к,в/к, в/в инъекций
- Муляж ягодиц для проведения в/м инъекций
Учебно-наглядные пособия:
– тренажер сердечно-легочной реанимации;
– тренажер сердечно – легочной реанимации ребенка до года;
– тренажеры для проведения инъекций;
Обучение с применением дистанционных образовательных технологий:
- доступ к электронному образовательному порталу ГБПОУ ДЗМ «МК №5»;
- онлайн трансляции на платформе Zoom;
- доступ к библиотечным фондам (учебные печатные и электронные издания по всем направлениям обучения);
- доступ к сети «Интернет».
4.2. Учебно-методическое обеспечение программы
- Вакцинопрофилактика инфекционных болезней: перечень нормативных и методических документов: информационно-методическое пособие / Н.Н. Филатов. – М.: Санэпидмедиа, 2011. – 47 с.
- Двойников С.И., Тарасова Ю.А., Фомушкина И.А., Костюкова Э.О. Проведение
профилактических мероприятий Учебное пособие. М. ГЭОТАР-Медиа, 2017, - 448 с. - Общепрофессиональные аспекты деятельности средних медицинских
работников. Под ред. Двойникова С.И. М. ГЭОТАР-Медиа, 2017, - 430с. - Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела. Учебник. М.
ГЭОТАР-Медиа, 2020, - 320с. - .Широкова Н.В., Морозова Г.И. Актуальные вопросы профилактики
внутрибольничного инфицирования пациентов и медицинского персонала. Учебно-
методическое пособие. - Раменское, 2019. - Вакцины и вакцинация: национальное руководство / В.В. Зверев, Р.М. Хаитов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 640 с.
- Инфекционные болезни, № 6 (23), 2017 [Электронный ресурс] / - М.: ГЭОТАР- Медиа, 2017 - http://www.studmedlib.ru/book/2305-3496-2017-06.html;
- Основы микробиологии и иммунологии [Электронный ресурс]: учебник / Под ред. В.В. Зверева, М.Н. Бойченко - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016.;
- Первичная медико-санитарная помощь детям (ранний возраст) [Электронный ресурс]/ Н.В.Иванова [и др.] - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018
- Эпидемиология и инфекционные болезни № 1.2016 [Электронный ресурс] / гл. ред. В.В. Никифоров - М.: Медицина, 2016 - http://www.studentlibrary.ru/book/1560-9529-2016- 1.html
Нормативно-правовые и информационно-разъяснительные ресурсы
- Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
- Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
- Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.3.2.3332-16 "Условия транспортирования и хранения иммунобиологических лекарственных препаратов".
- Приказ Минздрава РФ от 14 января 2019 г. N 4н "Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения".
- Приказ Минздрава РФ от 09.01.2018 N 1н "Об утверждении требований к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями укладки экстренной профилактики парентеральных инфекций для оказания первичной медико - санитарной помощи, скорой медицинской помощи, специализированной медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи"
- Приказ Минздрава России N 726н, Роспотребнадзора N 740 от 10.10.2013 (ред. от 10.11.2016) Об оптимизации системы информирования о случаях инфекционных и паразитарных болезней.
- Приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 521н Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи детям с инфекционными заболеваниями.
- Приказ Минздрава России от 08.11.2012 N 689н Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при заболевании, вызываемом вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).
- Приказ Минздравсоцразвития России от 31.01.2012 N 69н Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослым больным при инфекционных заболеваниях.
- Приказ Росстата от 21.07.2016 N 355 "Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством здравоохранения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере охраны здоровья.
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.02.2016 N 11 (ред. от 20.04.2016) "О представлении внеочередных донесений о чрезвычайных ситуациях санитарно-эпидемиологического характера" (вместе с "Порядком представления внеочередных донесений о возникновении чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера") (Зарегистрировано в Минюсте России 24.03.2016 N 41525).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 16.12.2013 N 65 "Об утверждении СП 3.1/3.2.3146-13" (вместе с "СП 3.1/3.2.3146-13. Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила") (Зарегистрировано в Минюсте России 16.04.2014 N 32001).
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».
- Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.5.2826-10 «Профилактика ВИЧ-инфекции».
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами».
- Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.958-99 «Профилактика вирусных гепатитов. Общие требования к эпидемиологическому надзору за вирусными гепатитами».
- Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.1.2341-08 «Профилактика вирусного гепатита В».
- Практические рекомендации подготовлены специалистами отдела организации надзора за особо опасными инфекциями Центра Госсанэпиднадзора в г. Москве.
Профильные web-сайты Интернета:
1. Министерство здравоохранения РФ (http://www.rosminzdrav.ru/).
2.Официальный сайт Департамента здравоохранения города Москвы (https://www.mosgоrzdrav.ru).
3. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (http://rospotrebnadzor.ru).
4. ФГУЗ Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (http/www.fcgsen.ru)
5. Информационно-методический центр «Экспертиза» (http://www.centrekspertiza.ru/).
6. Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения (http://www.mednet.ru/).
Ссылки на информационные сайты:
1. http://consultant.ru - Официальный сайт справочной правовой системы «Консультант Плюс».
2. https://www.rosminzdrav.ru – Официальный сайт Министерства здравоохранения РФ
3. https://www.ooorou.ru - Общество урологов России
РАЗДЕЛ 5. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 1. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами | Взаимодействует с медицинскими, социальными и правоохранительными организациями в соответствии с нормативно-правовыми документами | Своевременность извещений: устных, письменных, телефонограмм. Качество оформления документов |
ПК 2. Применять медикаментозные средства в соответствии | Обеспечивает применение годного препарата в соответствии с назначением. Информирует об особенностях приема медикаментозных средств и их воздействии на организм. Владеет методиками введения медикаментозных средств | Собеседование. Тестовый контроль. Решения ситуационных задач. Демонстрация навыков на занятиях |
ПК 3. Вести утвержденную медицинскую документацию | Точно, грамотно, полно, достоверно, конфиденциально ведет утвержденную медицинскую документацию. Правильно регистрирует и хранит документы | Проверка качества заполнения документов |
ПК4. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса. | На занятиях демонстрирует четкие последовательные действия при работе оборудования в ходе лечебно-диагностического процесса. | Демонстрация навыков на занятиях в симуляционном кабинете. |
ПК 5. Использовать технологии безопасного перемещения урологических пациентов при осуществлении им медицинской помощи. | На занятиях демонстрирует четкие последовательные действия при перемещение урологических пациентов в условиях симуляционного кабинета | Демонстрация навыков на занятиях в симуляционном кабинете |
Итоговая форма аттестации – итоговое тестирование |
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | эффективный поиск необходимой информации; использование различных источников, включая электронные | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью слушателей в процессе освоения дополнительной программы профессиональной подготовки. Проведение деловых игр и кейсов для контроля за степенью качественного усоврешенствования компетенций в ходе обучения. |
ОК 2. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | демонстрация умений использования информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | |
ОК 3. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации | проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности | |
ОК 4. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности | демонстрация готовности брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку при осуществлении лечебно-диагностических, паллиативных и реабилитационных сестринских мероприятий | |
ОК 5. Организовывать обучение и контроль знаний и умений подчиненных. | демонстрация готовности организовывать обучение и контроль знаний и умений среди подчиненных по данному направлению профессиональной деятельности |
6. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Оценка качества освоения программы осуществляется аттестационной комиссией в виде итоговой аттестации.
Итоговая аттестация проводится в виде тестирования.
Тестирование (100 тестовых заданий) оценивается на основе пятибалльной системы оценок, соответственно проценту правильных ответов:
90-100% - 5 (отлично);
80-89% - 4 (хорошо);
70-79% - 3 (удовлетворительно);
69% и менее – 2 (неудовлетворительно).
Итоговая аттестация слушателей считается пройденной успешно, если общая оценка превышает порог в 70%.
ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Инструкция: выберите из предложенных вариантов один правильный ответ
1. В организации и проведении прививок при плановой вакцинации принимают участие:
1) врач-лаборант;
2) врач-инфекционист;
3) врач-педиатр;
4) врач-эпидемиолог.
2. Иммунобиологический препарат, создающий активный иммунитет, называется
1) анатоксин;
2) вакцина;
3) иммуноглобулин;
4) сыворотка.
3. Плановая иммунопрофилактика проводится против:
1) кори;
2) менингококковой инфекции;
3) ротавирусной инфекции;
4) скарлатины.
4. Длительность хранения вакцины в прививочном кабинете не должна превышать:
1) 1 мес;
2) 10 дней;
3) 2 мес;
4) 6 мес.
5. Плановую вакцинацию АКДС-вакциной проводят в возрасте:
1) 12 мес;
2) 3 мес;
3) 7 мес;
4) 9 мес.
6. При плановых ревакцинациях детей старше 6 лет против дифтерии применяется препарат:
1) АДС;
2) АДС-М;
3) АКДС;
4) БЦЖ.
7. Какая из перечисленных вакцин вводится внутримышечно?
1) БЦЖ;
2) вакцина против гепатита В;
3) живая паротитная вакцина;
4) живая противополиомиелитная вакцина.
8. В прививочном кабинете осталось 10 доз вакцин АКДС, срок использования истек 3 дня назад. В данной ситуации следует:
1) прекратить прививать данной вакциной;
2) продолжить прививать данной вакциной пациентам, в течение 10 дней после истечения срока;
3) продолжить прививать данной вакциной пациентам, которым назначена вакцинация в течение трех дней;
4) продолжить прививать данной вакциной, т.к. срок годности препарата истек не более 1 месяца назад.
9. В течение какого периода проявятся реакции на инактивированные вакцины?
1) в течение 1 месяца;
2) до 3 дней;
3) не раньше 4-5 дня после вакцинации;
4) с 5-12 день после прививок.
10. Вторая вакцинация против гепатита В проводится детям в возрасте:
1) 1 мес;
2) 2 мес;
3) 4 мес;
4) 6 мес.
11. Сильной реакцией на вакцинацию считается
1) гематома в месте инъекции;
2) гиперемия в месте инъекции более 8 см;
3) образование папулы;
4) температура тела не выше 38С°.
12. Какие мероприятия осуществляются непосредственно перед проведением профилактических прививок?
1) биохимический анализ крови;
2) получение информированного согласия пациента на проведение вакцинации;
3) медицинский осмотр пациента;
4) термометрия.
13. Первая вакцинация против полиомиелита проводится в возрасте:
1) в 12 мес;
2) в 18 мес;
3) в 3 мес;
4) на 3-7 сутки после рождения.
14. Медсестре, обнаружившей трещину на ампуле с вакциной, следует считать вакцину:
1) непригодной;
2) пригодной;
3) условно пригодной и готовить акт о списании;
4) условно пригодной и использовать для вакцинации.
15. Наиболее длительную защиту от инфекционных болезней обеспечивает:
1) живая вакцина;
2) инактивированная вакцина;
3) неживая вакцина;
4) химическая вакцина.
16. Противопоказанием для проведения вакцинации является
1) нежелание родителей;
2) острое инфекционное или неинфекционное заболевание;
3) плач ребенка при вакцинации;
4) покраснение в зоне инъекции при предыдущих вакцинациях.
17. Химические и расщепленные вакцины получают:
1) нагреванием;
2) с помощью детергента;
3) спиртом;
4) ультрафиолетовым облучением.
18. Профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся:
1) во время карантина;
2) для снижения общей заболеваемости;
3) при возникновении более 2-х случаев инфекционного заболевания
4) при угрозе возникновения инфекционных болезней.
19. Температурный режим хранения вакцин:
1) +2-+6;
2) +2-+8;
3) -2;
4) 0-+8.
20. Причина развития поствакцинальных осложнений:
1) введение антибиотиков;
2) изменение реактивности организма;
3) неправильное введение вакцины;
4) одновременное введение нескольких вакцин.
21. Истинным противопоказанием к введению АКДС является:
1) ВИЧ – инфекция;
2) аллергия на куриный белок;
3) прогрессирующее заболевание нервной системы;
4) часто болеющие дети.
22. Реакция организма на прививку с повышением температуры тела выше 40°С считается
1) сильной;
2) слабой;
3) средней;
4) умеренной.
23. Свидетельством сильной общей реакции на введение вакцины является повышение температуры тела:
1) выше 37°C;
2) выше 38°C;
3) выше 39°C;
4) ниже 39°C.
24. Сертификат профилактических прививок – это:
1) документ, в котором регистрируют профилактические прививки граждан;
2) извещение о не эпидемиологическом заболевании;
3) извещение об эпидемиологическом заболевании;
4) талон амбулаторного пациент, пришедшего на прививку.
25. Совместное хранение иммунобиологических лекарственных препаратов с другими лекарственными средствами:
1) допускается;
2) допускается лишь в специально отведенном месте;
3) допускается с другими вакцинами;
4) допускается только при строгом соблюдении требований нормативных и методических документов.
26. Вакцинацию против кори, согласно национальному календарю плановых прививок, начинают в возрасте:
1) 12 мес;
2) 18 мес;
3) 36 мес;
4) 6 мес.
27. Учетная форма, в которой регистрируют прививки, называется:
1) Журнал регистрации прививок;
2) История болезни;
3) Сертификат профилактических прививок;
4) Справка № 086/у.
28. Формированию пассивного иммунитета способствует ведение:
1) анатоксина;
2) антител;
3) иммуноглобулинов;
4) инактивированных вакцин.
29. К поствакцинальным осложнениям относится:
1) анафилактический шок, резвившийся в первые 12 часов после введения вакцины;
2) головокружение;
3) повышение температуры тела до субфебрильных цифр;
4) снижение обоняния.
30. Величина иммунной прослойки определяется числом:
1) лиц с напряженным естественным иммунитетом;
2) лиц с напряженным искусственным иммунитетом;
3) лиц, имеющих иммунитет любого происхождения;
4) привитых людей.
31. Для экстренной пассивной иммунизации против клещевого энцефалита используется:
1) введение инактивированного вируса без ревакцинации;
2) введение инактивированного вируса с ревакцинацией через 1 и 2 месяца;
3) введение инактивированного вируса с ревакцинацией через 1 месяц;
4) иммуноглобулин человека против клещевого энцефалита.
32. Интервал от прививки до последующего планового введения иммуноглобулина составляет:
1) 1 месяц;
2) 1 час;
3) 2 недели;
4) 3 месяца.
33. Курс прививок против бешенства показан при:
1) если в течение 10-ти дней наблюдения животное оставалось здоровым;
2) любых укусах или царапинах, нанесенных животными;
3) повреждениях кожных покровов, нанесенных дикими животными;
4) при невозможности 10-дневного наблюдения за животным.
34. Тактика проведения специфической экстренной профилактики столбняка определяется:
1) возрастом пострадавшего;
2) объемом поражения;
3) прививочным анамнезом пострадавшего;
4) трудовым анамнезом.
35. Для вакцинации против туберкулеза у взрослых используется вакцина
1) АДС;
2) АКДС;
3) БЦЖ;
4) БЦЖ-М.
36. Какой из перечисленных препаратов необходимо иметь в противошоковой аптечке?
1) адреналин;
2) дибазол;
3) корвалол;
4) феназепам.
37. Плановая иммунизация проводится:
1) в инфекционном очаге;
2) в соответствии с календарем профилактических прививок;
3) после контакта с больным человеком;
4) при выезде в неблагоприятные районы.
38. После перенесенной ОРВИ в какие сроки возможно проводить иммунизацию живой вакциной?
1) не менее чем через 2 недели после выздоровления;
2) сразу после нормализации температуры тела;
3) через 3 мес. после выздоровления;
4) через 6 мес. после выздоровления.
39. После проведения вакцинации необходимо:
1) проводить наблюдение в условиях стационара в течение суток;
2) нет необходимости в наблюдении;
3) попросить пациента перезвонить в течение часа и сообщить о своем самочувствии;
4) продолжить наблюдение за состоянием пациента в течение 30 минут.
40. Второй уровень соблюдения «холодовой цепи» должны осуществлять:
1) аптечные организации;
2) медицинские организации;
3) организации оптовой торговли;
4) организации-изготовители.
41. Длительность хранения иммунобиологических лекарственных препаратов на четвертом уровне «холодовой цепи» составляет:
1) два месяца, в труднодоступных районах срок хранения может быть увеличен до шести
месяцев;
2) один месяц, в труднодоступных районах срок хранения может быть увеличен
до трех месяцев;
3) три месяца, в труднодоступных районах срок хранения может быть увеличен до шести месяцев;
4) шесть месяцев, в труднодоступных районах срок хранения может быть увеличен до двенадцати месяцев.
Инструкция: выберите из предложенных вариантов ВСЕ правильные ответы:
42. Вероятными поствакцинальными осложнениями являются:
1) ОРВИ;
2) анафилактический шок;
3) артериальная гипертензия;
4) миокардит.
43. Для отбора лиц, подлежащих ревакцинации против туберкулеза, врач предварительно должен провести:
1) диаскин тест;
2) пробу Манту;
3) пробу Пирке;
4) пробу Шика.
44. Если отсутствуют сведения о прививках против дифтерии у пациента, то необходимо:
1) поверить обратившемуся без представления документов и сделать об этом запись в амбулаторной карте;
2) провести ИФА для определения уровня антител;
3) провести плановую иммунизацию;
4) сделать запрос о проведении вакцинации.
45. Может ли помешать вакцинации аллергия на пекарские дрожжи?
1) значимо для гепатита А;
2) значимо для гепатита В;
3) может являться противопоказанием для проведения вакцинации;
4) не может быть противопоказанием для проведения вакцинации.
46. Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям включает:
1) группы населений, подлежащих вакцинации, перечень инфекционных заболеваний, сроки вакцинации и ревакцинации;
2) календарь определяет только сроки проведения вакцинации и ревакцинации;
3) только группы заболеваний по отношению, к которым проводится вакцинация;
4) только группы населения, которым проводится вакцинация.
47. Критерием степени выраженности местных поствакцинальных реакций может быт:
1) наличие лимфаденита в зоне, относящейся к месту инъекции;
2) наличие сыпи на коже;
3) размер инфильтрата;
4) степень гиперемии.
48. Молодому человеку, пострадавшему 3 дня назад от укуса бродячей собаки, за которой не проводится наблюдение, необходимо:
1) назначить вакцинацию против бешенства и столбняка;
2) обработать рану;
3) обработать рану и назначить вакцинацию только против бешенства;
4) обработать рану и не назначать прививки против бешенства и столбняка.
49. После проведения вакцинации в месте введения препарата возникло покраснение. Это можно расценить как:
1) местная аллергическая реакция;
2) местная поствакцинальная реакция;
3) общая поствакцинальная реакция;
4) поствакцинальное осложнение.
50. После проведения вакцинации против дифтерии, исследование напряженности иммунитета пациента:
1) проводится через 45 дней;
2) проводится через 9 месяцев;
3) не проводится;
4) проводится через 3 месяца
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/20/picture-777441-1490004979.jpg)
Профессиональная программа повышения квалификации по профессии 10360 «Аппаратчик мукомольного производства»
Целью реализации программы является совершенствование профессиональных компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности специалистами в области хранения и переработки зерна....
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/28/picture-1202694-1577522193.jpg)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ "ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА позволяет организовать работу по повышеню уровня профессиональной подготовки воспитателей в области применения современных образовательных те...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/11/picture-1198100-1576016704.jpg)
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации "Компьютер для жизни и общения"
Программа «Компьютер для жизни и общения» рассчитана на старшую возрастную аудиторию от 50 лет и направлена на овладение основами информационных технологий и сетевыми технологиями поиска и...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/18/picture-1071131-1539816289.jpg)
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации педагогических работников локомотивного комплекса учебных центров ОАО "РЖД"
Программа разработана с учетом профессионального стандарта «Специалист по оперативному руководству колонной локомотивных бригад тягового подвижного состава, бригад специального железнодорожного ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/18/picture-1071131-1539816289.jpg)
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДЕЖУРНОГО ОСНОВНОГО ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО ЛОКОМОТИВНОГО (МОТОРВАГОННОГО) ДЕПО»
Нормативную правовую основу разработки программы составляют:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».Приказ Минист...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/20/picture-777441-1490004979.jpg)
Профессиональная программа повышения квалификации по профессии 10340 «Аппаратчик крупяного производства»
Целью реализации программы является совершенствование профессиональных компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности специалистами в области хранения и переработки зерна....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/12/picture-683528-1444612534.jpg)
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам.
Практика и методика реализации образовательных программ среднего профессионального образования с учетом спецификации стандартов Ворлдскиллс по компетенции Малярные и декоративные работы". Категор...