Сестринский уход при дистрофиях (паратрофия, гипотрофия). Сестринский уход при рахите, спазмофилии, гипервитаминозе «Д»
методическая разработка

Дмитриева Наталия Николаевна

Методическая разработка по «ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах, МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях, Раздел 02.01.2 Сестринский уход при заболеваниях в педиатрии» на тему: «Сестринский уход при дистрофиях (паратрофия, гипотрофия). Сестринский уход при рахите, спазмофилии, гипервитаминозе «Д»» может использоваться как обучающимися, так и преподавателями для изучения теоретического материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_seminar_novyy_1.doc171 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство здравоохранения Ставропольского края

ГБПОУ СК «Пятигорский медицинский колледж»

Методическая разработка семинара

(для преподавателей и обучающихся)

по теме: Сестринский уход при дистрофиях (паратрофия, гипотрофия). Сестринский уход при рахите, спазмофилии, гипервитаминозе «Д»

Преподаватель: Дмитриева Н.Н.

Профессиональный модуль: «ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях Раздел 02.01.2 Сестринский уход при заболеваниях в педиатрии»

Специальность: 34.02.01  «Сестринское дело»

Курс:3

Пятигорск, 2022

Сестринский уход при дистрофиях (паратрофия, гипотрофия). Сестринский уход при рахите, спазмофилии, гипервитаминозе «Д»

Методическая разработка семинарского занятия для преподавателей и обучающихся медицинского колледжа по профессиональному модулю «ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях Раздел 02.01.2 Сестринский уход при заболеваниях в педиатрии» / Сост. Н.Н. Дмитриева, – Пятигорск: ГБПОУ СК «Пятигорский медицинский колледж», 2022. – 31 с. 

Рассмотрено на заседании ЦМК клинических дисциплин №1

Протокол № ___ от __________  20____года

                                                                   Председатель ЦМК_____________________

Рецензент:

Е.Ю. Серенкова

Преподаватель клинических дисциплин высшей квалификационной категории ГБПОУ СК «Пятигорский медицинский колледж»

Данная методическая разработка предназначена для проведения семинарского занятия  по теме «Сестринский уход при дистрофиях (паратрофия, гипотрофия). Сестринский уход при рахите, спазмофилии, гипервитаминозе «Д» для обучающихся 3 курса по специальности «Сестринское дело».


Рецензия

Методическая разработка по «ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах, МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях, Раздел 02.01.2 Сестринский уход при заболеваниях в педиатрии» на тему: «Сестринский уход при дистрофиях (паратрофия, гипотрофия). Сестринский уход при рахите, спазмофилии, гипервитаминозе «Д»» может использоваться как обучающимися, так и преподавателями для изучения теоретического материала.

Методическая разработка включает план семинара и хронокарту данного занятия, каждый этап занятия имеет определенную последовательность, четко прописан. Такой подход к организации данного занятия позволяет достичь максимальных целей, повысить уровень и качество обучения.  

Методическая разработка написана доступным языком с использованием современной терминологии. Приводятся цели занятия; требования к знаниям и умениям («знать», «уметь»), которыми следует овладеть при изучении материала; методические рекомендации для изучения темы семинара. Методическая разработка написана в соответствие с рабочей программой по «ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях Раздел 02.01.2 Сестринский уход при заболеваниях в педиатрии» для 3 курса специальности 34.02.01 «Сестринское дело».

Используя данную методическую разработку, обучающийся имеет возможность для самоподготовки, самоконтроля, углубления и закрепления знаний по теме. Имеется информационно-теоретический блок (опорный конспект).

Разработаны вопросы для контроля. Преподаватель имеет возможность оценить аудиторную работу обучающегося.

Указанная методическая разработка может быть рекомендовано для использования в медицинских колледжах, при проведении семинара по указанной теме.

Рецензент:

Преподаватель клинических дисциплин высшей квалификационной категории ГБПОУ СК «Пятигорский медицинский колледж»

Е.Ю. Серенкова

Подпись рецензента_____________

Пояснительная записка

Данная методическая разработка предназначена для проведения семинара по теме «Сестринский уход при дистрофиях (паратрофия, гипотрофия). Сестринский уход при рахите, спазмофилии, гипервитаминозе «Д»» для обучающихся  3 курса. Методическая разработка составлена в соответствии с рабочей программой и календарно-тематическим планом по «ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях Раздел 02.01.2 Сестринский уход при заболеваниях в педиатрии».

Актуальность данной темы занятия определена тем, что эта тема является актуальной как в прошлом, так и в настоящем и будущем. Медицинской сестре ежедневно приходится проводить обработку инструментария медицинского назначения, осуществлять уход за больным новорожденным с рахитом, смазмофилией и гипервитаминозом «Д». Значение данной темы для формирования профессиональных компетенций крайне высоко, так как уход за больными новорожденными является приоритетной задаче в сестринском уходе.

Связь с современностью: соответствие современным требованиям подготовки конкурентоспособного обучающегося в историческом аспекте с оптимальным уровнем качества образовательной подготовки.

Интеграционные связи (внутри и метапредметные):

Внутрипредметные связи – Уход за новорожденным.

Метапредметные связи – Сестринский уход в акушерстве и гинекологии.

Методическая разработка содержит теоретический блок информации и  вопросы для закрепления данной темы, и список источников информации.

Содержание

Требования к знаниям и умениям («знать», «уметь»)..................

6

План семинара и хронокарта............................................................

7

Информационно-теоретический блок (опорный конспект)...........

13

Вопросы для фронтального опроса...……………….......................

Тестовые задания…………………………………………………...

Вопросы для индивидуального опроса…………………………....

Ситуационные задачи………………………………………………

23

24

27

28

Источники информации…………………………………................

35


Требования к знаниям и умениям («знать», «уметь»)

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:

 уметь:

  • осуществлять сестринский уход за пациентом при различных заболеваниях и состояниях;
  • консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств;
  • проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента;

знать:        

  • причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента, принципы организации и способы оказания сестринской помощи;
  • принципы применения лекарственных средств;

Общие компетенции (ОК), включают в себя способность:

  • ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

Профессиональные  компетенции (ПК), включают в себя способность:

  • ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
  • ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ставропольского края «Пятигорский медицинский колледж»

           План семинара № 3

Дисциплина, МДК: ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

Курс, группа, специальность: 3 курс; 362; Сестринское дело.

Количество часов: 2 часа.

Место проведения: учебный кабинет.

Тема:  Сестринский уход при рахите, спазмофилии, гипервитаминозе «Д»

Цели занятия:        

Образовательная: познакомить обучающихся с содержанием темы Сестринский уход при рахите, спазмофилии, гипервитаминозе «Д»

Воспитательная: сформировать специалиста, понимающего сущность и социальную значимость будущей профессии, обладающего чувством профессиональной ответственности за результаты своего труда; способствовать формированию патриотизма.

Развивающая: Обеспечить максимальное развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности, формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческой активности.

Связь с современностью: соответствие современным требованиям подготовки конкурентоспособного обучающегося в историческом аспекте с оптимальным уровнем качества образовательной подготовки.

Интеграционные связи (внутри и метапредметные):

Внутрипредметные связи – Уход за новорожденным.

Метапредметные связи – Сестринский уход в акушерстве и гинекологии.

Оснащение (материально-технические, дидактические средства): наглядные пособия, карты, таблицы, проектор, доска (интерактивная доска), мел.

Основные этапы занятия: (с указанием хронометража времени, в соответствии с «Положением о видах учебных занятий в ГБПОУ СК «Пятигорский медицинский колледж» и в соответствии с «Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся ГБПОУ СК «Пятигорский медицинский колледж»».

1. Организационный момент

2. Объяснение нового материала (в соответствии с рабочей программой)

3. Подведение итогов занятия

4. Задание на дом

Ход занятия:

Тип занятия: семинар.

Место провидения: учебная комната.

Время: 90 минут.

Хронокарта семинара:

I.

Организационный момент

2 минуты

II.

Ознакомление с целью и планом занятия

3 минуты

III.

Контроль знаний

75 минут

IV.

Подведение итогов занятия. Оценка знаний  студентов. Выставление оценок.

5 минут

V.

Задание на дом

3 минут

VI.

Заключительная часть

2 минут

  1. Организационный момент

Действия преподавателя

Действия студента

Обоснование

методических приемов

  • приветствует студентов;
  • обращает внимание на внешний вид студентов и санитарное состояние учебной комнаты;
  • проверяет готовность студентов к занятию;
  • отмечает отсутствующих.
  • приветствуют преподавателя;
  • занимают рабочие места.
  • организует и дисциплинирует студентов;
  • воспитывает аккуратность, ответственность, требовательность к себе, товарищам, самоконтроль.

II. Ознакомление  с целью и планом занятия

Действия преподавателя

Действия студента

Обоснование методических приемов

- сообщает тему, цели занятия, план, предлагает записать в дневник.

  • Записывают в дневник: дату, тему, план и цели занятия;
  • Осмысливают план занятия;
  • Ставят перед собой цели.
  • создает рабочую обстановку:

а) настраивает на целенаправленную деятельность;

б) активизирует внимание.

-  формирует познавательный интерес к учебной деятельности, к занятию, предмету.

Стандарт по теме:

        Студент должен знать:

  • причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента, принципы организации и способы оказания сестринской помощи;
  • принципы применения лекарственных средств;

  1. Контроль знаний

  1. Тестовый контроль.

  1. Решение ситуационных задач.

Действия преподавателя

Действия студента

Обоснование методических приемов

  • раздает тесты;
  • наблюдает за работой студентов;
  • проверяет работы – выставляет оценки
  • Слушает ответы студентов;
  • Задает дополнительные вопросы при решении ситуационных задач, уточняет ответы.

- отвечают на вопросы теста;

- решают ситуационные задачи

  • слушают ответы товарищей;
  • осмысливают ответы товарищей;

- исправляют и дополняют ответы.

  • проверка знаний;
  • определение уровня усвоения учебного материала
  • выявление умения оперировать знаниями;
  • определение уровня логического и клинического мышления;
  • развитие речи
  • выявление уровня мыслительной деятельности.

  1. Подведение итогов занятия. Оценка знаний  студентов. Выставление оценок

Действия преподавателя

Действия студента

Обоснование методических приемов

  • подчеркивает положительные и отрицательные стороны деятельности студентов;
  • анализирует каждую работу;
  • делает выводы об усвоении знаний;
  • определяет степень достижения целей, задач занятия;
  • выставляет  и объявляет  оценки.
  • слушают преподавателя;
  • осмысливают замечания, анализируют;

  • развития умения анализировать свои ошибки;
  • воспитания самокритичности, справедливости, выдержанности;
  • воспитания умения выслушивать критику.

V. Задание на дом

Действия преподавателя

Действия студента

Обоснование методических приемов

  • предлагает записать домашнее задание;
  • сообщает тему;
  • сообщает контрольные вопросы;
  • сообщает литературу.
  • записывают домашнее задание: тему, литературу, контрольные вопросы.

  • помочь лучшей подготовке домашнего задания;
  • активизировать самоподготовку;
  • сосредоточить внимание на основные вопросы темы;
  • отработки навыков самостоятельной работы с книгой;
  • развития мыслительных процессов и логического  мышления;
  • воспитывать ответственное, добросовестное отношение к выполнению домашнего задания.

VI . Заключительная часть

Действия преподавателя

Действия студента

Обоснование методических приемов

  • объявляет, что занятие заканчивается;
  • напоминает о необходимости сдать дежурным оборудование, убрать рабочее место;
  • напоминает дежурным – вымыть полы, проветрить помещение.
  • убирают рабочие места;
  • покидают учебную комнату;
  • дежурные моют полы.
  • развития чувства ответственности за порученное дело;
  • привития любви к чистоте, порядку.

Информационно-теоретический блок

Тема: Сестринский уход при дистрофиях (паратрофия, гипотрофия). Сестринский уход при рахите, спазмофилии, гипервитаминозе «Д».

Сестринский уход при дистрофиях (гипотрофия).

Это хроническое расстройство питания, при котором нарушается трофика тканей и гармоничное развитие ребенка. Гипотрофия может быть:

1. внутриутробная или врожденная;

2. приобретенная

Среди причин вызывающих внутриутробную гипотрофию выделяют:

  •        патологию плаценты и пуповины
  •        неполноценное питание матери во время беременности
  •        поздний токсикоз
  •        соматические заболевания матери (сердечно-сосудистые заболевания, эндокринопатии)
  • профессиональные вредности (химическое производство, вибрация. внутриутробные инфекции хромосомные нарушения (трисомия, синдром Шерешевского-Тернера)
  • наследственные аномалии обмена (галактоземия)
  • врожденную гипофункцию щитовидной железы
  • многоплодие

Клиника. Для гипотрофии I степени характерно снижение массы на 5 - 20 %. Умеренно снижен подкожно-жировой слой. Кожа бледно-розовой окраски с различной степени цианозом, снижен тургор тканей и тонус мышц. При гипотрофии II степени масса тела отстает до 30%, рост на 1-1,5 см. Кожа легко собирается в складки, плохо расправляется, на фоне бледности более постоянен цианоз, кожа сухая, обильное шелушение. При гипотрофии III степени резко снижен подкожно-жировой слой

Дефицит массы - более 30%, роста 2-4 см. Выражена дистрофия кожи в виде резкой сухости, трещин в области стоп, паховых складках, нижней части живота. Часто наблюдаются изменения ряда органов и систем. В первые часы - общая вялость, нарушение сна, снижение или отсутствие сосательного, реже глотательного рефлекса. Снижены и другие рефлексы (Робинсона, Бабкина, Моро, Бабинского и др.)

Дыхание поверхностное, возможна вторичная асфиксия. Тоны сердца приглушены, брадикардия. Склонность к частыми срыгиваниями, снижение аппетита, задержка отхождения мекония (до 4-5 дней).

Поздно отпадает пуповина, плохо заживает пупочная ранка. Эти дети больше теряют вес в первые дни жизни и более медленно его восстанавливают. Иммунитет снижен. Нарушено развитие ядер окостенения оссифнкация в костях черепа, грудной клетки, конечностях. Физиологическая желтуха держится долго и проходит только при её лечении. Эти дети плохо выдерживают перерыв в кормлении 6 -12 часов после рождения. Снижена свертываемость крови, поэтому дети с внутриутробной гипотрофией склонны к кровоточивости.

Лечение:

  • кормить 7-8 раз в сутки; в первые 5-7 дней только грудное молоко
  • с конца первой педели при улучшении общего состояния вводят белковые препараты (творог 5-7 ч в сутки)
  • постоянное согревание; тщательный уход за кожей и пупочной ранкой 'внутривенно плазма, кровь
  • витамины: С; 131, 136; В12
  • для повышения общего тонуса и улучшения процессов обмена веществ назначают гормоны
  • с 3-4 недели анаболические гормоны
  • как стимулирующее средство применяют апилак в виде свечей.

После выписки из роддома дети находятся под диспансерным наблюдением невропатолога и педиатра.

Паратрофия

Развивается при перекармливании, особенно углеводами. Характеризуется избыточным весом. Кожа у детей паратрофиков бледная, подкожно жировая клетчатка рыхлая. Иммунитет снижен, имеется склонность к аллергическим реакциям, малоактивны, отстают в НПР, нарушена работа внутренних органов. Аппетит избирательный, толерантность к пище снижена. Стул неустойчивый, часто обильный жидкий, пенистый, с кислым запахом.

Лечение:

  1. Нормализовать диету (овощные блюда, обогащение витаминами, белками). Кисломолочные смеси.
  2. Борьба с гиподинамией - активно проводить массаж, гимнастику, закаливать ребенка.
  3. Показаны длительные прогулки на свежем воздухе.

Рахит - это общее заболевание организма, сопровождающееся нарушением обмена фосфора и кальция. Проявляется нарушением костеобразования, работы всех органов и систем.

Рахит развивается в период бурного роста, чаше у детей первых 2х лет жизни. Этиология

  1. дефицит витамина D (основная и самая частая причина).
  1. дефицит Са в организме. Предрасполагающие факторы.
  1. Недостаток УФО (90% витамина D образуется в коже).
  1. Раннее искусственное вскармливание, позднее введение прикормов, нехватка овощей, фруктов, мяса, рыбы.
  2. Недоношенность.
  1. Гиподинамия.
  1. Патология ЖКТ
  2. Тяжёлые заболевания. Патогенез.

↓ витамина D → 1 синтез Са связывающего белка→ ↓ всасывание Са в кишечнике → ↓ Са в крови (гипокальциемия) → ↑ синтез паратгармона (ПГ).

  1. Под действием ПГ вымывается Са из костей →  поэтому уровень Са в крови остается в пределах нормы. Со стороны костной ткани происходят процессы:
  1. остеомаляции (расплавление, размягчение кости уплощаются, деформируются):

- краниотабес (размягчение костей черепа)

- «X» - «О» - образные конечности.

- плоскостопие.

- Гаррисонова борозда.

- грудь сапожника, куриная грудь.

- рахитический горб

  1. снижается синтез костной ткани

- поздно закрывается большой родничок

- поздно и неправильно прорезываются зубы.

  1. нарушение обызвествления костей→ неравномерное отложение Са в костях, больше в зонах роста→ разрастание остеоидиой

ткани в зонах роста:

- квадратный черен

- рахитические чётки (на рёбрах)

- рахитические браслетки (на запястьях)

- нити жемчуга (на пальцах)

  1. Под действием ПГ почками теряется фосфор → ↓ Р в крови → происходит отщепление Р от органических соединений:
  1. от АТФ мышечной ткани с развитием гипотонии мышц:

- лягушачий живот

- симптом ножниц (складного ножа)

- разболтанность суставов

  1. От миелиновых оболочек нервных стволов → НС оголяются → повышенная нервная возбудимость

- пугливость

- плаксивость

- нарушение сна

  1. Под действием ПГ с мочой теряются аминокислоты → развивается гипопротеинемия. щелочной резерв крови → развивается ацидоз → нарушается работа внутренних органов, вегетативные расстройства:

- потливость

- тахикардия

Заболевание возникает или обостряется поздней осенью или зимой (мало солнца). Различают:

  1. Начальный период (2 - 3 нед). Первые признаки возникают на 2-Зм месяце (у недоношенных в конце I го мес ) Появляется беспокойство вздрагивание, нарушается сон. повышенная потливость (пот имеет неприятный, кисловатый запах), пот раздражает кожу, вызывает зуд. Ребёнок трётся головой о подушку, волосы на затылке вытираются—облысение затылка. Характерна потница. В конце периода размягчаются края большого родничка, что говорит о начале 2 периода.
  1. Период разгара (цветущий рахит). Характеризуется значительными нервно-мышечными и вегетативными расстройствами: потливость (запах мочи), гипотония мышц н связочного аппарата, ребёнок отстаёт в психомоторном, а часто и в физическом развитии, может утратить раннее приобретённые навыки (сидеть, ползать, стоять н т.д.) Характерны изменения со стороны костной системы. Характер деформации костей зависит от течения рахита. При остром течении преобладают процессы остеомаляции.

При подостром - гиперплазия остеоидиой ткани.

3) Период затухания, улучшается самочувствие, исчезают вегетативные н неврологические, расстройства. Но мышечная гипотония и деформации костей сохраняются длительно.

4) Период остаточных явлений: самочувствие удовлетворительное, лабораторные показатели в норме Может быть мышечная гипотония, разболтанность суставов и связок, костные деформации.

Сестринский уход при спазмофилии.

Спазмофилия у детей (spasmophilia) - это заболевание, характеризующееся наклонностью ребенка первых 6-18 мес жизни к судорогам и спастическим состояниям и патогенетически связанное с рахитом. Наблюдается преимущественно у мальчиков, наиболее часто ранней весной, при повышенной инсоляции. Существуют две формы спазмофилии - явная и латентная (скрытая). Спазмофилия у детей ещё недавно была довольно распространенным заболеванием, но в настоящее время в связи со снижением как заболеваемости рахитом, так и тяжести его течения встречается довольно редко.

Спазмофилия возникает в связи с остро развившейся гипокальциемией на фоне электролитного дисбаланса и алкалоза, причиной которых является быстрое, почти внезапное увеличение количества активного метаболита витамина D в крови

Клиническая картина. Явная спазмофилия у детей может проявляться в виде ларингоспазма, карпопедального спазма и эклампсии, иногда сочетающихся между собой. Ларингоспазм - остро наступающее сужение голосовой щели - возникает внезапно при определенных обстоятельствах Умеренно выраженный спазм сопровождается бледностью и затрудненным звучным или хриплым вдохом с последующим шумным дыханием. При полном закрытии голосовой щели ребенок синеет, пугается, "ловит воздух ртом", покрывается холодным потом, возможна потеря сознания на короткое время. Через несколько секунд слышен шумный вдох, постепенно дыхание восстанавливается, после чего ребенок часто засыпает. Приступ ларингоспазма обычно заканчивается благоприятно, но может рецидивировать, особенно при неадекватном лечении. Крайне редко при длительной остановке дыхания возможен летальный исход. Карпопедальный спазм - тонические сокращения мышц кистей и стоп. Конечности согнуты в крупных суставах, плечи прижаты к туловищу, кисти опущены (ладонное сгибание), пальцы собраны в кулак или при тыльном сгибании I, IV и V пальцев II и III разогнуты ("рука акушера"). Стопа в состоянии подошвенного сгибания, пальцы поджаты (pes equines). Эклампсия - редкая и самая неблагоприятная форма спазмофилии: проявляется приступом клонико-тонических судорог, охватывающих всю произвольную и непроизвольную мускулатуру. Приступ начинается подергиванием мимических мышц, затем присоединяются судороги конечностей, ригидность затылочных мышц, возникают ларингоспазм и расстройства дыхания, появляется общий цианоз. Сознание утрачивается, появляются пена на губах, непроизвольные мочеиспускание и дефекация. При длительных судорогах отмечается подъем температуры тела. Продолжительность приступа от нескольких минут до нескольких часов. В это время может произойти остановка сердца или дыхания. У детей до одного года чаше бывают клонические судороги, в более старшем возрасте развиваются преимущественно тонические

Характерными для скрытой спазмофилии следует считать: верхний и нижний симптомы Хвостека, заключающиеся в подергивании угла глаз и угла рта при поколачиваии пальцем или молоточком соответственно по скуловой дуге и углу нижней челюсти (в местах выхода ветвей лицевого нерва): симптом Труссо. т.е. появление "руки акушера" при сдавливании в области сосудисто-нервного пучка на плече двуглавой мышцы, симптом Люста - подошвенное сгибание стопы и отведение ее в сторону при поколачиваиии в месте выхода малоберцового нерва головки малоберцовой кости. Помогает и биохимическое исследование крови, выявляющее гипокальциемню, гиперфосфатемню и алкалоз. Лечение спазмофилии у детей. Общие клонико-тонические судороги, ларингоспазм и потеря сознания с остановкой дыхания требуют срочных реанимационных мер: проведения искусственного дыхания рот в рот или poт в нос. Организации борьбы с гипоксией (масочная ингаляция 100% кислорода), введения противосудорожных препаратов. После экстренного определения уровня кальция в крови внутривенно вводят 10% раствор кальция хлорида или глюконата: детям до 6 мес. - но 0,05 мл, до I года - по 0.5-1,0 мл, до 3 лет- 1-2 мл. В дальнейшем 5% или 10% раствор хлорида кальция назначают внутрь по 1 чайной ложке 3 раза в день после еды вместе с молоком в течение 7-10 дней.

Сестринский уход при гипервитаминозе «Д».

Гипервитаминоз витамина Д. К избытку витамина Д в организме, как правило, приводит не рациональное применение его в больших дозах как для лечения, так и для профилактики рахита. Чаше всего, гипервитаминоз Д возникает в тех случаях, когда курсовая доза превышает 1 000 000 ME. Гипервитаминоз Д может появиться и при использовании меньших доз, в таких случаях имеет место повышенная чувствительность организма к препаратам витамина Д. Повышенная чувствительность к препаратам витамина Д имеется у детей с хроническими заболеваниями почек. Предрасполагающими факторами развития гипервитаминоза Д являются одновременно назначение витамина Д и ультрафиолетовою облучения (УФО), а также одновременное употребление в пищу Д витаминизированного масла и рыбьего        жира, повышенная чувствительность к витамину-Д.

Клинические проявления гипервитаминоза Д . Течение гипервитаминоза Д может быть острым и хроническим. При остром отравлении витамином Д отмечаются: снижение и потеря аппетита, мышечная слабость, головная боль, рвота, запор, полиурия (увеличивается количество мочеиспусканий), тахикардия, повышение температуры тела. Имеются характерные изменения со стороны нервной системы: вначале повышенная возбудимость (вплоть до судорог), далее появляется сонливость, апатия, помрачнепие сознания, в тяжелых случаях может развиться кома и центральные параличи. Если это хронический гипервитаминоз. то у больного отмечаются следующие симптомы: снижение аппетита, нарушения сна, головная боль, появление раздражительности, потливость, бледность кожных покровов, анемия, полиурия. которая быстро сменяется олигоурией (уменьшение количества мочи), может быть рвота, диарея, далее запор, субфибрилитет, обезвоживание организма. В анализах мочи можно обнаружить проявления нефрокальциноза - протеинурия (белок в моче), пиурия (повышенное количество лейкоцитов в моче, гной в моче), эритроцитурия (эритроциты в моче) и другие. В дальнейшем появляются сосудистые кальцификаты, ретинопатия, помутнение роговицы, присоединяются конъюнктивиты, миокардиопатия (проявляется тахикардией, расширением границ сердца, приглушением тонов и в тяжелых случаях, развитием сердечной недостаточности), почечная недостаточность, гипертония, генерализованный остеопороз. Эти симптомы могут быть в различных комбинациях. У больного могут отмечаться одновременно несколько симптомов или же только один из них. Для диагностики гипервитаминоза Д необходимо провести определение уровня кальция в крови и моче. Для острого гипервитаминоза Д характерно выраженное повышение уровня кальция в крови (выше 2,89 ммоль/л) и кальциурия (повышенное количество кальция в моче) — реакция Сулковича +++ или ++++. Но следует помнить, что в начальных стадиях острого и хронического гипервитаминоза Д уровень кальция в крови может быть нормальным, в то время как проба Сулковича резко положительная, при этом так же отмечают гипофосфатемию (снижения уровня фосфора в крови) и гиперфосфатурию (повышенное количество фосфатов в моче). Также у больных отмечаются следующие изменения в биохимических показателях: уменьшение активности щелочной фосфатазы и холинэстеразы в сыворотке, гиперхолестеринемию, ацидоз, гипопротеинемию, гипомагнемию, гипокальцимию, гиперцитратемию. В общем анализе крови при хроническом гипервитаминозе — анемия (снижение количества эритроцитов и гемоглобина), лейкоцитоз (повышенное количество лейкоцитов) с нейтрофилезом. увеличение СОЭ. В общем анализе моче — протеинурия (белок в моче), лейкоцитурия (повышенное количество лейкоцитов в моче), микрогепатурия (эритроциты в моче), цилиндрурия (цилиндры в моче). На рентгенограмме — остеопороз. периостит. Лечение гипервитаминоза Д Объем и методы лечения зависят от тяжести состояния ребенка. Организационные мероприятия: прекратить приём витамина Д, ограничение продуктов богатых кальцием; обильное питье (5% раствор глюкозы, физраствор, раствор Рингера, регидрон. чай. компот и другие). Если ребенок в тяжелом состоянии назначают интенсивную дезинтоксикационную терапию в режиме форсированного диуреза. Назначают внутривенно альбумин. 5% раствор глюкозы с раствором Рингера. кокарбоксилазу. витамин С. Внутрь преднизолон, верапамил. Назначают антагонист витамина Д — витамин А. фенобарбитал, витамин Е. 3% раствор хлорида аммония, 15% раствор сернокислой магнезии. Для связывания витамина Д и кальция в кишечнике назначают внутрь холестирамин, альмагель, ксидифон. Для увеличения выведения кальция можно использовать грилон В. Из рациона больного следует исключить продукты, которые содержать много кальция, не давать цельного молока, каши готовить на воде или на овощном отваре. Связыванию витамина Д и его выведению способствуют растительные продукты питания. Пища богатая неочищенными злаками.

Вопросы для фронтального опроса

1. Дайте определение «Рахит».

2. Назовите этиологию развития рахита.

3. Назовите периоды рахита.

4. Перечислите изменения костной системы при рахите.

5. Перечислите профилактические мероприятия рахита.

6. Дайте определение «Спазмофилия».

7. Назовите периоды спазмофилии.

8. Расскажите о скрытой форме спазмофилии.

9. Расскажите о симптоме Хвостека.

10. Дайте определение «Ларингоспазм».

11. Опишите первую помощь при ларингоспазме.

12. Дайте определение «Гипервитаминоз «Д»».

13. Перечислите принципы лечения гипервитаминоза «Д».

14. Назовите профилактические мероприятия гипервитаминоза «Д».

Тестовые задания.

Выберите один правильный вариант ответа.

  1. Рахит у детей развивается вследствие дефицита витамина

а) A

б) B

в) C

г) D

  1. При рахите у ребенка нарушается обмен

а) калия, магния

б) кальция, фосфора

в) калия, железа

г) кальция, железа

  1. Потливость, облысение затылка у ребенка наблюдаются при

а) рахите

б) потнице

в) опрелости

г) менингите

  1. Размягчение костей черепа, уплощение затылка у ребенка наблюдаются при

а) менингите

б) менингоэнцефалите

в) рахите

г) энцефалите

  1. Выраженные лобные и затылочные бугры у ребенка характерны для

а) родовой травмы

б) менингита

в) рахита

г) энцефалопатии

  1. Образование "четок" на ребрах, "куриная грудь" наблюдаются при

а) родовой травме

б) рахите

в) бронхиальной астме

г) дисбактериозе

  1. При рахите у ребенка наблюдаются

а) артриты

б) переломы

в) гемартрозы

г) О-, Х-образные ноги

  1. Профилактическая доза витамина D ребенку составляет (мг/сут)

а) 200

б) 400

в) 600

г) 800

  1. Характерными признаками спазмофилии у детей являются

а) отеки

б) судороги

в) запоры

г) кровоизлияния

  1. Судороги при спазмофилии у детей обусловлены тем, что в составе крови происходит

а) повышение уровня железа

б) понижение уровня железа

в) повышение уровня кальция

г) понижение уровня кальция

  1. Симптомы Хвостека и Труссо являются признаками

а) бронхиальной астмы

б) порока сердца

в) скрытой спазмофилии

г) дисбактериоза

  1. Сдавленный "петушиный" крик на выдохе у ребенка наблюдается при

а) бронхиальной астме

б) бронхите

в) ларингоспазме

г) фарингите

  1. Генерализованные тонико-клонические судороги у детей развиваются при

а) скрытой спазмофилии

б) ларингоспазме

в) карпопедальном спазме

г) экламптическом приступе

  1. Характерное проявление нервно-артритического диатеза у детей

а) приступ рвоты

б) приступ удушья

в) отеки

г) желтуха

  1. При гипотрофии I степени дефицит массы тела ребенка составляет (в %)

а) 1–5

б) 5–10

в) 10–15

г) 15–20

  1. При гипотрофии III степени дефицит массы тела ребенка составляет (в %)

а) 10

б) 20

в) 30

г) 40

  1. При лечении дисбактериоза у детей назначают эубиотик

а) бисептол

б) бифидумбактерин

в) димедрол

г) панзинорм

  1. Причина приобретенной гипотрофии у детей

а) гипогалактия у матери

б) гестозы беременных

в) алкоголизм матери

г) курение матери

Эталоны ответов

1.

Г

7.

Г

13.

Г

2.

Б

8.

Б

14

А

3.

А

9.

Б

15

В

4.

В

10.

Г

16

В

5.

В

11.

В

17

Б

6.

Б

12.

В

18

А

Вопросы для индивидуального опроса

1. Клиническая картина рахита.

2. «Цветущий» рахит.

3. Лечение и профилактика рахита.

4. Клиническая картина спазмофилии.

5. Гипервитаминоз «Д» и его профилактика.

Ситуационные задачи.

Участковая медицинская сестра на патронаже ребенка 7 месяцев. Мать предъявляет жалобы на беспокойство ребенка, плохой сон, потливость волосистой части головы. Ребенок еще не сидит. Получает коровье молоко с рождения, соки, желток не вводила. Гуляет мать с ребенком мало. Витамин Д ребенок не получал. При сестринском обследовании медсестра получила следующие данные: общее состояние ребенка средней тяжести. Кожные покровы чистые, бледноватые. Большой родничок размером 2х2 см, края мягкие, кости черепа мягкие.  Отмечается увеличение лобных и теменных бугров. Зубов нет. Живот мягкий, увеличен в объеме, распластан, печень увеличена на 1 см.  Стул и диурез в норме.  Диагноз: рахит II, период разгара, подострое течение.

Задания

1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено у ребенка. Сформулируйте проблемы пациента и их обоснование.

2. Составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.

3. Объясните матери необходимость рационального питания ребенка.

4. Обучите мать ведению листа учета приема витамина "Д".

5. Продемонстрируйте сбор мочи на пробу Сулковича.

Эталоны ответов

1. Нарушены потребности: спать, отдыхать, есть, выделять, двигаться, общаться.

Проблемы пациента

настоящие:

- нарушение сна

- изменение эмоционального тонуса (беспокойство)

- повышенная потливость

- расстройство костеобразования

- гипотония мышц

- нерациональное вскармливание

- задержка моторного развития

- нерациональный режим

потенциальные:

- развитие невротических реакций

- задержка психомоторного, физического развития

- заболевание кожи неинфекционного характера

- деформация костной ткани

- инвалидность

Приоритетная проблема пациента - нерациональное вскармливание.

2. Краткосрочная цель: вскармливание наладится к концу 1-ой недели, изменения со стороны нервной системы исчезнут к концу 1-ой недели, изменения со стороны костной ткани исчезнут к концу первого месяца.

Долгосрочная цель: мать не будет предъявлять жалоб. Ребенок будет здоров к концу года.

План

Мотивация

1. Медицинская сестра даст рекомендации по рациональному вскармливанию. Ребенку будет введено 3 прикорма (1 - в виде овощного пюре, 2 - в виде гречневой каши, 3 - прикорм в виде цельного кефира с творогом и печеньем). Также будут введены дополнительные продукты питания - соки (овощные и фруктовые), желток, пюре из мяса или печени.

1. Для коррекции питания. Для включения в пищевой рацион достаточного качества полноценных белков.

2. Медицинская сестра даст совет по организации режима  прогулок, с ежедневным максимальным использованием солнечных лучей, сон на свежем воздухе.

2. Для активизации обменных процессов.

3.  Медицинская сестра проконтролирует прием витамина Д с лечебной целью по назначению врача.

3. Для специфического лечения.

4. Медицинская сестра научит мать правильно давать витамин Д, в зависимости от концентрации раствора.

4. Для специфического лечения.

5. Медицинская сестра организует прием других лекарственных средств (витамина А, гр. В, С, препаратов Са по назначению врача).

5. Для нормализации минерального обмена, для обеспечения организма ребенка витаминами.

6. Медицинская сестра научит мать приготовлению и проведению лечебных ванн (по назначению врача).

6. Для активизации обменных процессов.

7. Медицинская сестра организует введение ребенку витамина Д, масляного раствора, с профилактической целью.

7. После достижения терапевтического эффекта ребенок получает ежедневно в течение первых 2-х лет и в зимний период на 3 году профилактическую дозу 400-500 МЕ.

8. Медицинская сестра обеспечит выполнение назначений врача.

Оценка: мать будет свободно ориентироваться в вопросах рационального вскармливания, продемонстрирует знания о значении витамин Д в профилактике и лечении рахита. У ребенка нормализуется сон, аппетит. Жалоб мать не будет предъявлять. Ребенок начнет садиться. Появятся первые зубы. Цель будет достигнута.

3. Студент продемонстрирует правильно выбранный уровень общения с матерью, способность доступно, грамотно и аргументированно объяснить ей необходимость рационального питания ребенка.

4. Студент продемонстрирует правильно выбранную методику обучения матери ведению листа учета приема витамин Д.

5. Студент продемонстрирует манипуляцию на муляже, в соответствии с алгоритмом, принятым в данном учебном заведении.

Участковая медицинская сестра на патронаже ребенка 3,5 месяцев. Ребенок находится на искусственном вскармливании.

При сестринском обследовании медицинская сестра получила следующие данные: родился ребенок в октябре с весом 3450 г, длиной - 52 см. Беременность и роды протекали без особенностей. Грудным молоком вскармливался до 2-х мес. Витамин “Д” назначен с 1 мес., но мать недобросовестно давала его. Смеси готовила сама. С 2,5 мес. начала давать цельное коровье молоко. На свежем воздухе с ребенком бывает мало.

Объективно: мать отмечает, что ребенок стал беспокойным, капризным, часто вздрагивает во сне, сон тревожный, непродолжительный, аппетит снижен, появилась потливость. Кожные покровы бледные, влажные, отмечается облысение затылка, большой родничок 2,5 х 2,5 см, края родничка податливы. Ребенку был поставлен диагноз: рахит I, начальный период, острое течение.

Задания

1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено у ребенка. Проблемы пациента.

2. Поставьте цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.

3. Объясните матери необходимость проведения профилактики рахита.

4. Обучите мать правилам приема витамина "Д".

5. Продемонстрируйте антропометрию ребенка (измерение веса, роста, окружности головы и грудной клетки).

Эталоны ответов

1.Нарушены потребности: спать, есть, выделять, быть здоровым, общаться.

Проблемы пациента:

настоящие:

- изменение эмоционального тонуса

- нарушение сна

- потливость

- нерациональное вскармливание

- податливость краев большого родничка (расстройство костеобразования)

потенциальные:

- развитие невротических реакций

- задержка психомоторного развития

- заболевания кожи

- размягчение и деформация костной ткани, приводящие к стойким деформациям костной ткани.

Приоритетная проблема пациента — расстройство костеобразования на фоне функциональных нарушений нервной системы.

2. Краткосрочная цель: нарушения со стороны нервной системы исчезнут к концу 1 недели. Костная ткань восстановится к концу месяца.

Долгосрочная цель: заболевание не будет прогрессировать и закончится периодом начальных проявлений.

План

Мотивация

1. Медицинская сестра даст рекомендации матери по рациональному питанию (1 прикорм в виде овощного пюре, 2 прикорм будет введен в виде гречневой или овсяной каши. Прикорм вводят на 1 месяц раньше.

1. Для неспецифического лечения рахита с целью коррекции питания и нормализации минеральных и обменных процессов.

2. Медицинская сестра проконтролирует прием витамина Д с лечебной целью по назначению врача.

2. Для специфического лечения.

3. Медицинская сестра научит мать правильно давать витамин Д в зависимости от концентрации раствора.

3. Для специфического лечения.

4. Медицинская сестра организует прием др. лекарственных средств (витамина А, гр. В, С, препаратов Са по назначению врача).

4. Для нормализации минерального обмена, для обеспечения организма ребенка витаминами.

5. Медицинская сестра даст совет по организации режима прогулки ежедневно с максимальным использованием солнечных лучей, сон на воздухе

5. Для активизации обменных процессов.

6. Медицинская сестра посоветует маме создать спокойную обстановку, сухую, теплую, удобную постель, исключить посторонние раздражители

6. Для охранительного режима.

7. Медицинская сестра научит мать приготовлению и проведению лечебных ванн (по назначению врача)

7. Для активизации обменных процессов

8. Медицинская сестра научит мать вести лист учета приема витамина Д

8. Для самоконтроля

Оценка: мать продемонстрирует знания о необходимости проведения профилактики рахита, о важном значении витамина Д для организма ребенка. У ребенка нормализуется сон, улучшится аппетит, края родничка станут плотными. Цель будет достигнута.

3. Студент продемонстрирует правильно выбранный уровень общения с матерью, способность доступно, грамотно и аргументированно объяснить ей необходимость проведения профилактики рахита.

4. Студент продемонстрирует матери ребенка правильно выбранную методику введения витамина “Д” в зависимости от концентрации.

5. Студент продемонстрирует манипуляцию на муляже в соответствии с алгоритмом, принятом в данном учебном заведении.

Ребенку 1 месяц, поступил на обследование и лечение. Диагноз: пилоростеноз? пилороспазм?

При сестринском обследовании медицинская сестра получила следующие данные: настоящий вес ребенка 3200,0; ребенок беспокойный. Кожные покровы бледные, чистые, подкожно-жировой слой развит недостаточно (истончен на животе и бедрах). Дистония. Живот слегка вздут, мягкий, безболезненный при пальпации, видимой перистальтики не наблюдается. Стул 3 раза в сутки, желтого цвета, кислого запаха. Контрольное кормление 100,0.

Из анамнеза: от первой беременности, роды I в ягодичном предлежании, вес при рождении 3000,0, рост 49 см. Срыгивания начались еще в роддоме, были редкими 1-2 раза в день, затем участились и с 3-х недельного возраста отмечались почти после каждого кормления, за последнюю неделю появилась рвота «фонтаном».

Задания

1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено, проблемы пациента, их обоснование.

2. Определите цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.

3. Беседа с мамой о необходимости проведения рентгенологического исследования желудочно-кишечного тракта.

4. Продемонстрируйте технику контрольного взвешивания.

Эталоны ответов

1. Нарушены потребности:  есть, пить, спать, отдыхать, выделять, быть здоровым.

Проблемы пациента:

настоящие:  

- нарушение питания (голод),

- рвота, срыгивание.

потенциальные:  

- риск возникновения дистрофии,

- риск возникновения асфиксии при аспирации рвотными массами.

2.  Приоритетная проблема –  нарушение питания (голод).

Краткосрочная цель: Организовать правильный режим питания ребенка к концу недели.

Долгосрочная цель: Мама пропродемонстрирует знания о рациональном вскармливании ребенка.

План

Мотивация

Медицинская сестра:

1. обеспечит рациональное вскармливание ребенка; соблюдение режима дня ребенка;

1. Для улучшения состояния.

2. обучит маму правилам вскармливания;

2. Для улучшения состояния и профилактики возможных осложнений.

3. обучит маму правилам ухода при рвоте и срыгиваниях;

3. Для профилактики асфиксии.

4. будет наблюдать за внешним видом и состоянием ребенка;

4. Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений.

5. будет ежедневно взвешивать ребенка;

5. Для контроля динамики массы тела.

6 будет выполнять назначения врача;

6. Для проведения лечения.

7. психологически подготовит маму к проведению необходимых диагностических процедур ребенку.

7. Для улучшения состояния матери и ребенка.

Оценка: состояние пациента значительно улучшится, отметится прибавление в массе  тела. Цель будет достигнута.

Источники информации

1. Тульчинская В.Д. Сестринский уход в педиатрии/ В.Д. Тульчинская, Н. Г. Соколова . – Ростов-н/Д: Феникс,2017. – 446 с.

2. Соколова Н.Г. Сестринский уход за здоровым новорожденным/ Н.Г. Соколова. – Ростов-н/Д: Феникс,2017. – 278 с.

3. Соколова Л.И. Пропедевтика в педиатрии. Рабочая тетрадь: учебное пособие/ Н.Г. Соколова. – Санкт-Петербург: Лань, 2018. – ЭБС «Лань».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях Раздел 4. МДК 02.01 Сестринский уход при инфекционных заболеваниях

Рабочая тетрадь  составлена для студентов 4 курса специальности  060501 Сестринское дело  для организации работ по прохождению  учебной практики по ПМ 02. Участие в лечебно – диагн...

Презентация к лекционному занятию " Организация сестринского ухода за больным ребенком. Анатомо-физиологические особенности недоношенного ребенка и организация ухода за ним" МДК 02.01.03 для специальности 34.02.01 Сестринское дело

В презентации представлено определение недоношенности, причины, характеристика по степени недоношенности, этапы выхаживания, особенности вскармливания, физического и нервно- психиче...

Контроль знаний: ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационных процессах МДК 02.01 "Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях.Сестринский уход при инфекционных заболеваниях".

Контроль знаний: ПМ. 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.01 "Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях. Сестриский уход при инфекционных заболевания...

Лечение рахита, спазмофилии, гипервитаминоза Д

Учебное пособие для самоподготовки к практическим занятиям обучающихся специальности 31.02.01 Лечебное дело по проблемк нарушенного фосфорно-кальциевого обмена у пациентов детского возраста...

Методическая разработка открытого практического занятия Тема: Осуществление сестринского ухода при гипотрофии у детей

Значимость данной темы определяется частотой как  гипотрофий (по данным ВОЗ, в развивающихся странах,8 из 10 детей страдают алиментарной гипотрофией), так и распространенности ожирения в раз...

Рабочая тетрадь по МДК.02.01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Раздел 1 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях пациентов терапевтического профиля)» по специальности 34.02.01 Сестринское дело

Данная рабочая тетрадь разработана с учетом рабочей программы для специальности «Сестринское дело» по МДК.02.01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Раздел 1 Се...