Презентация по теме медицинской психологии "Внутренняя картина болезни"
презентация к уроку

Булкина Н.Б.

Данная презентация отражает ход открытого занятия по теме медицинской психологии "Внутренняя картина болезни". В занятие включен исследовательский блок: студенты самостоятельно изучают статью из журнала "Сестринское дело" и отвечают на вопросы по статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vkb_dlya_otkrytogo_uroka.pptx457.43 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внутренняя картина болезни Лекционное занятие по медицинской психологии Преподаватель Булкина Н.Б.

Слайд 2

Цели и задачи урока Общая цель: дать знания о сложных психологических процессах, происходящих в психике пациента во время болезни. должен знать : - понятие ВКБ внутренней картины болезни; - факторы, формирующие отношение к болезни; - гендерные и возрастные особенности пациентов;

Слайд 3

Цели и задачи урока должен уметь : - с помощью беседы определять ВКБ пациента; - с помощью беседы определить, какой компонент во внутренней картине болезни нуждается в коррекции; - с помощью психотерапевтической беседы менять эмоциональный компонент ВКБ; - убеждать в необходимости назначенного лечения; - уметь кратко объяснить суть заболевания .

Слайд 4

Цели и задачи урока Развивающие цели: - развитие у студентов наблюдательности в общении с пациентом; - развитие у студентов интеллектуальной гибкости при общении с пациентом; - развитие у студентов коммуникативных умений. Воспитательные цели: - воспитание профессиональной любознательности при общении с пациентами; - воспитание потребности у студентов понять и помочь пациенту; - развитие эмпатии .

Слайд 5

Вопросы письменного опроса Что лично для вас значит быть здоровым? Перечислите, что входит в ваше понимание здорового образа жизни? Что может помогать, а что мешать деятельности медсестринского персонала по обучению пациентов ЗОЖ? Проанализируйте свои вредные привычки. Что мешает избавиться от них? Как формируется отношение к здоровью и ЗОЖ?

Слайд 6

Внутренняя картина болезни Отражение болезни в переживаниях человека принято определять понятием внутренняя картина болезни (ВКБ). Оно было введено отечественным терапевтом Александром Романовичем Лурия и в настоящее время широко используется в медицинской психологии. Это понятие, по определению ученого, объединяет в себе все то, «что чувствует и переживает больной, всю массу его ощущений, его общее самочувствие, самонаблюдение, его представления о своей болезни, о ее причинах – весь тот огромный мир больного, который состоит из весьма сложных сочетаний восприятия и ощущения, эмоций, аффектов, конфликтов, психических переживаний и травм».

Слайд 7

Уровни ВКБ Как сложное структурированное образование, внутренняя картина болезни включает в себя несколько уровней: 1 - сенситивный , 2 - эмоциональный , 3 - интеллектуальный, 4- поведенческий (мотивационный, волевой , рациональный). ВКБ определяется личностью человека, она также индивидуальна и динамична, как и внутренний мир каждого из нас.

Слайд 8

Как складывается ВКБ? Представление о субъективной тяжести заболевания складывается из социальных и конституциональных характеристик, к числу которых относятся пол, возраст и профессия индивида. Для каждой возрастной группы существует свой реестр тяжести заболевания – своеобразное распределение болезней по социально-психологической значимости и тяжести.

Слайд 9

Что влияет на ВКБ К индивидуально-психологическим характеристикам , или преморбидным особенностям личности, оказывающим влияние на специфику переживания заболевания, относятся особенности темперамента в отношении следующих критериев: эмоциональность, переносимость боли, как признак эмоциональности, и ограничения движений и обездвиженности, а также особенности характера человека, его личности (мировоззренческие установки, уровень образования).

Слайд 10

1 мировоззренческая установка Базируется на вере в связь между поведением человека, его нравственностью и возникновением болезни и включает в себя следующие представления о болезни: Болезнь как кара; Болезнь как испытание, Болезнь как назидание другим, Болезнь как расплата за грехи предков.

Слайд 11

мировоззренческие установки 2 Включает представления о болезнях, как вызванных наследственными или средовыми причинами: Болезнь как неизбежность; Болезнь как стечение обстоятельств; Болезнь как собственная ошибка. 3 базируется на мистическом подходе к объяснению причин болезни Болезнь вследствие зависти Болезнь вследствие ревности

Слайд 12

Исследовательская работа с материалами Прочитать статьи и сделать выводы. Сделать небольшие выписки. По истечении времени студенты по-очереди отвечают на 1-2 вопроса и могут высказать, на что обратили внимание в предложенных статьях: Роль медицинской сестры в профилактике госпитализма у детей. Ребенок и больница: особенности общения с маленьким пациентом. Психология пожилого возраста. Протоколы сестринского наблюдения и ухода за психически больными детского отделения психиатрической больницы. Оценка исследовательской работы учтется в совокупности с д/з.

Слайд 13

Госпитализм Госпитализм - широкое понятие, включающее в себя неблагоприятные психологические условия больничной среды и результаты их действия на психическое и физическое состояние больного. Госпитализм у детей более выражен, но бывает и у взрослых и пожилых пациентов.

Слайд 14

Приблизительная схема беседы с пациентом по рисунку Как тебя зовут? Сколько тебе лет? С чем ты лежишь в больнице? Покажи, что ты нарисовал? (оцените рисунок, скажите, что вы видите). Задайте уточняющие вопросы по рисунку, проясняя страхи, тревоги, опасения пациента. Поблагодарите пациента за рассказ, сделайте ему комплимент, пожелайте скорейшего выздоровления.

Слайд 15

Рефлексия занятия Попытались ли Вы применить к себе знания по теме ВКБ? Что было интересно, а что вызвало сложности? Каким образом можно выяснить ВКБ у пациента? Что нового Вы узнали для себя? Для чего нужно понимать и изучать ВКБ? Может ли медик изменить ВКБ? Хотели бы Вы попробовать изменить ВКБ у близкого человека или у себя, чтобы сделать процесс лечения более эффективным?

Слайд 16

Домашнее задание Сообщение на тему (для троих студентов): 1 . Как воспитать у ребенка правильное отношение к здоровью и болезни . 2 . Саногенное мышление. 3 . Патогенное мышление и как с ним бороться. Л1 Островская И.В. «Психология» Гл. 24.1 стр . 405-409 (прочитать) Составить беседу с пациентом для выяснения внутренней картины болезни и провести беседу с родственником, у которого есть заболевание . Записать и сделать выводы. Внеаудиторная самостоятельная работа: Составить презентацию по теме: «Азбука здоровья». Выбрать одну тему по обучению ЗОЖ и целевую аудиторию, т.е. возрастную группу и подготовить сообщение с презентацией .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Клинико-психологические особенности внутренней картины болезни (ВКБ) больных сердечно-сосудистыми заболеваниями

На основании анализа клинико-психологических особенностей  внутренней картины болезни (ВКБ) больных сердечно-сосудистыми заболеваниями сформулированы основные направления психологической коррекци...

Понятие о внутренней картине болезни

Представлен информационный материал к практическому занятию "Понятие о внутренней картине болезни". Раскрыты особенности психологического взаимодействия медсестра-пациент у пациентов с разли...

Методическое пособие (презентация) по теме "Медицинская гельминтология"

Данное методическое пособие по учебной дисциплине ОП.06 «Основы микробиологии и иммунологии» составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...

Презентация "Внутренняя картина болезни"

В лечебной деятельности формируются особые отношения между медицинскими работниками и пациентами, имеющие решающее значение в улучшении не только психологического, но и физического состояния боль...

Методическая разработка на тему Внутренняя картина болезни

Методическая разработка практического занятия...

Открытый урок по теме: "Внутренняя картина болезни".

Урок преследовал цель не только дать студентам новый материал по теме, но и научить работать со статьями на медицинские темы, находить в материалах ответы на поставленные вопросы....