презентация на тему медицинские отходы
презентация к уроку на тему

стадии пролежней уход

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon othody_lpu.doc157 КБ

Предварительный просмотр:

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТХОДОВ В ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

1.1. Под отходами лечебно-профилактических учреждений понимаются все виды отходов, образующиеся: в больницах (общегородских, клинических, специализированных, ведомственных, в составе научно-исследовательских, учебных институтов), поликлиниках (в т. ч. взрослых, детских, стоматологических), диспансерах; станциях скорой медицинской помощи; станциях переливания крови; учреждениях длительного ухода за больными; научно-исследовательских институтах и учебных заведениях медицинского профиля; ветеринарных лечебницах; аптеках; фармацевтических производствах; оздоровительных учреждениях (санаториях, профилакториях, домах отдыха, пансионатах); санитарно-профилактических учреждениях; учреждениях судебно-медицинской экспертизы; медицинских лабораториях (в т. ч. анатомических, патолого-анатомических, биохимических, микробиологических, физиологических); частных предприятиях по оказанию медицинской помощи.

2. СТРУКТУРА ОТХОДОВ, ОБРАЗУЮЩИХСЯ

В ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

2.1. Лечебно-профилактическое учреждение (ЛПУ) вне зависимости от его профиля и коечной мощности в результате своей деятельности образует группы отходов, различных по фракционному составу и степени эпидемиологической и экологической опасности (табл. 1).

Таблица 1

Группы отходов ЛПУ

Группы

отходов

Описание отходов

1

2

Биологические

Патолого-анатомические отходы (удаленные конечности, органы, кости, ткани, опухоли, биоптаты, плацента и т. п.). Трупы лабораторных животных и др.

Бумага

Упаковочный картон, писчая бумага, пакеты, газеты и т. д.

Текстиль

Использованные бинты, вата, салфетки, марля и т. п.

Полимерные отходы

Использованные одноразовые шприцы. Использованные одноразовые системы переливания крови. Использованные одноразовые системы для инфузионных растворов. Использованные одноразовые чашки Петри и другие полимеры

Металл

Сломанные медицинские инструменты, скальпели, иглы для шприцев, проволочные шины и т. п.

Стекло

Ампулы, банки, флаконы, пробирки, чашки Петри и т. п.

Лабораторные, относящиеся к категории "инфекционные"

Отходы микробиологических лабораторий (патологический материал, среды с патогенными микроорганизмами). Отходы клинических, биохимических, гистологических лабораторий (кровь, моча и другой лабораторный материал)

Фармацевтические препараты

Твердые, жидкие химикаты. Дезинфицирующие средства. Токсичные вещества. Фармацевтические. Цитотоксины

Радиоактивные

Отработанные источники радиоактивных излучений. Просроченные фармацевтические препараты, содержащие радиоактивные изотопы

Пищевые

Остатки процессов приготовления и потребления пищевых продуктов

Ртутьсодержащие

Неисправные и сломанные ртутные термометры. Неисправные ртутьсодержащие медицинские приборы. Люминесцентные и бактерицидные лампы

Рентгеновская пленка

пленка

Использованные рентгеновские снимки. Просроченная рентгеновская пленка

Фотоматериалы

Использованные и просроченные фотопленка и фотоснимки. Использованные растворы фиксажа и проявителя


3. КЛАССИФИКАЦИЯ ОТХОДОВ

      3.1. В соответствии с требованиями СанПиН № 3.1.26 28-10 «Правила сбора, хранения  и удаления отходов лечебно профилактических учреждений» все отходы  здравоохранения разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности на 5 классов (таб. 3):

     Класс А. Неопасные отходы лечебно-профилактических учреждений.

     Класс Б. опасные (рискованные) отходы лечебно-профилактических учреждений.

     Класс В. Чрезвычайно опасные отходы лечебно-профилактических учреждений.

     Класс Г. Отходы лечебно-профилактических учреждений, по составу близкие к промышленным.

     Класс Д. Радиоактивные отходы лечебно-профилактических учреждений.

 


Таблица 3

Классификация отходов ЛПУ

Категория опасности

Класс А.  Неопасные

Класс Б.  Опасные (рискованные)

Класс В. Чрезвычайно опасные

Класс Г. Отходы, по составу близкие к промышленным

Класс Д Радиоактивные отходы

Характеристика

морфологического состава

Отходы, не имеющие контакта с биологическими жидкостями пациентов, инфекционными больными, нетоксичные отходы.

Пищевые отходы всех подразделений ЛПУ, кроме инфекционных (в т. ч. Кожновенерологических), фтизиатрических.

Мебель, инвентарь, неисправное диагностическое оборудование, не содержащее токсических элементов. Неинфицированная бумага, смет, строительный мусор и т. д.

Потенциально инфицированные отходы. Материалы и инструменты, загрязненные выделениями, в т. ч. кровью.

Выделения пациентов.

Патолого-анатомические отходы.

Органические операционные отходы (органы, ткани и т. п.).

Все отходы из инфекционных отделений (в т. ч. пищевые).

 Отходы микробиологических лабораторий, работающих с микроорганизмами 3-4 групп патогенности.

Биологические отходы

Вивариев.

Материалы, кон-

тактирующие с больными особо

опасными инфекциями.

Отходы из лабораторий, работающих

с микроорганизмами 1-4 групп патогенности. Отходы

фтизиатрических,

микологических

больниц.

Отходы от пациентов с анаэробной  инфекцией -

Просроченные

лекарственные

средства, отходы от лекарственных

и диагностических препаратов,

дезсредства, не подлежащие

использованию,

с истекшим

сроком годности.

Цитостатики и

другие химпрепараты.

Ртутьсодержащие предметы, приборы и оборудование

Все виды

отходов,

содержащие

радиоактивные

компоненты

5. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ РАЗЛИЧНЫХ КЛАССОВ.

5.1.  Организация обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений различных классов.

5.1.1. Исходя из различной степени эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности к обращению с отходами каждого из классов предъявляются различные требования.

5.1.2. Отходы класса А.

Отходы класса А образуются в следующих структурных подразделениях:

- палатные отходы отделений (кроме инфекционных, в т.ч. кожно-венерологических, фтизиатрических, микологических) ЛПУ;

- административно-хозяйственные помещения ЛПУ;

- центральные пищеблоки, буфеты отделений (кроме инфекционных, в т.ч. кожно-венерологических, фтизиатрических, микологических);

- внекорпусной территории лечебно-профилактического учреждения.

5.1.3. Сбор отходов класса А осуществляется в одноразовые пакеты или многоразовые баки белого цвета по 50 л. Одноразовые пакеты закрепляются на специальных стойках-тележках или располагаются внутри многоразовых баков. Рекомендуемый режим замены одноразовых пакетов в местах образования отходов класса А представлен в табл. 6.

Таблица 6

Рекомендуемый режим замены одноразовых пакетов в местах образования отходов класса А

Места образования отходов класса А

Режим замены одноразовых пакетов

Палаты отделений ЛПУ (кроме инфекционных, кожно-венерологических, фтизиатрических, микологических)

1 раз в день

Административно-хозяйственные помещения ЛПУ

1 раз в день

Центральные пищеблоки, буфетные отделений ЛПУ (кроме инфекционных, кожно-венерологических, фтизиатрических, микологических)

По мере накопления, но не реже 1 раза в день/смену

Урны, мусоросборники, расположенные на внекорпусной территории ЛПУ

1 раз в день

5.1.4. В целях оптимизации деятельности младшего медицинского и обслуживающего персонала по удалению отходов из отделения и их доставки к месту расположения (меж) корпусных контейнеров целесообразно выделять место (помещение) для сбора и временного хранения отходов, накапливаемых по классам в отделении в течение рабочего дня/смены (место промежуточного сбора отходов в отделении).

5.1.5.        Заполненные в отделениях транспортные внутрикорпусные тележки либо мини-контейнеры доставляются к местам установки (меж)корпусных контейнеров, где отходы отделений корпуса класса А перегружаются в указанные контейнеры, предназначенные для сбора от ходов данного класса. Многоразовая тара после сбора и опорожнения подлежит мытью и дезинфекции.

Крупногабаритные отходы класса А собираются в специальные бункеры для крупногабаритных отходов. Поверхности и агрегаты крупногабаритных отходов, имевшие контакт с инфицированным материалом или больными, подвергаются обязательной дезинфекции.

5.1.6.        Отходы класса Б
Места образования:

  • операционные;
  • реанимационные;
  • процедурные, перевязочные и другие манипуляционно-диагностические помещения ЛПУ;
  • инфекционные, в т. ч. кожно-венерологические отделения ЛПУ;
  • медицинские и патолого-анатомические лаборатории;
  • лаборатории, работающие с микроорганизмами 3-4 групп патогенности;
  • виварии, ветеринарные лечебницы.

5.1.7.        Все отходы, образующиеся в этих подразделениях, после дезинфекции собираются в герметичную одноразовую упаковку желтого цвета.

Мягкая упаковка (одноразовые пакеты) закрепляется только на специальных стойках-тележках. После заполнения пакета примерно на 3/4 из него удаляется воздух и сотрудник, осуществляющий сбор отходов, не снимая пакет со стойки-тележки, производит его герметизацию и маркировку. Удаление воздуха и герметизация одноразового пакета производятся в марлевой повязке и резиновых перчатках.

5.1.8.        Органические отходы, образующиеся в операционных, лабораториях, микробиологические культуры и штаммы, вакцины, вирусологически опасный материал после дезинфекции собираются в герметичную одноразовую твердую упаковку (емкости) желтого цвета.

Сбор острого инструментария (иглы, перья), прошедшего дезинфекцию, осуществляется отдельно от других видов отходов в герметичную одноразовую твердую упаковку (емкости) желтого цвета.

5.1.9.        Одноразовая упаковка (пакеты, емкости) желтого цвета с отходами класса Б должна иметь надпись "Опасные отходы. Класс Б", а после заполнения и герметизации на нее наносится надпись с кодом подразделения ЛПУ, названием учреждения, датой и фамилией ответственного за сбор отходов лица. Все отходы класса Б в подразделениях накапливаются в транспортных внутрикорпусных тележках либо мини-контейнерах с соответствующей цветовой маркировкой, располагающихся в местах промежуточного сбора. Транспортирование всех видов отходов класса Б вне пределов медицинского подразделения осуществляется только в герметичной одноразовой упаковке (пакеты, емкости) желтого цвета в транспортных внутрикорпусных тележках либо мини-контейнерах с соответствующей цветовой маркировкой.

Транспортными внутрикорпусными тележками либо мини-контейнерами отходы отделений класса Б доставляются к местам установки (меж)корпусных контейнеров, где отходы отделений корпуса перегружаются в указанные контейнеры, предназначенные для сбора отходов класса Б.

5.1.10.        Отходы класса В
Места образования:

  • подразделения для пациентов с особо опасными и карантинными инфекциями;
  • лаборатории, работающие с микроорганизмами
    1-2 групп патогенности;
  • фтизиатрические и микологические клиники (отделения).

5. 1.11 Все отходы, образующиеся в данных подразделениях, подлежат дезинфекции в соответствии с действующими нормативными документами.

     5.1.12. Сбор отходов класса В осуществляется в герметичную одноразовую упаковку красного цвета. Мягкая упаковка (одноразовые пакеты) должна быть закреплена только на специальных стойках-тележках. После заполнения пакета примерно на 3/4 из него удаляется воздух и сотрудник, осуществляющий сбор отходов, не снимая пакет со стойки-тележки, производит его герметизацию и маркировку с соблюдением требований техники безопасности при работе с возбудителями 1-2 групп патогенности.

     5.1.13. Микробиологические культуры и штаммы, вакцины должны собираться в герметичную одноразовую твердую упаковку (емкости) красного цвета.

     5.1.14. Одноразовая упаковка (пакеты, емкости) красного цвета с отходами класса В должны иметь надпись "Чрезвычайно опасные отходы. Класс В", а после заполнения и герметизации на них наносится надпись с кодом подразделения ЛПУ, названием учреждения, датой и фамилией ответственного за сбор отходов лица. Все отходы класса В в подразделениях накапливаются в транспортных внутрикорпусных тележках либо мини-контейнерах с соответствующей цветовой маркировкой, располагающихся в местах промежуточного сбора. Транспортирование всех видов отходов класса В вне пределов медицинского
подразделения осуществляется только в герметичной одноразовой упаковке (пакеты, емкости)
красного цвета в транспортных внутрикорпусных тележках либо мини-контейнерах с соответствующей цветовой маркировкой.

Транспортными внутрикорпусными тележками либо мини-контейнерами отходы отделений класса В доставляются к местам установки (меж) корпусных контейнеров, где отходы отделений корпуса перегружаются в указанные контейнеры, предназначенные для сбора отходов класса В.

5.1.15. Удаление пакетов (емкостей), заполненных отходами классов Б и В, из мест их образования осуществляется по мере заполнения, но не реже чем раз в смену. Ориентировочный режим замены одноразовых пакетов (емкостей) в местах образования отходов представлен в табл. 7.

Таблица 7

Рекомендуемый режим замены одноразовых пакетов в местах образования отходов классов Б и В

Места образования отходов классов Б и В

Режим замены одноразовых пакетов

Инфекционные боксы, полубоксы, палаты, смотровые (в т. ч. для пациентов с особо опасными и карантинными инфекциями). Процедурные, перевязочные, палаты кожно-венерологических, фтизиатрических и микологических отделений

2 раза в день

Операционные, родовые залы

После каждой операции, приема родов

Реанимационные отделения, перевязочные, процедурные, манипуляционно-диагностические и другие подобные кабинеты

По мере накопления, но не реже 1 раза в день/смену

Буфетные инфекционных, кожно-венерологических, фтизиатрических и микологических отделений

После каждого приема пищи

Медицинские и патолого-анатомические лаборатории; лаборатории, работающие с микроорганизмами 1-4 групп патогенности виварии, ветеринарные лечебницы

По мере накопления, но не реже 1 раза в день/смену

5.1.16. При проведении сбора отходов не допускается:

  • пересыпать отходы классов Б и В из одной емкости в другую;
  • устанавливать одноразовую упаковку (пакеты на стойках-тележках, емкости) и многоразовые баки для сбора отходов на расстоянии менее 1 м от электронагревательных приборов и менее 5 м от источников открытого пламени;
  • использовать мягкую упаковку (одноразовые пакеты) для сбора острого медицинского инструментария и иных острых предметов;
  • утрамбовывать любые отходы руками;
  • осуществлять сбор отходов без перчаток.

В случае нарушения целостности одноразового пакета (разрыв, порез) при сборе отходов классов Б и В его необходимо поместить в другой одноразовый пакет и произвести повторную герметизацию.

5.1.17.        Отходы класса Г
Места образования:

  • диагностические подразделения;
  • отделения химиотерапии;
  • патолого-анатомические отделения;
  • фармацевтические цехи, аптеки, склады;
  • химические лаборатории;
  • административно-хозяйственные помещения.

5.1.18.        Степень токсичности каждого вида отходов класса Г определяется согласно классификатору токсичных промышленных отходов и методическим рекомендациям по определению класса токсичности промышленных отходов.

5.1.19.        Использованные люминесцентные лампы, ртутьсодержащие приборы и оборудование собираются в закрытые герметичные емкости (баки). После заполнения емкости герметизируются и хранятся во вспомогательных помещениях. Вывозятся специализированными предприятиями на договорных условиях.

  1. Сбор, хранение цитостатиков, относящихся к отходам 1-2 классов токсичности, осуществляют в соответствии с действующим классификатором токсичных промышленных отходов и другими действующими нормативными документами.
  2. Отходы класса Г, относящиеся ко 2 и 3 классу токсичности в соответствии с классификатором токсичных промышленных отходов, собираются и упаковываются в твердую упаковку (баки), 4 класса - в мягкую (одноразовые пакеты черного цвета).

5.1.22.        Отходы класса Д

Места образования:

  • диагностические лаборатории (отделения);
  • радиоизотопные лаборатории и рентгеновские кабинеты.

5.1.23.        Сбор, хранение, удаление отходов класса Д осуществляются в соответствии с требованиями правил работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений, нормами радиационной безопасности и других действующих нормативных документов, которые регламентируют обращение с радиоактивными веществами.

5.2. Общий порядок

проведения дезинфекции отходов

и многоразового инвентаря

  1. Отходы класса Б и В должны быть подвергнуты обязательной дезинфекции перед сбором в одноразовую упаковку непосредственно на местах первичного сбора отходов методом погружения в дезинфицирующий раствор, подготовленный в специально выделенной для этой цели емкости (приложение 3).
  2. Дезинфекция отходов классов Б и В производится в соответствии с действующими нормативными документами в пределах медицинского подразделения, где образуются отходы данного класса.
  3. Для дезинфекции следует использовать зарегистрированные Минздравом России и рекомендованные к применению в медицинских учреждениях дезинфицирующие средства в концентрациях и времени экспозиции, указанных в соответствующих рекомендациях по их использованию.

Для проведения дезинфекции отходов класса Б в типичных случаях следует рекомендовать использование дезинфицирующих препаратов в режимах, обеспечивающих уничтожение возбудителей вирусных инфекций, в т. ч. гепатитов А, В, С и ВИЧ-инфекции. Для проведения дезинфекции отходов класса В в зависимости от специфики стационаров или инфекционных болезней пациентов, находящихся в них на лечении, следует использовать режимы, обеспечивающие уничтожение конкретных возбудителей нозологических форм инфекционной патологии (туберкулез, микозы, особо опасные, карантинные инфекции и др.).

5.2.4. В зависимости от возможностей ЛПУ допускается использование следующих практических способов решения данной задачи.

  1. Дезинфицирующий раствор наливается в многоразовый бак для сбора отходов, а затем туда вставляется одноразовый пакет соответствующей цветовой маркировки с отверстиями. Данный пакет удаляется из бака в конце рабочей смены и после вытекания через отверстия в нем излишков дезинфектанта помещается в другой одноразовый герметичный пакет соответствующей цветовой
    маркировки. После герметизации внешнего пакета отходы доставляются в соответствующую транспортную внутрикорпусную тележку либо мини-контейнер, расположенные в месте промежуточного сбора отходов в отделении.
  2. Дезинфицирующий раствор наливается в многоразовый бак для сбора отходов специальной конструкции, содержащий внутри его вторую внутреннюю емкость с отверстиями в дне. В конце рабочей смены из бака вынимается внутренняя емкость и после вытекания через отверстия в ней излишков дезинфектанта отходы помещаются в герметичный одноразовый пакет соответствующей
    цветовой маркировки. После герметизации одноразового пакета отходы доставляются в соответствующую транспортную внутрикорпусную тележку либо мини-контейнер, расположенные в месте промежуточного сбора отходов в отделении.

      3. Упрощенный способ. В герметичный одноразовый пакет соответствующей цветовой маркировки, прикрепляемый к стойке-тележке и предназначаемый для сбора отходов, наливается дезинфицирующий раствор. Объем наливаемого в пакет дезинфектанта определяется эмпирически, исходя из имеющегося опыта повседневной деятельности персонала в конкретном функциональном подразделении, однако не должен составлять менее 1/3-1/4 предполагаемого объема отходов, накапливаемых в течение рабочей смены. После окончания рабочего времени пакет герметизируется замком-стяжкой, маркируется, снимается со стойки-тележки и отходы доставляются в соответствующую транспортную внутрикорпусную тележку либо мини-контейнер, расположенные в месте промежуточного сбора отходов в отделении.

Все предложенные выше способы предусматривают попадание отходов в дезинфицирующий раствор с момента их образования, что предполагает надежность проводимой дезинфекции и большую эпидемиологическую безопасность персонала при обращении с ними.

     5.2.5.  При обнаружении рассыпания отходов классов Б и В дезинфекция данного места производится немедленно. Для этой цели в подразделениях ЛПУ должен иметься запас готовых к применению дезинфицирующих средств.

     5.2.6. Дезинфекция многоразовых баков для отходов класса А производится ежедневно силами ЛПУ.

     5.2.7. Дезинфекцию (меж)корпусных контейнеров для сбора отходов классов Б и В, кузовов автомашин производит автотранспортная организация, вывозящая отходы, после каждого использования транспорта и контейнеров в местах разгрузки.

      5.2.8. В случае аварийных ситуаций, при обнаружении открытого нахождения отходов внутри (меж) корпусных транспортных контейнеров или автотранспорта дезинфекция проводится немедленно. Для этих целей в ЛПУ необходимо предусматривать места для мытья и дезинфекции (меж) корпусных транспортных контейнеров и автотранспорта.

Место для дезинфекции асфальтируется и должно иметь единый сток. Сточные воды после дезинфекции собираются и сливаются в канализационную сеть медицинского учреждения.

5.3. Общие требования к санитарно-гигиеническому оборудованию, инвентарю и расходным материалам для организации системы сбора, хранения и удаления отходов, местам установки (меж) корпусных транспортных контейнеров

  1. Для организации системы сбора, хранения и удаления отходов ЛПУ применяется специальное санитарно-гигиеническое оборудование, инвентарь и расходные материалы, зарегистрированные и разрешенные Минздравом России для использования в медицинских учреждениях. Они должны быть изготовлены в соответствии с Техническими условиями (ТУ) для применения согласно требованиям СанПиН 3.1.2628-10 только в лечебно-профилактических (медицинских) учреждениях, соответствовать требованиям действующих технических регламентов, иметь сертификаты и санитарно-эпидемиологические заключения.
  2.  Не допускается применение для сбора отходов ЛПУ иного оборудования, инвентаря и расходных материалов, предназначенных для бытовых и хозяйственных нужд.

     5.3.3. В качестве тары для сбора отходов в местах их образования используются одноразовые пакеты с соответствующей цветовой и текстовой маркировкой, указывающей их целевое назначение: "Пакеты для сбора, хранения и удаления медицинских отходов (отходов лечебно-профилактических учреждений)". Пакеты для сбора отходов класса А должны иметь белую окраску, класса Б - желтую, класса В -  красную, класса Г- черную. Пакеты должны соответствовать единому типоразмеру, обеспечивать возможность безопасного сбора в них отходов в соответствии с требованиями СанПиН 3.1.2628-10  и использования их совместно со стойками-тележками, а также при сборе отходов класса А применяться в качестве вкладышей в многоразовые баки емкостью 50 л.

     5.3.4. Для изготовления данных пакетов используются термосвариваемые полимерные материалы (пленки) из полиэтилена с шириной сварного шва 1,0 - 1,8 мм и толщиной пленки 0,03-0,05 мм. Применение для изготовления пакетов отходов производства и некондиционных материалов не допускается. Пакеты должны обеспечивать возможность безопасного сбора в них до 15 кг отходов и
возможность их герметизации при помощи специально го замка-стяжки с биркой для последующей маркировки
. Емкость пакетов для сбора отходов классов А, Б, В, Г должна быть не менее 50 л (размер 1000 х 600 мм). Норматив заполнения пакетов - не более 3/4 объема.

     5.3.5. Для сбора отходов классов Б и В в качестве твердой упаковки используются одноразовые емкости 2,5 и 5,0 л с герметично закрывающимися крышками и соответствующей цветовой и текстовой маркировкой "Емкость одноразовая для сбора, хранения и удаления медицинских отходов (отходов лечебно-профилактических учреждений)". Емкости должны соответствовать
целевому предназначению согласно требованиям СанПиН 3.1.2628-10  Конструкция емкостей для сбора отходов
классов Б и В должна обеспечивать их герметизацию в процессе сбора и невозможность их последующего вскрытия при транспортировке отходов вне пределов медицинского отделения (лаборатории).

     5.3.6.Одноразовая тара (пакеты, емкости), предназначенная для сбора отходов классов Б и В, помимо различий в цветовой гамме, маркируется соответствующей надписью "Опасные отходы. Класс Б" или  " Чрезвычайно опасные отходы. Класс В". После заполнения и герметизации на нее наносится надпись с кодом подразделения ЛПУ, названием учреждения, датой и фамилией ответственного за сбор отходов лица.

  1. Стойки-тележки для транспортировки одноразовых пакетов с отходами классов А, Б, В от мест первичного сбора отходов в пределах отделения до места промежуточного сбора должны соответствовать целевому предназначению согласно требованиям СанПиН 3.1.2628-10  Металлическая конструкция стоек-тележек должна обеспечивать ее устойчивость в стационарном положении,
    возможность закрепления одноразовых пакетов, их герметизации замком-стяжкой без снятия со стойки, предусматривать поддон, предохраняющий от рассыпания (пролива) отходов в случае разрыва (пореза) пакета, иметь
    крышку, колеса и ручки для удобной и безопасной транспортировки, а также проведение необходимой дезинфекции. Должна быть предусмотрена возможность одновременного использования стоек-тележек для транспортировки многоразовых баков емкостью 50 л с
    отходами класса А.
  2.  Конструкция многоразовых полиэтиленовых баков белого цвета для сбора отходов класса А емкостью 50 л должна предусматривать крышку, ручки, возможность использования внутри их в качестве вкладышей одноразовых пакетов белого цвета. Должна быть предусмотрена возможность транспортировки многоразовых баков на стойках-тележках.
  3. Транспортные внутрикорпусные тележки либо мини-контейнеры для транспортировки одноразовых упаковок с отходами (пакетов, емкостей) от мест промежуточного сбора каждого класса до (меж)корпусных контейнеров должны иметь соответствующую цветовую и текстовую маркировку, обеспечивать возможность удобной и безопасной эксплуатации их внутри помещений, а так
    же проведения необходимой дезинфекции.

5.3.10.        (Меж)корпусные контейнеры должны обладать плотно закрывающимися крышками. Конструкция контейнеров должна предусматривать наличие колес для удобной загрузки в закрытый кузов специального автотранспорта, быть герметичной и влагонепроницаемой, не допускать утечек и возможности контакта посторонних лиц с их содержимым (запорное устройство), недоступной животным, удобной в эксплуатации (возможность легко загружать и разгружать отходы). Материал контейнеров и их устройство должны позволять производить мытье их внутренней поверхности, обеззараживание и быть устойчивым к воздействию дезинфекционных средств. Емкость контейнеров в зависимости от предназначения и собираемого класса отходов может составлять от 0,7 до 1 м3.

  1. Сбор отходов разных классов производится в различные контейнеры. Контейнеры для сбора отходов разных классов должны обладать легко различимыми отличиями, маркироваться цветом и соответствующей надписью на боковой поверхности. Контейнеры для сбора от ходов одного класса должны быть полностью идентичны.
  2. (Меж)корпусные контейнеры для сбора отходов классов А, Б, Г располагаются на открытой площадке или в изолированном помещении медицинского корпуса.
  3.  К данным помещениям корпуса предъявляются специальные требования:
  1. Пол помещений выкладывается керамической плиткой.
  2. Стены помещений выкладываются глазурованной плиткой по всей высоте.
  3. Покрытие потолка - влагостойкой краской.
  4. Оконные блоки по серии 1.236-6 вып. 1.
  5. Внутренние дверные блоки по серии 1.136-10.
  6. Помещение должно оборудоваться:
  • умывальником;
  • поливочным краном;
  • стоком воды;
  • бактерицидным облучателем;
  • вентиляцией.

5.3.13.        (Меж)корпусные контейнеры для сбора отходов класса В располагаются только в изолированном помещении медицинского корпуса. К данным помещениям предъявляются вышеперечисленные требования.

Хранение контейнеров с отходами класса В совместно с контейнерами отходов классов А, Б, Г недопустимо.

5.3.14. Открытая площадка для установки (меж)корпусных контейнеров должна иметь асфальтированную поверхность и быть удобной для подъезда автотранспорта и проведения погрузочно-разгрузочных работ. Открытые площадки для установки (меж)корпусных контейнеров располагаются не менее чем в 25 м от лечебных корпусов и не менее чем в 100 м от пищеблоков.

Допускается расположение (меж)корпусных контейнеров для сбора отходов различных классов на одной открытой площадке. На открытой площадке допускается расположение не более 5 контейнеров.

5.4. Требования к временному хранению

и удалению отходов лечебно-профилактических

учреждений различных классов

  1. Открытое хранение и контакт персонала с отходами классов Б, В, Г вне помещений медицинского подразделения не допускаются.
  2. Хранение и транспортирование отходов по территории Л ПУ классов А, Б, В допускаются только в герметичных многоразовых (меж)корпусных контейнерах. Смешение потока удаления отходов класса В с другими потоками не допускается. Отходы классов А, Б, В допускается хранить не более 1 суток в естественных условиях, более суток при температуре не выше 5 °С.

Допускается временное хранение пищевых отходов всех классов (не более 1 суток) в холодильниках при температуре не выше 5 °С. В небольших учреждениях и коммерческих лечебных предприятиях частного типа для данных целей может выделяться специальный холодильник с соответствующей маркировкой, предусматриваемой СанПиН 2.1.7.728-99. Холодильник должен быть оборудован устройством, препятствующим проникновению в него посторонних лиц.

5.4.3.        Вывоз отходов классов А, Б, В должен производиться ежедневно при отсутствии на территории лечебного учреждения установки по обезвреживанию отходов.

5.4.4.        Поступающие из мест образования отходы классов Б и В в герметичных одноразовых пакетах должны перекладываться из транспортных внутрикорпусных тележек либо мини-контейнеров в (меж)корпусной контейнер соответствующей маркировки с соблюдением мер предосторожности во избежание механического повреждения заполненной одноразовой тары.

  1. Транспортные внутрикорпусные тележки либо мини-контейнеры отделений после выгрузки из них отходов классов Б или В, упакованных в одноразовую герметичную мягкую (пакеты), твердую (емкости) тару, дезинфицируются персоналом учреждения.
  2. По заполнении (меж)корпусного контейнера или по истечении срока хранения находящихся в нем отходов классов Б или В крышка (меж) корпусного контейнера закрывается. На закрытый контейнер с отходами навешивается бирка с указанием учреждения происхождения отходов (код подразделения медицинского учреждения), даты и фамилии работника, закрывшего контейнер. Сведения об отходах класса Б или В, содержащихся в данных контейнерах, заносятся в транспортную накладную.
  3. При транспортировании отходов класса А  разрешается применение автотранспорта, используемого для перевозки твердых бытовых отходов.
  1. Основной системой сбора и удаления медицинских отходов является система сменяемых сборников. При системе сменяемых сборников отходы в (меж) корпусных контейнерах вывозят в закрытых кузовах автомашин, специально предназначенных для этих целей, а на место удаленных (меж)корпусных контейнеров устанавливают порожние.

     5.4.9Транспортирование отходов классов А, Б, В вне территории ЛПУ допускается только в закрытых кузовах специально применяемых для этих целей автомашин. Использование автомашин, предназначенных для перевозки отходов классов Б и В, для других целей не допускается.

      5.4.10. Хранение отходов класса Г производится в специально отведенных для этой цели вспомогательных помещениях. Транспортирование, обезвреживание и захоронение отходов класса Г осуществляются в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к порядку накопления, транспортирования, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов.

6. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ В ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

6.1. Организационные основы деятельности системы обращения с отходами в лечебно-профилактических учреждениях

6.1.1. Детализация и реализация планов по сбору и удалению отходов разрабатывается отдельно для каждого ЛПУ. При составлении плана сбора и удаления отходов выполняются следующие мероприятия.

1.        Производится количественный и качественный анализ образующихся  отходов. Вычисляются величины накопления отходов по классам

(приложение 4).

Данный анализ предполагает ориентировочный расчет количественных и структурных показателей образования отходов в конкретном ЛПУ с учетом приведенных выше расчетных таблиц.

2.        Определяется количество необходимой одноразовой упаковочной тары в  местах первичного сбора для каждого класса отходов (п. 6.2 приложения 5).

Одноразовая упаковка, стойки-тележки для оборудования мест первичного сбора отходов, транспортные внутрикорпусные тележки либо мини-контейнеры для оборудования мест промежуточного внутрикорпусного сбора в отделениях (на этажах), помещение для сбора отходов, (меж)корпусные контейнеры, контейнерные площадки должны удовлетворять требованиям, изложенным в соответствующих пунктах СанПиН 2.1.7.728-99.

3.        Разрабатывается система сбора, хранения и удаления отходов с учетом требований, предъявляемых к раздельному сбору, хранению и удалению, при этом учитывается следующее:

а)        отходы класса Б и В должны быть подвергнуты обязательному термическому обезвреживанию;

б)        отходы класса А могут быть подвергнуты термическому обезвреживанию или вывезены на специальные полигоны.

4.        Руководителем ЛПУ по согласованию с ЦГСЭН утверждается положение, устанавливающее правила обращения с отходами и персональную ответственность должностных лиц и сотрудников, схема удаления отходов, включающая сведения: о качественном и количественном составе отходов, местах для установки и виде емкостей для сбора отходов, местах промежуточного хранения отходов,
о расходах на сбор, транспортировку и удаление отходов.

  1. Организационные формы практического решения проблемы обращения с отходами ЛПУ в каждом отдельном случае могут быть различны и во многом определяются организационно-штатной структурой и типом ЛПУ, коечной емкостью стационара, структурой и профилем основных его подразделений, организационными и материальными возможностями обслуживающих подразделений и другими факторами, оказывающими существенное влияние на объем, структуру и классы образующихся отходов.
  2. В решении указанной проблемы следует выделять несколько направлений, за реализацию каждого из которых несет ответственность определенное должностное лицо ЛПУ:

- организационно-исполнительное (заместитель руководителя ЛПУ по административно-хозяйственной части (нештатный эколог ЛПУ));

-        методическое и контрольное (врач-эпидемиолог ЛПУ (главная медицинская сестра ЛПУ)).

6.1.4.        Основная роль в организации и реализации деятельности целостной системы сбора, транспортировки и удаления отходов в ЛПУ принадлежит заместителю руководителя ЛПУ по административно-хозяйственной части (АХЧ) или нештатному экологу ЛПУ, выделяемому данным должностным лицом из числа подчиненных ему служащих материально-технического обеспечения с образованием инженера. Данное лицо назначается приказом руководителя ЛПУ ответственным специалистом и проходит обязательное обучение в специализированном центре по обращению с отходами с получением сертификата установленного образца на право организации работ по обращению с отходами.

Организационно данному ответственному специалисту подчинены ответственные за сбор отходов, назначаемые решением руководителя медицинского учреждения в каждом подразделении ЛПУ, с которыми он проводит обучение правилам безопасного обращения с отходами.

6.1.5.        Принимая во внимание, что наиболее принятым в большинстве ЛПУ является метод выделения отдельных фракций среди медицинских отходов и применение в отношении их определенной организации обращения и методов переработки, то целесообразным в рамках стационара является назначение ответственных лиц за сбор и удаление каждой из таких фракций, как:

  • твердый бытовой мусор;
  • пищевые отходы;

- биологические отходы (патолого-анатомические отходы, биоптаты, гистологический материал, трупы лабораторных животных);

  • полимерно-пластиковые материалы;
    - ртутьсодержащие отходы;
  • фармацевтические отходы;
  • радиоактивные отходы.

6.1.6.Специалисты, ответственные за сбор, хранение и удаление из стационара вышеперечисленных фракций, наделяются правом заключения договоров от имени руководителя ЛПУ со специализированными учреждения ми на вывоз и утилизацию соответствующей группы отходов. Данные ответственные специалисты, организационно подотчетные заместителю руководителя ЛПУ по
АХЧ (нештатному экологу ЛПУ), к определенному назначенному сроку в начале следующего года представляют копии договоров, заключенных со специализированными учреждениями.

     6.1.7.Эпидемиолог и главная медицинская сестра ЛПУ постоянно осуществляют контроль за организацией сбора, хранения и удаления отходов в ЛПУ и оказывают методическую помощь специалистам, ответственным
за сбор, хранение и удаление отходов в лечебно-диагностических отделениях.

     6.1.8.Для всех ответственных специалистов, принимающих участие в организации деятельности системы обращения с отходами ЛПУ, разрабатываются и утверждаются соответствующие должностные инструкции (приложение 6).

     6.1.9.Совокупность вышеуказанных разработанных документов составляет положение, устанавливающее правила обращения с отходами в ЛПУ, которое согласуется руководителем ЛПУ с территориальными органами Госсанэпиднадзора.


6.2. Расчет потребностей в санитарно-гигиеническом оборудовании, инвентаре и расходных материалах

6.2.1. Для расчета потребностей в санитарно-гигиеническом оборудовании, инвентаре и расходных материалах, необходимых для организации деятельности системы обращения с отходами в многопрофильном ЛПУ, следует использовать показатели, указанные в приложении 5 и табл. 8.

Таблица 8

Необходимое количество санитарно-гигиенического оборудования, инвентаря и расходных материалов для обеспечения организации системы сбора, хранения и удаления отходов в многопрофильном стационаре по отношению к коечной емкости ЛПУ

п/п

Объект расчета

Необходимое количество, n

Стойки-тележки для мест первичного сбора

Транспортные внутрикорпусные тележки для мест промежуточного сбора

Одноразовые пакеты белого цвета для сбора отходов класса А, сут

Одноразовые пакеты желтого цвета для сбора отходов класса Б, сут

1.

Коечные отделения стационаров

n

0,1 n

n

0,33 n

2.

Стационар в целом

1,3 (1,5)n

0,13 (0,15)n

1,3 (1,5)n

0,4 (0,5)n

*Коэффициент для многопрофильных стационаров от 600 коек и выше.

6.2.2. Общее ориентировочное количество мест первичного сбора отходов в коечных корпусах приблизительно соответствует количеству коек стационара и требует такого же количества стоек-тележек для обеспечения технологии сбора отходов в отделениях (см. табл. 8).

Транспортных внутрикорпусных тележек либо мини-контейнеров для оборудования мест промежуточного сбора в коечных отделениях требуется в 10 раз меньше, чем стоек-тележек в местах первичного сбора, и они составляют приблизительно 10% от численности коечного фонда стационара (см. табл. 8).

Суточная потребность в одноразовой таре для обеспечения сбора отходов класса А (пакеты белого цвета) в коечных отделениях также приблизительно соответствует количеству коек стационара, а для обеспечения сбора отходов класса Б (пакеты желтого цвета) она  составляет около 1/3 от потребности в пакетах для сбора отходов класса А или, соответственно, численности коечного фонда ЛПУ (см. табл. 8).

  1. Производя упрощенные ориентировочные расчеты потребности в санитарно-гигиеническом оборудовании, инвентаре и расходных материалах для обеспечения организации системы сбора, хранения и удаления отходов в многопрофильном стационаре в целом, необходимоучитывать полную инфраструктуру функционирующей системы жизнеобеспечения учреждения здравоохранения, включая деятельность администрации и хозяйственно-
    бытовых служб стационара, комплекса клинике- и функционально-диагностических лабораторий, подразделений заготовки и переливания крови, патолого-анатомической службы, вивария и других подразделений ЛПУ, и, соответственно, дополнительного количества мест первично
    го и промежуточного сбора отходов. В целом для упрощения подобных расчетов применительно к многопрофильным стационарам емкостью до 600 коек допустимо использовать коэффициент 1,3, а от 600 коек и выше - коэффициент 1,5 по отношению к необходимому количеству в санитарно-гигиеническом оборудовании, инвентаре и расходных материалах, рассчитанному для коечных
    отделений ЛПУ (см. табл. 8).
  2. Количество требуемых (меж)корпусных контейнеров определяется объемом и структурой образующихся в корпусе отходов, а также возможностью расположения и площадью контейнерной площадки. При определении количества (меж)корпусных контейнеров следует принимать во внимание этажность корпуса, профильную направленность проводимого в нем лечебно-диагностического процесса и коечную емкость. Для типовых (терапевтических, хирургических и диагностических по профилю отделений) 2-5-этажных корпусов с размещением на этаже по 30-50 пациентов следует рекомендовать установку на контейнерной площадке 3-4 (меж)корпусных контейнеров, причем один из них - обязательно для сбора опасных отходов (класса Б) желтого цвета. При большей этажности корпуса (более 5 этажей) на контейнерной площадке следует размещать 5 (меж)корпусных контейнеров, причем для терапевтических и диагностических по профилю отделений корпусов достаточно 1 контейнера, а для хирургических - 2 контейнера для сбора опасных отходов (класса Б) желтого цвета.

6.2.5. Данная методика ориентировочного расчета потребностей в санитарно-гигиеническом оборудовании, инвентаре и расходных материалах является достаточно универсальной и может быть по аналогии применена и для других ЛПУ различного профиля стационарного и амбулаторно-поликлинического типа.

7. ТЕХНОЛОГИИ ПЕРЕРАБОТКИ И ЗАХОРОНЕНИЯ ОТХОДОВ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

  1. Современные технологии переработки и захоронения отходов ЛПУ предполагают использование того или иного метода обеззараживания отходов с последующим сжиганием их и захоронением остатков сжигания
    или захоронением отходов ЛПУ на полигонах для твердых бытовых отходов.
  2. В качестве способов обеззараживания отходов (преимущественно классов В и В) в практике ЛПУ могут использоваться методы химической и физической дезинфекции (автоклавирование, микроволновая
    обработка).
  3. Химическое обеззараживание (дезинфекция) опасных (рискованных) отходов ЛПУ (класс Б) должно осуществляться в местах их образования с применением зарегистрированных Департаментом Госсанэпиднадзора Минздрава России дезинфицирующих средств в концентрациях и времени экспозиции, указанных для вирусных инфекций, в т. ч. гепатитов А, В, С и ВИЧ-инфекции. Для

проведения дезинфекции отходов класса В в зависимости от специфики стационаров или инфекционных болезней пациентов, находящихся в них на лечении, следует использовать режимы, обеспечивающие уничтожение конкретных возбудителей нозологических форм инфекционной патологии (туберкулез, микозы, особо опасные, карантинные инфекции и др.).

Комбинация метода химической дезинфекции опасных (рискованных) отходов с механическим измельчением способствует более полному проникновению дезинфектантов в толщу отходов, повышая надежность и эффективность дезинфекции и существенно уменьшая объемы потребляемого дезинфектанта и удаляемых обработанных отходов.

7.4.        Физическая дезинфекция отходов ЛПУ может осуществляться как на территории ЛПУ, так и централизованно. В процессе физической дезинфекции применяется воздействие на отходы высоких температур или комбинированное воздействие высокой температуры с водяным паром, с водяным паром и вакуумом. Высокие температуры могут достигаться
с использованием нагревательных элементов, тепло носителей (например, при обработке паром) или путем воздействия на отходы микроволнового или инфракрасного излучения.

Термическая дезинфекция мало изменяет товарный вид изделий, направленных в отходы. Поэтому в оборудовании, разработанном для термической дезинфекции отходов, широко применяется механическое измельчение отходов. Измельчение отходов до проведения термической дезинфекции (до 1 -2 см) повышает надежность процесса термической обработки.

7.5.        Оптимальным и наиболее радикальным способом обезвреживания отходов ЛПУ является их сжигание в пиролитических установках (печах). Даная технология применима для обезвреживания инфицированных, токсичных и фармацевтических отходов. При этом достигается максимальный уровень дезинфекции, количество отходов уменьшается в 10 раз, объем - в 10-15 раз.

  1. Отходы класса А могут быть захоронены на обычных полигонах по захоронению твердых бытовых отходов. Отходы классов Б, В необходимо уничтожать на специальных установках по обезвреживанию отходов ЛПУ
    термическими методами.
  2. Обезвреживание отходов класса Б и В может осуществляться децентрализованным или централизованным способом.

При централизованном способе отходы ЛПУ обезвреживаются в печах крупных мусоросжигательных заводов. Месторасположение, условия эксплуатации, уровни воздействия на окружающую среду данных заводов регламентируются соответствующими нормативными документами.

Размещение установок по термическому обезвреживанию отходов ЛПУ на территории лечебного учреждения (децентрализованный способ) рассматривается и согласовывается с территориальными центрами Госсанэпиднадзора.

7.8.        При отсутствии установки по термическому обезвреживанию (сжиганию, пиролизу) эпидемиологически безопасные патолого-анатомические и органические операционные отходы (органы, ткани и т. п.) захораниваются на кладбищах в специально отведенных могилах. Другие отходы класса Б (материалы и инструменты, выделения пациентов, отходы из микробиологических лабораторий и вивариев) после проведенной дезинфекции вывозятся на полигоны твердых бытовых отходов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Профилактика внутрибольничных инфекций - одно из важных современных направлений деятельности здравоохранения. Рассмотрение ее с учетом крайне сложной эпидемиологической ситуации в стране по целому ряду нозологических форм инфекционной патологии приводит руководителей здравоохранения к осознанию необходимости и важности решения проблемы обезвреживания, переработки и захоронения отходов лечебно-профилактических учреждений с точки зрения эпидемиологической и экологической безопасности как компоненты социально-гигиенического мониторинга.

Учитывая значимость решения данной проблемы в Российской Федерации и важность ее государственного регулирования, настоящее пособие, разработанное в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.728-99 "Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений", позволит организаторам здравоохранения, в т. ч. среднему медицинскому персоналу, определить основные направления решения вышеуказанных вопросов в ЛПУ.

Автор выражает уверенность в том, что изложенные в пособии рекомендации, базирующиеся на многолетнем личном опыте разработки и организации деятельности системы сбора, обезвреживания, временного хранения и удаления отходов в крупном многопрофильном стационаре, помогут организаторам здравоохранения и заинтересованным специалистам в практическом решении указанной проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка практического занятия по теме Правила обращения с медицинскими отходами

Медицинская сестра должна уметь обращаться с медицинскими отходами разных классов....

Мастер - класс "Стандартные меры предосторожности при работе с биологическим материалом пациента". Презентация к докладу "Сбор, хранение и утилизация медицинских отходов"

Презентация доклада к мастер - классу отражает правила сбора, хранения и утилизации медицинских отходов. Материал мастер - класса предназначен для преподавателей профессиональных модулей медицинского ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «Изучение правил обращения с медицинскими отходами. Осуществление сбора, хранения и транспортировки медицинских отходов.»

Методическая разработка практического занятия  по теме:«Изучение правил обращения с медицинскими отходами. Осуществление сбора, хранения и транспортировки медицинских отходов.»по...

Презентация Сбор и утилизация медицинских отходов

В данной презентации рассматриваются основные виды отходов и их утилизация....

Медицинские отходы, структура, классификация и организация системы сбора и удаления отходов

Целью мультимедийного сопровождения лекционного занятия является повышение эффективности учебного процесса при изучении темы «Медицинские отходы, структура, классификация и организация системы с...

Методическое пособие (презентация) по теме "Медицинская гельминтология"

Данное методическое пособие по учебной дисциплине ОП.06 «Основы микробиологии и иммунологии» составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...

Презентация по теме медицинской психологии "Внутренняя картина болезни"

Данная презентация отражает ход открытого занятия по теме медицинской психологии "Внутренняя картина болезни". В занятие включен исследовательский блок: студенты самостоятельно изучают стать...