Методическая разработка для преподавателей.
методическая разработка

Методическая разработка по специальности Фармация.

ПМ 02. Технология изготовления лекарственных средств.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mr_linimenty.docx52.26 КБ
Файл metoda_mazi_-_emulsii_.docx56.33 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство здравоохранения Забайкальского края

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Читинский медицинский колледж»

Методическая разработка

по выполнению лабораторно - практических работ

для преподавателя

ПМ.02. Изготовление лекарственных препаратов в условиях аптечных организаций и ветеринарных аптечных организаций

МДК. «Технология изготовления лекарственных форм»

Тема Мази

Специальность: Фармация

Чита 2023.

Методическая разработка составлена на основании рабочей программы по профессиональному модулю «Изготовление лекарственных препаратов в условиях аптечных организаций и ветеринарных аптечных организаций»

Автор учебно – методической разработки::

Преподаватель Толмачева Е.С.

Рассмотрена на заседании

ЦМК «Фармация»

Протокол № от «___» _______ 2023г.

Председатель ЦМК Богданова А.И.

Структура методической разработки лабораторно - практического занятия.

Специальность: Фармация

ПМ.02 «Изготовление лекарственных препаратов в условиях аптечных организаций и ветеринарных аптечных организаций».

МДК. «Технология изготовления лекарственных форм»

Занятие 29: «Изготовление линииментов»

Вид занятия: Урок закрепления знаний, выработка умений и навыков.

Форма проведения: лабораторно - практическое занятие.

Методы обучения: Практико – операционный, словесный

Цели занятия:

Учебная:

- изготовление стерильных лекарственных форм по предложенным требованиям учреждений здравоохранения.

- формирование профессиональных компетенций:

ПК Изготавливать лекарственные формы по рецептам и требованиям медицинских организаций.

ПК Изготавливать внутриаптечную заготовку и фасовать лекарственные средства для последующей реализации.

ПК Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств.

ПК Оформлять документы первичного учета по изготовлению лекарственных препаратов.

ПК Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности, порядок действия при чрезвычайных ситуациях.

Задачи: После изучения темы студент должен:

Иметь практический опыт:

- изготовления суспензионных мазей по прописям рецептов поступающих в аптеки и требованиям учреждений здравоохранения;

- упаковки и оформления изготовленных мягких лекарственных форм к отпуску.

Уметь:

- делать расчеты массы лекарственных веществ, вспомогательной жидкости и мазевой основы, необходимые для изготовления суспензионных мазей методом по массе.

- готовить суспензионную мазь;

- упаковать суспензионную мазь;

- оформить к отпуску готовую суспензионную мазь.

Знать:

- нормативно – правовую базу по изготовлению мазей;

- порядок выписывания рецептов и требований;

- требования производственной санитарии;

- правила изготовления суспензионных мазей;

-Физико-химические свойства лекарственных веществ используемые для изготовления суспензионных мазей;

- правила оформления лекарственных форм предназначенных к отпуску.

Развивающая:

- развитие умений обобщать факты и делать выводы;

- формировать умение воспринимать и осмысливать знания в готовом виде, выделять главное, составлять план, осуществлять необходимые расчеты;

- развитие привычек учебного труда: готовность к занятию, организованность;

Воспитательная:

ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. .

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 04 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста..

Средства обучения:

Информационные средства:

- Методические (нормативная документация, таблицы, лекционный материал: лекция № 20 Линименты, пособие к практическим занятиям по фармацевтической технологии, учебники).

Наглядные средства:

Материальные (набор рецептурных бланков формы 107-1/у с прописями суспензионных мазей, посуда для изготовления мазей, фармацевтические субстанции, вспомогательный материал).

Технические средства:

- калькулятор

Межпредметные и внутрипредметные связи:

-Межпредметные связи:

ПМ 01 «Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента»,

УД: «Основы латинского языка с медицинской терминологией», «Органическая химия», «Общая и неорганическая химия», «Аналитическая химия», «Математика»..

- Внутримодульные связи:

ПМ 02. «Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля»

МДК Технология изготовления МДК Контроль качества

лекарственных форм лекарственных средств.

- Внутрипредметные связи:

Темы: «Общая характеристика мягких лекарственных форм. Типовая технологическая схема изготовления».

«Понятие о стерильности. Требования к субстанциям и мазевым основам».

«Общая характеристика линиментов».

Литература, рекомендуемая для самоподготовки:

Основная:

#1051;екционный материал;

2. Технология изготовления лекарственных форм: учебник для медицинских училищ и колледжей/ В.А. Гроссман – 2-изд., перераб. и доп. – Москва: ГЭОТАР – Медиа, 2020 – 336с.

#1060;армацевтическая технология. Технология лекарственных форм: учебник для студентов учреждений сред.проф.образования/ Г.В. Михайлова, под ред. И.И.Краснюк. – ГЭОТАР-Медиа, 2023. - 656с.

#1043;осударственная фармакопея, XIV, Москва. «Медицина», 2018год.

#1055;риказ МЗ РФ от #1075;. №751н «Об утверждении правил изготовления и отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность».

Дополнительная:

Фармацевтическая технология руководство к практическим занятиям. Учебное пособие для студентов среднего профессионального образования/ И.И. Краснюк., Н.Б.Демина, М.Н. Анурова. - ГЭОТАР-Медиа,2019. - 368с

Этапы занятия и контроль их усвоения

Этапы занятия

Содержание каждого этапа

Приложение

Примерное

время, мин.

1.

Организационная часть

Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности, помещения к занятию. Организация внимания студентов.

3 мин

2.

Мотивация учебной деятельности

Актуализация темы (значение в проф. деятельности, актуализация, актуальность проблемы, перспективы). Определение формируемых компетенций.

4 мин

3.

Цель занятия

Объявление темы. Определение целей и задач занятия (студенты записывают тему занятия, цели занятия).

3 мин

4

Актуализация опорных знаний (контроль исходного уровня знаний)

Выполнение письменных индивидуальных заданий по предложенным контрольным.

Приложение 1, 6

20 мин

5.

Основная часть занятия. Закрепление изученного материала.

Работа по алгоритму:

Анализ способа изготовления мази суспензии методом по массе - поэтапное произведение расчетов на примере линиментов;

- алгоритмизация технологического процесса

групповое обсуждение и проверка полученных результатов;

анализ рецептов заданных на дом:

-индивидуальная работа студентов (по желанию) у доски по изложению технологии изготовления лекарственной формы по предложенному алгоритму;

- формулирование выводов по изложенной прописи находящихся на местах студентов.

Приложение 2

80 мин

6.

Самостоятельная работа

Изготовление лекарственной формы для отпуска по предложенной прописи рецепта.

Приложение 3

40 мин

7.

Закрепление изученного материала

Индивидуальное решение тестовых заданий по теме.

Приложение 4

25 мин

8.

Подведение итогов

Подведение итогов, анализ полученных результатов, выставление оценок студентам.

Рефлексия.

Темя, усвоена студентами – не усвоена.

Лекарственная форма приготовлена удовлетворительно неудовлетворительно.

3 мин

9.

Домашнее задание

Преподаватель сообщает студентам домашнее задание, разъясняет методику его выполнения.

Приложение 5

2 мин

Итого:

180 мин.

Приложение 1.

Письменные индивидуальные задания для проверки исходных знаний по теме «Мази». Занятие 29 Изготовление линиментов:

Вариант-1

1. Охарактеризуйте понятие линименты.

2. Охарактеризуйте правило Дерягина.

Вариант-2

#1050;акие основы подойдут для изготовления линиментов?

2. Укажите особенность технологии изготовления суспензионной мази с содержанием твердой фазы 5% и более.

Вариант-3

1. Какими показателями руководствуются при оценки качества линиментов?

2. Охарактеризуйте правило Дерягина.

Вариант-4

1. Что представляют собой линименты как дисперсные системы?

2. Каковы особенности упаковки и оформления линиментов к отпуску?

Алгоритм решения к приложению 1

Вариант -1

1. Линименты - жидкие мази. Их название (от лат. linire - втирать, натирать) указывает на способ применения - путем втирания в кожу.

2. Для наиболее качественного распределения лекарственных веществ в мазевой основе их предварительно растирают со вспомогательной жидкостью, количество которой берут из расчёта ½ от массы лекарственных веществ.

Вариант 2

1. В качестве основ в линименнтах чаще всего используют масла растительные (подсолнечное, миндальное, персиковое, касторовое), масла медицинские, масло терпентинное очищенное, масло вазелиновое, а также димексид, метилсалицилат, хлороформ, эсилоны и др.

2. . Если концентрация веществ, образующих суспензионную фазу мази, более 5% , использовать подходящую к основе жидкость для получения пульпы нецелесообразно, так как мазь в этом случае становится жидкой, не намазывается на кожу и стекает с нее. Поэтому в таких случаях пульпу получают путем растирания сухих лекарственных препаратов с частью (примерно половина от массы сухих веществ) расплавленной основы, а затем добавляют оставшуюся основу и смешивают до образования однородной массы и полного охлаждения основы.

Вариант- 3.

1 Проверяют документацию (рецепт, паспорт), упаковку, оформление, цвет, запах, отсутствие механических включений, отклонения в массе.

Общая масса линимента определяется на технических аптечных весах, руководствуются указанными допустимыми откло-нениями для жидких лекарственных форм, приготовленных по массе.

Ресуспендируемость. Суспензионные и эмульсионный линименты, как все гетерогенные системы, термодинамически нестабильны. Если при взбалтывании в течение 15-20 с линименты восстанав ливают свое первоначальное состояние, то изготовленный препарат удовлетворяет требованиям нормативной документации, предъявляемым к суспензиям по показателю «Ресуспендируемость»

2. Для наиболее качественного распределения лекарственных веществ в мазевой основе их предварительно растирают со вспомогательной жидкостью, количество которой берут из расчёта ½ от массы лекарственных веществ.

Вариант – 4

#1043;могенная система, гетерогенная система (суспензионные и эмульсионные линименты).

2. Упаковывают линименты в широкогорлые флаконы бесцветного или оранжевого стекла. Закрывают пробками: пластмассовыми, резиновыми, корковыми (с пергаментной прокладкой), обеспечивающими плотную укупорку.

Оформляют линименты основной этикеткой «Наружное» и предупредительными надписями: «Хранить в прохладном месте», «Хранить в защищенном от света месте», суспензионные, эмульсионные линименты - «Перед употреблением взбалтывать».

Критерии оценки: 5баллов - Полный развёрнутый ответ. 4 балла – ответ полный не развёрнутый. 3 балла – ответ не полный, не развёрнутый. 2 балла- не на все задания ответили, ответ не полный и неразвёрнутый.

Приложение 2.

Номенклатура линиментов по прописям рецептов поступающих в аптеки и требованиям учреждений здравоохранения по теме «Изготовление мазей». Занятие 29 Изготовление линиментов :

1. Rp: Thiamini bromidi 1,0

Insulini 100 ЕД

Olei Helianthi 100,0

M. f. linimentuм

Для смазывания горла

Выписан эмульсионный линимент типа вода-масло, т.к. инсулин представляет собой водный раствор. Как вы знаете, масло с водой не смешиваются. Так как в прописи эмульгатор не указан, то для получения устойчивой системы пользуются указаниями ГФ ХI о возможности применения ланолина безводного в количестве, равном количеству гидрофильной жидкости. Т.к. инсулин в рецепте выписан в единицах действия, их необходимо перевести в граммы.

Расчеты:

Инсулин: 1 мл – 40 ЕД

Х мл – 100 ЕД; отсюда х = 2,5 мл

Ланолин безводный: 2,5

Масло подсолнечное: 100,0 – 2,5 = 97,5

Тиамина бромид: 1,0

Технология изготовления: В тарированную фарфоровую чашку отвешивают 97,5 масла подсолнечного, отдельно отвешивают 2,5 ланолина безводного. В ступке в 2,5 мл раствора инсулина растворяют 1,0 тиамина бромида. Добавляют 2,5 ланолина безводного и 2,5 масла подсолнечного, эмульгируют до характерного потрескивания, затем по частям, при перемешивании, добавляют остальное количество масла подсолнечного, перемешивают до однородности. Полученный линимент переливают в отпускной флакон, укупоривают, взбалтывают, оформляют, заполняют лицевую сторону ППК. НДО 5% 106,6 -100,4

Лицевая сторона ППК:

Дата № Rp

Sol. Insulini 2,5 ml

Thiamini bromidi 1,0

Lanolini anhydrici 2,5

Olei Helianthi 2,5

Olei Helianthi 95,0

Общ. Масса 103,5

Масса фасовки 103,5 №1

2. Rp: Mentholi 1,0

Camphorae 2,0

Lanolini anhydrici 3,0

Olei Helianthi ad 50,0

M. f. linimentum

Втирать в кожу

Выписан гомогенный линимент, т.к. камфора и ментол растворимы в основе. Вопрос: какова общая масса линимента и почему? Правильно -50,0. Значит, масла подсолнечного нужно 44,0.

В фарфоровую чашку помещают 3,0 ланолина безводного, расплавляют на водяной бане, добавляют масла подсолнечного, перемешивают, охлаждают до 40-50 оС и в полученном расплаве растворяют по очереди камфору и ментол. Переливают в баночку, укупоривают, оформляют. Заполняют лицевую сторону ППК.

НДО 3% 51,5- 48,5

ППК

Дата №рецепта

Rp: Lanolini anhydrici 3,0

Olei Helianthi 44,0

Mentholi 1,0

Camphorae 2,0

М общ 50,0

Ь фас 50,0 №1

Приложение 3.

Примерная номенклатура линиментов по прописям рецептов поступающих в аптеки и требованиям учреждений здравоохранения для изготовления по теме «Изготовление мазей». Занятие 29 Изготовление линиментов.

: Lanolini anhydrici 15,0

Methylii salicylatis 10,0

Camphorae 2,0

Olei Hyoscyami 50,0

M. D. S.: Для растирания.

В рецепте прописан гомогенный линимент (раствор камфоры и метилсалипилата в сплаве ланолина безводного с маслом белены).

Приготовление. В тарированную фарфоровую чашку сначала отвешивают ланолин безводный, добавляют масло беленное, нагревают на водяной бане при температуре не более 50 °С до расплавления ланолина и растворяют камфору. Полученный раствор перемешивают до полного охлаждения. В последнюю очередь отвешивают метилсалицилат, представляющий летучую пахучую жидкость, перемешивают и переносят в банку для отпуска.

.2. Rp.: Mentholi 1,0

Camphorae 2,0

Lanolini anhydrici 3,0

Olei Helianthi ad 50,0

: Втирать в суставы.
Приготовление. 44,0 масла подсолнечного расплавляют в фарфоровой чашке на водяной бане с 3,0 безводного ланолина. В полученном теплом сплаве растворяют камфору и ментол. Жидкость сливают в стеклянную банку и закупоривают.

3. Rp.: Xeroformii

Picis liquidae aa 3,0

Olei Ricini 94,0

: Бальзамический линимент Вишневского.

Приготовление. Для его изготовления в ступке тщательно растирают ксероформ с половинным от его массы масла касторового, после чего добавляют каплями деготь, тщательно перемешивают. При растирании добавляют масло касторовое и перемешивают до получения однородной массы.

Приложение 4

Письменные индивидуальные задания для выходного контроля знаний усвоенных и закрепленных в процессе занятия по теме «Изготовление мазей». Занятие 29 Изготовление линиментов.

Тестовые задания:

(Выбрать один правильный ответ)

#1050; линиментам эмульсионного типа относится:

А. Линимент Вишневского;

Б. Линимент летучий;

В. Линимент Розенталя.

2. При изготовлении гомогенных линиментов летучие и пахучие жидкости добавляют:

А. В ступку к измельченным лекарственным веществам;

Б. Во флакон для отпуска в последнюю очередь.

3. Какое вспомогательное вещество используется для стабилизации линимента Вишневского:

А. Бентонит;

Б. Метилцеллюлоза;

В. Аэросил.

4. При изготовлении мази Вишневского на какое лекарственное вещество можно заменить ксероформ;

А. Стрептоцид;

Б. Дерматол;

В. Винилин.

5. При изготовлении аммиачного линимента10% раствор аммиака добавляют:

А. в первую очередь;

Б. к маслу подсолнечному;

В. После растворения олеиновой кислоты;

Г. к маслу подсолнечному при слабом нагревании;

Д. к олеиновой кислоте до растворения в масле.

6. Фармацевт приготовил линимент-раствор. Выберите тару для приготовления :

А. флакон для отпуска;

Б. цилиндр;

В. Подставка;

Г. ступка.

7. Фармацевт приготовил суспензионный линимент. Укажите способ введения сухих веществ:

А. Диспергируют в ступке по правилу Дерягинас жидкими компонентами;

Б. Во флакон отвешивают сухие вещества и добавляют жидкие компоненты;

В. Отмеривают в ступку жидкие компоненты и добавляют сухие вещества;

Г. Смешивают в подставке с жидкими компонентами;

Д. Измельчают сухие вещества в выпарительной чашке и смешивают с жидкими компонентами.

8. Какие компоненты входят в состав линимента Розенталя:

А. парафин, спирт, хлороформ, йод;

Б. хлороформ , метилсалицилат, скипидар;

В. Йод, калия йодид, глицерин;

Г. масло подсолнечное, раствор аммиака, кислота олеиновая.

9. Фармацевт приготовил препарат по прописи:

Rp: Olei Helianthi

Sol. Ammonii caustici

Ac. Oleinici

Линимент аммиачный.

Укажите тип дисперсной системы:

А. линимент эмульсионного типа;

Б. линимент комбинированный;

В. Линимент по типу раствора;

Г. линимент суспензионного типа;

Д. линимент экстракционный.

10. Фармацевт приготовил суспензионный линимент Вишневского. Укажите способ введения ксероформа:

А. измельчил в сухом виде, смешал с половинным количеством дегтя;

Б. измельчил со спиртом;

В. Измельчил в сухом виде, смешал со всем количеством дегтя;

Д. измельчил, смешал с маслом.

Ответы к тестовым заданиям:

1 - Б

6 – А

2 - Б

7 - А

3 - В

8 –А

4 -Б

9 - А

5 – В

10 – А

Критерии оценивания: Все ответы правильны – оценка 5,

Одна ошибка – оценка 4,

Две, три ошибки – 3,

Более трех ошибок – 2.

Приложение 5.

Домашнее задание:

1. Изучить, используя лекционный материал и учебник:

- способы расчёта лекарственных веществ, мазевой основы для диспергирования пасты;

- особенность введения лекарственных веществ в мазевую основу;

2. Сформулировать алгоритм изготовления пасты;

3. Заполнить таблицу в дневнике по предложенным прописям рецептов:

Возьми: Цинка оксида

Крахмала поровну по 1,0

Вазелина 10,0

Смешай, что бы получилась мазь.

Дай. Обозначь. Наносить на кожу.

Заполнение дневника

Дата

рецепта

Про пись рецеп та

Кон троль

Физико- химические свойства л/в

Расчёты ингредиентов, необходимые для изготовления л/ф

Стадии технологического процесса изготовления л/ф

Общие выводы по теме

Приложение 6

Контрольные вопросы для проведения фронтального опроса:

1. Какое определение линиментов как лекарственной формы дает ГФ?

2. Что представляют собой линименты как дисперсные системы?

3. Какие требования к линиментам предъявляет ГФ?

4. Из каких технологических стадий складывается приготовление гомо-

генных линиментов?

5. Какие технологические стадии характерны для приготовления суспензионных линиментов? Каким образом можно повысить их стабильность?

6. Какие линименты называются эмульсионными, какова их технология

и применяемые эмульгаторы?

7. Каким изменениям подвергается при хранении аммиачный лини-

мент?

8. Какие линименты включены в ГФ Х?

9. Каковы пути повышения стабильности суспензионных и эмульсион-

ных линиментов?

10. Каковы особенности упаковки и оформления линиментов к отпуску?

11. Какими показателями руководствуются при оценке качества линиментов?



Предварительный просмотр:

Министерство здравоохранения Забайкальского края

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Читинский медицинский колледж»

Методическая разработка

Для преподавателя

по выполнению практических работ

ПМ.02. Изготовление лекарственных препаратов в условиях аптечных организаций и ветеринарных аптечных организаций

МДК.. «Технология изготовления лекарственных форм»

«Тема Мази»

Специальность: Фармация

Чита -2023

Методическая разработка составлена на основании рабочей программы по профессиональному модулю 02 «Изготовление лекарственных препаратов в условиях аптечных организаций и ветеринарных аптечных организаций»

Автор учебно – методической разработки: Толмачева Е.С.

Рассмотрена на заседании

ЦМК «Фармация»

Протокол № от «___» _______ 2023г.

Председатель ЦМК__________ Богданова А.И.

Структура методической разработки лабораторно - практического занятия.

Специальность: Фармация

ПМ.02 «Изготовление лекарственных препаратов в условиях аптечных организаций и ветеринарных аптечных организаций».

МДК. «Технология изготовления лекарственных форм»

Занятие 26: «Изготовление мазей суспензионного типа»

Вид занятия: Урок закрепления знаний, выработка умений и навыков.

Форма проведения: лабораторно - практическое занятие.

Методы обучения: Практико – операционный, словесный

Цели занятия:

Учебная:

- изготовление гомогенных мазей по предложенным прописям рецептов и требования учреждений здравоохранения..

- формирование профессиональных компетенций:

ПК Изготавливать лекарственные формы по рецептам и требованиям учреждений здравоохранения.

ПК Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств.

ПК Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.

ПК Оформлять документы первичного учета.

Задачи: После изучения темы студент должен:

Иметь практический опыт:

- изготовления суспензионных мазей по прописям рецептов поступающих в аптеки и требованиям учреждений здравоохранения;

- упаковки и оформления изготовленных мягких лекарственных форм к отпуску.

Уметь:

- делать расчеты массы лекарственных веществ, вспомогательной жидкости и мазевой основы, необходимые для изготовления суспензионных мазей методом по массе.

- готовить суспензионную мазь;

- упаковать суспензионную мазь;

- оформить к отпуску готовую суспензионную мазь.

Знать:

- нормативно – правовую базу по изготовлению мазей;

- порядок выписывания рецептов и требований;

- требования производственной санитарии;

- правила изготовления суспензионных мазей;

-Физико-химические свойства лекарственных веществ используемые для изготовления суспензионных мазей;

- правила оформления лекарственных форм предназначенных к отпуску.

Развивающая:

- развитие умений обобщать факты и делать выводы;

- формировать умение воспринимать и осмысливать знания в готовом виде, выделять главное, составлять план, осуществлять необходимые расчеты;

- развитие привычек учебного труда: готовность к занятию, организованность;

Воспитательная:

ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. .

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 04 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста..

Средства обучения:

Информационные средства:

- Методические (нормативная документация, таблицы, лекционный материал, пособие к практическим занятиям по фармацевтической технологии, учебники).

Наглядные средства:

Материальные (набор рецептурных бланков формы 107-1/у с прописями суспензионных мазей, посуда для изготовления мазей, фармацевтические субстанции, вспомогательный материал).

Технические средства:

- калькулятор

Межпредметные и внутрипредметные связи:

-Межпредметные связи:

ПМ 01 «Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента»,

УД: «Основы латинского языка с медицинской терминологией», «Органическая химия», «Общая и неорганическая химия», «Аналитическая химия», «Математика»..

- Внутримодульные связи:

ПМ 02. «Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля»

МДК Технология изготовления МДК Контроль качества

лекарственных форм лекарственных средств.

- Внутрипредметные связи:

Темы: «Общая характеристика мягких лекарственных форм.. Типовая технологическая схема изготовления».

«Понятие о стерильности. Требования к субстанциям и мазевым основам».

«Общая характеристика суспензионных мазей».

Литература, рекомендуемая для самоподготовки:

Основная:

#1051;екционный материал, Лекция № 18, 19;

2. Технология изготовления лекарственных форм: учебник для медицинских училищ и колледжей/ В.А. Гроссман – 2-изд., перераб. и доп. – Москва: ГЭОТАР – Медиа, 2020 – 336с.

#1060;армацевтическая технология. Технология лекарственных форм: учебник для студентов учреждений сред.проф.образования/ Г.В. Михайлова, под ред. И.И.Краснюк. – ГЭОТАР-Медиа, 2023. - 656с.

#1043;осударственная фармакопея, XIV, Москва. «Медицина», 2018год.

#1055;риказ МЗ РФ от #1075;. №751н «Об утверждении правил изготовления и отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность».

Дополнительная:

Фармацевтическая технология руководство к практическим занятиям. Учебное пособие для студентов среднего профессионального образования/ И.И. Краснюк., Н.Б.Демина, М.Н. Анурова. - ГЭОТАР-Медиа,2019. - 368с

Этапы занятия и контроль их усвоения

Этапы занятия

Содержание каждого этапа

Приложение

Примерное

время, мин.

1.

Организационная часть

Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности, помещения к занятию. Организация внимания студентов.

3 мин

2.

Мотивация учебной деятельности

Актуализация темы (значение в проф. деятельности, актуализация, актуальность проблемы, перспективы). Определение формируемых компетенций.

4 мин

3.

Цель занятия

Объявление темы. Определение целей и задач занятия (студенты записывают тему занятия, цели занятия).

3 мин

4

Актуализация опорных знаний (контроль исходного уровня знаний)

Выполнение письменных индивидуальных заданий по предложенным контрольным.

Приложение 1

20 мин

5.

Основная часть занятия. Закрепление изученного материала.

Работа по алгоритму:

Анализ способа изготовления мази суспензии методом по массе - поэтапное произведение расчетов на примере суспензионной мази;

- алгоритмизация технологического процесса

групповое обсуждение и проверка полученных результатов;

анализ рецептов заданных на дом:

-индивидуальная работа студентов (по желанию) у доски по изложению технологии изготовления лекарственной формы по предложенному алгоритму;

- формулирование выводов по изложенной прописи находящихся на местах студентов.

Приложение 2

Приложение 3

80 мин

6.

Самостоятельная работа

Изготовление лекарственной формы для отпуска по предложенной прописи рецепта.

Приложение 4

40 мин

7.

Закрепление изученного материала

Индивидуальное решение тестовых заданий по теме.

Приложение 5

25 мин

8.

Подведение итогов

Подведение итогов, анализ полученных результатов, выставление оценок студентам.

Рефлексия.

Темя усвоена студентами – не усвоена.

Лекарственная форма приготовлена удовлетворительно неудов-летворительно.

3 мин

9.

Домашнее задание

Преподаватель сообщает студентам домашнее задание, разъясняет методику его выполнения.

Приложение 6

2 мин

Итого:

180 мин.

Приложение 1.

Письменные индивидуальные задания для проверки исходных знаний по теме «Изготовление мазей». Занятие 26 Изготовление мазей суспензионного типа:

Вариант-1

1. Охарактеризуйте правило Дерягина.

2. В каких случаях изготавливают мазь-суспензию?

Вариант-2

#1059;кажите особенность технологии изготовления суспензионной мази с содержанием твердой фазы менее 5%.

2. Какие вещества образуют мази-суспензии?.

Вариант-3

1. Укажите особенность технологии изготовления суспензионной мази с содержанием твердой фазы 5% и более.

2. Охарактеризуйте правило Дерягина.

Вариант-4

1. На какой основе готовят суспензионную мазь, если нет указаний врача?.

2. В каких случаях и для каких целей при изготовлении мази-суспензии вводят вспомогательную жидкость?

Вариант-5

1. Охарактеризуйте требования, которым должны отвечать мази.

2. Охарактеризуйте правило Дерягина.

Алгоритм решения к приложению 1

Вариант -1

1. Если количество вещества, нерастворимого в основе, составляет до 5% по отношению к массе мази, его растирают с родственной основе жидкостью (вазелиновое, растительное масло или вода). Для достижения лучшего эффекта диспергирования количество жидкости должно быть равно 1/2 массы лекарственного вещества (правило Дерягина).

2. Мази суспензионного типа образуются в трех случаях:

— когда лекарственные препараты, выписанные в рецепте, нерастворимы в мазевой основе или ее липофильных компонентах;

— для их растворения требуется большое количество воды, которое основа поглотить не может;

— предел растворимости этих препаратов превышен.

Вариант 2

1. Если их концентрация не превышает 5%, нерастворимые препараты растирают в ступке вначале в сухом виде по правилам изготовления сложных порошков, а затем по правилу Дерягина с половинным от их массы количеством подходящей к основе жидкости до образования тончайшей пульпы, которую затем смешивают с мазевой основой, добавляя ее частями. Важно помнить, что количество взятой для получения пульпы вспомогательной жидкости необходимо вычесть из массы мазевой основы, чтобы не произошло увеличение массы приготовленной мази

2. Стрептоцид, цинка оксид, этакридина лактат, фурапцилин, оксолин, борная кислота, дерматол, ксероформ, кислота салициловая…

Вариант- 3.

1. Если концентрация веществ, образующих суспензионную фазу мази, более 5% , использовать подходящую к основе жидкость для получения пульпы нецелесообразно, так как мазь в этом случае становится жидкой, не намазывается на кожу и стекает с нее. Поэтому в таких случаях пульпу получают путем растирания сухих лекарственных препаратов с частью (примерно половина от массы сухих веществ) расплавленной основы, а затем добавляют оставшуюся основу и смешивают до образования однородной массы и полного охлаждения основы.

2. Если количество вещества, нерастворимого в основе, составляет до 5% по отношению к массе мази, его растирают с родственной основе жидкостью (вазелиновое, растительное масло или вода). Для достижения лучшего эффекта диспергирования количество жидкости должно быть равно 1/2 массы лекарственного вещества (правило Дерягина).

Вариант – 4

#1053;а вазелиновой основе.

2. Если концентрация веществ, образующих суспензионную фазу мази, более 5% использовать подходящую к основе жидкость для получения пульпы нецелесообразно, так как мазь в этом случае становится жидкой, не намазывается на кожу и стекает с нее.

Вариант – 5

1. Требования, предъявляемые к мазевым основам: мазевая основа не должна менять pH кожи (pH кожи = 3-4), препятствовать кожному дыханию, должна хорошо воспринимать лекарственные вещества различного агрегатного состояния (твердые, жидкие, вязкие), быть химически индифферентной, стабильной в процессе хранения, устойчивой к воздействию микроорганизмов, иметь соответствующую консистенцию, легко удаляться с кожи и белья.

2. Если количество вещества, нерастворимого в основе, составляет до 5% по отношению к массе мази, его растирают с родственной основе жидкостью (вазелиновое, растительное масло или вода). Для достижения лучшего эффекта диспергирования количество жидкости должно быть равно 1/2 массы лекарственного вещества (правило Дерягина).

Критерии оценки: 5баллов - Полный развёрнутый ответ. 4 балла – ответ полный не развёрнутый. 3 балла – ответ не полный, не развёрнутый. 2 балла- не на все задания ответили, ответ не полный и неразвёрнутый.

Приложение 2.

Номенклатура мазей суспензионного типа по прописям рецептов поступающих в аптеки и требованиям учреждений здравоохранения:

1. Rp.: Unguenti Acidi salicylici 2% — 15,0

Streptocidi 0,4

: Смазывать пораженные участки кожи.

Выписанные в рецепте лекарственные вещества нерастворимы в воде и вазелине и составляют около 4,5% общей массы мази. Тип мази -мазь-суспензия.

ППК (оборотная сторона) ППК (лицевая сторона)

Стрептоцида 0,4 Дата №рецепта

Спирт этиловый 95% Acidi salicylici 0,3

(по пр.Дерягина Streptocidi 0,4

0,2 =0,4/2 -4 капли спирта Sp. Aethylici 95% IVgtts

0,4 - 2 каплиспирта

К-ты салициловой 0,3 Ol. Vaselini XII gtts

сухих веществ менее 5% Vaselini

Масла вазелинового (0,3+0,4)/2=0,35 M общая 15,4

12-15 капель. М фасовки 15,4 №1

Mвазелина = 15,0-0,3-0,35= 14,35 Приготовил

НДО +-8% Проверил

М 16,63- 14,2 Расфасовал

2. Rp.: Streptocidi 0,5

Bismuthi submitratis

Xeroformii aa 1,0

Lanolini

Vaselini aa 10,0

Miscefiat unguentum

: Смазывать пораженный участок кожи.

В состав данной мази входит три твердых вещества, нерастворимых ни в воде, ни в вазелине, поэтому полученная мазь будет суспензионного типа.

Суммарное содержание плотных фаз составляет 2,5, или около 11% общей массы мази.

Сухие лекарственные препараты смешивают по правилу приготовления сложных порошков, а затем растирают до образования тонкой пульпы по правилу Дерягина с половинным от их массы количеством расплавленного вазелина. К полученной в результате перечисленных действий однообразной массе примешивают остаток вазелина и ланолин, безводный, перемешивают мазь до однообразной массы. Готовую мазь переносят в отпускную тару.

ППК (оборотная сторона) ППК (лицевая сторона)

Спирт 95% для стрептоцида= Дата №рецепта

0,25 мл - 5 капель Streptocidi 0,5 Sp aethylici 95% - V gtts

Вазелин для растирания Bismuthi submitratis 1,0

(0,5+1+1)/2 = 1,25 Xeroformii 1,0

Мобщая = 22,5 Vaselini

НДО = +-7% Lanolini anhydrici

М 24,1-20,9 Mобщая 22,5

М фасовки 22,5 №1

Приготовил

Проверил

Расфасовал


Приложение 3.

Примерный алгоритм изготовления суспензионной мази с содержанием нерастворимых веществ до 5%:

1. Подготовка рабочего места.

2. Расчитать л/в, вспомогательной жидкости и мазевой основы (заполнение оборотной стороны ППК). Оформление этикетки.

3. Отвесить л/в,

4. Растереть л/в в сухом виде по правилам приготовления порошков, а затем по правилу Дерягина с подходящей к основе жидкостью.

5. Вычесть количество взятой жидкости из массы мазевой основы.

6 Добавить в ступку оставшуюся мазевую основу по правилу Дерягина и исмешать до однородности.

7. Упаковать и оформить к отпуску.

8. Заполнить лицевую часть ППК.

9. Контроль при отпуске.

Примерный алгоритм изготовления суспензионной мази с содержанием нерастворимых веществ 5% и более:

1. Подготовка рабочего места.

2. Расчет л/в, и мазевой основы (заполнение оборотной стороны ППК). Оформление этикетки.

3. Отвесить л/в,

4. Растереть вещества в сухом виде по правилам приготовления порошков, а затем по правилу Дерягина с частью расплавленной основы.

5. Добавить в ступку оставшуюся мазевую основу и смешать до однородности.

6. Упаковать и оформить к отпуску.

7. Заполнить лицевую часть ППК.

8. Контроль при отпуске.

Приложение 4.

Примерная номенклатура гомогенных мазей по прописям рецептов поступающих в аптеки и требованиям учреждений здравоохранения для изготовления:

1. RP: Streptocidi 3,0

Vaselini 30,0

Смазывать рану

Выписанныое в рецепте лекарственное вещество нерастворимо в воде и вазелине и составляет около 10% общей массы мази. Тип мази -мазь-суспензия.

ППК (оборотная сторона) ППК (лицевая сторона)

Стрептоцида 3,0 Дата №рецепта

Спирт этиловый 95% Acidi salicylici 0,3

(по пр.Дерягина Streptocidi 0,4

1,5 = 3,0/2 -30 капель спирта Sp. Aethylici 95% ХХХgtts

Ol. Vaselini XII gtts

сухих веществ 10% Vaselini

вазелина для диспергтрования

3,0/2=1,5 M общая 33,0

М фасовки 33,0 №1

Mвазелина = 15,0-1,5 = 13,5 Приготовил

НДО +-5% Проверил

М 31,35- 34,65 Расфасовал

2. RP: Ung. Methyluracilum 10%- 50,0

Мазь

Состав мази: Метилурацила 5,0

Вазелина 20,0

Ланолина водного 20,0

Содержание сухих веществ 10%, для диспергирования используем вазелин расплавленный : 5,0/2=2,5

ППК (оборотная сторона) ППК (лицевая сторона)

Метилурацила 5,0 Дата №рецепта

Ваелин для диспергироания Acidi salicylici 0,3

(по пр.Дерягина Vaselini

2,5 =5,0/2 Vaselini Сum lanolini

Вазелин 17,5 M общая

М фасовки №1

Приготовил

НДО +-5% Проверил

М 16,63- 14,2 Расфасовал

Приложение 5

Письменные индивидуальные задания для выходного контроля знаний усвоенных и закрепленных в процессе занятия по теме «Изготовление мазей». Занятие 26 Изготовление мазей суспензионного типа:

Тестовые задания:

(Выбрать один правильный ответ)

1. К МАЗЯМ-СУСПЕНЗИЯМ ОТНОСИТСЯ

А) мазь камфорная

Б) мазь с протарголом

В) мазь цинковая

Г) мазь калия йодида

2. ВЕЩЕСТВА, НЕ РАСТВОРИМЫЕ НИ ВОДЕ, НИ В ЖИРАХ, ДОБАВЛЯЮТ В СУППОЗИТОРНУЮ ОСНОВУ В ВИДЕ

А) эмульсий

Б) суспензий

В) раствора

Г) сплава

3 В МАЗЯХ-СУСПЕНЗИЯХ СУБСТАНЦИИ В КОНЦЕНТРАЦИИ 5 % И БОЛЕЕ РАСТИРАЮТ С ПОМОЩЬЮ

А) части расплавленной основы

Б) глицерина

В) воды

Г) масла

4. В РЕЦЕПТЕ НЕ УКАЗАНА КОНЦЕНТРАЦИЯ МАЗИ ЦИНКОВОЙ. МАЗЬ ГОТОВЯТ В КОНЦЕНТРАЦИИ

А) 1 %

Б) 25 %

В) 10 %

Г) 5 %

5. КАКИЕ ИЗ НИЖЕПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ВЕЩЕСТВВ ОБРАЗУЮТ МАЗЬ-СУСПЕНЗИЮ В ЛИПОФИЛЬНОЙ ОСНОВЕ (выбрать несколько правильных ответов):

А) кислота салициловая

Б) дерматол

В) ментол

Г) протаргол

Д) камфора

6. ЕСЛИ В РЕЦЕПТЕ ВЫПИСАНА ОФИЦИАЛЬНАЯ МАЗЬ, НО НЕСТАНДАРТНОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ, В КАЧЕСТВЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗУЮТ:

А) вазелин

Б) сплав вазелина с ланолином

В) консистентную эмульсию "вода-вазелин"

Г) официнальную основу с пересчетом компонентов

#1052;АЗЬ-СУСПЕНЗИЯ МОЖЕТ СОДЕРЖАТЬ:

А) только одно вещество

Б) не более двух веществ

В) одно или несколько веществ.

8. В КАЧЕСТВЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ЖИДКОСТИ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИ МАЗИ-СУСПЕНЗИИ НА УГЛЕВОДОРОДНОЙ ОСНОВЕ ПРИМЕНЯЮТ:

А) масло персиковое, масло вазелиновое, масло миндальное

Б) масло персиковое

В) масло вазелиновое

Г) любые растительные масла.

9) К МАЗИ- СУСПЕНЗИИ ОТНОСИТСЯ:

А) мазь Бом-Бенге

Б) мазь димедроловая

В) мазь фурацилиновая

Г) мазь камфорная

10) МАЗИ-СУСПЕНЗИИ ОТНОСЯТСЯ К :

А) гомогенным

Б) гетерогенным

Ответы к тестовым заданиям:

1 - В

6 – Г

2 - Б

7 - В

3 - А

8 –В

4 - В

9 - В

5 – А,Б

10 - Б

Критерии оценивания: Все ответы правильны – оценка 5,

Одна ошибка – оценка 4,

Две, три ошибки – 3,

Более трех ошибок – 2.

Приложение?

Домашнее задание:

1. Изучить, используя лекционный материал и учебник:

- способы расчёта лекарственных веществ, вспомогательной жидкости и мазевой основы для изготовления мази – эмульсии;

- особенность введения лекарственных веществ в мазевую основу;

2. Сформулировать алгоритм изготовления мази- эмульсии;

3. Заполнить таблицу в дневнике по предложенным прописям рецептов:

Возьми: Этакридина лактат 0,1

Вазелина

Ланолина по 20,0

Смешай, чтобы получилась мазь.

Дай. Обозначь. Антисептическая мазь.

Заполнение дневника

Дата

рецепта

Про пись рецеп та

Кон троль

Физико- химические свойства л/в

Расчёты ингредиентов, необходимые для изготовления л/ф

Стадии технологического процесса изготовления л/ф

Общие выводы по теме

Примерный алгоритм решеения:

Rp Aethacridini lactatis

Vaselini

Lanolini ana

Misce ut fiat ung.

Da. Signa. Антисептическая мазь.

Для приготовления этой мази необходимо рассчитать количество воды в ланолине водном 20 *30/100= 6 мл. Ланолина безводного берём 20,0-6= 14,0.

В воде раствоярем этакридина лактат, эмульгируем расплавленным ланолином по правилу Дерягина, порциями добавляем вазелин при перемешивании мази.Оформляем к отпусу.

Оформляем ППК по памяти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА С ОСНОВАМИ МЕДИЦИНСКОЙ ГЕНЕТИКИ» ДЕЛОВАЯ ИГРА «ПРОВЕДЕНИЕ КРУГЛОГО СТОЛА «СУЩЕСТВУЕТ ЛИ НАУКА ТЕЛЕГОНИЯ?»

Хотите увидеть увлечённо работающих студентов? Предложите им участие в диспуте "Существует ли наука "телегония"?" Накануне дня влюблённых так актуально вспомнить о нравственности, верности и чистоте. ...

Методическая разработка для преподавателей " Сестринский процесс при асфиксии и внутричерепной родовой травме у детей"

В данной методической разработке дается изложение основных вопросов патологии  у новорожденных, основные клинические проявления асфиксии и внутричерепной родовой травмы, осложнения, осуществление...

Методическая разработка для преподавателей "Сестринский процесс при гипотрофии у детей "

В данной методической разработке дается изложение основных вопросов гипотрофии у детей, основные клинические проявления, осложнения, осуществление этапов сестринского процесса, профилактики.   ...

Методическая разработка для преподавателя иностранного языка по теме "Агрегатное состояние вещества"

Каждый человек передаёт свои мысли и чувства, используя две сферы сознания: когнитивное и языковое. При изучении данной темы используется схема, при которой в сознание учащегося встраивается новая язы...

Методическая разработка для преподавателя иностранного языка по теме "В аптеке, диалогическая речь"

Методическая разработка предназначена для подготовки студентов по специальности 060109 Сестринское дело по дисциплине «Иностранный язык» (английский) по теме: « Диалоги: «В аптеке». Пассивные конструк...

Методическая разработка для преподавателя "Профессия медработника"

Предназначение: Методическая разработка предназначена преподавателям иностранного языка для проведения занятия по дисциплине иностранный язык (английский) по теме: «Профессия медработника» со студента...