Научно-исследовательская работа по дисциплине: « Анатомия и физиология человека» «Анатомические модели скелета человека»
проект

Капустина Наталья Григорьевна

Научно-исследовательская работа

по дисциплине: « Анатомия  и физиология человека»

«Анатомические модели

скелета человека»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchnaya_po_anatomii.docx64.63 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ   ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ   «БАЙКАЛЬСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ»
КЯХТИНСКИЙ ФИЛИАЛ

  Капустина Н. Г.

Научно-исследовательская работа

по дисциплине: « Анатомия  и физиология человека»

«Анатомические модели

скелета человека»

2020

.

  Содержание

1.  Вступление.

2.  Методология.

3.  Методические указания  .

4. Заключение.

5. Выводы.

6. Приложения.

7. Использованная литература.

Вступление

« Я слышу и забываю.

Я вижу и запоминаю.

 Я делаю и понимаю.»

Конфуций

     Анатомия и физиология человека составляют основу медицинской науки.

Возможность изучать анатомию человека с помощью специально разработанных анатомических моделей позволяет ускорить и разнообразить учебный процесс.  

      В результате изучения АФО опорного аппарата обучающиеся должны не только хорошо знать особенности строения  костей, также их гистологическом строение, и

 иметь представление об объемности изучаемого материала, объекта, его величины, форме, цвете, упругости и других признаках.

        Модель скелета человека, являющийся частью осевого скелета, образован черепом мозговым и лицевым, позвоночным столбом, или позвоночником, состоящим из 33–34 позвонков,   грудной клеткой, которая сформирована грудиной, 12 парами ребер и соответствующими грудными позвонками, ключицы, лопатки, парными тазовыми  костями и  свободными   костями верхней и нижней конечностей .  

      В процессе  изучения и усвоения знаний о строение костной системы человека на практических занятиях по анатомии и физиологии человека, специальности 31.02.01Лечебное дело, 34.02.01 Сестринское  дело необходимо  использовать разборные модели костей скелета человека  и  рельефные таблицы.

     В Кяхтинском  филиале ГАПОУ «ББМКМЗРБ»   достаточное количество искусственных  моделей костей  скелета человека и каждый обучающийся или  микрогруппа ребят   могут самостоятельно изучать материал, где можно каждую кость   прощупать, потрогать и подержать в руках, и данные муляжи станут незаменимыми помощниками преподавателей.

      Полученные знания обучающиеся  могут использовать в будущем на рабочем месте при иммобилизации и  транспортировке пострадавшего с ЧМТ, переломом конечностей позвоночника или грудной клетки. Также смогут осуществлять уход за пациентами при повреждении позвоночника и спинного мозга, сопровождающегося параличами, пролежнями, расстройствами мочеиспускания и акта дефекации, при повреждении грудной клетки и нарушении процесса дыхания; проводить мероприятия по коррекции осанки у детей и взрослых.

  На каждом практическом занятии  по анатомии и физиологии человека выдаются  методические указания, практика показала, что если не организовывать  учебный  процесс и не использовать разборные модели на практических занятиях и для СРС все это не будет способствовать повышению качества учебно-воспитательного   процесса, также будет снижаться активная познавательная деятельность обучающихся. 

      В данной исследовательской работе были проанализированы,сделаны выводы и рекомендации для проведения практических занятий с изучением и  использованием разборных моделей скелета человека   с позиции анатомии  и физиологии человека и психологии.

Во время анкетирования были определены цели  и задачи.

Цели исследования:

1. Раскрыть и реализовать индивидуальные способности обучающихся.

2. Развитие научно-исследовательской и самостоятельной работы.

  Задачи исследования:

1. Эмоциональный оклик при  вовлечение обучающихся    в активную самостоятельную и познавательную деятельность;

2. Развитие внимания, памяти, представления, мышления, воображения и ассоциации.

Объект исследования:

Обучающиеся первого и второго курса, специальности  34.02.01 Сестринское  дело, 31.02.01 Лечебное дело Кяхтинского филиала ГАПОУ «ББМКМЗРБ».

Гипотеза:

Без изучения анатомических моделей скелета человека невозможно организовывать самостоятельную работу, активизировать познавательную деятельность  и закрепление знаний и умений.

Методы исследования:

1. Аналитический.

2. Анкетирование и тестирование.

3. Обобщающий.

Проблема исследования :

 Использования инновационных форм организации обучения на практических занятиях.

В исследовании участвовало  53 обучающихся,  возраст от 17-23 лет, юношей- 12 человек (22,6%)  и девушек -41 человека (77,4%) , анкетирование проводилось   в течение 2017-2018 учебного года в первом и во втором семестрах.

На каждом практическом занятии  по анатомии и физиологии человека использовались  методические указания для обучающихся  и модели скелета  костей для самостоятельного изучения.

Методические указания 1.

                                                     

 

Методические указания 1.

Этапы занятия

Код формируемых компетенций

Время

1.    

Организационный момент

Цель:  Дисциплинировать  и  настроить  студентов   на  учебную

           деятельность.

ОК 2

1мин.

2.

Тема занятия :  «Изучение  модели скелета  туловища».

Цели занятия:  

  • Закрепление и углубление знаний студентов по скелету туловища человека.

Умения:

  • Нахождение  и  показ  деталей  строения  позвонков,  грудины  и  ребер.
  • Проведение  анализа  строения  соединений  позвоночника  и  ребер,  их особенностей   формы  и  объема  движений.
  • Проведения   анализа   рентгенограмм  скелета  туловища.

Знания:

  • Строение позвонков,  крестца,  копчика,  ребер  и  грудины.
  • Соединения  костей  туловища.
  • Позвоночный  столб и грудная клетка в целом.

ОК1,

ОК2

10 мин.

3.

Контроль исходного уровня знаний

Цель:  Выявить  уровень  теоретических  знаний   студентов, оценить  степень  подготовки  их  к  занятию.

- Преподаватель проводит фронтальный опрос:  

1. Строение  кости.

2. Количество и виды  позвонков.

3. Строение  позвонка.

4. Особенности строения шейных позвонков.

5. Строение грудных и поясничных позвонков.

6. Строение  крестца.

7. Виды , количество и строение ребер.

8. Строение  грудины.

9. Соединения  позвонков.

10. Изгибы позвоночного столба.

11. Строение  грудной  клетки.

ОК 4

20 мин.

4.

Самостоятельная работа  

Цель:  Активизировать  мыслительную  и  творческую деятельность    

- Изучение модель  позвоночного столба и грудной клетки.

ОК 2, ОК 6,

ПК 1.1ПК 1.2

45мин.

5.

 - Ответить на вопросы  тест – эталонного  контроля.

- Решить  проблемно – ситуационные  задачи.

ОК 3,

ОК 5.

 10мин.

6.

Подведение итогов занятия.  Выставление оценок с комментариями:      

3мин.

7.

Домашнее задание:   тема: «Изучение  скелета верхних конечностей            

1мин

 .

                                                         

Методические указания 2.

                                                           

Этапы занятия

Код

формируемых компетенций

Время

1.

Организационный момент

ОК 2

  1мин.

2.

Тема занятия :  « Изучение  модель скелета  верхних конечностей».

Цели занятия:

      Изучить анатомическое строение костей, соединение скелета верхней и нижней конечностей.

Умения:

       Нахождение  и  показ  деталей  строения  костей  верхних  конечностей.

     Проведение анализа  строения суставов  верхних  конечностей,  их особенностей,  формы  и  объема  движений.

       Проведение   анализа   рентгенограммы  скелета  верхних конечностей.

Знания:

Строение костей пояса  верхних  конечностей.

Отделы  свободной  верхней  конечности, особенности  их  строения.

ОК1,

ОК2

10 мин.

3.

Контроль исходного уровня знаний (опрос)

Цель:  Выявить  уровень  теоретических  знаний   студентов, оценить степень  подготовки  их  к  занятию.

1. Строение  лопатки.

2. Строение  ключицы.

3. Строение плечевой кости.

4. Взаиморасположение костей предплечья.

5. Строение  лучевой кости.

6. Строение  локтевой  кости.

7. Отделы  костей кисти, их строение.

8. Соединения  ключицы.

ОК 4

20 мин.

4.

Самостоятельная работа  

Цель:  Активизировать  мыслительную  и  творческую деятельность    

- Изучение на препаратах костей плечевого пояса.

- Изучение  моделей костей свободной верхней конечности.

ОК 2,

ОК 6,

ПК 1.2

ПК 1.3

45мин

5.

Осмысление и систематизация  полученных знаний и умений:  

 - Ответить на вопросы  тест – эталонного  контроля.

ОК 3,

ОК 5.

10мин.

6.

Подведение итогов занятия.  Выставление оценок с комментариями

3мин.

7.

Домашнее задание:

тема: «Изучение  скелета  нижних  конечностей».

1мин

                                                                         

Методические указания 3.

Этапы занятия

Код формируемых компетенций

Время

1.    

Организационный момент

Цель:  Дисциплинировать  и  настроить  студентов   на  учебную

           деятельность.

ОК 2

1мин.

2.

Тема занятия :   «Изучение модели  скелета  нижних  конечностей»

Цели занятия:   Изучить анатомическое строение костей, соединение скелета нижней конечностей.

Умения:

      Нахождение  и  показ  деталей  строения  костей  нижних  конечностей.

Проведение  анализа  строения суставов  нижних  конечностей,  их особенностей,  формы  и  объема  движений.

Знания:

       Строение костей таза, таз  в целом, особенности и размеры женского таза.

Отделы  свободной  нижней  конечности, особенности  их  строения.

Строение  и  особенности  движений в суставах  нижней  конечности.

ОК1,

ОК2

10мин.

3.

Контроль исходного уровня знаний (опрос)

Цель:  Выявить  уровень  теоретических  знаний   студентов, оценить    степень  подготовки  их  к  занятию.

 1. Части  тазовой кости.

2. Строение  тазовой кости.

3. Таз  в  целом.

4. Особенности женского таза.

5. Размеры женского таза.

6. Строение бедренной кости.

7. Взаиморасположение костей голени.

8. Строение большеберцовой кости.

9. Строение костей стопы.

ОК 4

20 мин.

4.

Самостоятельная работа студентов

Цель:  Активизировать  мыслительную  и  творческую деятельность.

             

  - Изучение на препаратах костей тазового пояса.

- Изучение  моделей костей свободной нижней конечности.  

 

ОК 2,

ОК 6,

ПК 1.1

ПК 1.2

ПК 1.3

 

45мин.

5.

Осмысление и систематизация  полученных знаний и умений:

 - Ответить на вопросы  тест – эталонного  контроля.

- Решить  проблемно – ситуационные  задачи.

ОК 3,

ОК 5.

 10мин.

6.

Подведение итогов занятия.  Выставление оценок с комментариями

 

3мин,

7.

Домашнее задание:

          тема: «Изучение модели скелета  головы».

 

1мин

 .

Методические указания 4.

                                                       

                                      Этапы занятия

Код форми-руемых компе-тенций

Время

1.    

Организационный момент

ОК 2

1мин.

2.

Тема занятия :  «Изучение  модели  скелета  головы».

Цели занятия:

    Изучить анатомическое строение костей мозгового и лицевого черепа,  их соединения.

Умения:

       Нахождение  и  показ  строения  костей  мозгового и  лицевого черепа.

Показ  строения  свода  черепа, его внутреннего и  наружного основания.

Проведение  анализа рентгенограмм  черепа.

Знания:

     Строение костей  мозгового и  лицевого  черепа.

Соединения  костей  черепа, строение  височно-нижнечелюстного сустава.

 

ОК1,

ОК2

10 мин.

3.

Контроль исходного уровня знаний (опрос)

Цель:  Выявить  уровень  теоретических  знаний   студентов, оценить     степень  подготовки  их  к  занятию.

 1. Кости  мозгового черепа.

2. Кости  лицевого черепа.

3. Строение лобной кости.

4. Строение височной кости.

5. Строение затылочной кости.

6. Строение клиновидной кости.

7. Строение верхней челюсти.

8. Строение  нижней челюсти.

9. Соединения костей черепа.

10. Височно-нижнечелюстной сустав, движения в нем.

11. Череп  в  целом.

12. Роднички черепа новорожденного.

13. Возрастные изменения черепа.

ОК 4

20мин.

5.

Самостоятельная работа студентов

Цель:  Активизировать  мыслительную  и  творческую деятельность    студентов.

    - Изучение на препаратах костей мозгового и лицевого черепа.

- Изучение  соединений костей  черепа.  

- Череп в целом, его возрастные изменения.

ОК 2,

ОК 6,

ПК 1.1

ПК 1.2

ПК 1.3

 

45мин.

6.

Осмысление и систематизация  полученных знаний и умений:

     Преподаватель  предлагает студентам:

- Ответить на вопросы  тест – эталонного  контроля.

ОК 3,

ОК 5.

 10мин.

7.

Подведение итогов занятия.  Выставление оценок с комментариями

занятия.

3мин,

8.

Домашнее задание: тема: «Изучение мышц головы  и  шеи, туловища»  

 

1мин

 .

Заключение

В наблюдаемых  группах проводилось анкетирование  ( Приложение 1.и 2.) в первом и во - втором семестрах.

 Проанализировав данные  социологического опроса были выявлены трудности:  

-  сложности в усвоение учебного материала,в связи с большими требованиями чем в школе.

- нет навыков самостоятельно работать

- неумение быстро конспектировать.

        При использование методических указаний и моделей скелета человека на практических занятиях по анатомии и физиологии человека в разделе самостоятельная  работа и для повышения интереса и активизации познавательного интереса  (Приложение3.и 4.),

 в первом семестре выяснилось:

18 % студентов запоминают больше зрительно, чем письменно;

36 % студентов запоминают лучше зрительно и письменно;

23 % студентов образно представляют, но не могут показать;

13 % студентов заучивают и затрудняются представлять себе;

9 % затруднялись ответить, запоминают кратковременно.

      При обрабатывание результатов анкетирования в конце второго семестра, после проведения практических занятий с разборными моделями скелета человека данные изменились в сравнении:

33 % студентов запоминают больше зрительно, чем письменно;

 40 % студентов запоминают лучше зрительно и письменно;

16 % студентов образно представляют, но не могут показать;

8 % студентов заучивают и затрудняются представлять себе;

3 % затруднялись ответить, запоминают кратковременно.

Рис.1. Данные первого и второго семестра.

В ходе исследования выяснилось:  

              -    Личностно - мотивационные факторы:   стремление к овладению профессией, и дальнейшее продолжение профессии .

- Самообразование:  способствование возникновения познавательных потребностей , формирование умений , навыков и самостоятельного умственного труда .

- Развитии зрительной памяти:   нейрологической формы  т.к. она длительно сохраняет информацию внешнего мира.

-  Развитие оперативной памяти:  сохранение информации на время, т. к. в организации этой памяти принимают участие лобные и теменные доли .

- Развитие долговременной памяти:  обучающиеся предвидят и планируют свою будущую деятельность .

Для каждого человека характерно преобладание определенного типа памяти:  

образной, логической, эмоциональной.  

 Все виды памяти имеют индивидуальные различия, особенности психики, и качества, приобретенные в процессе обучения и воспитания.

Активное познание обучающихся  анатомических разборных моделей скелета человека, ситуационных задач, мышления включает:

- анализ;

- синтез;

- абстракцию;

- обобщение.

Мышление развивается в ходе овладения трудовой деятельностью, а так же речью, языком, и передачей мыслей, (Приложение 5.).

Ассиметрия  правого и левого полушария головного мозга выражается в разной роли обеспечения высших, психических функций, (Приложение 6). Представление - это восприятие предметов  ( Приложение 7).

Выводы и рекомендации:

Изучая анатомию и физиологию человека , учишься сохранять и укреплять собственное здоровье, а полученные знания пригодятся для усвоения клинических дисциплин и практической деятельности.   Решая ситуационные задачи по данной теме, учишься ориентироваться в данной ситуации, решать проблему и понимать роль правильно собранного анамнеза.

В результате проведенного исследования по разрешению проблемы  использования инновационных форм организации обучения на практических занятиях  видится, прежде всего, в создание хорошей организации учебных практических занятий , цель данного исследования достигнута, задачи решены.  Поставленная гипотеза:  «  Без изучения анатомических моделей скелета человека невозможно организовывать самостоятельную работу, активизировать познавательную деятельность  и закрепление знаний и умений»,   нашла свое подтверждение.

 Таким образом, обучающимся первого курса необходимо проводить практические и дополнительные  занятия с применением    анатомических моделей скелета  человека, они способствуют развитию инициативы, развивают коммуникативные навыки, предполагают самостоятельный поиск средств и способов решения задач.

 

Приложение  1.

 

    КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ

Прочитайте следующие слова 10 раз в слух, затем запишите их по памяти не подглядывайте.

  1. кость;
  2. конечность;
  3. череп;
  4. свод;
  5. основание;
  6. кисть;
  7. тазовый пояс;
  8. стопа;
  9. носовая кость;
  10. глазница.

Результат ответа: 10 правильно записанных слов - считается за 100%

Приложение  2.

 

ДОЛГОСРОЧНАЯ ПАМЯТЬ

 

Преподаватель монотонно с расстановкой перечисляет числа начиная с трёхзначных до восьмизначных.

  1. 123;
  2. 4567;
  3. 90876;
  4. 123456;
  5. 8670953;
  6. 09547832.

Результат ответа:           1 по 3 считается за 40- 50%

                                         3 по 6 считается за 51-100%.

Приложение  3.

 

ЗРИТЕЛЬНО- ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ

 

Просмотрите и прочитайте 10 слов, а затем по памяти произнесите, вслух и пропишите в воздухе.

  1. атлант;
  2. аксис;
  3. копчик;
  4. остеон;
  5. связка;
  6. ликвор;
  7. остеобласт;
  8. сустав;
  9. остеокласты;
  10. фаланга.

Результат ответа 100%.

Приложение  4.

 

                  ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И ЛОГИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ

 

Предлагается 10 наборов по 4 слова в каждом из названия разборных моделей, нужно связать первое слово каждого набора с остальными словами, ненужное слово не вписывать в тетрадь.

  1. Позвоночный столб -кость –атлант- мозг;
  2. Плечо-плечевая кость –стопа-сустав;
  3. Костная ткань-остеобласты- надкостница- сердце;
  4. Кмсть-стопа-запястье- пястье;
  5. Таз-подвздошная кость-седалищная кость-почка;
  6. кость- остеон- шея- диафиз;
  7. глазница-лобная кость-скуловая кость-язык;
  8. мозг- затылочная кость- нижняя челюсть- височная кость;
  9. ухо- слуховые косточки- слезная кость- роднички;
  10.   хрящи – суставы-связки  - палец.

Результат ответа:      1.Если воспроизвели правильно по смыслу, из 10 наборов,

                                    все слова, то считается за - 100%.

 2. Если воспроизвели без смысла от1 до 10 наборов, то результат считается - 0%.

Приложение  5.

Таблица №1

Виды и формы памяти (по Т.М. Чайченко).

  1. кратковременная память.

Первичная память

(длится несколько секунд).

2.Долгосрочная память.

        

Вторичная память.                                Третичная память.

(длиться год).                                         ( забывания не происходит).

Приложение  6.

Таблица №2

Основные виды мышления (по В.Д. Шадрикову).

Мышление

Произвольное                                                                                             Не произвольное

        Практические и теоретическое

-действенное;                                                                                    -словесно-логическое;

-образное-(слуховое, визуальное).                                                            –эмоциональное.

-словесное.

Приложение  7.

Таблица №3

Основные виды представления(по В.Д. Шадрикову).

Представления

Произвольное:        Непроизвольное:

  1. Ретроспективное;                                            1. Актуальное;
  2. Образование.                                                   2. Эмоциональное.

        Пространство, время, движение:

-слуховое;

-зрительное;

-вкусовое;

-обонятельное;

-осязательное.

Приложение  8.

Таблица №4

Различие между полушариями при зрительном восприятии( по Л.И. Леушиной).

Левое полушарие                                                                        Правое полушарие

-оценка временных отношений;                                -оценка пространственных отношений;

-установление сходства;                                              - установление различий;

-аналитическое восприятия;                                        -целостное восприятие;

-последовательное восприятие;                            - одновременное восприятие;

-абстрактное восприятие.                                                        –конкретное узнавание.

 

Использованная литература

1.Боровлева О.В., Мартынчук Д.В., Черданцева Д.Д., Батухтина Н.П., Ефремова В.П., Синдеева Л.В. Классические и инновационные методы в организации учебно-исследовательской работы студентов при изучении дисциплины « Анатомии человека» // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 5.;

2 Л.В. Горелова, И.М. Таюрская. Анатомия в схемах и таблицах. Ростов н/Д: Феникс, 2020г.

3. Р.П.Самусев, В.Я. Липченко. Атлас анатомии человека. М. Изд-во Дом ОНИКС: Альянс-В. 2000 г. Стр. 67, 71, 74, 79, 84.

4. М.Р. Сапин, Э.В. Швецов. Анатомия человека. Ростов-на-Дону. Феникс. 2019 г.

5. Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 2020.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка итогового практического занятия - викторины «Анатомический марафон» по дисциплине: «Анатомия и физиология человека» для специальности: 31.02.01. Лечебное дело

Конкурс включает семь туров: 1 тур «Разминка» в котором участвуют студенты 1 и 2 подгрупп, им предлагаются простые занимательные вопросы. 2 тур  «Отгадайте загадки», который включает задания в ви...

Методическая разработка практического занятия по теме: «Изучение строения и функции скелета туловища» по дисциплине: «Анатомия и физиология человека» для специальности: 060501 «Сестринское дело»

Практическое занятие по теме «Изучение строения и функции скелета туловища» проводится в игровой форме. Проверка знаний на занятии в форме игры ненавязчива, не вызывает у студента неприятных ощущ...

Методическая разработка лабораторной работы по дисциплине "Основы физиологи кожи и волос" по теме: "Вирусы"

Методическая разработка лабораторной работы по дисциплине "Основы физиологи кожи и волос" по теме: "Вирусы"...

Методические рекомендации студентам к практическим занятиям по дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека Тема «Кровеносная система человека»

Методические указания содержат задания для аудиторной самостоятельной работы обучающихся на практических занятиях, а также контрольно-измерительные материалы, тестовые задания, ситуационные задачи, чт...

Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям по дисциплине ОП.02 «Анатомия и физиология человека», Раздел 3. «Анатомия и физиология опорно-двигательного аппарата. Осевой скелет. Добавочный скелет. Соединения костей»

Практическое занятие относится к основным видам учебных занятий и направлено на формирование учебных и профессиональных умений, освоение общих и профессиональных компетенций. Состав и содержание практ...