МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА внеаудиторного мероприятия ОЛИМПИАДА по Фармакологии
олимпиадные задания

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей фармакологии СПО. олимпиада состоит из первого  и второго туров. Задания олимпиады составлены исходя из того, что они должны быть не только более сложными, чем выполняемые в рамках аудиторных занятий,  но и интересными, поучительными и творческими. Задания включают многоуровневые тестовые задания, позволяющие обучающимся продемонстрировать результаты освоения программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС, а также расширить кругозор обучающихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Олимпиада по фармакологии134 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 2»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

внеаудиторного мероприятия

ОЛИМПИАДА

Дисциплина:

ОП.07. Фармакология

Специальность:

34.02.01 Сестринское дело

Москва

2021

Одобрено

ЦМК №2

Протокол №9

от «24» апреля 2021 г.

Председатель ЦМК

Майорова М.Е.__/ _______________

ФИО                        подпись

Утверждено

Методическим советом

Протокол №

от «     »   2021 г.

Председатель

_______________/__________

ФИО                        подпись

Автор:

Корнева О.В.,  преподаватель первой квалификационной

категории ГБПОУ ДЗМ «МК № 2»

Платонова С.Р.,  преподаватель первой квалификационной

категории ГБПОУ ДЗМ «МК № 2»


Пояснительная  записка

Проведение олимпиады по дисциплине Фармакология целесообразно осуществлять ежегодно среди обучающихся II курса специальности 34.02.01 Сестринское дело.

Цели и задачи проведения олимпиады:

  • определить победителей олимпиады, занявших соответственно I-III места;
  • продолжить формирование общих компетенций, включающих в себя способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях; осуществлять использование информации, необходимой для эффективного решения задач; осуществлять личностное развитие.
  • продолжать формирование профессиональных компетенций, включающих в себя умение применять медикаментозные средства по назначению врача в соответствии с правилами их использования.

Задания олимпиады составлены исходя из того, что они должны быть не только более сложными, чем выполняемые в рамках аудиторных занятий,  но и интересными, поучительными и творческими.

  Задания включают многоуровневые тестовые задания, позволяющие обучающимся продемонстрировать результаты освоения программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС, а также расширить кругозор обучающихся. Задания практическоориентированны, включают решение задач профессиональной направленности.

 Требования к заданиям:

  • Уровень трудности заданий должен  быть разным.  
  • Задания должны иметь практическую направленность.
  • Стиль изложения  заданий должен содержать элемент занимательности, это делает их запоминающимися и привлекает внимание обучающихся.

Цели олимпиады

  1. Выявить обучающихся, проявляющих повышенный интерес к дисциплине

ОП. 07 Фармакология, способствовать развитию их творческого потенциала.

  1. Выяснить, соответствуют ли знания обучающихся по дисциплине требованиям, предъявляемым ФГОС.
  2. Расширить кругозор и углубить знания по дисциплине Фармакология.

Задание

А

Инструкция: выберите 1 или несколько правильных ответов

1. Энтеральные пути введения это

1. подкожный

2. пероральный

3. ингаляционный

4. внутривенный

5. ректальный

2. При отравлении ФОС (фосфорорганическими соединениями) применяют

1. Дипироксим

2. Атропин

3. Прозерин

4. Пилокарпин

3. Для перорального пути введения лекарственных средств характерно:
1. Всасывание действующих веществ зависит от рН среды ЖКТ
2. На всасывание действующих веществ влияют процессы пищеварения
3. Лекарственные вещества попадают в общий кровоток, минуя печень
4. Всасывание действующих веществ зависит от моторики ЖКТ

4. Лекарственное вещество попадает в кровь, минуя печень при введении:
1. Сублингвально
2. Внутримышечно
3. Перорально
4. Ректально

5. Лекарственные вещества из организма матери в организм плода переходят через

        1. гематоэнцефалический барьер

        2. плацентарный барьер

        3. гематоофтальмический барьер

       6. В начале XX века медицинское средство пользовалось популярностью в России, в том числе при царском дворе. И с ним же связан исторический эпизод, способствовавший упрочению положения Григория Распутина. К этому времени уже было известно, что оно снижает свёртываемость крови. Однако им собирались лечить страдавшего гемофилией цесаревича Алексея. При гемофилии лечебное средство смертельно опасно. Григорий Распутин запретил давать мальчику новинку из Германии, чем и спас его. О каком лекарственном средстве идёт речь?

1. Аспирин

2. Эликвис

3. Ксарелто

4. Фраксипарин

7. Показатель Т1\2 это

        1. время, в течении которого концентрация в плазме ЛВ снижается наполовину

        2. биодоступность

3. показатель того, что ЛС вводилось 2 раза в сутки

4. показатель того, что доза была снижена в 2 раза

8. Широта терапевтического действия – диапазон доз

        1. от минимальной до высшей разовой

        2. от минимальной до средней

        3. от средней до высшей

4. от средней до токсической

9. При возбуждении В1- адренорецепторов сердца наблюдаются эффекты

        1. снижение числа сердечных сокращений

        2. увеличение числа сердечных сокращений

        3. снижение силы сердечных сокращений

        4. увеличение силы сердечных сокращений

10. Атропин вызывает

        1. Мидриаз

        2. Миоз

        3. увеличение ЧСС

        4. снижение тонуса скелетных мышц

        5. снижение тонуса гладких мышц

        6. уменьшение секреции бронхиальных и пищеварительных желез

 

11.  Антихолинэстеразные средства действие деполяризующих курареподобных средств

1. усиливают

2. ослабляют

3. не изменяют

4. изменяют в зависимости от дозы

12. При бронхиальной астме применяют

        1. Сальбутамол

        2. Добутамин

        3. Фенотерол

        4. Пропроналол

13. Для пролонгирования действия местных анестетиков применяют

        1. норэпинефрин

        2. эпинефрин

        3. фенотерол

4. эфедрин

14.  Показания к приему Пропранолола это

        1. гипертензия

        2. профилактика мигрени

        3. стенокардия

        4. бронхиальная астма

5. брадикардия

15.  К побочным эффектам Каптоприла относятся

        1. ортостатическая гипотензия

        2. гипертензия

        3. аллергические реакции

        4. сухой кашель

16. Наркотический анальгетик с наибольшей силой анальгетической активности и короткой продолжительностью действия  (внутривенно, внутримышечно) это

        1. Морфин

        2. Омнопон

        3. Фентанил

        4. Трамадол

17. Признаки острого отравления морфином это

        1. Повышение температуры тела

        2. Снижение температуры тела

        3. Угнетение дыхания  

        4. Миоз

18. Механизм противовоспалительного действия НПВС связан  с

        1. ингибированием ЦОГ в очаге воспаления

        2. ингибированием ЦОГ в слизистой желудка

        3. увеличением синтеза простагландинов в слизистой желудка

        4. с уменьшением проницаемости сосудов

19.  у пациентов с аллергией и непереносимостью других НПВС, бронхиальной астмой, патологиями ССС, ЖКТ, почек может применяться

        1. Аспирин

        2. Нимесулид

        3. Парацетамол

        4. Ибупрофен

20.  В качестве антиагреганта  при непереносимости Аспирина  применяют

         1. Клопидогрел (Плавикс)

        2. Герудин

        3. Гепарин

        4. Фраксипарин

21.  К антисекреторным препаратам относятся

        1.  Ранитидин

2. Маалокс

3. Омепразол

4. Гастроцепин

22. Побочные эффекты аминогликозидов это

        1. ототоксическое действие

        2. тахикардия

        3. нефротоксической действие

        4. нервно-мышечная блокада

23. Противопоказаны детям младшего возраста

        1. макролиды

2. тетрациклины

3. фторхинолоны

4. цефалоспорины

24. Для предупреждения кристаллурии, вызываемой сульфаниламидами, рекомендуют

        1. ограничение приема жидкости

        2. прием витаминов группы В

        3. обильное щелочное питье

        4. обильное кислое питье

В

Инструкция: Соотнесите

25

Препарат

Действие

1. Лидокаин

2. Анальгин

3. Перцовый пластырь

4. Пилокарпин глазные капли

А. рефлекторное

Б. местное

Г. резорбтивное

 

26.

Термин

Определение

1. Тератогенное действие

2. Привыкание

3. Дисбактериоз

4. Материальная кумуляция

5. Канцерогенное действие

6. Эмбриотоксическое действие

7. Мутагенное действие

А. Снижение фармакологического эффекта лекарственного вещества на повторные введения одной и той же дозы
Б. Нарушение полезной микрофлоры слизистых оболочек
В. Накопление в организме лекарственного вещества
Г. Способность лекарственного вещества
вызывать злокачественные новообразования
Д. Аномалии развития плода (уродства)
Е. Нарушение развития оплодотворенной яйцеклетки на ранней стадии беременности
Ж. Изменение генетического аппарата клеток

27.

Препарат

Показание

1. Кофеин

2. Клофелин

3. Фуросемид

4. Эналаприл

5. Нитроминт

6. Строфантин К

7. Моночинкве

А. гипотензия

Б. гипертонический криз

В. профилактика приступа стенокардии

Г. ХСН

Д. купирование приступа стенокардии

Е. ОСН

Ж. форсированный диурез

С

Инструкция: Ответьте на поставленный вопрос

28. Какой препарат является специфическим антагонистом гепарина?

29. Какой препарат является специфическим антагонистом наркотических анальгетиков?

Инструкция: Заполните таблицу.

30. Ориентируясь на знания об отрицательном действии указанных препаратов и мерах их профилактики, заполните таблицу.

1 - бициллин-5, 2 - стрептомицин, 3 -  кислота ацетилсалициловая, 4- метамизол натрия, 5 - хлорамфеникол, 6 - тетрациклин, 7 - парацетамол, 8 - амфотерицин В.

Отрицательное действие

ЛС, способное вызывать данное отрицательное действие

Меры профилактики

Ульцерогенное

Дисбактериоз

Аллергия

Гепатотоксичность

Нефротоксичность

Гематотоксичность

Неиромышечная блокада


Эталон ответа

А

1

2

3

4

5

6

7

8

2 5

1 2

1 2 4

1 4

2

1

1

1

9

10

11

12

13

14

15

16

2 4

1 3 5 6

1

1 3

2

1 2 3

1 3 4

3

17

18

19

20

21

22

23

24

2 3 4

1 4

2

1

1 3 4

1 3 4

2 3

3

В

25

1

2

3

4

Б

Г

А

Б

26

В

2

3

4

5

6

7

Д

А

Б

В

Г

Е

Ж

27

1

2

3

4

5

6

7

А

Б

Ж

ГВ

Д

Е

В

С

28

Протамина сульфат

29

Налаксон/Налтрексон

30

Ульцерогенное

3 6 (7)

АСК (парацетамол) тетрациклин

контроль доз, длительности. Не совмещать прием

Гепатопротекторы, антисекреторные средства

Дисбактериоз

1,2,5,6

бициллин-5 , хлорамфеникол стрептомицин тетрациклин,

Контроль доз, длительности. Не совмещать прием.

Диета, бакпрепараты (про и эубиотики)

Аллергия

1,2,3,(4),5,6,(7), 8

Все -  бициллин-5, АСК стрептомицин, метамизол натрия….

Отмена приема, замена препарата

Гепатотоксичность

2,6,8

стрептомицин тетрациклин

амфотерицин В

Контроль доз, длительности. Не совмещать прием.

Гепатопротекторы, витамин С, щадящая диета

контроль б\х показателей крови (АСТ….)

Нефротоксичность

2,7,8

стрептомицин парацетамол

амфотерицин В

Питьевой режим, контроль б\х показателей мочи и крови (ОАМ, БАК)

Гематотоксичность

4,5,6,7,8

метамизол натрия, хлорамфеникол тетрациклин

парацетамол

амфотерицин В

Контроль гематологических показателей (ОАК), контроль доз, длительности. Не совмещать прием

Неиромышечная блокада

2 Стрептомицин

Витамины В, консультация невролога


Критерий оценки

Часть А  - каждый правильный ответ – 1 балл

Часть Б  -   25 – 4 балла

26 – 7 баллов

27 – 7 баллов

Часть С –  28 – 2 балла

              29 – 2 балла

              30 – 14 баллов суммарно

Максимальное количество баллов -  60 баллов

Распределение призовых мест:

60 - 54 балла – I

53 - 47 баллов – II  

46 – 40 баллов - III


Приложение

Бланк ответов на задания

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

 «Медицинский колледж № 2»

(ГБОУ ДЗМ «МК № 2»)

ОЛИМПИАДА

Дисциплина: Фармакология

Ф.И.О. студента___________________________________

Группа_____________________Дата___________________________        

А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

В

25

1

2

3

4

26

1

2

3

4

5

6

7

27

1

2

3

4

5

6

7

С

28

29

30

Ульцерогенное

Дисбактериоз

Аллергия

Гепатотоксичность

Нефротоксичность

Гематотоксичность

Нейромышечная блокада

Инструкция по заполнению: Бланк заполняется черной или синей ручкой, печатными буквами и цифрами, без использования корректирующих канцелярских средств. В случае исправления, ошибочный ответ зачеркивается одной косой чертой, рядом вписывается верный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеаудиторного спортивного мероприятия

Методическая разработка и проведения портивного турнира между студентами I и II курсов...

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия. Пресс-конференция на тему: «ВИЧ! Скрытая угроза – открытая борьба!»

Всемирный день борьбы со СПИДом отмечается 1 декабря.  В декабре 1988 г состоялась встреча министров здравоохранения всех стран, во время которой прозвучал призыв к усилению мер профилактики ВИЧ-...

Методическая разработка теоретического занятия по Фармакологии на тему: "Диуретические (мочегонные средства)".

Методическая разработка теоретического занятия по фармакологии предназначена и может быть использована преподавателями средних медицинских и фармацевтических образовательных учреждений в период дистан...

Методическая разработка практического занятия по фармакологии по теме «Мочегонные средства».

Методическая разработка практического занятия по ОП.07 "Фармакология" по теме "Мочегонные средства" для специальности 34.02.01. "Сестринское дело"...

Методическая разработка практического занятия по фармакологии "Химиотерапевтические средства. Антибиотики"

Данная методическая разработка составлена для проведения практического занятия со студентами, обучающимися на 2 м курсе специальности «Сестринское дело» ОП.07 «Фармакология»....

Методическая разработка теоретического занятия по Фармакологии "Химиотерапевтические средства. Антибиотики (пенициллины, цефалоспорины, макролиды)"

Методическое пособие разработано в соответствии с рабочей программой дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС среднего профессиональног...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия по Фармакологии "Средства, влияющие на водно-солевой баланс"

Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия, рассчитанного на 2 академических часа, по теме «Средства, влияющие на водно-солевой баланс» и составлена в соотв...